bookingsky.ru

Зоя карнаухова танец с иконой. Загадочное «стояние» Зои. Кто замел каменные следы

Дом 84 на ул. Чкаловской

В январе 1956 года в Куйбышеве, на улице Чкаловской, 84, произошли события, впоследствии породившие множество слухов и сплетен. Эти события породили одну из самых известных легенд Самары второй половины ХХ века. Для кого-то эта история про окаменевшую девушку стала чудом, для кого-то - страшилкой, для кого-то - поводом для скепсиса, для кого-то - прекрасной фабулой для киносценария. В 2009 году на основе этой легенды Александром Прошкиным был снят художественный фильм «Чудо».

Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки. За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово.

Что об этом говорят

Вот наиболее расхожая версия, многократно растиражированная отдельными средствами массовой информации. Говорят, в один из тех январских дней в доме № 84 по улице Чкаловской в Куйбышеве молодежь собралась на вечеринку. Выпивали, пели и танцевали парами. Но к одной девушке, которую якобы звали Зоя Карнаухова , в тот вечер по неизвестной причине не пришел ее парень Николай. Зоя сняла со стены икону Николая Чудотворца и объявила всем, что раз у нее сейчас нет кавалера, то она будет танцевать с изображением его святого тезки.

За свое богохульство Зоя тут же была наказана: раздался гром, сверкнула молния, и девушка превратилась в живую статую, которая вросла в пол и не могла при этом ни двинуться, ни произнести хотя бы слово. По городу пронеслась весть о чуде, и на Чкаловской собрались тысячи людей – взглянуть на окаменевшую девушку.

Их пыталась разогнать конная милиция, но из-за многочисленности толпы сделать этого не смогла. Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. Однако до конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся связанная с ней история по решению властей была строго засекречена. Такова легенда, ныне имеющая широкое хождение в СМИ и в интернете.

Какие имеются факты

Материалы, собранные в результате проведенного автором этих строк многолетнего журналистского расследования, показывают, что на самом деле никакого "чуда каменной Зои" в январе 1956 г. в Куйбышеве попросту не было. Но что же здесь случилось? Какие реальные факты есть в этой истории?

Первый факт. Никем и никогда не оспаривалось, что между 14 и 24 января 1956 г. в Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей (по оценкам, от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч человек). Все они были привлечены сюда устными сообщениями (слухами) о том, что в указанном доме стоит некая окаменевшая девушка, которая совершила богохульство, танцуя с иконой в руках. При этом имя Зоя тогда никем не называлось. Применительно к данной истории оно появилось несколькими десятилетиями позже, где-то в начале 1980-х гг. Фамилия же Карнухова у главной героини возникла и вовсе лишь в 1990-х гг. Каких-либо следов настоящей девушки с таким именем и фамилией никому из исследователей найти пока не удалось ни в реальности, ни в домовых книгах, ни в каких-либо других документах, относящихся к указанному времени.

Только через 128 дней (время стояния в рассказах варьирует) живую статую якобы вырубили из пола и куда-то увезли – вроде как в спецлечебницу КГБ, где Зою наконец-то привели в чувство. До конца своей жизни она оказалась запертой в этом учреждении, а вся история по решению властей была строго засекречена.

Второй факт. В Самарском областном государственном архиве социально-политической истории (бывший архив обкома КПСС) хранится стенограмма ХIII Куйбышевской областной партийной конференции, прошедшей 20 января 1956 г. Здесь можно прочитать высказывание о «чуде» тогдашнего первого секретаря обкома КПСС Михаила Ефремова :

В Куйбышеве у дома № 84 на улице Чкаловской действительно наблюдалось не виданное до того скопление людей. Они были привлечены сюда слухами о том, что в указанном доме стоит окаменевшая девушка, совершившая богохульство, танцуя с иконой в руках.

"Записок по этому поводу пришло штук двадцать. Да, произошло такое явление, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница стала танцевать с иконой и окаменела. Начал собираться народ, потому что неумело поступили руководители милицейских органов. Видно, и еще кто-то приложил к этому руку. Тут же поставили милицейский пост. А где милиция, туда и глаза. Мало оказалось патрульных – выставили еще и конную милицию. А народ – раз так, все туда… Некоторые додумались даже до того, что предложили послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Бюро обкома порекомендовало бюро горкома виновников строго наказать, а товарищу Страхову (редактор газеты обкома КПСС "Волжская коммуна" – В.Е.) дать разъясняющий материал в газету в виде фельетона". Такая статья под заголовком "Дикий случай" действительно была опубликована в "Волжской коммуне" 24 января 1956 г.

