bookingsky.ru

Сочинение Чехов А. Путь духовной деградации главного героя рассказа А.П. Чехова "Ионыч" Душевная деградация человека в рассказе ионыч

А.П. Чехова можно назвать знатоком человеческой души. Его произведения отличаются ненавязчивой психологичностью, глубиной анализа личности человека. Одна из главный тем писателя – опошление человека, его уход от жизни в футляр. Эта тема ярко раскрывается в его рассказе «Ионыч».

Рассказ начинается с того, что перед нами предстает молодой человек, Дмитрий Ионыч Старцев. Он земский врач, только недавно вступил в должность и полон энтузиазма в работе и в жизни. Герой приезжает в город С., мечтает плодотворно трудится, быть хорошим врачом, мечтает обрести личное счастье. Ему хочется содержательной жизни, насыщенной различными впечатлениями, культурными, духовными. Он начинает действовать в этом направление, очень быстро происходит его знакомство с самой интересной семьей в городе – с семьей Туркиных.

Весь город С. считает Туркиных самыми образованными, талантливыми, необычными людьми в городе. В их доме постоянно ведутся приемы, они радушны с гостями, с удовольствием демонстрируют им свои таланты. Хозяин дома, Иван Петрович, знает множество анекдотов, часто устраивает любительские спектакли и сам в них с удовольствием участвует. Его жена, Вера Иосифовна – писательница, любящая читать свои романы гостям. Дочь, Екатерина Ивановна, играет на рояле для гостей, мечтает уехать в Москву учиться в консерватории. Даже щекастый Пава, юный слуга Туркиных, обладает своим талантом «изображать», то есть говорить высокопарные фразы с трагическим выражением лица.

Но все это лишь оболочка. Несколькими чертами Чехов показывает нам подлинное лицо этой семьи. Это добрые, беззлобные люди, но все их таланты фальшивы. Шутки Ивана Петровича на самом деле пошлы и бездарны, романы Веры Иосифовны скучны, бесталанны, игра Котика на рояле сравнивается с тем, как «с высокой горы сыплются камни».

Но Дмитрий Ионыч пока еще этого не видит. Он, конечно, подозревает, что игра Котика на рояле не так хороша, как все делают вид, но в целом он очарован этим семейством, безумно рад знакомству с ними. Ему нравится Екатерина Ивановна, а потом, после частых встреч с ней, он влюбляется в эту девушку. Можно сказать, что весь рассказ построен вокруг двух признаний в любви, вокруг двух встреч героев, между которыми проходит несколько лет.

Старцев не встречает в душе Котика ответа своим чувствам. Она еще совсем ребенок, не понимает жизни, не умеет ценить любовь, преданность. Екатерина Ивановна мнит себя великой пианисткой, считает, что не может жить без музыки, поэтому замужество – это не для нее.

Детскость Котика мы видим во всем: ее смешит фамилия писателя Писемского, по-детски глупо она назначает Старцеву свидание ночью на кладбище. Екатерина Ивановна отказывает молодому человеку в ответ на его предложение руки и сердца, но… Нельзя сказать, что Старцев сильно расстроился из-за этого отказа. И мы начинаем понимать, что на самом-то деле этот герой не вполне похож на влюбленного всей душой человека. Он не мучился бессонницей от любви, не искал каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Все происходит у него как-то серо и буднично. Даже получив записку Котика о ночном свидании, Старцев колеблется, ехать ли ему туда. Он понимает, что Котик дурачится, что «не к лицу» солидному человеку делать глупости, «таскаться по кладбищам», боится общественного мнения. А когда все-таки приезжает на свидание и не встречает там своей возлюбленной, садится в коляску с мыслями: «Ох, не надо бы полнеть!» В момент сватовства Старцев рассеянно думает о приданном, а после отказа Екатерины Ивановны он срывает с себя жесткий галстук и «вздыхает всей грудью». Очень похоже на вздох облегчения. Конечно, у героя есть негативные эмоции по поводу отказа. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спал, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Затем, с третьей главы мы начинаем наблюдать очень быструю деградацию главного героя. Он перестал подпускать к себе какие-то чувства, эмоции. С этого момента его начинают волновать только деньги и процесс питания. Старцев начинает неотвратимо превращаться в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Конечно, часть вины этой деградации можно отдать и окружению героя. Ведь все местные жители могли поиграть в карты, выпить, закусить и все. Духовное развитие никого не интересовало. Но, если бы герой хотел развиваться, я уверена, он нашел бы способ не поддаться влиянию окружающей среды.

