bookingsky.ru

Кем была мать тереза. Фотоподборка: монахиня и лауреат Нобелевской премии мира Мать Тереза. Фильмы о матери Терезе

Монахиня (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, 1910 1997), которая сделала свою жизнь примером подвижнического социального служения религиозного человека. Родилась в г. Скопле (в то время под властью Турции, с 946 столица Македонии) в благополучной… … Словарь крылатых слов и выражений

мать Тереза - Биография матери Терезы Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза… … Энциклопедия ньюсмейкеров

1. Жарг. шк. Шутл. Школьная медсестра. Максимов, 241. 2. Жарг. мол. Ирон. Человек, который обещал помочь и не помог кому л. Максимов, 241 … Большой словарь русских поговорок

У этого термина существуют и другие значения, см. Мать Тереза. Мать Тереза Калькуттская Mother Teresa of Calcutta Жан … Википедия

Тереза (мать Тереза) - ТЕРÉЗА (Teresa), мать Тереза (в миру Агнес Гонджа Бояджиу, Bojaxhiu) (1910–1997), основательница (1950, в Калькутте, Индия) и настоятельница католич. Ордена милосердия. В разл. странах основывала школы, мед. пункты, приюты для бедняков. Ноб … Биографический словарь

Блаженная Мать Тереза Калькуттская - Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения - 27 сентября. Ее родители были состоятельными албанцами‑католиками. Отец был совладельцем крупной строительной фирмы и преуспевающим торговцем. Он скончался в 1919 г., мать… … Энциклопедия ньюсмейкеров

МАТЬ ТЕРЕЗА (1910 1997), католическая монахиня, основательница Ордена милосердия, монашеской конгрегации, занимающейся служением бедным и больным. В 1979 мать Тереза была удостоена Нобелевской премии мира. Мать Тереза (Агнес Гонджа Бояджиу)… … Энциклопедия Кольера

I из Лизьё (Thérèsa de Lisieux), Тереза младенца Иисуса и Св. Лика (1873 1897), французская монахиня кармелитка, святая Римско католической церкви. В XX в. известность получила её духовная автобиография «История одной души» (1898). II мать Тереза … Энциклопедический словарь

Мать: Мать женщина по отношению к своим детям (см. Родственные отношения). Богиня мать, Мать Земля, Мать мира в мифологии разных народов прародительница всего сущего. Богоматерь Мать книги в исламе предвечный и несотворенный… … Википедия

- (мать Тереза) (в миру Агнес Гонджа Бояджиу Bojaxhiu) (р. 1910), основательница (1950, Индия) и настоятельница католического Ордена милосердия. В различных странах основывала школы, медицинские пункты, приюты для бедняков. Нобелевская премия мира… … Большой Энциклопедический словарь

Книги

  • Мать Тереза , Чейн Юнь Юэ. "Люди могут быть высокомерными и неразумными, неверно мыслящими и эгоцентричными, несмотря на это - любите их…"Милосердие - главное чувство, которым руководствовалась Мать Тереза, всей своей…
  • Мать Тереза , Чейн Ю.. Вашему вниманию предлагается книга Мать Тереза (из серии Великие имена)…

Критика Блаженной Матери Терезы получила новый импульс после публикации ее дневников. Она предстала миру в слабости, стала уязвимой для всеобщего суда - и суд не замедлил. Зачем Католическая Церковь пошла на это? Предлагаем нашим читателям материал, подготовленный порталом «Милосердие.ru» .


Рассказывает Светлана Панич , переводчик дневников матери Терезы Калькуттской:

Сахар с перцем

На западе дневники матери Терезы были опубликованы в 2007 году, в России - в 2010, когда вышла книга «Будь моим светом» в вашем переводе. Но сама критика матери Терезы началась еще при ее жизни, задолго до публикации дневников. Что дневники добавили к этой критике?

— Особенность этого издания в том, что вошедшие в него тексты никоим образом не предполагали публичности. не хотела, чтобы ее переписка была известна кому-либо, кроме прямых адресатов, она неоднократно просила у духовников благословения уничтожить письма. Дневники, тем более, вела только для себя и явно не задумывала их как послание потомкам.

Однако постулатор процесса м. Терезы, отец Брайан Колодейчук, решил их частично опубликовать после того, как мать Тереза была беатифицирована. Книга разошлась по всему миру, разбила многие иллюзии части церковной публики и задала много вопросов публике светской. Какого рода это были иллюзии и что за вопросы?

Оказалось, что та м. Тереза, какой она открывалась в своих письмах и дневниках, - невероятно сильная личность, весьма решительная, с непростым характером, часто резкая и жесткая, - совершенно не похожа на бодрый, «розово- марципановый», по выражению Натальи Леонидовны Трауберг, образ «неунывающей монахини», который тиражировался религиозной литературой и отчасти, из наилучших побуждений, был подхвачен светскими изданиями.

Нашлось даже немало тех, кто по прочтении книги спрашивал: «А в Бога ваша святая верит?»

Проблема несоответствия образа святого общественным ожиданиям или сложившимся в культуре представлениям очень интересна. Так было с матерью Марией (Скобцовой); мать Тереза, при жизни и после смерти, тоже стала предметом пререкания.

Многим людям проще иметь дело с образами безупречными, «сладкими» до приторности, но «с перцем» показного аскетизма, надсадной эксцентричности или героизма.

