bookingsky.ru

Лемки. Западная Украина. Лемки: племя молчаливых гор Лемки народ отличие

Лемки - самые западные украинцы, которые издавна селились в Карпатах на склонах Низких Бескидов между реками Уж, Сан - на востоке и Попрад с Дунайцем - на западе. Сейчас эта территория разделена границами трех государств - Украины, Польши и Словакии. Больше всего лемков проживают в Словакии - они называют себя «русинами» или «руснаками», как, впрочем, до Второй мировой называли всех украинцев на Галичине. Меньшая часть лемков - на украинской стороне, в Перечинском и Великоберезнянском районах Закарпатья. На долю польских лемков (как, впрочем, и словацких, но в Словакии эта операция не так напоминала «зачистку территорий») выпала нелегкая участь - лишение родины. Тех, кто не согласился переселиться сразу после войны в Украину, польские власти в 1947 году принудительно переселили на северо-западные земли страны. Опустевшие села были заселены поляками из Украины, но многие из них так и остались пустовать. После 1956 года лемкам, выселенным под западную польскую границу, разрешили вернуться. Процесс возвращения польских лемков в родные горы продолжается. Но невзирая на пережитую вместе трагедию, до сих пор остается выраженным деление Лемковщины на восточную и западную. На западных землях до войны проводилась политика самодостаточности этой народности с целью, может, не столько полонизации этого довольно-таки стойкого к внешним влияниям горного народа, сколько ради противопоставления этой части лемков «восточникам», где была сильна ориентация на Украину, где проукраински настроенная православная церковь имела устойчивые позиции.

Крыница, Горлице, Новый Сонч - эти небольшие польские города всегда задавали тон общественной и культурной жизни западных лемков. Именно в Горлице сотрудники Новосондецкого краевого музея познакомили меня с Павлом СТЕФАНИВСКИМ, владельцем частного музея лемковского ремесла, видным деятелем лемковского движения, этнографом и поэтом.

«РУСЬКА БУРСА»

Встреча проходила в двухэтажном здании бывшего неврологического диспансера. Слово «бывший» в этом случае не совсем уместно, потому что с самого начала это здание, ныне окрашенное в серый цвет, предназначалось для целей светлых: до войны его приобрели за свой счет местные лемки для обучения своих детей родному языку и назвали «Руською бурсою».

После операции «Висла» это здание, как, впрочем, и все земли и дома, которые оставляли уезжавшие лемки, перешло в собственность польского государства. Пока в этом здании было медицинское учреждение, его называли «бывшей «Руськой бурсой». Сейчас оно возвращено в «бесплатное и вечное пользование» лемкам и о нем опять говорят просто «Руська бурса». Здесь находятся три организации: «Стоварышеня «Руська бурса», филиал музея лемковских ремесел, который создал Павло Стефанивский в подгорлицком селе Билянка, и руководимая им же общественная организация Гражданский круг лемков. Имеют тут также свои помещения хор «Лемковина» и школа по изучению лемковского языка.

Экспозиция филиала музея - особая гордость пана Стефанивского - расположена в зале на втором этаже «Бурсы». Она небольшая, но показательная. По углам комнаты - манекены в лемковской праздничной одежде. Глаз сразу же выделяет бойкий колорит самой одежды, необычные для украинских нарядов мужское пальто из сукна - чуганю, белую женскую косынку, «силянку» - широкое узорчатое монисто. Справа от входа - стенд с образцами вышивки. «Вот это вышила моя мама, когда была незамужем», - показывает на великолепно сохранившуюся рубашку пан Павло. На полках - взлетающие деревянные орлы, которыми и сегодня торгуют потомки лемков на базарах Западной Украины. Чуть дальше - тарелки, оплетенные проволокой - примеры «дротярства», передвижного ремесла лемков. Деревянная утварь, украшенная резьбой. Здесь в «Бурсе» выставлена малая толика билянковского музея Стефанивского, экспонаты и архивы которого он собирал на протяжении более 45-ти лет.

Отсчет своего сознательного занятия лемковскими «старожитностями» пан Стефанивский ведет от познаньского восстания 1956 года. До того пан Павло служил политруком в артиллерии («Я был тогда убежденным коммунистом - и не стыжусь в этом признаться»,- говорит он). Он ушел из армии и, пытаясь заработать на жизнь, освоил профессию электрика, затем народные ремесла. Возвратился на малую родину в 1959 году в числе тех четырех тысяч лемков, которые, согласно тогдашней статистике, вернулись на Лемковщину из поселений на западе страны. Активное участие в движении лемков потребовало от него изучения права. Все эти жизненные приобретения помогли ему в создании нынешнего музея («общественного музея, но приватно созданного», - уточняет пан Cтефанивский): он отвоевал здание старой школы и шпихлир (строение, где хранили урожай), добился признания их памятниками архитектуры и своими силами провел ремонт.

Среди экспонатов горлицкого филиала музея - акварели по дереву работы Стефанивского, секрет нанесения краски на дерево автор сохраняет в тайне. Тут же на выставке - неоконченная икона работы его сына Стефана. Тот сейчас работает в далекой Америке программистом. Дочь - Лидия - в Варшавской академии наук, специализируется на украинской литературе, часто приезжает с лекциями в Украину. «Мало детей, - грустно резюмирует он.- Не на кого музей оставить...»

ПОЭЗИЯ И «ОДРУБНОСТЬ»

Пан Стефанивский исповедует философию национальной самодостаточности («одрубности») лемков. Она коренным образом отличается от традиционных взглядов украинской этнографии, которая трактует лемков как западных украинцев. У идеи «самостийности» лемков есть много сторонников, как в самой Польше, так и по другую сторону Бескидов - в Словакии, где, например, лемковский говор уже официально признан языком нацменшинства и является обязательным к изучению в районах компактного проживания русинов.

Среди доводов, которые приводят западные лемки в защиту своего подхода, - принятие христианства восточного обряда жителями нынешней южной части Польши за 120 лет до официального крещения Киевской Руси. Это событие они связывают с именами Кирилла и Мефодия, а также с князем Велико-Моравского государства Ростиславом. Тот факт, что эти земли входили в состав вначале Киевской Руси, а затем Галицко-Волынского княжества на протяжении почти четырех веков, они считают важным в становлении своего народа, но не более того. С 1341 года они были присоединены к Польше, и с того времени начался процесс отстаивания лемками своей самобытности перед постоянной угрозой полонизации. Лемки должны были сами себя спасать - и они спасали, создавая те великолепные образцы ремесла, которые хранит в своем музее пан Павло, и те легкие деревянные церкви, на фоне которых так любят фотографироваться туристы.

Деление на «русофилов» и «украинцев» в лемковской среде имеет свои исторические корни. Много раз эти тенденции использовались властью предержащими для проведения своей политики в этом регионе. Сегодня в Польше существует два разнонаправленных лемковских общества: «Объединение лемков» (проукраинское) и «Стоварышеня лемков» («лемки - отдельный народ»). Причем эти два направления уживаются, не мешая лемкам объединяться во время разных акций, фестивалей. Например, журнал «Загорода», издаваемый музеем лемковской культуры в Зиндрановой, размещает у себя материалы и на лемковском, и на украинском, и на польском языках. В то же время в лемковской среде очень сильна тенденция к ассимиляции, многие молодые лемки, особенно на западе Польши, считают себя поляками, игнорируя свои корни. «Сейчас в Польше демократия, - рассуждает пан Павло. - Она, по- моему, более опасна, потому что всегда была более опасной тихая ассимиляция, чем насилие. Так как насилие всегда вызывает сопротивление, тем самым творя движение.»