Второе появление Котика в его жизни также не смогло ничего изменить: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, - он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы «лишние хлопоты».

Финал рассказа не столько печален, сколько страшен. Здесь подводится итог всего произошедшего: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне Ионыч преуспел. Он стал богат, знатен, имя его знали все в округе, вот только в свои еще молодые годы он превратился в вечно брюзжащего, раздраженного, бесцеремонного старика. В его жизни было место только деньгам, финансовому благополучию. Так, мы видим яркий пример того, как человек практически добровольно загнал себя в футляр, отказался от жизни. И название рассказа как нельзя лучше отображает степень деградации главного героя. Молодой, полный жизни и надежд Дмитрий Старцев превратился в «пустую оболочку из-под человека», нарекаемую уже просто Ионычем.

Своим рассказом Чехов хотел донести до читателя, что каждому необходимо сопротивляться внешним обстоятельствам, течению жизни, хранить внутри себя свои лучшие качества и всегда сохранять подвижность, отзывчивость души.

Деградация Дмитрия Старцева по рассказу Чехова "Ионыч"

В русской литературе довольно часто писатели затрагивали такие темы, которые были актуальны для любой эпохи. Такие проблемы, затронутые классиками, как понятие о добре и зле, поиски смысла жизни, влияние окружающей среды на личность человека и другие, всегда стояли в центре внимания русской литературы. Чехов наиболее ярко показал процесс изменения человеческой души под влиянием среды и прожитых лет. Кто не мечтал в юности о таких возвышенных идеалах, как честь, равенство, братство, свобода, труд на пользу общества.

Но проходят годы, и человек полностью внутренне меняется, желая только покоя и сытой, обеспеченной жизни. Чехов первый вскрыл социальные причины этой болезни в рассказе "Ионыч".

Дмитрий Старцев, молодой, талантливый врач, приезжает на работу после окончания университета в губернский город С. Дмитрий Старцев работает в Деляже, который расположен в девяти верстах от города.

Старцев всеми силами старается быть полезным людям, он почти не бывает в городе, все свое время отдает работе. Работа составляет смысл его жизни, ради нее он готов забыть о развлечениях, поэтому он много работает, не зная отдыха. Но Чехов в каком-то другом рассказе высказал очень верную мысль, что чаще всего довольно быстро черствеют учителя и врачи. Однообразные будни, наполненные бесконечными больными, поначалу не раздражают Старцева. Ему советуют, как образованному и интеллигентному человеку, почаще бывать в городе, записаться в клуб, вход куда был доступен только верхушке города, его знакомят с семьей Туркиных, по мнению местных обывателей, самой талантливой и необыкновенной.

Чехов небольшими штрихами рисует эту "талантливость". Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но всетаки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. Лишь через год, приехав к ним скова. Старцев все чаще и чаще наведывается в этот гостеприимный дом. Он влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик. Дмитрий ревнует, с трудом переносит разлуку, готов на все для нее, но Котик лишь кокетничает со Старцевым, не отвечая на пылкие чувства влюбленного. Старцев понимает, что ему взрослому человеку неприлично таскаться по кладбищам, получать записочки, как желторотому гимназисту, но тем не менее, он носится по всему городу, разыскивая фрак, чтобы сделать предложение Туркиной. Но даже в конце этого непродолжительного романа Старцевым, быть может, незаметно для него, овладевает трезвый расчет (Он думает: "А приданого они, должно быть, дадут немало"). После отказа доктор переживает не слишком долго. Ему было всего лишь "немного стыдно", что все так глупо и пошло кончилось.

Раньше в городе Старцева звали "поляк надутый", тем самым подчеркивая, что он чужой в этом городе. Старцев редко с кем разговаривал в клубе, а чаще молча ел, уткнувшись в тарелку, потому что, о чем бы он ни говорил, все обывателями воспринималось как личная обида. Когда Старцев пытался говорить о пользе труда, то каждый чувствовал в этом упрек себе. Обыватели города ровным счетом ничего не делали. День и время уходили на карты, сборища, безделье.