Эта «щепотка перца» присутствует во многих жизнеописаниях святых - истязания плоти, поиск страданий, искушения в духе благочестивых кошмаров барочного искусства, надрывное покаяние; рассказы о м. Терезе - не исключение. Но как только человек, искренне пытаясь подражать любимому святому, начинает следовать предложенному ему «формульному» образу, оказывается, что это невозможно: попытки этот образ имитировать оборачиваются религиозной истерией.


Вера не в словах, а в делах

Если посмотреть на сестер матери Терезы, мы увидим весьма трезвых, здравых, очень стойких в душевном отношении женщин. Таково с самого начала было требование к тем, кто приходил в конгрегацию. Сестры, писала мать Тереза, должны быть «крепки телом и здравы умом, быть щедры и любить бедных. Им надо быть готовыми взяться за любую работу, какою бы грязной она ни казалась. Они должны быть жизнерадостными и отзывчивыми».

Никакой «сладости небесной» там в помине нет. Ее и не может быть, потому что, простите, для того, чтобы обмывать бомжей, «сладость» не нужна. Требуются другие навыки, другое расположение сердца. Нужно понимание, что ты моешь бомжа, а не «совершаешь духовный подвиг».

А для этого необходимо предельно здравое отношение к себе.

Но именно в церковной среде сложилось, а оттуда и в светскую перекочевало стойкое представление о том, что все, совершаемое матерью Терезой, рождалось из «светлой веры», а точнее, из восторженной религиозности. Ее частные записи не оставляют от этой легенды и следа.

Оказалось, что «лучезарная матушка», просившая почаще «улыбаться Иисусу» и призывавшая совершать все дела в радости, более тридцати лет прожила в тяжелейшей богооставленности. В первые годы монашеской жизни м. Тереза пережила мощный мистический опыт, ставший началом ее, очень странного для тогдашней Церкви, пути. О таком опыте вправе рассказывать только переживший - все наши попытки подбирать здесь слова будут в лучшем случае неточными, в худшем нечестными.

Но потом на несколько десятков лет подступает тьма. И именно в эти годы она выходит из благополучного монастыря и спускается на самый низ социальной лестницы, идет в места крайней нищеты и порока, открывает в разных странах дома конгрегации, создает больницы и хосписы для бедных.

А духовникам пишет: «Не знаю, что мне делать. Бога нет. Рая нет. Я знаю, что у меня дорога в ад. Что делать, если Бог меня оставил?» Потом снова берет метелку и идет мести.

Может возникнуть вопрос: не было ли это родом терапии, когда человек, чтобы вытащить себя, берется помогать тем, кому еще хуже? В такой терапии нет ничего дурного (если, конечно, ее не выдавать за «самоотверженное служение»), но, думаю, мать Тереза была для нее слишком простодушна. Скорее, и это видно из частных записей,так она пыталась ответить на воспринятые с предельной ответственностью, как обращение лично к ней, всем известные евангельские слова: «так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».


Жажда милости

Другим «ключом» к ее действиям служит столь же серьезно, как личная просьба, услышанное слово Христа на Кресте: «Жажду». Для нее Христово «Жажду» - это, прежде всего, жажда милости. К кому? Да все к тем же ближним, о которых Христос говорит в притче о Страшном суде – голодным, нищим, бездомным, больным и умирающим, изгоям, маргиналам.

Такова была ее «социальная программа», которую она, личность сильная и целеустремленная, старалась осуществить как можно скорее и любой ценой. В первую очередь, ценой неимоверных внутренних усилий, какие требовались, чтобы, несмотря на «тьму в сердце», подбирать на улицах больных и бездомных, ухаживать за умирающими и щедро улыбаться всем – от бомжей до «владык мира». Иногда – ценой собственной репутации.

Тут мы неизбежно вторгаемся в ту область, с которой связано больше всего кривотолков и злословия о матери Терезе. Речь идет о ее моральной «всеядности» и «сомнительных связях».

Когда в 1948 она добилась канонического разрешения, не снимая обетов, жить вне монастыря, и поселилась в одном из самых бедных районов Калькутты, никаких «источников пожертвований» у нее не было. Были только самые необходимые лекарства и основные медсестринские навыки. Уже первый день показал, что этого недостаточно. «…мы пошли на местный базар, - записывает она вечером в дневнике, - а там нищая, умирает, скорее, от голода, чем от чахотки… Я дала ей лекарство, чтобы она могла хоть немного поспать – но ей нужен уход. … я поняла, как же я сама бедна – мне нечего было ей дать. – Сделала все, что могла, но будь у меня горячее молоко или хоть что-нибудь, от чего в ее холодеющее тело вернулась бы жизнь. Надо постараться и устроить так, чтобы поблизости были люди, у которых всегда можно раздобыть самое необходимое».

Лоретанские сестры, к конгрегации которых мать Тереза изначально принадлежала, сразу после того, как она покинула монастырь, недвусмысленно дали ей понять, что на их участие рассчитывать не приходится. Церковные власти тоже довольно долго относились к ее начинанию с оглядкой. Поэтому она не отказывается от помощи. Ни от какой.


Почему мать Тереза общалась с «сомнительной публикой»

- Касается ли мать Тереза в своих дневниках отношений с сильными мира, особенно с дурной репутацией?

