bookingsky.ru

Синтаксические нормы примеры предложений. Синтаксические нормы. Варианты координации главных членов предложения

Синтаксические нормы русского литературного языка

1. Понятие синтаксической нормы

Синтаксические нормы – это нормы, которые регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами формируют грамматические нормы.

Синтаксические нормы регулируют как посторенние отдельных словосочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главному слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление однородных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частями сложного предложения).

2. Порядок слов в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: подлежащие + сказуемое:

Пример:

Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения – движения мысли от известного (темы) к новому (реме).

Пример:

Сравним: Редактор прочитал рукопись. – Рукопись прочитал редактор.

Изменения в порядке слов называется инверсией.

Инверсия – стилистический приём выделения отдельных членов предложения путём их перестановки.

Обычно инверсия используется в художественных произведениях:

Пример:

Судьбы свершился приговор (М.Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А.С. Пушкин).

Возможна и так называемая неоправданная инверсия – нарушение порядка слов в ущерб содержанию:

Пример:

Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (только: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами).

Неоправданную инверсию следует устранять путём использования прямого порядка слов.

3. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Однако существуют и трудные случаи координации. Обычно в таких случаях подлежащее имеет сложную структуру – в него входит несколько слов.

1. Счётный оборот + существительное (двое студентов, пять часов и т.д.) Единств. число (подчеркивает общность, а также для числительных на 1). Множественное число (указывает на отдельность предметов).

Пример:

В Олимпиаде участвуют / участвует двадцать пять студентов.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большинство / меньшинство, несколько (приблизительное количество) Единств. число
(подчеркивает общность, также для числительных на 1, также часто вместе с одушевленными сущ., также если есть слова только, лишь, всего).
Множественное число (указывает на отдельность предметов). 3. Однородные подлежащие. Единственное число (однородные подлежащие соединяются предлогом С). Множественное число (однородные подлежащие соединяются союзом И).

Пример:

Спортсмен и тренер отправились на соревнования.
Директор с сотрудниками института подготовил этот проект.

4. Существительное + приложение. Согласуется с главным словом (то есть с существительным).

Пример:

4. Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего является прилагательным или причастием. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа.

1) Определение + счётный оборот (= числительное + существительное).
Важна позиция, которую занимает определение!

Определение впереди счётного оборота: в форме Именительного падежа.

Пример:

последние два года, новые пять писем, молодые три девушки

Определение внутри счётного оборота: в Родительном падеже для существительных мужского и среднего рода, а для существительных женского рода – в Именительном падеже:

Пример:

два последних года, пять новых писем, три молодые девушки

2) Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное в единственном числе, если предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминологический характер:

Пример:

В правой и левой половине дома. Промышленный и аграрный кризис.

Существительное во множественном числе, если нужно подчеркнуть различность предметов и явлений:

Пример:

Биологический и химический факультеты.

Любительский и профессиональный турниры.

3) Определение + однородные существительные: определение стоит в единственном числе или во множественном числе в зависимости от того, относится оно по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию:

Пример:

Русская литература и искусство.
Способные ученик и ученица.

4) Определение + существительное с приложением: определение согласуется главным словом (то есть с существительным):

Пример:

новый вагон-лаборатория

5. Согласование приложений с определяемым словом.

Приложения имеет добавочное значение по отношению к существительному (профессия, статус, род занятий, возраст, национальность ). По этой причине оно воспринимается как единое целое с существительным:
1) приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяемым словом: на новом диване-кровати.
2) приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с определяем словом:

Пример:

в газете «Рабочий край».

Изменяется норма, связанная с согласованием географических названий.
Можно согласовывать с определяемым словом русские географические названия и названия на –ия :

Пример:

В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Республике Индии.

Однако нет такого согласования в случае с иноязычными географическими названиями и астрономическими названиями:

Пример:

В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

6. Особенности употребления однородных членов

1) Нельзя делать однородными членами неоднородные по смыслу слова.

Пример:

Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

2) Нельзя делать однородными членами слова с родовым и видовым значением (только: род → вид!).

Пример:

Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3) Нельзя делать однородными членами лексически и грамматически несочетаемые слова.

Пример:

Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (только: Высказаны пожелания и сделаны выводы).
Контролировать и руководить работами (только: Контролировать работы и руководить ими).

4) Нельзя делать однородными членами грамматически и синтаксически разные слова (разные части речи, слово и часть сложного предложения).

Пример:

Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и вообще узнавать много нового (только: Книги помогают нам в учёбе, дают возможность узнавать много нового).
Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (только: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро будут).

5) Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом.

Синтаксические нормы регулируют правила построения словосочетаний и предложений. Наряду с морфологическими нормами они относятся к нормам грамматическим.

Синтаксические нормы регулируют как построение отдельных слово­сочетаний (присоединение определений, приложений, дополнений к главно­му слову), так и построение целых предложений (порядок слов в предложении, согласование подлежащего и сказуемого, употребление одно­родных членов, причастного и деепричастного оборотов, связь между частя­ми сложного предложения).

Порядок слое в предложении

В русском языке порядок слов в предложении относительно свободный. Основным является принятый в нейтральном стиле прямой порядок слов: под­лежащее + сказуемое: Студенты пишут лекцию.

Изменения в порядке слов зависят от актуального членения предложения - движения мысли от известного (темы) к новому (реме). Сравним: Редактор прочитал рукопись. - Рукопись прочитал редактор.

Изменение порядка слов в предложении называется инверсией. Ин­версия относится к числу стилистических фигур. Обычно инверсия исполь­зуется в художественных произведениях: Судьбы свершился приговор (М. Ю. Лермонтов), Швейцара мимо он стрелой взлетел по мраморным ступеням (А. С. Пушкин). Возможна и так называемая неоправданная ин­версия - нарушение порядка слов в ущерб содержанию предложения: Он отказался со всеми студентами участвовать в мероприятии (правильно: Он отказался участвовать в мероприятии со всеми студентами). Не­оправданную инверсию в другом случае следует устранять путём использо­вания прямого порядка слов.

Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого

Связь между подлежащим и сказуемым носит название координации и выражается в том, что подлежащее и сказуемое согласуются по своим общим категориям: роду, числу. Существуют трудные случаи координации. В таких случаях подлежащее имеет сложную структуру - в его состав входит несколько слов. Основные трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого пред­ставлены в таблице 4.

Таблица 4

1. Счётный оборот + суще­ствительное (двое студен­тов, пять часов и т. д.) Ед. число:

Подчеркивает общность,

При сочетании сущ. с

числительным, оканчива­ющимся на «один».

Ми. число указывает на отдельность предметов

В Олимпиаде участвуют /

участвует двадцать пять

студентов.

В Олимпиаде участвует

двадцать один студент.

2. Слова: больше / меньше, много / мало / большин­ство / меньшинство, не­сколько (приблизительное количество) Ед. число:

Подчеркивает общность,

Часто с одушевленными

Если есть слова только,

лишь, всего).

Ми. число указывает на отдельность предметов.

На экскурсию записалось
только восемь отдыхающих.

Большинство студентов

уже слали экзамен.
3. Однородные подлежащие Ед. число: однородные подлежащие соединяются

предлогом с.

Ми. число: однородные подлежащие соединяются

союзом и.

