bookingsky.ru

Духовное развитие и материальный успех. Как совместить? Материальность и духовность в поведении человека

Я часто бывал в советской Прибалтике, особенно в Литве. И по делам и на отдыхе. До сих пор у меня сохранились очень тёплые воспоминания об этих чудесных местах и о людях, с которыми я общался по работе.
Где то перед самым распадом СССР поехали с товарищем, звали его Саша, в командировку в Паневежис. Возвращаться решили через Вильнюс – Саша там ни разу не был; по дороге обсудили, какие места я должен ему показать. Приезжаем в Вильнюс, на вокзале выполняем обязательные утренние процедуры, и доезжаем до площади Гидеминаса на такси. Такси укатило, а мы стоим и рассуждаем, с чего бы начать Сашино знакомство с прекрасным городом. Решил я для начала повести его к костёлу Святой Анны; уж если в 1812 году в него влюбился сам Наполеон, то Саше он тоже должен понравиться.
До самолёта ещё много времени, всё успеем, в том числе подольше побыть на территории Вильнюсского университета. В предыдущий приезд, как это не банально звучит, эти места произвели на меня неизгладимое впечатление. Был воскресный день, стояла прекрасная погода. Многочисленные мощённые университетские дворики были совершенно пустынны и наши шаги гулко резонировали. Возникло странное чувство, как будто перенесли нас в 16-й век и оставили в нём навсегда без средств существования, без связи с нынешним миром, без знания языка. Но страха не было. Переходя из дворика в дворик, ожидали звонка или колокола, возвещающего окончание занятий. Ожидали, что вот- вот на улицу выскочит толпа буйных буршей, вот-вот начнутся драки и дуэли, а испуганные профессора в своих мантиях кучками собьются в подворотнях и будет происходить всё это под песню Тухманова " Из Вагантов". Интересно было, повторится ли подобное наваждение на этот раз.
Но человек предполагает, а Бог располагает. Саша вдруг решил, что сначала надо отдать дань вильнюсским магазинам, а потом уж, если останется время… И тут же поплатился за то, что променял духовное (в светском понимании) на материальное. Полез в карман - нет паспорта с вложенным авиабилетом. Запаниковал он, бедный, и стал уговаривать меня ехать поездом.Я же терпеть не мог длительные поездки.
Нанял таксиста-частника, разъяснил ему ситуацию и повёз он нас в бюро находок такси и в вокзальный туалет- сашиным паспортом там и не пахло! Тогда решили ехать в аэропорт. Таксист-частник оказался очень порядочным человеком, взял с нас сущие копейки и пошёл с нами к начальнику милиции. Там о наших бедах рассказали майору, он помог купить новый билет (без предъявления паспорта) и обещал провести через контроль. Оставшееся время потратили совершенно бездарно. Заблаговременно приходим в аэропорт, а майора нет на месте! Опять паника! Идём на контроль, показываем билеты и нам говорят: майор нам звонил, проходите пожалуйста.
Мы благополучно долетели до Харькова, Саша в течение месяца получил новый паспорт. А через полгода вызывают моего друга в милицию и вручают полученный по почте утерянный паспорт. Что он делал с двумя паспортами - не помню.

Духовность - совокупность проявлений духа в мире и человеке.

В социологии, культурологии, а ещё чаще в публицистике «духовностью» часто называют объединяющие начала общества, выражаемые в виде моральных ценностей и традиций, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках, а также в художественных образах искусства. В рамках такого подхода, проекция духовности в индивидуальном сознании называется совестью, а также утверждается, что укрепление духовности осуществляется в процессе проповеди, просвещения, идейно-воспитательной или патриотической работы.

В марксизме духовность ассоциируется с идеологией. В условиях идеологического вакуума всегда наблюдается кризис духовности как кризис доверия и разобщённость. Это явление под именем аномии описал социолог Дюркгейм. Традиционно духовность отождествляется с религиозностью традиционного толка, однако в современной социологии и социальной философии «светский» вариант духовности именуется социальным капиталом. На уровень и состояние духовности общества влияют многие факторы. Как бы это не казалось неожиданным, но один из них, это реклама в средствах массовой информации. Являясь инструментом влияния на сознание, пропагандируя определенный стиль жизни, реклама, в зависимости от ее наполнения, либо несёт определённый заряд духовности, либо разрушает ее, пропагандируя высокомерие, неуважение, потребительское отношение к жизни.

Духовность -- традиция бережного отношения к самому себе, окружающим людям, окружающему миру, передающаяся из поколения в поколение. Духовность воспитывается в семье. Чем крепче семья, чем крепче в ней связь между поколениями, тем выше шансы воспитания в ней духовно развитого человека. Духовность -- свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными.

Духовность и материальность -- две стороны одной медали, и поэтому с помощью духовности можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций -- духовности и материальности, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. они тяготеют или к духовности, или к материальности. Неслучайно потребности по направленности на объект чаще всего разделяют или на материальные, или на духовные. Таким образом, существует один вид осевых ценностных ориентаций -- духовность - материальность. Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости.

Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д. Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. У животных при всем многообразии инстинктов существуют два основных:

Инстинкт самосохранения, имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

Инстинкт размножения, имеющий две формы: половой, родительский.

Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие -- приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

«Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. Второе по значимости желание -- стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом -- интинском размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство.

