bookingsky.ru

Электрическая схема доп стоп сигналов на 555. NM5403Устройство управления стоп-сигналами автомобиля. Что представляет собой устройство

При нажатии на тормоз, когда на вход схемы попадает +12В, схема начинает работу.

Если кто-то захочет собрать данное устройство, то следует не забыть подать питание на микросхему, оно подается на 7 (GND) и 14 (+12В) выводы микросхемы. При смене емкости конденсатора C1 или сопротивление резистора R1 можно регулировать количество вспышек (т.к. при этом изменяется пауза от запуска схемы до момента постоянного горения), a цепь C2 и R2 регулирует период вспышек. Также не забываем о возможных проблемах с гайцами (это такие сине-зеленые люди на дороге) - тем кто захочет подключить к этому блоку не дополнительные стопы (как у меня), а основные, не лишним будет позаботиться о быстром отключении данного устройства, например, параллельно R1 поставить кнопку или тумблер с резистором 1 кОм (чтобы заряд происходил очень быстро), либо можно дополнительным переключателем коммутировать +12В на выход в обход реле.

Небольшая добавка относительно замен. Все узнали в микросхеме CD4093B старую добрую К561ТЛ1, кроме того, у нее есть такой аналог, как HEF4093B (тоже популярный образец) и много других. Короче - эти микросхемы есть в любом городе. Транзистор BC547A можно поменять на любой аналогичный npn-транзюк. Это может быть КТ315 (куда без него), КТ3102, 2N3904 и много других. Главное, чтобы h21э был похожий (хотя можно просто базового тока побольше ввалить, для этого есть R5), а также чтобы транзистор проходил по току и напряжению коллектора. Кондеры могут быть любые (я поставил электролиты), резисторы тоже. Как видно из схемы, здесь есть чем поиграться, все номиналы отнюдь не догма. Реле может быть любое подходящее по напряжению и току, полевик, тоже практически любой.

Схема стоп сигнал КамАЗ несколько сложнее, чем у других автомобилей. Это связано с применением нескольких датчиков, которые обеспечивают включение стоп сигналов при работе нескольких тормозных систем. Хотя тормозная система и называется КАмаЗовской, но она применяется сейчас и на других автомобилях благодаря своей надёжности. Принципиальная электрическая схема у всех таких автомобилей идентична и отличается только конструктивно. В состав схемы стоп сигнал КамАЗ входят датчики, промежуточное реле, зуммер и контрольная лампа стояночного тормоза, и конечно сигнальные лампы в задних фонарях тягача и прицепа. Датчики устанавливаются на контурах тормозной системы в районе тормозного крана и срабатывают при изменении давления в контуре. На последних моделях в качестве датчика стоп сигнала применяется кнопочный выключатель, установленный под педалью, как и на большинстве автомобилей. При изменении давления в любом из контуров, а при наличии кнопочного выключателя, при нажатии на педаль, замыкаются контакты датчика и соединяют обмотку промежуточного реле с массой автомобиля.