Уезжает из города Котик, Старцев равнодушно узнает об этой потере, вспоминая только одно: "Сколько хлопот, однако". С этого времени Дмитрий теряет интерес к работе.

В городе у него огромная практика, ему хорошо платят за визиты. Он по. вечерам любит считать деньги, которые заработал за день. У него появляются "безобидные" страстишки: игра в вист, обжорство, жадность, равнодушие. Он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных и стучит палкой. В городе его уже по-домашнему называют "Ионычем", тем самым принимая его в свою среду. Чехов, показывая "лучшую" семью Туркиных, как бы подводит нас вслед за Старцевым сделать вывод: "Если самая талантливая семья так бездарна и глупа, то каков же весь город?" Еще хуже, чем Туркины, потому что в этом милом семействе есть налет хоть какой-то интеллигентности. Старцев не имел семьи, он, должно быть, просто ради удовольствия и не зная, что делать с деньгами, создавал себе душевный комфорт, скупая недвижимость.

Чехов нас предупреждает: "Не поддавайтесь губительному влиянию среды, не предавайте своих идеалов, берегите в себе человека". Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он вполне осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Старцева. Котик, вернувшись, видит Старцева другим, но ей хочется замуж, поэтому она цепляется за прошлые светлые мечты. Старцев же устало думает: "Хорошо, что я на ней не женился". Ему уже не нравилось: и как сидит на ней платье, и ее манеры, и абсолютно все в ней дело в том, что Старцев уже давно умер, и ничто нс может вывести его из духовной спячки. Ему не жаль молодости, любви, несбывшихся надежд.

Чехов написал историю новой формы тяжелой социальной болезни, которую давно изучала русская литература. Имя этой болезни духовная деградация личности. -Как опытный врач, Старцев мог бы поставить себе диагноз: распад личности в результате утраты жизненных идеалов. Чехов, понимая трагизм мелочной действительности, не раз в своих рассказах повторял: "Нет ничего тоскливее, оскорбительнее пошлости человеческого существования".

Высокую оценку Чехову дали не только его современники, но и писатели двадцатого века. Алексей Толстой сказал: "Чехов это Пушкин в прозе". И я думаю, что с этим утверждением сложно не согласиться.

Художественные открытия Чехова, мастера рассказа, поражали его современников. Лев Толстой дал очень высокую оценку Чехову. "Какой превосходный язык!... Никто из нас: ни Достоевский, ни Тургенев, ни Гончаров, ни я не могли бы так писать," утверждал Лев Толстой.

I вариант

В 1898 году Чехов пишет рассказ, суть которого намечена в его записных книжках. В заметках фиксируется два мотива: неподвиж-ность провинциальной жизни и огрубление человека, которого «одолела жадность». Духовное оскудение личности, ее деградация, по мнению автора, заключается в том, что человек теряет все свои высоконравственные идеалы и сливается с серой массой общества. Смысл жизни утрачивается.

В городе С. атмосфера располагает к однообразной и беспрос-ветной жизни. В поисках хоть каких-то развлечений приезжие на-бредут на дом «образованной и талантливой» семьи Туркиных. Ко-нечно, после того морального тумана, что царит на улицах города С., это семейство покажется просто последним очагом культуры. Но и их жизнь на удивление все так же монотонна и однообразна. Мамаша — графоманка, дочь — бездарность, а папаша отрабатыва-ет свои шутки перед зеркалом еще до прихода гостей.

Чехов постепенно опровергает высказанное вначале общее мне-ние о семье Туркиных, которая считается «самой образованной и талантливой» в городе С. Молодой доктор, приехавший в С., имеет свои высокие идеалы, стремится к красоте, испытывает добрые и нежные чувства к Котику. Но начинается первая стадия разруши-тельного влияния пошлости на Старцева. Примечательно то, что Старцев не сопротивляется всему этому. Он — конформист. Он все отлично понимает, но ничего не делает. В этом, по мнению Чехова, и заключается основная вина земского врача. По мере духовной деградации меняется внешний облик героя: он все больше полне-ет, появляется одышка. Вначале он ходил к больным пешком, за-тем ездил на паре лошадей, а затем и на тройке с бубенчиками. И вот уже Старцев, подавляя презрение к обывателям, отметая брезг-ливость, складывает добытые врачебной практикой бумажки, «от которых пахло духами, и уксусом, и ладаном», чтобы отвезти в банк. Старцев и сам знает, что «стареет, полнеет, опускается», но ни же-лания, ни воли к борьбе с обывательщиной у него нет. Доктора те-перь зовут просто Ионычем. Жизненный путь завершен.