Что показывают свидетели

Автору этих строк удалось найти жильцов дома № 84 и соседних с ним домов на улице Чкаловской, которые находились в то время на месте указанных событий. Все они в один голос утверждают, что никакого "чуда каменной Зои" здесь не было. Была лишь громадная толпа, которая стояла у дома примерно 7-10 дней, а потом внезапно растаяла так же быстро, как и возникла.

Вот что рассказывает самарец Владимир Чегуров , который 55 лет назад был не только очевидцем, но и участником этих событий (его рассказ записан автором в 2001 г.):

– В январе 1956 года я жил в квартире № 7 дома № 84 на улице Чкаловской (ныне она уже не существует). Мне тогда было 27 лет. А в квартире № 5 жила Клавдия Болонкина , продавщица пива. Это только так называлась – квартира, а на самом деле так в нашем дворе называли отдельно стоящие домики, которые все относились к номеру 84 по улице Чкаловской. И теперь ее бывший дом все называют "домом каменной Зои".

В Самарском храме есть икона, написанная по мотивам Зоиного стояния. Зоя снимает со стены образ Николая Чудотворца и начинает танцевать с ним.

У Болонкиной был сын Вадим , карманник, который не раз сидел по тюрьмам. По поводу его очередного освобождения и состоялась та самая вечеринка, о которой теперь все говорят. Однако никакой Зои и тем более "каменной девки" там не было. Все это только сплетни.

Те памятные события начались 17 января 1956 года (по другим данным, 14 января – В.Е.). Вечером я пришел с работы и увидел у ворот Болонкину и еще одну соседку, которые разговаривали с какими-то двумя старухами. Раньше я их никогда не видел. Болонкина мне сказала: "Вот эти старухи пришли ко мне и хотят посмотреть какую-то каменную девушку. А я им говорю, что у меня ничего такого нет". Затем старухи сунулись с тем же вопросом к другим жильцам, но тоже ничего не нашли. С тем и ретировались.

А на другой день, 18 января, у нашего двора вдруг стали собираться люди, которые ходили и приставали к жильцам: "Где же окаменевшая девушка?". Когда об этом стали спрашивать и меня, я им сказал: "Видел в своей жизни немало дураков, но чтобы их сразу столько собралось в одном месте, я и подумать не мог".

Однако любопытные все прибывали и при этом заходили в квартиры. Некоторых жильцы поймали, когда они шарили по карманам висящей в прихожей одежды. Тогда мы перестали открывать любопытным двери. В результате люди стали лезть в окна, а некоторые окна и вовсе разбили. Тогда мы решили, что любопытных не нужно пускать даже во двор.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Все хотели увидеть окаменевшую. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Тогда мы с Борисом, который жил в квартире № 2, решили закрыть вход. Нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны. Тогда Болонкина стала требовать от всех любопытных по 10 рублей с человека за осмотр ее квартиры. А тогда это были хорошие деньги. Пообедать, например, можно было за 1-2 рубля, пиво же стоило 28 копеек за кружку.

19 января у дома собралось уже несколько тысяч человек, и все они рвались в наш двор. Вечером напор толпы стал таким, что упали ворота, закрывающие вход во двор. Мы нашли две длинные доски-шестидесятки, взяли огромные гвозди, подняли сваленные ворота и заколотили их крест-накрест, прибив доски к углам домов. Но люди всего равно проникали во двор с другой стороны.

Доходило до того, что на заводах и в других организациях собирались целые комиссии, в которые входили и члены партии, и профсоюзные деятели, и передовики производства, порой до 20 человек. Все они просили позволить им осмотреть не только дом Болонкиной, но и другие квартиры во дворе. Приходили и ко мне и при этом говорили, что, мол, официальная делегация. Я видел, что это люди вроде бы приличные, и пускал их в дом посмотреть. Но ни у Болонкиной, ни у меня, ни у других жильцов они так ничего и не нашли.

Столпотворение около нашего дома закончилось как-то само собой. Через неделю толпа вдруг исчезла. Восстановилось и движение транспорта по улицам Чкаловской и Арцыбушевской. Вокруг дома остались только гладко утоптанный снег, побитые стекла, сломанные ворота да ободранные стены. При этом у многих жильцов украли разные вещи на сувениры, в основном мелкие, но у кого-то пропали и предметы одежды и обуви – шапки, варежки, ботинки и даже пальто. В этом доме я жил до 1966 г., а потом мы переехали на другую квартиру.

Печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

Правда и домыслы

В последние годы вокруг этого "чуда" появилось множество "вторичных" свидетелей, то есть таких людей, которые сами при тех событиях не присутствовали, но слышали о них много такого, чего на самом деле никогда не происходило и до сих пор ничем не подтверждается. Именно их фантазии сейчас, в основном, и печатает "желтая пресса", хотя ничего общего с реальными событиями эти домыслы не имеют.

Иеромонах Серафим, которого допустили в дом, служит водосвятный молебен, извлекает икону из рук девушки и возвращает ее на место.

Почему у дома № 84 на улице Чкаловской появилась описанная выше толпа, никто точно не мог сказать тогда, как не может и сейчас. Есть версия, высказанная специалистами, что здесь произошел редкий, но не раз описанный в литературе социально-психологический феномен под названием "массовый психоз". Так называется явление, когда брошенная в толпу случайная фраза или даже одно слово при определенной ситуации и настрое людей может спровоцировать массовые волнения, беспорядки и даже галлюцинации.

К безусловным вымыслам в этой истории можно отнести, например, постоянно встречающиеся в СМИ рассказы о врачах "скорой помощи", которые якобы пытались оживить Зою на месте или сделать ей уколы, а также о милиционерах, будто бы побывавших в легендарной комнате и оттого вмиг поседевших. В том же ряду стоят и легенды о некоем святом старце, который в те дни вроде бы приезжал в Куйбышев из дальней обители и каким-то образом общался с "окаменевшей отроковицей". На самом деле никто так и не нашел никаких реальных доказательств существования всех перечисленных выше людей. Все рассказы о них – это только сплетни.

Очень печально, что интерес к событиям 55-летней давности и раньше, и сейчас проявлял и проявляет кто угодно, но только не официальная наука. Возможно, если бы феномен возникновения слухов о Зое исследовали ученые, ныне не было бы вокруг него столько вымыслов и откровенных фальсификаций.

В Новогоднюю ночь 1955/1956 Зоя собрала подруг у себя дома. Девушки веселились, танцевали, а Зоя всё ждала и ждала своего жениха Колю. Парень опаздывал, и Зоя, схватив из угла икону с Николаем Чудотворцем, стала кружиться с нею в танце вместо своего возлюбленного.

Подруги сделали ей замечание, попросив вернуть образ на место, но Зоя вела себя как одержимая и заявила: «Если есть Бог, Он меня накажет!» Тут блеснула молния, на секунду погас свет, и Зоя застыла на месте в обнимку с иконой…

Кадр из х/ф «Чудо»

«Зоино стояние»

Случай этот якобы произошел в городе Куйбышев, на улице Чкалова, 84. Застывшую камнем девушку пытались двигать, будить, тормошить, но Зоя ни на что не реагировала. Икону из её рук вынуть тоже не получалось. Приехавшие врачи констатировали, что девушка жива, но поделать ничего не могли. Она не ела и не пила много дней, смотрела в одну точку, а по ночам что-то выкрикивала и просила молиться за грехи. На Благовещение в дом пришёл местный старец, иеромонах Серафим Тяпочкин. Он посмотрел на Зою, вынул икону из её рук и сказал, что стоять она так будет вплоть до Пасхи. Предсказание старца сбылось: девушка простояла камнем 128 дней, а на Пасху вновь ожила, обмякла и через три дня умерла.

Слухи о «каменной Зое» мигом разлетелись по городу, к дому 84 по улице Чкалова постоянно ходили зеваки. Чтобы успокоить людей, 24 января 1956 года в газете «Волжская коммуна» города Куйбышев (Самара) был выпущен фельетон-опровержение под заголовком «Дикий случай».

Говорилось о том, что не было никакой поражённой божьим гневом девушки Зои Карнауховой, и в доме 84 по улице Чкалова проживает некая Клавдия Болонкина со своим сыном. В Новогоднюю ночь гости пришли к сыну, среди девушек была и Зоя, познакомившаяся накануне с парнем по имени Николай. Он должен был явиться на вечеринку, но так и не пришёл, и Зоя стала танцевать с иконой Николая Чудотворца. Мимо дома в этот момент проходила какая-то монахиня, увидела богохульствующую девицу и крикнула: «За такой грех обернёшься ты соляным столпом!» Девушка не окаменела, однако хозяйка дома для красного словца стала рассказывать историю, что, мол, всё так и произошло, как сказала монашка, окаменела Зоя, как соляной столп.