Касается, но не прямо, кроме того, как уже говорилось, не все тексты дневников опубликованы, но некоторые основания поставить под вопрос упреки в неразборчивости в них найти можно.

В 1952 году, в калькуттском районе Калигхат, где находилось святилище богини Кали, мать Тереза основала первый в Индии дом для умирающих. Сестры приносили туда обессилевших от боли и жажды, неизлечимо больных людей, что лежали на земле, у сточных канав – для тогдашней Калькутты, в которой роскошные колонизаторские постройки соседствовали с дикой нищетой, это было обычным.

Необычным было другое – место, где уходящих людей, возможно, впервые в их жизни окружали заботой. Сестры очищали и перевязывали раны, оказывали первую медицинскую помощь, как могли, обезболивали, поили, кормили, провожали молитвой. С первых дней было понятно, что пациентов гораздо больше, чем средств, поэтому, пишет мать Тереза, пожертвования и подаяние собирали везде, где только можно.

В дневниках матери Терезы есть история о том, как однажды она шла в Калигхат к своим подопечным, и навстречу ей попался человек весьма респектабельной и одновременно, бандитской наружности.

Из тех, о ком говорят, что у него весь уголовный кодекс на челе. В ответ на просьбу о помощи дому он, откровенно глумясь, сказал, что может предложить ей лишь пачку сигарет. На что мать м. Тереза воскликнула: «Как это вовремя! К нам недавно принесли пациента, который мучается без табака. А мы не знали, где найти деньги, чтобы купить ему курево».

Была ли это неразборчивость или прекраснодушие? Вряд ли. Скорее, презумпция жизни над идеей, какой бы высокой идея ни казалась.

В противопоставлении «жизнь другого человека или чистота собственных риз» мать Тереза всегда и безоговорочно выбирала жизнь.

Поэтому ей, действительно, иногда приходилось иметь дело с довольно сомнительной публикой, например, с теми же гаитянскими лидерами. Они предложили помощь - и она отозвалась, как отзывалась на каждого, кто, независимо от явных или тайных мотивов, был готов хоть что-нибудь сделать «одному из малых сил».

Она прекрасно понимала, с кем ей приходится общаться, но была убеждена, что порочные люди едва ли не больше, чем хорошие, нуждаются милости.

Дневники и письма матери Терезы разрушили соблазнительную и нездоровую иллюзию бодрой благотворительности. «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда», - писала Ахматова. Оказалось, что иногда тоже растет из «сора».

Пожалуй, это стало самой доступной мишенью для «разоблачителей». Впрочем, разоблачения, в том числе, нашумевшая книга и фильм американского журналиста Кристофера Хитченса, время от времени появлялись еще до выхода частных записей матери Терезы.

Они могли быть в большей или меньшей степени обоснованными, искренность их авторов тоже могла варьироваться от нуля до десяти, но у меня, читателя, всегда оставался вопрос: «Зачем все это?» Чтобы еще раз сказать, мол, всемирно обожаемая святая благотворительница небезупречна? Да, это правда, и ее частные записи – первое тому свидетельство. Чтобы еще раз доказать, мол, все в мире делается грязными руками и нет достойных?

Это лукавая игра на понижение, тем более лукавая, что претендует на знание правды. Замечательный лингвист Михаил Викторович Панов однажды сказал, что обыватель смакует неприглядные подробности жизни великих поэтов, чтобы утешить себя, дескать, и они не лучше. За «сахарным изваянием» не увидишь правды о живом человеке, но якобы разоблачающее злословие от правды явно уводит. Это как Сцилла и Харибда, а путь понимания – всегда между ними.


Общалась, но не продавалась

Как видно из писем и дневников, нередко мать Тереза бывала крайне избирательной. Она умела решительно дистанцироваться, особенно когда видела, что ее пытаются «купить», к примеру, известностью, или использовать ее имя для недостойных, на ее взгляд, целей. Единственная цель, которая оправдывала для нее и столь нелюбимую ею публичность, и самые разные знакомства – «ради одного из малых сих».

В Нобелевской речи она говорит о том, что принимает премию только ради отверженных и никому не нужных. Во время последнего визита в США, на встрече с крупными банкирами и бизнесменами она благодарит их за готовность помочь – и тут же уточняет, что вовсе не обязательно жертвовать громадные суммы в пользу Миссионеров Милосердия: помощь «ее беднякам» (этим словом она называла не только неимущих, но всех больных, оставленных, беспомощных и гонимых) начинается с внимания к престарелым родителям, к нищему, в котором никто не видит человека.

Епископам, собравшимся на общеевропейскую конференцию, она напоминает, что «без конца рассуждать о нищете в других странах – легко, а мы зачастую понятия не имеем о страдающих, одиноких людях… что живут по соседству с нами… и у нас нет времени даже на то, чтобы им улыбнуться».

Диктаторам казалось, что они прикрываются именем матери Терезы, а она принимала от них деньги в ясной уверенности, что даже недобрый жест Провидение способно обратить во благо.


Бога не было, нет и не будет?

Мы, люди церковные, часто думаем, что Провидение действует в «черно-белой» парадигме, а оно непостижимым для нас образом обеляет то, к чему мы брезгуем прикоснуться. Если вдуматься, подтверждения можно найти даже в собственной жизни. В конце 90-х годов нам понадобилось собрать значительную сумму на лечение знакомого ребенка. Обратились в разные церковные организации, но, куда не сунемся, везде отказ.

