bookingsky.ru

Русский синодальный перевод. Библия онлайн Пояснения, условные знаки и сокращения

Иисус возвещает людям правду (11:25 – 12:50).

Последние строки 11-й главы, к которым мы теперь приступаем, имеют столь принципиальное значение, возвышаясь до высокого богословия, что их трудно воспринимать как простое продолжение речи Иисуса в ответ на вопрос Иоанна Крестителя: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» (Мф 11:3). Здесь открывается новый раздел Евангелия. И первые же слова этого раздела разительно отличаются от языка и стиля всего прочего, что мы читаем в Евангелии от Матфея. Скорее их можно было бы ожидать в Евангелии от Иоанна с его высоким духовным полетом. Недаром один из библеистов XIX века назвал эти слова «громом с иоаннова небосвода». А в научной литературе существует понятие «иоанновы речения у Матфея».

Откровение Отца в Сыне (11:25-27).

25 В то время, продолжая речь, Иисус сказал:

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли,

что Ты утаил сие от мудрых и разумных

и открыл то младенцам;

26 ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

27 Все предано Мне Отцем Моим,

и кому Сын хочет открыть.

Мы видим, что речь Иисуса Христа приобретает торжественный характер в духе радостных библейских псалмов. К переводу следует сделать небольшое примечание: Буквально ст. 25 звучит так: «В то время, ответив, Иисус сказал…». В какое «то время»? «Ответив» кому и на что? Здесь чувствуется несогласование с предыдущей речью Иисуса, несогласование, которое Синодальные переводчики попытались устранить вымышленным предложением: «В то время, продолжая речь, Иисус сказал». Ничего такого в оригинальном тексте Евангелия нет. Очевидно, что евангелист Матфей взял последующие слова Иисуса Христа из какого-то другого контекста. Действительно, в Евангелии от Луки эту речь Иисус произносит в несколько иной ситуации, в ответ на радостные рассказы Его 70-ти учеников, когда те вернулись с проповеди, вдохновленные своими успехами (Лк 10:21-22). Но евангелист Матфей, как мы знаем, свободно распоряжается материалом предания, размещая его по своему усмотрению. Очевидно, ему важно было связать торжественное исповедание Иисуса с предыдущей речью о неуверовавших городах и с темой отвергнутой народом Премудрости Божией.

«Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли». По смыслу этот перевод удачный, но по букве неверный, так как Иисус говорит не «славлю Тебя, Отче…», а «исповедаю Тебя, Отче, Господи неба и земли» («и3сповё1даютися, О4ч=е, гдcи нб=се2 и3 земли2»). Это нам сразу напоминает множество Псалмов. Например, Псалом 105: И№сповё1дайтеся гдcеви, э4кw въ вё1къ млcть e3гw. – «Исповедаю Тебя, Господи» – так обычно начинались ветхозаветные прославления и благодарственные исповедания. А вот добавленное обращение «Отче» – типично только для Иисуса Христа. Оно отражает Его новый опыт общения с Богом. Бог – Отец, Сам Иисус – Его Сын.

Бог – Творец и Господин неба и земли. «Небо и земля» – это вся вселенная, весь космос. Так было принято говорить на Востоке. Вспомним первый стих Библии: «В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт 1:1).

Будучи Творцом, Бог принципиально невидим и непостижим. Он пребывает в тайне своей трансцендентности, внемирности. Но Он открывает Себя. Не люди открывают Бога, а Бог открывает Себя людям. И каким? Не гордым, которые считают себя «мудрыми и разумными», а смиренным, малым, «детям», «младенцам», «нищим духом», оставаясь сокрытым от высокомерных. Премудрость Божия открывается с небес не тем людям, которые убеждены в своей мудрости, ибо таковые не принимают Премудрости Божией, считая ее «соблазном и безумием» (1 Кор 1:23). Как риторически вопрошал Апостол Павел: «Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?» (1 Кор 1:20). В конце концов, быть верующим христианином означает не знание всех учений и теорий о Новом Завете, об Иисусе Христе… Вера означает не знание о Христе, а знание самого Христа. И такое знание требует не сомнительной земной мудрости, а откровения небесной благодати. Об этом Иисус Христос говорит торжественно: «Ей, Отче! Ибо таково было Твое благоволение». (И прежде встречавшееся нам словечко «ей», которое иногда попадается в Синодальном переводе, передает торжественное греческое заверение «nai,» – «воистину так!»).

«Все предано Мне Отцем Моим,

и никто не знает Сына, кроме Отца;

и Отца не знает никто, кроме Сына,

и кому Сын хочет открыть».

Это утверждение отражает одну из самых важных тем Евангелия от Иоанна: «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Ин 10:15). Творец и Господин неба и земли, то есть Вседержитель (Pantokra,twr), всё передал Своему Сыну Иисусу, так что отныне Сам Иисус есть тоже Вседержитель, универсальный носитель Откровения и эсхатологический Господин всего мира. Только Отец знает об истинной сущности Сына, которая остается тайной для людей. Своими силами они не могут постичь эту тайну. Только Сын – исключительный носитель откровения о сущности Бога, которую Он изъясняет людям в слове и деле. Вспомним слова, которыми заканчивается Пролог Евангелия от Иоанна: «Бг=а никто1же ви1дё нигдё1же: e3диноро1дный сн=ъ, сы1й въ ло1нё О4ч=и, то1й и3сповё1да», или, как несколько неудачно выражено в Синодальном русском переводе, «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин 1:18). У Евангелиста Иоанна есть еще более сильное выражение той же мысли: Иисус в этом Евангелии говорит: «видевший Меня видел Отца» (Ин 14:9).

Все это напоминает нам многие изречения из Ветхозаветной литературы Премудрости. «Только Отец знает Сына» – сразу вспоминаются строки, в которых сказано, что только Бог знает Премудрость, ибо

«Он произвёл её, и видел, и измерил её,

и излил её на все дела Свои

и на всякую плоть по дару Своему,

и особенно наделил ею любящих Его» (Сир 1:8-10).

Равно как «и Отца не знает никто, кроме Сына». Это нам тотчас напоминает строки книги Премудрости Соломона:

«С Тобою Премудрость, которая знает дела Твои

и присуща была, когда Ты творил мир,

и ведает, что угодно пред очами Твоими

и что право по заповедям Твоим» (Прем 9:9).

«Мы едва можем постигать и то, что на земле,

и с трудом понимаем то, что под руками,

а что на Небесах, кто исследовал?

Волю же Твою кто познал бы, если бы Ты не даровал Премудрости

и не ниспослал свыше Святого Твоего Духа?

И так исправились пути живущих на земле,

и люди научились тому, что угодно Тебе,

и спаслись Премудростью!» (Прем 9:16-19).