Позорное чудо

«Зоино стояние» до сих пор относят к разряду церковных преданий. О правдивости истории заявлял и отец Роман Державин, настоятель храма Казанской иконы Божьей Матери в селе Нероновка Самарской области. Священник говорил, что об этом случае ему рассказывал отец, что Зоя Карнаухова работала на трубном заводе, что у неё была глубоко верующая мать, которая не разрешала дочери нарушать весельем Рождественский пост, что именно с иконой, принадлежащей матери, кружилась в танце и застыла на месте Зоя. Верующие горожане поддерживали и передавали этот рассказ, к дому на Чкалова ходили паломники.

Власти в пятидесятых неоднократно пытались прекратить распространение слухов. Первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов дал комментарий для газеты: «Да, произошло такое чудо, позорное для нас, коммунистов. Какая-то старушка шла и сказала: вот в этом доме танцевала молодежь, и одна охальница начала танцевать с иконой и… одеревенела. И пошло, начал собираться народ… Хотели послать туда попов для ликвидации этого позорного явления. Но бюро обкома посоветовалось и решило… охранять там нечего. Вышла глупость: никаких танцев… не было, живёт там старуха».

В городских архивах нет упоминаний о девушке по имени Зоя Карнаухова, как нет и сведений о монахе Серафиме. Дом № 84 по улице Чкалова принадлежал советской гражданке Клавдии Болонкиной.

Историю некоторые знающие люди объясняли ещё так: что, мол, проживала в Куйбышеве одна воцерковленная женщина, её и прозвали в какой-то момент «каменной Зоей», но на самом деле никакого превращения в соляной столп не было.

Сюжет для фильмов

Городская легенда легла в основу нескольких фильмов и литературных произведений: в 2000 году был выпущен на экраны 20-минутный документальный фильм «Стояние Зои», а в 2009 году - полнометражный художественный фильм от режиссера Александра Прошкина под названием «Чудо». После этого на Чкалова, 84 снова начали приходить паломники. Рядом с домом на газоне установили памятник Николаю Чудотворцу. А в мае 2014 года дом «каменной Зои» сгорел. По слухам, в результате поджога.

Через год после события вышел телефильм «Зоя», снятый по пьесе Александра Игнашева. А в издательстве Сретенского монастыря в Москве была опубликована повесть протоиерея Николая Агафонова «Стояние».

Самара, улица Чкалова. Женщина на заднем плане поравнялась с воротами дома № 84. В январе 1956 года эта улица была оцеплена нарядами конной милиции.

В данной статье мы покажем подлинные фотографии дома, в котором, якобы, произошло «Стояние Зои» и расскажем реальные факты для тех, кто хочет разобраться в легенде о «каменной девке» — Зое Карнауховой.

В каждом блоге есть статьи, которые пользуются у читателей наибольшей популярностью. У одного моего знакомого на сайте с более чем тысячей статей на самые разные околокультурые темы граждане почему-то в основном читают про то, какие типы бород и усов существуют. В моём блоге наибольшее число просмотров собрала статья о «Стоянии Зои» . И всё бы ничего, да вот только читатели, вероятно, искренне считающие себя православными, в комментариях под статьёй натурально себя не сдерживают. И ведут себя как «комментаторы-чайки»: прилетел – нагадил — скрылся. Не все, конечно, но тенденция хорошо прослеживается.


Если честно, не хотел снова касаться темы, связанной с самой известной городской легендой Самары, но достали. Да, понимаю, для вышеозначенной категории читателей всё будет без толку, тем не менее.

Для начала напомню саму легенду. За годы она обросла всяческими подробностями и интерпретациями, но канонический сюжет найти легко в фельетоне «Дикий случай», напечатанном в газете «Волжская коммуна» 24 января 1956 года. Заметим по ходу, что в этом фельетоне упоминается только одно реальное имя участницы событий – хозяйки дома Клавдии Петровны Болонкиной. Каноническая история представлена и в Википедии , правда, уже с подробностями и дополнительными именами:

В доме № 84 по улице Чкалова жили Клавдия Болонкина с сыном. В новогоднюю ночь сын пригласил в гости друзей. Среди приглашённых была Зоя Карнаухова, которая накануне познакомилась с молодым практикантом по имени Николай, обещавшим прийти к ним на праздник. Все подруги были с парнями, Зоя сидела одна, Николай задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где стояли иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол…

Там же можно найти и вариации описания событий, например, такую:

По рассказам одной женщины, танцы с иконой действительно имели место, и проходившая монахиня бросила: «За такой грех обернёшься ты соляным столбом!», а Клавдия начала распускать слух, что так и произошло…

Произошло ли? Чтобы сейчас в этом разобраться, нужно основываться на неопровержимых фактах и логике. А из неопровержимых фактов у нас есть, в первую очередь — сам дом, домовые книги, уголовное дело, список личного состава завода им. Масленникова (бывшего трубочного завода). Начнём плясать от печки, то есть – от дома.