Директор с сотрудниками

института подготовил этот

Спортсмен и тренер отпра-

вились на соревнования.

4. Подлежащее (существи­тельное) + приложение Сказуемое согласуется с главным словом -

подлежащим.

Журнал «Наука и жизнь» опубликовал серию мате-

Студентка-химик проводи- да эксперимент.

Согласование определений с определяемым словом

Определение выражает характеристику предмета, чаще всего им является прилагательное или причастие. Определение согласуется с главным словом по категориям рода, числа и падежа. Наиболее трудными представляются следу­ющие случаи согласования.

1. Определение + счётный оборот (числительное + существительное). В таком сочетании важна позиция, которую занимает определение:

Определение перед счётным оборотом предполагает согласование в форме именительного падежа: последние два года, новые пять писем, молодые три девушки",

Определение внутри счётного оборота предполагает согласование су­ществительных мужского и среднего рода в родительном падеже, существи­тельных женского рода - в именительном падеже: два последних года, пять новых писем, три молодые девушки.

2. Однородные определения + существительное (обозначает похожие, но раздельные объекты):

Существительное употребляется в единственном числе, если обознача­емые им предметы и явления тесно связаны по смыслу или имеют терминоло­гический характер: В правой и левой половине дома", Промышленный и аграрный кризис,

Существительное употребляется во множественном числе, если речь идет о различных предметах и явлениях: Биологический и химический факуль­теты, Любительский и профессиональный турниры.

3. Определение + однородные существительные: форма числа определе­ния зависит от того, относится ли определение по смыслу к ближайшему слову или ко всему словосочетанию: Русская литература и искусство; Способные ученик и ученица.

4. Определение + существительное с приложением: определение согласу­ется с главным словом (то есть с существительным): новый вагон-лаборатория.

Согласование приложений с определяемым словом

Приложение (определение, выраженное именем существительным) имеет по отношению к существительному добавочное значение, указывая профессию, статус, род занятий, возраст, национальность. По этой причине оно восприни­мается как единое целое с существительным. Существуют правила согласова­ния приложений с определяемым словом.

1. Приложение, которое пишется через дефис, согласуется с определяе­мым словом: на новом диване-кровати.

2. Приложения, которые пишутся отдельно от определяемого слова, не согласуются с ним: в газете «Рабочий край».

3. Согласуются с определяемым словом русские географические названия и названия на -ия. В городе Смоленске, в селе Горюхине, на реке Волге, в Рес­публике Индии.

Согласование с определяемым словом отсутствует, если в качестве при­ложений выступают иноязычные географические и астрономические названия: В штате Техас, на горе Эльбрус, на планете Венера.

Особенности употребления однородных членов предложения

1. Не являются однородными членами предложения слова, относящиеся к разным смысловым группам. Неправильно: К тому времени у него уже была молодая жена и большая библиотека.

r L Не являются однородными членами предложения слова с родовым и видовым значением. Неправильно: Выпуск аппаратуры (родовое понятие), устройств и приборов (видовое понятие).

3. Не являются однородными членами предложения лексически и грамма­тически несочетаемые слова. Неправильно: Высказаны пожелания и выводы (пра­вильно: Высказаны пожелания и сделаны выводы). Контролировать и руководить работами (правильно: Контролировать работы и руководить ими).

4. Не являются однородными членами предложения грамматически и синтаксически разнородные слова и конструкции (разные части речи, слово и часть сложного предложения). Неправильно: Книги помогают нам в учёбе и во­обще узнать много нового (правильно: Книги помогают нам в учёбе, дают воз­можность узнать много нового). Неправильно: Декан говорил об успеваемости и что скоро начинаются экзамены (правильно: Декан говорил об успеваемости и об экзаменах, которые скоро начнутся).

5. Если перед однородными членами есть предлог, его следует повторять перед каждым однородным членом: Сведения получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Употребление причастного и деепричастного оборотов

Правила построения предложений с причастным оборотом

1. Причастный оборот не должен включать в себя определяемое слово. Неправильно: Выполненный план заводом (правильно: план, выполненный заво­дом или выполненный заводом план).

r L Причастия согласуются с определяемым словом в форме рода, числа и падежа, а со сказуемым - в форме времени. Неправильно: Он пошёл по пути, проложенным его отцом (правильно: проложенному). Неправильно: Высту­пающий с заключительным словом докладчик ответил на вопросы (правильно: выступивший).

3. Причастия не употребляются в формах будущего времени и условного наклонения. Неправильно: Студент, сумеющий скоро получить диплом. Планы, нашедшие бы поддержку руководства. Предложения с неправильным употреб­лением причастного оборота заменяются сложно-подчиненными предложениями с придаточным определительным (с союзным словом который).

Правила построения предложений с деепричастным оборотом

1. Действия, обозначаемые сказуемым и деепричастием или деепричаст­ным оборотом, выполняются одним субъектом. Неправильно: Проезжая мимо станции, у меня слетела шляпа (правильно: Когда я подъезжал к станции, у меня слетела шляпа).

2. Деепричастный оборот не должен присоединяться к безличным и стра­дательным конструкциям. Неправильно: Открыв окно, мне стало холодно (правильно: Открыв окно, я замерз}.






Лекция

По русскому языку и культуре речи

Тема: Синтаксические нормы языка.

План

    Ошибки при согласовании сказуемого с подлежащим.

    Нанизывание падежей.

    Ошибки при составлении предложений с однородными членами.

    Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

    Ошибки в построении сложных предложений.

1.Согласование сказуемого с подлежащим

Варианты согласования сказуемого с подлежащим нередко наблюдаются в тех случаях, когда подлежащее бывает выражено количественным сочетанием и собирательным существительным.

При подлежащем, выраженном количественным сочетанием сказуемое употребляется как в единственном, так и во множественном числе (в последнем случае наблюдается смысловое согласование, так как подлежащее обозначает множество лиц или предметов). И та и другая форма сказуемого в современном русском литературном языке является правильной. Однако каждый из названных вариантов используется в речи по-разному - в зависимости от целей высказывания. Зависит он и от стиля речи: для разговорного и художественного стилей харак терно множественное число; для научного и официально-делового - единственное

1. Сказуемое во множественном числе считается предпочтительным в тех случаях, КОГДА надо подчеркнуть активность, быстроту действия: Пять студентов выполняют тесты. Несколько прохожих бросились на помощь спасателям. Восемь пилотов полка взлетели в небо. Подлежащее в таких предложениях чаще всего обозначает живые существа.

Единственное число предпочтительно и желательно, если речь идёт о неживых предметах. Сказуемое в таких предложениях нередко выражено страдательным причастием или возвратным глаголом: Пять тестов было выполнено. Несколько пуль провизжало над моей головой. Восемь самолетов стояло на взлетном поле.

2. При числительных два, три, четыре, входящих в состав подлежащего, сказуемое обычно ставится во множественном числе: Три дома на вечер зовут. За коляской бежали четыре пса.

При составных числительных, оканчивающихся на один, сказуемое ставится в единственном числе: Двадцать один студент участвовал в конкурсе.

3. Сказуемое в единственном числе обычно ставится при подлежащем, обозначающем меру времени: Прошло три года.

4. При словах тысяча, миллион, миллиард сказуемое обычно согласуется по правилам согласования с подлежащими-существительными (в роде и числе): Тысяча книг поступила в библиотеку. Миллион студентов заполнил коридоры, университета.

