bookingsky.ru

Психологические игры для взрослых на родительском собрании методическая разработка на тему. Родительское собрание в форме игры «Счастливый случай Ролевые игры на школьном родительском собрании

Ежедневно воздействуя на ребенка, семья располагает почти не ограниченными возможностями формирования его личностных качеств. Поэтому так важно использовать , привлекать их к сотрудничеству на различном уровне.

Образовательная среда в общеобразовательной ОО, отвечающая требованиям федеральных государственных образовательных стандартов начального и основного общего образования, включает создание условий для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Одной из наиболее доступных и эффективных форм работы в этом направлении является по сюжетно-ролевой игре.

Актуально сейчас:


Родительские собрания, игры с родителями на родительском собрании нужны:

Для быстрого получения разнообразной информации о детях;
. как установочные, инструктивные встречи при изменениях в жизни и деятельности детского коллектива, режиме его работы и т. п.;
. для ознакомления родителей с результатами диагностики, с итогом медицинских обследований и др.;
. как система психолого-педагогического просвещения, проводящаяся в разнообразных формах: собрания-лекции, психологические тренинги, родительское собрание по сюжетно-ролевой игре по различным темам и проблемам воспитания и обучения.

Родительское собрание — это основная форма совместной работы родителей, на которой обсуждаются и принимаются решения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности детского сообщества и воспитания обучающихся в ОО и дома. Главным его предназначением являются согласование, координация и объединение усилий ОО и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка. Родительские собрания проводятся и для того, чтобы повысить педагогическую культуру родителей, активизировать их роль в жизни детского коллектива, повысить ответственность за воспитание своих детей.

В настоящее время доказали свою эффективность и востребованы интерактивные формы работы, одной из таких форм является проведение родительского собрания по сюжетно-ролевой игре.

Правила родительского собрания по сюжетно-ролевой игре

Предлагаем провести игру по сценарию родительского собрания, правила которого соответствуют правилам телевизионной передачи «Своя игра». Игра с родителями на родительском собрании может проводиться с родителями детей от 6 до 14 лет, — представленные ситуации, требующие от родителей правильного педагогического решения, могут возникнуть с ребенком в разном возрасте.

Ведущий — классный руководитель.

Как правило ролевая игра, на родительском собрании проводится в классной комнате, где парты стоят рядами, и участники игры автоматически делятся на три команды. Возможно другое разделение на команды, в зависимости от целей ведущего.

Участникам предлагаются 4 номинации, в каждой по 4 вопроса разной категории сложности (в зависимости от сложности присваиваются баллы — от 100 до 400). Команда самостоятельно выбирает номинацию и уровень вопроса. Дается время на обдумывание, команда предлагает решение, при этом другие участники также могут высказывать свое мнение. Только после выслушивания всех мнений классный руководитель проговаривает правильный ответ.

Номинации игры с родителями на родительском собрании:

«Вредные привычки» — описаны наиболее часто встречающиеся вредные привычки детей.

«Вопросы воспитания в картинках» — представлены картинки-образы, расшифровывая которые, участники формулируют основные принципы воспитания (основополагающие идеи или ценностные основания воспитания человека).

«Жизненные ситуации» — описаны жизненные ситуации. Участники выясняют, как правильно поступать в них.

«Блицвопросы» — ответы на вопросы данной номинации должны быть краткими и аргументированными.

Команды выбирают номинацию, вопрос и отвечают. Ведущий дает свои комментарии. Выигрывает та команда, которая получает большее количество баллов.

1. Номинация игры на родительском собрании «Вредные привычки»

100 баллов
Что делать, если ребенок говорит неправду?

Комментарий ведущего:

постарайтесь понять ребенка, в какой бы ситуации он ни оказался; исключите жесткие наказания, в т. ч. за ложь; как можно чаще демонстрируйте ребенку свою любовь, а не воспитательные принципы; постарайтесь сами, особенно при детях, не ссылаться на мнимую болезнь, сильную занятость и т. д., чтобы избежать выполнения обременительных для вас обязанностей. Если ребенок возьмет с вас пример, ему сложно будет объяснить, что врать нехорошо.

200 баллов
Как поступить, если ваш ребенок ябедничает?

