bookingsky.ru

Большой стиль людовика 14 в архитектуре. История стилей: Франция. Людовик XV с плетёной спинкой и подушками с ярким современным узором, Сhelini

«Стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей Классицизма и художественного стиля Неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX вв. в большинстве европейских стран. Другая важнейшая особенность эпохи «Большого стиля» состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. В 1648 г. по инициативе «первого живописца короля» Бергер О. Всемирная история // Новая история Т. 3, СПб, 1999. С.171. Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры. В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи. В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры. Ее директором был назначен Ф. Блондель Старший, секретарем - А. Фелибьен. «Большой стиль» требовал больших денег. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры. В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля».

Все строительные работы находились в ведомстве Двора. В 1655-1661 гг. архитектор Л. Лево построил для Н. Фуке, «королевского контролера финансов», дворец Во-ле-Виконт. Парк регулярного стиля разбил А. Ленотр, интерьеры с блеском оформил Ш. Лебрюн. Дворец и парк вызвали столь сильную зависть короля Людовика, что министр Фуке под первым же предлогом был брошен в тюрьму, а Лево и Ленотру приказано построить нечто более грандиозное в Париже и Версале. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра. Интересна история создания этого шедевра. К участию в конкурсе был привлечен выдающийся мастер зрелого римского Барокко Дж. Л. Бернини. Он представил барочный проект с вычурно изогнутыми фасадами, насыщенными множеством декоративных элементов, но французы предпочли свой, отечественный, более строгий и классичный. Его автором оказался не профессиональный строитель, а медик, увлекавшийся архитектурой и переводивший на досуге на французский язык трактат Витрувия. Это был К. Перро. Он отстаивал исключительно античные, древнеиталийские основы классицистической архитектуры. Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца Лысянов В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история № 5 М., 2002. С.145..

В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского Классицизма: Отеля Ламбер (1645) и ансамбля «Коллежа Четырех Наций» («Института Франции»; 1661-1665). Рядом с «Коллеж де Франс» в 1635-1642 гг. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу «Коллеж де Франс», церковь Сорбонны венчает необычный для того времени «французский купол». В 1671-1676 гг. Л. Брюан возвел на левом берегу Сены комплекс зданий Дома Инвалидов для ветеранов войны. В 1679-1706 гг. архитектор Ж. Ардуэн Мансар дополнил этот ансамбль своим шедевром - церковью Дома Инвалидов. Ее купол с золоченым орнаментом, «фонарик» и шпиль видны издалека. Церкви Института Франции, Сорбонны и Дома Инвалидов представляли собой новый тип классицистического здания, центрического плана, с портиком, треугольным фронтоном и куполом на барабане с колоннами или пилястрами. Эта композиция - так называемая «французская схема» - положена в основу многих последующих произведений архитектуры европейского Классицизма XVIII-XIX вв., в том числе и в России. В 1685-1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее - Вандомская площадь). Прямоугольная в плане, со срезанными углами, она задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца. В центре была установлена конная статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1683-1699); уничтожена во время революции 1789 г. Фасады зданий, обрамляющих площадь, имеют однотипные портики, что придает композиции целостность и завершенность. Другая площадь в честь короля, также по проекту Ж. Ардуэна-Мансара, - «Площадь Побед» (Place des Victoires) создана в 1685 г. Ее украшала конная статуя Людовика XIV работы голландского скульптора М. фан Лен Богарта (по прозванию Дежарден); уничтожена во время революции 1792 г. (восстановлена М. Бозио в 1822 г.; см. кавалло).

В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена Арка Сен-Дени в честь побед французского оружия - перехода армии короля Людовика через Рейн. Блондель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения «Большого стиля». Барельефы арки по эскизам Ш. Лебрюна выполнили скульпторы братья Ангье. С 1676 г. Блондель разрабатывал новый генеральный план Парижа, предусматривавший создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. Ф. Блондель был выдающимся теоретиком, в своем «Курсе архитектуры» (1675) он доказывал, что основы классицистического стиля лежат не «в подражании Риму», а в рациональном мышлении и точном расчете пропорций. С ним полемизировал создатель «Колоннады Лувра» К. Перро. В 1691 г. еще один теоретический трактат под тем же названием: «Курс архитектуры» опубликовал Ш.-А. де Авилер. В 1682 г. Людовик XIV покинул Париж и двор переехал в пригородную резиденцию - Версаль.

В этом жесте видят желание короля создать новую блистательную столицу, целиком связанную только с его именем. Среди скульпторов «Большого стиля» выделяются Ф. Жирардон, А. Куазево, Н. Кусту (младший брат которого известен группами «коней Марли»), П. Пюже, Ж. Саразен, Ж.-Б. Тюби. В годы правления Людовика XIV творили два выдающихся живописца: К. Лоррен и Н. Пуссен. Они работали в Италии и по своим устремлениям были далеки от помпезного «Большого стиля». Убежденный романист К. Лоррен - пейзажист-лирик и романтик. Н. Пуссен создал шедевры, воплощающие идеи «чистого» римского Классицизма, также романтически претворяющего гармонию античности. Несмотря на требования короля, Пуссен не хотел работать во Франции и быть придворным живописцем. Поэтому лавры придворного живописца сначала стяжал холодный и скучный академист С. Вуз, а затем его ученик П. Миньяр. В эти же годы разгорелся знаменитый спор «пуссенистов» (приверженцев Классицизма) и «рубенсистов» (сторонников Барокко). В королевской Академии живописи «пуссенистов» поддерживал Ш. Лебрюн, а «рубенсистов» -П. Миньяр и Роже де Пиль. Ш. Лебрюн почитал Рафаэля и Пуссена и посвящал этим художникам специальные лекции в Академии; в 1642 г. он провожал Пуссена в Италию и некоторое время работал рядом с ним в Риме. Но характерно, что дилемма «Пуссен-Рубенс» (Классицизм-Барокко), отражавшаяся в стенах парижской Академии противостоянием Лебрюн-Миньяр, теряла свой смысл, настолько академическая живопись была схожей: академизм нивелировал различия стиля. Придворные портреты «большого статуарного, или высокого, стиля», созданные С. Вуэ и П. Миньяром иногда называют «барочным академизмом». Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли и лучшие художники Франции того времени - на всех портретах заметно пренебрежительное, снисходительное выражение, а на лице Короля-Солнца (портрет работы Лебрюна) - презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении - портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой скучнейшие образцы академического классицизма Лысянов В.Б. Людовик XIV о государстве и монаршей власти // Новая и новейшая история № 5 М., 2002. С.147..

В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо. В то же время «Портрет канцлера Сегье» (1661), его же работы, - изысканнейшее в живописном отношении произведение. В этих противоречиях отражены нюансы эпохи «Большого стиля». Значительный вклад в искусство парадного портрета «статуарного стиля» внесли выдающиеся граверы Ж. Морен, К. Меллан, Р. Нантёйль, Ж. Эделинк. Живописец Н. де Ларжильер, работавший, как и многие другие портретисты, под влиянием А. Ван Дейка, писал светских красавиц в образе античных богинь и нимф на фоне лесного пейзажа, чем предвосхитил черты стиля Рококо середины следующего столетия. В XVII в. во Франции созданы лучшие произведения в жанре орнаментальной гравюры, если не сказать более: создан сам жанр. Композиции Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего и Ж. Маро Старшего, собранные в большие альбомы («Вазы», «Порталы», «Плафоны», «Картуши», «Камины», «Бордюры), как нельзя лучше демонстрировали главные особенности «Большого стиля», они расходились по многим странам и оказывали существенное влияние на развитие декоративного искусства всей Европы. Работая в этом жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства отдельные формальные элементы стиля.

Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия.

Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. В этом стиле соединились элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand ».

В 1643 г. во главе Франции оказался пятилетний наследник престола Людовик XIV , регентшей стала его мать, королева Анна Австрийская. Политику определял первый министр, всесильный кардинал Мазарини. Несмотря на ненависть народа к кардиналу-итальянцу и нелюбовь к «королеве-австриячке», мысль о необходимости прочной абсолютной власти как непременного условия развития французской нации и объединения страны сплотила вокруг трона передовые умы того времени - политиков, дворянство, литераторов и художников. В 1655 г. молодой король на заседании парламента произнес знаменитую фразу: «L"Etat, c"est moi !» («Государство, это я!»). А придворные, не без лести, конечно, прозвали его «Roi Soleil » - «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). Министр финансов «Короля-Солнца» Ж.-Б. Кольбер «курировал» развитие архитектуры, деятельность Академий. В 1663 г. Кольбером была организована «Академия надписей», специально для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами.

Эстетические идеалы

Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только Классицизм , ассоциирующийся с величием древних греков и римлян: французский король сравнивался с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Но строгий и рациональный Классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. В Италии в это время господствовал стиль Барокко . Поэтому закономерно, что художники Франции обратились и к формам современного итальянского Барокко. Но во Франции Барокко не могло столь мощно, как в Италии, вырасти из архитектуры Классицизма.

С эпохи французского Ренессанса XVI в. в этой стране утвердились идеалы Классицизма, влияние которых на развитие искусства не ослабевало вплоть до конца XIX столетия. В этом состоит главная особенность «французского стиля». К тому же классицистические формы привились на иной, чем в Италии, почве сильных национальных традиций романского и готического искусства. Это объясняет, почему у итальянского Барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи Классицизма. Так, в оформлении фасадов зданий сохранялась строгая классицистическая ордерная разработка стены, но в деталях оформления интерьера, шпалерах, мебели присутствовали барочные элементы.

Влияние государственной идеологии было столь велико, что именно с этого времени отдельные этапы развития искусства во Франции стали обозначать именами королей: стиль Луи XIV, стиль Луи XV, стиль Луи XVI. Обычай такого наименования был позднее обращен и назад, во времена до правления Людовика XIV. Другая важнейшая особенность эпохи заключалась в том, что именно во Франции второй половины XVII столетия сложилось само понятие художественного стиля. До этого, в Италии, идеи Классицизма, лишь начав формироваться, тут же были потеснены Маньеризмом и Барокко.

Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве и его роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни, быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). Вместе с осознанием стиля приходит эстетизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, «чувства детали». Эта особенность стала традицией, которая создала за несколько десятилетий особенное «чувство формы», пластическую культуру, тонкость мышления, присущие именно французской школе. Но складывалась эта культура непросто. Вначале на смену ренессансному идеалу целостной, статичной, уравновешенной в себе формы (несколько расшатанному искусством Маньеризма и Барокко) пришла идея эстетизации «случайных прелестей» и отдельных средств достижения красоты: линии, краски, фактуры материала. Вместо категории композиции (compositio), выдвинутой итальянским архитектором и теоретиком Л. Б. Альберти, вводится понятие «смешанного соединения» (лат. mixtum compositura). Начало такому дроблению положили итальянские художники-маньеристы, работавшие при дворе Франциска I, а затем Генриха II в школе Фонтенбло. Их французские ученики, трудившиеся в графских и королевских замках по течению р. Луары и в самом Париже, постепенно формировали аристократическую культуру формы, блиставшую позднее в стиле Рококо XVIII столетия, но свои первые плоды она принесла в XVII в. «Может быть, влияние французского искусства на быт высших слоев европейского, в том числе и русского общества, было сильнее в XVIII в., но основы супрематии французского языка, манер, мод, удовольствий были заложены, несомненно, временем «Короля-Солнца».

Не случайно именно вторую половину XVII столетия называют «самым блистательным периодом французской истории». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Вероятно, пышность стиля придворного искусства действительно создавала впечатление «вечного праздника жизни». По свидетельству знаменитой мемуаристки госпожи де Севинье, двор Людовика XIV все время пребывал «в состоянии удовольствия и искусства»... Король «всегда слушает какую-нибудь музыку, очень приятную. Он беседует с дамами, которые привыкли к этой чести... Празднества продолжаются каждый день и полночи». В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на зеркала и мемуары. Люди захотели увидеть себя со стороны, стать зрителями собственной позы. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета. Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских дворов.

В Большой галерее Версальского дворца зажигались тысячи свечей, отражавшихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было «столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить». Ни одно из европейских государств не смело соперничать с Францией, находившейся тогда в зените славы. «Большой стиль» появился в нужное время и в нужном месте. Он точно отражал содержание эпохи - но не ее действительное состояние, а настроения умов. Сам король мало интересовался искусством, он вел бесславные войны, истощавшие силы государства. И люди как будто старались не замечать этого, они хотели выглядеть такими, какими казались себе в своем воображении. Какая самонадеянность! При изучении этой эпохи возникает ощущение, что самыми большими ее художниками были портные и парикмахеры. Но история со временем все поставила на свои места, сохранив для нас великие произведения архитекторов, скульпторов, рисовальщиков и граверов. Мания стиля, французской «большой манеры» стремительно распространялась по Европе, преодолевая дипломатические и государственные барьеры. Сила искусства оказалась сильнее оружия и перед ней капитулировали и Берлин, и Вена, и даже чопорный Лондон.












Основные принципы стиля

«Стиль Людовика XIV» заложил основы интернациональной европейской придворной культуры и обеспечил своим триумфом успешное распространение идей Классицизма и художественного стиля Неоклассицизма во второй половине XVIII - начале XIX вв. в большинстве европейских стран. Другая важнейшая особенность эпохи «Большого стиля» состоит в том, что именно в это время окончательно складывается идеология и формы европейского академизма. В 1648 г. по инициативе «первого живописца короля» Лебрюна в Париже основана Королевская Академия живописи и скульптуры . В 1666 г. в Риме создана Французская Академия живописи. В 1671 г. в Париже организована Королевская Академия архитектуры . Ее директором был назначен Ф. Блондель Старший, секретарем - А. Фелибьен. «Большой стиль» требовал больших денег. Королевский двор, придворная аристократия, Академии и католическая церковь сумели создать среду, хотя бы и в радиусе столицы, в которой возникали дорогостоящие шедевры. В первую очередь требовалось возведение грандиозных архитектурных ансамблей. Были введены официальные должности «архитектора короля» и «первого архитектора короля».