Итак, евангелист Матфей с помощью намеков на книги Премудрости изображает Иисуса Христа воплощенной Премудростью Божией. Это очевидно.

Во всем этом выражена также мысль о Богосыновстве Иисуса Христа. Нет, пока еще Иисус прямо не называет Себя «Сыном Божиим». Евангелисты придерживаются исторической достоверности: они знают, что до событий Креста, Воскресения и сошествия Духа Святого Богосыновство Иисуса оставалось тайной, сокрытой даже от ближайших учеников и апостолов: «Кто есть Сын, не знает никто».

Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные (11:28-30).

28 Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные,

и Я успокою вас;

29 возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня,

ибо Я кроток и смирен сердцем,

и найдете покой душам вашим;

30 ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко.

Эти заключительные слова 11-й главы Евангелия от Матфея, безусловно, известны каждому. Это Иисус Христос говорит окружающим Его ученикам, а может быть не только ученикам, но толпе, которая внимала Ему. Кажется, этот текст настолько прозрачен, настолько ясен и прост в своем смысле, что и толковать-то здесь практически нечего. Перевод почти точен, перед нами очень красивый, хороший русский язык, и все, вроде бы, понятно. Перед нашим взором возникает картина: Вот стоит или, скорее, сидит среди своих слушателей Господь Иисус Христос, вот приходят к Нему усталые, труждающиеся и обремененные люди. Он ласково глядит на них, может быть, на детей возложит Свои руки, и говорит: «Приидите ко Мне, Я успокою вас, общение со Мной доставит вам облегчение. Научитесь от Меня, иго Мое благо, бремя Мое легко. Становитесь Моими последователями, становитесь христианами, исполняйте Мои заповеди и увидите, как покойны будут ваши души». Большая часть проповедей на эту тему примерно так – разумеется, с большим или меньшим талантом – излагает данный текст. Мы знаем иконы и религиозные картины на тему «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные…». Кажется, все просто.

Но… даже при самом беглом экзегетическом исследовании этого текста слова за словом мы обнаружим, что все далеко не так просто. Более того, мы не найдем в нем привычного сентиментального чувствительного смысла. Знаменитый текст обнаружит перед нами совершенно другую картину, другой смысл.

Прежде всего вспомним, на каком языке обращался к Своим слушателям Иисус Христос, когда Он жил на земле. Естественно, на том языке, на котором разговаривали и который понимали окружающие его люди. А в Палестине в то время говорили на очень распространенном языке семитского семейства – на арамейском, который был довольно близким к древне-еврейскому языку, на котором написана Библия. Итак, арамейский язык был родным языком Иисуса Христа и людей, которые Ему внимали. А Евангелие от Матфея написано по-гречески. Собственно греческий подлинник Евангелия в речах Иисуса Христа передает по-гречески то, что Господь говорил по-арамейски. И вот если мы за греческим текстом попытаемся прочувствовать арамейский, палестинский смысл, который первоначально был вложен в то или иное слово, то нас ждут удивительные открытия.

Прежде всего зададимся простым вопросом: К чему стремился любой религиозный иудей времени Иисуса Христа? Народ был очень религиозен по-своему, но почти каждый из слушавших религиозного учителя, каким был Иисус – «Равви», Учитель, – каждый стремился к тому, чтобы быть угодным Богу, стремился к божественному послушанию. Это послушание люди видели в исполнении древнего Закона, который был в незапамятные времена дан на Синайской горе Моисею для израильского народа. Чтобы быть спасенным, считали люди, необходимо точно следовать всем заповедям Моисеева Закона. Этот Закон был не только записан в Священном Писании, но существовал и расширенный вариант Закона, который представлял собой великое множество устных заповедей – так называемая устная Тора. Исполнение Закона – дело очень трудное. Оно в иудейской среде так и называлось «трудом» над Законом. Говорили: «трудиться, исполняя Закон», «нести бремя Закона», «быть обремененным Законом» или еще «нести иго Закона» – все эти выражения и упоминаются в тексте. Христос говорит: «Приидите ко Мне все труждающиеся и обремененные». (Кстати, не совсем «придите». В оригинале стоит более яркий и более властный глагол deu/te. Этим же глаголом Иисус призывает Своих первых учеников. Это военный приказ, который не терпит возражения). Итак «труждающиеся» и «обремененные», то есть несущие бремя, – это вовсе не измученные тяжким трудом где-нибудь в поле или в доме, или на другой работе. Это не люди, обремененные внешними и внутренними проблемами. На языке того времени «труждающиеся и обремененные» – это люди, ищущие спасения в тщательном исполнении заповедей Закона. Речь идет о тяжком труде над собственным спасением по Закону, о несении бремени заповедей Закона.

Надо сказать, что исполнить Закон было практически невозможно. Кто же из людей может исполнить весь Закон? - вопрошает апостол Павел. Такого человека нет. Единственный, Кто действительно исполнил Закон в определенном возвышенном смысле, был Иисус Христос. Поэтому Закон – труд, Закон – иго, Закон – бремя. Хочешь спасения – иди к Моисею, к Закону! А Иисус говорит, идите не туда, не к ветхому Закону, идите ко Мне, вы, кто трудитесь над Законом, ибо «Я успокою вас». Стоит задуматься, что означает это «успокою». Означает ли это просто «утешу»? Да, по-русски это именно так, и вероятно, в греческом оригинале текста тоже так. Но ведь мы знаем, что за греческим оригиналом текста стоит арамейский, семитский язык. В основе глагола «успокоить» (или по-славянски «упокоить») лежит понятие «покой». На языке Иисуса Христа «покой» – «суббота». «Успокоить» означает дать субботний отдых, или, иными словами, даровать Божественную субботу, вечную жизнь, высшее благо, счастье и спасение. «Упокоить» или «успокоить» в устах Иисуса Христа означало даровать то спасение, к которому стремились верующие израильтяне. Таким образом, от сентиментального тона «утешения» здесь ничего не остается, вся речь Иисуса Христа приобретает возвышенный религиозный характер. «Приидите ко Мне, вы, кто трудитесь над Законом и обременены им. Идите не к Моисею, а именно ко Мне, ибо не Закон и не Моисей дадут вам спасение, но Я дам вам вечную жизнь и спасение». (Кстати, отсюда и «покойники». Это на религиозном языке того времени не мертвецы, как у нас, а люди, достигшие Божественного покоя, субботы, спасения).