И вдруг мне пришла сумасшедшая мысль – написать знакомому, который в то время жил в Америке. Человек он был даже не атеистических, а радикально богоборческих воззрений, очень циничный и невероятно расчетливый. Но бывает, что от бессилия совершаешь неразумные, на первый взгляд, шаги. Я зажмурилась и ему написала.

Вскоре он ответил: я, конечно, могу повесить эту просьбу у себя в университете, но только для того, чтобы никто не отозвался и вы, мракобесы, убедились, что Бога нет, не было и не будет. «Хорошо, - сказала я.

Через несколько дней мне пришло письмо от совершенно незнакомого человека с просьбой переслать медицинские документы. Это была студентка того самого университета, где работал мой знакомый. Прошлым летом она заработала требуемую нам сумму и как раз в это время думала, на что бы ее потратить. Мы переслали ей выписки - и трансплантацию оплатили вовремя.

На мой взгляд, подобные истории – притчи о Божьей непредсказуемости и человеческом неведении. Судя по всему, мать Тереза и непредсказуемости, и неведению очень доверяла. Она не была морально-всеядной, напротив, многие считают ее крайне ригористичной, но – здесь мы снова возвращаемся к главному мотиву всех ее действий –

«ради одного из малых сих» она не раз жертвовала собственным именем, когда принимала помощь у одиозных фигур – и становилась «нерукопожатной» даже для некоторых близких.

- А были случаи, когда сильные мира сего не подавали?

Неоднократно. И не только сильные, но и благочестивые, в том числе, те, кто обвинял ее в нравственной неразборчивости. Мать Тереза рассказывает об этом обтекаемо, чаще всего не называя имен, и очень горестно; опять не удалось, опять не получилось, опять прогнали.

В письме к духовнику она сетует, что они не могут собрать средства, чтобы открыть дом, где индийские девушки, которых нищета заставила торговать собой, могли бы найти приют и освоить ремесла. Несколькими годами ранее в дневнике она описывает, как целый день безуспешно искала пристанище для первой общины сестер: «Сегодня я получила хороший урок – оказывается, зачастую быть бедным очень трудно. Когда в очередной раз я искала для нас дом – ходила, пока от усталости не заныли руки и ноги – вдруг поняла, что у бедных также стонет душа и тело оттого, что они все время вынуждены искать крышу над головой – пищу - хоть какую-то помощь… Боже мой, даруй мне сил сейчас – в эту минуту – выстоять в том, к чему Ты меня призываешь».

Вскоре после открытия дома в Калигхате ей стали угрожать расправой за то, что своими больными, прокаженными и умирающими она осквернила святилище покровительницы Калькутты. «В Калигхате - писала она калькуттскому архиепископу, - опять неприятности – мне очень грубо было сказано, мол, я должна благодарить своего Бога, что до сих пор не удостоилась побоев или пули в лоб, потому как иной награды, чем смерть, те, кто здесь работает, не заслужили… Наступают тяжелые времена, пожалуйста, молитесь о том, чтобы нам выдержать экзамен на Милосердие».


Святой – человек неудобный

Искаженное представление о святости возникает, прежде всего, в церковной среде, оттуда транслируясь в светскую. Откуда берутся такие искажения?

Думаю, у них – разветвленная корневая система. Первая причина, на мой взгляд, в том, что с течением времени Церковь – как Западная, так и Восточная, – ушла от библейского представления о святости. Мы нередко видим в святом «круглого отличника Господа Бога», однако, в Писании святой – это, прежде всего, «отделенный», иной, проще говоря, живущий не как все люди.

История «народа святого» начинается с того, что Бог берет его «себе в удел», отделяет от других народов и заповедует жить иначе.

Например, ваши соседи, как и положено язычникам, гонят чужеземцев, а вы примите странника, ибо «и вы были рабами в земле Египетской». Мы привыкли воспринимать святого как образец для подражания, но если что он и «показывает» - не поведенческий пример «делай с нами, как мы», а инаковость, неотмирность Царства Божьего, которая по-разному проявляется в каждой жизни.

В ранних повествованиях о святых еще можно было узнать «словесную икону», в которой сквозь образ «видимого человека» проступали черты Царства, однако со временем агиографический канон с устойчивым набором этикетных формул закостеневает, и житие, по словам Д.С. Лихачева, становится «монументальной формой», за которой все труднее прочувствовать живую, ищущую, страдающую личность.

Однако дело не только в самих текстах, но и в том, что современный, в том числе, церковный человек, как правило, не научен их воспринимать: от «словесной иконы» он ждет портретного сходства и четких дидактических указаний.

Еще одна причина связана с тем, что в нашем обиходе (и церковные люди здесь не исключение) слово «святой» употребляется в том значении, в каком оно, претерпев сентименталистские и романтические влияния, закрепилось в русской литературе XIX века. Святой как «идеальный», «беспорочный», совершенный во всех отношениях.

Даже мои воцерковленные студенты в Общедоступном Православном университете имени о. Александра Меня определяли святого как «очень хорошего», «безгрешного человека». Но я не думаю, что встретившись, например, с прп. Максимом Исповедником или со святым Франциском, они согласились бы присоединиться к этим «хорошим людям». Именно потому, что они – иные.

Как верно заметил Клайв Льюис, «Христиане часто думают о том, как много страданий причиняет мир святым; но и причиняют миру немало страданий».

