bookingsky.ru

Похороны у мусульман обычаи для женщин. Что значит обряд омовения покойника у мусульман. Провожаем в последний путь, или как хоронят мусульман

Итак, четвертым обязательным действием, которое необходимо совершить по отношению к умершему верующему, является его захоронение. Это является для мусульман коллективной обязанностью.

В хадисе, переданном аль-Хакимом и аль-Байхаки, говорится, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Кто выкопал могилу мусульманину и, уложив его в нее, засыпал, тому Всевышний зачтет за это такую награду, как за построение дома для нуждающегося, в котором бы он прожил до Судного дня ».

Правила захоронения по Шариату следующие. Рекомендуется похоронить умершего как можно скорее. Мусульманина следует хоронить только на мусульманском кладбище. Можно похоронить умершего и после захода солнца. В случае эпидемии или войны допускается хоронить нескольких умерших в одной могиле, установив барьеры между их телами.

Самой малой и необходимой могилой является такая яма, которая после захоронения в ней усопшего препятствует распространению запаха от его тела и оберегает его тело от диких животных, т. е. защищает его от того, чтобы хищники раскопали бы его могилу и съели бы его тело.

Если, не выкопав яму и положив тело умершего прямо на поверхности почвы, соорудить над ним какое-либо строение или засыпать его множеством камней и землей, этого будет недостаточно, даже если это препятствует распространению запаха и оберегает от диких животных. Потому что это не называется погребением, и чтобы действо называлось погребением, необходимо вырыть яму (могилу).

Нельзя хоронить таким же образом и в домах, сооруженных под землей, ибо даже если это защищает от зверей, но не препятствует распространению запаха. Так говорится в книге «Тухфат».

Ибн Салах и Субуки говорят, что хоронить умершего в таких (подземных) домах является греховным (харам).

Ибн Касим же пишет, что если этот дом сооружен в яме (под землей) и защищает умершего от диких зверей и запаха, то достаточно хоронить его и там, а если он не отвечает этим требованиям, то усопшего не хоронят в нем. Так говорится в книге «И‘анат».

В книге «Бушра аль-карим» приведены три причины в пользу запретности захоронения умершего в подобных домах:

1) смешивание в них умерших мужчин и женщин;

2) возникает необходимость хоронить там же очередного умершего, пока тело похороненного там окончательно не разложилось;

3) и это не препятствует распространению запаха, исходящего от мертвого.

Сооружение могилы

Могила (кабр) может быть сооружена по-разному – это зависит от состава, влажности и плотности почвы, а также от рельефа местности, где находится кладбище.

Могила мусульманина представляет собой яму, в одной из стен которой сделана ниша (ляхд). Яма выкапывается таким образом, чтобы ее размеры соответствовали размерам умершего, т. е. длина могилы будет несколько больше, чем рост умершего, ширина – половина длины могилы (около 60–80 см), глубина минимум 150 см, но лучше (сунна) выкопать могилу глубже (обычно до 190–230 см).

В книге «Бушра аль-карим» пишется, что сунной является, чтобы ниша в могиле была широкой, свободной, в частности те ее стороны, где покоятся голова и ноги умершего, дабы это позволяло уложить покойного немного в той позе, в которой человек находится при поясном поклоне в намазе (руку‘). Об этом говорится и в достоверном хадисе Посланника Аллаха (мир ему и благословение). Сообщается от Хашима ибн Амира, что Пророк (мир ему и благословение) сказал: «Копайте могилу, делайте ее просторной и делайте это хорошо » (Ибн Маджа).

Оптимальным размером могилы является такой, что ее ширина позволяет свободно спустится туда и тому, кто хоронит умершего, и самому покойному. А глубина лучше, чтобы была такой, что если человек среднего роста, спустившись в могилу, поднимет вверх руки, то они не выходили бы из могилы, т. е. выше (приблизительно 225 см).

Также желательно, чтобы потолок с обеих сторон был высоким, в случае если тело покойного опухнет, дабы он не касался потолка. Даже обязательно делать потолок таким высоким.

Если почва плотная, то лучше на дне могилы сделать и такую нишу для тела покойного, в которой бы свободно поместился умерший. Ниша помещается в той из стен могилы, которая находится в стороне Киблы, и бывает такой высоты, чтобы в ней возможно было сидеть (т. е. примерно 80–100 см), а шириной чуть больше ширины плеч умершего (минимум 50 см).

В эту нишу иногда, если почва влажная и мягкая, справа от тела ставят тонкую плиту, а слева – плиту потолще и укрепляют потолок. А в некоторых случаях на дне могилы, оставив посредине место, достаточное для помещения в него тела покойного, с обеих сторон воздвигают стенку.

Затем туда укладывают тело покойного, направив лицо в сторону Киблы, потолок закрывают каменными или деревянными плитами и до полна засыпают могилу.

Мусульман не принято хоронить в гробу (табут) – это нежелательно (макрух), хотя это и не запрещено. В исключительных случаях умерших хоронят в гробу, и это не будет макрухом, например, если мусульманин погиб и его тело было расчленено или когда труп уже разложился и т. п.

Запрещается хоронить мусульман в стене, а также кремировать его тело, даже если он при жизни завещал это или дал на это свое согласие.

Обряд огребения усопших по исламу
Аллаh Всевышний сказал в Коране, что «и одному человеку Мы не давали вечной жизни». («Аль-Анбия»,34). «Каждая душа вкусит смерть». («Аль-Анбия»,35). «Но Аллаh не отсрочит ни одной душе, коль скоро наступит определенный для нее (души) срок. Аллаh знает о ваших деяниях и воздаст вам за них».(«Аль-Мунафикун»,11). Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами. Строгое соблюдение погребальных обрядов — долг каждого мусульманина. Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» (Ла илаха илла-ллаху, Мухаммадун-Расулу-ллахи)
«Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха». Муаз бну Джабаль приводит такой хадис: Сказал Пророк, что тот, у кого последним словом будут слова «Калимат-шахадат», обязательно попадет в Рай. Согласно хадису, желательно читать умирающему суру «Ясин». Последний долг перед умирающим дать ему глоток холодной воды, которая облегчит его жажду. Но желательно давать по каплям священную воду Зам-Зам или сок граната. Возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» - обмывание загрязненных частей тела. Затем делают гусуль.

ОМОВЕНИЕ (ТАХАРАТ) И ОБМЫВАНИЕ (ГУСУЛЬ) ПОКОЙНИКОВ

Над умершими совершается обряд омовения и обмывания
водой. Если мусульманин был облачен в ихрам (одежда поломника) и умер
во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и
обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфоры. Как правило,
умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок;
водой, смешанной с камфорой; чистой водой.