Все строительные работы находились в ведомстве Двора. В 1655-1661 гг. архитектор Л. Лево построил для Н. Фуке, «королевского контролера финансов», дворец Во-ле-Виконт . Парк регулярного стиля разбил А. Ленотр , интерьеры с блеском оформил Ш. Лебрюн . Дворец и парк вызвали столь сильную зависть короля Людовика, что министр Фуке под первым же предлогом был брошен в тюрьму, а Лево и Ленотру приказано построить нечто более грандиозное в Париже и Версале. В 1664-1674 гг. возведением восточного фасада завершен архитектурный ансамбль Лувра - главной королевской резиденции в Париже. Восточный фасад называют «колоннадой Лувра» из-за мощного ряда сдвоенных колонн «большого ордера». Колонны с коринфскими капителями подняты над цокольным этажом и охватывают второй и третий этажи, создавая мощный, строгий и величественный образ. Колоннада протянулась на 173 метра. Интересна история создания этого шедевра. К участию в конкурсе был привлечен выдающийся мастер зрелого римского Барокко Дж. Л. Бернини. Он представил барочный проект с вычурно изогнутыми фасадами, насыщенными множеством декоративных элементов, но французы предпочли свой, отечественный, более строгий и классичный. Его автором оказался не профессиональный строитель, а медик, увлекавшийся архитектурой и переводивший на досуге на французский язык трактат Витрувия. Это был К. Перро. Он отстаивал исключительно античные, древнеиталийские основы классицистической архитектуры. Вместе с К. Перро в строительстве Лувра принимали участие Ф. де Орбе и Л. Лево, которые создали новые северное и южное крылья дворца.

В годы правления Людовика XIV прославился архитектор и фортификатор С. де Вобан, он построил свыше тридцати новых городов-крепостей и реконструировал множество старых. Л. Лево стал автором двух выдающихся построек, оказавших заметное влияние на развитие архитектуры европейского Классицизма: Отеля Ламбер (1645) и ансамбля «Коллежа Четырех Наций » («Института Франции »; 1661-1665). Рядом с «Коллеж де Франс» в 1635-1642 гг. архитектор Ж. Лемерсье построил церковь Сорбонны с фасадом в стиле итальянского Барокко (в ней находится гробница кардинала Ришелье, ректора университета). Как и капеллу «Коллеж де Франс», церковь Сорбонны венчает необычный для того времени «французский купол». В 1671-1676 гг. Л. Брюан возвел на левом берегу Сены комплекс зданий Дома Инвалидов для ветеранов войны. В 1679-1706 гг. архитектор Ж. Ардуэн Мансар дополнил этот ансамбль своим шедевром - церковью Дома Инвалидов . Ее купол с золоченым орнаментом, «фонарик» и шпиль видны издалека. Церкви Института Франции, Сорбонны и Дома Инвалидов представляли собой новый тип классицистического здания, центрического плана, с портиком, треугольным фронтоном и куполом на барабане с колоннами или пилястрами. Эта композиция - так называемая «французская схема» - положена в основу многих последующих произведений архитектуры европейского Классицизма XVIII-XIX вв., в том числе и в России. В 1685-1701 гг. по проекту Ж. Ардуэна-Мансара в центре Парижа создана площадь Людовика Великого (позднее - Вандомская площадь ). Прямоугольная в плане, со срезанными углами, она задумана как парадный ансамбль в честь Короля-Солнца. В центре была установлена конная статуя Людовика XIV работы Ф. Жирардона (1683-1699); уничтожена во время революции 1789 г. Фасады зданий, обрамляющих площадь, имеют однотипные портики, что придает композиции целостность и завершенность. Другая площадь в честь короля, также по проекту Ж. Ардуэна-Мансара, - «Площадь Побед » (Place des Victoires) создана в 1685 г. Ее украшала конная статуя Людовика XIV работы голландского скульптора М. фан Лен Богарта (по прозванию Дежарден); уничтожена во время революции 1792 г. (восстановлена М. Бозио в 1822 г.; см. кавалло).

В 1672 г. по проекту главы Королевской Академии архитектуры Ф. Блонделя Старшего возведена в честь побед французского оружия - перехода армии короля Людовика через Рейн. Блондель переосмыслил форму римской Триумфальной арки и создал новый тип сооружения «Большого стиля». Барельефы арки по эскизам Ш. Лебрюна выполнили скульпторы братья Ангье. С 1676 г. Блондель разрабатывал новый генеральный план Парижа, предусматривавший создание крупных архитектурных ансамблей и перспектив. Ф. Блондель был выдающимся теоретиком, в своем «Курсе архитектуры» (1675) он доказывал, что основы классицистического стиля лежат не «в подражании Риму», а в рациональном мышлении и точном расчете пропорций. С ним полемизировал создатель «Колоннады Лувра» К. Перро. В 1691 г. еще один теоретический трактат под тем же названием: «Курс архитектуры» опубликовал Ш.-А. де Авилер. В 1682 г. Людовик XIV покинул Париж и двор переехал в пригородную резиденцию - .

В этом жесте видят желание короля создать новую блистательную столицу, целиком связанную только с его именем. Среди скульпторов «Большого стиля» выделяются Ф. Жирардон, А. Куазево, Н. Кусту (младший брат которого известен группами «коней Марли»), П. Пюже, Ж. Саразен, Ж.-Б. Тюби. В годы правления Людовика XIV творили два выдающихся живописца: К. Лоррен и Н. Пуссен. Они работали в Италии и по своим устремлениям были далеки от помпезного «Большого стиля». Убежденный романист К. Лоррен - пейзажист-лирик и романтик. Н. Пуссен создал шедевры, воплощающие идеи «чистого» римского Классицизма, также романтически претворяющего гармонию античности. Несмотря на требования короля, Пуссен не хотел работать во Франции и быть придворным живописцем. Поэтому лавры придворного живописца сначала стяжал холодный и скучный академист С. Вуз, а затем его ученик П. Миньяр. В эти же годы разгорелся знаменитый спор «пуссенистов» (приверженцев Классицизма) и «рубенсистов» (сторонников Барокко). В королевской Академии живописи «пуссенистов» поддерживал Ш. Лебрюн, а «рубенсистов» -П. Миньяр и Роже де Пиль. Ш. Лебрюн почитал Рафаэля и Пуссена и посвящал этим художникам специальные лекции в Академии; в 1642 г. он провожал Пуссена в Италию и некоторое время работал рядом с ним в Риме. Но характерно, что дилемма «Пуссен-Рубенс» (Классицизм-Барокко), отражавшаяся в стенах парижской Академии противостоянием Лебрюн-Миньяр, теряла свой смысл, настолько академическая живопись была схожей: академизм нивелировал различия стиля. Придворные портреты «большого статуарного, или высокого, стиля», созданные С. Вуэ и П. Миньяром иногда называют «барочным академизмом». Со стен «Галереи Аполлона» в Лувре на нас взирают французские короли и лучшие художники Франции того времени - на всех портретах заметно пренебрежительное, снисходительное выражение, а на лице Короля-Солнца (портрет работы Лебрюна) - презрительная гримаса. То же выражение на великолепном по живописи и композиции произведении - портрете Людовика XIV кисти И. Риго. Большая часть картин «первого живописца короля» Ш. Лебрюна представляет собой скучнейшие образцы академического классицизма.