Павлу Стефанивскому привычно представлять культуру лемков в украинской среде. Его не однажды приглашали читать лекции в Чикаго, Нью- Йорке, недавно он получил приглашение и во Львовский университет. Поэзия пана Павла пронизана болью за свою малую отчизну, на долю которой выпало так много испытаний, и верой в нее и ее людей.

ЛЕСА

Именно леса мечтает вернуть «своим» лемкам пан Стефанивский. Ему лемки со всей Польши доверили выступать от их имени. Почему именно леса? Логика Гражданского круга лемков, который уже 11 лет занимается вопросами возврата собственности, понятна: когда лемки уезжали из этих мест, то все их земли и дома перешли в собственность новых поселенцев-поляков. А лемковские леса стали собственностью государственной казны. Никто сегодня не желает несправедливость исправлять несправедливостью - отбирать у поляков собственность: за дома и землю государство может выплатить компенсацию, а вот лес оно может вернуть. Правда, пока результатов мало. Пан Павло припомнил только недавний случай под Кросно, когда бывшему владельцу вернули 16 гектаров леса. Что же касается тех лемков, которые были вывезены за границы Польши, то тут дело обстоит сложнее. Пока на возврат имущества и компенсацию могут претендовать только граждане Польши: многое зависит от решения парламента, куда подано предложение вернуть гражданство тем, кто был, например, до 1945 года гражданином Польши. Гражданский круг лемков в 1989 году внес петицию в польский парламент с просьбой о возвращении всего недвижимого имущества лемкам, которые выехали за пределы Польши. По мнению П. Стефанивского, у этой организации есть все основания обращаться к международным организациям, но проблема в том, что эти дела просрочены и их Европейский суд в Страсбурге не будет рассматривать. Но в связи с тем, что польский парламент за одиннадцать лет не ответил на петиции о возвращении имущества ни «да», ни «нет», Гражданский круг имеет право внести жалобу в Страсбург на польский парламент.

ГРАММАТИКА ЛЕМКОВСКОГО ЯЗЫКА

Она издана, по ней уже учатся. В том числе и в «Руськой бурсе». Ее авторы - бывшая преподавательница русского языка, потом и украинского, по происхождению лемкиня Мирослава Хомьяк и профессор филологии Генрик Фонтанский. Собственный язык - это козырь в руках тех, кто говорит об «отдельности» лемков. Я держала в руках эту грамматику. В ней все не так, как в украинском языке, по крайней мере, на первый взгляд нефилолога. Хотя на слух разница невелика: изобилие в речи пана Стефанивского легко расшифровываемых архаизмов, непривычного для нашего уха твердого звучания «ы» и слова «лем» («только», «лишь») не мешало пониманию. Зелененькая книжечка в мягкой обложке, изданная небольшим тиражом, служит учебным пособием для маленьких лемков. По свидетельству Павла Стефанивского, в их крае изучение украинского языка за последние три года «занепало», тогда как полностью возродилось преподавание лемковского. На занятия, бывает, и поляки присылают своих детей. «Чем они при этом руководствуются, мне трудно сказать, наверное, соседством с лемками», - комментирует пан Павло. Изучение языка нацменьшинств, с одной стороны, создает проблемы для директоров польских школ: им нужно найти для этого «окно» в учебном расписании. Когда в Горлице нет такого времени, то дети приходят в «Руську бурсу». По селам же это требование выполняется. С другой стороны, уже три года с подачи комиссии по делам национальных меньшинств при Сейме министерство образования обеспечивает финансирование изучения украинского и лемковского языков. Так что дирекции школ даже заинтересованы получить дополнение к общему финансированию.

ЦЕРКВИ

Лемки ходят и в православную, и в греко-католическую. Не создает ли это каких-либо проблем между ними? Без сомнения, да, соглашается Стефанивский, но лемковская громада старается сделать так, чтобы конфликты не возникали. После войны в Польше, как и в Советском Союзе, запретили греко-католическую церковь. Когда в 50-х сюда начали возвращаться лемки, то они должны были открывать православные церкви, поэтому сейчас много церквей принадлежит православной конфессии. Позиция Круга лемков в этом вопросе, по словам пана Павла, - церковь является собственностью народа, а не определенной конфессии. Так, в родной Стефанивскому Билянке правят службу поочередно и греко-католический, и православный, и римо-католический (в селе живут и поляки) священники. Когда ремонтировали церковь, то помогали все жители.

НИКИФОР

Этот художник-примитивист с мировой славой из польского города-курорта Крыница - знаковая фигура для лемков. Для них было принципиальным доказать, что Никифор - лемок, так как официальное искусствоведение на этом долго не акцентировало внимания. Хотя в той же Крынице много лет действует государственный музей Никифора - филиал Новосондецкого краевого музея. «Я занимался и продолжаю заниматься Никифором, - рассказывает П. Стефанивский. - Его настоящее имя - Епифаний Дровняк. Это без сомнений, но не всех удалось убедить в этом. Но это не так важно. Я с ним встречался в 1957 году. Являюсь свидетелем, что он не был глухонемым, он разговаривал по-лемковски, просто у него были проблемы с произношением. Мы с ним подписали договор - я тогда жил в западной Польше, в Зеленой Горе - о том, что проведем там его выставку».

Весной в Крынице начнутся натурные съемки фильма о Никифоре. Режиссер картины - один из культовых польских режиссеров Кшиштоф Краузе («Золотой лев»-99 на фестивале в Гдыне). Интересно, что заглавную роль будет исполнять женщина - известная актриса Кристина Фельдман: режиссер находит ее сходство с Никифором удивительным. Проект курирует Анджей Вайда.

Недавно появилась идея поставить памятник художнику. Обычно Никифор рисовал на пятачке около места, где пьют воду отдыхающие. Именно здесь, около парапета, и должна была расположиться первая версия памятника, предложенная львовским скульптором: художник будто никуда и не уходил, продолжает рисовать свои, как он их называл, «образки». Пан Павло ничего не имеет против этой идеи, но, по его мнению, есть одно «но»: «Памятник Никифору должен быть таким, как его спроектировал сам художник. Он мне подарил рисунок своего памятника на постаменте, который называл «парадой». И с этим согласны все художники, кому бы я ни показывал. Когда он дал мне этот рисунок, я хотел заплатить, но он меня остановил: за такое не платят».

СКАНСЕНА

Музей пана Стефанивского не единственный, где представлена лемковская материальная и духовная культура. В далеком 30-м году в Саноке был основан региональный музей «Лемковщина», который после войны был ликвидирован, а его коллекция перешла к Саноцкому государственному музею. Кроме того, сегодня действует музей лемковской культуры в Зиндрановой под Кросно - под опекой местного Музейного общества.

Новосондецкий музей под открытым небом (в Польше, как и во всей Европе, такого типа музеи называют на скандинавский лад «скансеной») - один из более чем 50-ти в стране, и один из трех крупнейших. Тут представлены бытовая архитектура гуралей, цыган, ляхов, погужан. Лемковский угол в нем - самый большой. Медленно восстанавливаемая церковь из Чарного украшает скансену. Руководит реставрационными работами в ней архитектор Войцех Сливинский. Он по-настоящему влюблен в это сооружение, и возможность показать его экскурсантам доставляет ему почти детскую радость. На мой вопрос, почему окно криво срублено, пан архитектор машет на меня руками, мол, это святое, мы постарались избежать даже минимального вмешательства, ведь эта первоначальная неправильность подчеркивает, что церковь сделана без чертежей.