Комментарий ведущего:
Уже в начальной школе у детей складываются первые серьезные дружеские отношения со сверстниками, но привычка ябедничать отнюдь не способствует хорошему общению с коллективом. Причины, по которым дети ябедничают, кроются в отношениях со взрослыми. Возможно, ребенку не хватает внимания и общения. Поэтому он хочет казаться лучше, заслужить похвалу родителей, учителя и ребят.

Что делать:

пресекайте подобные поступки или во всяком случае никак их не поощряйте; объясните ребенку, почему не нравятся ябеды; поясните, что жаловаться и «стучать» — не то же самое, что рассказать взрослым о чем-то опасном или угрожающем.

300 баллов
Каковы ваши действия, если вы заметили, что ребенок берет чужие вещи.

Комментарий ведущего:
Воровство — это не всегда просто привычка. Маленькие дети могут просто не знать о том, что вещи бывают чужими. А в воровстве школьников часто кроется желание обратить на себя внимание взрослых. Однако, если человек крадет чужие вещи, не обращая внимания на свое окружение и обстоятельства, и если ситуация не меняется с возрастом, значит, это уже не поступок, а болезнь. Все же чаще дети воруют по другим причинам. Обычно мелкие кражи совершают ребята из неблагополучных семей, где они не чувствуют заботы и любви. Внимание к ним проявляется, только когда происходит что-то неординарное. А обделенный вниманием ребенок рад даже наказанию или скандалу.

Что делать:

ни в коем случае не наказывайте детей физически. Ограничьтесь рассказом о своей и чужой собственности. Постарайтесь объяснить ребенку, что, даже если он в чем-то очень нуждается, воровство — не способ решения проблемы; не осуждайте публично. С плохой репутацией справиться сложнее, чем просто исправить некрасивый поступок; не делайте негативных прогнозов относительно будущего своего чада и не озвучивайте их ему; не напоминайте все время о проступке и не уделяйте ему слишком большого внимания.

400 баллов
Как поступить, если вы заметили, что ваш ребенок курит?

Комментарий ведущего:
Что побуждает наших детей приобщаться к раннему курению? Часть ребят начинает курить рано, в подражание товарищам по школе и двору. Другие, из-за стремления к необычности, таинственности: ведь надо раздобыть сигареты и спички либо зажигалку, спрятаться в укромном месте. Это похоже на маленькое приключение, к которому подключается все больше желающих. Затем дети взрослеют, становятся самостоятельными. Более четверти опрошенных ребят говорили, что начинали курить, чтобы показаться солиднее. А продолжали многие уже по привычке. С годами ребята начинают забывать причины, толкнувшие их на курение.

В распространении этой вредной привычки имеет значение своеобразное принуждение. Курящие товарищи считают некурящих ребят не вышедшими из-под опеки родителей, несостоявшимися, несостоятельными. Стремление избавиться от такого мнения достигается с помощью первой сигареты. Затем желание покурить, вдохнуть аромат сигареты и затянуться приходит незаметно и становится все более сильным.
Для того чтобы ребенок мог противостоять этому, необходим целый комплекс профилактических мер.

Что делать:

научите ребенка четко формулировать свои аргументы за и против курения. Для этого озвучивайте четкую информацию о вреде курения, проигрывайте ролевые ситуации, помогающие отказаться от первого опыта табакокурения; предложите несколько способов отказа от курения в реальных жизненных ситуациях («51 способ сказать нет», «Способы отказа от курения», «Факты вреда курения»);чтобы убедить своего ребенка отказаться от курения, нужно не мириться с этим, а бороться. И для начала, если вы обладаете той же вредной привычкой, попытайтесь начать с себя.

2. Номинация игры на родительском собрании «Вопросы воспитания в картинках»

100 баллов
Какой принцип воспитания представляет рисунок-метафора «Губка»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания на основе личного примера взрослого.

Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать за вредную привычку. Это бессмысленно, если ребенок видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и значимых для него людей.

200 баллов
Какой принцип воспитания определяют рисунки-метафоры «Замок» и «Ключи»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Необходимо к каждому подходить индивидуально, знать психологические закономерности детского развития и методы воспитания (ваш ребенок — яркая индивидуальность, и, чтобы правильно подобрать к нему ключик нужно не только хорошо его знать, но и понимать, принимать, уважать его особенности).