В Лувре есть большой зал, целиком заполненный огромными полотнами Ш. Лебрюна, смотреть их невыносимо. В то же время «Портрет канцлера Сегье» (1661), его же работы, - изысканнейшее в живописном отношении произведение. В этих противоречиях отражены нюансы эпохи «Большого стиля». Значительный вклад в искусство парадного портрета «статуарного стиля» внесли выдающиеся граверы Ж. Морен, К. Меллан, Р. Нантёйль, Ж. Эделинк. Живописец Н. де Ларжильер, работавший, как и многие другие портретисты, под влиянием А. Ван Дейка, писал светских красавиц в образе античных богинь и нимф на фоне лесного пейзажа, чем предвосхитил черты стиля Рококо середины следующего столетия. В XVII в. во Франции созданы лучшие произведения в жанре орнаментальной гравюры, если не сказать более: создан сам жанр. Композиции Ж. Лепотра, Д. Маро Старшего и Ж. Маро Старшего, собранные в большие альбомы («Вазы», «Порталы», «Плафоны», «Картуши», «Камины», «Бордюры), как нельзя лучше демонстрировали главные особенности «Большого стиля», они расходились по многим странам и оказывали существенное влияние на развитие декоративного искусства всей Европы. Работая в этом жанре, художники не были регламентированы сюжетом и требованиями заказчика, они давали волю фантазии, отрабатывая до совершенства отдельные формальные элементы стиля.

Проявление «Большого стиля» в декоре

Выдающимся художником-декоратором «Большого стиля», предвосхитившим и стиль Рококо, был Ж. Верен Старший. Он оформлял придворные празднества, постановки опер Ж.-Б. Люлли, композитора «версальского стиля», выполнял рисунки мебели, оформления интерьеров и декора кораблей. В эти же годы осуществлялся грандиозный замысел Людовика XIV: изготовить гравюры со всех значительных произведений искусства, созданных во Франции в годы его правления и находящихся в королевских собраниях. Идея, достойная «Большого стиля»! Такая художественная энциклопедия стала готовиться с 1663 г. и выпускалась в альбомах гравюр на меди «in folio» (лат. «в лист», т. е. большого формата) в 1677-1683 гг. В гравюрах воспроизведены картины, скульптуры, королевские шпалеры, собрания медалей, монет, камей, виды королевских дворцов и замков. В 1727 и 1734 г. эти серии издавались вновь под названием «Королевский кабинет» (похожая серия создана в 1729-1742 гг. под руководством П. Кроза). Инициативы короля Людовика XIV способствовали формированию художественной коллекции Лувра. В 1662 г. по распоряжению министра Ж.-Б. Кольбера из простой мастерской красильщиков шерсти в предместье Парижа была создана «Королевская мануфактура меблировки», или мануфактура Гобеленов.

Там производились не только тканые ковры - шпалеры, но и мебель, мозаика, изделия из бронзы. С 1664 г. действовала мануфактура Бове, с 1665 г. - Обюссон, с 1624 г. - Савоннери. На рубеже XVII-XVIII вв. французское искусство по впечатлениям современников создавало ощущение «безудержной роскоши и великолепия». Корывердюры и огромные «картинные» гобелены с пышными бордюрами - гирляндами цветов и фруктов, эмблемами и картушами, с вплетенными мерцающими золотыми и серебряными нитями, занимали все стены. Они не только соответствовали характеру интерьеров «Большого стиля», но задавали им тон. Главным художником мануфактуры Гобеленов был Ш. Лебрюн. Самая знаменитая серия шпалер по его картонам - «Месяцы, или королевские замки» (1666), в которой Лебрюн успешно соединил «классический стиль Рафаэля с барочной пышностью Рубенса». С 1668 по 1682 гг. серия из двенадцати ковров повторялась семь раз. Прославились и другие серии, также по картонам Лебрюна, «История Людовика XIV», «Стихии, или Времена Года», «История Александра Македонского». Такого обилия шедевров декоративного искусства Франция еще не знала. Событием в искусстве мебели стали оригинальные произведения выдающегося мастера А.-Ш. Булля. Монументальные шкафы и комоды его работы с бронзовыми золочеными накладками, насыщенной по цвету и текстуре интарсией, соответствовали величию парадных дворцовых интерьеров. В XVII столетии кроме бархата и шелка в моду вошли кружева, они стали обязательной принадлежностью не только женского, но и мужского костюма.

Сначала во Францию ввозились фламандские кружева и венецианский гипюр. В 1665 г. в г. Алансоне была основана мастерская, в которой местных мастериц обучали венецианские кружевницы. Вскоре алансонский гипюр стали называть «point de France» («французский стежок»). Специальным декретом король Людовик обязал своих придворных носить только французские кружева. Они отличались особенно мелким, изысканным узором. Придворным ювелиром Людовика XIV был серебряных дел мастер К. Баллен Первый. Он создал столовые приборы и литую серебряную мебель для Версаля. Эти произведения просуществовали недолго. В 1689 г. в связи в финансовыми трудностями государства король издал «Указ против роскоши» о переплавке всех золотых и серебряных изделий на монеты. Погибло огромное количество уникальных произведений. Но денег королю все равно не хватило и указ был повторен в 1700 г. В результате нанесен огромный урон ювелирному искусству Франции, но одновременно указы способствовали подъему фаянсового произодства в Руане и Мустье. Серебряную посуду должна была заменить фаянсовая. Так возник уникальный «лучистый стиль» росписи руанских фаянсов. Конец XVII в. был также временем расцвета искусства вышивки по шелку. «Большой стиль» эпохи Короля-Солнца создал еще одну французскую традицию. Тон в искусстве стали задавать женщины. Многие оригинальные художественные идеи рождались не у трона, а в Салонах (это слово также появилось в XVII столетии), аристократических гостиных и будуарах фавориток короля: с 1661 г. м-ль де Лавалльер, в 1668-1678 гг.- Ф. де Монтеспан. Маркиза Франсуаза Атенаис де Монтеспан (1641-1707) была представительницей древнейшего аристократического рода. Ее образованности, тонкому вкусу и любви к искусству обязаны своим благополучием многие художники. В 1678 г. внимание короля привлекла Мария Анжелика де Фонтанж (1661-1681). Ее влиянием объясняется появление новых моделей одежды, причесок, украшений. Так, однажды во время королевской охоты у герцогини де Фонтанж развалилась прическа и она перевязала волосы лентой. Король выразил восхищение и вскоре все придворные дамы стали носить прическу «фонтанж» («а Lа Fontanges»).

В 1684 г. после смерти королевы Людовик XIV тайно обвенчался с маркизой Франсуазой де Ментенон (1635-1719). Маркиза отличалась набожностью и с годами все больше подчинялась влиянию своих католических духовников. Через нее церковь решилась обратить Людовика на путь благочестия. Поэтому вся вторая половина царствования была окрашена суровыми тонами и проходила в атмосфере «всеобщего уныния». Считается также, что именно под влиянием набожной католички Ментенон король решился на отмену в 1685 г. Нантского эдикта. Этот эдикт, изданный Генрихом IV еще в 1598 г., гарантировал во Франции свободу вероисповедания. С его отменой значительная часть мастеров-ювелиров, чеканщиков, эмальеров, керамистов, ткачей, бывших протестантами, вынуждена была навсегда покинуть Францию. Переселившись в Германию, Англию, Голландию, Швейцарию, эти мастера внесли существенный вклад в развитие декоративного и прикладного искусства этих стран. После отмены Нантского эдикта замечается спад в художественной жизни Франции. К концу XVII в. «Большой стиль» явно исчерпал свои возможности, «золотой век» французского искусства заканчивался, чтобы уступить место камерному и слегка усталому искусству стиля Регентства начала XVIII столетия. Но именно с XVII в. в Европе начинается распространение идей Классицизма. Эти идеи смогли оформиться в интернациональный художественный стиль лишь с середины XVIII в. Для Франции, после классицистического искусства Ренессанса XVI в. и «Большого стиля» XVII в., это была уже третья волна Классицизма, поэтому художественный стиль французского искусства второй половины XVIII столетия именуется Неоклассицизмом, в то время, как в отношении других европейских стран - просто Классицизмом .

