bookingsky.ru

Особенности зарождения философии. Возникновение философии. Структура и специфика философского знания

Термин «философия» означает «любовь к мудрости» (филиo (phileo) - любовь, софиа (sophia) - мудрость). В научный обиход ввел др.греч. мыслитель Пифагор (580-500 до н.э.) как учение о поиске истины.

Платон (428-347) впервые использовал это слово для обозначения специальной науки о мире и о месте человека в нем.

Философия как явление культуры появилась около 2,5 тысяч лет назад параллельно в Индии, Китае, в Древней Греции.

Культурно-исторические предпосылки возникновения философии:

Философия возникла на сравнительно высоком этапе развития человечества - на уровне цивилизации, когда человек производит продукты духовной культуры, потребляемые всем обществом (в отличие от варварства - собирание растений, варварства - охота).

Предпосылки: (возможности появления и потребности в появлении)

  • 1. Возможности человека :
    • - выделение умственного труда;
    • - появление товарно-денежных отношений (возможность заказать и купить знания);
    • - возникновение государственных структур и правовых норм регулирования общественной жизни;
    • - постепенное накопление элементов научного знания, используемого на практике и способствующего развитию мировоззрения людей;

И, как результат всего этого, появление возможностей осмысления человеком существующего мира и своего места в нем;

  • 2. Потребности человека :
    • - интерес человека не только видеть (созерцать) мир, но и понимать (иметь суждение, мировоззрение) как он устроен, желание использовать на практике полученные знания.

В Европе рождение философии было одной из составных частей великого культурного переворота в Древней Греции VIII--V веков до н. э., в контексте которого возникла и наука (прежде всего греческая математика VI -- IV веков до н. э.).

В Древней Греции философия формируется тогда, когда смысл человечес­кой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникновение античной философии при­ходится на тот период (VI век до н. э.), когда прежние традиционно-мифологические пред­ставления обнаруживают свою недостаточ­ность, свою неспособность удовлетворять но­вые мировоззренческие запросы.

Кризис мифологического сознания был вызван целым рядом причин. Важны условия социально-экономического и политического порядка, определяющие рождение идей. В греческом мире по преимуществу благодаря им возникли первые формы институционализированной свободы и демократии, способствовавшие в свою очередь рождению философии и подпитывавших ее. Важную роль сыграло экономическое развитие Греции, эко­номический подъем в IX--VII веках до н. э.: расширение торговли и судоходства, возник­новение и расширение греческих колоний, увеличение богатства и его перераспределе­ние, рост народонаселения и прилив его в города. Рас­ширялся географический горизонт греков, и тем самым гомеровское представление о мире обнаружило свою неадекватность. Но самым важным было расширение связей и контактов с другими народами, открытие прежде незнакомых грекам обычаев, нравов и верований, что наводило на мысль об от­носительности, условности их собственных социальных и политических установлений. Эти факторы способствовали социальному расслоению и разрушению прежних форм жизни, вели к кризису традиционного укла­да и к утрате прочных нравственных ориен­тиров.

Разрушение сложившихся форм связи меж­ду людьми потребовало от индивида выработ­ки новой жизненной позиции. Философия была одним из ответов на это требование. Она предложила человеку новый тип самоопреде­ления: не через привычку и традицию, а через собственный разум. Философ говорил своему ученику: не принимай все на веру, думай сам. На место обычаев приходило образование, место отца в воспитании занимал учитель, а тем самым и власть отца в семье до известной степени ставилась под вопрос. Функции отца и учителя, таким образом, разделились, и на протяжении нескольких веков -- с VII по IV век до н. э. -- наблюдается жестокая схватка между родом и духом, началами, которые прежде выступали как нечто единое.

Философия, таким образом, возникает в момент кризиса традиционного уклада жиз­ни и традиционных ценностей. С одной сто­роны, она выступает как критика традиции, углубляющая сомнение в значимости устояв­шихся веками форм жизни и верований, а с другой -- пытается найти фундамент, на ко­тором можно было бы возвести новое здание, новый тип культуры.

Философия (от греч. phileo -- люблю и sophia -- мудрость) буквально означает «лю­бовь к мудрости». По некоторым историчес­ким свидетельствам, слово «философ» впер­вые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достой­ному образу жизни. Истолкование же и зак­репление в европейской культуре термина «философия» связывают с именем древнегре­ческого мыслителя Платона. В учении Пла­тона софия -- это мысли божества, опреде­ляющие разумное, гармоничное устройство мира. Слиться с Софией способно лишь бо­жество. Людям же посильны стремление, лю­бовь к мудрости. Вставших на этот путь ста­ли называть философами, а область их заня­тий -- философией.

