bookingsky.ru

Антикоррупционная политика в средствах массовой информации. Роль средств массовой информации в противодействии коррупции. тайные взносы на политические цели

    СМИ КАК СРЕДСТВО ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ

    А.Е. РУСЕЦКИЙ

    О результатах работы управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

    Управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции на постоянной основе проводит работу по мониторингу сообщений средств массовой информации, содержащих сведения о правонарушениях коррупционной направленности.

    В 2015 году в результате этой работы управлением выявлена 71 публикация, содержащая сведения о возможных нарушениях законодательства о противодействии коррупции (в 2014 году - 13).

    В основном эти статьи касались вопросов предполагаемых фактов коррупции со стороны лиц, занимающих должности в органах государственной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления; нарушения ими установленных законом запретов и ограничений; коррупционных проявлений при организации и проведении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и др.

    Указанные публикации направлялись для рассмотрения в прокуратуры субъектов Российской Федерации, Главную военную прокуратуру, а также в другие подразделения центрального аппарата Генеральной прокуратуры Российской Федерации.

    По результатам проведенных проверок изложенные в статьях доводы в подавляющем большинстве подтверждения не находили. Однако имеются и обоснованные публикации, по результатам рассмотрения которых органами прокуратуры принимались меры прокурорского реагирования.

    Например, на портале региональных новостей regnews.ru выявлена статья "Власти Якутии готовы потратить почти 7 миллионов рублей на золотые часы". Указанная публикация направлена для рассмотрения в прокуратуру Республики Саха (Якутия), которой проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции.

    Установлено, что в августе 2015 года по итогам открытого электронного аукциона заключен государственный контракт на выполнение работ по изготовлению и поставке мужских и женских наручных золотых часов с ремешком в футляре на общую сумму свыше 5 млн рублей. Данные часы являлись приложением к Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) и Благодарности Правительства Республики Саха (Якутия).

    В части эффективности расходования бюджетных средств нарушений законодательства не установлено.

    Однако в ходе проверки, проведенной прокуратурой Республики Саха (Якутия) с привлечением специалистов Департамента бюджетно-финансового контроля Министерства финансов Республики, выявлены нарушения ст. 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в части нарушения срока размещения заказчиком плана-графика закупок на 2015 год.

    По данному факту в отношении должностного лица Управления делами Главы и Правительства Республики возбуждено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1.1 ст. 7.30 КоАП РФ (нарушение порядка осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд), на виновное лицо наложен административный штраф в размере 15 тыс. рублей.

    Кроме того, по результатам антикоррупционной экспертизы Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) выявлен ряд коррупциогенных факторов.

    Так, пунктом 1 раздела 2 Положения установлен перечень документов, которые должны быть представлены при внесении предложений о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия).

    При этом Положением не определены лица, которые наделены правом внесения ходатайства о награждении граждан Грамотой Правительства Республики Саха (Якутия), не установлен порядок приема ходатайств и прилагающихся к нему документов, не определены сроки представления ходатайств, адрес и структурное подразделение (должностное лицо) Правительства Республики, которое осуществляет прием документов, на основании которых Правительство принимает решение о награждении либо об отклонении ходатайства.

    Пунктом 2 раздела 2 Положения предусмотрено, что вопросы о награждении Грамотой вносятся на рассмотрение Правительства Республики руководителем отдела по государственным наградам и геральдике Администрации Главы Республики и Правительства Республики. При этом установлено право Председателя Правительства Республики на дачу поручения о срочном оформлении Грамоты Правительства Республики Саха (Якутия).

    Также в пункте 2 раздела 2 Положения определено, что несвоевременное или неполное представление указанных документов является основанием для оставления ходатайств о награждении Грамотой без удовлетворения или для возвращения документов на доработку.

    Прокуратурой Республики Саха (Якутия) в адрес Председателя Правительства Республики внесено требование об исключении коррупциогенных факторов из Положения о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия), утвержденного Постановлением Правительства Республики от 5 марта 2011 года N 92 (в редакции от 25.04.2015).

    Требование рассмотрено и удовлетворено, в Положение о Грамоте Правительства Республики Саха (Якутия) внесены соответствующие изменения и дополнения.

    Также по результатам мониторинга средств массовой информации выявлена публикация "Врачебная тайна. Чиновники региональных минздравов проявляют чудеса смекалки, чтобы скрыть факты несоблюдения ведомствами антикоррупционного законодательства".

    Статья опубликована по материалам Общероссийского общественного движения "Народный фронт "За Россию" и касалась вопросов нарушения законодательства в части опубликования в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера руководителей учреждений здравоохранения ряда регионов России.

    Данная публикация была направлена в прокуратуры Смоленской, Тульской, Орловской, Пензенской, Ростовской, Воронежской, Кировской, Брянской, Московской, Новгородской, Омской, Сахалинской, Тюменской, Ярославской областей, Республики Карелия, Республики Коми, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов для рассмотрения и возможного осуществления надзорных мероприятий.