Эпоха Людовиков – XV и XVI – дала миру замечательную мебель, актуальную до сих пор. В нашей подборке – самые интересные современные интерпретации классических кресел и стульев в стиле Людовиков.

1. Кресло и столик в стиле Людовика XV, Silvano Grifoni, WWTS

Кресло с прямой спинкой на словно прогибающихся ножках (это XV) и кресло на прямых ножках со спинкой-медальоном (XVI). Оба варианта – просто хиты.

2. Людовик XV в остромодной обивке с «тропическим» принтом, Boiserie Italia

Тропики – сегодня очень модная тема в интерьерном дизайне, и авторы этих кресел не побоялись объединить в одном предмете мебели резной золочёный каркас и современный принт. Получилось свежо!

3. Людовик XVI в модном синем,Coleccion Alexandra

При дворе Людовика XVI такая обивка показалась бы вопиющим нарушением протокола: предписаны были обивки с цветочным узором, венками, лентами, колосьями. Однако в наше время жаккардовая полоса на однотонном материале воспринимается как классический вариант, подходящий для кресла в . Так оно и есть!

4. Людовик XV с плетёной спинкой и подушками с ярким современным узором, Сhelini

Это кресло очень глубокое, и за счёт его глубины «скрадывается» высота спинки. На самом деле, она не такая низкая, как кажется. Однако за счёт этого эффекта создаётся ощущение особенного комфорта и вальяжности кресла. Оно выглядит очень актуально за счёт сочетания тёмного каркаса с ярким текстильным принтом.

5. Людовик XV: влияние эклектики, Colombo Mobili

В этом стуле, безусловно, исторический узнаваем прототип: и ножки прямые. С каннелюрами, и спинка-медальон имеется. Однако лёгкость силуэта и выемка под «медальоном» указывают на то, что этот стул сделали по образу и подобию какого-нибудь бального стула конца XIX века. Догадку подтверждают и натуральный цвет дерева, и бархатное сиденье винного цвета.

6. Кресло в стиле Людовика XVI, Bedding

Это кресло очень похоже на кресло – исторический прототип, однако оно гораздо более комфортное, и по сути, и с виду. Крепкое и достаточно широкое (но не в ущерб куртуазности), оно рассчитано на современного человека с его потребностями и представлениями о комфорте. Цветок на спинке – классический орнамент, подходящий по времени, однако он сильно увеличен и размещён по центру, в духе сегодняшнего дня

7. Мебель Outdoor, Flamant


Казалось бы, это кресло – абсолютно современное. Но присмотритесь: плетёнка облекает каркас, сделанный «по мотивам» Людовика XV. А вот совершенно прямые ножки – принадлежность следующей эпохи, Людовика XVI. Кстати, тогда было много переходных форм (ведь смена стиля – это постепенный процесс), а уж сегодня мы наблюдаем всё разнообразие форм и расцветок, на которые только способен постмодернизм.

8. Стулья в стиле Людовика XVI, Modenese Gastone

Вот это как раз один из примеров постмодернисткого подхода к теме. Никакой резьбы, форма очень лаконичная, сохранены только самые общие признаки стула в стиле Людовика XVI: спинка медальон и – даже не прямые, а «почти» прямые ножки. Да, тут уже есть лёгкий изгиб, характерный для современной мебели. Такие стулья стилистически универсальны, прекрасно пишутся в современный эклектичный интерьер.

9. Бержер, Moissonier

Уютное кресло с «цельнокроенными» подлокотниками. Французское кресло с в английскую (а точнее, шотландскую) клетку отлично подойдёт и для гостиной, и для кабинета. Дорогая, стильная и вместе с тем непафосная вещь.

10. Резное кресло, Moissonier

Ещё одно кресло «переходного периода». Прекрасные дамы в костюмах XVIII века (принты на обивке) придают эффект театральности этому .

11. Кресло в стиле Людовика XIV, Provasi

Да, вот эти резные ножки напоминают витые ножки прямоугольных кресел эпохи Людовика XIV. Комфортные пропорции – из эпохи Людовика XV. Обивка в этой модели играет важную роль: суперсовременное монохромное решение.

12. Кресло в обивке с орнаментом пейсли, Provasi

Во Франции сменилось 16 королей с именем Людовик, но в интерьерном дизайне оставили след три последних: Людовик XIV, Людовик XV и Людовик XVI. Их именами названы целые стили — стили Луи или Людовика с соответствующим порядковым номером.

За время царствования Короля-Солнца Франция стала не только сильной державой, но и законодательницей мод в архитектуре и интерьере, оттеснив на второй план Италию. Помпезность и величие отличают всё, что было создано в то время: архитектуру, интерьеры и мебель. Возможно, именно за это стиль Людовика XIV любим сильными мира сего?

Людовик XIV (правление 1643-1715). Долгое 72-х летнее правление Людовика XIV пришлось на эпоху барокко. При нем был построен Версаль, разбит Версальский парк. Именно Людовика XIV подразумевают прежде всего, когда говорят об интерьерном «стиле Людовика» (его еще называют «большой стиль Людовика»,он базируется на классицизме и включает элементы барокко).Из мебели и обстановки при Короле-Солнце появились хрустальные люстры, позолочены резные роскошные рамы, и любовь к игре с пространством с помощью зеркал.

Людовик XIV

А.Куапель.Аллегория славы Людвига XIV

Людовика XIV, прозванного Королём-Солнце за тот блеск и великолепие, которыми окружил себя этот монарх и которые сопутствовали его правлению. Людовик XIV покровительствовал художникам, поэтам, драматургам и композиторам, поэтому время его правления стало временем небывалого расцвета французской культуры.

Замок Во-ле-Виконт (1658-1661) стоил своему хозяину, финансисту Людовика XIV, свободы и состояния: когда ревнивый король увидел роскошное имение, он немедленно отправил Фуке в тюрьму, а замок конфисковал.

Н.Пуссен.Танец под музыку времени.1636

Людовик XIV возмечтал возвеличить своё правление строительством грандиозного дворцового комплекса, равного по великолепию которому бы не было не только во Франции, но и во всей Европе. Эта мечта стала навязчивой идеей короля, которую он реализовывал долгие годы, в результате чего под Парижем - в Версале и появился знаменитый дворцово-парковый ансамбль, который сегодня носит название "Национальный музей из дворцов Версаля и Трианона".

Версальский дворец строила та же команда, что и Во-ле-Виконт. Приказ короля “как у Фуке, но круче” был исполнен в точности.Андре Шарль Буль, придворный мастер Людовика XIV, вошел в историю как самый знаменитый (а теперь и дорогой) краснодеревщик и создатель стиля “маркетри Буля”

мебель в стиле Людовика XIV

Рококо и неоклассицизм (1715-1800) Последующие Людовики (XV и XVI) также подарили Франции по собственному стилю: игривый и витиеватый рококо в первом случае, более строгий и сдержанный неоклассицизм во втором. Даже хрупкой и капризной королеве Марии Антуанетте с ее любовью к природе и “простой” жизни удалось оставить след в истории декора. Мария Антуанетта плохо кончила, зато оставила о себе добрую память.