Трудно выжить неординарному человеку в этом сером мире. Чехов строго оценивает своих героев, остро видит опасность за-блуждений, но радуется способности сохранить в душе остаток чув-ства, пусть на миг подняться до поэтического взгляда на мир.

II вариант

Антон Павлович Чехов писал о том, «что видел и как видел... Достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще» (Л.Н. Тол-стой). На первом плане в его произведениях стоит человек, его внут- ренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что «тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть».

Серые будни, наполненные бесконечными больными, понача-лу не раздражают молодого земского врача Дмитрия Старцева, по-селившегося в городе С. Он, как всякий местный интеллигент, счи-тает своим долгом познакомиться с семьей Туркиных, по мнению городских обывателей, самой талантливой и необыкновенной в С. Небольшими мазками автор рисует эту «талантливость». Плоские остроты главы семейства Ивана Петровича, бездарная игра дочки Катерины и надуманные романы ее матери понятны Старцеву, но все-таки после больницы, грязных мужиков приятно и спокойно было сидеть в мягких креслах и ни о чем не думать. В конце концов, Старцев обнаруживает, что влюблен в дочь Туркиных, которую в семейном кругу называют Котик.

При детальном рассмотрении обнаруживается, что любовь Дмитрия Старцева к Катеньке кажется странной, половинчатой, не совсем «настоящей». Она пришла не внезапно, а как само собой разумеющееся, и не совсем понятно, чем особенна Екатерина для нашего героя. Эта любовь кажется лишенной индивидуализации. Складывается впечатление, что Старцев просто испытывал потреб-ность любить. Любить кого-нибудь. Доказательством тому могут служить его собственные мысли: «...Ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало». Так, в то время, когда «нормальный» влюбленный будет сходить с ума, в голове у Дмитрия вертятся совершенно отвлеченные мысли: «Ох, не надо бы полнеть!» или «А приданного они дадут, должно быть, немало». Все это говорит если не о его изначальной душевной черствости, то о предпосылках ее к дальнейшему развитию. В конце концов, Ионыч предстает перед читателем эгоистом, вообще не способным любить. Так, когда он, «пылкий влюбленный», узнал, что предмет его обожания покинул город, то «успокоился и зажил спокойно».

Теперь он уже не сострадает ближним, как раньше, и позволяет себе кричать на больных, и стучит палкой. В городе его уже по- домашнему называют Ионычем, тем самым принимая в свою среду. Процесс духовного умирания Старцева тем тягостнее, что он впол-не осознает, в какое мерзкое болото погружается, но не пытается бороться. Жалуясь на окружающую среду, он мирится с нею. Даже воспоминания о любви не могут разбудить полуспящую душу Стар-цева. Он нисколько не сожалеет об утраченном и даже отчасти ра-дуется, что все сложилось именно так: «А хорошо, что я тогда не женился». Ему не жаль молодости, несбывшихся надежд. Лень фи-зическая со временем превратилась у Старцева в лень чувств, в лень ощущений и стремлений к каким-нибудь переменам. Чехов не на-прасно дал своему персонажу фамилию Старцев: у этого человека наблюдались врожденные признаки старости — лень, безразли-чие, апатия. Есть работа, еда, карста, какое-никакое уважение окружающих. Что еще надо? Любовь? Зачем? От нее столько лиш-них хлопот.

В рассказе "Ионыч", написанном в 1898 году, А.П. Чехов обратился к теме, которую давно изучала русская литература, - духовной деградации личности. Чехову больно было видеть, как повседневная пошлость и серость калечат человеческие души, постепенно опутывая человека своими сетями, лишают его активности, целеустремленности, интереса к жизни. В своем произведении он описал падение человека, наглядно изобразив его "дорогу вниз".