    По результатам проведенных проверок меры реагирования приняты органами прокуратуры Ростовской, Пензенской, Тюменской и Смоленской областей, в остальных субъектах Российской Федерации нарушений федерального законодательства не выявлено.

    Так, прокуратурой Ростовской области установлено, что сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые руководителями областных государственных учреждений здравоохранения в отношении себя и членов семьи, действительно не размещались в сети Интернет.

    Проведенный анализ регионального законодательства показал, что вопреки требованиям Федерального закона "О противодействии коррупции" нормативно не закреплены вопросы, касающиеся срока, объема, порядка и формы размещения в сети Интернет таких сведений, а также не определены ответственные и уполномоченные должностные лица (органов, подразделений и др.).

    В этой связи губернатору области направлено информационное письмо с предложением рассмотреть вопрос о необходимости законодательного урегулирования вопросов, касающихся порядка опубликования сведений о доходах. В настоящее время во исполнение требований прокуратуры разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

    В нарушение Федерального закона "О противодействии коррупции" отдельными руководителями учреждений здравоохранения Пензенской области представлены недостоверные сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2014 год, которые были размещены в сети Интернет.

    По данным фактам в Министерство здравоохранения Пензенской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого к дисциплинарной ответственности привлечены четыре главных врача, допустивших указанные нарушения.

    В нарушение федерального законодательства на официальном портале в сети Интернет на момент проверки отсутствовали сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные руководителями учреждений здравоохранения Тюменской области за 2012 и 2013 годы.

    Данные сведения ранее были размещены на сайте, но в результате неправильного толкования сотрудниками департамента здравоохранения области требований законодательства удалялись с портала одновременно с размещением сведений за следующий год. Прокурором Тюменской области директору областного департамента здравоохранения внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции.

    В настоящее время информация со сведениями о доходах руководителей государственных учреждений здравоохранения области за 2012 и 2013 годы восстановлена.

    Прокуратурой Смоленской области установлено, что вопреки требованиям федерального законодательства на региональном уровне нормативно не урегулированы вопросы относительно определения порядка размещения в сети Интернет сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых руководителями областных государственных учреждений.

    В этой связи в администрацию Смоленской области внесено представление об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, по результатам рассмотрения которого требования прокурора удовлетворены. В настоящее время разрабатывается проект соответствующего нормативного правового акта.

    Вопросы, касающиеся хода и результатов проводимых по таким материалам проверочных мероприятий, находятся на постоянном контроле.

    Работа в данном направлении продолжается.

    Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Информационное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.

По результатам анкетирования 150 экспертов из числа представителей институтов гражданского общества установлено, что в качестве наиболее эффективных институтов во взаимодействии с государством в противодействии с коррупцией респонденты указали СМИ (48% респондентов), Интернет-сообщество – 46%, специальные антикоррупционные общественные организации – 54%. Примечательно, что в качестве неэффективного института 60% респондентов указали политические партии.

При современном уровне развития информационных технологий роль СМИ, Интернета и блогосферы становится ключевой в общественном сопротивлении коррупции.

Однако, ни в Национальном плане противодействия коррупции, ни в Национальной стратегии противодействия коррупции средства массовой информаций не названы как важнейший институт

противодействия коррупции. Сегодня в России практически до 80% региональных средств

массовой информации принадлежит или финансируется государством

через бюджет. В этих условиях не приходится ожидать, что СМИ, особенно региональные, смогут активно участвовать в борьбе с коррупцией в органах власти – от которых они напрямую либо косвенно зависят. Проблема «разгосударствления» СМИ, создания условий для проявления их гражданской позиции – одна из ключевых проблем в сфере противодействия коррупции.

В этих условиях возрастает роль Интернета и блогосферы –появляется возможность привлекать к широкому общественному обсуждению этой актуальной проблемы массы людей. Однако при

существенном росте уровня общественного недовольства коррупцией это может содержать в себе серьезные социальные и политические риски. Отсутствие реакции власти на вопиющие случаи коррупции чревато риском мобилизации недовольных, превращения латентного протеста в

массовые выступления. Интернет-ресурсы «Росгосзатраты», «OpenGovData», «Rospil.info»,

«Гослюди», «Demokrator.ru», «Open-letter.ru» и др. объединяют людей для

Из выступления П.Н.Гусева, председателя Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в средствах массовой информации, на общественных слушаниях в Воронеже «СМИ в многонациональном государстве: свобода слова и

ответственность журналиста» 20-21 мая 2008 года.41совместного воздействия на власти по наиболее важным общественным и социальным проблемам. Развитие таких ресурсов в Сети показывает, что

современный уровень инфокоммуникационных технологий позволяет формировать эффективные механизмы и технологии общественного антикоррупционного контроля. Это с особой актуальностью ставит перед обществом и властью задачу сформировать адекватные механизмы взаимодействия в данной сфере, с тем, чтобы результаты деятельности стихийно возникающих мониторинговых структур способствовали ликвидации коррупции и ее реальной профилактике. В обществе сложилось убеждение, что в последние годы разоблачительные публикации электронной и печатной прессы перестали оказывать действенное влияние на решения органов власти: публикации в СМИ зачастую игнорируются, органы власти и управления, особенно правоохранительные, далеко не всегда принимают адекватные меры по критическим статьям, либо не считают нужным информировать