Вряд ли стоит «требовать», чтобы святой соответствовал нашему «образу героя» или культурным представлениям. Это часто очень «неудобный» человек, всей своей неразделенной волей отозвавшийся на обращенный к нему зов, решившийся «идти в страну неведомую», и из его сложной, противоречивой жизни Бог что-то творит.


Честная, но очень жесткая

Мать Тереза как раз-то и была такой «неудобной» святой. Как и всякий живой человек, она совершала множество ошибок, и была готова их признавать.

От м. Терезы нередко страдали сестры, и об этом рассказывают многие, ее знавшие. Немало людей так и не смогли ее простить, уходили из конгрегации с обидами и писали потом обличительные тексты.

Об эту жесткость я и сама споткнулась, когда переводила опубликованные в заключительной части книги «Будь моим светом» свидетельства.

Одна из сестер рассказывала, что как-то пришла к м. Терезе в глубочайшем унынии, с ощущением совершенной ненужности всей этой возни с больными и собственной ненужности. Это неизбежное испытание во всяком серьезном деле, когда время даров сменяется временем тяжкого труда, и начинаешь задумываться: а зачем все это?

Мать Тереза, к тому времени уже настоятельница, выслушала сестру и ответила: «Ты все равно должна улыбаться Иисусу».

С этим фрагментом я боролась несколько дней, потому что очень живо представила себя на месте унывающей сестрицы и свою реакцию: хлопнуть дверью и больше в эти сестры ни ногой.

Когда человеку тяжко, подобные «духовные советы» кажутся не просто фарисейскими отговорками, но клеветой на Бога.

Разрешить эту ситуацию для себя и перевести слова матери Терезы так, как она их произнесена, мне помогла простая, в общем-то мысль о том, что подобное она десятки раз говорила себе, и в ситуациях, какие даже помыслить трудно. «Если бы вы знали, какая тьма у меня в сердце… - в те годы, когда мир восторгался жизнерадостностью «лучезарной матушки», - писала она духовнику. - Улыбка – это огромный покров, за которым не видно, как мне больно».

Насколько можно судить по частным записям, мать Тереза вполне осознавала собственную жесткость, и не раз напоминала себе о том, что с сестрами надо быть помягче и потерпеливей.

Приходящим в конгрегацию с самого начала давали понять, что миссионеру милосердия понадобится очень много душевных и физических сил, «порывами сострадания» не обойдешься.

Но безжалостная высота требований, как видно из текстов, сочеталась у матери Терезы с поразительной трезвостью. Одной из своих ирландских корреспонденток, учительнице, которая рвалась приехать в Индию, но понимала, что брезглива, и ей всякий раз предстоит преодолевать отвращение, чтобы прикоснуться к гноящейся ране, мать весьма категорично отказывает, и тут же, в свойственной ей манере, предлагает иной выход:

«Ты можешь участвовать в нашем деле другими способами. Например, рассказывать своим ученикам о том, что бедняки - тоже люди. Они нуждаются не только в нашем подаянии, но в нашей улыбке… Ты можешь заботиться о своих родителях, через несколько лет они станут совсем как наши и прокаженные. И ты всегда можешь помогать нам молитвой».

Публикацией дневников матери Терезы Католическая Церковь пошла на смелый, даже рискованный шаг. Всему миру известная благотворительница, святая предстала в своей слабости, уязвимости.

Это открыло ее суду – и суд не замедлил. Судьи, конечно, не переведутся, но, с другой стороны, споры вокруг личности матери Терезы, равно как вокруг Парижских новомучеников (мать Мария (Скобцова), о. Димитрий Клепинин, Илья Фондаминский, сын матери Марии Юрий Скобцов, канонизированные Константинопольским патриархатом), и других противоречивых святых XX столетия, оставляют надежду на то, что рано или поздно Церковь и мир смогут прорваться сквозь риторику суда и оправдания к трудной правде, которую являют такие непохожие друг на друга и на наши представления о них святые.

Степан Абрикосов

Мать Тереза – католическая монахиня, основательница женской монашеской конгрегации сестер – миссионерок любви, занимающихся служением нищим и больным людям. В 1979 г. мать Тереза удостоилась Нобелевской премии мира.

В 2016 г. католическая церковь причислила мать Терезу к лику святых. Ее имя стало нарицательным и используется, когда речь заходит о коком-либо виде помощи или проявлении любви.

Но давайте рассмотрим главные события матери Терезы и узнаем, кем она была на самом деле, и так ли все однозначно в ее репутации.

Биография матери Терезы

Мать Тереза (наст. имя Агнес Гондже Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в македонском городе Скопье. Она воспитывалась в семье косовских албанцев Дранфиле и Николы Бояджиу. Кроме нее в семействе Бояджиу родились девочка Агата и мальчик Лазар.

Родители матери Терезы являлись ревностными католиками, в связи с чем будущая монахиня с ранних лет была знакома со священными книгами и традициями католицизма.

Их семья часто ходила в церковь, а также принимала в своем доме нищих, которым старалась помочь тем или иным образом.

Детство и юность

Когда глава семейства был убит в 1919 г., Дранфиле пришлось одной воспитывать троих детей. Мать занималась шитьем одежды, что позволяло ей в полной мере обеспечивать дочерей и сына всем необходимым. Более того, позже она решилась приютить у себя еще 6 сирот.

