bookingsky.ru

Музеон — парк искусств под открытым небом. Статистика знает всё! Скульптуры в парке музеон колхозница

В Музеоне можно изучать историю нашей страны: здесь хранится около тысячи советских и современных скульптур, многие из которых окружены всевозможными загадками и мифами. Самые любопытные, забавные, невероятные - в нашей подборке.

Сталину сломали нос, а Дзержинского покрыли матом.

Если, гуляя по Аллее вождей, вы увидите туристов, столпившихся перед монументальной скульптурой на круглом постаменте, - знайте: скорее всего, это легендарный памятник Феликсу Дзержинскому. Тот самый, который перекочевал в Музеон с Лубянки (до 1991 года - площади Дзержинского).

С самого начала бронзовая фигура работы Евгения Вучетича задумывалась как ода революции. В 1930-1950- е годы трех наркомов внутренних дел - Ягоду, Ежова и Берию признали врагами народа и расстреляли. После смерти Сталина советскому руководству нужно было срочно восстанавливать престиж НКВД в глазах простого населения. Спасти ситуацию должен был Дзержинский - точнее, его каменное изваяние.

Знаменитый революционер занимал должность наркома с 1919 по 1923 годы: великим святым он, конечно, не был, но репутацию имел сносную.

В 1958 году памятник был установлен на Лубянке. Так бы он там и стоял, если бы в 1991 году не случился Августовский путч. Во время одного из митингов народ чуть ли не голыми руками попытался снести памятник. На тот момент он стал ассоциироваться исключительно с черными страницами истории страны. В итоге, от греха подальше, власти перевезли статую на Крымскую набережную - на заслуженный отдых.

С тех пор монумент пережил несколько реставраций. Сейчас на нем уже не увидишь эпохальных надписей: «Феликсу конец», «Долой палачей» и еще миллион бранных словечек, которыми митингующие «украшали» скульптуру во время путча. После долгих дискуссий об их исторической ценности все оскорбительные надписи решили все-таки замазать.

А вот памятнику Иосифу Сталину работы скульптора Сергея Меркурова повезло куда меньше. Прежде чем оказаться в Музеоне, монумент успел побывать на выставке в Нью-Йорке и в Измайловском парке. Во время демонтажа в 1991 году часть скульптуры каким-то образом повредилась. Но специалисты решили ничего не восстанавливать: каменные раны остались как символ конца советской эпохи. Так и стоит сейчас Сталин - с раздробленным носом и отколотыми ступнями.

Здесь живет монгольский Ленин

В Музеоне собрана самая большая коллекция бюстов Ленина - только на одной Аллее вождей около десяти скульптур лидера большевиков. При жизни у Владимира Ильича не было времени позировать художникам. Поэтому большинство работ появилось уже после его смерти - их создавали в основном те, кто был знаком с вождем лично. Но чем дальше - тем статуи становились менее реалистичными. Так, в тридцатые-пятидесятые годы авторы пытались изобразить его, ни много ни мало, лидером мировой революции. А после пятидесятых вообще стали наделять чертами разных народов СССР. Единственное, что оставалось неизменным: лысина, усы и пиджак.

На территории Музеона есть монгольский Ленин - с широкими скулами и узким разрезом глаз. Правда, кто автор работы и откуда она поступила - история умалчивает.

Без ушей остались зайки

Если иностранцы больше интересуются фигурами вождей, то для россиян в Музеоне скульптура номер один - бронзовый Дед Мазай с зайцами Александра Таратынова. Уж как только здесь не фотографируются: и в лодку садятся, и палку из рук Мазая пытаются выхватить. После такого ажиотажа хранители Парка часто обнаруживают зайцев без… ушей. Ничего не остается, кроме как грустно вздыхать и реставрировать.

Случались и другие курьезные случаи. Первые годы Музеон, как известно, был собранием скульптур советского периода. Но со временем здесь стали проводить симпозиумы скульптур, часть работ так и осталась на территории Парка. Например, Олег Гаркушенко привез сюда целую серию фигур: «Сходящий в ад», «Слепой», «Собирающий камни», «Возвращение блудного сына», «Другое сотворение мира». За судьбой своих произведений автор тщательно следит до сих пор: каждый год приезжает в Музеон, чтобы провести плановую инспекцию. Однажды в дирекции раздался звонок: «Вас Гаркушенко беспокоит. Объясните, что случилось с моей скульптурой?!». Никто сначала не понял, о чем речь. А потом оказалось, что фигуре собирателя камней подложили еще один - «посторонний» булыжник.