Рассказ "Ионыч" - это история жизни талантливого молодого врача, приехавшего в губернский город С. работать. Всех приезжих, усматривающих в повседневной жизни и нравах этого города скуку и однообразие, старались разуверить и в качестве доказательства знакомили с семьей Туркиных, "самой образованной и талантливой" в городе.

Это семейство и в самом деле блистало "талантами". Хозяин дома, Иван Петрович Туркин, развлекал гостей, говоря "на своем необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку...". Жена его, Вера Иосифовна, читала гостям свои утомительные романы о том, "что не бывает в жизни". А дочь Туркиных, которую все ласково звали "Котик", по слухам, собиралась стать великой пианисткой и "удивляла" гостей своим умением "ударять изо всей силы" по клавишам. На фоне этого, в высшей степени "интеллигентного" и "одаренного", семейства жизнь остальных обитателей города С. протекает однотонно в безделии, праздности да пустых разговорах за игрой в вист. Однако, вглядываясь в образ жизни и внутренний мир семьи Туркиных, мы видим, какие на самом деле это мелкие, ограниченные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает молодой врач Дмитрий Старцев.

В начале повествования перед нами милый молодой человек, деятельный, полный сил и энергии, увлеченный своей работой. Он прекрасно видит глупость и ограниченность местных жителей, они раздражают его "своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом", потому что сам он имеет достаточно серьезные интересы и высокие устремления, интересуется литературой, искусством (музыкой). Он искал интересного общества и потому потянулся к семье Туркиных, считая, что с ними сможет вести беседы об искусстве, свободе, о роли труда в жизни человека. Вскоре, однако, Старцев понимает, что представляют из себя Туркины, но не бежит от них, напротив, остается и вскоре становится одним из обывателей.

Первые ростки деградации проявились, как это ни странно, в любви Старцева к Котику. Он наблюдал, как Котик, играя на рояле, "упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавиши внутрь рояля". Но Старцеву было приятно "смотреть на это молодое, изящное и, вероятно, чистое существо". И он перестал замечать доморощенные развлечения Туркиных.

Во время любви к Котику Старцев переживает единственный для себя эмоциональный подъем: восторгается природой, любит людей, наделяет Екатерину Ивановну лучшими качествами: "она казалась ему очень умной и развитой не по летам". Он восхищен начитанностью девушки, считает ее интеллигентной, достойной уважения, но к его "нежному, радостному, мучительному чувству..." примешивается испуг. "К чему поведет этот роман?" - размышляет Старцев, получив записку от Котика; да к тому же "что скажут товарищи, когда узнают?". Собираясь сделать предложение любимой девушке, наш герой думает не столько о радостях семейной жизни, сколько о выгоде, о том, что Туркины за дочерью приданого "дадут, должно быть, немало". Полученный отказ не приводит Старцева в отчаяние, а только обижает. "Дня три" Старцев "не ел, не спал", а потом стал забывать свою любовь, лишь изредка лениво вспоминая, сколько хлопот она ему доставила: "как он бродил по кладбищу или ездил по всему городу и отыскивал фрак". Мы видим, что любовь Старцева на самом деле была неглубока, хотя только она одна и удерживала его от духовной деградации.

По мере роста материального благосостояния доктора Старцева (сначала он ходит пешком, потом у него появляется пара лошадей, а затем уже и "тройка с бубенчиками") его духовное развитие останавливается, а к моменту финальной встречи с Екатериной Ивановной он опускается окончательно. Теперь обыватели города С. уже не видят в нем чужака, их интересы становятся одинаковыми. Продолжая жаловаться на окружающую среду, Ионыч, как теперь по-родственному называют его, растерял все, чем отличался от других жителей. "Старимся, полнеем, опускаемся... жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей... Днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу. Что хорошего?" - жалуется он Екатерине Ивановне, которая, повзрослев, стала более умной, более серьезной.

Показательно также отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные рассуждения "о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя...". И сам Ионыч поначалу трудится каждый день. Однако его труд не одухотворен "общей идеей", цель труда в одном - "по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой", и периодически отвозить их в банк.