На лемковской территории скансены - и загорода (домашнее хозяйство) богатого мазяра (лемко, который специализировался на добыче «мази» для подвод и торговле ею), и бедная дымная хата, и шпихлир, и каменный крест, и кузня. Но - это уже подготовлено давно. Сегодня все живут церковью: ее экстерьер готов, интерьер с его восстановленной настенной живописью - барочной имитацией мрамора - уже ожил. В углу отдыхает «заплечная» доска с именами прихожан, внесшими пожертвования на ее построение в конце XVIII столетия. Но пока еще нет пола, в запасниках музея ждет переезда сюда роскошный иконостас. Планируется, что в этой церкви будет править греко-католический священник. Пан архитектор переживает, что окончательная сдача церкви опять откладывается из-за недостаточного финансирования. Может, лемки из-за рубежа чем-то помогут? - спрашивает он. Всего в музее, в систему которого входит и скансена, четверть коллекции - лемковская. Здесь сохраняется около 400 лемковских экспонатов, из них только икон - 200, остальные - резьба, хоругви, литургические книги, оклады, детали иконостаса. Все они попали в музей после вынужденной эмиграции лемков, и сама операция по их сбору носила, по словам директора п. Вацлава Кавьорского, спасательный характер. Директор краевого музея в Новом Сонче вспоминает, что на недавней всепольской встрече работников культуры шла речь о необходимости более объемного финансирования культуры, так как «перед лицом грядущей глобализации растет необходимость сохранения своей самобытности». К сожалению, пока польским музейщикам, как, впрочем, и нашим, приходится к своей основной профессии присоединять специальность «добытчика денег». В музее считают, что встреча на фестивале «Народное искусство Карпат на переломе веков», где ожидается участие Польши, Украины, Словакии, Венгрии, Румынии, поможет наладить связи между творческими людьми региона.

Или соседнего с ним Бескида Крыницкого, еще можно найти крохотные остатки богатой лемковской культуры . Иногда прямо перед глазами появляются то изумительная резная церквушка, то придорожная часовенка с фигурой Богородицы, то заброшенный пол столетия назад, осиротевший дом, то заросшее кустарником кладбище с каменными крестами. Даже пейзаж уже не тот, каким был раньше, поскольку густой лес проявил свое преимущество, заняв территории бывших огородов и некогда вспаханных с таким трудом полей. И тропки бескидские, по которым когда-то прохаживались вечно озабоченные делами мирскими лемки, превратились в темные туннели, окутанные густым пологом ветвей.

Племя молчаливых гор.

Трудно поверить, что здесь раньше жили люди. Пустынные долины, заросшие тропы, клубни ежевичных и малиновых кустов на горных склонах эффективнее любой научной диссертации подтверждают молчание некогда густо населенных гор. Но именно в этих диких местах существовала одна из самых богатых, интересных и необычайно колоритных культур Речи Посполитой. До войны – недооцененная, после операции «Висла» - практически забытая, она, вопреки всему, оказалась на столько сильной, что не только смогла оставить после себя богатое наследие, но и даже, спустя пол столетия, частично возродилась.

Лемки были принудительно выселены с родного Бескида.

Несколько последних десятилетий вопрос о возрождении лемковской культуры стоит на первом месте. И этот феномен связан не только с возвращением представителей этого необычного народа в родные пенаты, но и с энтузиазмом сторонников уникальных традиций, неповторимых в своей оригинальности.

Значительный взнос в возрождение культуры лемков внесли многие этнографы, изучающие традиции, быт и верования этого народа. Не последнюю роль здесь играют и систематически проводимые фестивали, по традиции называемые «Лемковской ватрой» (ватра – костер), на которые съезжаются этнические лемки со всех Всходних Кресов и западной Галичины. Эти мероприятия необычайно красочны и представляют не только духовное наследие маленького народца, но и его материальное творчество. Можно с уверенностью сказать, что Лемковщизна сегодня находится на пике моды, несколько потеснив ранее популярны .

Возрождение великой культуры.

Само название «лемки» походит от шутливого прозвища жителей той части Карпат, коим наградили их проживающие в Бескидах бойки, намекая на часто используемое словечко «лем» (только). Первоначально этот термин очень уж приглянулся исследователям этого региона, а после 1834 года им начали пользоваться и сами лемки, которые, кстати, до этого гордо называли себя русинами. Русины – от слова Русь, поелику представители этого народа считали себя наследниками великой Руси Киевской, в чем, впрочем, есть доля правды, достаточно вспомнить, что на територии современной Галичины, как западной, так и восточной, существовало огромное и богатое княжество – Русь Червленая.

Традиционная лемковская вышивка.

Однако, современные ученые, занимающиеся изучением лемков, утверждают, то эта народность появилась в результате скрещивания польских, русинских (украинских) и валашских субкультур, давным-давно встретившихся в Бескидах. В пользу этой версии говорит вся лемковская атрибутика: ярко выраженные, характерные мотивы в вышивке и традиционном костюме, особенности архитектуры и, конечно же, необычайно певучий диалект, пестрящий как украинскими, так и польскими, и модифицированными латинскими словечками.

География лемков – обширна. На сегодняшний день лемковские общины раскиданы по всей территории Польши, Украины и Словакии. Не смотря на это, они успешно сохраняют сильное осознание группового членства. И, к огромному счастью, большое количество лемков уже вернулось на свою историческую родину – в Низкий Бескид.


Флаг лемков Современный ареал расселения и численность

Всего: ок. 6000 чел.
Украина :
672 чел. (перепись 2001 г.)
Польша :
5863 чел. (перепись 2002 г.)
Словакия
Россия :
6 чел. (перепись 2002 г. )

Язык Религия Родственные народы

Лемки (польск. Lemki) - часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками pp. Ропы и Сана, в числе 109000 человек, грекокатолической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или русняками. Речь Л. значительно отличается от речи других карпато-руссов, главным образом вследствие того, что в неё входит много польских и словенских (словацких) слов; это объясняется соседством Л. в Галиции - с поляками, в Венгрии - со словаками. У разных писателей, говорящих о карпато-руссах, Л. называются ещё полещуками , куртаками, чугонцами .

Согласно одной из версий, лемки являются потомками белых хорватов , которые уже в -VII веках проживали по обоим склонам Карпат . В конце X века западные Карпаты соединились с Киевской Русью , потом принадлежали к Галицкому и Галицко-Волынскому княжествам .

По другой версии, лемки пришли на земли с уже имевшимся здесь с XIII века польским населением .

Украинское население в это время достигало окраин Люблина , Ряшева , Кракова и Горлиц . Города оказались под воздействием польско-немецко-еврейской колонизации, а сёла переводились с русского на волошское право, в них вводилась барщина.

Тем не менее, после переселения лемков на Украину их в Польше оставалось ещё около 140 тыс. Однако и эти лемки были насильно выдворены из Карпат в г. в соответствии с операцией «Висла» и рассеяны на землях, отошедших к Польше от Германии после Второй мировой войны (северо-запад Польши). Одной из причин операции «Висла» была деятельность в Лемковщине Украинской повстанческой армии, боровшейся с польскими вооружёнными силами.

Эти события значительно ослабили лемковское движение. Лемки, переселённые на северо-запад Польши, во многом ассимилировались поляками. Кроме того, Украина и Народная Польша считали всех лемков украинцами и не признавали для них иного национального самоопределения. Однако довоенные противоречия между «русским» и «украинским» движением, ещё более обострившиеся в период Второй мировой войны, не способствовали самоопределению значительной части лемков украинцами. Это привело к тому, что в конце 1980-х гг., при некоторой либерализации национального вопроса, часть лемков в Польше объявила себя особым народом лемков. Впоследствии это направление приобрело много сторонников. В настоящее время такую национальную самоидентификацию поддерживает организация «Стоваришення Лемков». Кодифицирован лемковский язык, открыты лемковские гимназии. К заметным деятелям данного направления можно отнести поэта П. Трохановского, исследовательницу Е. Дуц-Файфер. Вместе с тем часть лемков Польши считает себя украинцами и группируется вокруг организации «Объеднання лемков». Другая часть лемков считает себя русинами в новом понимании этого этнонима (см. Русины, русинский язык).