общественность о принятых мерах. Таким образом, для радикального повышения эффективности

борьбы с коррупцией принципиальным фактором является независимость СМИ от органов власти и законодательное закрепление обязательности реагирования органов власти и управления, в первую очередь правоохранительных, на публикации по резонансным коррупционным

проявлениям. СМИ, в свою очередь, как один из главных институтов гражданского общества, должны ставить своей целью не только информирование граждан о деятельности государственных органов и ее контролирование, но также включать в свою деятельность антикоррупционную пропаганду.

Введение
Безусловно, любые вопросы, касающиеся темы коррупции будут актуальными, ведь сегодня практически каждое событие национального ли характера, либо международного обуславливается коррупционными действиями или же попытками их предотвращения. Актуальность также обуславливается и тем, что необходимо осмыслить роль и функции СМИ в противодействии коррупции, обеспечении стабильного и демократического социально-экономического развития государства.
Особенностью коррупции является её широкая распространённость: если коррупционные действия происходят в одной сфере, они обязательно начнутся и в других, тем самым затрагивая все сферы общественной жизни.
При существующих размерах коррупции незаконное перераспределение, расхищение средств, направленных государством на социальные нужды, развитие и модернизацию инфраструктуры страны обуславливают стагнацию в экономическом развитии. Коррупционная деятельность нарушает принципы конкуренции, деформирует стимулы к созданию более качественных и дешевых товаров и услуг, она становится более доходным инструментом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.
Так как коррупция характеризуется системностью, следовательно, и антикоррупционная политика должна иметь системный характер. Помимо главных составляющих антикоррупционной политики (политических, административных, уголовных мер) существует и иные способы противодействия коррупции посредством средств массовой информации. Здесь же и возникает вопрос: велико ли влияние СМИ и коммуникации, и какова их роль в борьбе с коррупционными действиями? В данной работе мы постараемся ответить на поставленный вопрос и привести полную и исчерпывающую аргументацию.
Теми ресурсами, которыми обладает СМИ, дают ей право выступать в качестве инструмента гражданского контроля с различными идеями социальной справедливости, отрицательным отношением к антиобщественным событиям. Данный контроль выражается в возможности активного воздействия на общественное мнение граждан и их поведение.
Главной целью средств массовой информации является обеспечение граждан необходимой информацией, раскрывающей некоторые подробности или даже разоблачающей кого-либо, с целью достижения социальной справедливости. Таким образом, СМИ открывает обществу скрытые механизмы коррупционной деятельности, что препятствует её образованию, развитию и распространению. Здесь важно качество проведения журналистских расследований, направленных на разоблачение фактов коррупции, а также их последующей гласности, что в свою очередь должно доказывать всему обществу неотвратимость наказания за антисоциальные действия.
Однако российские средства массовой информации не обладают достаточной информацией и правовым положением для осуществления роли влиятельного гражданского органа контроля, субъекта антикоррупционных мероприятий. Представители интересов СМИ в не имеют достаточно власти и не обеспечивают гарантии объективности полученных данных, а также беспристрастной судебной практики по антикоррупционным вопросам.
СМИ могут выступать отдельным независимым социальным институтом, осуществляющим противодействия коррупции в современном обществе. В связи с этим, СМИ выполнят определенные действия для улучшения проведения антикоррупционной политики, которые заключаются:
в проведении и содействии в поиске и формировании способов существования и функционирования общественной жизни без коррупции
в улучшении и увеличении степени открытости и гласности государственных органов власти для общественного сектора
в пропаганде прошлого положительного опыта антикоррупционной политики и международной практики борьбы с коррупцией
в участии различными способами в проведение исследований, в формировании антикоррупционных мер
в освещении положительных результатов проведенных исследований
Ресурсно-материальная база СМИ основывается на возможности активного воздействия на общественное сознание граждан и их поведение, что обуславливает влияние «четвертой власти» на современное общество.
СМИ посредством технических и идеологических инструментов вырабатывает чувство социальной справедливости и неприяз��ь к антисоциальным поступкам, а также формирует единое информационное пространство.