При этом ток от предохранителя проходит через обмотку реле, контакты одного из датчиков на корпус автомобиля. Контакты реле замыкаются и подают питание на сигнальные лампы в задних фонарях. При приведении в действие стояночного тормоза, кроме сигнальных ламп, начинает мигать контрольная лампа стояночного тормоза. Это происходит за счёт того, что прерыватель стояночного тормоза и контрольная лама получают минус через датчик стояночного тормоза. Так как все датчик соединяются с катушкой промежуточного реле, то при замыкании любого датчика на всех датчиках появляется минус. Для того что бы контрольная лампа не включалась, при срабатывании других датчиков, в схему включается диод, который предотвращает попадание минуса на провод датчика стояночного тормоза. В процессе эксплуатации возможны некоторые неисправности. Самая распространённая, для всех автомобилей, это когда сигнальные лампы сигналов торможения не горят. В этом случае надо проверить горят лампы при постановке на стояночный тормоз или нет. Если лампы горят то неисправен датчик или оборван провод от него до реле. Для проверки необходимо отключить провод от датчика и соединить его с массой автомобиля. Если сигнальные лампы загорят, то неисправен датчик. В противном случае имеется обрыв в проводе. В случае если лампы не горят, при постановке на стояночный тормоз, то необходимо проверить исправность предохранителя, сигнальных ламп и реле. Неисправные элементы необходимо заменить. Причиной неисправности так же может быть обрыв провода соединяющего реле с сигнальными лампами. Если сигнальные лампы горят при нажатии на педаль тормоза, но не горят при постановке на стояночный тормоз, то необходимо проверить исправность датчика, соединительного провода и диода. Начать лучше с проверки диода, который находится на плате сигнальных ламп панели приборов, около контрольной лапы стояночного тормоза. Если при постановке на стояночный тормоз на диоде появляется минус, то датчик и соединительный провод исправны. В противном случае надо отключить провод от датчика и соединить его с массой автомобиля. Если минус на диоде не появится, то необходимо устранить обрыв в проводе, если появится сменить датчик. Ещё одна неисправность, когда сигнальные лампы горят постоянно. В отличие от описанных ранее, это характерно только для стоп сигнала КамАЗа. Причин может быть несколько. Первая это замыкание плюсового провода на провод сигнальных ламп, в практике встречается, если проводка была оплавлена в процессе замыкания плюсового провода на массу автомобиля. Вторая причина это залипание контактов реле сигнальных ламп. Для проверки достаточно вынуть и поставить обратно в гнездо это реле. При исправности реле будет слышен характерный щелчок. Неисправное реле необходимо заменить. Третья причина может быть в отсутствие питания на контрольную лампу стояночного тормоза и её реле прерывателя. В этом случае плюс через обмотку реле сигнальных ламп, контрольную лампу стояночного тормоза, питающий провод контрольной лампы и через один из потребителей, получающий питание этим же проводом, попадает на минус. При этом цепь замыкается, и реле сигнальных ламп срабатывает. Для проверки достаточно отключить питающий провод от прерывателя контрольной лампы. Реле должно разомкнуться и сигнальные лампы потухнуть. Возможными причинами могут быть неисправность предохранителя или обрыв в проводе. Последней причиной можно назвать соединение любого провода от датчиков с массой автомобиля. Как и на всех автомобилях в стоп сигнал КамАЗ, так же возможно перегорание предохранителя сигнальных ламп. Поиск неисправности зависит от момента, когда перегорает предохранитель. Для поиска необходимо снять автомобиль со стояночного тормоза и отпустить педаль тормоза. Если предохранитель будет сгорать сразу при установке, то короткое замыкание надо искать под панелью приборов от предохранителя до реле сигнальных ламп. Если предохранитель перегорит при нажатии на педаль тормоза, то короткое замыкание в проводе от реле до задних фонарей или в розетке прицепа.

Те, кто смотрит соревнования Формулы 1, обращали внимание на то, что у многих автомобилей установлен мигающий стоп-сигнал. То есть сигнал не просто горит красным, давая понять преследующим машинам, что выполняется торможение, а еще и мигает. Что это - новая «фишка», дань моде или способ повысить безопасность?

1 Что представляет собой устройство?

Согласно статистике, 24% всех дорожно-транспортных происшествий возникает в результате столкновения с автомобилем, который движется впереди.

Своевременное привлечение внимания водителя к загоревшимся «стопам» позволит намного снизить этот процент. Так считает известный аналитик по ДТП в Германии Йорг Олгримм. И это действительно так. Доказано, что человек больше реагирует на динамические раздражители, чем на статические. Поэтому использование моргающего стоп-сигнала, конечно, повысит безопасность на дороге и поможет избежать дорожно-транспортного происшествия.

Стоп-сигнал - это привлекающий внимание красный фонарь, который мигает. Его устанавливают сзади машины, на уровне глаз водителя. Таким образом все водители, которые будут ехать сзади этого автомобиля, обязательно увидят данный сигнал и смогут вовремя среагировать.