«Стояние Зои». Факт № 1 «Дом».

Так или иначе, во всех версиях легенды о Зое фигурирует дом по улице Чкаловской № 84. Возьмите любой источник везде написано – «дом по улице Чкаловской № 84», «в доме Болонкиной». Я специально выделяю эти фразы, чтобы вы поняли: каждый раз речь идёт про один, конкретный дом .


Квартира — дом Клавдии Болонкиной. Согласно легенде «Стояние Зои» произошло именно здесь.

Но вот в чём проблема: по указанному адресу на улице Чкалова находятся несколько жилых построек под одним номером. Это такая усадьба, состоящая из домов-квартир, обнесённых общим забором. И бывшая квартира Клавдии Болонкиной находится примерно в середине «усадьбы».


Общий вид на «дом» на улице Чкалова, 84

С улицы «дом Зои» увидеть просто невозможно. Ну, вот никак! Даже если вы подойдёте к забору и подпрыгните, всё равно вы ничего не разглядите. Так выглядит комплекс домов по улице Чкалова сейчас, так же он выглядел в 1956 году.

Следовательно, никакая старушка или совокупность старушек-богомолок рассмотреть зимой богомерзкие танцы с иконой не могла/не могли. Всё, что они могли бы увидеть с улицы Чкаловской – это фасад двухэтажного дома и забор.


Ворота во двор «усадьбы» на улице Чкалова, 84

Первым, кто в Самаре начал досконально расследовать историю «Стояния Зои», был краевед Валерий Ерофеев. В то время ещё можно было найти очевидцев событий на Чкаловской. С их слов он и записал — в январе 1956 года по улице Чкаловской действительно бродили две старухи. Жильцы домов перенаправляли дам по разным адресам. Пока, наконец, один из соседей, в шутку, не указал на дом Болонкиной.


Во дворе усадьбы висит белый мешок. Кто-то ждёт Санту.

Клавдии Болонкиной старухи объяснили, что ищут зелёный дом, в котором стоит каменная девушка. Якобы, на этот счет на какую-то блаженную Аграфену снизошла Божья благодать и она пророчествовала. Болонкина, разумеется, ни о какой «каменной девушке» не слышала. Старухи ушли, а уже на следующий день начались всем известные события.

Зафиксируем. Никто из «очевидцев» не мог с улицы узреть «чудо», так как дом-квартира Болонкиной находилась в глубине огороженного забором двора.

«Стояние Зои» или размер имеет значение

Почему-то никто из верующих в «чудо» не обращает внимание на совершенно очевидный факт: дом Болонкиной имеет весьма скромные размеры. Это три крохотных комнаты, в которых можно, конечно, напиться индивидуальным образом, но устроить гулянку с танцами решительно невозможно.


Вид на дом Клавдии Болонкиной из глубины двора.

Комната, где якобы состоялись танцы с фатальными для одной из участниц последствиями, размером около 12-ти квадратных метров. Добавьте туда мебель – стол, стулья, некую тумбочку с неким патефоном, под который якобы танцевали гуляющие, или гармониста с инструментом, сидящего, допустим, на кровати – и станет совершенно понятно, что одна пара ещё как-то может повальсировать на таком крохотном пространстве, а вот несколько человек – никак. Если, конечно, они не ламбаду танцуют…


Всё, что осталось от одной из комнат дома Клавдии Болонкиной

В 2007 году в эфире ГТРК «Самара» в рамках телевизионного цикла «Собрание сочинений» вышел документальный фильм «Каменная Зоя». 15-ти минутная программа снималась несколько месяцев, над ней работала журналист Галина Щерба . В это время бывший дом Болонкиной уже давно сдавался, очевидцев не осталось, а жильцы соседних домов настолько устали от бесконечных вопросов, что при одном упоминании имени «Зоя» готовы были захлопнуть дверь перед интересующимися и запереть калитку…


Бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века

Их можно понять – бытовые условия в этих домах до сих пор остаются на уровне каменного века: без канализации, без водопровода, без капитального ремонта. Им бы свои проблемы с помощью журналистов решить, а все, как назло, только про каменную девку спрашивают… Тем не менее, съёмочной группе тогда удалось попасть в дом. Квартиросъёмщик даже любезно отогнул палас и показал половицы. Но то, что развернуться в комнатушке невозможно, было очевидно. Судите сами – мы сделали нарезку из кадров дома и комнаты, вошедших тогда в программу.