5. При подлежащем типа ряд вопросов, часть абитуриентов сказуемое имеет форму единственного числа, согласуясь со словами ряд, часть: Ряд предложений проекта не подкреплён нужными расчётами. Часть студентов не получила зачёт.

6. При словах много, мало, немного, немало, сколько, столько, несколько сказуемое, как правило, ставится в единственном числе: Много книг стояло на полках. Сколько студентов присутствовало на лекции? Немало интересных фактов приводилось в выступлении депутата. Как мало нас от битвы уцелело.

7. При подлежащем, выраженном собирательным существительным большинство, меньшинство, множество, сказуемое может быть двух вариантов: в форме единственного числа (грамматическое согласование) и в форме множественного числа (согласование по смыслу). Последний Вариант используется чаще всего в разговорной, художественно-публицистической речи.

При наличии при подлежащем приложения (в сочетаниях типа женщина-хирург, вагон-мастерская, школа-семинар, озеро Селигер, газета «Известия») нередко неясно, какое из слов является подлежащим, а какое - приложением. Принято считать подлежащим слово, выражающее родовое, более общее понятие, и согласовывать сказуемое с этим словом.

Для некоторых словосочетаний, прежде всего терминологического характера (типа автомобиль-амфибия, витрина-стенд, музей-квартира), нормы согласования окончательно не установились. В этих случаях следует исходить из того, что основное, более широкое по смыслу наименование обычно находится в сочетании на первом месте: диван-кровать продан, библиотека-музей приобрела рукописи, музей-квартира приобрел новые экспонаты, урок-лекция продолжался два часа.

В тех довольно редких случаях, когда на первом месте стоит приложение, оно обычно не склоняется: читал в роман-газете, накрылся плащ-палаткой. Если подлежащее выражено условным наименованием, сказуемое согласуется с ним по грамматическому принципу «Известия » опубликовали интервью с премъер-министром! «Мёртвые души» были поставлены на сцене нового театра.

2. Нанизывание падежей

Неуместное повторение одной и той же падежной формы затрудняет понимание фразы например: Дом племянника жены кучера брата доктора (пример А. М. Пешковского). Чаще всего происходит нанизывание родительных падежей, в силу большой распространенности родительного приименного, что является особенностью научного и официально-делового стиля: Для решения задачи ускорения повышения рейтинга успеваемости студентов. При правке отглагольные существительные обычно заменяются инфинитивными или другими конструкция, распространенные обороты - придаточными предложениями.

Нанизывание творительных падежей: Нельзя было ограничиться принятыми студентами решениями (Правильно: Нельзя было ограничиться решениями, которые приняли студенты).

Следует избегать падежных a форм с одинаковыми предлогами, например; Мы беседовали с преподавателем с «большим стажем» (правильно имеющим большой стаж).

3. Ошибки при составлении предложений с однородными членами .

1. Курьёзность шутливой фразы «Шёл дождь и два ст удента; один в университет, другой в калошах» основан на том, что в ней в качестве однородных членов пре дложения выступают слова, выражающие вещественно неоднородные понятия. На использовании этого приёма сочетания несочетаем ого строятся каламбуры типа «пить чай с лимоном и с удовольствием».

В художественной литературе такие построения используются как особый стилистический приём для создания комического эффекта: у Н. Гоголя: Не только кто имеет двадцать шесть лет от роду, прекрасные усы и удивительно сшитый сюртук...; у А. Чехова:

В толпе два молодых купчика усердно жестику лируют руками и ненавидят друг друга; Лев Саввич Турманов, дюжинный обыватель, имеющий капиталец, молодую жену и солидную плешь...; у М. Горького: Переживаемый нами сезон есть сезон всяческих собра ний и... рубки капусты; А посему -рекомендую дамам не выходить без мужа или без дубины (это не всегда одно и то же).

... С пожеланиями избавления от болезней и долголетней жизни

(Слова для заголовка взяты из биографического очерка, посвященного Н. А. Некрасову, где, в частности , говорится о письмах и телеграммах, выражавших глубок oe сочувствие «поэту народной скорби» в связи с его болезнью. Ясно, что речь идёт о двух пожела ниях - избавиться от болезни и прожить долгую лишь. Но автор не учёл двусмысленности, связанной с тем, что управляемые слова долголетней жизни фор мально могут быть включены в разные ряды однород ных членов: с пожеланиями долголетней жизни (что, очевидно, и имелось в виду) и избавления от долголет ней жизни (влияет ближестоящее сочетание от болезней)

Если в небольших по объёму предложениях (вроде: " Жильцы требовали ликвидации неполадок и ремонта конечно, требовали и ликвидации неполадок, и проведения ремонта, а не ликвидации... ремонта), можно сравнительно легко разобраться, то в громозд ких предложениях бывает трудно «распутать» связи между однородными членами.

В таких случаях рекомендуется для большей доход чивости текста разбить «запутанное» предложение на несколько самостоятельных предложений по принципу логической связи между отдельными однородными членами. Пример переработки предложении с однородными членами находим у А. Фадеева. Сопоставим две редакции текста романа «Молодая гвар дия».

Издание 1947 г.

И этот мужчина, и женщина, и все дети, из кото рых младший даже протягивает ручонки, улыбаются навстречу идущей к ним с белым эмалированным ведром в руке девушке в ярком сарафане, в белом кружевном переднике, в таком же чепчике и изящ ных красных туфельках - полной, с сильно вздернуты м носом, неестественно румяной и тоже улы бающейся так, что все её крупные белые зубы на ружу.

Издание 1952 г.

И этот мужчина, и женщина, и все дети, из кото рых младший даже протягивает ручонки, улыбается навстречу идущей к ним девушке с белым эмалированным ведром в руке. Девушка в ярком сарафане в белом кружевном переднике, в таком же чепчике и в изящных красных туфельках - полная, с сильно вздёрнутым носом, неестественно румяная. Она тоже улыбается, так что все её крупные белые зубы наружу.

2. Газета обратилась с призывом к молодёжи и к юношам города

Из заголовка следует, что среди молодёжи нет юношей

И наоборот: юноши не входят в состав молодёжи.

Логи ко-стилистическая ошибка возникла в результате того, что как однородные перечислены понятия, частично совпадающие по своему логическому объёму.

Такие понятия называются скрещивающимися: «писатели и москвичи» (некоторые писатели являются москвичами, а некоторые москвичи - писателями). На помним, что без специального стилистического задания использование сочетаний со скрещивающимися понятиями нарушает стилистическую норму.

Исключение составляют немногие закрепившиеся в речи сочетания: комсомольцы и молодёжь, пионеры и школьники, фестиваль молодёжи и студентов

... Господин Голядкин спросил чаю, умываться и бриться

3. Однородные члены предложения не обязательно должны быть выражены словами одной и той же части речи: Вошёл мужчина высокого роста, лет тридцати, в очка х, с палкой в руке. Однако полной свободы здесь нет, не всегда слова разных частей речи могут образовать ряд однородных членов. Так, не сочетаются существительное и неопределенная форма глагола, поэтому нельзя сказать: «Я люблю игру на скрипке и петь»

Что касается приведенной в заголовке фразы из произведений Ф.М.Достоевского, то она носит явно выраженный характер стилизации под разговорно - просторечную речь. В текстах встречаются и другого рода ошибки в построении предложений с однородными членами: «За последний год я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов» - не должны включаться в общий ряд однородных членов видовые и родовые понятия: широкое понятие «художественное произведения» включает в себя более узкие понятия «романы», «повести», «рассказы» «Много практических замечаний и ценных предло жений было внесено на последнем заседании педсовета» - не все однородные члены лексически сочетают ся со словом, с которым они связаны по смыслу: практические замечания делают, а не вносят.