Мигающий стоп-сигнал - это простое устройство, поэтому его вполне реально сделать своими руками. Для того чтобы собрать стоп-сигнал своими руками, достаточно воспользоваться специальной схемой.
Выдавать импульсы будет микровибратор, который основан на микросхеме К661ЛА7. Для управления более весомого тока питания надо использовать транзистор. Чтобы разобраться с работой стоп-сигнала, для начала нужно изучить схему.

2 Как собрать стоп-сигнал?

Существует множество различных схем, с помощью которых можно собрать стоп-сигнал.

Например, одна из них подразумевает, что это устройство просто будет моргать. Также можно найти и более «продвинутую» схему, то есть когда устройство будет работать по определенному алгоритму. К примеру, сначала сигнал моргает один или два раза. После прекращения подачи на транзистор тока (во время паузы) сигнал будет гореть на половину накала. Именно таким образом и появляются эффекты мерцания.

Чтобы было проще понять, как работают эти схемы, можно взять одну из них в качестве примера, например, К561ЛА7.

Микросхема К561ЛА7 является сердцевиной этой разработки, которая состоит из 5 элементов «2И-НЕ». На первом и втором элементе расположен мультивибратор, а на третьем - инвентор. Благодаря последнему создается нужный сигнал на выходе, так как инвентор разделяет мультивибратор от схемы. Функцию открытия и питания нагрузки на эммитере выполняет транзистор КТ816Б, на который и подается сигнал, проходящий через инвентор.

Также есть аналогичная микросхема, но с добавленными конденсатором и диодом. На протяжении одного или двух импульсов конденсатор заряжается, а затем разряжается на транзистор при непосредственном «провале», в результате чего возникает эффект моргания. Диод добавили для того, чтобы он предотвращал разряд конденсатора. На схеме диод обычно не отображают, поскольку можно применить абсолютно любой диод. После того как моргающий стоп-сигнал будет собран, никакие дополнительные наладки не потребуются, так как он будет уже работоспособным.

Вместимость конденсатора влияет на частоту моргания. Например, на микросхеме К561ЛА7 питание составляет от 3 до 15 В, поэтому ее можно подключать сразу к бортовой сети, что является еще одним плюсом.

Алгоритм работы сигнала следующий: если нажать на педаль тормоза, сигнал мерцает первые 3 секунды, после чего горит постоянно. При повторном нажатии на педаль тормоза все повторяется в точном порядке.

Но возникает вопрос, а как же быть в пробке? Не будет ли моргание мешать сзади стоящему водителю, слепя его огнями? Будет. Но как раз для этого был придуман контроллер стопа со специальным G-сенсором. Его предназначение заключается в том, чтобы увеличить заметность автомобиля при торможении.

Контроллер следует устанавливать в соответствующем положении и надежно закреплять, чтобы он держался жестко и прочно. Нулевое положение можно установить с помощью специального режима установки, который прилагается в контроллере.

Теперь что касается того, как активировать этот режим. Сделать это достаточно просто, но выполнять данную процедуру необходимо с уже зажатым тормозом. Поэтому проще всего будет попросить о помощи друга, который зажмет тормоз и тем самым подаст питание на устройство. После выставления нулевого положения потребуется настроить частоту мигания. Как правило, контроллер имеет 10 режимов частот. Они могут быть различными - от самого медленного до почти постоянного горения. Для того чтобы выбрать частоту, необходимо зажать кнопку, а затем по количествам моргания определить и выставить нужную частоту. После того как будет выбран оптимальный вариант, необходимо отжать тормоз и провод, которым питается устройство.

После выполнения данных действий можно с помощью кнопки задавать непосредственно порог, при котором будет срабатывать мигание. Его смысл заключается в том, что если водитель не будет превышать этот порог, то стоп будет светиться, как светился все время, а при превышении - уже с выставленными частотами. Контроллер имеет в себе 12 порогов, которые тоже разбиты по группам. Первые 5 порогов - это районы слабого торможения, следующие 3 или 4 - это торможение с АБС. Последние предназначены при перегрузке в 1G. Цены контроллера сравнительно невелики. Как правило, они зависят от нагрузки подключения.