Интересный случай связан и с композицией «Триумф России», которая расположена недалеко от входа в ЦДХ. Парк Горького помнит множество историй пропажи скульптур - их неоднократно крали, ломали, отдавали на переплавку. В Музеоне такое случалось разве что с «Триумфом». На памятнике Александра Бурганова в ликующей позе изображена высокорослая женщина - символ России с поднятыми кверху руками. А вокруг нее - медный ореол. В начале «нулевых» части ореола стали исчезать.

Камер наблюдения тогда еще не было, и, чтобы найти воров, охранникам приходилось устраивать засады. Выяснилось, что памятник стал жертвой предприимчивых бездомных: каждую ночь бродяги подъезжали на Крымский вал, обламывали фрагменты композиции и везли их в ближайший пункт приема цветного металла.

Что требовала Вера Мухина?

Вера Мухина известна благодаря своей скульптуре «Рабочий и колхозница» на ВДНХ. В коллекции Музеона тоже есть одна ее работа - «Требуем мира!», которая датируется 1950-м годом. Композицию художница создала под впечатлением от войны в Корее. Здесь изображена группа людей: корейская женщина, которая держит на руках мертвого ребенка, темнокожий мужчина, символизирующий освобождение Африки от колониальной зависимости, советский солдат, будто только вернувшийся с фронта...

Центральная фигура памятника - женщина с ребенком на руках, которая выпускает в небо голубя.

Предполагалось, что скульптура станет передвижной и будет экспонироваться на выставках и конгрессах, посвященных борьбе за мир во всем мире. Советское руководство отнеслось к этой идее скептически. Тогда Мухина предложила разместить монумент под открытым небом - но и тут потерпела неудачу. Скульптуру поставили в Центральном Доме художника, потом (из-за недовольства самой Мухиной) перевезли на ВДНХ. Только в начале «нулевых» монумент оказался в коллекции Музеона. По всему миру хоть и не выставляется, зато находится прямо под открытым небом.

Пристанище крымских татар и дом Третьякова

Территория Парка Горького и Музеона долгое время пустовала из-за постоянных наводнений. Проблему пытались решить еще во времена Екатерины Второй: в 1786 году прокопали водоотводный канал, но это не помогло.

В середине девятнадцатого века, когда примерно на том месте, где стоит сейчас памятник Петру Первому, соорудили Бабьегородскую плотину.

Прозвали ее так из-за Бабьего городка, который находился неподалеку. А тот, в свою очередь, получил название в честь молота-бабы, с помощью которого вбивали сваи, укреплявшие берега Москвы-реки.

По легенде, на месте современного Крымского моста был брод, который татарские войска использовали для переправы при набегах на Москву. А в шестнадцатом веке на территории Музеона находилось татарское посольство и обширные луга, где паслись лошади.

В девятнадцатом веке эта местность вошла в историю благодаря купцу Павлу Рябушинскому, который открыл здесь ткацкую мануфактуру, а также семье Третьяковых. Последние были людьми настолько состоятельными, что выкупили на Крымском Валу огромнейший участок земли: построили дома, бараки, рынок, склады. Здесь же в 1830-х родились и выросли коллекционеры Павел и Сергей Третьяковы. Что любопытно, только первый каменный этаж их дома в Первом Голутвинском переулке уцелел до наших дней. Сейчас там идет масштабная реконструкция, а через пару лет откроется музей.

В 6-й части моих обзоров московских конных скульптур вошли, как совсем свежий, памятник маршалу Рокоссовскому, открытый к празднованию Дня Победы, так и два "малорослика-недомерки", авторские копии двух памятников, оригиналы которых (в полный рост) установлены в других местах. Один в Швейцарии, а второй в Пруссии Калининградской обл. Да и в полку "московских" св. Георгиев пополнение.