На Украине часть лемков стали обычными украинцами, а часть - сохранила свою лемковскую идентификацию, но, вместе с тем, считает себя частью украинского народа . Преимущественно эти лемки проживают в Галичине (куда они и были переслены в 1940-х годах). Их поддерживает Всеукраинское товарищество «Лемковщина» во Львове .

Известные лемки

  • Андрей Савка (1619-1661)
  • Дмитрий Бортнянский (1751-1825) - певец, композитор и дирижер
  • Тома Полянский (1796-1869) - униатский епископ.
  • Иосиф Сембратович (1821-1900) униатский митрополит.
  • Клавдия Алексевич (1830-1916) - галицко-русский литератор, общественный деятель, основательница Общества русских дам .
  • Сильвестр Сембратович (1836-1898) - униатский митрополит
  • Владимир Хиляк (1843-1893) - галицко-русский писатель.
  • Юлиан Пелеш (1843-1896) - униатский епископ
  • Тит Мышковский (1861-1939) - профессор богословия Львовского университета и глава Галицко-русской матицы
  • Иосафат Коцыловский (1876-1947) - униатский епископ
  • Максим Сандович (1886-1914) - священномученик Польской автокефальной православной церкви.
  • Богдан-Игорь Антоныч (1909-1937) - поэт, прозаик, переводчик, литературовед.
  • Энди Уорхол (1928-1987) - художник и дизайнер
  • Пётр Мурянка (род. 1937) - поэт, культурный и общественный деятель

См. также

Примечания

Ссылки

  • Лемки и Лемковщина. Страницы истории и культуры самой западной Руси Михаил Дронов, «Вестник Юго-Западной Руси», № 1, 2006 г.
  • http://www.lemky.lviv.ua/ - Офиційний сайт Львівської обласної організації Всеукраїнського товариства «Лемківщина»

— восточнославянское население Лемковщины (в горных районах на границе Украины, Польши и Словакии). Историческое самоназвание — руснаки, русины. В большинстве этнографических публикаций рассматриваются как субэтническая (этнографическая) группа украинцев. Региональной группой украинцев считает себя большинство лемков на территории Украины. В Польше лемки условно делятся на две группы: первые относят себя к части украинского народа, говорящей на лемковском диалекте украинского языка, вторые считают себя отдельной нацией (или частью русинского народа), а свой идиом — самостоятельным лемковским языком. В Словакии, как и в Польше, среди лемков проявляется дуализм самоидентификации, в частности, во время переписей населения часть лемков относит себя к украинцам, часть — к русинам, соответственно с родными украинским или русинским языками. По данным первой Всеукраинской переписи населения 2001 года, численность лемков на территории Украины составляла 672 человека, в Польше во время переписи 2002 года к лемкам отнесли себя 5863 человека, во время переписи 2011 года — 10 тыс. человек, в Словакии переписью 2001 года зафиксированы 24 201 человек, относящих себя к русинам.

ЛЕМКИ (польск. Lemki) — часть малорусского населения Карпатских гор, между истоками pp. Ропы и Сана, в числе 109000 человек, греко -католической, то есть униатской церкви. Сами себя они называют просто русинами или русняками. Речь Лемков значительно отличается от речи других карпато-руссов, главным образом вследствие того, что в неё входит много польских и словенских (словацких) слов; это объясняется соседством Лемков в Галиции — с поляками, в Венгрии — со словаками. У разных писателей, говорящих о карпато-руссах, Лемки называются ещё полещуками, куртаками, чугонцами.

Согласно одной из версий, лемки являются потомками белых хорватов, которые уже в VI-VII веках проживали по обоим склонам Карпат. В конце X века западные Карпаты соединились с Древнерусским государством, потом принадлежали к Галицкому и Галицко-Волынскому княжествам. По другой версии, лемки пришли на земли с уже имевшимся здесь с XIII века польским населением.
В 1340 году северную часть Прикарпатья захватила Польша, а южную часть — Венгрия.

Украинское население в это время достигало окраин Люблина, Ряшева, Кракова и Горлиц. Города оказались под воздействием польско-немецко-еврейской колонизации, а сёла переводились с русского на волошское право, в них вводилась барщина.

В 1772 году Галиция и территория Лемковщины была присоединена Австрией. В XIX веке на Лемковщине, наряду с историческим названием «русины», начали употреблять этноним «лемки». В литературе впервые это название употребил Иосиф Левицкий в предисловии к «Грамматике» (1831) от использования в их языке частицы «лем» — «только», в отличие от бойков, говоривших «бо є» («только») и «лишаков», говоривших «лише», «лишень». В дальнейшем это название распространили А. Торонский, В. Хиляк и другие, этнографическую территорию начали называть Лемковиной, или Лемковщиной.

В середине — второй половине XIX века в среде лемков развернулось национальное движение. Лемковская интеллигенция (в большей части — священники) осознали себя частью единого русского народа, простирающегося от реки Попрад (западная граница Лемковщины) до Камчатки. Лучшим писателем-лемком второй половины XIX века стал Владимир Хиляк, писавший зачастую под многочисленными псевдонимами, наиболее известный из которых — Иероним Аноним.

Первая мировая война принесла много страданий лемкам. Были полностью разорены отдельные села, много крестьян погибло на войне. За симпатии лемков к великорусскому народу австрийские власти в самом начале войны вывезли из Лемковщины свыше трех тысяч интеллигенции и крестьян в Талергофский концентрационный лагерь, где несколько сотен лемков погибло. Многие лемки были убиты в своих деревнях, как опасные «руссофилы». Эту кровавую расправу на время прекратила Русская армия, захватившая в конце 1914 года почти всю Лемковщину. Однако в мае 1915 г., после Горлицкого прорыва австро-германских войск, Русская армия была вынуждена отступить. С ней отступило вглубь России несколько десятков тысяч лемков, а многих оставшихся настигла по возвращении австрийской армии та же страшная участь. Всё это привело к тому, что к концу Первой мировой войны Лемковщина заметно обезлюдилась.

Распад Австро-Венгерской монархии в 1918 г. оказал содействие борьбе порабощенных народов за самоопределение. Такая борьба развернулась и на Лемковщине. В с. Команча под городом Санок было провозглашено создание Западнолемковской республики, которая провозгласила свое объединение с Западно-Украинской Народной Республикой (ЗУНР). В с. Флоринка возле города Новый Санч была провозглашена Восточнолемковская русская республика, которая выступала за солидарность с Россией. Обе эти республики были ликвидированы польскими войсками, и вся северная часть Лемковщины вошла в состав Польши.

В межвоенный период обострились противоречия в лемковской среде по национальному вопросу. Хотя часть лемков по-прежнему называла себя «русинами» и относился себя к «единому русскому народу», заметную популярность приобрело и другое национальное течение, проповедывавшее единство между лемками, галичанами и коренным населением Советской Украины, то есть украинское течение, проникшее на Лемковщину ещё перед Первой мировой войной, но не нашедшее в то время для себя много союзников. Среди лемков «русского» направления можно выделить учёного и богослова, декана Греко-католической семинарии во Львове Т. И. Мышковского, историка и священника И. Ф. Полянского; среди лемков «украинского» течения — поэта Б.-И. Антоныча, географа В. Кубиёвича. Оба движения имели свои организации и печатные органы: русское направление — газету «Лемко», украинское — газету «Наш лемко» и находились в заметной конфронтации друг с другом. Следует отметить, что оба направления также сильно притеснялись польским правительством.
В сравнительно лучших условиях проживали лемки в Чехословакии (включая современную Закарпатскую область, которая в составе Чехословакии называлась «Подкарпатская Русь»). Здесь существовали «русинские» школы, общества (наиболее известное — Русское культурно-просветительное общество имени А. В. Духновича), литературные объединения, образовательные и культурные центры.

