bookingsky.ru

Молодежный кадровый центр. В современном виде это в основном женская профессия Кто такой ткач профессия

Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

в старшей возрастной группе на тему :

«Знакомство с ремеслом ткачихи »

Цель : воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.

Задачи :

Образовательные :

Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;

Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;

Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;

Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : ткачиха , ткач , ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…

Упражнять в связной речи, точном использовании слов.

Развивающие :

Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА ;

Развивать память, внимание, мышление;

Развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные :

Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла ;

Воспитывать уважение к труду других людей;

Воспитывать аккуратность, старательность .

Предварительная работа : знакомство с ремеслом гончара , придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.

Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.

Я спешу сказать вам – здравствуйте!

Чтоб пожелать здоровья доброго.

Я спешу сказать вам – благости!

Чтоб пожелать вам счастья нового.

Я спешу сказать вам радости!

Удач, успехов и везенья!

Чтоб пожелать всем

Прекраснейшего настроения.

Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте» .

Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.

Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)

Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)

Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)

Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.

Первая загадка : На топтале был,

На кружале был,

На пожаре был,

Домой пришел –

Семью кормил. (глиняный горшок)

Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)

Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»

Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)

Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.) Проверим правильно или нет.

Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.

Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.

Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.

Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.

После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.

Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.

Гончар : (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»

Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.

1. Это что за простачок

Лег у двери на бочок,

На дороге на пороге

Останавливает ноги? (половик)

2. Говорит дорожка –

Два вышитых конца :

– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!

Иначе ты в полдня

Испачкаешь меня. (полотенце)

Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)

Это полотенце ткала ткачиха . Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха . Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…

Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха . * Работа ткачихи не простая . На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань . * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек . * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити . * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.

Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха . И приглашаю вас в ткацкую светелку.

Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.

Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.

А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …

Умницы, старались , аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.

Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач . А какая пара будет челночком и ткачом , мы узнаем считалкой.

Три, четыре, пять!

Хватит спать!

Солнышко давно уж встало,

Нам пора идти играть!

Челночек убегает от ткача , а ткач его догоняет , но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.

Готовы? Тогда : раз, два, три – беги… (1-2 раза)

Молодцы, хорошо поиграли.

А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха )

С какой новой профессией мы с вами познакомились . (ткачиха )

Женщину этой профессии называют ткачихой , а как называют мужчину? (ткач )

На каком станке работает ткачиха ? (ткацкий станок)

Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)

Какой предмет помогает ткачихе ткать ? (челночок)

Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)

Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.

Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.

Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.

Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.

Древнее ремесло

Ремесло ткача возникло примерно 20–30 тысяч лет назад до нашей эры. Первые ткани появились примерно в то время, когда люди научились самостоятельно добывать огонь и строить укрытия. В доисторические времена технология ткачества была довольно примитивной: полоски кожи, травы или тростника переплетались между собой. Создание полотна путем переплетения продольных и поперечных нитей практикуется и по сей день.

Первый механический ткацкий станок появился только в 1786 году. Именно с появлением этого изобретения у ткачей появилась возможность обслуживать одновременно несколько станков. Это позволило значительно упростить и ускорить процесс изготовления полотна. Появление автоматических станков еще значительнее повысило производительность труда.

Результат работы ткачей - бытовые и технические ткани всех видов. Ткач меняет челноки, регулирует натяжение нитей, устраняет причины неполадок и снимает готовое полотно. Также ткач самостоятельно готовит обслуживаемые станки к работе, обрабатывает готовые изделия, очищая их от нитей, собирает и сдает отходы. Основная же задача ткача - не допустить простоя станка, максимально быстро ликвидировать обрывы нитей, стараться избегать брака и устранять его при первой же возможности. Ограничения по здоровью

К представителям этой профессии предъявляются высокие требования. Ткач должен обладать физической выносливостью, хорошей реакцией и ловкостью пальцев. Также в этой работе важны хороший глазомер, наблюдательность и внимательность.