Безусловным преимуществом средств массой информации является их беспристрастность и не привязанность к происходящим событиям, что обуславливает их объективную и точную оценку, благодаря которой граждане способны формулировать конструктивные и объективные выводы. Еще одним преимуществом является их независимость, которая определяется их коммуникацией, позволяющей выполнять ряд мер, обеспечивающих взаимодействие всех элементов политической системы. Благодаря информационной функции у граждан формируется общая картина событий политической жизни. В связи с этим, доступ граждан к информационной базе, раскрывающей действия политических органов, рассматривается как один из показателей демократического политического устройства.
Мерами СМИ, формирующими антикоррупционное мировоззрение и популяризирующими антикоррупционные мероприятия, являются:
расширение доступа СМИ к информации общественного интереса
обеспечение оперативного реагирования соответствующих органов на сообщения СМИ о коррупционных мероприятиях
дисциплинарная и уголовная ответственность должностных лиц, выступающих против представителей СМИ, распространяющих собранную информацию о фактах коррупции
обеспечение конфиденциальности источников СМИ и привлечение их к образованию антикоррупционного мировоззрения и популяризации противодействий коррупции
распространение СМИ информации об индексах коррумпированности, которые дают возможность сравнить регионы, отрасли, государственные предприятия и т.д.
внедрение определенных стандартов и правил расследований, проводимых СМИ, а также обеспечение их осуществления
использование Интернета для распространения информации о деятельности государственных органов, создание проектов по антикоррупционным мероприятиям и вовлечение граждан в процесс их обсуждения
В настоящее время в РФ средства массовой информации часто вступают инструментом политических противостояний, что обуславливает коррумпированность в них самих. Эффективность работы СМИ заключается в свободном и независимом функционировании, без этого СМИ просто не смогут стать равноправным субъектом антикоррупционных мероприятий, а будут только пассивным механизмом влияния в руках заинтересованных в этом лиц.
Независимость и прозрачность деятельности СМИ дают возможность действовать вне влияния коррумпированных органов, тем самым сформировать непредвзятое общественное мнение. Однако существуют некоторые процессы, угрожающие независимости СМИ на современном этапе развития общества:
монополизация и концентрация
принадлежность подавляющего числа СМИ к коррумпированным элитам общества, использующих результаты антикоррупционных действий в своих личных интересах в сокрытии большинства фактов коррупции, в ослаблении степени открытости и прозрачности общественной жизни)
Безусловно, коррупция можно быть и в самих средствах массовой информации, тогда ситуация приобретает совершенно иной вид. Осуществление журналистами «заказной» деятельности формируют общественное мнение, необходимое заказчику. Очень часто коррупция в СМИ обусловлена служебной зависимостью журналистов, боязнью лишится работы, низким уровнем дохода. Однако этого можно избежать, если будет публиковаться информация о расходах и доходах работников СМИ и путей их поступления.
Заключение
Таким образом, нельзя сказать о том, что роль СМИ в противодействиях коррупции не значима. Наоборот, СМИ является одним из главных институтов борьбы с коррумпированными органами власти, предприятиями и должностными лицами.
Обеспечив средства массовой информации должной независимостью и свободой, можно повысить уровень эффективности действий и расследований журналистов, тем самым увеличив процент раскрываемости фактов коррупции в современном обществе.
Однако существуют и другие методы повышения эффективности деятельности СМИ. Для этого необходимо:
обеспечить информационную прозрачность функционирования государственных органов власти и открытый доступ к ним для лиц, осуществляющий общественный контроль
повысить роль общественных советов и учитывать и поправки и рекомендации во время принятия государственных решений
обеспечить высокую степень информированности граждан об антикоррупционных действиях и их результатов
расширить спектр действий СМИ, направленных против коррупции
усилить роль СМИ во время общественного контроля, осуществляемого гражданским обществом, за достоверностью полученной информации, публикуемых в отчетах государственных органов, расходующих бюджетные средства страны
системное проведение журналистских расследований с последующим привлечением к ответственности лиц, обвиняемых в коррупционных действиях, в хищении бюджетных средств, с обязательной публикацией результатов осуществления антикоррупционных мероприятий
Список использованной литературы
Ненашев М.Ф. Иллюзии свободы. Российские СМИ в эпоху перемен (1985 - 2009). - М.: Логос, 2010 г.
Назаров Б.Н. Массовая коммуникация и общество. М.: АвантиПлюс, 2004 г.
Кардаполова Т.Ф., Руденкин В.Н. Политология. Учебно-методический комплекс. Екатеринбург УИЭУиП, 2006г.
Замятина Т. Россия и коррупция: кто кого? Эхо планеты, 2002 г.
http://com-cor.ru/ - Межрегиональная общественная организация «Комитет по борьбе с коррупцией»
http://pasmi.ru/ - Первое антикоррупционное СМИ