1. Памятник Маршалу К.К. Рокоссовскому

6 мая 2015 года в преддверии празднований, посвященных 70-летней годовщине Победы, в Москве открылся памятник полководцу Великой Отечественной войны, дважды Герою Советского Союза, маршалу Константину Константиновичу Рокоссовскому. Монумент установлен по адресу: бульв. Маршала Рокоссовского, между домами 11 и 12.

Инициатором возведения монумента маршалу Рокоссовскому выступило Российское военно-историческое общество. По замыслу скульптора А.И. Рукавишникова и архитекторов С.А. Шарова и М.В.Корси , полководец предстал перед зрителями в бронзе на коне. Таким его помнят участники парада 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве, которым он тогда командовал. Конкурс на художественное воплощение скульптуры был проведен в 2014 году. В апреле 2015 года была произведена установка памятника и благоустройство прилегающей территории.

Место установки памятника выбрано не случайно - бульвар носит имя полководца с 1969 года. А полгода назад было принято решение увековечить подвиг маршала Рокоссовского и в названии ближайшей станции метро - "Бульвар Рокоссовского".

Рокоссовский Константин Константинович (21.12.1896 - 03.08.1968), советский и польский военачальник, участник Первой мировой воины, участник Гражданской войны. В годы Великой Отечественной войны - командующий 1-м Белорусским фронтом, командующий 2-м Белорусским фронтом, Маршал Советского Союза. Дважды Герой Советского Союза. Командовал Парадом Победы в Москве 24 июня 1945 года. В послевоенные годы занимал высокие государственные посты в Польше и Советском Союзе.

Жил в Москве. Умер 3 августа 1968 года. Похоронен на Красной площади в Москве. Урна с его прахом установлена в Кремлевской стене.

Ранее монументов военачальнику в России не существовало. 2 мая 2015 г. был торжественно открыт памятник в Волгограде на берегу Волги, неподалеку от линии обороны советских войск, где Константин Рокоссовский командовал одним из фронтов в дни Сталинградской битвы.

2. Памятник Императрице Елизовете Петровне.

На территории Музея-заповедника "Коломенское" , рядом с восстановленным дворцом царя Алексея Михайловича, 16 мая 2013 г. была установлена уменьшенная авторская копия памятника Елизавете Петровне, сделанной для г.Балтийска. Автор скульптуры, известный российский скульптор, академик Российской академии художеств, народный художник России Георгий Вартанович Франгулян.

Императрица Елизавета I (Елизавета Петровна Романова) родилась в подмосковном селе Коломенском 18 (29) декабря 1709 года. День этот был торжественным: Петр I въезжал в Москву после победы в битве под Полтавой. Государь намеревался тотчас праздновать полтавскую викторию, но при вступлении в столицу его известили о рождении дочери. "Отложим празднество о победе и поспешим поздравить с восшествием в мир мою дочь", - сказал он. Петр нашел новорожденного младенца здоровым и на радостях устроил пир в честь дочери, а не военной победы, - известие о рождении дочери показалось ему важней.

Императрица изображена верхом на коне, смотрит на Европу, а рукой указывает на Россию. Елизавета Петровна была блестящей наездницей, очень любила верховую езду и даже парады принимала верхом. Именно поэтому Георгий Франгулян решил увековечить дочь Петра Великого, именно на коне.

Общеизвестно, что в молодости Елизавета садилась в седло в мужской военной форме, сшитой по ее мерке, а спустя годы сменила ее на особый наряд- платье полковника лейб-гвардии Преображенского полка, в так называемой «дамской униформе». При создании образа Елизаветы Петровны автор стремился достичь максимальной достоверности. Художественное впечатление от скульптуры подкрепляется точностью, с которой мастер воссоздал исторический контекст XVIII века.

3. Памятник «Суворов в Альпах»

Установлен в Парке Искусств "Музеон" на Крымском Валу в 2007 году.

Это авторская копия памятника, установленного в 1999 году в г. Элм, в Швейцарии, в честь 200 летия Швейцарского похода А.В.Суворова 1799 г. - перехода русских войск под командованием А. В. Суворова 10 (21) сентября - 27 сентября (8 октября) из Италии через Альпы в Швейцарию во время войны 2-й коалиции (Великобритания, Австрия, Россия, Турция, Королевство обеих Сицилий и др.) против Франции. Этот поход стал одним из самых выдающихся подвигов в истории государства.