Итак, существует два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса.

Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе - карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности - гедонизм и карьеризм.

Гедонизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального физиолого-психологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму антисоциального поведения. (Карьеризм - ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам.

Все средства хороши для животного, когда оно борется за возможность получать удовольствие и биологическую доминантность. В животном мире нет понятий: «плохо брать чужое», «нельзя врать и обманывать», «нельзя прелюбодействовать» и др. Наоборот, если кто зазевался, надо утащить его добычу. Если с помощью хитрости получается взять добычу конкурента, то природа благоволит такому экземпляру. Стремление к воровству вообще заложено в природе животных. Животное часто ворует только ради осуществления самого процесса воровства, даже когда оно не голодно. А уж прелюбодействовать надо максимально. Таковы законы развития всего живого. Животное, которое не следует этим законам, обречено.

Материальность и, соответственно, материальные потребности роднят человека и животного, т. к. материальные потребности есть продолжение биологической природы человека. Поэтому в человеческой природе всегда присутствуют нечестность, вещизм, воровство, половая разнузданность. И неслучайно многие мыслители связывали материальные потребности с животной природой человека, а материальные потребности всегда имели несколько негативный оттенок. Так, например, В. Новодворская полагает, что ученые пришли к убеждению, что побудительные мотивы человека в его трудовой и политической деятельности - это лидерство и жадность. И этим руководствуются ровно 98 % испытуемых Homo sapiens. Ограничивает животные побуждения духовность - феномен, присущий единственному животному на Земле - человеку. Часто, анализируя духовность, говорят о морали, нравственности, человечности. Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, о антикарьеризме поговорим подробнее. Карьеризм -- это использование интересов других людей ради собственных интересов, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня». Поэтому, по сути, фундаментом карьеризма является эгоизм. Эгоизму противоположен альтруизм, в основе которого лежит принцип, прямо противоположный карьерному, т. е. «я для других». Следовательно, карьеризм в наиболее общем плане противостоит альтруизму.

Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности:

Аскетизм

Альтруизм.

Аскетизм -- ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимализации материального потребления». Забегая вперед, скажем, что аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

В свою очередь, самоактуализация есть ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление к обнаружению, сохранению и актуализации своей внутренней духовной сущности. Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Принцип аскетизма «не стремись к максимализации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления.

Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня. Здесь стоит отметить, что «аскетизм» в переводе с греческого (asketes) -- упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Неслучайно в Большой советской энциклопедии при определении понятия «аскетизм» указывается: «аскетизм -- ограничение и подавление чувственных влечений, желаний «умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей».

Альтруизм - ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами».

Альтруист - это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами образец крайнего альтруизма.

«Духовность - важнейший фактор развития цивилизации, открытия новых норм общественной жизни, соответствующих изменившимся условиям существования».

Елизавета Бабанова

Замечали ли вы, что, в основном, люди делятся на две категории: одни стремятся к реализации в материальном мире, они думают о квартирах/машинах/отдыхе на Майорке, и таких людей большинство. Для других главное – духовное развитие, и чаще всего они остаются нереализованными в финансовом смысле.

Только единицы способны совместить в себе эти две силы - духовное развитие и материальный успех, гармонично продвигаясь в обоих направлениях.

Что же может помочь нам уравновесить в себе эти противоположные энергии и сбалансировать всю нашу жизнь?

Ответ - личностное развитие.

Для многих людей понятия «личностный рост» и «духовное развитие» взаимозаменяемы. А есть ли для вас разница между ними?

К какой категории вы отнесете, например, молитву? А к какой - работу над своими слабыми качествами характера?

Чтение духовной литературы - это «духовное» или «личностное»? А изучение книг по лидерству, основанному на духовных принципах, (например, Стивена Кови или Джона Максвела) способствует развитию личности или души? А ведь обе эти книги говорят также и о материальном успехе.

Ну а теперь - самый сложный вопрос. Построение успешного бизнеса, реализация в своей профессии, зарабатывание существенного капитала - свойственно ли это духовно развитым людям или это удел материалистов?

В этой статье мы выясним, что же такое личностное и духовное развитие, и можно ли работу над собой совместить со стремлением к материальному успеху.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОСЫ: “КТО Я?” “ЗАЧЕМ Я ЗДЕСЬ?”, “КЕМ Я ХОЧУ СТАТЬ?”

Для меня, как и для многих духовно развивающихся людей, смысл жизни заключается в эволюции души.

Животным царством управляет внутренний природный механизм, не поддающийся сознательному выбору.

Человеку же была дана свободная воля определять скорость и траекторию своего пути развития.

Изучая духовные учения и жизни пророков, мы видим, какой может и должна быть наша жизнь. Мы обретаем цель, которая задает нам вектор развития.

Чаще всего этот вектор зависит от географии и свойственных данному месту традиций. В каждой развитой культуре жил или живет учитель, духовидец, жизнь которого служит для его последователей примером.

Просветленные мастера разных эпох и традиций показывают нам пункт назначения, к которому рано или поздно придет каждый из нас, вне зависимости от того, какую именно тропу мы выберем для этого пути. Все мы рано или поздно станем просветленными. Но кому-то для этого понадобится намного больше времени.

ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ОТВЕЧАЕТ НА ВОПРОС: «КАК СТАТЬ СОВЕРШЕННЫМ?»