4. «В праздник толпы людей можно было видеть по всюду: на улицах, площадях, бульварах, скверах» - по вторение предлога при однородных членах необяза тельно, но при условии, что они требуют одного и того же предлога; разные же предлоги не должны опускать ся; так как нельзя сказать «на скверах», то перед последним однородным членом следовало употребить предлога.

«Сведений о Дубровском не было и на второй и тре тий день» - при повторяющихся союзах должен повторяться также предлог, т. е. нужно было сказать: и на второй и на третий день.

«Дополнительный материал для доклада я брал из га зет и брошюр, книг и журналов» - при попарном соединении однородных членов они обычно подбира ются по принципу смысловой близости, чтобы избе жать создания случайных пар; следовало сказать: ...из газет и журналов, книг и брошюр.

«В спектакле хорошо играли как исполнители глав ных ролей, а также все остальные участники спектак ля» - образована неправильная пара «как... а также»; можно было опустить союз как или использовать со единительный союз как... так и.

«Жизнь крестьян изображена в произведениях многих русских писателей-классиков: Гоголь, Турге нев, Л. Толстой, Чехов» - ошибкой является отсут ствие согласования в падеже однородных членов с обобщающим словосочетанием; правильно будет так; писателей-классиков: Гоголя, Тургенева, Л. Толстого, Чехова.

«В качестве материала для романа «Война и мир» Л. Н. Толстой использовал семейные архивы, мемуа ры, литературные источники и другие официальные документы» - перечисленные материалы не являются официальными документами, поэтому слово другие оказалось лишним.

4. Ошибки в употреблении деепричастных оборотов.

Глагол-сказуемое и деепричастие не должны обозначать действия разных предметов и лиц. Например: Подъезжая к станции, у меня с головы, слетела шляпа.

Нельзя допускать разнобой в употреблении видов деепричастий: Сделав работу и думая .о завтрашнем дне, он предвкушал удачу. .

Деепричастный оборот не может быть употреблён, если предложение выражено страдательной конструкцией: Поднявшись вверх по Волге, баржа будет выгружена на причалах Саратова и Нижнего Новгорода.

Деепричастный оборот не может быть употреблён в безличном предложении, в котором подлежащее выражено логически: Подходя к лесу, мне стало холодно.

5. Сложное предложение.

1. Вот дом, который построил Джек...

Про Джека вы, вероятно, всё знаете, поэтому про читаем другой текст и попробуем в нём разобраться. В романе И. А. Гончарова приведено такое предложение: Квартира, которую я занимаю во втором этаже дома, в котором вы предположили произвести некоторые пере стройки... Недостаток этого предложения, как нетрудно видеть, заключается в повторении одного и того же союзного слова который в придаточных частях сложно го предложения при так называемом последовательном подчинении (одна придаточная зависит от другой). В данном случае писатель использовал стилистически неудачную конструкцию для речевой характеристики Обломова, пишущего письмо управляющему домом. Не случайно в следующем предложении текста стили стическая ошибка повторяется: Известясь через крепо стного моего человека, Захара Трофимова, что вы прика зали сообщить мне, что занимаемая мною квартира... Ав тор письма, страдающий леностью мысли, сам признал его «нескладным», так как «тут два раза сряду что, а там два раза который».

Нередко подобные предложения встречаются в уче нических работах, например: «Добролюбов говорил, что многие молодые люди, вступающие в жизнь, зада ют себе эти вопросы, что то, что ты сейчас делаешь, это не то, что есть что-то лучшее, что-то необыкно венное, то, к чему ты должен стремиться».

Однако подобные построения, нарушающие нор мы письменной речи, нередко используются писате лями для речевой характеристики действующих лиц (как в «Обломове») или для того, чтобы придать пове ствованию разговорный оттенок, приблизить автор скую речь к речи персонажей: Собакевич так сказал утвердительно, что у него [Чичикова] есть деньги, что он вынул ещё бумажку (Н. Гоголь); у Л. Толстого: Он не знал, что Левин чувствовал, что у него выросли крылья; Тихая, уединённая жизнь в нашей деревенской глуши с возмож ностью делать добро людям, которым так легко делать добро, к которому они не привыкли. Ф. М. Достоевский вкладывает в уста отрицательного персонажа Ставро гина (из романа «Бесы») фразу, которая должна подчеркнуть нарочито неотделанный, отталкивающе не приглядный слог: Я так был низок, что у меня дрогнуло сердце от радости, что выдержал характер и дождал, что она вышла первая.

2.. Лошади казаков, которые были покрыты пеной

Порядок слов в сложном предложении, вынесен ном в заголовок, такой, что относительное местоиме ние который формально может быть отнесено к ближай шему предшествующему существительному казаков, и нужно приложить некоторое усилие для правильною понимания текста (освободиться, так сказать, от пер воначального его восприятия). Следует иметь в виду, что при чтении, а тем более при слушании подобных предложений первоначальное понимание как бы на прашивается само собой, но оно может быть ошибоч ным: ведь и в нашем примере пеной были покрыт не казаки, а лошади. Исправление этого предложе ния не вызывает затруднений: достаточно заменить придаточ ную определительную часть сложного пред- ножения причастным оборотом (...лошади казаков, по крытые пеной).

В некоторых случаях порядок слов создает двузнач ность предложения: «Неизменным успехом пользу ются книги писателей, которые отражают нашу сов ременность» (книги или писатели отражают современ ность?). И здесь на помощь может прийти причастный оборот: ...отражающие нашу современность или ...от ражающих нашу современность.

Правда, в художественной литературе нередко встречаются сложные предложения, в которых со отнесённость придаточной определительной части и оп ределяемого существительного основана на реальном их значении или на предшествующем контексте, а не на формальном порядке слов: Порфирий положил щенка на пол, который, растянувшись на все четыре лапы, нюхал землю (Н. Гоголь) (ясно, что растянулся на все четыре лапы щенок, а не пол); Тут был армянин-бо гач, покровительствуемый доктором Андреевским, ко торый держал на откупе водку и теперь хлопотал о возобновлении контракта (Л. Толстой) (держал на от купе водку, конечно, армянин-богач, а не доктор Ан дреевский).

3.Просим, чтобы вы пришли бы

Неудачным следует признать предложение, если в нём дважды использована частица бы для выражения пожелания: чтобы... бы. Такое повторение частицы бы в придаточной части предложения, в которой сказуе мое выражено формой условно-сослагательного на клонения, чаще всего встречается в устно-разговорной речи: «Если бы ты сразу написал бы мне об этом, я мог бы помочь тебе»; «Вероятно, нужно, чтобы ты спросил бы брата». Однако в литературной, в письменной речи такое словоупотребление считается нарушением нормы.