Ткачу приходится внимательно прислушиваться к работе станков - он должен уметь по звуку распознавать неисправности. Кроме того, необходимо уметь на ощупь определять качество ткани и нитей.

Однако работа ткачей - не только физическая. Им также приходится самостоятельно определять маршрут, по которому производится обход станков. Для того чтобы определить этот маршрут, необходимо учитывать качество нитей, режим работы каждого станка, температуру воздуха в цехе.

Профессия ткача имеет ряд медицинских противопоказаний. Эта работа не рекомендуется страдающим сердечно-сосудистыми заболеваниями, людям с патологиями органов дыхания, тем, кто страдает нарушениями центральной нервной системы и психики, а также аллергикам и людям с дефектами зрения и слуха. Физика и химия

Овладеть ремеслом ткача можно в профессионально-техническом училище. Срок обучения по профессии обычно составляет 2–3 года.

Для работы ткачом необходимо обладать знаниями по физике и органической химии. Нужно знать основные качества различных волокон, тканей, разбираться в строении тканей и устройстве ткацких станков. Ткач должен уметь различать виды, цвета и номера сырья, уметь определять пороки тканей и неполадки в работе техники. Женская профессия

Работают ткачами в основном женщины. Средняя зарплата ткачихи в России невысока: она составляет примерно 5000–7000 рублей. Зарплата помощника мастера, например, часто составляет порядка 1000 рублей в месяц. В столице зарплаты значительно выше, чем на периферии.

Работу на фабрике ткач начинает с должности помощника и имеет возможности карьерного роста до позиции мастера.

36.3

Для друзей!

Справка

Ткач - это работник ткацкого цеха. Ткачество - изготовление ткани на ткацких станках. Для ткачества основа и уток из приготовительного цеха поступают в ткацкий цех для выработки из них ткани. Основа в ткачестве нити, расположенные параллельно друг другу и идущие вдоль ткани. Ткань на ткацком станке образуется в результате последовательного переплетения двух систем нитей - основы и утка, расположенных перпендикулярно нити основы в процессе ткачества испытывают большие воздействия рабочих органов станка, чем уточные, поэтому к ним предъявляются повышенные требования прочности, выносливости и износостойкости. Ткацкий станок - основная машина ткацкого производства. Оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных ковров. Хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных тканей и продукции текстильной промышленности.

Описание деятельности

Деятельность ткача представляет собой работу с применением знаний в области устройств и правил взаимодействия основных механизмов и узлов станка, артикулы, назначений вырабатываемых изделий. Ткач должен уметь отличать виды, номера, цвета, оттенки и другие признаки сырья, выявлять ткацкие пороки, предупреждать и устранять дефекты в тканях и лентоткацких изделиях.

Трудовые обязанности

Ткач осуществляет выработку декоративных изделий и напольных дорожек с одноцветным перебором на ручных ткацких станках. Изготавливает металлические и синтетические сетки из проволочных и синтетических нитей различных марок для целлюлозно-бумажного производства на металлоткацких станках в соответствии с установленными государственными стандартами. Подготавливает и заправляет обслуживаемые станки. Производит проборку основных нитей и проволоки в ремизы и бердо, принимает участие в проборе основы на обслуживаемых станках. Подвязывает ремизки по заправочному рисунку и подножки к ремизкам. Регулирует подачу и натяжение основы, плотности по утку. Ликвидирует обрыв основных и уточных нитей, проволоки, пряжи. Производит смену шпули в челноке. Заделывает дефекты в изделии, привязывает основы. Производит контроль над состоянием челнока. Производит очистку изделий от концов нитей. Осуществляет снятие наработанных изделий. Срезает и скатывает сетки в рулоны. Производит сбор и сдачу отходов. Ухаживает за обслуживаемыми станками.