Основные тезисы доклада на тему: «Роль СМИ в борьбе с коррупцией»

Актуальность темы обусловлена необходимостью осмысления роли и функций средств массовой информации в преодолении коррупции, обеспечения устойчивого и демократического развития современного общества и государства.

Коррупция, пронизывая все сферы общественной жизни, вошла в систему ценностей, деформирует нормы морали, подрывает основы свободы и демократии, доверие граждан к государственной власти и управлению. Коррупция является тормозом экономического развития.

При нынешних масштабах коррупции инновационное развитие экономики затруднено из-за незаконного перераспределения и расхищения средств, выделяемых государством на социальные программы, развитие инфраструктуры, модернизацию. Вследствие коррупции нарушаются принципы честной конкуренции, которая подменяется конкуренцией за использование административных ресурсов. Происходит деформация стимулов, коррупция становится более доходным и нерискованным способом обогащения по сравнению с добросовестным предпринимательством.

Проблема коррупции носит системный характер, следовательно, можно предположить, что и антикоррупционная политика в своей основе должна носить также системный характер. Важнейшей составляющей антикоррупционной политики является политическая, так как именно от нее зависит направленность и эффективность всей совокупности антикоррупционных мероприятий.

Важное место в системе антикоррупционной политики занимают средства массовой информации и коммуникации.

Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского контроля связан с разноплановыми возможностями формирования идеи социальной справедливости, неприязни к антиобщественным явлениям и нормам, общегражданской идентичности и заключается в возможности активного воздействия СМИ на общественное мнение и поведение граждан.

Главной целью СМИ является возможность открывать обществу скрытые механизмы коррупции, лишая ее благоприятной почвы для развития и распространения. Важную роль играет проведение журналистских расследований фактов коррупции и придания их гласности, что должно доказывать обществу и коррупционерам неотвратимость наказания за антиобщественные деяния.

Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования принципов и культуры антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной ресурсной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. Представительство интересов СМИ в совещательных институциях при органах исполнительной власти недостаточно и не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям СМИ.

СМИ могут выступать в качестве основного института, организующим борьбу с коррупцией в современном российском обществе.

Главные функции противодействия СМИ коррупции:

Проведение и содействие в организации общественных дискуссий по острым вопросам действительности и содействию поиску способов жизни без коррупции;

Содействие улучшению и увеличению уровня открытости органов государственного управления и бизнеса для общественного контроля;

Освещение эффективного опыта борьбы с коррупцией и международной практики противодействия коррупции;

Информационное и организационное участие в проведении антикоррупционных исследований и разработке антикоррупционных стратегий;

Заказ, проведение и освещение объективных исследований коррупции.

Ресурсный потенциал СМИ как элемента гражданского общества заключается в возможности активного воздействия СМИ на политическое сознание и поведение граждан, что свидетельствует о важнейшей роли «четвёртой власти» в современном обществе.

СМИ, обладая техническими и идеологическими возможностями, способны формировать:

Идеи социальной справедливости, вырабатывая устойчивую неприязнь к антиобщественным явлениям и нормам морали;

Единое информационное пространство, консолидируя общество, формируя общенациональную идею.

Ресурсный потенциал СМИ следует рассматривать как автономный социально-политический институт, структурный компонент политической системы. Автономность СМИ определяется их коммуникационной системой, позволяющей выполнять целый ряд функций, обеспечивающих непрерывную связь всех частей политической системы. В процессе реализации информационной функции формируется событийная картина политической жизни. В период трансформации транзитного состояния общества, реформ и кризисов, СМИ, тесно сотрудничая со структурами гражданского контроля, выполняет информационно просвещенную функцию. Доступ граждан к информации, раскрывающей действия власти и проходящей по каналам СМИ, рассматривается как один из главных показателей демократичности политического устройства.

Привлечение СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности связано с:

Расширением доступа СМИ к информации, затрагивающей общественные интерес;

Обеспечением обязательного и оперативного реагирования соответствующих органов власти и должностных лиц на сообщения СМИ о фактах коррупции;

Привлечением дисциплинарной и уголовной ответственности должностных лиц, препятствующим представителям СМИ осуществлять сбор и распространение информации о фактах коррупции;

Укреплением института защиты конфиденциальности журналистских источников информации; привлечением СМИ к формированию антикоррупционного мировоззрения и популяризации антикоррупционной деятельности;

Разграничением государственных и негосударственных СМИ путем введения запрета на участие негосударственных структур в уставном капитале государственных СМИ и государственных структур в уставном капитале негосударственных СМИ;

Изменением методов руководства государственными аудиовизуальными СМИ в направлении обеспечения их профессиональной самостоятельности и учета общественного мнения;

Разработкой и обнародованием в СМИ индексов уровня коррумпированности, позволяющих сравнивать между собой регионы, отрасли, крупные предприятия , решения органов власти;

Оказанием поддержки усилиям журналистского сообщества по выработке и обеспечению соблюдения правил профессиональной этики, внедрению стандартов журналистского расследования;

Широким использованием сети Интернет для информирования общественности о деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, обеспечения доступа к общественно-значимой информации, вовлечение граждан в процесс обсуждения проектов, решений осуществления контроля за их реализацией.

Противоречивость функций российских СМИ в системе формирования принципов и культуры антикоррупционной политики проявляется в том, что данный институт гражданского общества не обладает достаточной ресурсной базой и правовым статусом для выполнения ролей влиятельного субъекта антикоррупционной политики. Между тем, упомянутая функция декларируется руководителями СМИ, что формирует общественное мнение. Представительство интересов СМИ в совещательных институциях при органах исполнительной власти недостаточно и не обеспечивает гарантии получения полной и объективной информации, беспристрастной судебной практики по антикоррупционным расследованиям СМИ.