Для каждого замка существует свой ключ. Замок — это ребенок, а ключи — методы воздействия на него (формы и приемы взаимодействия). Для того чтобы ребенок открылся, необходимо правильно подобрать тот единственный ключик, т. е. метод взаимодействия.

Получится ли открыть замок другим способом, не применяя ключи? Конечно да. Например, с помощью ножовки, лома, топора, хитроумной отмычки. Эти методы можно отнести к варварским, т. к. их применение обязательно приводит к поломке замка. То же самое происходит и с ребенком, его психикой, когда в отношении него применятся неправильные, варварские методы воспитания и воздействия.

300 баллов
Какой принцип воспитания затрагивает рисунок-метафора «Яйцо»

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания — учет возрастных кризисов ребенка (исключение чрезмерной опеки родителей, личностный подход в воспитании).

Постоянная опека родителей для ребенка — это такая же скорлупа. Ему тепло, уютно и безопасно под ней. До определенного момента она необходима. Но ребенок растет, меняясь изнутри, и приходит день, когда он сознает, что скорлупа начинает мешать росту. Поэтому ребенок начинает оказывать противодействие прежним условиям, разрушать эту скорлупу, чтобы продолжить свое дальнейшее развитие.

400 баллов
С какими двумя типами семей можно сравнить рисунки-метафоры «Лебедь, рак и щука» и «Тройка лошадей»?

Комментарий ведущего:
Ответ: принцип воспитания — единство воспитательных воздействий (затрагиваемая проблема — отсутствие последовательности в воспитании, единства требований к ребенку).

Первая картина напоминает семью, в которой каждый занимается воспитанием ребенка, исходя из собственных принципов и желания. В подобной ситуации члены семьи предъявляют ребенку часто противоречивые между собой требования, а также проявляют непоследовательность в воспитании: сегодня требуют от ребенка одно, завтра — другое, послезавтра — третье. В такой семье ребенок учится манипулировать родными, становится нервозным.

Вторая картина напоминает семью, действующую в процессе воспитания слаженно, сообща, двигаясь к одной цели — гармоничному развитию ребенка. Соблюдается главный принцип воспитания — согласованное последовательное предъявление требований. В такой семье ребенок чувствует себя комфортно, уверен в себе, не тревожится по пустякам, т. к. всегда знает, как поступят его родители.

3. Номинация игры на родительском собрании «Жизненные ситуации»

100 баллов

Володя, запыхавшись, прибежал домой и обратился к отцу:
— Папа, сегодня в нашем дворе проводится воскресник. Там уже работают Витя с папой. Мы пойдем?
— Нет, — сухо ответил отец, — видишь, я занят. И продолжил чтение газеты.
Володя вышел из дому подавленный. Бодрость и задор мальчика сменились горечью. Увидев его, одноклассник Витя, работавший с отцом, спросил:
— Ну что, придет твой папа?
— Нет, — ответил робким голосом Володя, — ему некогда.

К каким последствиям может привести подобное поведение родителей?

Игры для взрослых на родительском собрании

Каждому учителю хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы- их друг и помощник. На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

Выводы: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть,не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

Вывод: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством учителя сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

Вывод: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

Интерактивная ролевая игра "Родитель -подросток-учитель", выборка и комментирование высказываний известных людей по проблеме, обсуждение шести типичных ситуаций, в рубрике "Родителям на заметку" - памятка "Как любить своего ребенка" - таково содержание родительского собрания, которое не только способствует анализу проблемных моментов, но и предлагает в совместном поиске пути решения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ-ИНТЕРАКТИВНАЯ РОЛЕВАЯ ИГРА «Подростковый возраст и семейные проблемы»

Цель : изучение точек зрения родителей в решении проблемных ситуаций, связанных с воспитанием детей в семье.

Задачи:

  1. Обсудить совместно различные ситуации воспитания и пути решения конфликтных ситуаций в семьях учащихся.
  2. Развивать у родителей интерес к совместному обсуждению проблем, возникающих в воспитании учащихся класса.

Ход собрания

1 . Вступительное слово классного руководителя. Объявление темы собрания и его задач.

ЭПИГРАФ. Увидеть и понять проблему - наполовину решить ее. Если же не видишь проблему - это значит, что она в тебе самом.

П. Интерактивная игра «Подросток-родитель-учитель».