Теперь вы знаете, как сделать стоп-сигнал и зачем он нужен. Осталось только выбрать подходящую схему, и можно приступать к его изготовлению.

Как-то будуче в Питере заметил, что у впереди идущей машине мигающий стоп-сигнал. Интересно стало, тоже решил сделать себе подобный стоп-сигнал. Цены на подобные девайсы стартуют с 400 руб.

И как раз нашёл несколько вариантов мигающего стоп-сигнала. Свой выбор остановил сделанный на знаменитом таймере NE555.

Для сборки нам понадобится:

Микросхема- NE555, Диод- 1n4007, Транзистор- IRF540, C1- 22мкф, С2-10мкф, R1-1k, R2- 5k, R3- 10k, R4- 470k, Макетная планка, контакты.

Принципиальная схема мигающего стоп-сигнала

Собранная схема

Монтаж на монтажной планке

Схемка установлена в панель стоп-сигнала

Мне нравится паять на монтажной планке. Да это очень утомительно, но зато не нужно возится с травлением платы.

При пайке соблюдайте аккуратность особенно с полевым транзистором, ножки транзистора лучше придерживать пинцетом для теплоотвода. Строго соблюдайте полярность в момент сожжёте всю схему. Для подстраховки в схему можно включить диод в разрез плюсовой шины.

Вот как работа сигнала видна со стороны.

В одной из наших статей мы уже начинали разговор на тему стоп-сигнала с динамической подсветкой, а если быть точнее, то мы рассматривался стоп-сигнал у которого индикация была в виде бегущих огней. Смотрите статью «Стоп-сигнал бегущие огни ». Все ничего, но кому-то достаточно и того, что стоп - сигнал просто будет мигать. Это также привлечет внимание водителей, при этом схема будет в чем-то даже несколько более простая. Итак, в этой статье мы как раз и хотели поговорить о втором варианте, о мигающем стоп-сигнале и не более того!

Еще раз повторимся, когда скажем о том, что такой стоп-сигнал может будет смотрится при работе более просто нежели его "собрат", но при этом и принципиальная схема будет более простая. Как говорится не бывает минусов без плюсов. Также надо заметить, что данное мигание светодиодов в стоп - сигнале может подстраиваться по частоте. Это обеспечивается подбором соответствующего конденсатора, вернее изменением его емкости. Чтобы не быть голословным, давайте рассмотрим схему и перейдем к ее описанию.

Электрическая схема стоп-сигнала мигающего своими руками (Вариант 1)

За основу электрической схемы мигающего стоп-сигнала взята часть уже рассмотренного нами варианта - это стоп-сигнал с бегущими огнями. Об этой схеме мы упоминали чуть ранее. Сердцем схемы является микросхема КА561ЛА7. На ней реализован мультивибратор, вернее на 2 ее элементах. На третьем логическом элементе реализован инвертор, который отделяет мультивибратор от аналоговой схемы, что позволяет получить более четкий (цифровой) сигнал на выходе. При этом частоту для мультивибратора задает конденсатор. Чем меньше емкость, тем чаще будет происходить мигание, чем больше емкость конденсатора, тем соответственно наоборот, реже будут мигать светодиоды стоп-сигнала. На частоту мерцания также влияет и резистор, так как именно через него происходит зарядка разрядка конденсатора.
После получения импульсов от микросхемы, переходим от управляющей части к силовой. Так, управляющий сигнал приходит на базу транзистора КТ816Б. При каждой положительной полуволне транзистор будет открываться, тем самым пропуская через себя ток. Таким образом транзистор будет управлять уже значительно большим током, чем могла бы выдать микросхема. А значит, позволит подключить цепочку светодиодов. Но для того, чтобы светодиоды не сгорели от высокого напряжения, необходимо применить микросхему КР142ЕН 5 Б. По факту это стабилизатор напряжения на 5 вольт, о нем мы рассказывали в другой нашей статье "Как получить 5 вольт из 12 вольт".