В Российской Федерации СМИ зачастую являются инструментом политической борьбы, что порождает коррупцию в них самих. Эффективность деятельности СМИ обуславливает необходимость стать свободными и экономически независимыми, без этого СМИ не смогут быть субъектом антикоррупционной политики, а будут только объектом (пассивным инструментом) в чужих интересах. Профессионально-независимые и экономически прозрачные СМИ позволят стать им действительно инструментом общества в борьбе против коррупции, вырвав СМИ из влияния коррупционеров и органов государственной власти и управления.

Можно выделить угрозы, которые мешают независимости средствам массовой информации на современном этапе общественного развития:

Главной угрозой свободы СМИ является угроза монополизации и концентрации;

Важным препятствием на пути свободы СМИ являлось то, что большинство средств массовой информации принадлежало олигархическим бизнес-элитам, которые использовали борьбу с коррупцией в своих корыстных политических или финансовых целях, а не для повышения уровня открытости и прозрачности в современном российском обществе

Огромную общественную опасность представляет коррупция в СМИ, потому что, получая деньги для проведения «заказных статей, программ и акций», журналист деформирует общественное сознание в нужную сторону для заказчика, нередко очерняя невиновного человека. Зачастую причинами коррупции в СМИ является служебная зависимость журналистов, боязнь потерять работу, низкий уровень доходов, в особенности – на региональном и местном уровне.

Важным шагом на пути преодоления коррупции в самих СМИ явилось бы опубликование их доходов и расходов, путей их поступления.

Для повышения эффективности антикоррупционной политики в деятельности СМИ необходимо:

Постоянное обеспечение информационной прозрачности деятельности органов государственной власти и свободный доступ к ним гражданам и институтам общественного контроля;

Придание действительной роли, а не номинального характера, общественным советам при органах государственной власти путем их полной независимости от них и обязательный учет их поправок и рекомендаций в деятельности и принятии государственных решений;

Повышение уровня информированности общества и граждан о проводимых антикоррупционных мероприятиях;

Повышение роли и участия СМИ в антикоррупционной деятельности;

Увеличение роли СМИ при осуществлении общественного контроля гражданским обществом за достоверностью сведений, указываемых в публичной отчетности органами государственной власти, расходующих непосредственно бюджетные средства;

Проведение систематических расследований с наказание виновных лиц в коррупции и хищении бюджетных средств, с обязательным опубликованием в СМИ результатов этих расследований.

Политика, 16 фев, 13:56

Власти Костромской области пояснили слова губернатора о коррупции ... мер Губернатор Костромской области Сергей Ситников, который заявил, что страшнее коррупции может быть борьба с ней, говорил о недостатках некоторых антикоррупционных... предоставили бесплатно, после чего корреспондент поинтересовался, можно ли считать это коррупцией . Как отметили костромские власти, журналист, скорее всего, посчитал это нарушением... условиях аренды помещения, губернатор заявил, что борьба с коррупцией в стране страшнее самой коррупции , потому что «мы, русские люди, за что беремся...

Политика, 16 фев, 08:36

Костромской губернатор назвал вещь страшнее коррупции ... Кострома» в соцсети «Вконтакте». «А что страшнее самой коррупции , знаете - нет? Борьба с коррупцией », - заявил губернатор. «К сожалению, мы, русские люди, такие... вдруг подарит, - а не относится ли это к коррупции ?» - привел он пример. Тему коррупции затронул корреспондент издания «7х7» Алексей Уханков. В ходе... главная проблема борьбы с коррупцией - это отношение граждан к этому явлению. «Мы много говорим о том, что коррупция - это плохо, что коррумпированности...

Политика, 15 фев, 15:25

Зеленский отказался считать Украину коррумпированной страной ... Пора перестать считать Украину коррумпированной, все сообщения о коррупции в ней - «неправда», заявил президент страны Владимир Зеленский, выступая на... -министр Украины заявил о «негодяях и подонках» среди чиновников Снижение коррупции в стране - одно из основных требований Запада к Украине. Так... миссия МВФ заявила об отсутствии видимых результатов в борьбе с коррупцией в стране, хоть в ней и наблюдается прогресс в создании...

Политика, 14 фев, 12:44

Путин утвердил новый состав Совета по противодействию коррупции ... Владимир Путин подписал указ о новом составе Совета по противодействию коррупции . Соответствующий документ размещен на официальном портале правовой информации. Свои места... человек. Орган в том числе подготавливает предложения по борьбе с коррупцией , координирует работу органов исполнительной власти в этой области, а также... , заявленных в Национальном плане противодействия коррупции . По данным главы Счетной палаты Алексея Кудрина, ущерб от коррупции в России может измеряться триллионами рублей...

Общество, 05 фев, 14:42

Врио главы Калуги объяснил свое предложение отрубать руки чиновникам Слова врио главы Калуги Дмитрия Денисова о том, что чиновникам за взяточничество нужно отрубать руки, были вырваны из контекста. Об этом он рассказал РБК. По словам Денисова, на встрече с журналистами он обсуждал реформу контрольно-надзорной деятельности и эффективные методы воздействия на нерадивых застройщиков. В ходе беседы врио мэра пошутил, вспомнив...