Очередной удар лемкам нанесла Вторая мировая война. Нападение Германии на Польшу в сентябре 1939 года привело к оккупации всей Лемковщины. Были закрыты все русские культурные общества, тогда как украинское направление, поддерживающее Германию, напротив, несколько оживилось. В отличие от Восточной Галичины, в Лемковщине (как Северной, так и Южной) сформировалось мощное партизанское антигитлеровское движение. Многие лемковские герои-патриоты были заключены немцами в «лагеря смерти», иных просто казнили.

В отличие от Восточной Галичины, где заметная часть населения была настроена против Советского Союза, лемки с радостью восприняли освобождение Лемковщины Советской армией в конце 1944 года. Однако их надежды о выходе из состава Польши не оправдались: СССР признал территорию Лемковщины за Польшей. Более того, уже осенью 1944 г. временное правительство Польши заключило соглашение с правительством Советской Украины об обмене населением. По тому соглашению украинское население, которое проживало в границах послевоенной Польши, подлежало выселению на Украину в обмен на польское население, которое выселялось из Украины в Польшу. Невыносимую ситуацию создало националистическое польское подполье — постоянные запугивания, убийства, грабежи. Отказ от «добровольного» переселения привёл к фактически насильственному выселению, то есть к депортации в УССР.

Тем не менее, после переселения лемков на Украину их в Польше оставалось ещё около 140 тыс. Однако и эти лемки были насильно выдворены из Карпат в 1947 г. в соответствии с операцией «Висла» и рассеяны на землях, отошедших к Польше от Германии после Второй мировой войны (северо-запад Польши). Одной из причин операции «Висла» была деятельность в Лемковщине Украинской повстанческой армии, боровшейся с польскими вооружёнными силами.

Эти события значительно ослабили лемковское движение. Лемки, переселённые на северо-запад Польши, во многом ассимилировались поляками. Кроме того, Украина и Народная Польша считали всех лемков украинцами и не признавали для них иного национального самоопределения. Однако довоенные противоречия между «русским» и «украинским» движением, ещё более обострившиеся в период Второй мировой войны, не способствовали самоопределению значительной части лемков украинцами. Это привело к тому, что в конце 1980-х гг., при некоторой либерализации национального вопроса, часть лемков в Польше объявила себя особым народом лемков. Впоследствии это направление приобрело много сторонников. В настоящее время такую национальную самоидентификацию поддерживает организация «Стоваришення Лемков». Кодифицирован лемковский язык, открыты лемковские гимназии. К заметным деятелям данного направления можно отнести поэта П. Трохановского, исследовательницу Е. Дуц-Файфер. Вместе с тем часть лемков Польши считает себя украинцами и группируется вокруг организации «Объеднання лемков». Другая часть лемков считает себя русинами в новом понимании этого этнонима.














На Украине часть лемков стали обычными украинцами, а часть — сохранила свою лемковскую идентификацию, но, вместе с тем, считает себя частью украинского народа. Преимущественно эти лемки проживают в Галичине (куда они и были переслены в 1940-х годах). Их поддерживает Всеукраинское товарищество «Лемковщина» во Львове.

ИЗВЕСТНЫЕ ЛЕМКИ

Андрей Савка (1619—1661)
Дмитрий Бортнянский (1751—1825) — певец, композитор и дирижер
Тома Полянский (1796—1869) — униатский епископ.
Иосиф Сембратович (1821—1900) униатский митрополит.
Клавдия Алексевич (1830—1916) — галицко-русский литератор, общественный деятель, основательница Общества русских дам.
Сильвестр Сембратович (1836—1898) — униатский митрополит
Владимир Хиляк (1843—1893) — галицко-русский писатель.
Юлиан Пелеш (1843—1896) — униатский епископ
Тит Мышковский (1861—1939) — профессор богословия Львовского университета и глава Галицко-русской матицы
Иосафат Коцыловский (1876—1947) — униатский епископ
Максим Сандович (1886—1914) — священномученик Польской автокефальной православной церкви.
Богдан-Игорь Антоныч (1909—1937) — поэт, прозаик, переводчик, литературовед.
Энди Уорхол (1928—1987) — художник и дизайнер
Пётр Мурянка (род. 1937) — поэт, культурный и общественный деятель

Русины-лемки являются самой западной частью карпатских русинов, относящихся к восточнославянской этноязыковой общности. Территория проживания карпатских русинов, занимавшая северные и южные склоны Карпатского хребта, глубоким клином вдавалась в западнославянскую этноязыковую область, отделяя поляков на севере от словаков на юге. Историческая родина русинов-лемков - северные склоны Карпат в Западной Галиции, на востоке ограниченные верхним течением реки Сан, которая отделяет территории, населенные лемками, от украинцев Восточной Галиции. На западе область расселения лемков достигала верховьев рек Попрад и Дунаец, доходя до г. Новы Сонч. Впрочем, русский историк И.П. Филевич, ссылаясь на распространенность восточнославянской топонимики на территории современной южной Польши, считал, что в раннее средневековье русины занимали значительно большую область проживания, которая впоследствии уменьшилась в результате польской колонизации и последующего "этнографического перерождения" местного восточнославянского населения. "Если... сопоставить географическую номенклатуру, обнаруживающую значительное количество названий от корня Рус, не только на правом, но и на левом берегу Вислы..., то получится ряд несомненных доказательств присутствия Руси в самых... коренных пределах Малой Польши, - отмечал Филевич. - Перерождение значительной части русских хорватов в малополяков мы можем... иллюстрировать документально. Процесс этнографического перерождения на широком пространстве карпато-дунайской земли не может подлежать сомнению". Если русинское население к югу от Карпат постепенно вошло в состав Венгрии, возникшей после прихода кочевых мадьярских племен в Паннонию в конце IX в., то восточная часть Лемковины до XIV в. входила в состав Галицкого княжества, а с 1340 до 1772 г. находилась в составе Речи Посполитой. Западная часть Лемковины с самого начала входила в состав Польши. В 1772 г. с присоединением польской Галиции к Австрийской империи все карпатские русины были объединены в рамках государства Габсбургов, где русины-лемки оказались в составе австрийской провинции Галиция, а русины южных Карпат в составе Венгерского королевства.

Усиление конфессионального и национального гнета на восточнославянское население Польши и Венгрии, выразившееся в заключении Брестской (1596) и Ужгородской унии (1646), создало потребность в мощном славянском покровителе-единоверце, в роли которого для карпатских русинов с начала XIX в. все активнее выступает Россия. В середине и второй половине XIX в. среди интеллигенции русинов-лемков и угорских русинов большое распространение получают русофильские идеи, трактовавшие карпатских русинов как наиболее западную ветвь единого русского народа от Карпат до Тихого океана. Особую роль в распространении данных идей на Лемковине сыграли местные грекокатолические священники, недовольные растущей полонизацией и латинизацией обрядов грекокатолической церкви. С распространением украинской этнической идентичности в Восточной Галиции в конце XIX - начале XX в. связано и окончательное становление самосознания русинов-лемков, которые не только не восприняли украинскую ориентацию своих восточных соседей - русинов Восточной Галиции, но и решительно выступили против нее. Термин "лемко" (производное от широко распространенного в местных русинских диалектах наречия "лем", которое переводится как "лишь", "только") появляется уже в XIX в., однако в качестве этнонима данный термин стал употребляться лишь с начала XX в. Именно в это время местные русинские деятели, обеспокоенные активизацией украинского движения в соседнем Львове, стали использовать регионализм "лемко" в качестве самоназвания, чтобы отличить русинское население к западу от реки Сан, большинство которого не приняло украинскую самоидентификацию, от русинов Восточной Галиции и Буковины, постепенно становившихся украинцами.