Если духовное развитие отвечает на вопрос “Каким быть?” и “Зачем?”, то личностное развитие отвечает на вопрос “Как это сделать?”.

Такие инструменты, как соблюдение здорового образа жизни, создание гармоничных взаимоотношений с другими людьми, ответственное выполнение своих обязанностей на работе помогают нам развиваться в правильном направлении.

2 ПРОБЛЕМЫ

Если человек развивается духовно, но при этом он игнорирует материальный мир, то происходит одно их двух:

1. Человек начинает жить в “облаках”. Чаще всего это относится к людям, изучающим эзотерические науки.

Соприкасаясь с тонкими мирами, они настолько отрываются от земли, что их семьи распадаются, они уходят с работы, теряют друзей, и вся их жизнь «трещит по швам».

Увлеченные эзотерикой люди думают, что они значительно прорвались в познании духовного мира, и что материальный мир теперь за это им обязан.

Материальный же мир живет по своим законам и не стремится удовлетворить тех, кто духовно стал более «продвинутым», но продолжает игнорировать материальные законы.

2. Второй вариант - человек впадают в апатию или, еще хуже, в депрессию. Соприкоснувшись с духовными знаниями, он осознает, что и он, и весь окружающий его мир очень далек от совершенства.

Он перестает верить в то, что его жизнь сможет снова стать радостной и наполненной, у него опускаются руки, и на протяжении многих лет он не видит “света в конце тоннеля”.

ГДЕ ВЫХОД?

Выход из обоих состояний - начать делать что-то для других людей, начать приносить пользу обществу. Даже современные ученые доказали терапевтическое воздействие благотворительной деятельности.

Наша задача - развиваясь духовно, максимально эффективно использовать те таланты, с которыми мы пришли на эту землю.

Что вы любите делать для других людей? Вы можете вести блог, кормить бездомных людей или лечить животных, помогать в просветительской деятельности человеку, который для вас стал учителем.

Вы также можете построить свой бизнес, который создаст рабочие места и даст возможность нескольким (или сотням и тысячам) семьям заработать.

Возможности сделать этот мир лучше безграничны, главное - выбрать то, к чему лежит душа, иначе благотворительность перерастет в обязаловку.

Ведь именно искренняя забота об окружающем мире позволяет нашей душе проявиться в материи. Когда мы работаем во благо других людей и получаем от этого удовольствие, наша жизнь наполняется смыслом и счастьем.

ДУХОВНОЕ ПЕРВИЧНО

Духовное развитие всегда первично. Как известно, “душа” оставляет тело, а не наоборот.

Без духовного вектора люди могут преуспеть в достижении целей, в развитии своего бизнеса, но не установив связи со своей душой, они, достигнув всех своих материальных целей, становятся несчастными.

Наверняка вы знаете истории мультимиллионеров, которые покончили жизнь самоубийством. Они стали успешными, но забыв о духовном корне, потеряли смысл существования.

ВСЕ ЕЩЕ ПРОЩЕ

Если рассматривать всю нашу жизнь с точки зрения получения и отдачи энергии, то все становится предельно ясно.

Мы получаем энергию от жизни: питание, солнце, воздух, физическая нагрузка, друзья и т.д. ради того, чтобы мы могли ее отдавать в работе, в заботе о своей семье и о других людях.

Духовное развитие - когда мы получаем энергию свыше, посредством изучения, осознания, медитации.

Личностное развитие - когда мы отдаем энергию, работая над собой и содействуя развитию общества.

Материальный успех - результат правильного взаимообмена энергией с окружающим миром.

БАЛАНС ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО

Сегодня как никогда каждому из нас необходимо стремиться к равновесию духовного и материального.

В Индии практически невозможно не подхватить какую-то болезнь, совершая паломничество или медитируя в ее ашрамах, потому что люди слишком глубоко погружены в духовное и забыли о материальности - чистоте, порядке, достатке.

В США все наоборот: смыслом жизни стали власть и деньги, и общество стало глубоко несчастно в погоне за этими ценностями.

На примере этих стран мы видим, что перекос в одну или другую сторону ведет к деградации общества в целом. Задача лидеров сегодня - соединить и сбалансировать в себе эти две энергии и потом передать знания всем остальным.

Научиться жить в гармонии с собой, максимально используя свои таланты на благо людей, одновременно получая достойную материальную компенсацию за свою работу, и при этом быть ориентированным на более высокую цель - вот гармоничное соединение духовного и материального, инь и ян.

Если вы хотите регулярно получать самые передовые знания о бизнесе и личностном развитии на вашу электронную почту, подписывайтесь на рассылку блога в правом сайдбаре сайта.

Успехов вам в вашем духовном и личностном развитии!

  • Послание Мираэля от 30.09.12.

    Приветствую Вас, Дорогие Друзья, на Планете Свободы и Осознанного Выбора! Я Есть Мираэль, Мастер Творческих Сил.

    На момент Сейчас Мы поговорим о Многомерной Интеграции Материального и Духовного Начал.

    Что зачастую понимается под Духовностью? Религиозные либо идеологические убеждения, поиски себя, практики, медитации и многое подобное.

    А что чаще всего Вы считаете Материальностью? Всё окружающее Вас в денежно-предметном эквиваленте.