Подобное построение сложного предложения мож но встретить и в произведениях художественной ли тературы, где оно используется для придания выска зыванию разговорного оттенка: Ямщикам скамей, что я буду давать по целковому, чтобы так, как фельдъегеря, катили и песни бы пели (Н. Гоголь). Чаще частица бы употребляется при втором сказуемом, более удалённом от союза чтобы или если бы, когда несколько ослабля ется выражение пожелания или условия: Она послала

Витю второй раз, чтобы он с точностью узнал адрес Оз нобишина и прямо из конторы пошёл бы по этому адресу (К. Федин); Не хочу я, чтоб ты притворялся и к улыбке себя принуждала бы (А. К. Толстой).

Книга талантливо написанная и которую все хвалят

4. Нарушением литературной нормы является соеди нение в качестве однородных синтаксических конст рукций члена предложения (талантливо написанная) и придаточной части предложения (которую многие хва лят). Сближает их одно и то же определительное зна мение, но однородными могут быть только единицы одинакового синтаксического уровня: или члены пред ложения, или придаточные части предложения. Нерав ноправные в этом отношении элементы, прежде чем перечислять как однородные члены, следует «привести к одному знаменателю», т. е. использовать либо два причастных оборота, либо две придаточные части.

П ример, предложение «Повесть о герое, совершив шем беспримерный подвиги который заслуживает бла годарность потомков» исправляется так: о герое, со вершившем.и заслуживающем. или: о герое, кото рый совершил подвиг и заслуживает...

Приведём ещё несколько примеров, нарушающих норму, так как с ними не связано специальное стилис тическое задание: «Арестованный беспокоился о семье, взятой под надзор полиции и которую он оставил без цепких средств к существованию» (вместо взятой под надзор... и оставленной им...); «Старое поколение обви няло Тургенева в нигилизме и что он солидарен с Ба заровым» (возможные варианты: 1) ...обвиняло в ниги лизме и в солидарности...; 2) обвиняло в нигилизме и в том, что он солидарен...); «Плюшкин жил в доме, имевшем запущенный вид и у которого почти все окна были забиты досками или закрыты ставнями» (вместо ...кото рый имел. ..и у которого...).

Нарушение синтаксической однородности (член предложения и придаточная часть предложения син таксически неравноправны) наблюдается весьма неред ко, в том числе и у писателей: Я думал уж о форме плана и как героя назову (А. Пушкин); Вспомним вашу фами лию и что были в Москве (А. Герцен) - союзом и соед нены дополнение и придаточное изъяснительное. Та кие конструкции носят разговорный характер.

5.Ученик сказал, что я ещё не подготовился к ответу

Предложения, подобные вынесенному в заголовок, нередко встречаются в разговорной речи. Источник ошибки - смешение прямой речи с косвенной. Здесь из прямой речи (Ученик сказал: «Я ещё не подготовился к ответу») взято личное местоимение я, а из косвен ной (Ученик сказал, что он ещё не подготовился к отве ту) - изъяснительный союз что.

Другие примеры смешения прямой речи с косвен ной: «Начальник станции объявил ожидавшим по езда пассажирам, что я лишён возможности обеспе чить всех билетами»; «Товарищ познакомил меня со своей невестой и сказал, что я вскоре на ней женюсь» (получается, что я собираюсь жениться на чужой не весте).

В письменной речи (в основном в художественно-публицистических текстах) встречается, правда, объ единение в одну конструкцию прямого и косвенного вопро сов: Мы даже подозреваем, что не были ль эти сем надцать счастливых стихов поводом к присоединению к ним всей поэмы... (В. Белинский); На охоту с ружьём я не смел уже и попроситься, хотя думал, что почему бы и мне с Шуркой не поохотиться? (С. Аксаков). В деловой прозе союз что в обоих случаях был бы излишен.

Строя сложные синтаксические конструкции, не следует забывать, что громоздкие предложения труд но воспринимаются не только на слух, но и при чте нии. Вспомните: в образцовой прозе А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова значительное место за нимают простые предложения, а сложные предложения - прозрачные по своей структуре, сравнительно небольшие по объёму.

Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересечён ные холмами и оврагами. Всё покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянски ми санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сто рону и наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал...

( А. Пушкин)

3.6.1. ПоряДок слов. 3.6.2. Варианты связи поДлежащего со ска­зуемым. 3.6.3. ТруДности глагольного управления. 3.6.4. Управ­ление синонимичных конструкций. 3.6.5. Сложные случаи управ­ления.

ПОРЯДОК СЛОВ

Синтаксические нормы регулируют выбор варианта построения словосочетания и предложения.

Одной из сложностей при этом выборе является умение говоряще­го и пишущего правильно разместить в своём высказывании каждое слово, т. е. не нарушить порядок слов. Считается, что в русском языке порядок слов свободный. Поэтому предложение «Летом он поеДет в Китай» допустимо перестроить следующим образом: «Он поеДет в Китай летом», «Летом в Китай поеДет он», однако эти конструкции не являются равнозначными. Первое предложение имеет цель сооб­щить о месте, второе - о времени, третье - о субъекте действия.

В устной речи мы используем интонационные возможности нашего языка, в то время как письменная речь таких возможностей лишена, и поэтому правильность письменной речи часто зависит именно от по­рядка слов в предложении.

Порядок слов в русском предложении может быть прямым и об­ратным. При прямом порядке слов подлежащее стоит перед сказуе­мым. Прямой порядок слов наиболее характерен для научной, офици­ально-деловой и публицистической речи: «Мимика имеет своей целью выражение эмоций», «ВыхоДные Данные привоДятся переД текстом аннотации». Если в предложении имеются обстоятельства места и времени, то они при прямом порядке слов обычно стоят в самом нача­ле, и сказуемое может предшествовать подлежащему. Обратный поря­док слов в предложении чаще всего встречается в художественных текстах и в разговорной речи.

Нарушение порядка слов приводит к ошибкам: «При преобразо­вании прямой речи в косвенную сохраняется форма местоимения», «Наставник не всегДа с учениками бесеДует, а это необхоДимо». Для исправления первого из приведённых примеров сказуемое «сохраня­ется» следует поставить после группы подлежащего «форма место­имения»; во втором - сказуемое «бесеДует» должно стоять перед до­полнением «с учениками».

Ошибкой является также неоправданный разрыв словосочетания: «ВеДь только такой человек может любить и понимать прироДу, как Левитан», «Облака наДвигались на Друг Друга».

3.6.2. ВАРИАНТЫ СВЯЗИ ПОДЛЕЖАЩЕГО СО СКАЗУЕМЫМ

Особую сложность представляет выбор правильного варианта свя­зи подлежащего со сказуемым. При выборе формы рода следует учи­тывать, что:

При названиях профессий, должностей, званий лиц женского по­ла в книжных стилях сказуемое должно употребляться в форме муж­ского рода: Директор поДписал приказ. В разговорном стиле оно часто стоит в форме женского рода: Директор поДписала приказ.

Определения с указанными существительными должны также употребляться в форме мужского рода: хороший проДавец, опытный юрист, наш врач. Словосочетания хорошая проДавец, опытная юрист, наша врач имеют разговорное и даже просторечное звучание.