ПОРЯДОК ОМОВЕНИЯ

Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Накрывают половые органы материей. Гассал (омывающий) три раза моет руки, надевает защитные перчатки, затем, надавливая на грудь умершего, проводит ладонями вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника, затем обмывает половые органы. При этом запрещается смотреть на половые органы покойного. Гассал меняет перчатки, смачивает их и протирает покойному рот, чистит нос, моет лицо. Затем он моет обе руки по локти, начиная с правой. Такой порядок омовения одинаков как для женщин, так и для мужчин.

ОБМЫВАНИЕ

Лицо покойного и его руки по локоть моются три раза. Смачиваются голова, уши и шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок (гулькаир). Кладут покойного на левый бок и моют правый бок. Порядок мытья: льют воду, протирают тело, затем снова льют воду. На материю, прикрывающую половые органы, только льется вода. Эти места не протираются. Все это проделывается три раза. То же самое проделывают, положив покойного на правый бок. Затем снова, положив на левый бок, омывают водой три раза. Запрещено класть грудью вниз, чтобы вымыть спину. Слегка приподняв за спину, поливают на спину. Положив покойного, проводят ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы вышли остатки испражнения. Производится общее обмывание всего тела. Если после этого произойдет выход испражнений, то обмывание уже не производится (только очищают место). Обязательно обмывать покойного один раз. Свыше трех раз - считается излишним. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем, лоб, ноздри, руки, ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

В омовении и обмывании участвуют не менее 4-х человек. Гассалом и его помощником, поливающим тело водой, может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания. Мужчины не обмывают женщин, а женщины не обмывают мужчин. Разрешается обмывать маленьких детей противоположного пола. Жена может обмывать тело своего мужа. В случае, если умерший - мужчина, а среди окружающих есть только женщины (и наоборот), то производится только таяммум. Гассал не должен говорить о физических недостатках и изъянах покойного. Обмывание может производиться как безвозмездно, так и за определенную оплату. Могильщику и носильщикам также может быть оплачена их работа.

САВАН (КАФАН)

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Требуется окутывать покойного в саван. Кафан изготавливается из белого полотна или ситца и состоит: для мужчин (из трех частей): 1. Лифофа - ткани (любого вида и хорошего сорта) покрывающей покойного с головы до ног (по 40 см ткани с обеих сторон, чтобы после окутывания тела можно было завязать саван с обеих сторон); 2. Изор - куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис - рубахи до колен обыкновенной, но сшитой так, чтобы были прикрыты половые органы мужчины. Для женщин (из пяти частей): 1. Лифофа- также как для мужчин; 2. Изор - куска ткани для окутывания нижней части тела; 3. Камис - рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы, открывается на оба плеча; 4. Химор - платка для покрывания головы и волос женщины, длиной 2 м, шириной 60 см; 5. Кирка - куска ткани для покрывания груди, длиной 1.5 м, шириной 60 см.

Для умерших младенцев или новорожденных достаточно только лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допускается окутывание в саван, как это принято для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван готовили для умершего мужа - жена, для умершей жены – муж, родственники или дети покойного. Если же у последнего никого нет, похороны осуществляют соседи. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет - похоронил, если обеднеет - дал взаймы, если испытывает нужду - защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда - утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464). Мусульманина может хоронить община. Покрывается тканью все тело. Это обязательное условие, если умерший был несостоятельным человеком, то покрыть его тело тремя кусками ткани является сунной. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят – в знак уважения к нему. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая. Запрещается покрывать тело мужчины шелком.

ОКУТЫВАНИЕ (КАФАНЛАШ)

Перед окутыванием борода, волосы не стригутся, не расчесываются, ногти рук и ног не стригутся, золотые коронки не удаляются. Удаление волос, подстригание ногтей производится при жизни. Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями вроде розового масла. Поверх лифофы расстилают изор. Затем кладут покойного, одетого в камис. Руки укладывают вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают тело, сначала левую сторону, затем - правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.

Порядок окутывания женщин. Порядок окутывания в этом случае идентичен мужскому, однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой - материей, покрывающей грудь от подмышек до живота. Надевается камис и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком - химором, подложенным под голову. Различие только в этом.

ПОГРЕБАЛЬНЫЕ НОСИЛКИ (ТОБУТ)

Тобут представляет собой носилки с раздвижной крышкой, и обычно имеется при мечети и на кладбище. На тобут стелят одеяло, на которое кладут покойного, затем крышка закрывается и покрывается материей. По некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят - мужчину или женщину.

ПОГРЕБАЛЬНАЯ МОЛИТВА (ДЖАНАЗА)

Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются поясные и земные поклоны. Погребальная молитва состоит из 4-х такбиров (Аллаhу Акбар), обращений к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному и приветсвия (направо и налево). Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками. Без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными. Если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна. Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.

ПОХОРОНЫ (ДАФН)

Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван, бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиляhи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца. Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз». Затем у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

МОГИЛА (КАБР)

Могила сооружается по-разному, в зависимости от рельефа местности, в которой живут мусульмане. 1. Лахад - состоит из айвана и кельи внутри него. Айван выкапывается по размеру 1,5 х 2,5 м глубиной 1,5 м. Снизу айвана круглый вход в келью (80 см), такого размера, чтобы в ней могло поместиться тело и те, кто участвуют в похоронной процессии. 2. Ярма - состоит из айвана и внутренней полки. Ярма превышает размеры тела умершего Примерно на полметра с обеих сторон. Полка (шикка) выкапывается по размеру длины тела или по размеру ширины ярмы (ширина 70 см, высота 70 см). Шариат требует хоронить покойного таким образом, чтобы не ощущался запах, и хищники не могли бы вытащить его. С этой целью могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы - доской. Мусульман не принято хоронить в гробу. Если мусульманин умер во время плавания, Шариат требует по возможности отсрочить похороны и похоронить его на суше. Если же земля далеко, над ним совершается мусульманский обряд (омовение, окутывание в саван, молитва и т.д.), затем к ногам тела покойного привязывают тяжелый предмет и опускают покойного в море или океан.