    Любимые Друзья, Материальность и Духовность - суть одно. Уровни Материальности-Духовности идентичны в зависимости от вибраций и Присутствия в определенном Измерении.

    Духовность - это Мир Чувств, Желаний, Визуализаций, Намерений, Мечты, Образов. Это Мир непроявленного, незримого.

    Материальность - это Мир отраженного и проявленного Чувства, эмоции, Желания, Замысла, Идеи, Намерения и т.д.

    Это два взаимозависимых и дополняющих друг друга Мира.

    Ваше понимание Материальности-Духовности зависит от Уровня Вашей Осознанности, от того, насколько раскрыто Ваше Сердце, от того, насколько Ваш Внутренний Ребенок, Ваше Высшее Я, находится в Гармонии с Вашим Разумом, с Вашим Мировоззрением, с Видением Вашего Пути Предназначения Души.

    Но Эксперимент дуальности на Гайе разделил единое Целое - Материальность-Духовность - на две разные и независимые части. Появились фанатики и атеисты, материалисты и аскеты, «эзотерики» и так называемые «обыватели».

    Карма - Ваш Учитель и направитель - начала процесс Гармонизации в Вас двух важнейших Начал. В одной Жизни Вы достаточно активно познавали ценности Материального Мира. В другой - Вы интенсивно осваивали Мудрость Духовного Пути.

    И вот, уже воплощаясь в Эпоху Новой Эры, Вы готовитесь к тому, чтобы совершенно осознанно приступить к Интеграции Материальности-Духовности, что является основой для Гармоничного Бытия, Развития Души и Тела.

    Сейчас Мы приведем достаточно простые примеры того, как кармические законы помогают той либо иной Душе осознать, насколько важны эти два Начала Мироздания. В этих метафорах отразятся Коды для Принятия этих двух Энергий в Ваш Внутренний Мир.

    Итак, представьте следующую картину. Есть Женщина, у которой есть значительный энергетический «перекос» в сторону Материальности: Она боится бедности и считает, что достойный Мужчина - это Мужчина с достатком, материально обеспеченный. И этого для Неё вполне достаточно. И это означает, что материя Женщины не обеспечена Потоком Свыше - Духовной Энергией Любви.

    Принятие Материальности - это Принятие Земной, Планетарной Энергии, Восходящего Потока. Принятие Духовности - это Принятие Вселенской Энергии, Нисходящего Потока. Для гармоничной личности оба эти Потока одинаково важны и уместны.

    Итак, данная Женщина выходит замуж за Мужчину, материально обеспеченного, с которым Она вибрирует на идентичных высотах. В таком союзе Женщину ожидает Урок. Мы рассмотрим один из Уроков, взятый из Пространства Вариантов. К Женщине притягивается Кармический Партнер, обладающий материальными благами, но имеющий далеко не «случайные» проблемы с эго (искаженные представления о нравственности, жестокость, неуважение Женщин, Детей, Природы, непринятие Духовности и т.д.). И Женщина на себе испытывает, что этот Урок говорит о следующем: «Не в деньгах Счастье».

    Приведем очередную метафору.

    Женщина верит в то, что Духовность - это вершина Пути. Под Духовностью Она понимает следующее: желания материальных благ - «греховны» по сути своей; нужно себя отграничить от Мира Изобилия.

    Такая Женщина может вибрационно притянуть Мужчину, фанатично настроенного на то, что обеспечивать Семью нужно лишь предметами жизненно важными; что молитва, аскеза и медитация - это достаточные условия для Гармоничного Бытия. Он не обращает внимания на Детей либо достаточно суров с Ними, желая Им привить фанатичное уважение к Его верованиям. И даже если подобный Мужчина пожелает заработать - у Него это не получится, потому что Он относится к Миру Материи с предубеждением. И Женщина, познавшая этот Урок, начинает осознавать: «Не в одной Духовности Счастье».

    Счастье - это Гармония Материи и Духа, это тотальное Принятие Энергий высоких вибраций с Любовью и Благодарностью.

    Итак, Женщина притягивает в свою Жизнь такого Мужчину, который отражает Её Внутренний Мир. То же самое касается и Мужчин.

    Перевес в сторону Материальности - это дисгармония, потеря поддержки Энергии Духовной.

    Перевес в сторону поиска Духовности - это дисгармония, потеря поддержки Гайи, Земной Энергии Материализации Намерения.

    Если Женщина из приведенных метафор осознает в себе Уроки, то Она будет являться Вдохновением для Совершенствования своего Мужчины.

    Мужчине нужен мощный энергетический стимул для изменений. Зачастую им становится Душа Любимой Женщины. И тогда Кармическое Партнерство трансформируется в Союз Родственных Душ. Такая потенциальная возможность всегда присутствует.

    Поэтому, Дорогие Друзья, именно на Женщинах лежит огромная ответственность за Возрождение Духовности, Гармоничной Духовности, где Дух и Материя слиты воедино, образуя Равновесие.

    На этом Мы заканчиваем Наше Послание. С Любовью и Безграничным Почтением к Вам, Друзья!

    Всегда с Вами, Мираэль, Мастер Творческих Сил.

    Россия будет великой или будет ничем

    Введение

    § 1. О чем эта книга?

    Абсолютная честность в изложении помогает максимальной ясности.