Автор - скульптор Дмитрий Тугаринов . Это уменьшенная копия, к слову, самая маленькая работа в "Музеоне". В высоту (без учета постамента) достигает всего 80 сантиметров. Сделана из бронзы, на гранитном постаменте. Также, недалеко от Элма, вблизи Чёртова моста на перевале Сен-Готард установлен ещё один конный памятник А.В. Суворову, работы этого же скульптора.

4 . Памятник "Московским вокзалам"

В самом конце 2014 года, на площади, перед Рижским вокзалом, открыли памятник всем московским вокзалам. Памятник представляет из себя стилизованный крест с панно, на котором барельефом изображены все московские железнодорожные вокзалы (а всего их девять) расположенные вокруг Кремля.

На памятнике есть несколько интересных особенностей: здание Курского вокзала изображено в своём старом, не сохранившемся до настоящего времени виде. Он был полностью перестроен в начале 1970-х годов. Хотя, например, Савёловский вокзал, наоборот, показан таковым, каким он стал уже после реконструкции 1990-х - с надстроенным вторым этажом. Нижегородский же вокзал, существовавший в Москве с 1861 по конец 1950-х годов, на памятнике не представлен. Все изображения вокзалов наложены на современную карту города.

На вершине стилизованного креста фигура символа Москвы - св. Георгия Победоносца, восседающего на коне, убивающего змея. .

Симпозиум по скульптуре проходит ежегодно. Парк искусств «Музеон» в Москве имеет к этому непосредственное отношение. Некоторые произведения скульптурного искусства, созданные во время симпозиума, остаются на всеобщее обозрение на специальной площадке в «Музеоне». Эти скульптуры можно посмотреть, их можно потрогать, ими можно восхититься или удивиться…

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в дополнительном окне.)

Традиция симпозиумов по скульптуре и традиция постоянной выставки работ скульпторов-участников зародилась в «Музеоне» почти 20 лет назад в 1995 году. Тогда были представлены произведения деревянной скульптуры.

В 1997 году был проведен Первый московский симпозиум по скульптуре из камня в парке искусств «Музеон». С 1998 года к участию стали привлекаться не только скульпторы с известными именами, но и талантливые учащиеся скульпторы. Материал произведений – в основном, мягкий известняк. Ведь произведение искусства нужно успеть создать за время проведения симпозиума.

С тех пор каждое лето на время проведения симпозиума по скульптуре небольшая площадка превращается в творческую мастерскую. Маститые и не очень скульптуры показывают зрителям результаты своего творческого вдохновения. Здесь же проводятся разнообразные мастер-классы, и происходит обмен опытом.

Условия реализации индивидуального скульптурного проекта довольно жесткие: скульптура должна быть создана за ограниченное время (период проведения симпозиума), на открытом воздухе (применение «высоких» технологий затруднительно), на глазах у многочисленных зрителей (которые иногда смущают робкую музу скульптора) и должна длительно выдерживать уличную экспозицию в условиях местного климата.

Условия и формы проведения симпозиумов по скульптуре частенько меняются. Была идея провести симпозиум под рабочим названием «Территория любви». По замыслу организаторов молодожены и просто влюбленные пары будут фотографироваться у скульптур, и это будет способствовать популяризации скульптурного искусства в России.

Скульпторы – люди с творческой фантазией. Когда на подобные симпозиумы по скульптуре собираются представители разных направлений в искусстве, причем очень разного возраста (говорят, самому младшему не было и 20, а самому старшему более 75), то и результат часто получается неординарный. Иногда результат эпатажный.

Вероятно, каждый скульптор на симпозиуме по скульптуре пытается выделиться и заявить о себе, как об оригинальном творческом человеке. Кроме того, «лихие 90-е» наложили свой отпечаток на формирование скульпторов – это первое, что приходит в голову при созерцании экспозиции. Вот почему наш репортаж называется «Лихие скульптуры в парке Музеон».