В 12-летнем возрасте мать Тереза начала мечтать о монашеской жизни, а также о переезде в , где она бы смогла помогать нищим и больным людям.

Мать Тереза в молодости

Религиозная жизнь

В возрасте 18 лет девушка отправилась в , вступив там в монашеский орден «Ирландские сестры Лорето». В 1931 г. она приняла постриг, выбрав имя Тереза, в честь святой монахини-кармелитки Терезы.

Вскоре мать Тереза получила направление в Калькутту, где около 20 лет преподавала в женской католической школе. Позже она начала оказывать помощь нуждающимся людям. В 1948 г. женщина образовала монашескую конгрегацию сестер.

Члены этой общины безвозмездно помогали малоимущим людям, независимо от их национальности и цвета кожи. Также они основывали детские дома, учебные заведения и госпитали для малоимущих слоев населения. Положением на сегодня монашеская конгрегация имеет около 400 филиалов в сотнях стран мира.

В 1973 г. мать Тереза стала первым лауреатом Темплтоновской премии за прогресс в религии. Спустя 6 лет она удостоилась Нобелевской премии мира «За деятельность в помощь страждущему человеку».

В своих интервью мать Тереза признавалась, что свое служение людям она совершает благодаря вере в Бога. Однако согласно некоторым источникам, монахиня неоднократно испытывала сомнения в истинности своих религиозных убеждений. Более того, она сомневалась в существовании Бога.

Как было изложено её постулатором, канадским священником Брайаном Колодейчуком, вплоть до самой смерти «она не ощущала присутствия Бога вообще, ни в сердце, ни в Причастии».

Критика

По мнению авторитетных канадских ученых, больницам матери Терезы перечислялись миллионы долларов, при этом пациенты не получали достойной медицинской помощи. Монахиня повторяла, что больные люди должны испытывать такие же муки, как и Христос во время распятия.

В отчете, напечатанном в немецком издании «Stern», говорилось, что в 1991 г. только 7 % пожертвований, поступивших на счет общины матери Терезы, пошли на благотворительность.

Когда в 1963 г. в Скопье, где родилась мать Тереза, произошло , унесшее тысячи жизней, она не захотела оказывать пострадавшим финансовую помощь.

Во время стихийных бедствий в Индии, от которых серьезно пострадали сотни тысяч индусов, мать Тереза призывала всех обращаться Богу, ни разу при этом не пожертвовав ни цента. Специалисты подозревали ее в сотрудничестве с политиками, а также отмывании денег, проходивших через ее руки.

Известная всему миру монахиня являлась весьма жестким и в какой-то мере циничным человеком, считая, что больные люди должны подвергаться страданиям. Она даже выступала против применения обезболивающих препаратов.

В приютах ордена нередко наблюдалась удручающая атмосфера. Здания были грязными и плохо оборудованными. Пациенты недоедали, а также страдали от нехватки медикаментов. При этом мать Тереза владела огромными средствами, которых бы с лихвой хватило для покрытия всех расходов.

Мать Тереза неоднократно называла свои приюты «Домами для умирающих», тогда как сама лечилась в элитных европейских и американских клиниках.

Когда в 90-х годах прошлого века в разных регионах мира участились землетрясения, монашеский орден матери Терезы практически не участвовал в благотворительности.

Например, когда мать Тереза при вручении ей Нобелевской премии заявила, что помогла 36 000 жителям Калькутты, тщательная проверка показала, что помощь получило менее 700 человек.

Одним из самых активных критиков матери Терезы был британский журналист Кристофер Хитченс. В своих статьях он разоблачал действия монахини, уличая ее в лицемерии и причастности к коррупции. В частности, ему принадлежит фраза о том, что мать Тереза являлась другом бедности, а не бедных.

Последние годы и смерть

В 1984 г. в ходе визита к папе римскому Иоанну Павлу 2 у матери Терезы произошел инфаркт. Через 5 лет случился 2-й инфаркт, после чего ей вживили кардиостимулятор. В 1991 г. после борьбы с пневмонией она по-прежнему имела проблемы с сердцем.

Весной 1996 г. мать Тереза сломала ключицу, после чего заболела малярией. В результате ей пришлось прооперировать сердце, однако это не дало желаемого эффекта.

Монахиня решила пройти серьезный курс лечения в элитной калифорнийской клинике, где было самое новое оборудование, и где работали лучшие американские медики. В начале 1997 г. она оставила должность руководителя Ордена милосердия, поскольку была очень слаба.

Мать Тереза умерла 5 сентября 1997 года в Калькутте в возрасте 87 лет. За свои заслуги она была удостоена многих престижных наград. В память о ней установлено немало памятников и снято несколько документальных и художественных фильмов.

Канонизация

В 2003 году мать Тереза причислена католической церковью к лику блаженных, а 4 сентября 2016 года – канонизирована (причислена к лику святых).

Теперь она известна, как Святая Тереза Калькуттская.

При этом ее деятельность до сих пор критикуется биографами и другими исследователями в связи с сомнительными политическими связями, неэффективным использованием полученных от пожертвований средств и отказом от использования обезболивающих средств в ходе лечения.

Теперь вы знаете, кто такая мать Тереза, и чем примечательна ее биография. Если вам понравился данный пост – подписывайтесь на сайт . С нами всегда интересно!