    О названии книги

    Часто покупаешь книгу с интересным и красивым названием, начинаешь читать и видишь, что в книге даже не поднимаются вопросы, которые обозначены в заглавии, более того, само название книги очень слабо связано с содержанием и выполняет лишь роль ничем не обязывающей вывески. Подобный подход – отличительная особенность книг, изданных на Западе, но постепенно правило рынка, гласящие, что покупатель, прежде всего, покупает из-за обертки, находит свое применение и в отечественной книгоиздательской отрасли.

    Название нашей книги многообязывающе, и это – не дешевая реклама. Данная книга действительно о России, о ее месте в современном мире, о нас, о русских, о нашей национальной идее. Главная цель книги – осознание исторической роли России в историческом процессе.

    Структура книги

    В книге четыре части. В первой части рассматриваются проблемы социологии, психологии, философии, истории, анализ которых необходим для понимания остальных частей книги, т. е. начинаем мы нашу книгу не с того, что актуально, интересно и привлекательно для читателя, а с того без чего понять суть национальной идеи невозможно.

    Вторая часть книги повествует об основных проблемах человечества на сегодняшнем этапе его развития и о причинах этих проблем.

    В третьей части анализируется сущность доминирующей на сегодняшний день западной цивилизации, и роль данной цивилизации в историческом процессе.

    Четвертая часть книги посвящена России. Анализируются узловые аспекты русской истории, специфика русского менталитета. В этой части дается ответ на вопрос: почему сегодня может настать эра России, а также четко определено, что есть русская идея и какова миссия России.

    § 2. О национальной идее

    Идея нации есть не то, что она сама думает о себе во времени, но то, что Бог думает о ней в вечности

    В. С. Соловьев

    Надо ли придумывать национальную идею?

    Сегодня многие мыслители пытаются придумать для России национальную идею. Некоторые напротив, настолько устали от процесса придумывания национальной идеи, что считают: дискуссию о национальной идее надо прекращать.

    В действительности придумать национальную идею нельзя. Придумать можно сказку, миф, придумать можно только то, чего нет. Нация же не существует без национальной идеи. У каждой нации есть свои представления о правде, красоте, добре и зле, о своем месте в этом мире.

    «Как ученый не создает законов природы, а открывает их, изучая свойства вещей, так и политический законодатель: наиболее совершенные законы – это наиболее естественные, согласные с природой нации» .

    Следовательно, задача исследователя заключается не в придумывании, а во-первых, в осмыслении объективно существующей национальной идеи своего народа, во-вторых, в формулировании этой идеи в четких и желательно наглядных категориях, моделях, понятиях.

    Об изложении

    К сожалению, труды, рассматривающие проблему русской идеи, содержат много очень красивых слов, которые ничего не разъясняют. Конечно, интуитивно всем понятно, о чем идет речь, когда говорят, например, о «консервативном проекте». Но когда начинаешь обсуждать «консервативный проект», выясняется, – интуиция у всех разная. Что не удивительно. Вообще же консерватизм, без четкого набора ценностей – пустой звук. Консерватизм – это сохранение. Что сохраняется – в этом суть проблемы. Консерваторы в Англии – это либералы, а консерваторы в Иране – это контрлибералы.

    А что значит правый поворот? Это поворот к Союзу правых сил в лице Чубайса и Немцова или поворот к поклонникам Гитлера?

    Для того чтобы понять суть национальной идеи, нам необходимо разобраться во множестве проблем, а не заполнять текст лозунгами, поэтому в нашем труд рассматривается довольно много теоретических вопросов. Чтобы не делать изложение слишком скучным, мы постарались изложить довольно сложные темы простым языком, более того, везде, где это возможно, мы максимально упрощали повествование – доступность и наглядность – одни из основных приоритетов изложения.

    Рассуждения о национальной идее

    Все рассуждения о национальной идее обычно сводятся к трем положениям. Первое. Русские лучше всех. Второе. Россия – мост между Западом и Востоком, в этом ее уникальность. Третье. Основу национальной идеи составляют православные ценности.

    Все это, безусловно, верно, только не продвигает нас ни на миллиметр в понимании сути национальной идеи.

    Все народы считают себя лучше всех остальных. Не бывает абстрактно лучших или худших народов. У каждой исторической эпохи свои герои и свои лучшие народы. По этому поводу А. Н. Толстой сказал: «Нет такого народа, кто не искал бы в своей жизни утверждения национальной гордости».

    По поводу евроазиатского моста мы еще будем говорить и, как увидим, эта идея не может являться центральной, – это идея десятого, двадцатого порядка.

    Констатация того, что русская цивилизация – православная, православие – религия наших предков, – ничего не добавляет в копилку наших знаний. Тем более большинство ревностно отстаивающих идеи православия с большим трудом и не очень внятно могут объяснить, чем православие отличается от католицизма. Если различия несущественны, тогда, может, у России и Италии единая историческая задача? Очевидно, что это не так.

    Национальная идея – это не несколько сотен страниц, на которых излагается тезис: «все должны жить богато и счастливо». В таких национальных доктринах нет ничего национально специфичного, – ведь все народы хотят жить счастливо. Для того, чтобы сделать народ счастливым, необходимо, по крайней мере, понимать, что данный народ понимает под счастьем. А это понятие исторически конкретно и этноспецифично.

    Часть I. Элитарные цивилизации

    Император Франции Наполеон I


    Сколько было периодов в развитии человечества?