\Типовая должностная инструкция Ткача 5-го разряда

Должностная инструкция Ткача 5-го разряда

Должность : Ткач 5-го разряда
Подразделение: _________________________

1. Общие положения:

    Подчиненность:
  • Ткач 5-го разряда непосредственно подчиняется........................
  • Ткач 5-го разряда выполняет указания....................................................

  • (указания этих работников вы выполняются только в том случае, если они не противоречат указаниям непосредственного руководителя).

    Замещение:

  • Ткач 5-го разряда замещает.................................................................................
  • Ткача 5-го разряда замещает...............................................................................
  • Прием и освобождение от должности:
    Ткач назначается на должность и освобождается от должности руководителем отдела по согласованию с руководителем подразделения.

2. Требования к квалификации:
    Должен знать:
  • устройство, правила эксплуатации и ухода за обслуживаемым оборудованием, взаимодействие его механизмов
  • ассортимент и заправочный расчет ткани, ковров, лент, изделий и их рисунки
  • виды переплетений и проборок
  • виды проборок аркатных шнуров
  • порядок чередования карт и правильность их сшивания
  • правила установки картона для смены челноков по цвету и раппорту после разгона
  • последовательность обслуживания станков
  • качество резки и высоту ворса ворсовых тканей
  • виды и нормы отходов.
3. Должностные обязанности:
  • Выработка из различных материалов: тканей, ковров, лент и изделий на механических, автоматических и специальных ткацких и лентоткацких станках; декоративных тканей, выполненных с использованием комбинированной техники ручного ткачества, на ручных ткацких станках; металлических и синтетических сеток из проволочных и синтетических нитей различных марок, большой и особо большой плотности, комбинированных, крученых, одинарных подкладочных и синтетических сеток для целлюлозно-бумажного производства на металлоткацких станках.
  • Регулирование натяжения уточной проволоки в челноке, положения струн и длины намотки проволоки на шпули.
  • Ликвидация обрыва нитей арката.
  • Смена ножей режущего механизма.
  • Выполнение профилактических работ по предупреждению обрывности нитей и пороков изделий.
  • Восстановление раппорта переплетений узора.
  • Контроль плотности ткани, качества поступающих основ, утка.
  • Разработка пороков ткани.
  • Обеспечение необходимого натяжения коренной, настилочной и ворсовой основ.
  • Контроль за работой ламельного прибора, режущего, наборного механизмов, контроль за полотном, качеством резки, высотой ворсовых петель.
  • Заводка и приработка нитей основы при обрывах.
  • Перевязка цен Обработка привязанных и заправленных основ.
  • Зарядка и смена уточной бобины.
  • Перегонка картона на станках с жаккардовой машиной.
  • Прокидка цветной каймы.
  • Выбор маршрута обслуживания станков, обеспечивающего непрерывность их работы.
  • Участие в приеме обслуживаемых станков из ремонта, уход за оборудованием и рабочим местом.
стр. 1 Должностная инструкция Ткач
стр. 2 Должностная инструкция Ткач

4. Права

  • Ткач имеет право давать подчиненным ему сотрудникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
  • Ткач имеет право контролировать выполнение производственных заданий, своевременное выполнение отдельных поручений подчиненными ему сотрудниками.
  • Ткач имеет право запрашивать и получать необходимые материалы и документы, относящиеся к вопросам своей деятельности и деятельности подчиненных ему сотрудников.
  • Ткач имеет право взаимодействовать с другими службами предприятия по производственным и другим вопросам, входящим в его функциональные обязанности.
  • Ткач имеет право знакомиться с проектами решений руководства предприятия, касающимися деятельности Подразделения.
  • Ткач имеет право предлагать на рассмотрение руководителя предложения по совершенствованию работы, связанной с предусмотренными настоящей Должностной инструкцией обязанностями.
  • Ткач имеет право выносить на рассмотрения руководителя предложения о поощрении отличившихся работников, наложении взысканий на нарушителей производственной и трудовой дисциплины.
  • Ткач имеет право докладывать руководителю обо всех выявленных нарушениях и недостатках в связи с выполняемой работой.
5. Ответственность
  • Ткач несет ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
  • Ткач несет ответственность за нарушение правил и положений, регламентирующих деятельность предприятия.
  • При переходе на другую работу или освобождении от должности Ткач ответственен за надлежащую и своевременную сдачу дел лицу, вступающему в настоящую должность, а в случае отсутствия такового, лицу его заменяющему или непосредственно своему руководителю.
  • Ткач несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Ткач несет ответственность за причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
  • Ткач несет ответственность за соблюдение действующих инструкций, приказов и распоряжений по сохранению коммерческой тайны и конфиденциальной информации.
  • Ткач несет ответственность за выполнение правил внутреннего распорядка, правил ТБ и противопожарной безопасности.
Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с (наименование, номер и дата документа)