Начало ХХ в. было отмечено растущим противостоянием между русофильской интеллигенцией Лемковины и украинцами Восточной Галиции. Первая мировая война повлекла широкомасштабные репрессии австрийских властей против русинов-лемков, что стало одной из самых трагических страниц истории лемковского народа. Преследования русофильской интеллигенции лемков австрийскими властями начались с первых дней войны еще до вступления русской армии в Галицию. "Вся Лемковина была покрыта виселицами, на которых гибли ее лучшие сыны.... Острый плуг войны точно перепахал Лемковину", - писал лемковский историк - очевидец описываемых событий. С сентября 1914 по весну 1915 гг. русские войска занимали большую часть территории австрийской Галиции, включая территорию Лемковины, где, в отличие от Восточной Галиции, русская армия встретила доброжелательное отношение местного населения. После отступления русской армии австрийские военные власти арестовали около 5 тысяч лемков, подозреваемых в шпионаже в пользу России, в основном представителей интеллигенции, которые были брошены в австрийский концлагерь Талергоф неподалеку от Граца. Значительная часть узников Талергофа погибла, не выдержав издевательств и нечеловеческих условий содержания. По сути, в Талергофе был ликвидирован цвет лемковской русофильской интеллигенции, а сам концлагерь вошел в историческую память русинов-лемков как символ мученичества за народность и веру. После трагических событий 1914-1915 гг. среди лемков широко распространилось мнение о том, что в трагедии Талергофа виновны украинофилы, доносившие австрийским властям на своих идеологических врагов-русофилов. "По лемковским селам под видом торговцев иконами... ходили украинские провокаторы и вели с селянами разговоры на политические темы, выдавая себя за друзей русского народа, - писал И.Ф. Лемкин. - У селян выясняли политические взгляды, все записывали, а потом отсылали властям. Таким образом был составлен список "moskalofilow"... На основе этого списка в начале войны была арестована вся лемковская интеллигенция и сотни селян..."

После распада Австро-Венгрии осенью 1918 г. политическое движение на галицкой Лемковине с самого начала было ориентировано на Россию и на объединение с угорскими русинами, а не с образованной в ноябре 1918 г. Западноукраинской Народной Республикой (ЗУНР). Уже 5 декабря 1918 г. на съезде в западнолемковском городке Флоринка, в котором участвовало 500 делегатов от 130 лемковских сел, было принято решение образовать самоуправляющуюся лемковскую административно-территориальную единицу с собственной исполнительной властью (Начальный Совет во главе с грекокатолическим священником М. Юрчакевичем) и законодательной властью (Русская Рада во главе с адвокатом Я. Качмарчиком). Созданное административное образование положило начало существованию Русской народной республики лемков во Флоринке. Первыми шагами руководства лемковской республики было создание национальной гвардии и организация школ и кооперативов. В школах в качестве языка обучения вводился русский язык; в церковной сфере предпринимались попытки приблизить грекокатолическую литургию к православию. Во внешней политике руководство лемковской республики, состоявшее из убежденных русофилов, стремилось к административному объединению русинов по обе стороны Карпатского хребта, созданию единого государственного образования Карпатская Русь и к ее последующему вхождению в состав России, апеллируя к опыту 1914-1915 гг., когда Галиция была занята русской армией. Если вхождение в состав России было главной целью лидеров лемковской республики, то вхождение Лемковины в состав Польши являлось для них наименее приемлемым вариантом, который они стремились любыми способами избежать.

Сразу после съезда во Флоринке руководство лемковской республики присоединилось к другим галицким политикам-русофилам, образовавшим в г. Санок Народный Совет Русского Прикарпатья, который, надеясь на "восстановление порядка в Русском Государстве", в своем меморандуме от 26 декабря 1918 г. писал: "...Царское правительство... долго не обращало внимания на своих единокровных русских братьев в Прикарпатье. И только в последнее время, стараясь исправить свою роковую ошибку..., устами министра Сазонова... провозгласило в 1914 г. присоединение Прикарпатья к великой Русской Империи. Имеем надежду, что Державная Русь останется в эту важную минуту верной своим словам... Мы, - завершали свое послание лидеры Народного Совета Русского Прикарпатья, - чувствуем и сознаем себя... гражданами единого, великого Русского Государства, не признаем на нашей земле никакой мадьярской, польской, габсбургско-украинской и какой бы то ни было чужой власти...". Свою подпись под этим красноречивым документом поставили и руководители лемковской республики во Флоринке.

Стремление лемковских политиков к воссоединению с Россией оказалось иллюзией. Гражданская война в России, военные успехи Польши и состояние дел на мирной конференции в Париже вынудили лидеров лемковского движения сменить внешнеполитические приоритеты, переориентировавшись на Чехословакию. Уже в конце декабря 1918 г. представители лемков отправились в Прагу с целью прозондировать возможность вхождения Лемковины в состав Чехословакии и установили контакты с Русской Народной Радой в восточно-словацком Прешове. Лидер Прешовской Рады русофил А. Бескид вместе с представителем лемков Д. Собиным 12 марта 1919 г. направил чехословацкому правительству меморандум, в котором констатировалась "угроза самому существованию русского народа Лемковины в условиях польских зверств". В меморандуме выражалась просьба присоединить "северо-карпатскую часть русской ветви" вместе с угро-русинами южных склонов Карпат к Чехословакии, где будет обеспечена их "свобода и автономная независимость". Меморандумы аналогичного содержания были отправлены 20 апреля 1919 г. Парижской мирной конференции и 1 мая 1919 г. - американскому президенту Вильсону. Однако кроме дежурного сочувствия со стороны Масарика и Крамаржа добиться большего от чехословацких властей русинским лидерам не удалось. По мнению Б. Горбала, проблема Лемковины была для чехов лишь одним из инструментов давления на Варшаву в условиях чехословацко-польских споров по поводу Тешина, Оравы и Спиша. Польское руководство, отношения которого с Чехословакией были натянуты из-за пограничных споров в Силезии, решило положить конец существованию лемковского государственного образования, прочехословацкая ориентация которого воспринималась Варшавой более болезненно, чем прорусская. После почти двухгодичного существования республики лемков во Флоринке ее территория в конце марте 1920 г. была занята польскими войсками, а правительство арестовано.

Пребывание лемков в составе межвоенной Польши было отмечено как дискриминационной политикой польских властей в отношении восточнославянского населения Лемковины, так и ростом украинского влияния из соседней Восточной Галиции, встречавшего ожесточенное сопротивление со стороны лемковской русофильской интеллигенции. Общая численность лемков в межвоенной Польше по официальным данным составляла к 1931 г. около 130 тысяч человек, проживавших в 180 преимущественно лемковских деревнях и в нескольких десятках смешанных лемковско-польских сел. В целом среди населения Лемковины продолжали доминировать русофильские настроения, что нашло свое выражение в деятельности лемковской республике во Флоринке, русофильское руководство которой в условиях невозможности присоединения к России длительное время пыталось добиться вхождения в состав Чехословакии вместе с угорскими русинами, стремясь любыми путями избежать присоединения к Польше. Неприятие польского государства и осознание исторической связи с Россией проявилось на Лемковине в ходе переписи населения в 1921 г., когда некоторые представители лемковской общественности заявляли, что "польская перепись не распространяется на лемков" и указывали "российское подданство".