    Каковы основные мировоззренческие типы людей?

    Почему человек действует?

    Глава I. Человек и социум

    § 1. Почему и как действует человек

    Бывают люди – растения, люди – звери, люди – боги.

    Жан Поль Рихтер
    Почему человек действует?

    Человек преобразил мир до неузнаваемости, если животные приспосабливаются к природе, человек ее изменяет, он создает так называемую вторую природу совокупность условий, созданных человеком в процессе его адаптации к естественным условиям. Межпланетные станции, небоскребы, компьютеры, религии…Зачем человек все это создает? Что определяет умонастроения людей, их образ жизни? Как внутренние силы личности не заставляют ее жить и действовать?

    Если спросить человека, зачем ему, например, автомобиль, вероятнее всего мы услышим, что ему удобнее на автомобиле ездить на дачу или что-либо подобное. На каждый конкретный вопрос мы будем слышать конкретный ответ: «потому что удобно», «потому что холодно», «потому что вкусно» и. т. д. Но если абстрагироваться от конкретного ответа, то мы без труда поймем, что человек действует потому, что у него есть определенные потребности, а поскольку у каждого потребности, как, впрочем, и возможности, неодинаковы, то люди действуют по-разному.

    «Психика человека направляет и регулирует всю его деятельность, поступки, поведение. А первичной побудительной силой любых действий людей, как и вообще всех живых существ, являются опять же их потребности» .

    Потребность – состояние индивида, создаваемое испытываемой им нужной в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

    Однако потребности – это лишь вершина айсберга. Каждый человек удовлетворяет прежде всего ту потребность, которую считает первоочередной, один человек потратит «лишние» деньги на бутылку водки, другой на книгу, третий – на билет в театр. Отчего же зависит конфигурация потребностей?

    Потребности зависят от мировоззрения личности . Мировоззрение – система взглядов человека на мир в целом, на свое место в этом мире, на то чем человек руководствуется в своей деятельности и поведении. В основе мировоззрения человека лежит совокупность ценностных ориентаций.

    Ценностные ориентации – направленность интересов и потребностей личности или группы на определенную иерархию обобщенных человеческих ценностей, признаваемых в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

    Итак, ценностные ориентации детерминируют потребности, а потребности детерминируют поведение человека, образ его мышления и жизни. Какие же ценностные ориентации для человека являются базисными? Ответив на этот вопрос, мы сможем не только типологизировать мировоззрение личности, но понять сущность «механизма» активности человека, т. е. понять, почему люди действуют, а, главное, почему они действуют по-разному.

    Осевые ценностные ориентации

    Потребности становятся объектом изучения в психологии, социологии, экономике и ряде других наук. О потребностях и ценностных ориентациях написаны миллионы страниц, те, кто хочет углубиться в изучение этого вопроса, может без труда найти тысячи статей, книг, диссертаций (в том числе и автора), посвященных этому вопросу. Здесь же мы остановимся на самом для нас главном – определению основных типов и форм ценностных ориентаций, являющихся фундаментом потребностей.

    Существует один осевой тип ценностных ориентаций, являющихся системообразующими для мировоззрения человека: духовность , и одна осевая форма ценностных ориентаций – коллективизм (рис. 1) .


    Рис. 1. Осевые ценностные ориентации


    Тип ценностных ориентаций. Кратко поясним сказанное. Несмотря на множество ценностных ориентаций, существует всего один осевой (базовый) тип иерархии ценностных ориентаций: духовность – материальность.

    Все остальные ценностные ориентации так или иначе выстраиваются вокруг осевой ценностной ориентации, т. е. тяготеют или к духовности или к материальности. Поэтому потребности, по направленности на объект, разделяют на материальные и духовные. Далее мы подробно остановимся на анализе материальных и духовных ценностных ориентаций, т. к. этот вопрос не простой и требует отдельного анализа. А сейчас перейдем к основным формам потребностей.


    Форма ценностных ориентаций. Направленность потребностей на объект – это индивидуальные потребности человека, но человек не существует вне общества, а основными формами потребностей являются социальные, которые отражаются в мировоззренческом коллективизме или индивидуализме.

    Коллективизм – форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип: «окружающие должны играть значимую роль в моей жизни». Потребности, связанные с коллективизмом – это потребности, которые удовлетворяются посредством взаимоотношений с окружающими или в целях этого взаимоотношения. Например, удовлетворение некоторых материальных потребностей невозможно без коллективного взаимодействия множества людей.

    Индивидуализм – форма ценностных ориентаций, в основе которой лежит принцип: «окружающие не должны играть значимую роль в моей жизни». Потребности, связанные с индивидуализмом, – это потребности, которые удовлетворяются без взаимоотношений с окружающими. Например, психическая потребность в уединении.

    Итак, существует два осевых типа ценностных ориентаций: духовность и материальность. Существуют две осевые формы ценностных ориентаций: коллективизм и индивидуализм.

    Коллективизм и индивидуализм – две стороны одной медали и поэтому с помощью коллективизма можно оценить степень выраженности не одной, а двух ценностных ориентаций – коллективизма и индивидуализма, т. к. они находятся в обратно пропорциональной зависимости. Коллективизм можно выразить через индивидуализм как индивидуализм со знаком минус. То же самое можно сказать и о соотношении материальности и духовности.