До этого самарский краевед Валерий Ерофеева тоже отмечал скромные размеры жилища Болонкиной, а по словам соседей, Клавдия никогда не устраивала попоек и вообще жила тихо.


Окна бывшего дома Болонкиной заколочены. Как сказали жильцы, время от времени здесь проходят моления

Ну, а с остальными неопровержимыми фактами мы вас ознакомим позже. Хотя главный, на наш взгляд, «факт» заключается в отношении РПЦ к дому Клавдии Болонкиной. Дом, в котором случилось «чудо», Русской Православной Церкви НЕ НУЖЕН. Сравнительно недавно он горел, а сейчас тихо доживает свой век в ожидании сноса. Хотя мог бы стать центром массового паломничества. Но не станет, так как землю под соответствующие цели желающих купить нет. Почему? Возможно, у вас есть ответ на этот вопрос.

Среди множества церковных мифов и легенд, которые в действительности произошли в реальной жизни, особенным ужасом выделяется история под названием «Окаменевшая Зоя». Верующие считают случай из Куйбышева (теперь российский город Самара) 1956 года действительным, скептики же отмечают много факторов, указывающих на нереальность события.

История в нескольких вариантах

Итак, рассмотрим различные версии самарского феномена и попробуем для себя ответить на вопрос: каменная Зоя - правда или миф? Самыми распространёнными версиями являются:

  • Зоя остолбенела у себя дома;
  • танцующая превратилась в камень в гостях;
  • стоячий образ девы - вымысел старушки.

Легенды старожилов и церковников гласят, что 31 декабря некая жительница советского города Куйбышева собралась отмечать в кругу друзей приход Нового 1956 года. Будучи комсомолкой, она не особенно слушала наставления верующей матери о том, что в дни Великого поста не стоит устраивать веселье и танцевать. Девушка позвала друзей и ожидала прихода своего парня Николая, с которым познакомилась намедни.

Время шло, стрелки неумолимо приближались к отметке 12 на часах, но поклонника Зои всё не было, в то время как все подруги пришли с парнями. Молодой комсомолке стало по-женски обидно, и она решила высказать свой акт протеста перед божьей волей и, схватив икону Николая Угодника , что стояла среди других на иконостасе, начала с ней танцевать.

Друзья перепугались такому неожиданному решению девушки и пытались её остановить, но в Зою как будто тёмные силы вселились, и она продолжала кружиться в странном танце. «Нет моего Николая, станцую с Николаем Чудотворцем», - весело с истерическим смехом говорила она. Также молодая комсомолка усомнилась в существовании Бога и добавила, что «если он существует, то пусть её покарает».

Расплаты за большой церковный грех не пришлось долго ждать, ровно в 12 ночи из потолка в девочку ударила молния и она замерла. Окаменелая девушка с иконой святого вызвала панику у веселящейся молодёжи, тем более что произошедшее было неожиданно и молниеносно. Друзья девушки, которая танцевала с иконой Николая Чудотворца, пытались как-то оживить её и вынуть святой образ из рук, но всё тщетно.

Существуют даже подтверждающие стояние Зои подлинные фотографии 1956 года . Молодая комсомолка выглядит на них, как статуя, плотно прижав образ Николая Чудотворца к недвигающейся груди. Очевидцы окаменения отмечали, что у девушки еле слышно билось сердце. Вызванные бригада скорой помощи и милиция тоже ничем не могли помочь несчастной. Медицинские иглы Зою не брали, а некоторые стражи правопорядка попросту боялись к ней подойти.

Застылый образ пытались вернуть к жизни следующими методами :

  • пытались проколоть шприцами;
  • силой сдвинуть с места;
  • уговорами и молитвенной отчиткой.

Слух о стоящей куйбышевчанке разлетелся молниеносно по городу, и это привело к месту много зевак и других любопытствующих. Во избежание религиозной истерии или другого проявления вандализма, дом № 84 по улице Чкалова оцепила милиция, и наряд охранников простоял несколько дней.

Мать, которая не покидала дом с момента случившегося, рассказывала священникам, что её дочь ночью как будто просыпается и произносит невнятные фразы. Иногда отчаявшаяся увидеть Зою живой женщина различала внятные просьбы каменной девы о том, что всем стоит молиться за грехи человечества.

Услышав историю о своей землячке, вызвался ей помочь иеромонах Серафим. Священник уговорил стражей порядка пропустить его к застывшей женщине. Оказавшись в комнате, где, казалось бы, навсегда замерла нерадивая Зоя, святой отец спокойно вынул у неё икону из рук и предсказал, что комсомолка придёт в себя на Пасху .