В 29-м стихе читаем: «Возьмите иго Мое на себя … и найдете покой душам вашим». Существовало выражение «взять на себя бремя Закона» или «иго Закона». Иисус этому противопоставляет: «Возьмите Меня как иго на себя, не Закон, а Меня». Иго здесь можно понимать как некое подобие хомута. «И тогда найдете покой душам вашим», то есть ваши души будут спасены и обретут вечную жизнь. Иисус тотчас поясняет, почему же это так, почему не Закон, а Он Сам лично как «иго» принесет людям покой, то есть спасение и вечную жизнь. В последнем 30-м стихе Он говорит: «ибо иго Мое благо и бремя Мое легко». «Иго Мое благо» – по-русски это звучит как будто человек надевает на себя некий хомут по рекомендации Христа. Хомут этот приятен и хорош, он «благой». Но если посмотреть на исходный греческий текст, с которого был сделан славянский и русский переводы, то мы увидем слово, которое означает вовсе не «благой» и «хороший», а нечто иное. Здесь проявляется некий недочет и неточность в переводе. «Благой» по-гречески avgaqo,j. Однако, в оригинале стоит совсем другое слово – crhsto,j. Это прилагательное можно передать как «удобный», «подходящий». Получается: «Иго Мое удобно». В каком смысле «удобно»? Посмотрим на Закон, который Иисус противопоставляет Самому Себе как личности. Есть выбор: можно взять на себя как иго либо Закон, либо личность Христа. Закон для всех один и тот же – мал человек или велик, беден или богат, умен или глуп, молод или стар. Для всех Закон один, как говорит латинская поговорка «Dura lex, sed lex», то есть «суров закон, но закон». Поэтому Закон для всех одинаков, в отношении любого человека Закон есть нечто как бы каменное, незыблемое, бездушное, потому что не живое. Закон – мертвая буква, к тому же выбитая на каменных скрижалях. Одним словом, Закон одинаков для всех. А вот личность, человеческая личность, а в данном случае богочеловеская Личность Иисуса Христа – живая, отнюдь не каменная. А живая личность к каждой другой личности относится по-своему и с малым будет говорить одними словами, со старым – другими, с богатым так, с бедным – иначе, с другом – так, с врагом – иначе. Короче говоря, личность к каждому человеку подходит личным и живым образом. Поэтому если хомут – это самое «иго Закона», которое всегда одинаковое для всех, наденешь на толстую шею, тереть будет, на тонкой шее – набивать синяки. Если же взять закон «удобный», подходящий, и даже вовсе не закон, а нечто живое и личное, то толстую шею и тонкую шею эта личность обнимет удобно, будет crhsto,j, о чем и говорится в нашем тексте.

Вот такой, несколько даже юмористический, но очень подходящий к случаю смысл Иисус вкладывает в эти слова «иго Мое благо». «Если вы возьмете Меня на себя как бремя, как иго, Я вам подойду, с каждым из вас найду свой собственный язык, подходящий каждому. Вы узнаете Меня как нечто подходящее лично для вас». Видно, что в прочитанном тексте первоначально можно было почувствовать только сентиментальную сторону, чувствительную и приятную. На самом же деле текст имеет совершенно другой смысл. И выводы из него будут гораздо более глубокими, чем первоначальные. Этот текст не сентиментален, а глубоко религиозен, и он образует своеобразный водораздел, который отделяет ветхую религию от новой, Ветхий Завет от Нового, религию мертвого Закона от религии живой Богочеловеческой Личности. Разумеется, люди, окружавшие Христа, воспринимали эти слова как нечто необычайное, шокирующее. Все думали, что спасение можно приобрести только из Закона, подчиняясь всем заповедям, которые известны с детства. Господь же говорит, «нет, не Закон вас спасет, и не Закон дарует вам покой, вечную жизнь, а Я как личность. Идите ко Мне».

Такими глубокомысленными словами завершается 11-я глава Евангелия от Матфея.

IV. Вызов, брошенный власти Царя (11:2 - 16:12)

А. Выразившийся в противопоставлении Ему Иоанна Крестителя (11:2-19) (Лук. 7:18-35)

1. ВОПРОС ИОАННА (11:2-3)

Матф. 11:2-3 . У Матфея написано (4:12), что Иоанн Креститель был заключен в темницу. О причине этого евангелист пишет позднее (14:3-4). А здесь мы читаем: Иоанн… услышав… о делах Христовых, послал двоих из учеников своих сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого? Слова "Который должен придти" соответствуют титулу Мессии (основанием этого "титула" послужили Пс. 39:8 и 117:26; сравните с Мар. 11:9; Лук. 13:35). Иоанн наверное спрашивал себя: "Если я являюсь предтечею Мессии, а Иисус - Мессия, то почему я нахожусь в тюрьме?" Крестителю нужна была ясность в этом вопросе - ведь он ожидал, что Мессия победит беззаконие, осудит грех и установит Свое царство.

2. ОТВЕТ ИИСУСА (11:4-6)

Матф. 11:4-6 . Прямо "да" или "нет" Иисус на вопрос Иоанна не ответил. Но сказал его ученикам: Пойдите скажите Иоанну, что слышите и видите. А служение Иисуса сопровождалось поразительными вещами, которые спрашивавшие "слышали" и "видели": слепые прозревали, хромые начинали ходить, прокаженные очищались, глухие обретали слух, мертвые воскресали, и нищие благовествовали (в англ. переводе Библии сказано: "нищим проповедывалась благая весть"). Все это, конечно, свидетельствовало о том, что Иисус действительно обещанный Мессия (Ис. 35:5-6; 61:1). И поистине блаженны были те, кто сумели распознать эту истину.

Тогда еще не настало для Мессии время осудить этот мир за его греховность. Отвержение Его Израилем отодвигало и сроки установления Царства Его на земле. Но все (включая Иоанна Крестителя), кто принимали и принимают Иисуса Христа как Личность и участвуют в делах Его, благословляются Богом.

3. ИИСУС ГОВОРИТ К НАРОДУ (11:7-19)

Матф. 11:7-15 . Вопрос Иоанна побудил Иисуса обратиться к народу с речью. Ведь этот вопрос мог вызвать у некоторых сомнение: а связан ли Иоанн с Мессией? Вот почему слова Иисуса вначале звучат "в защиту" Иоанна: нет, он не был тростью, ветром колеблемой. Как не был и человеком, одетым в мягкие одежды, ибо место таковых в царских дворцах (Иоанн и в самом деле отнюдь не в мягкие одежды одевался; 3:4). А был он истинным пророком, возвещавшим необходимось покаяния, так как это - требование Бога ко всем людям.

Даже больше пророка был Креститель, по словам Иисуса, ибо это он, во исполнение сказанного в Мал. 3:1, явился как предтеча Мессии (в русском тексте Библии "Ангел… пред лицем" Его). Евангелист Марк объединил в параллельном месте пророчество Малахии (3:1) с пророчеством Исаии (40:3) - говоря о том, кто должен "приготовить путь Господу" (Мар. 1:2-3).