ЧТЕНИЕ КОРАНА ВО ВРЕМЯ ПОХОРОН

С погребальным обрядом связано чтение аятов из Корана. Согласно завету Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», которая сопровождается многочисленными просьбами, обращенными к Аллаhу Всевышнему, чтобы Он смилостивился над покойником. В молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего, причем о нем говорится только хорошее. Необходимы молитвы, просьбы к Аллаhу, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

МУСУЛЬМАНСКИЕ КЛАДБИЩА

Особенность мусульманских кладбищ состоит в том, что все могилы и надгробные памятники обращены фасадами в сторону Мекки. Мусульмане, проходящие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Часто люди, не знающие, в какую сторону обращаться при молитве, определяют Кыблу по направлению могил. При кладбище имеются специальные помещения для совершения омовения и обмывания покойников. Хоронить мусульманина на немусульманском, а немусульманина на мусульманском кладбище строго запрещается. Если умирает жена мусульманина - христианка или иудейка, и она была беременной, то ее хоронят на отдельном участке спиной к Мекке, чтобы ребенок в чреве матери лежал лицом к Мекке. Шариат не одобряет различные надмогильные постройки (например, камни с изображением покойного), богатые семейные склепы, мавзолеи и гробницы унижают бедных мусульман или вызывают у некоторых зависть. Также не одобряется, когда могила служит местом молитвы. Отсюда - требоание Шариата, чтобы надгробные памятники не были похожи на мечети. Рекомендуется на надгробном камне написать следующие слова:
"Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун"
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

О ВСКРЫТИИ МОГИЛ

Шариат запрещает вскрывать могилы Пророка, мир Ему, халифов, имамов, мучеников за веру, ученых, имеющих религиозный авторитет. Запрещено также вскрывать захоронение ребенка или умалишенного, родители которых являются мусульманами. Вскрывать могилу мусульманина разрешается в следующих случаях: 1) если покойник захоронен в узурпированной земле, и владелец участка против того, чтобы там была могила; 2) если саван и другие похоронные принадлежности являются узурпированными или украденными и т.п.; 3)если известно, что захоронение совершено не по правилам Шариата (без савана, или тело лежит не лицом к Кыбле; 4) если мусульманин похоронен не на мусульманском кладбище или на участке, куда бросают нечистоты, мусор и т.д.; 5) если существует опасность, что хищные звери могут вытащить труп, или могила может быть затоплена, или у покойного были враги, которые могут и надругаться над телом; 6) если после похорон обнаружены незахороненные части тела покойного.

ОПЛАКИВАНИЕ УМЕРШЕГО

Шариат не запрещает оплакивания умершего, однако строго запрещается делать это громко. Недопустимо также, чтобы близкие родственники покойного царапали себе лицо и тело, рвали на себе волосы или наносили себе телесные повреждения, а также раздирали на себе одежду. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья оплакивает его. По Шариату от всех требуется соблюдение следующего: если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, их окружающие должны упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. Ислам строго запрещает и профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки запретам Ислама, во многих мусульманских странах все-таки существуют профессиональные плакальщицы, обладающие особенно трогательными, голосами. Их нанимают на время похоронных обрядов и поминок по умершему. Ислам не одобряет это и выступает против профессиональных плакальщиц. Изречение Пророка Мухаммада, мир Ему, гласит: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».

Мусульманское учение требует терпеливо переносить горе. Терпение (сабр) считается большой добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) - не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». Четвертый халиф имам Али, говорил: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157).

О ПОДГОТОВКЕ К СМЕРТИ

Мусульманину необходимо быть готовым к смерти каждый миг: ночью или днем, во сне или наяву. Для этого необходимо:
1. Верить в принцип Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, и Мухаммад – Его посланник) 2. Ежедневно соблюдать пять обязательных молитв (намазов), а также выполнять дополнительные (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, размышлять над его смыслом, действовать согласно ему. Читать Коран днем и среди ночи, а также перед обязательными намазами. Полностью прочитывать Коран, как минимум, один или два раза каждый месяц. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, следовать тому, что Сунна приказывает и остерегаться того, что она запрещает. 5. Стремиться быть в обществе праведных мусульман, постоянно вспоминающих Аллаhа, извлекать пользу от общения с ними для улучшения собственной веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и удерживать от порицаемого, придавая этому большое значение.

Чтобы это стало потребностью души мусульманина, необходимо постоянное вспоминание смерти путем:

а) посещения могил для размышления, наблюдения, получения выводов;

б) посещения людей преклонного возраста в их домах, особенно родственников. Ведь молодость дана не навечно, за ней обязательно наступит беспомощная старость. Таким образом, необходимо использовать свою молодость на благие поступки, пока не наступила старость;

в) посещения больных и наблюдения за различием существующих болезней. Следует благодарить Аллаhа за собственное здоровье, прилагая как можно больше сил для поклонения Аллаhу, пока, не дай Аллаh, не случилась с тобой какая-нибудь болезнь.

Все это помогает мусульманину постоянно обновлять покаяние (тауба); быть удовлетворенным собственным положением; увеличивать активность в поклонении.
Однако если мусульманин невнимателен в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, несерьезно относится к исполнению предписаний Шариата, - это результат небрежного, ленивого и безразличного отношения к поклонению.

«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

НАША ПОМОЩЬ УМЕРШИМ

Известно, что мертвые нуждаются в молитвах
больше, чем живые нуждаются в еде и питье. Поэтому одним из благочестивых
дел мусульманина является забота об умерших братьях и сестрах по вере.
Чем же мы можем помочь умершим?

Когда умер мусульманин, первое, что должны делать оставшиеся, это совершить похоронный обряд в соответствии с Шариатом: совершить омовение покойному, прочитать намаз-джаназа (являющийся мольбой к Аллаhу о его прощении), на кладбище читать талкин(1) сразу после захоронения, желательно раздать садака, читать Коран.

Сказано в Коране, что мусульманину, правильно читающему Коран, выполняющему предписанные ему обязанности (намаз, пост, расход части имущества, дарованное ему Аллаhом, на необходимое по Шариату и т.д.), в Конце Света Аллаh обещал вознаграждение и благоденствие.

Пророк Мухаммад, мир Ему, сказал: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб». «Кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, получит хасанат (вознаграждение), и каждая последующая буква увеличивает хасанат в 10 раз». «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».

Однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, проходил со своими сподвижниками по кладбищу. Он остановился возле двух могил и сказал, что в них мучаются два грешника. Затем Он разломил ветку пальмы на две части и положил на каждую из могил. Пророк, Мир Ему сказал, что это может облегчить их страдания. Если растение может принести пользу умершему, то какая же должна быть польза человеку от чтения Корана, который является Речью Аллаhа!

Из этих хадисов следует, что чтение Корана приносит пользу и читающему, и усопшему, при условии, что мусульманин читал правильно и с намерением ради Аллаhа. Очень желательно читать Коран самому и просить Аллаhа передать саваб умершему, потому что в чтении Корана заключено лекарство для людей. Каждому мусульманину по силам выучить Суру «Аль-Фатиха» (3-х кратное чтение которой вознаграждается как за чтение Корана 2 раза) и хотя бы несколько других коротких Сур, например, «Аль-Ихлас» (3-х кратное чтение которой вознаграждается как за чтение целого Корана), «Аль-Фаляк», «Ан-Нас».