Людовик XV. Портрет работы ван Лоо,(правление 1715-1774)

Людовик XV был мало музыкален, он не очень поощрял музыку, скульптура и живопись нравились ему, но с подлинной страстью он посвящал себя архитектуре.Под эгидой Людовика XV была построена «Площадь Людовика XV» (ныне площадь Согласия), одна из самых больших и красивых площадей Европы.Эта площадь сменила множество названий. Сначала она была площадью Людовика XV, затем - Революции, затем - Согласия, потом - опять Людовика XV, затем Людовика XVI, снова в третий раз Людовика XV, и в 1830 г. опять и поныне она - Площадь Согласия.В 1748 году прево Парижа заказал скульптору Бушардону статую Людовика XV в честь выздоровления «Возлюбленного короля». Начались споры о месте установки монумента. Победил проект архитектора Габриэля, предусматривавший использовать обширную эспланаду между садом Тюильри и Елисейскими полями - местом загородных прогулок аристократии. Тут же начиналась тогда и дорога в Версаль.30 мая 1770 г. здесь на площади был бал с грандиозным фейерверком в честь бракосочетания дофина Луи (будущего Людовика XV1) с австрийской принцессой Марией Антуанеттой. Единственным въездом на площадь из города тогда была ещё не завершённая Королевская улица (со стороны церкви Мадлен); и кареты, выезжавшие с неё, попадали под струи вина, бившие из фонтанов. Одна из ракет, плохо запущенная, упала на арку, увитую бумажными цветами, и загорелся весь храм Гименея, построенный из реек и цветов. Началась паника и давка. На следующий день после этой «ходынки» на площади было подобрано 133 трупа. Тут же в течение месяца шумела ярмарка, тоже закончившаяся пожаром.

Рагне Никола-Жан-Батист

В 1792 г.статуя короля была сброшена с пьедестала и отправлена в переплавку на пушки.«Свобода, Свобода!Сколько преступлений совершено во имя твоё!»- сказала мадам Роллан,поднимаясь на эшафот,установленный рядом с пьедесталом от уничтоженной статуи короля. Гильотина вскоре переехала на площадь Каррузель,по другую сторону сада Тюильри,но 21 января 1793 года была возвращена сюда снова специально для казни Людовика XVI.Чтобы никто не слышал последних слов короля,командовавший казнью бывший паж Луи де Бофранше - побочный сын Людовика XV и придворной танцовщицы,то есть дядя казнимого короля, - приказал барабанщикам без остановки бить дробь, «пока голова Его Величества не свалится в корзину».На этот раз, гильотина,до того менявшая место довольно часто,стояла тут 13 месяцев, хотя её несколько раз увозили на два-три дня в разные концы Парижа.А 9 термидора 1794 года она в последний раз заняла прежнее место.На этот раз на эшафот один за другим всходили сторонники Робеспьера.Всего за годы революции было обезглавлено 2498 человек.Из них - 1119 на площади Согласия.Здесь были в том числе казнены,кроме короля,Мария Антуанетта,великий химик Лавуазье,а потом и сами якобинцы Эбер, Робеспьер,Сен-Жюст…В 1799 г. в центре площади Согласия Наполеон хотел поместить на пустой пьедестал Колонну Нации,потом на этом пьедестале поставили в 1836 г.Луксорский обелиск.Это - самый древний из монументов в Париже(эпоха Рамзеса II, т. е. XIII в до Р. Х.).

Его правление пришлось на эпоху рококо в искусстве.Людовик XV особенно ценил комфорт и удобство в интерьерном дизайне,что отразилось на так называемом стиле Людовика XV.Именно при нем появились по-настоящему удобные кресла: высота сидения снизилась до привычных нам 35-38 см от пола для кресла и 45 см для стула.А спинки кресел вместо прямых стали наклонными.Эпоха Людовика XV — это эпоха красивых тканей, затейливых орнаментов и моды на «китайщину».Кроме того, в эпоху рококо вошли в обиход изящные туалетные столики.

в стиле Людовига XV

Портрет работы Мари Элизабет Луизы Виже-Лебрен

Aнтуан Ватто

Малый Трианон с интерьерами в стиле Марии Антуанетты.

Причёски дам весьма замысловаты. В моде подвижные ажурные шпильки -«цитернадель» (от нем. zittern — дрожать и nadel — булавка). Асимметричные эгреты (aigrettes) (головное украшение с пером, от латинского — Egretta, род белых цапель), изящные перья, а иногда и яркие бабочки. Появились «портбукеты» (ювелирные «вазы» для букетов из живых цветов). Не отставали и мужчины, украшая бриллиантами различные ордена, пряжки одежды и обуви, рукоятки шпаг, множество брелков.

Людовик XVI (правление 1774 - 1793, казнен во время Революции).Людовик Фердинанд был чрезмерно полным, весьма прожорливым, малособлазнительным, не любил фривольных нравов, игр и балов, даже охота не интересовала его. Зато охотно играл на органе и пел хоралы.

Louis Jean Francois Lagrenée

Стиль Людовика XVI делает основной упор на чувство меры во всем: утонченные классические драпировки, мебель строгих и изящных пропорций. При Людовике XVI появилось и вошло в обиход кресло со спинкой-медальоном.

Joseph-Siffred Duplessis.Portrait of Louis XVI

Стиль Людовика XVI в интерьере - яркий пример неоклассицизма в дизайне и архитектуре. На его формирование значительное влияние оказали раскопки античных городов, которые вернули древнегреческие и древнеримские традиции в Французские дворцы. Смешение классических античных традиций в архитектуре с рококо воплотились в появлении этого стиля. Как следствие возвращения моды на античность, интерьеры при Людовике XVI и Марии Антуанетте стали более сдержанными, формы - более прямолинейными.

салон в стиле Людовига XVI

Мода на классицизм погасила несдержанное и вычурное рококо, однако не окончательно. Как результат, в предметах интерьера можно наблюдать разноплановость - прямые строгие линии - ножки стульев, шкафы и кабинеты смягчаются округлыми изголовьями кроватей, стульев, кресел и кушеток. Овал - наиболее популярная фигура в большинстве элементов интерьера в стиле Людовика XVI. Эта форма использовалась в оформлении столов, зеркал и другой мебели. Преобладающие цвета - светлые, пастельные, с умеренным использованием позолоты - ей отделывались наличники, углы и дверные ручки. В сюжетах декора сплетаются две темы - античные классические элементы (лавровые венки, маскароны, персонажи античных мифов) и пасторальные, провинциальные мотивы, привнесенные в стиль Марией Антуанеттой (букет цветов, колосья, ленты и предметы сельского быта). Стиль Людовика XVI оказал значительное влияние на развитие дизайна интерьеров того времени и оставался популярным вплоть до 19 века.

Наполеон I

Ампир (1800-1820) Агрессивный настрой Наполеона I проявился не только в многочисленных военных кампаниях, но и в насаждении имперского духа в архитектуре и интерьерах. Строгий и воинственный, стиль ампир был вдохновлен великими цивилизациями прошлого: Древней Грецией, Римом и Египтом.

Ампи́р (фр. style Empire — «имперский стиль») — стиль позднего (высокого) классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона I; развивался в течение трёх первых десятилетий XIX века; сменился эклектическими течениями.

Триумфальная арка Каррузель (1809) построена в честь побед наполеоновской армии. Главные архитекторы ампира - Персье и Фонтен - украси--ли ее копией квадриги Константина I в Венеции и барельефами, иллюстрирующими баталии Наполеона.