Пришедшие родители распределяются на три группы, поочередно на каждое задание беря на себя роль «подростка», «учителя», «родителя».

  1. Напишите 3-5 понятий, которые определяют состояние подростка (с точки зрения подростка, учителя, родителя).
  2. Что необходимо для разрешения конфликтных, стрессовых ситуаций? (с точки зрения подростка, учителя, родителя).
  3. Важен ли, нужен ли этот проблемный период для дальнейшей жизни? Или лучше было бы его пропустить, «проспать»? Обоснуйте ответ (с точки зрения подростка, учителя, родителя).
  4. На доске написаны высказывания известных людей. Родителям предлагается высказать свое мнение и свое отношение к данным высказываниям. Необходимо высказать свою точку зрения и определить, кто «за» и кто «против».

«Воспитание может все» Гельвеции

«От всякого воспитания, друг мой, спасайся на всех парусах»

Л. Н. Толстой

«Воспитание может сделать многое, но оно не безгранично. С помощью прививок можно заставить дикую яблоню давать садовые яблоки, но никакое искусство садовника не сможет заставить ее приносить желуди». В. Г. Белинский

III. Ситуации для обсуждения под общим названием «Что делать,если...»

Ситуация первая . В последнее время ребенок очень изменился, мало общается с близкими людьми, молчит, подолгу сидит, о чем-то думает. На все расспросы родителей отвечает уклончиво, либо вообще уходит от ответов. Родители склонны думать, что ребенок страдает, но причины скрывает. Как поступить в такой ситуации?

Ситуация вторая . В конце учебной четверти вы получаете дневник своего ребенка и видите, что результат учения весьма и весьма успешный. Вы рады, хвалите ребенка за достигнутые успехи, но через пару дней вас приглашают в школу для серьезного разговора и там вы узнаете, что ваш сын или дочь исправили оценки в дневнике и расписались за классного руководителя. Результаты учения плохие и ваш ребенок вас обманул.

Ситуация третья . Ваш ребенок достаточно большой. Он учится в меру своих способностей, но вот беда - он ничем не хочет помогать по дому в комнату к нему лучше не заходить - всюду беспорядок, а на предложение что-то сделать отвечает категорическим отказом.

Ситуация четвертая . Застенчивость и неуверенность в себе - характерные черты вашего ребенка. Это накладывает серьезный отпечаток на его умение общаться с одноклассниками учебную деятельность, результативность учения. Ребенок от этого явно страдает.

Ситуация пятая. Вы не узнаете своего ребенка. Он стал грубым, агрессивным, а порой даже жестоким. Об этом говорят посторонние люди, проявления таких качеств вы наблюдаете сами, иногда это прорывается даже в ваш адрес.

Ситуация шестая . Ребенок вырос. Все чаще пытается ускользнуть из дома и все дольше где-то задерживается. Он по-прежнему все выполняет, но вы чувствуете, что он живет своей жизнью, которая ему интереснее. Вы страдаете от этого, но не знаете, как поступить.

В каждой ситуации анализируется мнение «за» и мнение «против», предлагаются модели поведения родителей в той или иной ситуации, определяются те модели, которые можно считать образцом для подражания в воспитании детей.

Правило первое. Уметь слушать своего ребенка всегда и везде, отдаваясь этому слушанию целиком и полностью, не перебивая ребенка при этом, не отмахиваясь от него, как от назойливой мухи, проявляя терпение и такт.

Правило второе. Уметь говорить со своим ребенком так, как если бы вам хотелось, чтобы говорили с вами, проявляя мягкость, уважительность, исключая назидательность, грубость и хамство.

Правило третье. Наказывать, не унижая, а сохраняя достоинство ребенка, вселяя надежду на исправление.

Правило четвертое. Достичь успехов в воспитании, можно лишь тогда, когда родители - пример для положительного подражания каждый день.

Правило пятое. Признавать свои ошибки, просить прощения за неправильные действия и поступки, быть справедливым в оценке себя и других.

Правило шестое. Не мешать своему ребенку ошибаться, не подменять его жизненный опыт своим.