Если в составе подлежащего имеются существительное, назы­вающее профессию, должность, звание, и женская фамилия или имя, то сказуемое согласуется с фамилией: В это время Декан факультета Васильева нахоДилась в очереДном отпуске.

При подлежащем, в состав которого входит собирательное сущест­вительное с количественным значением: большинство, меньшинство, ряД, часть, множество - или которое выражено количественно­именным сочетанием, сказуемое может быть употреблено как в форме единственного, так и множественного числа.

В этом случае могут при­годиться следующие практические рекомендации.

1. Со сказуемым в форме множественного числа согласуются:

Собирательное существительное с однородными управляемыми словами: Множество выпускников, аспирантов и Даже первокурсни­ков изъявили своё желание участвовать в Данном проекте;

Собирательное существительное в качестве подлежащего при однородных сказуемых: РяД организаций участвовали в этой про­грамме и опубликовали результаты своей работы;

Собирательное существительное с одушевлённым существитель­ным в качестве зависимого слова: Ряд учёных считали.... Множество физиков стали проявлять интерес... ;

Количественно-именные сочетания, в состав которых входят слова со значением приблизительного количества (около, приблизительно, свыше, более, менее): Свыше 15 коллективов награждены знаками от­личия. Около 20 стран участвуют в изучении указанной проблемы.

2. Со сказуемым в форме единственного числа согласуются:

Собирательное существительное без зависимых слов: Большин­ство явилось вовремя. Большая часть считает. ;

Собирательное существительное с зависимым словом в форме единственного числа: Большинство народа считало. ;

Количественно-именное сочетание, употребленное с глаголами бытия, наличия, состояния (быть, иметься, являться и др.): На экза­мен не явилось пять студентов. В группе было десять отличников;

Количественно-именное сочетание с указанием меры веса, вре­мени или пространства: Нам осталось пройти два километра. Здесь осталось десять килограммов цемента. Незаметно пролетело восемь дней;

Количественно-именное сочетание со словами только, лишь, все­го: Учиться осталось только пять дней. В команде играет лишь семь студентов;

Количественно-именное подлежащее, в состав которого входят числительные два, три, четыре: Под погрузкой одновременно находи­лось три грузовика;

Собирательное существительное с неодушевлённым существи­тельным в качестве зависимого слова: Подавляющее большинство на­учных прогнозов подтвердилось. Большая часть ионов внедряется. .

3.6.3. ТРУДНОСТИ ГЛАГОЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Зачастую проблемой становится также правильный выбор варианта падежной формы имени существительного после глаголов.

Следует помнить, что часть глаголов управляет формой родитель­ного падежа без предлога:

родительный удаления, лишения: бояться темноты, избегать опасности, лишать/лишаться возможности, остерегаться обмана, пугаться незнакомых звуков, чуждаться посторонних, стесняться своего вида, сторониться друзей, стыдиться себя;

родительный цели: жДать улучшений, желать лучшего, искать свобоДы, Добиваться истины, Достигать цели, жажДать открытий, требовать уважения, просить помощи, желать счастья, хотеть по­коя, приДерживаться Данной точки зрения;

родительный цены: стоить многого, заслуживать высокой оцен­ки, уДостоить звания, Достойный похвалы;

родительный части: выпить воДы, купить хлеба, налить молока, накупить проДуктов, наДавать советов, наДарить каранДашей.

Конкретные существительные после глаголов просить, требовать, хотеть, желать, искать употребляются в форме винительного паде­жа: просить сестру, требовать машину, искать паспорт. После гла­гола жДать в форме винительного падежа употребляются только одушевлённые существительные: жДу маму, жДу поДругу, но: жДу автобуса, поезДа, лета.

Трудности возникают и в том случае, когда при переходном глаго­ле появляется отрицание.

В XIX в. нормой являлось употребление после таких глаголов форм родительного падежа: не встречал Девушки, не наДевал шапки, не построил Дома, не читал этой книги. Однако постепенно эта норма расшатывалась, и в XX в. нормативным зачастую является употребле­ние форм винительного падежа.

В ряде случаев после переходных глаголов с отрицанием по- прежнему употребляются формы родительного падежа:

При наличии отрицательной частицы НИ: не люблю ни чрезмер­ной жары, ни чрезмерного холоДа;

При разделительно-количественном значении дополнения: не знает имён, не сДелал вычислений, не понял правил, не принимает Должных мер;

При глаголах виДеть, слышать, Думать, хотеть, желать, чув­ствовать, жДать и др.: не чувствует состраДания; не слышал вопро­са, не виДит в этом ничего странного, не жДал поДвоха, не помнит этих строк;

При глаголах иметь, получать: не получает писем, не имеет претензий;

При наличии в качестве дополнения отвлечённого существитель­ного: не растратил своих эмоций, не скрывает поДозрений, не уяснил всей важности, не боится мести;

При деепричастиях от переходных глаголов с указанными значе­ниями: не веДая страха, не понимая всего ужаса своего положения, не прилагая никаких усилий.

Форма винительного падежа преимущественно употребляется:

Если в качестве дополнения выступает одушевлённое существи­тельное: не боюсь я эту Варвару; ещё не виДел тётушку;

Если в качестве дополнения выступает конкретное существи­тельное: ты ещё не сДал экзамен, мы пока ещё не купили новый ком­пьютер;

При обратном порядке слов (инверсии): все тонкости не припомню;

При наличии двойного отрицания: нельзя не отметить ваш успех;

При ограничении отрицания: еДва не разбил вазу;

При наличии инфинитива: не пробовал писать программу.

3.6.4. УПРАВЛЕНИЕ СИНОНИМИЧНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Причиной нарушения синтаксической нормы может явиться и не­правильный выбор падежных форм в близких по смыслу или синони­мичных конструкциях, глаголы в которых имеют различное управле­ние. В этом случае может пригодиться словарь:

беспокоиться о ком? тревожиться за кого?
благоприятствовать кому? чему? благоприятный Для кого? чего?
воплощение во что? претворение в чём?
идентичный чему? сходный с чем?
обрадоваться чему? обрадован чем?
обращать внимание на что? уделять внимание чему?
опираться на что? базироваться, основываться на чём?
отзыв о чём? рецензия на что?
отчитываться в чём? сделать отчёт о чём?
превосходство наД чем? кем? преимущество переД кем?
предостеречь от чего? предупредить о чём?
примириться с чем? смириться переД чем?
рассержен чем? рассердиться на что?
уверенность в чём? вера во что?
удивляться чему? удивлён чем?
уплатить, платить за что? оплатить что?
упрекать в чём? порицать за что?