Мусульманин также может совершать добрые деяния с намерением «Исале-саваб» (т.е. прося Аллаhа передать вознаграждение умершим). Если человек с таким намерением держит дополнительный пост, раздает садака, строит мечеть, читает зикр, салават и истигфар, распространяет знания по Исламу, то за любое из этих действий мертвые получают полный саваб, причем саваб совершившего эти деяния человека не уменьшается.

Сегодня появились люди, утверждающие, что нет пользы от проведения поминок, где рассказывают о смерти и воскрешении для отчета в Судный День и т.д., раздаче садака или чтения Корана для умерших. Их мнение является ошибочным и опасным по многим причинам. Вот некоторые из них:

1. Кто не верит, что саваб от благих деяний передается умершим, на самом деле сомневается во Всемогуществе Аллаhа. Аллаh сотворил весь мир из ничего, и Ему это не было трудно. По Его Воле может быть передан саваб любому – живому или умершему, и об этом есть множество изречений Пророка Мухаммада, мир Ему.

2. Кто отрицает возможность подобной помощи мусульман друг другу, на самом деле стремиться к разрушению братских уз мусульман, основанных на взаимной поддержке, любви и готовности помогать в тяжелую минуту. Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил, что Его община должна быть единой, как организм человека: если болит какой-то один орган, то больно и всему телу.

3. Мусульманские ученые подтверждают пользу от раздачи садака и чтения Корана для умерших. Те, кто не соглашается с этим мнением, выступает против большинства. Пророк, мир Ему, сказал: «Моя умма не объединяется на заблуждении».

4. Талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, которые читают над могилой усопшего, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

Похоронные традиции разных народов и религий сильно разнятся. Различия касаются не только самих похорон, но и поминовения умерших. Так, у православных принято устраивать поминальную трапезу на третий, девятый и сороковой день после кончины человека. Поминки у мусульман – сложная и спорная тема. Хотя мусульманские поминки прямо не запрещены Шариатом, отношение к ним в традиционном исламе иное, нежели у православных.

Мнения духовных лиц конфессии здесь расходятся. Отношение к поминкам в Исламе и практика поминовения умершего человека по-разному решаются у разных мусульманских народов. Это вопрос не столько религии, сколько местных традиций, обычаев и укладов.

Общие принципы поминовения в Исламе

  • Застолья в Исламе должны устраиваться по поводу радостных событий, но не горестных. Поэтому поминальная трапеза должна быть скромной.
  • Поминальный обед мусульман не должен отвлекать от скорби в первые дни после кончины и напоминать о ней спустя сорок дней.
  • Мусульманские поминки не должны финансово обременять семью усопшего и вынуждать их к излишним тратам.

Дни поминок у мусульман

Исламские традиции не устанавливают конкретные дни поминок у мусульман. У многих мусульманских народов есть традиция проводить поминки на 3-й, 9-й и 40-й день после смерти. Некоторые религиозные авторитеты критикуют подобный обычай, указывая, что он заимствован у соседей-христиан. Несмотря на критику, эти даты поминовения у мусульман распространены. Также есть практика проводить поминальную трапезу в день смерти и спустя год. Однако однозначного ответа на вопрос, на какой день проходят поминки у мусульман, не существует.

Поминки у мусульман: традиции

У мусульманских поминок есть ряд важных особенностей. Терпение – это одна из важнейших добродетелей ислама, а потому традиции запрещают причитать по умершему, громко и публично его оплакивать. Поминки у мусульман проходят в тишине и спокойствии, без лишних разговоров.

Среди мусульманских общин принято собираться для чтения Корана, и поминки не исключение. Поэтому на них принято приглашать муллу для чтения молитв. Ислам утверждает, что для любого верующего необходимо помнить о смерти, а наставления духовного лица помогут правильно воспринять уход близкого человека.

По сей день в традиционных семьях есть обычай проводить раздельные мусульманские поминки для мужчин и женщин. В не столь консервативных общинах ограничиваются отдельными столами или размещением на разных концах стола.

Многие духовные лица отмечают, что подготовка к трапезе может быть финансово затратной и отвлечь семью умершего от скорби. Поэтому многие духовные лица наставляют друзей скорбящей семьи брать заботы по организации мусульманских поминок на себя.

Поминки у мусульман часто сопряжены с раздачей милости (хаир). Нередко мусульманам советуют не тратиться на пышные поминки, а совершить благое дело, накормив и одев нуждающихся. Дары могут быть разными, обычно для хаира используются чай, платки, деньги (фиксированной суммы нет).

Где проводить поминки у мусульман?

Согласно традиции, мусульманские поминки принято проводить в доме семьи покойного. Хотя соблюдение этой традиции желательно, ситуации бывают разные – например, когда дома не хватает места для всех приглашенных. В таком случае возможно провести мусульманскую поминальную трапезу в кафе или ресторане.

Угощения на мусульманских поминках

На поминки у мусульман принято готовить повседневные традиционные блюда. У татар-мусульман принято готовить суп из баранины или говядины с лапшой, часто также подают плов. У казахских мусульман принято подавать национальные блюда: тары, талкан, жети нан, баурсаки. Разумеется, на мусульманских поминках недопустим алкоголь (употребление спиртного считается в исламе грехом). Часто подают сладости: хурму, сахар, изюм, печенье. Сладкие блюда в поминальной трапезе символизирует сладость загробной жизни для усопшего.

Обряды, правила, ритуалы при проведении похорон у мусульман

По традиции ислама похороны у мусульман включают множество правил, обычаев и ритуалов. Рассмотрим их далее…

Омовение (Тахарат) и обмывание (Гусуль) покойников

Над покойниками проводят обряды омовения и обмывания водой. В том случае, если мусульманин был одет в ихрам (одежда поломника) и почил когда совершалось паломничество, не успев обойти вокруг Каабы, он традиционно омываем чистой водой без камфоры и кедрового порошка. По обыкновению традиции, умершего омывают и обмывают троекратно: водой с примесью кедрового порошка; водой, смешанной с камфорой и далее чистой водой.

Похороны у мусульман: порядок омовения

Умерший кладется на жесткое ложе так, чтобы лицо его обращалось к Кыбле. Подобное ложе всегда есть при мечети и также на кладбище. Помещение окуривается благовониями. Половые органы умершего накрываются материей. Гассал (человек, проводящий омовение) моет руки три раза, одевает защитные перчатки, после чего, надавливая на грудь покойника, проводит руками вниз по животу, чтобы содержимое кишечника вышло. После этого омываются половые органы, смотреть на которые запрещено. Далее гассал меняет уже использованные в обряде перчатки, смачивает их и протирает рот покойному, вычищает нос, омывает лицо. После этого гассал моет обе руки по локти, начиная мытье с правой руки. Этот порядок омовения един и для женщин, и для мужчин.