Стиль ампир является завершающим этапом классицизма.В императорской Франции ампир отличала торжественность и парадность мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров, созданных придворными архитекторами Наполеона Шарлем Персье и Пьером Фонтеном

Компьенский дворец был не единственной резиденцией Наполеона, однако именно здесь лучше всего сохранились императорские интерьеры.

“Портрет мадам Рекамье” кисти Жак-Луи Давида, 1800

Мадам Рекамье была не только красавицей и светской дамой, но и прародительницей кушетки рекамье.

Во времена расцвета ампира очень ценились диадемы, как драгоценные, так и более скромные — в виде золотых лавровых венков либо венков из колосьев или дубовых листьев. По-прежнему большое значение имели камеи (не только античные, но и более позднего времени).

Ф.С.Жерар.Жозефина Богарне, императрица. 1808

Когда Наполеон стал императором, период революционных вольностей сошёл на нет, и хотя общий силуэт сохранился, оголяться дамы стали намного меньше, декольте поползло вверх. Ближе к 1804 году платье становится закрытым до шеи, появляются рукава, а шлейф полностью исчезает. Ещё через несколько лет слегка укоротилась юбка. Известна история о том, как Наполеон заметил красивую молодую даму в очень смелом наряде. Он громко вызвал её из толпы и грозно сказал: «Мадам, вы раздеты, идите оденьтесь!». Период Империи ввел тяжелые шелка и бархат, массивные античные орнаменты, золотое шитье на шлейфах платьев — их дизайн был разработан к коронации Бонапарта.

Franz Xaver Winterhalter Napoleon III

Вторая империя (1850-1870).Наполеон III не так сильно интересовался декором, как его дядя. Не признававший плюрализма в политике, он вполне допускал его в архитектуре, результатом чего стало появление столь разных зданий, как пышная Опера и ажурно-металлический Северный вокзал. Гранд-опера: в 1861-м, представляя проект императрице Евгении, на ее вопрос о стиле здания архитектор Шарль Гарнье находчиво ответил: “Это стиль Наполеона III!” Открылся театр в 1875 году, когда Наполеона III уже свергли.

парадная лестница

При нем барон Осман провел масштабную реконструкцию Парижа. Через несколько месяцев после принятия либеральной конституции 1870 года, вернувшей права парламенту, конец правлению Наполеона положила Франко-прусская война, в ходе которой император попал в германский плен и во Францию так и не вернулся. Наполеон III был последним монархом Франции.

Императрица Евгения, жена Наполеона III, подарила свое имя термальному курорту Эжени-ле-Бэн и вилле в Биаррице.

Барон Осман полностью перекроил средневековый Париж, чем заслужил ненависть современников и благодарность потомков.

Градостроительные работы барона Османа в XIX веке по поручению Наполеона III, во многом определили современный облик Парижа. Перепланировка города включила в себя не только работы по изменению внешнего облика города, но и привела к улучшению инфраструктуры Парижа.Необходимость перемен назрела уже давно.Власти города задумывались о необходимости перестроить центр Парижа, а именно: облагородить набережные Сены и снести дома, построенные на мостах. В годы интенсивного индустриального развития Франции и в первую очередь Парижа население города росло исключительно быстрыми темпами — за одно столетие население возросло в пять раз — с 0,55 млн в 1800 году до 2,7 млн в 1901 году. В некоторых кварталах плотность населения достигла 100 000 чел на км². Город оказался не предназначен для такого большого количества жителей: сеть узких кривых улиц, плотно застроенных зданиями, затрудняла дорожное движение, а плохие санитарные условия приводили к частым вспышкам эпидемий, что, в свою очередь, приводило к тому, что богатые парижане покидали город и переселялись в пригороды на север и запад, а центр столицы превращался в квартал бедняков, подверженный также и частым социальным волнениям.

Для устранения подобных проблем требовалась крупная перепланировка.В планы императора входили не только улучшение транспортного сообщения, системы здравоохранения Парижа и улучшение жилищных условий низшего класса, но и повышение своего авторитета среди парижан. Помимо этого широкие, хорошо обозреваемые авеню облегчали проведение военных парадов и усложняли перекрытие улиц баррикадами в случае очередной революции.

Через день после сдачи Наполеона III в плен в Париже началась Сентябрьская революция, свергнувшая правительство императора. Освобождённый из плена после заключения мира, он уехал в Англию,где жил до конца дней.

Постер Всемирной выставки в Париже 1900 года

Ар-нуво (1890-1910) Французское ар-нуво было лишь частью движения против воспроизведения старых стилей, которое охватило Европу в конце ХIХ века, но тут случилось его официальное признание - на Всемирной выставке в Париже 1900 года.

Эйфелева башня, символ Всемирной выставки 1889 года в Париже и самая скандальная постройка в истории, не имеет нежных изгибов, но по духу соответствует “новому искусству”: в основе - та же страсть использовать последние достижения прогресса вроде металлоконструкций.

Ваза Daum, 1897 год

Эктор Гимар надежно застолбил место в истории ар-нуво дизайном входов в парижское метро (1899-1904), ставших “визитными карточками” Парижа.

броши ювелира Вильгельма Лукаса фон Кранаха.

Один из лучших образцов ар-нуво, вилла Мажорель в Нанси (по имени владельца, знаменитого краснодеревщика) построена Эктором Гимаром и Анри Соважем.

шедевр ар-деко — станция метро «Маяковская»

Ар-деко (1920-1940) В 1920-х на смену флористическим мотивам и плавным линиям ар-нуво пришло строгое и геометричное ар-деко, более соответствующее эпохе скоростных поездов, трансатлантических лайнеров и самолетов. И, как обычно, французы были впереди планеты всей. Лайнер “Нормандия” (1931) стал триумфом ар-деко: над кораблем работали лучшие мастера стиля (Лалик, Дюнан, Дюпа и прочие).

Demetre H. Chiparus

Рене Лалик

Модернизм (1920-1960) Логичное продолжение ар-деко, этот стиль частично пересекается с ним во времени, но отличается еще большей функциональностью, отсутствием богатого декора и использованием современных материалов вместо бронзы и дорогих пород дерева. Ле Корбюзье - основоположник модернизма и вообще один из главных архитекторов ХХ века.

Творчество Пабло Пикассо (здесь - “Женщина в кресле”, 1937) и Жоржа Брака немало повлияло на развитие модернизма в других сферах.

Прованс (1990-е) Пейзажи Прованса подарили свои цвета - голубой, бирюзовый, лавандовый, охряный, оливковый - местным интерьерам.

Винсент Ван Гог.“Красные виноградники в Арле”, 1888

Вещи современного дизайна вполне допустимы в провансальском интерьере, единственное условие - натуральные цвета и материалы.Кухня должна быть большой и удобной, полной всевозможной медной утвари, глиняных горшков и баночек со специями.

Богемный шик (2000-е) Хоть этот стиль и не закреплен официально в справочниках, но, по нашим ощущениям, именно он больше всего полюбился французам. Cтоит поучиться у них легкости, с которой они смеши-вают дорогое с дешевым, современный дизайн с антиквариатом, искусство с этническими сувенирами, высокое со смешным. Главное - не бояться переборщить. Типичный богемный шик: винтажный шезлонг, принадлежавший Колетт, дизайнерский ковер из галереи Nilufar, много искусства и этники - и всё это в буржуазной парижской квартире с лепниной.

Мебель дуэта скульпторов Клод и Франсуа-Ксавье Лаланн (здесь: стол-носорог) стала непременным атрибутом богемного шика. Разумеется, для тех, кто может ее себе позволить. Стоит она миллионы.