На большинстве скульптур нет никаких табличек с названием и именем автора. Правда, иногда можно обнаружить год создания. То ли во время очередного симпозиума по скульптуре никто в парке искусств «Музеон» особенно не заморачивался формальными вещами. То ли это творческая позиция – скульптура должна содержать в себе загадку, и тогда зритель становится полноценным участником творческого процесса, пытаясь угадать или нафантазировать, что изображено в произведении, и какую мысль пытался донести автор. А может, у автора и не было никаких мыслей, а он просто плыл по волнам вдохновения и творил, как умел…

Площадка скульптур, созданных во время проведения ежегодных симпозиумов по скульптуре, в парке искусств «Музеон» в Москве вполне может быть привлекательным местом для необременительной прогулки в хорошую погоду. Если даже это искусство вам не близко, то хотя бы вы хорошо погуляете и развлечетесь. Фотографии на память будут запоминающиеся.

При возможности мы помогаем людям побывать в интересных местах, описанных в нашем журнале. В первую очередь это относится к местам, в которых побывали мы сами. Открывайте раздел , читайте и выбирайте! Для чего и как мы это делаем, написано в нашей статье .

Электронное СМИ «Интересный мир». 15.09.2013

Музеон, в переводе с древнегреческого «храм искусств». Находится этот храм на станции метро Октябрьская или Парк Культуры прямо напротив .

Пешеходный переход между Парком Горького и Музеоном превратили в художественную галерею.

Стоимость:

Парк разделён на бесплатную часть и платную, стоимость входа на которую 20 или 30 рублей. Я кассу почему-то и не заметил даже, пока меня бдительная старушка-кассирша не окликнула.

История появления Музеона начинается в двадцатых годах прошлого века, когда на территории между Крымской набережной и Вторым Бабьегородским переулком по проекту гениального А.В.Щусева должен был быть разбит парк, служащий продолжением Парка культуры и отдыха имени Горького. Но это предложение, бывшее частью проекта «Новая Москва», не осуществилось.

В 1931 году, здесь планировалось размещение части комплекса знаменитого Дворца Советов архитектора И.В. Жолтовского, ради которого был взорван . Проект так и не осуществился. Территория осталась неосвоенной.

Затем под руководством того же Щусева началось строительство нового комплекса зданий Академии Наук. Строительство остановила война. После войны к этому проекту уже не возвращались.

В начале 60-х была попытка построить здесь жилые дома. Слава Богу, и этот «проект» был остановлен и, наконец, прозвучала идея Парка искусств. На отведенной территории уже в 1970 году началось строительство дома художников и нового здания Третьяковской галереи. Частную хаотическую застройку снесли. Хотя комплекс Третьяковской галереи сдали уже в 1979 году, но вся территория до самой Крымской набережной была огромным пустырем, свалкой строительных отходов, вечной проблемой городских властей.

Наконец, за десятилетие, предшествующее развалу СССР, силами самих художников была произведена разбивка парка и, при участии властей Москвы, были высажены деревья будущего парка. После путча 1991 года и последовавшей за ним войны с памятниками советской истории, были демонтированы множество изваяний деятелей отечественной истории. С одной стороны, это были памятники Ленину, Сталину, Дзержинскому, а с другой – работы замечательных скульпторов Е.В.Вучетича, С.Д.Меркурова, В.И. Мухиной, Ю.Г. Орехова, З.И.Виленского. Все они были свезены в парк и уложены на землю.

"Извлекающая звуки".

Когда страсти улеглись, то выяснилось, что на территории парка собрано больше 700 скульптур, имеющих непреходящую художественную ценность. Начиная с 1992 года, когда впервые парк искусств «Музеон» стал официальным названием новой организации, произошло много событий. Менялись ее состав, подчиненность, размеры территории. Но оставалось намерение создать совершенно необычное место в Москве, да и во всей России – парк искусств с музеем скульптуры под открытым небом.

Все скульптуры были установлены на аллеях парка и составили первоначальную его экспозицию. На памятниках сохранены полученные дефекты, сколы, даже надписи. Администрация парка считает, что все это такой же памятник эпохи, как и сама скульптура. Их обрамляет великолепная рама из зелени, ландшафт, спроектированный и разбитый лучшими дизайнерами страны. Это территория для художников, и потому они так ее любят. Каждые выходные здесь проходит вернисаж под открытым небом, выставки современных скульпторов.