Похороны у мусульман: омовение

Перед похоронами у мусульман руки умершего по локоть, а также его лицо моются три раза. Голова, уши и шея хорошо смачиваются. Далее по щиколотку моются ноги покойного. Голову, а также бороду моют теплой водой с мылом. В воду добавляют кедровый порошок (гулькаир). Покойного кладут на левый бок, а омывают правый. Порядок мытья таков: льют воду, протирают тело, а затем снова льют, смывая мыльную воду с порошком. На материю, прикрывающую половые органы, просто льется вода. Такие места остаются без протирки. Эти процедуры проделываются троекратно. То же самое проделывается, когда покойный кладется на правый бок. После, умерший снова омывается водой три раза на правом боку. Класть покойника грудью вниз, для мытья его спины, запрещено. Для этого тело слегка приподнимается за спину, и, таким образом, на спину поливают. После этого покойный кладется, гассал проводит ладонями вниз по груди, надавливая, чтобы из тела вышли еще оставшиеся внутри испражнения. Далее идет общее обмывание всего тела целиком. Если выход испражнений произойдет и после этого, то обмывание производится не будет (только очищают испачканное место). Обязательным считается лишь однократное обмывание покойного, обмывание более трех раз – излишним. Мокрое тело покойника обтирается полотенцем. Лоб, ноздри, руки и ноги покойника смазываются благовониями (Миски-анбар, Зам-Зам, Кофур и т.д.).

В процессиях омовения и обмывания должны участвовать не менее 4-х человек. Гассалом и помощником гассала, поливающим тело водой, может быть избран близкий родственник покойника. Другие же должны быть заняты тем, что поворачивают и поддерживают тело умершего в процессе обмывания. Мужчины не должны обмывать женщин, как и женщины мужчин. Маленьких детей противоположного пола обмывать разрешается. Жена имеет право обмывать тело ее мужа. Когда же, допустим, умерший - мужчина, а среди окружающих есть только лишь женщины (либо наоборот), то проводится только таяммум. Гассал не должен заявлять о каких-либо физических недостатках и прочих изъянах покойного. Обмывание может быть как безвозмездным, так и платным. Могильщику и носильщикам их работа также может оплачиваться.

Похороны у мусульман: Саван (Кафан)

Шариат не разрешает хоронить покойного в одежде. Умершего потребуется окутать в саван. Кафан изготавливается из ситца либо белого полотна. Кафан для мужчин это (из трех частей): 1. Лифофа - ткани (различного вида и хорошего сорта) покрывающие покойника с головы до ног (по 40 см ткани с каждой стороны, для того, чтобы саван можно было завязать с обеих сторон после окутывания тела); 2. Изор - кусок ткани для обертывания нижней части тела; 3. Камис - рубаха, сшитая так, чтобы половые органы мужчины были прикрыты. Для женщин (пятисоставный): 1. Лифофа-то же, что для мужчин; 2. Изор - кусок ткани для нижней части тела; 3. Камис - рубаха, без воротника, с вырезом для головы; 4. Химор - платок для покрытия головы и волос женщины, длина которого составляет 2 м, а ширина - 60 см; 5. Кирка - кусок ткани для накрывания груди, длина - 1.5 м, ширина - 60 см.

Для покрывания новорожденных или умерших младенцев достаточно одной лифофы. Для мальчиков, не достигших 8 или 9 лет, допустимо окутывание в саван, как и для взрослого или младенца. Желательно, чтобы саван умершему мужу готовила жена, а умершей жене – муж, родственники или дети. Если же умерший был одинок, то похороны осуществляются уже соседями. Ат-Табари передал такой хадис: «Пророк сказал, что сосед достоин, если заболеет, чтобы ты лечил его, если умрет - похоронил, если обеднеет - дал взаймы, если испытывает нужду - защитил его, если придет к нему добро - поздравил его, если беда - утешил его. Не возвышай свое строение над его строением, поддерживай свой костер от его, не раздражай его запахом твоего котла, кроме как черпая ему из него». (Джами-уль-Фаваид, 1464). Община может хоронить мусульманина. Тканью покрывается все тело. Если умерший был несостоятельным человеком, то накрывание его тела тремя кусками ткани будет считаться сунной. Если умерший был состоятельным и долгов после себя не оставил, то его тело накрывается тремя кусками ткани в обязательном порядке. Материя должна быть в соответствии с материальным достатком того, кого хоронят – в знак уважения к умершему. Тело покойника можно покрывать тканью, бывшей в ходу, но лучше, если ткань новая. Тело мужчины запрещается покрывать шелком.

Похороны у мусульман: окутывание (Кафанлаш)

Согласно правилам похорон у мусульман перед окутыванием тела борода и волосы не подстригаются и не расчесываются, ногти ног и рук не стригутся, золотые коронки также не удаляются. Такие процедуры как удаление волос, подстригание ногтей должны производится при жизни. Порядок окутывания для покойных мужчин таков: перед покрытием покойника на ложе стелется лифофа, которую посыпают благоуханными травами и ароматизируют разными благовониями, например розовым маслом. Поверх лифофы расстилается изор. После кладется покойный, одетый в камис. Руки укладываются вдоль тела. Покойный умащается благовониями. Далее читаются молитвы и с умершим прощаются. Изором окутывают тело: сначала левую сторону, а затем - правую. Лифофу заворачивают сначала с левой стороны, затем узлы завязываются у головы, у пояса, а также у ног. Когда тело опускается в могилу, эти узлы развязываются.

Порядок окутывания женщин. Аналогичен мужскому, с той лишь разницей, что перед одеванием камиса груди покойной покрываются хиркой - материей, закрывающей грудь от уровня подмышек до живота. Когда одевается камис, то волосы опускаются на него. На лицо кладется платок - химор, подложенный под голову. Это единственное отличие.

Похороны у мусульман: погребальные носилки (Тобут)

Тобут – это носилки с раздвижной крышкой. Как правило, они имеются при мечети, а также на кладбище. На тобут стелется одеяло, на которое кладется покойник, после чего крышка закрывается и покрывается тканью. По ряду обычаев сверху кладется одежда умершего, чтобы молящиеся знали, мужчину или женщину они хоронят.