Так и произошло, дева, обратившаяся в камень, пришла в себя и стала подавать признаки жизни через 128 дней после своего окаменения. Так как Зоя простояла более четырёх месяцев, то организм её истощился, и она через 3 дня умерла.

Зоино стояние - версия вторая

Существует и другая версия, по которой пошёл подобный слух об окаменевшей девушке. Дело было тоже в канун Нового года. В доме по вышеуказанному адресу веселилась молодёжь, мимо окна проходила монашка и, увидев происходящее, произнесла, что за такой грех веселящиеся девушки должны обратиться «соляными столбами», как в одном из библейских приданий. Эти слова услышала старушка, оказавшаяся рядом, и через некоторое время слух о великом чуде разнёсся по городу.

Ещё одна вариация на тему «Зойкино стояние» гласит о том, что в доме № 84 по улице Чкалова жила некая Клавдия Болонкина с сыном, который и устроил вечеринку в честь Нового года. Среди приглашённых друзей и была Зоя, которая несколькими днями ранее начала встречаться с парнем по имени Николай. Далее эта версия повторяет уже имеющуюся общепринятую вариацию событий.

Третья или официальная версия

Официальные лица в ходе журналистского расследования подтвердили факт того, что по улице Чкалова 84 действительно жила одинокая женщина по имени Клавдия Болонкина. Есть информация и о Зое Карнауховой, которая работала на местном заводе, однако, то, что она когда-либо посещала упомянутый в истории адрес, остаётся неподтверждённым фактом. Интересно и то, что деревянное здание, где случилось предполагаемое стояние Зои Карнауховой, где сейчас пустырь, уничтожил пожар. Судьба владелицы дома № 84 доподлинно неизвестна никому.

Бывший первый секретарь Куйбышевского обкома КПСС Михаил Ефремов, которому пришлось «расхлёбывать» сложившуюся ситуацию, подтвердил факт оцепления дома по улице Чкалова. Находясь в должности с 1952 по 1959 год, коммунист по убеждениям, мужчина предположил, что жители города в далёком 1956 году стали жертвами странного массового психоза, который является прямым позором для коммунистического комитета.

Для того чтобы угомонить общественность и осадить чувства верующих, газета «Волжская коммуна» за 24 января выпустила фельетон под названием «Дикий случай». В нём в ироничной форме говорилось о событии и подчёркивалось то, что это действительно вымысел. В этот период местные власти, как могли, пытались замять ситуацию про окаменение комсомолки.

История не забыта

Не забывают об этом случае и в современном кинематографе . В начале XXI века, а именно в 2000 году ТРК «Терра» сняла непродолжительный документальный фильм «Стояние Зои». Режиссёром картины стал Дмитрий Одерусов, который отметил, что подобная религиозная тематика очень популярна в современном мире кино.

Через 9 лет вышла художественная картина режиссёра Александра Прошина «Чудо», в которой отметились современные популярные актёры постсоветского пространства. В 2015 году свет увидел фильм под названием «Зоя», в основу которой легла пьеса Александра Игнашева. Поработала над картиной женщина-режиссёр Алла Коровкина, и зритель увидел историю многолетней давности под другим углом.

В сентябре 2017 года в популярном шоу «На самом деле» обсудили феномен Зои Карнауховой. Этому вопросу был посвящён целый выпуск. Одни участники передачи говорят, что это действительно настоящее чудо, другие, как водится в таких случаях, уверены в нереальности случившегося в городе Самаре.

В мире литераторов темой окаменевшего человека, чья биография до конца неизвестна, интересуются многие писатели. Больше всего этим случаем озадачены верующие люди, именно поэтому 3 года назад в издательстве одного из монастырей Москвы вышла книга протоиерея Николая Агафонова. Произведение под лаконичным названием «Стояние», по уверениям автора, основано на действительных фактах, которые святой отец собирал на протяжении долгих месяцев.

Загадочная история Зои не забыта церковью и на место происшествия постоянно приезжают новые верующие, которые сами хотят увидеть то место, где проявился гнев Господа. В 2012 году в бывшем палисаднике дома № 84 установили статую Николая Угодника, которую духовенство освятило через некоторое время. Злополучный дом уничтожил неожиданный пожар через 2 года после установки монумента иконизированного святого.

Кто бы и что ни говорил об этой не до конца ясной истории 1956 года, но факт остаётся фактом. Известно ведь, что дыма без огня не бывает, а значит, в городе Куйбышеве действительно что-то произошло.