(Принципиальная электрическая схема мигающего стоп-сигнала)

Именно так и замыкается логическая цепочка, когда все элементы стоп-сигнала работают на одно дело, на то, чтобы светодиоды мигали при подаче напряжения на схему.

Если у вас будет применяться штатный стоп-сигнал, который уже установлен на машине и работает от 12 вольт, то соотвественно применение микросхемы КР142 ЕН 5 Б вам не потребуется. Вы сразу можете подключиться к эмитеру транзитора, как к плюсовому потенциалу, а минус взять с кузова. В этом случае схема мигающего стоп-сигнала будет выглядеть несколько проще, чем представлена на рисунке. Вместо группы светодиодов с резисторами, соответственно будет установлен штатный стоп-сигнал.

Теперь давайте разберем, какие радиодетали можно применить или на какие можно заменить штатные элементы, если таковых нет в наличии.

Радиодетали и их возможные аналоги применяемые в схеме мигающего стоп-сигнала своими руками

Начнем с микросхемы. В качестве аналога можно применить разработку американских инженеров, а именно CD4011A (Texas instruments). На самом деле чисто американскую микросхему вы вряд ли достанете, а вот ее китайских собратьев встретите наверняка.

Конденсатор C1 для перменного тока, напряжением от 16 вольт и выше. Резисторы мощность от 0,25 Вт и выше. Микросхему КР142ЕН 5 Б лучше установить на радиатор. В качестве светодиодов подойдут любые светодиоды напряжение 3,3 вольта. Единственное, не забывайте что у вас все же стоп-сигнал, а значит их цвет должен быть красным!
Весь монтаж можно произвести на универсальной монтажной плате, обеспечив соединения гибкими проводниками. Это будет самым простым вариантом. При сборке схема не потребует наладки и настройки, так что просто все соберите внимательно и проверьте перед "запуском".
Единственным минусом такого стоп-сигнала является то, что он мигает от начала до конца, то есть с момента нажатия на педаль и до момента ее отпускания. Более правильно было бы обеспечить мигание в первые секунды, а затем сделать так, чтобы стоп-сигнал стал гореть постоянно. Эту возможность обеспечивает вторая схема, которую мы также приведем далее.

Электрическая схема стоп-сигнала мигающего своими руками (Вариант 2)

Настоящий вариант будет обеспечивать мигание на первых секундах, а затем лампы станут гореть постоянно. Схема выполнена на двух микросхемах NE 555 - это два таймера. Вначале сигнал приходящий на транзистор приходит как и в первом случае импульсно, а затем на базе присутствует постоянный потенциал. В итоге, реле перестает переключаться и замыкает свои контакты.
Здесь необходимо сказать об особенностях схемы. Если вы захотите исключить ее влияние, то достаточно будет переключить выключатель SW1 в положение 1-2. Однако здесь все же будет задействован транзистор и реле.

Для увеличения схемы мигающего стоп - сигнала кликните по изображению. Все остальные применяемые детали вы можете узнать если раскроете схему, и прочитаете маркировку под ней.

Вот так будет выглядеть монтажгая плата, хотя опять все можно сделать и на универсальной монтажной плате.

Это вид уже готового стоп-сигнала со стороны дорожек...

Со стороны монтажа радиодеталей...

Подводя итог о мигающем стоп-сигнале своими руками

Как видите, реализовать мигающий стоп-сигнал можно как минимум несколькими способами. При этом его функциональность будет незначительно различаться. Самое главное, что хотелось бы отметить, так это то, что все вышеприведенные варианты вполне можно реализовать самому. При этом детали вполне доступные, а схемы не такие уж сложные. Также отмечаем и то обстоятельство, что в схемах не задействованы программируемые контроллеры, а значит о их программировании речи тоже не идет.
Нам осталось пожелать, чтобы вы определились с вашим вариантом, и реализовали его. При этом чтобы мигающий стоп-сигнал служил вам исправно и долго, помогая тем самым на дороге!

Загрузка...