Похороны у мусульман: погребальная молитва (Джаназа)

Молитве придается особое значение. Ее совершает имам мечети или лицо, его заменяющее. Тобут ставится перпендикулярно направлению Кыблы. Имам находится ближе всех к гробу, а за ним рядами располагаются собравшиеся. Здесь отличием от обычных молитв является то, что здесь отсутствуют поясные и земные поклоны. Погребальная молитва – это 4 такбира (Аллаhу Акбар) - обращения ко Всевышнему с просьбой простить грехи и помиловать покойного и приветсвовать (направо и налево). Имам повторяет троекратно перед началом молитвы фразу: «Ас-Салат!», что значит: «Приходите на молитву!». Перед молитвой он обращается к родственникам усопшего и к собравшимся на молитву с вопросом, есть ли долги за усопшим, которые при жизни он не успел выплатить, (или, наоборот, остался ли перед ним кто-либо в долгу). Также есть ли кто-то, бывший в споре с ныне почившим, и просит его простить, либо кто просит рассчитаться с родственниками. Если чтения молитвы над усопшим не произойдет, похороны должны быть признаны недействительными. Когда умирает ребенок или новорожденный, подавший, все же, признаки жизни (например, крикнувший перед смертью), молитва всегда обязательна. Если же ребенок был мертворожденным, молитва нежелательна. Как правило, молитву читают после омовения умершего и окутывания его в саван.

Похороны у мусульман: (Дафн)

Лучше как можно быстрее захоронить умершего на близлежащем кладбище. По обряду похорон у мусульман, когда умерший кладется на землю, его голова должна быть повернутой в сторону Кыблы. Тело опускается в могилу ногами вниз, а когда в могилу опускается женщина, над ней держат покрывало, таким образом, чтобы в поле зрения мужчин был ее саван. Далее в могилу бросается горсть земли, и при этом на арабском говорится: «Инна лиляхи уа инна иляйхи раджиун», что означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Могила, засыпанная землей должна быть выше уровня земли на четыре пальца. После этого могила поливается водой, на нее семь раз бросают по горсти земли и читают молитву, означающую в переводе: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее выведем вас в другой раз». Далее у могилы остается один человек и читает талкин – слова свидетельства о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, читающиеся над могилой усопшего, дабы облегчить покойному допрос Ангелов Мункара и Накира.

Похороны у мусульман: могила (Кабр)

Могила возделывается по-разному, все зависит от рельефа той местности, в которой обитают мусульмане. 1. Лахад - состоит из айвана и кельи внутри него. Размеры айвана: 1,5 х 2,5 м, глубиной 1,5 м. Снизу его располагается округлый вход в келью (80 см). Он делается таких размеров, чтобы в келье могло поместиться и само тело и участники похоронной процессии. 2. Ярма. Ее составляющие: айван и внутренняя полка. Ярма выше размеров тел усопшего примерно на полметра с каждой стороны. Полка (шикка) делается по размеру длины тела или ширины ярмы (высота 70 см, ширина 70 см). По требованию Шариата, покойный должен быть захоронен так, чтобы не ощущался запах, и хищники не смогли бы вытащить его. В этих целях могила укрепляется жженым кирпичом для лахада, а для ярмы подкрепляется доской. Хоронить в гробу мусульман не принято. Если мусульманин умирает во время плавания, в этом случае Шариат требует отсрочить похороны по возможности и провести их на суше. Если все же земля находится далеко, над покойником совершается полный мусульманский обряд, с омовением, окутыванием в саван и молитвой. После чего к ногам тела умершего привязывают тяжелый предмет, и оно опускается в море или океан.

Похороны у мусульман: чтение Корана во время похорон

С обрядом похорон связано чтение аятов Корана. В соответствии с заветом Пророка, мир Ему, читается сура «Аль-Мульк», сопровождающаяся множеством просьб, обращенных к Аллаhу Всевышнему, дабы Он смилостивился над усопшим. В молитвах, в частности после похорон, имя умершего упоминается чаще всего, причем говорится о нем только хорошее. Молитвы и просьбы к Аллаhу должны присутствовать обязательно, потому как на первый же день (ночь) в могиле появятся Ангелы Мункар и Накир, начинающие допрос покойного. Молитвы будут облегчать положение почившего перед «подземным судом».

Похороны у мусульман: мусульманские кладбища

Характерная черта мусульманских кладбищ в том, что все могилы и надгробные памятники направлены своими фасадами в сторону Мекки. Приверженцы ислама, идущие мимо кладбища, читают суру из Кор’ана. Нередко люди, не знающие, куда обращаться при молитве, видят Кыблу по направлению могил. Среди кладбища есть специальные помещения, предназначенные для омовения и обмывания покойников. Погребать мусульманина на немусульманском кладбище, и, в свою очередь, немусульманина на мусульманском строго запрещается. Если жена мусульманина - христианка или иудейка умерла беременной, то ее захоранивают на отдельном участке, направляя ее спину к Мекке, чтобы ребенок в материнском чреве был повернут лицом к Мекке. Различных надмогильных построек (к примеру, камней с изображением покойного), богатых семейных склепов, мавзолеев, а также гробниц Шариат не одобряет, так как это унижает бедных мусульман либо вызывает зависть у некоторых людей. Не одобряется также и то, когда могила служит молитвенным местом. Отсюда же идет и требование Шариата: надгробные памятники не должны быть похожи на мечети. На надгробном камне рекомендуется писать следующее:
«Инна лилляхи ва инна иляйхи раджиун»
(Поистине мы принадлежим Аллаху и к Нему будем возвращены.)

Похороны у мусульман: о вскрытии могил

Шариатом запрещается вскрытие могил Пророка, мир Ему, имамов, халифов, мучеников за веру, а также ученых, у коих есть некий религиозный авторитет. Воспрещается также вскрывать захоронение ребенка или захоронение умалишенного, чьи родители - мусульмане. Вскрытие могилы мусульманина разрешено в случаях: 1) когда покойника захоронили в узурпированной земле, и хозяин участка против того, чтобы на участке была могила; 2) если саван и прочие похоронные принадлежности узурпированы или украдены и т.п.; 3)если выяснено, что захоронение совершалось не по правилам Шариата (допустим, без савана, либо тело расположили не лицом к Кыбле; 4) когда мусульманин похоронен не на кладбище для мусульман или на участке земли, где разбросаны нечистоты, мусор и тому подобное;5) если есть вероятность того, что хищники могут вытащить труп, либо есть опасность затопления могилы, есть вероятность того, что какие-либо враги умершего могут надругаться над его телом; 6) когда после похорон находят незахороненные части тела покойника.