    Упрощенно говоря, когда мы говорим что коллективизм 0 %, то индивидуализм 100 % (рис. 2 ), то же самое можно сказать о соотношении духовности и материальности.

    Для наглядности изучения введем координатную плоскость: ось абсцисс – для измерения осевого типа ценностных ориентаций, а ось ординат будет служить для измерения осевой формы ценностных ориентаций (рис. 2 ). На рисунке изображен ценностный крест, с помощью которого мы сможем типологизировать не только мировоззрения человека, но и все, что с мировоззрением связано: политические учения, национальные менталитеты и т. д.


    Рис. 2. Основные типы мировоззрений


    Как мы видим (рис. 2 ), существует четыре основных типа мировоззрений. О сути коллективизма и индивидуализма мы уже сказали. Для того чтобы понять суть основных типов мировоззрения нам необходимо познакомится с понятиями «материальность» и «духовность».

    Материальность

    Понятие «материальность», как правило, употребляется не самостоятельно, а как составная часть словосочетаний: «материальные потребности», «материальные интересы» и т. д.

    Материальность есть продолжение биологической материальной природы человека. Что же составляет суть мотивационной природы животного? У животных, при всем многообразии инстинктов, существуют два основных:

    инстинкт самосохранения , имеющий две формы: пищевой, оборонительный;

    инстинкт размножения , имеющий две формы: половой, родительский.

    Для реализации инстинкта самосохранения в каждое животное заложен регулирующий механизм, основанный на эмоции удовольствия. Животное, удовлетворяющее свою потребность, получает удовольствие – приятную эмоцию, к которой оно стремится. Стремление к удовольствию является важнейшим регулятором всей жизнедеятельности животного.

    «Эмоции удовольствия и неудовольствия филогенетически являются наиболее древними, они направляют поведение человека и животных на сближение с источником удовольствия или на избегание источника неудовольствия. У животных и человека в головном мозге имеются центры удовольствия и неудовольствия, возбуждение которых и дает соответствующие переживания» .

    Второе по значимости желание – стремление к получению определенного статуса. Во многом это желание обусловлено вторым основным инстинктом – инстинктом размножения. У стадных животных возможность продолжить свой род чаще всего связана с местом данного животного в зоосоциальной иерархии. Чем выше это место, тем больше возможность оставить потомство. Высокий зоосоциальный статус предоставляет их обладателю и другие важные привилегии, например, приоритетный доступ к пище. Можно сказать, что стремление к получению определенного статуса есть коллективная форма стремления к наслаждению.

    Итак, существуют два устремления, являющиеся приводным ремнем основных инстинктов: стремление к удовольствию и стремление к приобретению социального статуса. Применительно к человеку первое стремление именуется гедонизмом, а второе – карьеризмом. Поэтому существуют две стволовые ценностные ориентации материальности – гедонизм и карьеризм.

    Гедонизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение максимального психофизиологического наслаждения. В предельном случае гедонизм приобретает форму асоциального поведения (наркомания, пьянство и т. д.). Карьеризм – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости. В предельном случае карьеризм превращается в погоню за личным успехом в служебной, научной или другой деятельности, вызванную корыстными целями в ущерб общественным и профессиональным интересам. Можно сказать, что карьеризм – это коллективная форма гедонизма.

    Таким образом, материальность – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность, во-первых, на получение психофизиологического наслаждения, во-вторых, занятие определенного положения по отношению к другим членам общества в целях получения личных выгод от взаимодействия, привилегий или независимости.

    Более кратко: материальность – ценностная ориентация, в основе которой лежит направленность на получение психофизиологического наслаждения (гедонизм) и приобретение социального статуса (карьеризм) .

    Упрощенно говоря, материальность в современных условиях – это деньги + статус. Это простая теоретическая формула широко используется в практике мотивации трудовой деятельности. Как мотивировать человека лучше работать? В экономической психологии считается, что основными мотиваторами трудовой деятельности является рост уровня зарплаты и повышение властного статуса.

    Духовность

    Духовность и материальность находятся в обратно пропорциональной зависимости: чем больше духовности, тем меньше материальности, и наоборот, т. е. духовность противостоит материальности. Это обстоятельство часто подчеркивается и в определении понятия «духовность»:

    «Духовность – свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными» .

    Духовность прямо противоположна материальности. Материальность есть гедонизм плюс карьеризм, поэтому духовность есть антигедонизм плюс антикарьеризм. Антигедонизм есть аскетизм, антикарьеризм есть альтруизм, т. к. карьеризм – это использование других людей ради достижения собственных целей, т. е. взаимодействие с окружающими по принципу «другие для меня», а этому принципу противостоит принцип «я для других» – т. е. альтруизм.

    Таким образом, существуют две стволовые ценностные ориентации духовности: аскетизм и альтруизм.

    Аскетизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «не стремись к максимизации материального потребления». Обычно аскетизм воспринимают как добровольное ограничение всех потребностей, часто носящее самоистязательный характер. Верен ли такой подход? Нет, т. к. в этом случае речь идет о крайней форме аскетизма.

    Аскетизм – это не обязательно вериги и лохмотья. Любое добровольное ограничение вещного потребления, если оно не связано с выгодой для человека , любое обуздание сексуальной природы человека есть акт аскетизма. Если человек имеет возможность изменить своему супругу, но отказывается от этого, это акт аскетизма. Если человек оставляет ребенку самое вкусненькое, это акт аскетизма.