3.6.5. СЛОЖНЫЕ СЛУЧАИ УПРАВЛЕНИЯ

Управление - это достаточно сложное явление русской граммати­ки, поэтому приводим здесь таблицу, которая поможет избежать оши­бочного употребления форм существительных после глаголов, прила­гательных, существительных и предлогов:

альтернатива чему? аналогичный чему? с чем?
аналогия с чем? между чем? аннотация на что? чего?
апеллировать к кому"? к челіу"? аргументировать что? чем?
безучастный к чему? бравировать чем?
благодарный кому? вкусить чего?
взыскивать что? с кого? у кого? от кого? беспокоиться о ком? о чём? (разг.) за кого? за что?
воздерживаться от чего? возложить что? на кого?
волноваться за кого? о ком? о чём? восходить к челіу"?
гарантировать кому? что? заслушаться чего? чем?
гордость за кого? за что? грешить чем? против чего?
датировать что? чем? дезавуировать кого? что?
денонсировать что? дисгармонировать с чем?
дискредитировать кого? что? договор о чём? на что?
документировать что? чем? доминировать над чем?
жадный на что? до чего? к чему? заведующий чем?
замещать кого? кем? чем? заподозрить кого? в чём?
запрещение чего? на что? заслуживать чего?
гордиться кем? чем? (разг.) за кого? за что? защита от кого? от чего? против кого? против чего?
защитить кого? что? от кого? от чего? контроль за чем? над кем? над чем? чего?
изумляться чему? иммунитет к чему? против чего?
импонировать кому? чему? инкриминировать кому? что?
искусный в чём? итог чего? чему?
командующий чем? комментарии кого? чего? к чему?
компетентный в чём? консультация кому?
консультироваться с кем? у кого? изумлённый чем?
копия чего? с чего? лидировать в чём?
курировать кого? что? мера чего? чему?
льгота кому? для кого? делать акцент на чем? на что?

Окончание табл.

невыгодный Для кого? Для чего? кому? чему? малоприспособленный Для чего? к че­му?
манкировать чемі? монополия чего? на что?
неистощимый в чём? на что? ненужный кому? Для кого? Для чего?
непонятный кому? Для кого? непростительный Для кого? Для чего?
несведущий в чём? неугодный кому?
объявление о чём? чего? обязан кому? чему? чем?
опытный в чём? основываться на чём?
отказать кому? в чём? оценка кого? чего? кому? чему?
параллельно чем? с чем? повод Для чего? к чему?
подозрение на кого? против кого? подотчётный кому? переД кем?
предубеждение против кого?

против чего?

превосходство наД кем? наД чем? пе­реД кем? переД чем? в чём?
предостеречь кого? от чего? про­тив чего? предпосылка чего? Для чего?
представлять собой что? подтверждение чего? чему?
равняться на кого? по кому? раздумывать наД чем? о чём?
рекомендовать Для чего? на что? кого? в кого? сочувствие кому? чему? к кому? к че­му?
свойственный кому? следовать кому? чеме? за кем? за чем?
согласный с чем? на что? в чём? соскучиться о ком? о чём?
тенденция чего? к чему? стандарт чего? на что?
тождественный чему? с чем? типичный Для кого? чего?
уполномочить кого? на что? убеждать кого? в чём?
ходатайствовать о ком? о чём? за кого? за что? характерный Для кого? Для чего?
благодаря кому? чему? вопреки чему?
ввиду чего? (речь идёт о пред­стоящем или настоящем) вследствие чего? (речь идёт о совер­шившемся)
согласно чему?

Обратите внимание! Предлог по в значении после употребляется с формами предложного падежа: по прошествии, по приезДе, по оконча­нии, по завершении (не по приезДу, по прибытию!).

3.6.6. СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ

Если существительное имеет определение, то при согласовании с числительными Два, три, четыре определение существительных жен­ского рода стоит в форме именительного падежа множественного чис­ла: Две новые кассеты, три роДные сестры; определение существи­тельных мужского и среднего рода стоит в форме родительного падежа множественного числа: Два новых примера, три солёных озера, четыре роДных брата.

При сочетании одушевлённых существительных с числительны­ми Два, три, четыре в форме винительного падежа словосочетание стоит в форме множественного числа: купить Двух коров, позДравить трёх стуДенток.

Если одушевлённые существительные сочетаются с составными числительными, оканчивающимися на Два, три, четыре, то категория одушевлённости во внимание не принимается: избрать ДваДцать Два Делегата (не Делегатов!)

Обратите внимание! При построении высказывания следует избе­гать конструкций с одинаковыми падежными формами (чаще всего это формы родительного падежа), зависящими одна от другой (нанизыва­ние паДежных форм), так как это затрудняет понимание смысла выска­зывания: Для решения (1) заДачи (2) ускорения (3) поДъёма (4) уровня (5) знаний (6) стуДентов (7) необхоДимо улучшить качество лекций. Исправленный вариант: Чтобы ускорить повышение уровня стуДенче­ской успеваемости, необхоДимо улучшить качество лекций.

3.6.7. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что касается нормативного употребления однородных членов, то здесь следует учитывать определённые правила.

При двух или нескольких однородных членах общее дополнение можно поставить лишь при условии, что управляющие слова требуют одинакового падежа и одинакового предлога: читать и конспектиро­вать источник, выписать и проверить цитаты. Поэтому предложе­ние Он всегДа любил и увлекался спортом содержит ошибку, так как глаголы любил и увлекался требует разных падежей. Исправленный вариант: Он всегДа любил спорт и увлекался им.

Ошибкой является включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий: В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф, современная мебель. Для исправления этого предложения сле­дует убрать словосочетание современная мебель.

Не следует в качестве однородных членов объединять далёкие по смыслу понятия: Она изучала музыку и болезни.

Ошибочным является создание неправильных пар сопостави­тельных союзов: не только., а также (вместо не только., но и), как. , а также (вместо как., так и) и подобные: С успехом высту­пали как исполнители главных ролей, а также все остальные участ­ники спектакля. Здесь а также следует заменить на так и.

Не могут выступать в качестве однородных членов причастный или деепричастный оборот и придаточное предложение: портфель, лежащий на столе и который принаДлежит препоДавателю. В по­добных случаях нужно либо причастный оборот преобразовать в при­даточное предложение, либо придаточное предложение - в причаст­ный оборот.

3.6.8. ПРИЧАСТНЫЕ И ДЕЕПРИЧАСТНЫЕ ОБОРОТЫ

Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов предполагает учёт следующих правил.

Определяемое слово не должно разрывать причастный оборот: лежащая книга на столе; правильно: книга, лежащая на столе, или лежащая на столе книга.

Нагромождение причастий и причастных оборотов создаёт не­благозвучие: ДоклаД, сДеланный стуДентом, приехавшим из гороДа, расположенного на Томи, вызвал большой интерес.

Деепричастный оборот не может быть использован, если дейст­вия, выраженные глаголом и деепричастием, относятся к разным дея­телям: Закрывая Дверь, у меня сломался ключ. Возвращаясь Домой, ме­ня застиг ДожДь. Исправленные варианты этих предложений: КогДа я закрывал Дверь, у меня сломался ключ. КогДа я возвращался Домой, ме­ня застиг ДожДь.

Деепричастный оборот нельзя использовать в безличном пред­ложении, имеющем логическое подлежащее: ПоДхоДя к лесу, мне ста­ло холоДно. Однако можно говорить: Умея ориентироваться по звёз­Дам, можно найти Дорогу Даже ночью.

Деепричастный оборот не может быть использован в страда­тельной конструкции, потому что производители действий, выражен­ных глаголом и деепричастием, не совпадают: Пролетая над городом, вертолёт был сбит.

Нагромождение деепричастий создаёт неблагозвучие: Наскоро одевшись и умывшись, мальчик побежал в школу, но, зацепившись за что-то и споткнувшись, он упал.

3.6.9. СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

При употреблении сложных предложений также необходимо учи­тывать определённые правила.