Бизнес, 01 фев, 00:39

Airbus заплатит €3,6 млрд по делу о подкупе в России и других странах ... , Францией и США, силовые структуры которых обвинили авиастроительную компанию в коррупции , и согласилась выплатить штраф в €3,59 млрд, говорится на... будет действовать до 31 января 2023 года. В Британии заподозрили коррупцию в сделках при продаже самолетов Airbus Расследование в отношении Airbus ... компания давала с 2011 по 2015 год. По данным SFO, коррупцией занимались сотрудники подразделения Airbus, которое производит оборудование для военной и... Уровень преступности в Нижегородской области за год вырос на 3,3% Уровень преступности в Нижегородской области в 2019 году вырос на 3,3%, о чем сообщается в докладе прокурора региона Вадима Антипова. По данным областной прокуратуры, количество убийств по сравнению с 2018 годом снизилось на 16%, изнасилований - на 30%, разбойных нападений - на 18%, грабежей - на 13%, случаев причинения тяжкого вреда здоровью, повлекших... Польша и Литва изменили позиции в рейтинге коррупции ... по борьбе с коррупцией Transparency International. Анализ основывается на опросах, проведенных среди экспертов и бизнесменов. Они оценивают степень коррупции в государственном секторе... 43 балла из 100 возможных. Странами с наиболее высоким уровнем коррупции стали Сирия, Южный Судан, Сомали. Россия стала 137-й, получив 28 баллов. По мнению авторов исследования, показатель восприятия коррупции в 2019 году демонстрирует, что во многих странах борьба со... Живучая коррупция: почему России слабо помогает мониторинг ГРЕКО ... можно, в том числе выполняя рекомендаций по противодействию коррупции Группы государств по борьбе с коррупцией (ГРЕКО), образованной Советом Европы в 1999 году... рекомендаций. Например, после выполнения рекомендаций о формировании Совета по противодействию коррупции из его президиума исключили всех независимых представителей общественности. А эффективных... Родившуюся в СССР богатейшую женщину Африки обвинили в растрате Дочь бывшего президента Анголы, богатейшую женщину Африки и россиянку по рождению Изабель душ Сантуш обвинили в растрате средств государственной нефтяной компании. Сама она считает, что обвинения носят политический характер Генпрокурор Анголы Хелдер Питта Грос заявил, что дочери бывшего президента страны Изабель душ Сантуш предъявлены обвинения в растрате... Россия и Кения поделили 137-е место в индексе восприятия коррупции ... , Парагвай и Уганда. Максимальное количество баллов означает минимальный уровень восприятия коррупции и, наоборот, минимальное число баллов показывает максимальный уровень. Средний показатель... мер для борьбы с коррупцией , например ввести возможность получить компенсацию от государства для лица, понесшего ущерб от коррупции . Антикоррупционные меры российских властей... пока не наблюдает снижения уровня коррупции коррупция пока не снижается», - сказал Кудрин... Зеленский назвал условие для ухода в отставку ... вопрос, что бы делал Зеленский, если бы его обвинили в коррупции , приведя в пример борьбу премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху с аналогичными обвинениями. «Если бы меня обвинили в какой-то подлинной коррупции - не в какой-то политической вещи, а в чем-то... -министра Израиля Биньямина Нетаньяху обвинили по трем эпизодам мошенничества и коррупции . По версии следствия, он принимал от бизнесменов различные подарки в... В Белом доме допустили пересмотр запрета давать взятки иностранцам Советник Трампа Ларри Кудлоу признал, что в администрации Дональда Трампа рассматривают вопрос о внесении изменений в правило, существующее с 1977 года Администрация Дональда Трампа рассматривает возможность внесения изменений в закон 1977 года, который запрещает компаниям давать взятки иностранным чиновникам (FCPA, закон о коррупционных практиках за... Региональный СК арестовал имущество подозреваемых в коррупции на ₽101 млн Региональный Следственный комитет в прошлом году арестовал имущество обвиняемых по делам о коррупционных преступлениях на 101 млн рублей. Об этом сообщает пресс-служба правоохранительного органа. «Всего за 2019 год возбудили 96 дел за коррупционные преступления. На стадии предварительного следствия наложили арест на имущество обвиняемых на общую сумму... Кудрин оценил объемы коррупции в России в триллионы рублей ... пока не наблюдает снижения уровня коррупции в стране. «Я ориентируюсь на общие исследования: они показывают, что коррупция пока не снижается», - сказал Кудрин... его ведомство разрабатывает новые методы, которые позволят доказать или опровергнуть коррупцию и предоставлять правоохранительным органам более подробные материалы. Ранее глава Счетной... Прокуратура региона выявила 222 нарушения законодательства о коррупции ... связаны с неурегулированием конфликта интересов. Случаев нарушения законодательства о противодействии коррупции , лицами, замещающими государственные должности, в 2019 году выявлено не было... России рекомендовали активнее изымать незаконное богатство чиновников. Больше всего преступных доходов приносят хищения из бюджета, уход от налогов и коррупция ... всего преступных доходов