Чехов дает понять, что духовное развитие героя не просто остановилось, оно пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к той же самой исходной точке. Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства. Он отгораживается и от пространства и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя при этом свой человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Как видим, деятельность, лишенная высокой цели, очень быстро оказала на Старцева свое пагубное воздействие. Прошло всего четыре года, а он уже не жалеет молодости, любви, несбывшихся надежд, его не смущает больше пошлость и бессмысленность окружающей жизни. "Мещанское болото" окончательно засосало его. Для него умерло все, умерло даже его единственное поэтическое воспоминание. Зато обратно пропорционально этим человеческим утратам возрастает степень богатства, интерес к деньгам и недвижимости становится основным содержанием жизни. Обрадовать Ионыча могут теперь только деньги, полученные от пациентов. И работать он продолжает только ради "бумажек". Остальное время он играет в карты и ведет "светские" беседы с другими обывателями. В Старцеве не осталось ровным счетом ничего положительного. Деформируется и его внешний облик: Ионыч "еще больше пополнел, ожирел", обрел внешнее безобразие, и когда он, "пухлый, красный", проезжает на своей тройке с бубенчиками, "кажется, что едет не человек, а языческий бог".

В рассказе "Ионыч" А.П. Чехов, с присущим ему мастерством, показал, как губительно сказывается на человеке серая обывательская среда, если он отказывается противостоять ей, идет на поводу общественного мнения, образа жизни, своих собственных слабостей и не стремится к духовному росту. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, червоточина есть и в самом человеке, значит, у такого человека не было внутренней прочности и твердых убеждений, значит, он изначально был готов смириться с окружающим миром и слиться с ним.

Мне кажется, проблемы, которые затрагивает Чехов в этом рассказе, всегда останутся актуальными. Писатель предупреждает об опасности обывательщины и житейской пошлости. Ведь незаметно для себя каждый из нас может попасть в "футляр" собственных предрассудков, перестав думать и трудиться, любить и мечтать, искать и сомневаться. И это действительно страшно, так как ведет к духовному опустошению и деградации.

Департамент внутренней и кадровой политики Белгородской области

областное государственное автономное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Ютановский агромеханический техникум»

РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО

УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ

Разработана:

преподавателем русского

языка и литературы

Коденко Е.В.

Рассмотрена на заседании

методического объединения,

к использованию

в учебном процессе

Протокол №____

от «___»_____________2014 г.

Председатель МО _________

В.П. Тарановская

2014 г.

Тема: Душевная деградация человека в рассказе "Ионыч"

Цели урока :

    познакомить обучающихся с особенностями художественного метода писателя А.П.Чехова на примере рассказа «Ионыч»;

    проследить историю духовной деградации Дмитрия Старцева, выяснить причины душевного оскуднения героя;

    произвести смысловой анализ рассказа «Ионыч», развивать умение обосновывать свою точку зрения;

    способствовать переосмыслению понятия “человек и среда”.

Оборудование :

тексты рассказа А.П. Чехова “Ионыч”, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Тип урока : урок-размышление

Эпиграф :

Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт.

Сенека Луций Анней (Младший)

Ход урока

I. Организационный момент. Психологический настрой обучающихся.

II. Вступительное слово преподавателя

Сегодня мы продолжаем знакомство с творчеством А.П. Чехова. На первом плане в произведениях писателя стоит человек, его внутренний и внешний мир, его индивидуальность, потому что, по словам Антона Павловича, “тогда человек станет лучше, когда вы покажете, каков он есть”.

(Повторение пройденного материала в виде теста ) (презентация)

1.Где и когда родился А.П.Чехов?

А) 1824 – 1890 г. Москва

Б) 1860 – 1904 г. Таганрог

В) 1854 – 1902 г. Орёл

Г) 1841 – 1896 г. Киев

Д) 1836 – 1901 г. Петербург

2. Какие рассказы входят в «Маленькую трилогию» А.П.Чехова?

А) «Палата №6», «Попрыгунья», «Человек в футляре»»

Б) «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»;

В) «Душечка», «О любви», «Попрыгунья»;

Г) «Человек в футляре», «Ионыч», «Палата №6»

3. Из какого произведения А.П.Чехова данная реплика:«Как бы чего не вышло!» ?