Иисус добавляет, что из всех людей, живших на земле, не было большего, чем Иоанн Креститель. Но и меньший в Царстве Небесном больше его, подчеркивает Он, выражая ту мысль, что привилегии, которые получат ученики Христа в Его Царстве, превзойдут все то, что дано кому бы то ни было из людей испытать здесь на земле. (Возможно, по смыслу стих 13 ближе к стих 11, чем к стих 12, так как в нем "величина" Крестителя определяется еще и тем, что все, соответствовавшее Божиему замыслу, пророки и закон прорекли до Иоанна, а он пришел во исполнение "прореченного", с последним возвещением о Мессии и непосредственно перед Ним. - От ред.)

В стихе 12 мог быть вложен неоднозначный смысл. С одной стороны, Царство, которое надлежит установить Иисусу, силою берется в том отношении, что нечестивые люди пытаются "похитить" его; т. е. подразумевается, что религиозные вожди иудеев, современники Иоанна и Иисуса, противостоявшие им, хотели бы "установить" такое царство "на свой лад". Однако здесь может содержаться и та мысль Спасителя, что слушателям Его необходимо усилие, чтобы поверить в Него и тем самым обрести доступ в истинное Царство Его.

Проповедь Иоанна народу верна, и, если бы иудеи пожелали принять ее и соответственно принять Иисуса, то по праву могли бы уподобить Крестителя Илии, которому должно придти (согласно верованиям иудеев, Илия явится перед пришествием Мессии; Мал. 4:5-6; не ветхозаветного пророка Илию в буквальном смысле подразумевал здесь Иисус, но, говоря об Иоанне, уподоблял его Илии в духовном смысле).

Матф. 11:16-19 . Иисус сравнивал род сей (поколение современных Ему иудеев) с малыми детьми, которые сидят на улице; их ничем не удается занять, и все - не по ним. Подобно тому, как эти капризные дети не желают играть ни в веселую игру (не хотят плясать под игру на свирели), ни в печальную (не хотят плакать под грустные песни; возможно, подразумевались игры в свадьбу и в похороны), так и народ не желает принять ни Иоанна, ни Иисуса.

Иоанн не нравился им потому, что не ел и не пил, а Иисус - потому, что ел и пил не с теми, по их мнению, с кем следовало. Про Иоанна они заявляли, что "в нем бес", а Иисуса отвергали как человека, который любит есть и пить вино, как друга мытарям и грешникам. И хотя "роду сему" нельзя было угодить ничем, премудрость (или мудрость), проповеданная Иоанном и Иисусом, будет оправдана по результатам ее (чадами ее), т. е. тем, что многие благодаря этой проповеди войдут в Царство Небесное.

Б. Вызов, брошенный Царю, - как виден он из осуждения Им городов (11:20-30); (Лук. 10:13-15,21-22)

Матф. 11:20-24 . Хотя в первое пришествие Иисуса на землю возвещение суда не было Его главной задачей, грех Он все же осудил. В данном случае - через осуждение Им тех городов, в которых совершил наиболее значительные чудеса: Хоразин, Вифсаиду и Капернаум (все они были расположены близ северо-западного побережья Галилейского моря).

Если бы в языческих городах Тире и Сидоне, расположенных приблизительно в 55 и 90 км. соответственно вглубь от Галилейского моря, и в Содоме (стоявшем южнее него примерно на 160 км.) были явлены такие чудеса, говорил Господь, то их жители покаялись бы. Но зато и суд, которому подвергнутся они, хоть и страшный, будет не столь беспощадным, как суд над упомянутыми иудейскими городами. (В настоящее время все эти три города, отвергнувшие Мессию, полностью разрушены.) И хотя Иисус жил некоторое время в Капернауме, город этот, до неба вознесшийся (как полагают, вследствие того, что Иисус удостоил его Своим пребыванием), до ада низвергнется - со всеми, кто жил в нем в дни Христа.

Матф. 11:25-30 . Тональность речи Иисуса здесь резко меняется; обращаясь к Небесному Отцу, Он славит Его за тех, кто с верою обратились к Сыну. Ранее осудивший современное Ему поколение иудеев за их ребяческие мысли и поведение (стихи 16-19), тут Он говорит как о детях (младенцах) о доверившихся Ему (подразумевая их простоту и чистоту).

Открыть таковым тайны мудрых дел Своих (а не тем, кто почитают мудрыми себя) было благоволением Отца. Только Сын и Отец, соединенные узами Святой Троицы, в совершенстве знают друг друга (11:27). (Пять раз повторяется слово "Отец" в стихах 25-27.) Что же касается людей, то лишь тем из них, кто в состоянии познать Отца и дела Его, хочет открыть их Сын (сравните Иоан. 6:37).

Далее следует призыв Иисуса ко всем труждающимся и обремененным, чтобы шли к Нему. Все человеческие "затруднения" в конечном счете происходят от того, что люди несут на себе бремя греха и его последствий. И если они хотят освободиться от этого "груза", им нужно прийти к Иисусу и, вместо своего греховного бремени, взять на себя Его иго и научиться от Него кротости и смирению: только тогда смогут они найти покой своим душам. Взять на себя "иго" Христа значит стать Его учениками и соучастниками в провозглашении Божиих целей для людей. Подпасть под это "иго", отдать себя Иисусу, Который кроток и смирен сердцем, - благо, потому и бремя Его легко.

«В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». (Матф.11:25,26)

Странное выражение. Зачем нужно таить истину от мудрых? Почему именно младенцам открыта истина? И разве сам Бог таит от кого-то Свои истины? Пожалуй, на эти вопросы Бог отвечает во второй части этого отрывка. «Отче! ибо таково было Твое благоволение»

Благая воля Творца в том, чтобы открывать истину не мудрецам и разумным мира, не интеллектуалам, которые не подключают к своему поиску совесть, сердце и честность, а простым людям, которые имеют мужество и честность признать то, что трудно дается интеллекту (например, воскресение Христа или то, человек Иисус Христос - Бог), но что является истиной и правдой. Кстати, Бог то желает открыть всем, но почему-то люди, которые больше склонны к интеллектуальной деятельности они же самые гордые и неподступные для Бога. Им все кажется, что они слишком много знают. Об этом же говорил Ап. Павел: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих». (1Кор.1:18-21) Заметьте, мир своею мудростью так и не познал Бога. Христос славит Отца за то, что так удивительно все устроено - истина принимается только через сердце, туда же изливается Дух Святой, в момент уверования человеком, принятия Христа Господом. Недаром же говорится в нагорной проповеди, объясняя механизм принятия Христа: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят». (Матф.5:8) Выражение «утаил» значит, сделал недоступным для гордецов, для неискренних людей. Вспоминается Пилат со своим знаменитым вопросом: «Что есть истина?» Задавая его он заранее знал, что истины нет, или что ее никто не знает, поэтому истину и не нашел. Ну и, конечно же, младенцы - это взрослые люди, которые доверительно строят отношения с Богом, подобно детям, которые доверяют своим родителям. Вот им то и открыта истина.

«Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть». (Матф.11:27) Вот вам и Будда с Мухаммедом. Вот вам и все религии ведут к Богу. «Предано» переводится, как «отдано». Бог все передал во власть Сыну, тем самым подчеркивая, что Сын равен Отцу по статусу, по власти. Христос получил власть над всем. Только Отец знает Сына, потому что познать Бога на земле может только Бог, а человек не может постигнуть бесконечного Бога, именно поэтому Христа знает только Отец, как должно знать. Так же обстоит с познанием Отца Небесного. Бога Отца знает только Бог Сын, как должно, потому что Сын есть Бог. Но самое важное для людей заключается в следующей мысли: «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» . Значит, Сын может открыть Отца. Углубить знания о Боге возможно только через Христа. Получается, чем больше мы познаем Христа, тем больше мы познаем Бога Отца? Именно так. А кому же Сын хочет открыть? Я бы, например, хотел, чтобы Сын мне открыл. С моей стороны, от меня ничего не зависит, чтобы получить знания о Боге или зависит? Учитывая, что Библию мы воспринимаем в контексте, есть несколько цитат, говорящих о стороне человека в процессе познания Бога: «Итак, не будьте нерассудительны, но познавайте, что есть воля Божия». (Еф.5:17) ; «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его , и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его». (Фил.3:8-10) Как видите, процесс познания со стороны человек должен быть весьма активным. Так кому же хочет Бог открыться? Тем, кто стремится Его познавать. «Остановитесь и познайте, что Я - Бог…». (Пс.45:11) ; «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко». (Матф.11:28-30) Теперь Христос прямо говорит, что к Нему нужно прийти. Прийти физически? Людей вокруг Христа было много. А Он учил, что если кто не исполняет волю Христову, то Господь таких людей и не знает. Значит выражение «прийти к Богу» указывается на веру, послушание, подчинение своей плоти, да и в целом жизни, Богу. «Труждающиеся» лучше перевести, как «уставшие», «утомленные». «Обремененные», как «нагруженные» вероятней всего нагруженные тяготами жизни. Христос призывает к Себе только тех, кому тяжело. Лучше выразить состояние человека, которому тяжело, как «труждающиеся и обремененные» невозможно. Далее, Христос обещает таких людей успокоить. Давление обстоятельств делает человека неспокойным, тогда, как Христос обещает внутренний покой. Одна из составляющих веры, доверия Богу, это постоянный покой от сознания, что Бог рядом, что Бог не даст нагрузку более чем мы можем понести. Такие мысли от веры порождают состояние покоя, не говоря уже о силе Духа Святого, которую вливает в нас Бог. Затем, следует взять иго Христа на себя.

Есть еще одна грань «бремени». Об этом хорошо пишет Уильям Баркли: «Он говорит: "Идите ко Мне, обремененные". Для ортодоксального иудея религия была бременем. Иисус говорил о книжниках и фарисеях: "Связывают бремена тяжелые и неудобоносимые и возлагают на плечи людям" (Мат. 23,4). Для иудея религия была Делом неисчислимых правил. Человек жил в лесу предписаний, регулировавших каждый поступок в его жизни. Он должен был вечно прислушиваться к голосу, говорившему: "Ты не должен". Даже раввины видели это. Есть своего рода печальная притча, вложенная в уста Торы, которая показывает, какими обязательными, сковывающими, тяжелыми и невозможными могут быть требования закона. "По соседству от меня жила бедная вдова, у которой были две дочери и поле. Когда она начинала пахать, Моисей (то есть закон Моисеева) говорил: "Ты не должна пахать с волом и ослом в одной упряжке". Когда она начинала сеять, он говорил: "Ты не должна засевать поле смешанными семенами". Когда она начинала жать и копнить зерно, он говорил: "Когда будешь жать на поле твоем, и забудешь сноп на поле, то не возвращайся взять его" (Втор. 24,19) и "не дожинай до края поля твоего" (Лев. 19,9). Она начинала молотить, а он говорил: "Принеси мне жертву, и первую и вторую десятину". Она выполнила приказание и отдала их всех ему. Что же сделала бедная женщина дальше? Она продала свое поле и купила две овцы, чтобы сделать себе одежду из шерсти и получить выгоду от их детенышей. Когда они (овцы) родили своих детенышей Аарон (то есть требования священников) пришел и сказал: "Дай мне первенцев". Она согласилась с этим и отдала их ему. Когда пришла пора стрижки овец и она остригла их, Аарон пришел и сказал: "Дай мне начатки от шерсти овец твоих" (Втор. 18,4). Тогда она подумала: "Я не могу выстоять против этого человека, зарежу-ка я овец и съем их". Тогда пришел Аарон и

сказал: "Отдай мне плечо, челюсти и желудок" (Втор. 18,3). Тогда она сказала: "Даже когда я зарезала их: я не могу спастись от тебя. Вот, я заклинаю их". Тогда Аарон сказал: "В таком случае они принадлежат мне целиком" (Числ. 18,14). Он взял их и пошел, оставив ее плачущей с двумя дочерями". Этот рассказ — притча о непрестанных требованиях закона к людям во всех их действиях во всех сферах жизни. И эти требования действительно были бременем». Соответственно, когда Христос предлагал взять Его иго Он имел ввиду Свой закон, закон любви и милости, закон построенный на благодати. Почему же этот закон легок? Потому что все легко, что делается по любви. Всегда в таких случаях вспоминается Иаков, который служил за свою будущую жену 7 лет: «И служил Иаков за Рахиль семь лет; и они показались ему за несколько дней, потому что он любил ее». (Быт.29:20) Вот, что делает любовь. Поэтому, когда мы понимаем, что Бог любит, что поддерживает нас и на этом принципе строится весь закон Христа, тогда бремя становится легким, а исполнение заповедей не таким уж и трудным делом. И еще один секрет внутреннего покоя: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим». Кротость и смирение в принятии воли Божьей - это то, что делает нас успокоенным. А значит, когда мы не слушаем Бога, когда сами надрываемся, когда становимся богом для себя - нет нам покоя, а лишь напряженная суета. Человек устроен таким образом, что покой приходит только через послушание Небесному Отцу. Христос показал и доказал это в своей земной жизни именно поэтому Он был успокоен, потому что ничего не творил от Себя: «На это Иисус сказал: истинно, истинно говорю вам: Сын ничего не может творить Сам от Себя, если не увидит Отца творящего: ибо, что творит Он, то и Сын творит также». (Иоан.5:19)

Свт. Иоанн Златоуст

Смотри, сколько употребляет Он средств для того, чтобы возбудить в иудеях веру. Он, во-первых, побуждает их к ней похвалами Иоанну; изобразив его великим и достойным удивления, представляет достоверным и все то, чем он привлекал своих учеников к познанию Господа. Во-вторых, словами, что Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11:12); так свойственно говорить понуждающему, и возбуждающему. В-третьих, уверением, что все предсказания пророков исполнились; отсюда становилось ясным, что пророки предвозвещали о Нем. В-четвертых, уверением, что все то совершилось, чему совершиться от Него надлежало, для чего предложил им и притчу о детях. В-пятых, тем, что порицал неверующих, поражал их страхом и великими угрозами. В шестых, тем, что благодарил за веровавших; слово: славлю Тебя здесь значит: благодарю. Благодарю, – говорил Он, – что Ты утаил сие от мудрых и разумных .