Похороны у мусульман: оплакивание умершего

Оплакивания умершего Шариат не запрещает, однако делать это громко строго воспрещается. Также недопустимо, чтобы близкие родственники усопшего царапали свое лицо и тело, рвали на себе волосы или же наносили себе какие-либо телесные повреждения. Также в таких случаях родственникам недопустимо рвать на себе одежду. Пророк сказал, когда семья покойного оплакивает его, он мучается. По Шариату должно быть так: если плачут мужчины, в особенности молодые либо среднего возраста, окружающие должны упрекать их, а плачущих стариков и детей нужно нежно успокаивать. Профессию плакальщиков по мертвым Ислам запрещает, однако, несмотря на запреты, во многих исламских государствах все-таки есть профессиональные плакальщицы, которые обладают особенно трогательными голосами. Плакальщицы нанимаются на время похоронных обрядов и поминок. Ислам не одобряет это, он резко против профессиональных плакальщиц. Слова Пророка Мухаммада, мир Ему, таковы: «Моя община не может терпеть четырех обычаев язычества: хвастовство добрыми делами, порочение происхождения других людей, суеверие, что плодородие зависит от звезд, и плач по мертвым».

Ислам требует переносить горе терпеливо. Терпение (сабр) считается огромной добродетелью. Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Тот, кто ради мертвого раздирает свою одежду, бьет себя по лицу или испускает вопли, которые были в обычаях времен джахилии (невежество до ниспослания Шариата Пророку Мухаммаду, мир Ему) - не из нас (т.е. не из числа благочестивых)». Четвертый халиф имам Али, заявлял: «Терпение в вере то же самое, что голова на туловище». О терпении Аллаh Всевышний сказал в Коране: «Ищите помощи Аллаhа в терпении и молитве, поистине Аллаh с терпеливыми. Те, кого постигает какое-либо бедствие, говорят: «Поистине, мы во власти Аллаhа и к Нему мы возвратимся! Мы благодарим Его за блага и терпим бедствия при награде и при наказании». Это – те, над которыми Милость от их Господа, и они идут верным путем». («Аль-Бакара», 153,156,157).

Похороны у мусульман: о подготовке к смерти

Принявшему ислам, нужно каждый миг быть готовым к смерти: днем или ночью, во сне или наяву. Для этого требуется:
1. Верить в доктрину Единобожия (нет бога, кроме Аллаhа, а Мухаммад – посланник Его) 2. Каждодневно блюсти пять основных, обязательных молитв (намазов) и кроме этого еще выполнять дополнительные молитвы (сунна, витр, нафиль).
3. Читать Коран, думать над его смыслом и действовать в соответствии с ним. Читать Коран днем, а также и среди ночи, и перед обязательными намазами. Прочитывать Коран полностью, один-два раза каждый месяц как минимум. 4. Читать Хадисы Пророка, мир Ему, поступать так, как приказывает Сунна и остерегаться того, на что она налагает вето. 5. Идти в общество праведных мусульман, вспоминающих Аллаhа постоянно, извлекать от общения с ними пользу ради улучшения своей веры и жизни. 6. Приказывать одобряемое и воздерживаться от порицаемого, коему придавать большое значение.

Чтобы вспоминание смерти стало потребностью души мусульманина, будет нужно постоянное его поддерживание, путем того, что верующий:

а)посещает могилы для размышления, получения выводов и наблюдения;

б)посещает людей преклонного возраста, особенно родственников. Молодость дана не навсегда, за ней обязательно наступит беспомощность старости. Свою молодость необходимо использовать на благие поступки, пока старость не наступила;

в)посещает больных и наблюдает за различием существующих болезней. Нужно благодарить Аллаhа за свое здоровье, прилагая для поклонения Аллаhу как можно больше сил, пока, не дай Аллаh, с тобой не случилась какая-нибудь болезнь.

Все эти поступки помогают мусульманину регулярно обновлять покаяние (тауба); быть в ладу со своим положением; увеличивать активность поклонения. Все же, у мусульманина не хватает внимательности в покорности Аллаhу и Его Пророку мир Ему, не хватает серьезности к исполнению предписаний Шариата, - это все результат безразличного, халатного, ленивого отношения к поклонению.

«Скажи: «Поистине, нет спасения от смерти, от которой вы бежите. Она непременно постигнет вас, потом вы будете возвращены к Тому, кто знает сокровенное и явное, и Он вам напомнит то, что вы творили». («Аль-Джуму’а», 8)

Похороны у мусульман: наша помощь усопшим

Известно, что усопшие нуждаются в наших молитвах больше, чем в еде и питье нуждаются живые. В этой связи одним из благочестивых дел верующего становится забота о почивших мусульманах. Чем же мы можем помочь ныне покойным?

Если умер приверженец ислама, оставшиеся первым делом должны совершить похоронный обряд в соответствии с Шариатом: провести омовение покойного, прочитать намаз-джаназа (мольба к Аллаhу о его прощении), читать талкин(1) на кладбище немедленно после захоронения, желательно также раздать садака, читать Коран.

В Коране сказано, что мусульманину, верно читающему Коран, а также выполняющему свои предписанные обязанности (намаз, пост, расход части имущества, дарованное ему Аллаhом, на необходимое по Шариату и т.д.), в Конце Света Аллаh обещал награду и благоденствие.

Пророк Мухаммад, мир Ему, говорил: «Лучшие из вас те, кто научился чтению Корана, его толкованию и обучал этому других. Они получат большой саваб». «Кто прочтет хотя бы одну букву из Корана, получит хасанат (вознаграждение), и каждая последующая буква увеличивает хасанат в 10 раз». «Читайте Суру «Ясин» вашим покойникам».

Однажды Пророк Мухаммад, мир Ему, шел по кладбищу со своими сподвижниками. Он остановился рядом с двумя могилами и сказал, что в них страдают два грешника. После этого Он поломал ветку пальмы надвое и положил каждую часть на каждую из могил. Пророк, Мир Ему сказал, что это облегчит страдания усопших грешников. Если растение приносит пользу умершему, то какая же человеку должна быть польза от чтения Корана, который есть Речь Аллаhа!

Из данных хадисов можно сделать вывод, что чтение Корана – это благодетель и усопшему, и читающему, но только если мусульманин читал правильно и ради Аллаhа. Важно читать Коран самому и просить Аллаhа о передаче саваба умершему, потому что лекарство для людей заключено в чтении Корана. Выучить Суру «Аль-Фатиха» по силам каждому мусульманину (троекратное чтение ее вознаграждается как за двухкратное чтение Корана). Можно выучить некоторые другие короткие Суры (несколько), к примеру, «Аль-Ихлас» (троекратное чтение ее вознаграждается как за чтение целого Корана), «Аль-Фаляк», «Ан-Нас».