Возникновение стиля

Большой стиль - (франц. «Grand maniere», Le style Louis Quatorze) - художественный стиль одного из самых ярких периодов в истории Франции, «золотого века» французского искусства второй половины XVII столетия.

Связан с годами правления короля Людовика XIV (1643-1715), отсюда название. В этом стиле соединились элементы Классицизма и Барокко. Своим образным строем «Большой стиль» выражал идеи торжества сильной, абсолютной королевской власти, национального единства, богатства и процветания, отсюда его эпитет «Le Grand» .

В 1643 г. во главе Франции оказался пятилетний наследник престола Людовик XIV, регентшей стала его мать, королева Анна Австрийская. Политику определял первый министр, всесильный кардинал Мазарини. Несмотря на ненависть народа к кардиналу-итальянцу и нелюбовь к «королеве-австриячке», мысль о необходимости прочной абсолютной власти как непременного условия развития французской нации и объединения страны сплотила вокруг трона передовые умы того времени - политиков, дворянство, литераторов и художников. В 1655 г. молодой король на заседании парламента произнес знаменитую фразу: «L"Etat, c"est moi!» («Государство, это я!»). А придворные, не без лести, конечно, прозвали его «Roi Soleil» - «Король-Солнце» (которое всегда светит над Францией). Министр финансов «Короля-Солнца» Ж.-Б. Кольбер «курировал» развитие архитектуры, деятельность Академий. В 1663 г. Кольбером была организована «Академия надписей», специально для сочинения надписей к памятникам и медалям, прославляющим короля. Искусство было объявлено государственным делом. Художникам давались прямые указания прославлять неограниченную королевскую власть, не считаясь со средствами.

Новые идеалы абсолютизма и должен был отразить «Большой стиль». Им мог быть только Классицизм , ассоциирующийся с величием древних греков и римлян: французский король сравнивался с Юлием Цезарем и Александром Македонским. Но строгий и рациональный Классицизм казался недостаточно пышным для выражения торжества абсолютной монархии. В Италии в это время господствовал стиль Барокко . Поэтому закономерно, что художники Франции обратились и к формам современного итальянского Барокко. Но во Франции Барокко не могло столь мощно, как в Италии, вырасти из архитектуры Классицизма.
С эпохи французского Ренессанса XVI в. в этой стране утвердились идеалы Классицизма, влияние которых на развитие искусства не ослабевало вплоть до конца XIX столетия. В этом состоит главная особенность «французского стиля». К тому же классицистические формы привились на иной, чем в Италии, почве сильных национальных традиций романского и готического искусства. Это объясняет, почему у итальянского Барокко были заимствованы лишь отдельные элементы, а главными формообразующими принципами искусства эпохи Людовика XIV оставались идеи Классицизма. Так, в оформлении фасадов зданий сохранялась строгая классицистическая ордерная разработка стены, но в деталях оформления интерьера, шпалерах, мебели присутствовали барочные элементы.
Влияние государственной идеологии было столь велико, что именно с этого времени отдельные этапы развития искусства во Франции стали обозначать именами королей: стиль Луи XIV, стиль Луи XV, стиль Луи XVI. Обычай такого наименования был позднее обращен и назад, во времена до правления Людовика XIV. Другая важнейшая особенность эпохи заключалась в том, что именно во Франции второй половины XVII столетия сложилось само понятие художественного стиля. До этого, в Италии, идеи Классицизма, лишь начав формироваться, тут же были потеснены Маньеризмом и Барокко.

Классицизм как художественное направление оформился во Франции и с тех пор не Рим, а Париж стал диктовать моду в искусстве и его роль не ослабевала на протяжении последующих XVIII, XIX и XX вв. Впервые в истории, во Франции эпохи Людовика XIV, стиль стал осознаваться важнейшей категорией искусства, эстетики, стал нормой жизни, быта и нравов, пронизывая все стороны придворного этикета (слово, также появившееся при дворе Людовика XIV). Вместе с осознанием стиля приходит эстетизация отдельных формальных элементов, воспитание вкуса, «чувства детали». Эта особенность стала традицией, которая создала за несколько десятилетий особенное «чувство формы», пластическую культуру, тонкость мышления, присущие именно французской школе. Но складывалась эта культура непросто. Вначале на смену ренессансному идеалу целостной, статичной, уравновешенной в себе формы (несколько расшатанному искусством Маньеризма и Барокко) пришла идея эстетизации «случайных прелестей» и отдельных средств достижения красоты: линии, краски, фактуры материала. Вместо категории композиции (compositio), выдвинутой итальянским архитектором и теоретиком Л. Б. Альберти, вводится понятие «смешанного соединения» (лат. mixtum compositura). Начало такому дроблению положили итальянские художники-маньеристы, работавшие при дворе Франциска I, а затем Генриха II в школе Фонтенбло. Их французские ученики, трудившиеся в графских и королевских замках по течению р. Луары и в самом Париже, постепенно формировали аристократическую культуру формы, блиставшую позднее в стиле Рококо XVIII столетия, но свои первые плоды она принесла в XVII в. «Может быть, влияние французского искусства на быт высших слоев европейского, в том числе и русского общества, было сильнее в XVIII в., но основы супрематии французского языка, манер, мод, удовольствий были заложены, несомненно, временем «Короля-Солнца».

Не случайно именно вторую половину XVII столетия называют «самым блистательным периодом французской истории». Наиболее распространенные, часто повторяющиеся в мемуарах и эстетических трактатах того времени слова: великий, величие, роскошный, праздничный... Вероятно, пышность стиля придворного искусства действительно создавала впечатление «вечного праздника жизни». По свидетельству знаменитой мемуаристки госпожи де Севинье, двор Людовика XIV все время пребывал «в состоянии удовольствия и искусства»... Король «всегда слушает какую-нибудь музыку, очень приятную. Он беседует с дамами, которые привыкли к этой чести... Празднества продолжаются каждый день и полночи». В «блестящий семнадцатый век» стиль, этикет, манера стали настоящей манией. Отсюда мода на зеркала и мемуары. Люди захотели увидеть себя со стороны, стать зрителями собственной позы. Не заставил себя ждать расцвет искусства придворного портрета. Роскошь дворцовых приемов поражала посланников европейских дворов.

В Большой галерее Версальского дворца зажигались тысячи свечей, отражавшихся в зеркалах, а на платьях придворных дам было «столько драгоценностей и золота, что они едва могли ходить». Ни одно из европейских государств не смело соперничать с Францией, находившейся тогда в зените славы. «Большой стиль» появился в нужное время и в нужном месте. Он точно отражал содержание эпохи - но не ее действительное состояние, а настроения умов. Сам король мало интересовался искусством, он вел бесславные войны, истощавшие силы государства. И люди как будто старались не замечать этого, они хотели выглядеть такими, какими казались себе в своем воображении. Какая самонадеянность! При изучении этой эпохи возникает ощущение, что самыми большими ее художниками были портные и парикмахеры. Но история со временем все поставила на свои места, сохранив для нас великие произведения архитекторов, скульпторов, рисовальщиков и граверов. Мания стиля, французской «большой манеры» стремительно распространялась по Европе, преодолевая дипломатические и государственные барьеры. Сила искусства оказалась сильнее оружия и перед ней капитулировали и Берлин, и Вена, и даже чопорный Лондон.

Загрузка...