Окаменелая Зоя





60 лет назад произошло одно из самых удивительных событий в истории Союза. На окраине закрытого Куйбышева молодая девушка Зоя окаменела с иконой Николая Чудотворца в руках. Стояние Зои стало всесоюзным скандалом: толпы народа от дома Зои разгоняла конная милиция, партийные чиновники делали все, чтобы скрыть это загадочное происшествие.

«Весь город гудит как улей! Вы тут сидите, а там… Девушка застыла с иконой в руках, как вкопанная! Говорят, её Бог наказал!» - доктор Анна задыхалась от волнения.
О том, что факт окаменения девушки был, есть свидетельства очевидцев тех дней, документы партийных заседаний.
Это чрезвычайное и загадочное событие произошло 31 декабря 1956 года в доме 84 по улице Чкалова. В нём жила обычная женщина Клавдия Болонкина, сын которой надумал пригласить в новогоднюю ночь своих друзей. Среди приглашённых была девушка Зоя, с которой Николай незадолго до этого начал встречаться.

Все подруги - с кавалерами, а Зоя всё сидела одна, Коля задерживался. Когда начались танцы, она заявила: «Если нет моего Николая, буду с Николой Угодником танцевать!» И направилась к углу, где висели иконы. Друзья ужаснулись: «Зоя, это грех», но она сказала: «Если есть Бог, пусть он меня накажет!» Взяла икону, прижала к груди. Вошла в круг танцующих и вдруг застыла, словно вросла в пол. Её невозможно было сдвинуть с места, а икону нельзя было взять из рук - она будто приклеилась намертво. Внешних признаков жизни девушка не подавала. Но в области сердца был слышен едва уловимый стук.
Врач «скорой» Анна пыталась оживить Зою. Родная сестра Анны, Нина Павловна Калашникова, и сейчас жива, мне удалось с ней поговорить.
- Она прибежала домой взбудораженная. И хотя милиция взяла с неё подписку о неразглашении, всё рассказала. И о том, как она пробовала делать девушке уколы, но это оказалось невозможно. Тело Зои было таким твёрдым, что иглы шприцев в него не входили, ломались…

О происшествии немедленно стало известно правоохранительным органам Самары. Так как это было связано с религией, делу дали статус чрезвычайного, к дому отправили наряд милиции, чтобы не пускать внутрь зевак. Волноваться было о чём. К третьему дню стояния Зои все улицы рядом с домом были запружены тысячами людей. Девушку прозвали «Зоя каменная».
В дом к «каменной Зое» всё же пришлось приглашать священнослужителей, ибо приближаться к ней, держащей икону, милиционеры боялись. Но никому из батюшек не удавалось что-то изменить, пока не пришёл иеромонах Серафим (Полоз). Говорят, он был настолько светел душой и добр, что даже обладал даром предсказания. Он и смог забрать икону из застывших рук Зои, после чего предрёк, что её «стояние» закончится в день Пасхи. Так оно и вышло. Говорят, что Полоза после этого власти просили отказаться от причастности к делу Зои, но он отверг предложение. Тогда ему сфабриковали статью о мужеложстве и отправили отбывать срок. После освобождения в Самару он не вернулся…

Телом Зоя ожила, но рассудок её уже не был прежним. В первые дни она всё кричала: «В грехах земля погибает! Молитесь, веруйте!» С научной и медицинской точки зрения трудно представить, как организм молодой девушки мог продержаться 128 дней без еды и воды. Столичные учёные, приезжавшие в ту пору в Самару ради такого сверхъестественного случая, так и не смогли определить «диагноз», который поначалу приняли за некий вид столбняка.
После случая с Зоей, как свидетельствуют её современники, народ массово потянулся в церкви и храмы. Люди скупали кресты, свечи, иконы. Кто не был крещён, крестился… Только ведь известно: от испуга изменение в сознании и сердце наступает в исключительных случаях. Как правило, «хорошим» человек становится лишь на время. Чтобы глубоко прочувствовать суть всего духовного и настоящего, раскрыть сердце добру и любви, требуется работа души. И религиозные, как и любые внешние атрибуты тут ни при чём.
Поэтому, говорим мы о Зое или о каком другом персонаже, с которым случилось что-то из ряда вон, вопрос напрашивается следующий: почему нам, для того чтобы обрести веру, обратить внимание на себя, свои поступки, собственную жизнь, требуются драмы, трагедии или чудеса и мистика? Пока гром не грянет, мужик не перекрестится?

Загрузка...