А) «Палата № 6»

Б) «О любви»

В) «Душечка»

Г) «Человек в футляре»

4. Какое высказывание принадлежит А.П.Чехову?

А) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

Б) «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела»

В) «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица»

Г) «Красота – это королева, которая правит очень недолго»

5. О каком произведении А.П.Чехова Н.С.Лесков сказал: «В нем в миниатюре изображены общие наши порядки и характеры» ?

А) «Степь»

Б) «Крыжовник»

В) «Унтер Пришибеев»

Г) «Палата № 6»

Д) «Душечка»

6. А.П.Чехов окончил Московский университет. Какой факультет?

А) химический;

Б) физический;

В) историко-филологический;

Г) медицинский;

Д) философский

7. Назовите журнал, первым напечатавший рассказы А.П.Чехова:

А) «Стрекоза»;

Б) «Современник»;

В) «Отечественные записки»;

Г) «Осколки»

8. С каким театром тесно сотрудничал А.П.Чехов?

А) Малый театр;

Б) «Современник»;

В) Московский Художественный театр;

Г) Театр имени Станиславского

10. Имена героев многих чеховских рассказов стали нарицательными. «Хамелеонство» - способность человека, в угоду обстоятельствам, менять свои взгляды, «пришибеевщина» -

А) готовность в любую минуту пустить в ход кулаки;

Б) готовность всегда демонстрировать своё ничтожество перед власть имущими;

В) готовность всегда устраивать судьбу другого человека;

Г) способность быть всегда в центре скандальных историй.

1. Б 2. Б 3. Г 4. А 5. Г

6. Г 7. А 8. В 9. Г 10. А

(10 – «5», 8-9 – «4», 6-7 – «3»)

Слово преподавателя

Главная особенность чеховской прозы – лаконизм и скрытый подтекст, в котором сложные жизненные ситуации намечаются лишь пунктиром. Писатель не говорит прямо, где добро и где зло, он позволяет сделать выводы самому читателю. Рассчитывая на нравственную чуткость и активное сотворчество читателя, А.П. Чехов писал: “Когда я пишу, я вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он добавит сам…”. Ценность творчества А.П. Чехова заключается в том, что он на примере житейских мелочей, обыденных отношений людей высвечивает идеалы, к которым человек должен стремиться.

На уроке мы будем анализировать рассказ «Ионыч». Уделяя особое внимание художественным деталям, постараемся оправдать доверие писателя к нам, читателям, и понять то, на что лишь намекает автор. Тема нашего урока: Душевная деградация человека в рассказе «Ионыч»

Уточним значение слова деградация. (Слайд)

Деградация”. [фр. degeneration] – постепенное ухудшение, упадок.

III. Словарная работа

Обратите внимание на значения слов, которые нам нужны будут на уроке.

Обыватель – человек, лишённый общественного кругозора, живущий только мелкими личными интересами.

Обывательщина – (презр.) – косность, узость интересов, отсутствие общественного кругозора.

Мещанство – перен. – психология и поведение человека с мелкими интересами и узким кругозором.

IV. Работа по новому материалу

1. Прослушаем комментарий к рассказу. (Индивидуальное сообщение обучающегося)

Рассказ “Ионыч” написан в 1898 году и связан с проблемами развития капитализма (капитали́зм - экономическая система производства и распределения, основанная на частной собственности, всеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства ) и капиталистических отношений в России, когда главным приоритетом становится материальный интерес. Человек как личность, самоценность человека становятся ненужными и уходят на второй план. Проблемы нищеты и унизительной бедности сочетаются с необходимостью стремиться к накоплению денег, что нередко порождает зависимость от них и, как следствие, ведёт к бездуховности, душевной деградации и опустошению. В рассказе поставлены также вопросы взаимодействия человека и окружающей среды.

2. Приступаем к работе над текстом произведения.

Только ли среда виновата? Не было ли в самом Дмитрии Ионыче чего-то, благоприятствовавшего духовному перерождению героя? Когда, с какого момента начинается духовное омертвение? (Автор мастерски изображает нравственное падение человека. А началось всё, казалось бы, с незначительных недостатков в характере героя: стремление к выгоде в любви, недостаточная чуткость к людям, раздражительность, непоследовательность в своих убеждениях, неспособность их отстаивать, лень и нежелание бороться с пошлостью, стремление жить для себя, а не для других. Личностные качества героя, усугублённые бездуховной атмосферой города С., отсутсвие высоких целей привели к деградации человеческой души.)