Но парк искусств Московского объединения Музеон - это не только историческое наследие. На его базе проходят ежегодные семинары скульпторов страны и мира. Мэтры демонстрируют свои секреты на мастер-классах, молодые скульпторы показывают свои работы желающим. Уникальность такой организации в том, что зрители могут присутствовать при таинстве рождения произведения искусства, обычно скрытого от посторонних глаз. Весь парк разбит на тематические зоны, дающие представление о целых эпохах в истории российской скульптуры ХХ века. Изваянные во время семинаров творения остаются здесь и украшают музей искусств Музеон новыми и новыми шедеврами.

Как сказала одна девушка: "Не ту часть тела ты снял крупным планом!".

Скульптура называется "Молодая Россия".

Деревянные скульптуры.

Этот прямо вылитый Стрелок из игры Сталкер.

"Собирающий камни".

Такие парки скульптур под открытым небом существуют и в других странах мира. Московский парк Музеон превосходит их широтой экспозиции, живой связью времен, необыкновенной аурой творчества, которая его окружает.

Парк Музеон - красивое, даже романтическое место. Здесь несколько садов, где растут розы и другие цветы. Сюда вполне можно прийти с девушкой.

Фотографии из Музеона:

"Бард". На Высоцкого похож.

Не понятно как сюда попало это орудие.

Кто-то сюда приходит позагорать.

"Танцующие".

"Запасной игрок".

Эта часть парка сделана в японском или китайском стиле, в восточном в общем.

Крымская набережная Москвы-реки:

По реке плавают прогулочные пароходики:

Рядом виднеется здание фабрики «Красный октябрь» (интересно, она сейчас действует или раздербанена под офисы?) и памятник Петру I.

Где-то вдалеке за домами блестят купола неуклюжей громадины храма Христа Спасителя

Я же, купив пакетик жареных каштанов, сажусь отдохнуть и перекусить на деревянном помосте у набережной в парке «Музеон».

Кстати, вопреки ожиданиям, жареный каштан не имеет орехового вкуса, а больше всего похож, пожалуй, на печёную картошку, только, в более прочной шкурке.

Рядом работает оригинальный фонтан, бьющий прямо из дорожки, и утекающий непонятно куда.

Причём его струи танцуют под свою какую-то неслышимую музыку. Вот, посмотрите на видео:

Небольшой перерыв закончен, пора прогуляться дальше по набережной части парка. Все здесь так и дышит современным искусством и современным городским спортом. Вот какое-то непонятное сооружение со свисающими цепями.

А вот вдоль набережной расставлены стенды

На которых не картины и даже не фотографии, а просто фотокопии листочков из блокнотов с записями, казалось бы, не имеющими никакого смысла.

По реке продолжают курсировать прогулочные пароходы, но погода стремительно портится. Если утром я изнывал от жары и палящего солнца, пока тащил прибор на завод, то сейчас стало не просто прохладно, а дует холодный пронизывающий ветер и пришлось надеть предусмотрительно захваченную с собой куртку.

На реконструированной набережной сделана не только пешеходная часть, среди неё ненавязчиво выделены дорожки для велосипедистов и роллеров. А вдоль дорожек посажены степные травы, которые, наверное, должны напоминать центральную засушливую часть Крыма. Набережная-то Крымская ведь.

Пешеходные дорожки покрыты хорошей плиткой, а велосипедные — имеющим гораздо более хорошее сцепление с колёсами асфальтом.

Дорожка идет мимо павильонов, выстроенных на месте стихийного рынка, на котором художники продавали свои картины, развесив их на сетке забора. Сейчас продажа более цивилизована в архитектурно оформленных крытых павильонах. Неплохо бы что-то подобное организовать у нас в Кирове в сквере у перекрестка ул. Московской и Володарского.

Уже виднеется мост, за которым начинается парк им. Горького. А перед мостом небольшая деревянная сцена с надписью «каждый четверг с 20:00 до 23:00 здесь играют уличные музыканты «на шляпу»». Жаль, что хотя сегодня и четверг, но в это время я буду ехать в поезде обратно в Киров.

Загрузка...