Практическая политика польских властей по отношению к Лемковине определялась, с одной стороны, стремлением опереться на местных москвофилов как на противовес украинскому движению, что было особенно актуально до решения Совета Послов Антанты о признании Восточной Галиции частью Польши 14 марта 1923 года. С другой стороны, Варшава стремилась держать лемковских русофилов в определенных рамках, препятствуя с их помощью украинскому влиянию на Лемковину и одновременно способствуя полонизации лемковского населения. Примечательно, что на западе Лемковины польская администрация, опасаясь доминирующих там москвофилов, поддерживала украинцев, в то время как на востоке Лемковины, где влияние украинской пропаганды давало определенные результаты, польские власти поддерживали русофилов против украинцев. Если в течение 1920-х гг. польские власти в большей степени поддерживали на Лемковине украинцев, то с конца 1920-х гг. Варшава направляет основные усилия на ослабление украинского движения. Лемковский корреспондент прешовской газеты "Русь", сообщая о многочисленных злоупотреблениях польских властей на западной Лемковине в ходе переписи населения в 1921 г. писал, что "горлицкий староста издал распоряжение, в соответствии с которым руснаки могут записываться только как "русины" или "украинцы", но не могут быть записаны как "русские". Тут мы и увидели, что беспокоит Польшу, - констатировал лемковский корреспондент. - Украинцем ты можешь быть, русином тоже, но русским человеком не смеешь, ибо свет узнал бы тогда, что в Горлицком округе живет тот же народ, что и в Москве". Для противодействия русофилам на Лемковине польские власти уже в 1919 г. начали кампанию по выявлению лиц непольской национальности в полиции, погранохране и среди почтовых служащих. Данные лица переводились с территории Лемковины в центральные регионы Польши, а их места занимались этническими поляками. Кроме того, Варшава с самого начала стремилась изолировать лемковские церковные приходы от грекокатолического духовенства из Восточной Галиции, связанного с украинским национальным движением.

Национальная политика польских властей на Лемковине в 1930-е гг. была направлена, с одной стороны, на поддержку русинских организаций среди лемков, "москвофильская" ориентация которых использовалась Варшавой для противодействия усилившемуся украинскому движению. С другой стороны, польские политики стремились не допустить окончательной победы и радикализации русинских "москвофилов". Политика Варшавы в отношении Лемковины, окончательно оформившаяся к началу 1930-х гг., исходила из того, что поскольку полонизация русинского населения Лемковины являлась трудноосуществимой, было необходимо стремиться к усилению этнокультурной и языковой изоляции лемков от украинцев Восточной Галиции, что представлялось более реальной задачей. "Польская акция" на Лемковине была достаточно продуманным, организованным и институционально оформленным проектом, который осуществлялся и координировался правительственным Комитетом по делам Лемковины, включавшим представителей Президиума Совета Министров, МВД и кураторов краковского и львовского образовательных округов.

Вторая мировая война и ее последствия для русинов-лемков Польши оказались еще более трагическими, чем для русинов Чехословакии. С началом войны и оккупацией Польши Германией в сентябре 1939 г. условия соперничества русинов-лемков и украинцев на территории Лемковины резко изменились в пользу украинцев. После занятия Западной Галиции немцами сюда в массовом порядке устремились украинские националисты из Восточной Галиции, бежавшие перед советскими властями. По словам очевидца, немецкие оккупационные власти принимали украинцев-галичан "с распростертыми объятиями как союзников и назначали их на должности учителей, школьных инспекторов и информаторов... Агенты гестапо из украинских комитетов... сновали по лемковским селам, выискивая коммунистов и "москвофилов", - отмечал И.Ф. Лемкин. - Много лемков погибло от рук гитлеровских и украинских палачей... Как во время Первой, так и в ходе Второй мировой войны украинские националисты сыграли на Лемковине роль Каина..." Среди жертв нацистских преследований был известный русинский общественный деятель, глава Лемко-Союза О. Гнатышак, погибший в концлагере Аушвиц.

Лемки и лемковские организации в Северной Америке внесли весомый вклад в поддержку СССР во время Второй мировой войны. Особую роль в этом сыграл Лемко-Союз в США и Канаде, симпатизировавший коммунистическим идеям и поддерживавший СССР. Многочисленная лемковская диаспора в США и Канаде при посредничестве Лемко-Союза во время войны собрала и отправила в СССР около полумиллиона долларов в качестве финансовой помощи. По данным И.Ф. Лемкина, количество всех лемков, служивших в рядах Советской Армии, достигало 25 тысяч человек; из них около трети погибло.

Окончание Второй мировой войны принесло русинскому населению Лемковины новые тяжелые испытания. Одним из первых соглашений, заключенных Польским Комитетом Национального Освобождения (ПКНО), был договор, подписанный 9 сентября 1944 г. с правительствами УССР и БССР о переселении в эти советские республики проживавших в Польше лиц русской, украинской и белорусской национальности, а также о переселении с их территории в Польшу лиц польской национальности. Договор об обмене населением предусматривал исключительно добровольный принцип переселения. Поскольку восточнославянское население Лемковины трактовалось коммунистическими властями Польши и СССР как украинское, русины-лемки были отнесены к числу потенциальных переселенцев на Украину. Планы переселения лемков были поддержаны просоветски настроенным руководством влиятельного Лемко-Союза в Северной Америке, которое считало, что тем самым будут решены национальные и экономические проблемы русинов-лемков.

Вплоть до середины 1945 г. русины-лемки, особенно из наиболее пострадавших в ходе войны восточных областей Лемковины, переселялись на Украину добровольно. Однако со второй половины 1945 г., когда число добровольцев иссякло и лемки стали отказываться покидать историческую родину, польские власти перешли к политике давления, угроз и открытого насилия, стремясь полностью очистить территорию юго-восточной Польши от русинского населения. Примечательно, что местные польские власти приветствовали договор об обмене населением с УССР, трактуя данный документ как гарантию того, что все лемковское население в итоге покинет территорию Польши. Так, руководство Краковского воеводства, где проживало около 25.000 русинов-лемков, игнорируя зафиксированный в договоре принцип добровольности переселения, с самого начала исходило из того, что с территории данного воеводства будут полностью выселены все лемки.

В соответствии с договором между советскими республиками и Польшей об обмене населением в целом около 60% всего лемковского населения было вынуждено покинуть свою историческую родину и переселиться на Советскую Украину. Большинство лемков было расселено в Тернопольской области Восточной Галиции. Переселение сопровождалось нарастающим террором и насилием в отношении мирного лемковского населения со стороны действовавших в регионе польских военизированных формирований, вынуждавших переселяться и ту часть лемков, которая хотела остаться на родине. И.Ф. Лемкин приводит многочисленные примеры кровавого польского террора в отношении мирного русинского населения Лемковины, упоминая, в частности, о крупной банде бывшего капеллана Армии Крайовой Журавского, которая насчитывала около 1000 человек и целенаправленно истребляла русинских священников и селян. "Польские банды как бешеные псы летали по лемковским селам, принуждая население выезжать в Советский Союз. Если в каком-нибудь селе они наталкивались на сопротивление выселению,... они поджигали село, избивали людей и грабили лемковское имущество, - писал И.Ф. Лемкин. - На лемков, переселявшихся в Советский Союз добровольно, банды нападали в дороге и грабили.... Даже то, что вытворял Гитлер с порабощенным народом во время оккупации, не идет ни в какое сравнение с тем, как обращались с лемками польские банды..."

Переселенческая акция на Советскую Украину не в полной мере оправдала ожидания польского руководства, поскольку почти половина русинского населения Лемковины продолжала оставаться на своей исторической родине. Активизация деятельности УПА в северо-карпатском регионе и убийство 28 марта 1947 г. бывшего командующего Второй Армии Войска Польского генерала К. Сверчевского украинскими националистами были использованы польским руководством как удобный предлог для окончательного "решения" лемковского и украинского вопросов. "28 марта этого года около десяти часов утра во время проведения инспекции от пуль украинских фашистов УПА на дороге Санок - Балигрод погиб генерал Кароль Сверчевский, второй замминистра обороны, бывший командующий второй армии, герой боев за Нису Лужицкую... ", - говорилось в радиосообщении министерства национальной обороны Польши. Уже на следующий день, 29 марта 1947 г. на заседании политбюро ЦК Польской Рабочей Партии, посвященном гибели Сверчевского, было принято решение об "оперативном переселении украинцев и смешанных семей на возвращенные территории в рамках репрессивной акции против украинского населения". При этом все коренное восточнославянское население юго-восточных областей Польши, включая лемков, трактовалось польскими властями как априори украинское.