Католическая монахиня мать Тереза Калькуттская (в миру — Агнес Гонджа Бояджиу) родилась 26 августа 1910 года в Османской империи (ныне - территория Македонии) в городе Ускюб (ныне - Скопье). Сама мать Тереза считала днем своего рождения день крещения — 27 августа. Она была младшим ребенком в семье Николы Бояджиу — совладельца преуспевающей строительной компании и активного деятеля албанского освободительного движения.

Агнес с детства была очень религиозной, вместе с сестрами пела в церковном хоре, проводила много времени в ордене Святой Девы Марии.

В сентябре 1928 года после окончания средней школы, движимая желанием стать миссионером, уехала в Дублин (Ирландия) и присоединилась к монашескому ордену сестер Лорето. Там она получила имя сестра Мэри Тереза в честь святой монахини-кармелитки Терезы из Лизье.

В декабре 1928 года Тереза отправилась в Индию и в январе 1929 года прибыла в отделение ордена сестер Лорето в пригороде Калькутты.

Миссионерская деятельность Терезы Калькуттской была удостоена целого ряда почетных наград. В сентябре 1962 года правительство Индии наградило ее орденом "Великолепный лотос" ("Padma Shri"). В 1964 году она получила премию имени Джавахарлала Неру, в 1966 году — Ватиканскую премию Мира имени папы Иоанна XXIII, в 1971 году — американскую награду "Добрый самаритянин".

17 октября 1979 года мать Тереза получила Нобелевскую премию мира.

Монахиня являлась почетным гражданином Загреба (1990) и США (1996). По инициативе итальянских детей она стала также Кавалером Ордена Улыбки (1996).

В 1997 году мать Тереза была награждена высшей гражданской наградой США — Золотой медалью Конгресса.

13 марта 1997 года мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности руководителя Ордена милосердия. Ее преемницей стала сестра Нирмала.

К 1997 году орден сестер милосердия насчитывал почти 4 тысячи послушниц, были созданы 610 отделений ордена в 123 странах мира. В школах при миссиях ордена обучалось около 20 тысяч детей.

Мать Тереза в Калькутте в штаб-квартире своего ордена от сердечного приступа.

Менее чем через два года после ее смерти по инициативе папы Иоанна Павла II началась процедура канонизации монахини. В 2002 году Ватикан официально признал совершенное матерью Терезой чудо — излечение от рака 30-летней женщины-мусульманки.

19 октября 2003 год мать Тереза была беатифицирована (причислена к лику блаженных) Католической Церковью. В Албании этот день является праздничным.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Католическая монахиня мать Тереза стала легендарной женщиной 20 века. Она посвятила себя служению бедным и обездоленным, поставив целью жизни следование заповедям . Пример женщины показывает, как можно стяжать всемирную славу, любовь и признание, не заботясь об их получении. Вместе с тем деятельность святой Терезы Калькуттской иногда становится объектом критики и разоблачений.

Детство и юность

Мать Тереза родом с Балканского полуострова, из города Скопье, где жили преимущественно мусульмане-албанцы. Семья будущей монахини исповедовала католическую веру. Девочка родилась в 1910 году в семействе Николы и Дранфиле Бояджиу. Ее полное настоящее имя, данное при крещении, - Агнес Гондже.

Отец был успешным предпринимателем, а мать - искусной швеей. Супруги жили в достатке и воспитывали троих детей. Родители Агнес были богобоязненными и отзывчивыми людьми, которые помогали даже незнакомцам. С детства дочь наблюдала любовь и милосердие к ближним в действии и сама стала находить радость, оказывая помощь нуждающимся.

Когда девочке исполнилось 4 года, разразилась Первая мировая война. А на родине продолжались внутренние конфликты, крепли национально-освободительные движения. Отец Агнес был албанцем по национальности и принимал активное участие в народных волнениях. В 1919 году Никола умер, предположительно, от отравления.


Наступили тяжелые времена, но Дранфиле самоотверженно трудилась, чтобы прокормить семью. Послевоенное время было щедро на сирот, и женщина взяла под свою крышу еще шестерых детей. В молодости Агнес полюбила церковную службу и проводила время в молитве и служении. Она прочла в газетах о миссионерах в Индии и загорелась идеей стать одной из них. Молясь Богу, она ощутила призвание к монашескому пути, хотя не была знакома с иноческой жизнью.


Мать Тереза и ее сестра Ага в македонском народном костюме

В 1928 году девушка отправилась в Париж, где прошла собеседование в орден сестер Лоретто. Она навсегда простилась с матерью и родными, поддерживая связь только через письма. Затем ей предстоял путь в Ирландию, где она интенсивно занялась изучением английского языка, чтобы иметь возможность совершить индийскую миссию. В те времена многомиллионная Индия еще оставалась Британской колонией. 6 января 1929 года юная миссионерка прибыла в Калькутту, которая на долгие годы стала ее домом.

Религия и благотворительность

В 1931 году Агнес Гондже стала послушницей под именем Мария Тереза. Изучив бенгальский язык, она начала преподавать в монастырской школе Лоретто. На фоне нищеты и бесприютности городских кварталов монастырь казался островком сытости. Монахини занимались благополучными детьми и вели тихую, уединенную жизнь. Терезу тревожило, что она живет вдали от людских бед, ведь именно желание помогать страждущим привело ее в эти края.