Приверженец исламской веры также может делать добрые дела с намерением «Исале-саваб» (т.е. прося Аллаhа передать умершим вознаграждение). Если человек, имеющий такое намерение, держит дополнительный пост, раздает садака, возводит мечеть, читает зикр, салават и истигфар, становится распространителем знаний по Исламу, то мертвые получают за любое из этих деяний полный саваб, и при этом саваб человека, совершившего эти дела не уменьшается.

Сегодня находятся такие люди, которые считают, что от проведения поминок, где рассказывается о смерти и воскрешении для отчета в Судный День и т.д., раздаче садака или чтения Корана для умерших, нет никакой пользы. Такое мнение ошибочно и опасно по многим причинам. Некоторые из причин:

1.Те, кто не верит, что саваб от добрых дел передается усопшим, в действительности сомневается во Всемогуществе Аллаhа. Мир был сотворен Аллаh`ом из ничего, и это Ему не было трудно. По Воле Его саваб может быть передан всякому – живому или умершему, о чем есть множество высказываний Пророка Мухаммада, мир Ему.

2.Те, кто не признает возможности подобной помощи мусульман друг другу, в действительности хотят разрушить братские узы мусульман, основанные на взаимной поддержке, любви и готовности помогать в трудную минуту. Пророк Мухаммад, мир Ему, заявлял, что община Его должна быть столь же единой, что и организм человека: если один какой-то орган болит, то больно будет и всему телу.

3.Исламские ученые подтверждают пользу, приносимую раздачей садака и чтением Корана для умерших. Те, кто не согласен с этим мнением, идет против большинства. Пророк, мир Ему, сказал: «Моя умма не объединяется на заблуждении».

4. Талкин – свидетельствующие слова о вере мусульманина в Аллаhа, Его Пророка, Священные писания, читаемые над могилой покоящегося человека, чтобы облегчить ему допрос Ангелов Мункара и Накира.

мусульманина строго регулируются религией, а похоронный обряд - один из ключевых моментов, от которого зависит дальнейший путь мусульманина: жизнь есть и после смерти и какой она будет, зависит от похорон. Но в мире живет больше полутора миллиардов последователей ислама и живут они в разных уголках мира, поэтому традиции татарских похорон будут немного отличаться от похоронных традиций дагестанцев или пакистанцев - культура страны все равно накладывает отпечаток.

Если мусульманин при смерти

У всех, кто исповедует ислам, подготовка к загробной жизни начинается еще в этом мире. Так, по татарским традициям, пожилые люди заранее готовятся к этому моменту: приобретают саван, полотенца и множество вещей на садака - раздачу на похоронах: это могут быть рубашки, платки, полотенца и проч.

Когда человек находится при смерти, нужно положить его лицом в сторону киблы, то есть по направлению к Каабе, и на правый бок. При этом важно, чтобы последними словами человека были слова молитвы «Калимат-шахдаат». Если умирающий не в силах говорить, нужно прочесть калимат и молчать: главное, чтобы это были последние услышанные слова. Облегчить муки смерти можно при помощи суры Гром (или Йа Син). Не стоит подводить к человеку членов его семьи.

После того, как мусульманин ушел, распрямляют его конечности и подвязывают челюсть. На живот помещают что-то тяжелое. Согласно традиции татарских похорон, голову часто покрывают старым полотенцем. Покойника поворачивают в сторону киблы, снимают всю одежду, читают молитву (дуа), кладут на кровать или любое возвышение и накрывают легким покрывалом. Правила похорон у мусульман предполагают, что в последний путь покойного проведут в самый день смерти. Если уход произошел ночью, похоронить нужно сразу на следующий день.

Неверного нельзя хоронить на мусульманском кладбище даже если все его родственники - приверженцы ислама.

Обязанности мусульман перед покойным

Все, что нужно сделать для покойного, это омыть его, одеть, прочитать заупокойную молитву и похоронить. Все это нужно совершать быстро. Все это является коллективной обязанностью всех, кто исповедует ислам в этом населенном пункте. Весь этот обряд называется джаназой.

Обмывание тела умершего мусульманина называется гусль. Относительно этого обряда правила мусульманских похорон строгие: мужчины не могут проводить гусль над женщиной, а женщины не должны мыть мужчину. Часто для купания приглашают человека со стороны - не друга и не родственника, муж может совершить гусль над женой и наоборот. Не купают шахидов или если не нашлось ни одного человека, имеющего один пол с покойным. Все этапы купания сопровождаются молитвой. В этом случае можно совершить таяммум: омовение пылью, песком или землей.

Также важной обязанностью мусульман перед покойным является выбор памятника и оградки , подробнее про облагораживание могил читайте .

Такфин - это оборачивание умершего мусульманина в саван или кафан. Женщину заворачивают в пять белых покрывал, мужчину - в три, маленького ребенка - в одно. Голову оставляют открытой.

Еще один важный момент, без которого проводы мусульманина в последний путь невозможны, это джаназа-намаз.

Заупокойная молитва - коллективная молитва и те, кто её произносят, должны иметь одну веру, их мольба должна быть искренней. Если джаназа-намаз читают много людей, лучше, если они выстроятся в три ряда. Над мужчиной проводят эту молитву напротив его головы, тогда как над женщинами - напротив туловища. Женщинам позволяется совершать джаназа-намаз. Если друг или родственник не смог прочесть заупокойную молитву над умершим родственником во время самой джаназы, сделать это можно и на могиле, только в течении месяца (не позже). Лучше всего читать её на кладбище, а главным должен быть имам или же амир. Также подходит наиб или самый образованный мусульманин в этом населенном пункте. Джаназа читается над всеми умершими, которые исповедовали ислам, даже над маленькими детьми, а исключение составляют только шахиды.

Похороны

Само захоронение называется дафн. Могила роется такой глубины, чтобы животные не могли её раскопать, шириной в 70-80 см. и длиной в рост умершего с поднятой рукой. Носилки с покойным сопровождаются мужчинами. Хоронят всегда без гроба, повернув покойника в сторону киблы, а после желательно прочесть молитвы, например тасбит или таскин.

Похороны по мусульманским традициям не должны сопровождаться громкими причитаниями и громким плачем, кроме того, нельзя плакать по покойному уже на четвертые сутки после его смерти.

Что же касается соболезнований, то бытует мнение, что нельзя их выражать, если после смерти прошло больше половины недели. Это не совсем так, выразить их родне мусульманина можно тогда, когда это уместно.

Поминки организуются через три дня, неделю, сорок дней и год после смерти. Памятник мусульманину не должен быть слишком большим или дорогим, а согласно традиции похорон у татар, на могилах растет одно или два дерева.

Загрузка...