К концу апреля 1947 г. польское правительство разработало механизм депортации оставшейся части коренного восточнославянского населения Лемковины в западные области Польши. Впрочем, по данным польских исследователей, идея полного выселения русинов-лемков родилась значительно раньше убийства генерала К. Сверчевского. В частности, мысль о полном выселении лемков из области их традиционного проживания была высказана уже в ноябре 1946 г. членом политбюро ЦК Польской Рабочей Партии В. Гомулкой, который одновременно занимал должность вице-премьера польского правительства. Катализатором подобных планов польского армейского и политического руководства стало нежелание СССР продлить сроки переселения украинского населения из Польши в УССР, куда к началу августа 1946 г. уже было переселено 482 тысячи человек.

В качестве официальной причины выселения лемков Варшава называла необходимость ликвидации действовавших в северных Карпатах отрядов УПА, которые, по версии польских властей, пользовались широкой поддержкой среди лемковского населения. В свою очередь, лемковские историки и общественные деятели, указывая на традиционно негативное отношение русинов-лемков к украинским националистам и на отсутствие у лемков украинского самосознания, считают подобные обвинения беспочвенными. В ходе операции "Висла", начатой польскими силовыми структурами 28 апреля 1947 г. и продолжавшейся до 12 августа 1947 г., все остававшееся на Лемковине русинское население было насильственно депортировано в Силезию и Поморье, полностью "очищенные" к тому времени от коренного немецкого населения. Депортация лемков осуществлялась польскими армейскими и специально созданными для этой цели милицейскими подразделениями, личный состав которых насчитывал около 20.000 человек. Всего в ходе операции было выселено примерно 150.000 человек, из которых 50.000-60.000 были лемками.

Механизм депортации лемковского населения в ходе операции "Висла" опирался на предыдущий опыт переселения лемков на Украину. Ночью польские армейские подразделения окружали село, предназначенное для выселения. Жителям села давалось несколько часов на сборы, в ходе которых они должны были погрузить на подводы предметы первой необходимости, включая продукты питания. Позднее из переселенцев формировалась колонна, которая под охраной польских солдат следовала до ближайшего сборного пункта. На сборных пунктах сотрудники польских спецслужб составляли подробные списки депортируемых и проводили фильтрацию переселенцев, выявляя среди них подозреваемых в связях с УПА. После фильтрации основную массу переселенцев вместе с их скотом грузили в товарные вагоны и отправляли на территорию Поморья или Силезии, "очищенных" к тому времени от местного немецкого населения. Те переселенцы, которые не прошли фильтрацию и подозревались в связях с украинским националистическим подпольем, подвергались аресту и отправлялись в концлагерь в г. Явожно в южной Польше. Примечательно, что польский концлагерь в Явожно располагался в бараках, ранее относившихся к печально известному концлагерю Аушвиц. В целом около 4.000 депортируемых были арестованы польскими спецслужбами и брошены в концлагерь в Явожно. Многие из заключенных этого концлагеря подверглись пыткам и физическим издевательствам; значительная часть из них погибла. В Силезии и Поморье русины-лемки были расселены властями таким образом, чтобы как можно быстрее ассимилировать лемков в польско-язычном окружении. Количество лемков в отдельных населенных пунктах не должно было превышать 10% от общей численности их населения. В секретной инструкции польского правительства прямо говорилось о том, что главной целью депортации является полная ассимиляция переселенцев в польском окружении и что для достижения этой цели "необходимо предпринять все усилия". Примечательно, что в целях более эффективной ассимиляции инструкция предусматривала изоляцию русинской интеллигенции от основной массы переселенцев. Данный аспект ассимиляционной политики польских властей в отношении русинов-лемков был вполне сравним с политикой нацистской Германии в протекторате Богемия и Моравия, где нацистские власти целенаправленно подрывали и ограничивали влияние чешской интеллигенции на население, рассматривая это как существенный элемент германизации чехов. В свою очередь, русинские села на территории Лемковины были частично разрушены, частично отданы польским переселенцам из республик СССР. По мнению современных лемковских общественных деятелей и некоторых авторитетных историков, включая канадского историка-слависта П.Р. Магочи, именно соображения национальной политики Варшавы, направленной на полную ассимиляцию национальных меньшинств и создание этнически однородной послевоенной Польши, явились истинной причиной второго этапа выселения лемков, в результате которого они были лишены своей исторической родины.

Современные польские исследователи также оценивают операцию "Висла" прежде всего как политическую акцию, направленную на полную "этническую зачистку" юго-восточных областей Польши от неудобного Варшаве русинско-украинского этнического элемента. По мнению польского историка В. Мокрого, "выселение русинов-украинцев сначала на Советскую Украину в 1945-1946 гг., а затем в западные и северные регионы Польши в 1947 г. было результатом заимствованной коммунистическим правительством Польши идеи национально однородного польского государства. Автором данной идеи в межвоенный период были эндеки, стремившиеся ассимилировать 5,5 миллионов украинцев, проживавших на территории Второй Речи Посполитой..."

Вопреки запретам, уже в начале 1950-х гг. некоторые русины-лемки стали нелегально возвращаться на свою историческую родину в северные Карпаты, выкупая свои дома у новых владельцев-поляков. По некоторым данным, к началу 1980-х гг. около 10.000 лемков смогло вернуться на территорию Лемковины.

В период социализма в Польше, где, как в Советском Союзе и в Чехословакии, отрицалось существование отдельного русинского народа, а все русины были объявлены украинцами, русины-лемки были лишены возможности использовать свой традиционный этноним и развивать свою культуру. Только c изменением политической ситуации в Польше в конце 1980-х гг. русины-лемки получили возможность заявить о себе как об особом народе, отличном от украинцев. Весной 1989 г. в Легнице было зарегистрировано Общество лемков, объединившее лемковское население на всей территории Польши. Наряду с активной культурно-просветительной деятельностью, направленной на возрождение традиционной лемковской культуры и системы ценностей, Общество лемков затрагивает наиболее болезненные для лемков и неприятные для польского общественного мнения политические проблемы, выступая с осуждением акции "Висла" и поднимая вопрос о компенсации за собственность, которую лемки потеряли в ходе депортации 1947 г.

После падения социализма в Польше в 1989 г. польский сенат осудил операцию "Висла" как антигуманный акт, однако нижняя палата польского парламента (сейм) не поддержала этого решения. Польское правительство ничего не сделало и для какой-либо компенсации потерь, понесенных русинами-лемками в ходе депортации. Более того, в 1996 г. польские власти приняли решение преобразовать центральные области Лемковины в национальный заповедник Бескиды, тем самым изящно закрыв неудобный для себя вопрос о возможном возвращении лемкам их имущества и земельных владений в этом регионе.

Наряду с Обществом лемков в постсоциалистической Польше вскоре была зарегистрирована и другая лемковская организация - Объединение лемков, включающее ту часть лемковского населения, которая восприняла украинскую самоидентификацию. Противостояние этих двух общественных организаций, выражающееся главным образом в активной полемике в прессе, во многом напоминает борьбу между лемковскими традиционалистами-русофилами и сторонниками украинской ориентации в межвоенный период. Тем не мhttp://www.regnum.ru/news/1091389.htmlенее, значительная часть лемковского населения нынешней Польши сохранила свою традиционную идентичность, считая себя не украинцами, а русинами-лемками.

Загрузка...