Нельзя ставить рядом два однозначных союза: Докладчик пы­тался убедить своих слушателей в том, что (1) будто бы (2) выдви­нутые им положения проверены на практике.

Неуместно многократное повторение частицы бы в предложении со сказуемым, которое выражено глаголом в форме условно­сослагательного наклонения: Если бы эти предложения были бы при­няты, многое бы изменилось бы к лучшему.

Ненормативным является смешение прямой речи с косвенной: Студент сказал, что я ещё не подготовился к ответу.

Не следует использовать одинаковые союзы при последователь­ном подчинении придаточных предложений: Казалось, что опасность настолько близка, что избежать её не удастся.

Теория к заданию 8 из ЕГЭ по русскому языку

Рассмотрим основные виды нарушений синтаксических норм.

1. Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

Употребление некоторых предлогов требует особого внимания. Важно знать, что после следующих предлогов существительные могут стоять только в дательном падеже:


А эти предлоги сочетаются только с существительными в Родительном падеже:



2. Нарушение связи между подлежащим и сказуемым Подлежащее и сказуемое должны согласовываться друг с другом в роде и числе. Сложные случаи

1) Согласование сказуемого со словами: ряд, большинство, меньшинство, множество, несколько, часть. Сказуемое должно стоять в единственном числе:

  • если при данных словах нет зависимых слов.
    Например: Меньшинство проголосовало за правящую партию.

  • при неодушевлённых подлежащих.
    Например: Часть больниц закрыла свои двери для пациентов.

  • Если не подчеркивается активность действующих лиц.
    Например: Большинство слушателей отсутствовало.

Сказуемое должно стоять в множественном числе, если подчеркивается активность действующих лиц.
Например: Несколько старшеклассников не справились с заданием.

2) Подлежащее и сказуемое всегда стоят в единственном числе в следующих случаях:

  • Если подлежащее имеет только единственное число (листва, молодёжь, человечество)
    Например: Народ выбрал своего правителя.
  • Если подлежащее имеет в своём составе слова много, мало, немного.
    Например: Ночью на небе зажглось много звезд.
  • Если подлежащим является местоимение кто и слова, образованные от него: никто, кое-кто и д.т.
    Например: Кто постоянно опаздывает, не бережет время других.
3. Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Приложение – это определение, которое выражено именем существительным. Несогласованное приложение - это какое-то название, заключенное в кавычки.

Если перед несогласованным приложением есть нарицательное существительное, то изменяется только оно, а приложение остается в именительном падеже:
Например: О нем написали в газете «Ведомости».

Если перед несогласованным приложением нет нарицательного существительного, то изменяется само приложение:
Например: В «Ведомостях» написали заметку о нем.


4. Ошибка в построении предложения с однородными членами

Для определения этого нарушения стоит запомнить следующие правила:

1. Нельзя употреблять в качестве однородных членов одновременно и полное, и краткое прилагательное.
Пример с ошибкой: Закат был прекрасен и таинственный.
Пример без ошибки: Закат был прекрасный и таинственный. (или: Закат был прекрасен и таинственен.)

2. Нельзя смешивать родо-видовые понятия в ряду однородных членов:
Пример с ошибкой: В парке я увидел цветы, ромашки, васильки.
Пример без ошибки: В парке я увидел ромашки, васильки.

3. Недопустимо употребление в качестве однородных членов слов, логически
несовместимых (если это не средство для достижения комического эффекта).
Пример с ошибкой: Я надела маску равнодушия и пальто.
Пример без ошибки: Я надела маску равнодушия. (или: Я надела пальто.)

4. Необходимо правильно употреблять двойные союзы: не заменять отдельные слова в них другими словами, употреблять только непосредственно перед однородными членом:
Пример с ошибкой: Ее как видели в парках, так и на оживленных улицах.
Пример без ошибки: Ее видели как в парках, так и на оживленных улицах.

5. Нельзя использовать один предлог для однородных членов, если какой-то из них имеет другой предлог:
Пример с ошибкой: Играть можно было повсюду: на поле, траве, лесу.
Пример без ошибки: Играть можно было повсюду: на поле, на траве, в лесу.
6. Однородные члены должны стоять в том же падеже, что и обобщающее слово:

Пример с ошибкой: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: культура, здоровье, политика.
Пример без ошибки: Мы обсуждали новые статьи о современных проблемах: о культуре, здоровье, политике.

7. Неверно, если однородные члены - существительное и инфинитив.

Пример с ошибкой: Она предпочитает здоровое питание и заниматься спортом.
Пример без ошибки: Она предпочитает здоровое питание и занятия спортом.

5. Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Вспомним, что деепричастие обозначает добавочное действие. Основное же действие в предложении выражено сказуемым.

В связи с этим, оба этих действия (действие, которое выражено деепричастным оборотом и действие, которое выражено сказуемым) должны относиться к подлежащему.
Например: Я, увидев ее, отвернулся.(я увидел и я отвернулся)

Если предложение односоставное определённо-личное, то подлежащее можно восстановить.
Например: Гуляем по пляжу, наслаждаясь морским воздухом. (мы гуляем и мы наслаждаемся)

Если предложение односоставное безличное, то в нем должен быть инфинитив и слова: можно, надо, нужно, необходимо, следует, хочется, рекомендуется, требуется, нельзя.
Например: Совершая звонок, необходимо представиться.

6. Нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Причастный оборот должен быть согласован с определяемся словом.
Пример с ошибкой: Студетам, желающие сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Пример без ошибки: Студетам, желающим сдать экзамен досрочно, необходимо зайти в деканат.
Как проверить себя? Задайте вопрос от определеяемого слова к причастному обороту и узнаете правильное окончание.
Например: Студентам - каким? - желающим .

2) Определяемое слово может занимать всего две позиции относительно причастно оборота: либо до него, либо после.
Пример с ошибкой: Остановившаяся машина у тротуара сверкала фарами.
Пример без ошибки: Машина, остановившаяся у тротуара, сверкала фарами.

7. Неправильное построение предложения с косвенной речью

Косвенная речь - это способ передачи чужой речи в виде сложноподчинённого предложения.
Нарушением является употребление местоимений 1 и 2 лица. В предложениях с косвенной речью следует употреблять только местоимения 3 лица.
Пример с ошибкой: Сергей сказал, что я не буду участвовать.
Пример без ошибки: Сергей сказал, что он не будет участвовать.

8. Нарушение порядка слов в простом предложении

Порядок слов в предложении основан на принципе синтаксического, смыслового и стилистического сочетания. Если этот принцип в предложении нарушен, то имеет место грамматическая ошибка.

Рассмотрим на примерах.

Ошибка Примеры с ошибками: Примеры без ошибок:
Неправильное местоположение подлежащего.
Дополнение находится в отрыве от главного слова.
Определение находится в отрыве от определяемого слова.
Неправильное местоположение обстоятельства.
Неправильное местоположение предлога.
На премьерный показ пошли мы.
Мы хотим обсудить за чашечкой кофе с коллегами новый проект.
Живое и яркое ему понравилось представление артистов.
В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя.
Через дня три погода наладилась.
Мы пошли на премьерный показ.
Мы хотим обсудить с коллегами новый проект за чашечкой кофе.
Ему понравилось живое и яркое представление артистов.
В Ленинград из госпиталя он возвратился позже, после войны.
Через три дня погода наладилась.
Загрузка...