Что же? Ужели Он радуется о погибели и о том, что они этого не узнали? Никак. Но наилучший путь спасения состоит в том, чтобы презирающих предлагаемое учение и не хотящих принимать его не принуждать, чтобы, если они чрез призывание не оказались лучшими, но отпали и презрели его, самым их отвержением возбудить в них большее расположение к слову. Чрез это и внимающие должны были сделаться тщательнее. Откровение истин одним должно производить в них радость; напротив сокрытие их от других должно произвести в последних не радость, но плач.

Так Он и поступает, когда плачет о граде. Итак, не беде чьей бы то ни было радуется, но тому, что утаенное от премудрых и разумных познали младенцы. Подобным образом и Павел, когда говорил: Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения (Рим. 6:17), не тому радуется, что они были рабами греху, но тому, что они, будучи таковыми, сподобились таких благ. Премудрыми же Господь именует здесь книжников и фарисеев, и говорит это для того, чтобы учеников Своих сделать более усердными и вместе показать этим премудрым, сколь великих рыбари удостоились благ, которых все они лишились. Называя же их мудрыми, говорит не о мудрости истинной и достохвальной, но о той, которую они приписывали своим силам. Потому и не говорит: открыл безумным, но: младенцам, то есть, непритворным, простым, и показывает, что фарисеи не получили этих благ не потому только, что не были того достойны, но и лишились их по самой справедливости.

А всем этим научает Он нас убегать гордости и ревновать о простоте. Потому и Павел, говоря о том же, пишет подробнее так: Если кто из вас думает быть мудрым в веке сем, тот будь безумным, чтобы быть мудрым (1 Кор. 3:18). Так раскрывается благодать Божия! Но почему же Он благодарит Отца, когда Он сам это сотворил? Как Он молится и ходатайствует за нас пред Богом, показывая тем многую любовь к нам в ином месте, так поступает и здесь, и это исповедание исполнено великой Его любви. Этим показывает Он и то, что (фарисеи) не от Него только отпали, но и от Отца. Так Он сам наперед исполнил самым делом то, что сказал ученикам: Не давайте святыни псам (Мф. 7:6).

Беседы на Евангелие от Матфея.

Свт. Кирилл Александрийский

Он говорит исповедаюсь Тебе вместо обычно используемого людьми «восхваляю», или «славлю тебя». Ибо в богодухновенном Писании слово «исповедание» обычно употребляется неким подобным образом. Ведь написано: да исповедятся , Господи, великому и страшному имени Твоему (Пс. 98:3) . И снова: Исповемся тебе, Господи, всем сердцем моим (Пс. 9:2; 110:1) . Но развращенные умом говорят: «Вот, Он приносит благодарение Отцу, как же Он не меньше Отца?» На это кто-нибудь из хорошо умеющих защищать догматы истины мог бы сказать: «А что, любезнейшие, препятствует единосущному Сыну восхвалять и благодарить Своего Отца, спасшего Им поднебесную? Если же ты полагаешь, что по причине исповедания Он меньше Отца, то посмотри на следующее. Он исповедует и называет Отца Господом неба и земли . Сын же властвующего над всем Бога в полной мере владычествует вместе с Ним над всем, не как меньший или иносущный, но как Бог от Бога, увенчиваемый равной славой и сущностно имеющий равенство с Ним во всех отношениях».

Комментарии на Евангелие от Матфея.

Прп. Исидор Пелусиот

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Как дети, обучающиеся первым начаткам письма, внимательно смотрят, как наставник водит писалом, охотно и с послушанием принимая сделанные им начертания, так и изучающие Божественное должны следовать за учителями с детскою простотою и неколеблющимся согласием. Ибо, говорит Господь, утаено сие от премудрых и разумных, и открыто младенцем .

Письма. Книга I.

Прав. Иоанн Кронштадтский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Как сладостно живое представление, что Отец Небесный есть Господь и Владыка неба и земли, Который, как Хозяин дома, состоящего из многих отделений, везде присущ Духом Своим.

Дневник. Том I. 1856.

Блж. Августин

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Отец для меня - Господь неба и земли , Отец Того, через Кого все сотворено. Ведь в этих двух словах кратко раскрывается все творение, когда говорится: небо и земля. Поэтому первая книга божественного Писания гласит: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт. 1:1) . А также: Помощь моя от Господа, сотворившего небо и землю (Пс. 120:2) . Но под именем небеса понимается все, что на небесах, а под именем земля понимается все, что на земле; и при назывании этих двух частей творения не упущено ничего из творений, ни здесь, ни там. Сын говорит Отцу: Славлю , тем самым наставляя нас в том, что исповедание Богу должно быть не только в грехах. Ведь обычно, когда в Писании слышится: Славьте Господа (1 Пар. 16:8) , многие, кто слышит это, бьют себя в грудь. Они не представляют, что исповедание обозначает что-то иное, чем то, к чему они обычно прибегают, раскаиваясь, исповедуя свои грехи и ожидая от Бога своих наград: не то, что они заслуживают претерпеть, но то, что Он соизволит сделать по Своему милосердию. Ведь если бы в прославлении не было исповедания, Господь не сказал бы: Славлю Тебя, Отче , Тот, Кто не имел никакого греха, чтобы исповедоваться. И в другой книге Писания сказано: Славьте Господа (1 Пар. 16:8) . Так и вы говорите в исповеди: Все дела Господа весьма благотворны (Сир. 39:21) . И это - исповедь прославления, а не вины.

Проповеди.

Блж. Иероним Стридонский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли

Исповедание не всегда обозначает покаяние, но и благодарение, как это весьма часто мы читаем в псалмах. Те, которые измышляют, что Спаситель не рожден, а сотворен, пусть слышат, что Господа неба и земли Он называет Отцом Своим. Действительно, если и Он есть тварь, и если тварь может называть Творца своего Отцом [Своим], то было непоследовательно с Его стороны не назвать Господа Своего и Господа неба и земли равным образом и Отцом [неба и земли].