Руководитель структурного

Ткачество - это древнейшее ремесло, история которого начинается с периода первобытнообщинного строя и сопровождает человечество на всех этапах развития. Предшествовало ткачеству плетение, где люди использовали траву, тростник, лианы, полоски кожи и жилы животных. Осваивая формирование полотна, первичная цель человека была - защитить тело от воздействий окружающей среды. Годы, десятилетия, века ткачество развивалось и совершенствовалось. Согласно историческим данным за 5-6 тысяч лет д.н.э. появились первые ткацкие станки. Эти простые, но основные орудия труда ткача облегчили и разнообразили его труд. Образовалось полотно с более сложной фактурой и декатировкой, что придало ткачеству другую смысловую функцию, т.е. ткачество уже рассматривается как промысел и как творчество. Много веков подряд климатические, территориальные и социально-экономические условия воздействуют на преобразование ткани. Расширяется и география ремесла. У многих народов ткачество - это основа национальной культуры…

С древних времён на Руси существовало традиционное, домашнее ткачество, которое играло важную роль в жизни крестьян. Каждая женщина в доме с малых лет умела ткать одежду, пояса, ленты, полотенца, скатерти, покрывала, занавеси, половики и многое другое… Мастерицы своими руками стремились создавать не только полезные, но и красивые вещи. Декор, цветовое сочетание, орнаментальные мотивы несли символический смысл в каждой вещи и служили не только в быту, но и использовались для ритуалов и национальных обрядов. Как сырьё использовали лён, коноплю, шерсть (козью или овечью). Для начала сырьё выращивали, обрабатывали, отбеливали, красили и пряли. И только после этого приступали к трудоёмкому и требующему внимание процессу ткачества. Разнообразная техника (браная, ремизная, переборная, закладная), фантазия и вкус ткачихи позволяли создавать прекрасные ткани с национальным художественным оформлением.

В 13в. новое и главное достижение человечества - механический ткацкий станок. Это изобретение ведёт за собой образование мануфактур. Следующий шаг развития - это автоматизация и в 18 веке станки начинают ткать с помощью двигателя. Появляются фабрики и заводы. Домотканые полотна начинают вытеснять фабричные ткани. Ткачество уходит в прошлое, а ему на смену приходит «ткацкое производство».

Но традиции домашнего ткачества передавались из поколения в поколение и сохранились до наших дней. Благодаря мастерам, которые против однообразия современной среды, это многовековое ремесло возрождают и сейчас, оно приобретает новое звучание, как искусство.

Теперь у Вас будет ещё одна возможность расширить свой мир рукоделия. На станках полотно формируется просто и быстро! Ткань в изделии приобретает оригинальность и новое звучание, а само изделие получается эксклюзивным.

На станках Вы сможете создавать уникальные, художественные полотна! Рисунок на ткани зависит от задумки и фантазии ткача. Ручное ткачество ценится с древних времён и уже давно считается искусством. Это ремесло одно время стали забывать, но сейчас ткачество возрождается и приобретает всё большую популярность!

Загрузка...