Послушница Мария Тереза

В 1937 году женщина принимает монашеский постриг и отныне становится матерью Терезой. Тогда же монахиня начала преподавать историю и географию в школе святой Марии, где проработала почти 20 лет. В годы Второй мировой войны в Калькутте начался страшный голод, и мать Тереза с сестрами усердно занимались помощью умирающим от недоедания и нищеты.

В 1946 году монашеский орден дает женщине специальное решение, по которому та самостоятельно может заниматься благотворительностью. Женщина решает, что помогать ближним она сможет только в трущобах, на задворках жизни. И монахиня оставляет безопасные стены обители, выбрав служение больным, нищим и умирающим на улицах, деля с ними нужды и кров. Ей приходится кормить, мыть убогих, обрабатывать им раны и провожать в последний путь.


В течение 2 лет к ней присоединяются другие сестры, и постепенно вокруг матери Терезы создается община. С 1950 года она называется Орденом миссионерок любви. Каждая из монахинь давала обет нестяжания и трудилась на безвозмездных началах, не имея права принимать за труды никакую награду. Движение разрасталось, и под руководством матери Терезы строились приюты, больницы и школы.


Помощь на строительство и поддержание деятельности складывалась из мелких пожертвований простых людей и огромных меценатских вливаний. Со временем благотворительное движение Ордена перешагнуло границы континента, распространившись по планете. С 1965 года и по сей день филиалы общины помогают обездоленным в разных уголках земли.

Деятельность монахини получила широкое признание, и та всюду пользовалась авторитетом и уважением. В 69 лет мать Тереза получила Нобелевскую премию мира за дела милосердия и помощь страдающим людям.

Католическая церковь канонизировала Терезу Калькуттскую в 2016 году.

Критика и разоблачения

Святая Тереза еще при жизни подвергалась критике, поскольку в ее биографии усматривали провокационные и противоречивые факты. Монахиню упрекали в общении с сомнительными личностями, причастными к криминальному миру. Мошенники и диктаторы вносили солидные суммы на счета фонда матери Терезы, а о прозрачности расходования этих средств до сих ведутся споры. Хотя непонятно, куда могли уходить денежные потоки, проходящие через руки старицы, всю жизнь носившей только холщовое сари.

Документальный фильм "Мать Тереза. Ангел из ада"

Мать Терезу обвиняют в непрофессионализме и халатности. Говорят, что на полученные ею средства можно было выстроить современные технически оснащенные медицинские центры. Вместо этого в помещениях приютов и больниц царила антисанитария. Женщине ставили в вину культ бедности, который та возводила в правило в ущерб здоровью пациентов.


Недоброжелатели подчеркивают, что во время болезни сама Тереза пользовалась услугами дорогих клиник, таким образом устанавливая для себя и своих подопечных двойные стандарты.

Говорят, что умирающих иноверцев в бессознательном состоянии крестили в клиниках в католическую веру. В 1994 году вышел документальный фильм “Ангел из ада”, содержащий изобличающие высказывания в адрес Терезы Калькуттской.

Личная жизнь

Девушка с юности избрала путь “невесты Христовой”, поэтому не помышляла о браке. Соответственно, личной жизни в привычном представлении у нее не было.


Святая поставила себе за правило никого не выделять и видеть в каждом человеке образ Бога. И служить ему, вспоминая завет Христа:

“Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне”.

С некоторыми людьми, однако, она дружила и часто общалась. Среди них , Мишель Дювалье, Чарльз Китинг и другие.

Смерть

С 1980-х годов у матери Терезы начались проблемы с сердцем. Она перенесла два сердечных приступа, после чего ей провели операцию по установке кардиостимулятора. Сердечные болезни не оставляли женщину до конца дней и постоянно усугублялись новыми. За последние годы монахиня перенесла малярию, пневмонию и получила перелом кости.

Несмотря на тяжелые болезни, мать Тереза утверждала, что не боится смерти, потому что ждет встречи с Христом и с теми, кому помогала в этой жизни. В это легко поверить, глядя на фото ее умиротворенного лица.


В период ухудшения самочувствия святая Тереза отошла от руководства Орденом и отправилась на лечение в клинику Калифорнии. Однако изношенность организма тяжелыми ежедневными трудами и болезни сердца стали причиной смерти, которая наступила 5 сентября 1997 года. Похороны проходили в Калькутте, и траурное шествие показывали в прямом эфире на экранах всего мира.

Дело матери Терезы продолжает жить и сегодня, а ее мудрые цитаты помогают людям верить в Бога и человечность.

Награды

  • 1962 - Падма Шри
  • 1969 - Премия имени Джавахарлала Неру за международное взаимопонимание
  • 1971 - Премия мира Иоанна XXIII
  • 1973 - Темплтоновская премия
  • 1975 - Международная премия Альберта Швейцера
  • 1976 - Медаль Ла Сторта за службу человечеству
  • 1977 - Орден Британской империи степени офицера
  • 1979 - Нобелевская премия мира
  • 1979 - Патрональная медаль
  • 1980 - Орден «Легион Почёта»
  • 1983 - Орден Заслуг
  • 1987 - Золотая медаль «Борцу за мир» от Советского комитета защиты мира
  • 1992 - Премия ЮНЕСКО за мирное образование
  • 1996 - Орден Улыбки
  • 1996 - Орден «Честь нации»
  • 1997 - Золотая медаль Конгресса США
Загрузка...