что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Он воссылает благодарение и радуется в Отце, что Отец открыл апостолам таинство Его пришествия, которого не постигали книжники и фарисеи, сами себя считавшие премудрыми и разумными. Премудрость оправдалась в сынах своих.

Блж. Феофилакт Болгарский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

То, что говорит Господь, может быть изложено так: «славлю», вместо «благодарю», Тебя, Отче, что кажущиеся мудрыми и знатоками Писаний иудеи не уверовали, а неученые и дети уверовали и познали тайны. Бог скрыл тайны от кажущихся мудрыми не потому, что завидовал или был причиною их невежества, но потому, что они были недостойны, так как считали себя мудрыми. Кто считает себя мудрым и полагается на свой собственный разум, тот не призывает Бога. А Бог, если кто не призывает Его, не помогает тому и не открывается. С другой стороны, Бог многим не открывает Своих тайн более всего по человеколюбию, чтобы они не подверглись большему наказанию, как пренебрегшие тайнами после того, как узнали их.

Толкование на Евангелие от Матфея.

Евфимий Зигабен

В то время отвещав Иисус рече: исповедаютися, Отче, Господи небесе и земли, яко утаил еси сия от премудрых и разумных и открыл еси та младенцем

Слово отвещать имеет много значений. Иногда оно стоит в начале, как здесь: Отвещав Иисус рече: исповедаютися Отче, Господи небесе и земли , хотя нет впереди вопроса. Иногда оно отвечает на вопрос, как например: Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго (Мф. 16:16), так как этому предшествовал вопрос. Иногда также обозначает непрерывность речи; когда Хананеянка сказала: ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц падающих от трапезы господей своих. Тогда отвещав Иисус рече ей: о, жено, велия вера твоя: буди тебе якоже хощеши (Мф. 15:27-28). Кроме того, обозначает увещание: отвещав же Петр рече Ему: скажи нам притчу сию (Мф. 15:15). Иногда ставится, как излишнее: отвещав же Петр рече Ему: аще и вси соблазнятся о Тебе, аз никогдаже соблажнюся (Мф. 26:33). Марк пропустил: отвещав и сказал: Петр же рече Ему и т. д. (Мк. 14:29). Иногда же обозначает и вопрос: Отвеща им Иисус: не Аз ли вас дванадесяте избрах (Ин. 6:70)… Исповеданием называет здесь благодарение; премудрыми и разумными – книжников и фарисеев, которые были такими в глазах народа; младенцами – апостолов по их незлобию, простоте и невинности. Благодарю, говорит, Тебя за то, что Ты скрыл тайны веры от мудрых и разумных, которые не хотели познать их, и открыл их младенцам, которые приняли их. Возблагодарив Отца, показал, что Он есть Сын, посланный от Него, а воздав эту благодарность от имени верующих, показал, какую любовь Он имеет к ним. Эту же благодарность воздал Он Богу и за семьдесят апостолов, когда они возвратились к Нему, как сказал Лука.

Толкование Евангелия от Матфея.

Ориген

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

Предвидя переход Слова к язычникам по причине неверия Израиля, Он восхваляет и прославляет Отца за нас, которые будут облагодетельствованы. Господь благодарит Своего Отца, Господа неба и земли, сообразуясь с рабами и вознося Владыке благодарения за рабов. И говорит, что по благоволению Отца от Израиля, мудрого народа, оказалось скрыто связанное с Ним таинство, а народам прежде неразумным оно будет открыто. Этим показано, что от Бога не сокрыто грядущее и не оказалось так, что пришествие Христово не достигло надлежащей цели, но все произошло в соответствии с предведением Бога и Им было предустановлено благодатное покаяние. Здесь умалчивается о справедливости благоволения, но оно показывается иным образом, ибо благоволение Божье не бессмысленно, и люди лишаются знания и мудрости не иначе, как по собственной вине.

Фрагменты.

Епифаний Латинский

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

И открыл то младенцам . Каким младенцам? Не младенцам по годам, а тем, кто младенцы во грехе и пороке. Им [Господь] открыл, как стяжать блага рая и будущие [блага] Царства Небесного, поскольку так было благоугодно Богу, чтобы многие пришли с востока и запада и возлегли с Авраамом, Исааком и Иаковом в Царстве Небесном, а сыны царства извержены будут во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов (Мф. 8:11-12) .

Толкование на Евангелия.

Лопухин А.П.

В то время, продолжая речь, Иисус сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам

(Лк. 10:21) . По мнению одних, словами “в то время” здесь указывается просто на некоторое неопределенное время, и речь 25 стиха не имеет никакой связи с предыдущей. Подтверждение такого мнения отыскивают в том, что слова 25 стиха близко сходны с Лк. 10:21 , сказанными по возвращении с проповеди 70 апостолов. Как было в действительности, сказать в настоящее время невозможно. Но во всяком случае читатель не может освободиться от впечатления, что выражения, помещенные у Матфея и Луки, были произнесены однажды; а связь, какая дана им Лукой, несколько понятнее, чем у Матфея. Матфей заменяет “в тот час” (Лк.) выражением “в то время”, и вместо слов “возрадовался духом” пишет “сказал”, “ответил” (ἀποκριθείς). Но на что именно ответил - это остается неясным. Это последнее выражение считают гебраизмом, встречающимся и в других местах Ветхого и Нового Завета. При этом вовсе не требуется, чтобы раньше были вопросы и ἀποκριθείς было изложением ответа на них. Оно просто начинает новую речь (ср. Втор. 21:7; Иов. 3:2; Ис. 14:10; 21:9). Греч. слово, переведенное в русский как “славлю”, означает собственно “исповедуюсь”. Но как замечает Августин, это совсем не означает здесь исповедания во грехе, - исповедание свойственно не одному только грешнику, но иногда и приносящему хвалу. Мы исповедуемся или восхваляя Бога, или обвиняя самих себя. Спаситель у Матфея называет здесь Бога Своим Отцом в первый раз. К слову “Отец” прибавлено “Господи неба и земли”, вероятно, с целью показать, что от воли Бога, как Владыки мира, зависело скрыть “это” (ταῦτα) от мудрых и разумных и проч. В данной Матфеем связи, если только она существует, ταῦτα подразумевает “силы”, не признанные людьми Хоразина, Вифсаиды и Капернаума в их истинном значении, и пути божественной мудрости, которых не понимали иудеи. Глаголы “скрыл” и “открыл” поставлены в аористе, чтобы выразить ту мысль, что указание относится к прошедшему времени, к прошедшей деятельности Владыки мира. Мудрыми и разумными здесь называются люди, усвоившие себе ложную мудрость и вместе с нею утратившие здравый смысл. Будучи привержены к своей ложной мудрости, своим ложным учениям и гордясь своею мудростью, они не знают и не могут понять простых таинств или истин Царства Божия, открытых людям с чистым сердцем, которые походят на младенцев.