Сам себе РЕЖИССЁР → Родительское собрание → yчительская ПОДСОБКА → Четыре игровых приёма «от Букатова»

_________________________________________________________________

Как родительское собрание
превратить в собрание родителей

или

Четыре игровых приёма «от Букатова»

Интересно, есть ли среди наших посетителей, уже вкусивших прелести « режиссуры урока» (смену мизансцен, двигательную активность, работу в малых группах) и убедившихся в том, что детям-таки есть чему поучиться друг у друга, а учителю у детей, такие, кто рискнул по-новому взглянуть и на родительские собрания, столь напоминающие скучный урок? В самом деле, ну не твердить же опять про отметки, сменку, опоздания, ответственность и все такое, видя, как родители позевывают, поддакивая с умным видом.

А посади нас на их место, чего бы нам с вами не хватало? Наверное, возможности поговорить – о детях, классе, школе, о своих родительских проблемах. Но таким разговорам, увы, не часто находится место на обычном собрании – родители сидят как воды в рот набрали. А если кого и прорвет, то потоком требований, жалоб или негодований. Вот и приходится учителю заранее пускаться в риторику, а родителям – поглядывать на часы…

Стоп! Ведь лучшее спасение от негативизма – дать возможность пообщаться друг с другом. Но может быть, не каждый из нас заинтересован в том, чтобы родители разговорились, и не абы о чем, а по существу?.. Готовы ли мы быть благодарны за искренность: ведь их искренность может добавить нам головной боли. Но вся штука в том, что им-то, родителям, это очень нужно. А стало быть, нужно и нам.

И предлагаемые четыре приёма возможно подскажут вам, как организовать на родительском собрании такую жизнь, чтобы родители могли действительно брать советы, решения, оптимизм – и не от нас, а друг от друга (со-брание). И чем больше они унесут с собой, тем богаче станем и мы с вами, уважаемые посетители сайта ОТКРЫТЫЙ УРОК // сайт

Вячеслав БУКАТОВ, Мария ГАНЬКИНА

◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊=◊

Перечень приёмов (каждый открывается в новом окне)

Сборник

«Психологические игры для взрослых на родительском собрании»

Каждому учителю хочется видеть своих единомышленников в лице родителей учеников. Как же «настроить» родителей на положительное общение? Как показать им, что вы- их друг и помощник.

На помощь придут игры для взрослых, которые можно провести на родительских собраниях. Ведь взрослые любят играть не меньше детей.

РОЛЕВЫЕ ИГРЫ
Использование ролевых игр позволяет преодолеть эгоцентризм родительской позиции: принятие другой роли дает возможность посмотреть на себя со стороны.

Роль- это своего рода маска, обеспечивающая безопасность участнику: то, что непросто сказать от своего имени, можно выразить от имени роли.
На родительском собрании можно организовать разные ролевые игры. Родители могут исполнять роли индивидуально или группами, создавая группы подростков, педагогов и т.д.
РОЛЕВАЯ ИГРА
- дает возможность для получения новых знаний, выявления неосвещенных вопросов;
- развивает творческие способности;
-способствует развитию навыков участия в дискуссии, сотрудничества в достижении поставленной цели;
-формирует толерантное отношение к другим мнениям;

Способствует сплочению коллектива родителей.

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

Ролевая игра «Машинка»

Цель: вовлечь родителей в образовательный процесс, выработать модель сотрудничества.

Оборудование: комплект из 3 листочков одинакового цвета (количество комплектов – цветов равно количеству команд).

Описание и ход игры: участники строятся по цвету листков друг за другом. Первый участник – «бампер», второй – «мотор», третий- «водитель». «Машина» начинает движение, причем у первого участника глаза закрыты, руки вытянуты вперед.

После команды «стоп» участники меняются местами. Каждый должен побыть в роли «бампера», «мотора» и «водителя».

Вопросы: В какой роли выступает учитель? Родитель? Ученик?

ВЫВОДЫ: труднее всего ученику «бамперу», он двигается вслепую, натыкаясь на препятствия, не зная, правильно ли он идет. «Мотор» (родитель) хочет помочь не упасть, не споткнуться, но не знает, как это лучше сделать. От «водителя» (учителя) зависит, насколько профессионально он поведет «машину».

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психологическая игра «Подросток»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль подростка.
Остальные родители играют различные роли.

  • Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к подростку и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг подростка. Затем они ходят вокруг подростка и одновременно говорят свои слова.
  • РЕФЛЕКСИЯ:

После подросток делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать?

Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему подросток ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.

  • Мама: Доча, не забудь разогреть обед и накормить брата!
  • Папа: Оля, принеси, пожалуйста, газеты из почтового ящика!
  • Брат: Ну, помоги же склеить самолёт, у меня ничего не получается.
  • Старшая сестра : Когда пойдёшь из школы, положи мне 100 рублей на телефон, хорошо?
  • Бабушка: А домашнее задание ты уже выполнила?
  • Дедушка: Ольга, помогла бы бабуле вдеть нитку в иголку. Да и заштопала деду рукавицу, не переломилась бы.
  • Учитель: Завтра в школу без родителей не приходи! Жду в кабинете директора в 8.30.
  • Повар: Ну что за ребёнок, опять стакан разлил! Бери тряпку, затирай скорее!
  • Техничка: Опять носишься как угорелая! Марш в класс! И чтоб больше мне на глаза не попадалась!
  • Классный руководитель : Оля! Ну, как дела? Плакат к новому году нарисовала?
  • Продавец: Девочка, возьми чек. Поторопись, за тобой уже очередь!
  • Милиционер: Ты опять перебегаешь улицу на красный свет? Выпишу родителям штраф!
  • Подросток

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

КРИЗИС 7 ЛЕТ

Психологическая игра «Первоклашка»
Среди родителей выбирается один человек, который будет играть роль ребенка-первоклассника. Остальные родители играют различные роли.

  • Инструкция: Каждый родитель, в соответствии со своей ролью, подходит к первокласснику и произносит свои слова. В результате образуют круг вокруг ребенка. Затем они ходят вокруг первоклассника и одновременно говорят свои слова.
  • Моделируется ситуация №1 . Школа. Ребенок садится за парту. Перед ним учебник, тетради, пенал. Доска.
  • Учитель: Сиди красиво, не вертись!
  • Одноклассник: Дай мне ручку!
  • Одноклассник: Смотри у меня есть наклейки!
  • Учитель: Возьми ручку правильно, не так берешь, а вот так возьми.

Моделируется ситуация №2. Ребенок находится дома.

Мама: Пиши красиво, правильно.

Папа: ну что ты ничего не понимаешь, что за каракули

Бабушка: почему ты не стараешься, очень неаккуратно. Сядь прямо.

Младший брат: давай поиграем, смотри у меня машинка.

Дедушка: что ты лежишь на столе, учи уроки давай!

Моделируется ситуация №3 . Ребенка провожают в школу.

Бабушка: (ведет за руку до класса, помогает раздеться) Внучок, не дерись и слушай учителя. Давай ножку снимем сапожки

Мама: (ведет за руку до класса, садит за стол). Старайся, мой малыш, будь умницей, слушай учителя и не вертись.

Папа: Ты уже большой, сам должен ходить в школу.

Ситуации можно разнообразить, также как и фразы.

Можно смоделировать ситуацию взаимоотношений родителей и всех остальных членов семьи в адаптационный период ребенка.

  • РЕФЛЕКСИЯ:

После первоклассник делится своими впечатлениями. Что он чувствовал? Что хотелось сказать каждому? Что хотелось сделать? Какая реакция была на разные фразы родителей

Затем делятся впечатлениями все взрослые.

Подводится итог с выводом о том, что взрослые должны понять почему первоклассник ведет себя определенным образом. Задуматься о своем общении с ребенком. Главное с ребенком поговорить.

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС, КРИЗИС 7 ЛЕТ

Игра «Испорченный телефон»

Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.

Выбирать разные типы текстов:

Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами

Известное четверостишие

Пословицу.

Примеры:

Осенью, когда то и дело идут дожди, а на улицах холод и слякоть, учащиеся часто не только опаздывают, но приходят промокшие и не готовы к занятиям, что очень мешает преподавателям.

Мы все учились понемногу,

Чему- нибудь и как-нибудь.

Так воспитаньем, слава Богу,

У нас немудрено блеснуть.

На дворе – трава, на траве – дрова.

После завершения «телефонной линии» проходит обсуждение: Почему получился именно такой результат? Какие нужно выбирать предложения, чтобы все участники могли их правильно понять и передать без искажения?

ВЫВОД: легче понимается, воспроизводится и передается текст, состоящий из коротких, однозначных по смыслу, простых или знакомых предложений.