приносят хищения из бюджета, уход от налогов, коррупция , мошенничество в финансовом секторе и наркоторговля. Ущерб от расследованных случаев... проекты нормативных актов разрабатываются в соответствии с Национальным планом противодействия коррупции . Список активов, которые могут быть изъяты, и так достаточно объемный... . Однако какого-либо глобального законопроекта пока не наблюдается, а проблема коррупции на законодательном уровне не решена даже при наличии достаточно суровых... В Перми начальника колонии и директора компании обвиняют в коррупции Прокуратура Пермского края утвердила обвинительное заключение по уголовному делу в отношении начальника Центра трудовой адаптации осужденных ФКУ «Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Пермскому краю» и директора ООО «Промойл ТК». Как сообщает краевая прокуратура, по версии следствия в 2016 и 2017 годы подсудимые, действуя в составе группы лиц по... Экс-глава ОВД «Тверской» стал фигурантом дела о пропаже ₽9 млн из сейфа Бывший начальник столичного ОВД «Тверской» стал фигурантом дела о пропаже изъятых у столичного предпринимателя денег из служебного сейфа. Полковника полиции Евгения Сойнова подозревают в халатности 10 декабря Следственный комитет возбудил уголовное дело в отношении бывшего начальника отдела полиции по Тверскому району Москвы Евгения Сойнова. Полковника МВД... Казанских чиновников обязали сдавать драгоценные подарки в Гохран Мэр Казани Ильсур Метшин внес дополнение в постановление о ценных подарках, касающееся изделий из драгметаллов и драгоценных камней. Не выкупленные чиновниками презенты надлежит сдавать в Гохран Постановление, направленное на совершенствование антикоррупционной деятельности, опубликовали сегодня в сборнике муниципальных документов. Оно датировано 5 ноября. ... СК назвал сотрудников МВД лидерами среди коррупционеров ... 2019 году перед судом предстали более 6 тыс. обвиняемых в коррупции . Среди них 752 сотрудника МВД, 27 сотрудников Следственного комитета и... сказала, что ведомство «оперативно и жестко реагирует на каждый факт коррупции , тем более если речь идет о чистоте своих рядов». Уголовные... В Казани школа провела корпоратив в ОАЭ на деньги родителей учеников ... казанском Кремле состоялось заседание комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ. Его провел президент РТ Рустам Минниханов. «Руководители ряда... В Прикамье с начала года было возбуждено 134 уголовных дела о взятках ... данным начальника отдела по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Сергея Путина, за девять месяцев текущего года в регионе возбуждено... Бастрыкин назвал взысканную с коррупционеров сумму в 2019 году ... декабря начальник управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Александр Русецкий заявил, что главным коррупционным нарушением российских чиновников... Суд арестовал счета и имущество бывшего замглавы ПФР Басманный суд Москвы наложил обеспечительный арест на счета бывшего заместителя главы Пенсионного фонда России Алексея Иванова, сообщили РБК в пресс-службе суда. Источник ТАСС в правоохранительных органах сообщил, что общая стоимость попавших под арест активов составляет около 70 млн руб. По словам собеседника агентства, арест наложен, в частности, на три... В Генпрокуратуре назвали главное коррупционное нарушение чиновников ... за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генпрокуратуры Александр Русецкий, передает «РИА Новости». В преддверии Дня борьбы с коррупцией (отмечается 9 декабря) Русецкий... министерств. По его словам, они не уделяют должного внимания профилактике коррупции . С этого года прокуроры могут проводить проверки в отношении уволенных... Полиция озвучила средний размер взятки в Татарстане Средняя сумма взятки в Татарстане в 2019 году составила 102 тыс. рублей. Наибольшее количество коррупционных преступлений, по данным МВД по РТ, выявили в сфере здравоохранения и социального обеспечения Сегодня в ИА «Татар-Информ» состоялась пресс-конференция, посвященная профилактике коррупционных правонарушений. Начальник отдела по борьбе с преступностью... Бывшего президента Бразилии приговорили к 17 годам тюрьмы ... президента страны Луиса Инасиу Лулу да Силвы по делу о коррупции и отмывании денег и продлил срок его тюремного заключения до... . В 2016 году его приговорили к 12 годам тюрьмы за коррупцию по так называемому делу Petrobras. Однако, используя право на апелляцию... Офицер из дела Дрыманова устроился в СК после обвинений в коррупции ... Прокуратура получала сообщения о коррупции следователя Алексея Крамаренко с 2003 года, замгенпрокурора возражал против его... центральный аппарат Следственного комитета из-за его возможной причастности к коррупции . Об этом стало известно в Мосгорсуде, где рассматривается дело о... Шакро Молодой на допросе в суде сообщил об отношении к делу Дрыманова ... Молодой отказался давать показания в суде по делу обвиняемых в коррупции сотрудников СК, заявив, что не знаком с ними. Ранее на... нахождение под стражей. По версии ФСБ, которая вела дело о коррупции , за освобождение Итальянца офицеры СК получили разными путями две взятки...
Загрузка...