    Принцип аскетизма «не стремись к максимизации материального потребления» указывает на то, что материальное потребление не должно быть самоцелью, но аскетизм не декларирует полный отказ от материального потребления. Только в предельном варианте аскетизм выражается в радикальном и часто неоправданном ограничении потребления ниже физиологически допустимого уровня.

    «Аскетизм – ограничение и подавление чувственных влечений, желаний (умерщвление плоти) как средство достижения религиозных или этических целей. Кроме того, аскетизм является также и нормой нравственности (готовность к самоограничению, умение идти на жертвы) во имя определенных социальных целей» .

    Аскетизм это отказ. Но не отказ от жизни. Это отказ от одной формы существования ради другой формы существования. «Аскетизм» в переводе с греческого (asketes) – упражняющийся в чем-либо, т. е. сама этимология понятия «аскетизм» указывает, что аскетизм есть не пустое самоотречение, а инструмент, используемый для решения человеком определенных задач. Каковы же эти задачи?

    Понятно чего может достичь в случае успеха материально ориентированный человек: шикарная квартира, автомобиль, вилла, дорогая одежда, ювелирные украшения и т. п. Если все это объединить одним понятием, то можно констатировать: материально ориентированный человек стремится получить максимальное количество удовольствия с помощью использования предметов внешнего мира.

    А каковы же жизненные вершины одухотворенного человека? Аскетизм служит средством для раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве как высшем типе самоактуализации личности, а также средством удовлетворения религиозных потребностей.

    Чудаковатый ученый, для которого научное творчество превыше всего, это не гипербола из фильма «Назад в будущее». Возьмем прародительницу всех наук – философию. Обычно, когда говорят о самых великих философах, упоминают Сократа, Платона, Аристотеля, Канта, Гегеля, в советское время, естественно, Маркса. Сократ, Кант, Маркс жили или в нищете, или на грани нищеты. При том что Сократ и Кант, как мы сказали бы сейчас, имели хорошие связи в правящих кругах. Платон, Аристотель и Гегель жили не очень бедно, но, тем не менее, проповедовали умеренность и восславляли альтруизм. Например, Аристотель располагает блага в следующем порядке. Первое место – душевные блага, второе – телесные: здоровье, сила. И лишь третье место принадлежит, как говорит Аристотель, внешним благам: богатству, славе, знатности. Платон же вообще презирал богатство.

    Но это лишь констатация факта, а каков механизм противостояния стремления к материальному потреблению со стремлением к самоактуализации? Человек, стремящийся чего-либо достичь в жизни пытается «достроить» себя. А как можно «достроить» себя? Способа два: во-первых, с помощью внешних благ, во-вторых, с помощью внутренних дарований. В первом случае о человеке судят по его дому, автомобилю, костюму, часам, телефону и т. д. Во втором – по его способностям, талантам в сфере искусства и науки, наличия порядочности, чувства долга и т. д.

    Материально ориентированные люди всегда выбирают первый путь, духовно ориентированные люди всегда второй. Первые всегда достраивают себя внешним миром, вторые достраивают внешний мир собой.

    Для одухотворенных личностей самое важное не предавать самого себя. Хорошо, когда твои произведения покупают, как в случаи с Винчи, плохо, когда тебя не понимают, и ты умираешь в нищете, как в случае с Рембрандтом. Но и Винчи, и Рембрандт были принципиальны в отстаивании собственных взглядов, Рембрандт был в конфликте с обществом, Винчи на грани конфликта, и, несомненно, если общество не разделило бы устремления Винчи, то конфликт состоялся.

    Поэтому одухотворенность – это не стремление к нищете, это стремление к богатству, но богатству, прежде всего, духовному. Духовность – это также не стремление к противостоянию с обществом, властью, это стремление к не противостоянию с собственными дарованиями.

    Теперь об альтруизме. Альтруизм – ценностная ориентация, в основе которой лежит принцип «ради помощи окружающим я могу жертвовать собственными интересами». Можно сказать, что альтруизм – это коллективная форма аскетизма.

    Альтруист – это не только тот, кто жертвует жизнью ради другого человека. Когда мы имеем дело с подобным примером, перед нами – образец крайнего альтруизма. Если вы помогаете подтолкнуть автомобиль незнакомому человеку, это акт альтруизма. Если вы выходите добровольно на субботник, это акт альтруизма.

    Таким образом, духовность – ценностная ориентация, в основе которой лежит стремление человека к преодолению своей биологической природы с помощью аскетизма и/или альтруизма. Аскетизм служит средством раскрытия внутреннего духовного мира личности, выражаемого в творчестве, а также средством удовлетворения религиозных потребностей. Альтруизм направлен на бескорыстную помощь окружающим.

    5 . Психология. Учебник для экономических вузов. Под общ. ред. В. Н. Дружинина – СПб., 2002. – С. 128–129.

    Диета, применяющаяся для лечения или обретения стройной фигуры, проявлением аскетизма считаться не может.

    Конечно, термин «аскетизм» можно было бы заменить на иной, менее резкий, но делать мы это не станем, т. к. проблема кроется не в терминах, а в их сути.

  • Загрузка...