Не только детям, но и взрослым трудно удержать текст. Следовательно, должно быть понимания того, что чувствует ребенок. Нужно с ним разговаривать!

АДАПТАЦИЯ 1, 5 класс

КРИЗИС 7 ЛЕТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Игра «Хлопок»

Покажите мне ладошку. А теперь попробуйте сделать одной ладошкой хлопок. Получилось? Либо неудобно, либо тяжело и рука устает. Ваши предложения? Нужна вторая ладошка. Я готова дать вам вторую ладошку. Одна ладонь – я, другая – вы. Давайте попробуем (делаем по очереди хлопки). При этом вы улыбались. Я желаю вам всегда улыбаться, когда мы вместе с вами будем «делать хлопок» в жизни. Хлопок – это результат двух ладоней.

ВАЖНО! Взаимодействие учителя и родителя, родителя и ребенка.

АДАПТАЦИЯ 1, 5 класс

КРИЗИС 7 ЛЕТ

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Игра «Бумажный самолетик»

Под руководством психолога сделать бумажный самолетик.

Можете ли вы назвать 2 одинаковых самолетика? Почему?

Положить его носом вправо, на крыле нарисовать солнце с 7 лучами. Напишите на лучах те слова, которые вы хотели бы пустить странствовать по нашему классу.

Запуск самолетиков.

ВЫВОД: мы- взрослые люди – при одинаковых условиях делаем все по – разному.

Никогда не сравнивайте своего ребенка с другим! Нет кого - то или чего - то хуже или лучше. Есть ДРУГОЕ!

АДАПТАЦИЯ 1 КЛАСС

Игра «Ромашка эмоций и чувств».

(Звучит спокойная музыка).

Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.

После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.

Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания

АДАПТАЦИЯ 5 КЛАСС

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Психологическое упражнение «Гиперопека».

Для проведения упражнения вызывается один родитель. Ему предлагается представить, что он ребёнок, который только недавно родился.

Психолог выступает в роли его мамы, которая его очень любит и опекает. Слова психолога: «Проходит время, ребёночек растёт и вот он уже встал на ножки и начал ходить. Ему всё интересно, он забирается, куда только можно. Мамочка очень переживает, чтобы он не упал.

Что же можно сделать? Можно завязать ребёнку ножки, мамочке так будет спокойнее. (завязываются ноги родителя).

А ребёнок продолжает расти. Ему хочется всё потрогать, всё взять. Он начинает протягивать руки к различным предметам, в том числе и опасным: электрическим розеткам, газовой плите и т.п. Мамочка очень боится. Что же теперь можно сделать? Можно завязать руки.(завязываются руки).

Проходит ещё время. Ребёнок начинает говорить. Очень часто он говорит то, что услышит на улице. А это бывают нецензурные выражения. Конечно, это не нравится его маме. Что можно сделать? Можно завязать рот. (родителю завязывается рот).

Ребёнок растёт. Смотрит по телевизору различные передачи, фильмы, которые часто несут в себе негативную информацию. Как оградить ребёнка от этого, чтобы мамочке не волновалась? Можно завязать глаза и уши. (родителю завязываются глаза и уши).

Вырос ребёночек, теперь он уже большой. Его сердце начинает любить и часто он выбирает не того, кто нравится его родителям. Как заставить отказаться от любви? Можно завязать сердце». (родителю завязывается сердце).

(В итоге у участника упражнения оказываются завязанными ноги, руки, рот, глаза, уши, сердце). Не развязывая спросить родителя: - Ну и как, вам нравится? - Что вы хотите развязать в первую очередь? (психолог спрашивает и постепенно развязывает участника упражнения).

РЕФЛЕКСИЯ:

Что вы чувствовали во время упражнения?

Какие выводы вы сделали?

АДАПТАЦИЯ 1, 5 КЛАСС

Игра «Слово-эстафета».

Родители должны продолжить начатое учителем предложение: «Мой ребёнок лучше адаптируется и будет успешен в школе, если я……», при этом будут передавать мяч.

ВЫВОД: Родители проговаривают свои действия и помощь которую могут оказать своему ребенку.

ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ

Ролевая игра «Услышать ребенка».
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.».
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей:
«ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.;
«отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.);
«мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.);
«бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.).
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми.
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения.

Загрузка...