Какие качества приобрёл Старцев, которые сделали его Ионычем? (Ионыч: стремление к покою, приспособленчество, жажда наживы, душевная лень, отсутствие светлых идеалов.)

Работа с хрестоматиями (чтение и анализ отрывков произведения).

Я предлагаю вам разгадать кроссворд по содержанию рассказа А.П. Чехова “Ионыч”. Разгадав его, вы сможете прочитать по вертикали зашифрованное в нём ключевое слово, которое характеризует жизненную позицию Старцева. (Работа проводится в парах.)

1. Название песни, которую исполнял хор в городском саду. (“Лучинушка”.)

2. Имя кучера Старцева. (Пантелеймон.)

3. Предмет, который стал смыслом жизни Ионыча. (Деньги.)

4. Персонаж романа Веры Иосифовны. (Графиня.)

5. Жители города С. (Обыватели.)

6. Звук, который напоминала игра Котика на рояле. (Гром.)

7. Чему мечтала посвятить жизнь Екатерина Ивановна? (Музыка.)

8. Одно из развлечений Старцева. (Винт.)

9. Какой был праздник, когда Старцев впервые посетил Туркиных? (Вознесение.)

10. Болезнь, которой страдала Вера Иосифовна. (Мигрень.)

Обучающиеся читают ключевое слово конформизм. Преподаватель даёт толкование лексического значения этого слова.

Конформизм (нач. XX в.) – пассивное принятие существующего порядка, господствующих мнений; приспособленчество, соглашательство. (Из французского.)

Сопоставьте ваши наблюдения с эпиграфом: “Есть люди, которые живут без всякой цели, проходят в мире, точно былинки в реке: они не идут, их несёт”. (Сенека Луций Анней (Младший) – римский философ, писатель, политический деятель.)

(Бездуховная жизнь, на которую сознательно обрёк себя Старцев, исключила его из числа живых людей, лишила способности думать и чувствовать. Он пассивно принимает действительность, не пытается ей противостоять. Жизнь его однообразна и скучна, “проходит тускло, без впечатлений, без мыслей”. Он медленно плывёт по течению, потому что ему так спокойно и удобно. Жизнь проходит незаметно. Он подчиняется обстоятельствам, в нём постепенно гаснет способность к сопротивлению, происходит духовное омертвение – самое страшное возмездие, которое жизнь воздаёт за конформизм.)

V. Обобщение

1. В чём состоит идейный смысл рассказа?

(Автор в рассказе подчёркивает, что обывательщина, мещанская среда, любовь к сытости и покою “захватывают” человека очень быстро и ведут к его самовырождению. Чехов призывает вырабатывать в себе силу сопротивления обстоятельствам, не предавать светлых идеалов молодости.)

2. В чём актуальность рассказа А.П. Чехова “Ионыч”?

(Чехов заставляет читателя задуматься над тем, что мешает людям жить полной, содержательной жизнью, творчески трудиться, искренне и сильно любить. Поэтому рассказ сохраняет и в наши дни свою актуальность, помогая нам замечать в себе и окружающих черты Ионыча и бороться с ними. Это рассказ-предупреждение о том, что очень легко потерять себя, свою душу. Мы должны помнить, что человек должен быть ответственным перед собой, не заниматься пустыми мечтами, не идти на компромиссы со своей совестью, не приспосабливаться к обстоятельствам, иметь активную жизненную позицию, самому строить себе достойную жизнь.)

Слово преподавателя

В качестве напутствия вам, молодому поколению, вступающему в жизнь, я хочу процитировать слова Н.В. Гоголя: “Забирайте же с собой в путь, выходя из мягких юношеских лет, суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом”.

И хочется дополнить словами А.П. Чехова: “Не успокаивайтесь, не давайте усыплять себя! Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро”.

VI. Домашнее задание

Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

VII. Итог урока

VIII.Рефлексия

Закончите предложение: “Самое главное, что я понял(а) на уроке, это…”.

Загрузка...