Толковая Библия.

Четвероевангелие (Таушев) Аверкий

Притча о десяти талантах (Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30).

Притча о десяти талантах

(Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30).

Находясь еще в доме Закхея, Господь рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные различия; притом, как видно из Евангелия от Матфея, притча о талантах была рассказана Господом значительно позже, в связи с Его беседами о втором Его пришествии, кончине мира и Страшном Суде. Тем не менее, основная идея обеих притчей одна и та же, а потому можно их рассматривать параллельно. В притче о минах речь идет о человеке высокого рода, который отправляется в дальнюю страну для того, чтобы получить себе царство и снова возвратиться. Образ взят, видимо, от положения в то время царской власти в Иудее. Иудейские цари должны были отправляться для утверждения в своем царском достоинстве в Рим. Так делал Архелай, сын Ирода Великого, так же поступил и Ирод Антипа, тетрарх Галилеи. В притчах о талантах речь идет просто о человеке, отправлявшемся в чужую страну. В обеих притчах под этим лицом подразумевается Христос, от Которого многие евреи ждали в то время открытия на земле славного царства Мессии.

В притче о минах господин дает десяти рабам десять мин - каждому по мине, дав им приказ, чтобы серебро было пущено в оборот. Мина- 100 драхм, около 25 рублей. В притче о талантах господин, уходя, передал рабам все свое имение, вручая каждому такую часть, с которой тот был в силах управиться. Один талант составляет около 60-ти мин. Конечно, в обеих притчах под рабами подразумеваются ученики и последователи Христовы, которые получают от Господа, как разнообразные дарования, так и разные внешние блага, которые они должны использовать и умножать во славу Божию, на пользу ближним и во спасение своей души. Далее в притче о минах мы находим обстоятельство, подобного которому нет в притче о талантах. Граждане возненавидели этого высокорожденного человека и послали вслед за ним посольство, сказав: «не хотим, чтобы он царствовал над нами» . Здесь черта, напоминающая недавний случай с Архелаем, ездившим в Рим. Иудеи, не любившие его, отправили в Рим посольство из 50 человек, просить, чтобы он не был утвержден царем, хотя и напрасно.

В отношении к Господу Иисусу Христу здесь имеется отвержение Его еврейским народом, как своего Мессии, но напрасно, ибо Он остался, как их, так и всего мира Царем и Судьей, Который потребует отчета от рабов Своих и накажет не хотевших признавать Его власти. Под возвращением господина в обеих притчах разумеется Второе Пришествие Христово, когда каждый должен будет дать отчет на Страшном Суде, как он использовал данные ему Богом дарования и внешние блага. Умножавшие свои мины и таланты удостоятся похвалы и получат каждый соответствующую своему усердию награду. Скрывший свою мину или талант будет наказан, как «раб лукавый и ленивый» , не пожелавший трудиться над данными ему дарами благости Божией, в котором благодать Божия осталась бесплодной. Обвинения ленивым рабом своего господина в жестокости это - обычное самооправдание грешника, по греховности своей потерявшего чувство сыновства к Богу и представляющего Бога поэтому жестоким и несправедливым. Кто делает доброе употребление из своих благ, тот приумножает их; нерадивый же и беспечный лишается и того, что имеет. Поэтому «всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» . Притча о минах оканчивается угрозой сурового наказания еврейскому народу за непризнание Господа Иисуса Христа Мессией. Закончив притчу, Господь пошел далее по направлению к Иерусалиму

Из книги Четвероевангелие автора (Таушев) Аверкий

Из книги Руководство к изучению Священного Писания Нового Завета. Четвероевангелие. автора (Таушев) Аверкий

Из книги Толкование Евангелия автора Гладков Борис Ильич

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Притча о десяти талантах (Луки 19:11-28 и Матф. 25:14-30). Находясь еще в доме Закхея, Господь рассказал притчу о десяти минах, которая имеет много сходства с изложенной у Евангелиста Матфея притчей о талантах. При всем их большом сходстве, есть между этими притчами и существенные

Из книги автора

Из книги автора

Притча о сеятеле (Матф. 13:1-23; Марк. 4:1-20; Луки 8:4-15). В притче о Сеятеле Господь подразумевает под Сеятелем Самого Себя, под семенем - проповедуемое Им Слово Божие, а под почвой, на которую семя падает - сердца слушающих. Господь живо напомнил им их родные поля, через которые

Из книги автора

Притча о зерне горчичном (Матф. 13:31-32; Марк. 4:30-32; Луки 13:18-19). На Востоке горчичное растение может достигать размеров громадных, хотя зерно его так мало, что у евреев была даже поговорка: «Мал, как горчичное семечко». Смысл притчи в том, что, хотя начало Царствия Божия,

Из книги автора

Притча о закваске (Матф. 13:33-35; Марк. 4:33-34; Луки 13:20-21). Точно такой же смысл имеет и притча о закваске. «Как закваска, - говорит св. Златоуст, - большому количеству муки сообщает свои свойства, так и вы (Апостолы) преобразите целый мир». Точно так же и в душе каждого отдельного

Из книги автора

Притча о заблудшей овце (Матф. 18:10-20 и Луки 15:3-7). В этой притче рисуется картина беспредельной любви и милосердия Божия к падшему человеку. «Смотрите, не призирайте ни одного из малых этих» - не презирайте, почти то же, что «не соблазняй», то есть не считайте их настолько

Из книги автора

Притча о немилосердном должнике (Матф. 18:21-35 и Луки 17:3-4). Наставление Господа о прощении согрешившего и покаявшегося брата вызвало вопрос Петра, сколько раз прощать брату. Вопрос этот объясняется тем, что, по учению иудейских книжников, прощать можно только три раза. Желая

Из книги автора

Притча о рабах, ожидающих возвращения своего господина (Матф. 24:42-51 и Луки 12:35-48). Надо быть готовым на всякий час, ибо неизвестно, когда произойдет второе пришествие Христово или придет смерть, что для человека имеет одинаковое значение, ибо и в том, и в другом случае

Из книги автора

Притча о десяти девах (Матф. 25:1-13). В этой притче Второе Пришествие Христово представляется под образом пришествия жениха в дом невесты. Жениха, приходившего в сопровождении друзей и «Сынов брачных» (Иоан. 3:29; Матф. 9:15), встречали очень торжественно, выходили к нему

Из книги автора

ГЛАВА 37. Беседа Иисуса с Апостолами о разрушении Иерусалима и о кончине мира. Притча о десяти девах и талантах. Рассказ о Страшном Суде Иисус вышел из храма и пошел по направлению к горе Елеонской; с Ним шли и Апостолы. Все происшедшее в течение этого дня произвело сильное

Загрузка...