В отличие от мифологического и религи­озного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытес­няют фантастический вымысел, сюжеты, об­разы и самый дух мифологического мышле­ния. Бытующие в народе мифы переосмысливаются с пози­ций разума, получают новое, рациональное истолкование. Слово «философия» было синонимом зарождаю­щегося рационально-теоретического миро­понимания. Философскую мысль вдохнов­ляло не накопление сведений, не освоение отдельных вещей, а познание «единого во всем». Ценившие именно такое знание древ­негреческие философы полагали, что разум «управляет всем при помощи всего» (Герак­лит).

Зарождение философской мысли началось в середине первого тысячелетия до н. э. Рождение было длительным процессом перехода от мифологического мировосприятия к мировоззрению, опирающемуся на знание.

Культурно-историческими предпосылками зарождения философии были:

общественное разделение труда (отделение умственного труда от физического, социализация различных видов умственной деятельности)

развитие городов, ремесленнической деятельности, которая была связана с городом, колонизация земель, развитие связи между ними, мореплавания, фортификация требовали развития конкретных знаний.

Приобретение крупными городами определенной экономической независимости. Для них характерна была активная политическая жизнь. Атмосфера политической свободы, которая в свою очередь стимулировала свободу духовного творчества, способствовала и развитию философии.

Мифологическое мировоззрение, мифологическая мировоззренческая установка не позволяли получить эффективные конкретные знания. Поэтому возникает потребность в возникновении принципиально иной мировоззренческой установки. Возникает философская мировоззренческая установка, для которой характерно:

стремление познать сущность самих вещей, их причину и непосредственную взаимосвязь.

уверенность и обоснование того, что человек способен в силу собственных качеств познать мир.

Это вытекало из следующих двух компонент:

понимание природы, то есть окружающего мира, как упорядоченного единого целого, как гармоничного, закономерно устроенного целого, то есть космоса -- духовного начала, мирового разума;

человек понимался как подобие космоса, как гармонично вписанный в космос элемент. Человек -- микрокосм, он обладает духовным фактором -- разумом, который во многих учениях понимался как частица мирового разума (логоса), ==> возможность понимания человеком мира, способность человека постичь гармонию, закономерности природы и т.д.

Из вышесказанного следовали другие важные моменты:

признание в качестве наиболее существенного, специфически человеческого качества -- разума, мышления, способности логически постигать действительность.

познавательная деятельность рассматривается как высший, достойный человека вид деятельности. Идеалом человека был мудрец, постигающий суть бытия.

Разум, знания рассматривались как высшие ценности, на которых базируются все остальные духовные ценности человека (благо -- результат знания, зло -- результат невежества).

Такая абсолютизация разумного начала в человеке за счет игнорирования других качеств -- есть рационализм античной философии и культуры, познавательный и этический. Рационалистическая установка впоследствии привела к тому, что рационализм стал одной из наиболее существенных черт всей западноевропейской культуры.

Вышеназванное мировоззрение, опирающееся на признание исходной роли космоса, получила название космоцентризм.

Формированию космоцентрической мировоззренческой установки способствовали и некоторые явления обыденного сознания, разнообразный повседневный опыт. Этот, прежде всего, нравственный опыт, определял наиболее важные элементы поведения, взаимоотношения людей.Процесс формирования рационалистической мировоззренческой установки, ее развития, обоснования, получил название рационализации. Процесс рационализации является двухсторонним.

С одной стороны -- это был процесс постепенного накопления разнообразных знаний. Объект изучения -- природа. Только позднее, начиная с середины 5 века до н.э., на первый план выходит человек. Формирование методов познания природы (анализ, синтез и др.), а также выработка все более сложных форм (понятий). Этот процесс в учении Аристотеля привел к разработке специального учения о законах и формах мыслительной деятельности.

С другой стороны, рационализация -- постепенное преодоление элементов мифологии.

Говоря о рационализации античной философии, античной культуры, необходимо обратить внимание на то, что рационализация опиралась на те знания, которые были заимствованы древними греками из Египта, Вавилона.

Все вышеназванные черты в их взаимосвязи определили подъем и расцвет древнегреческой культуры и возникновение первоначальных научных знаний, рационализацию и стимулирование развивающегося самосознания, что и породило развитие древнегреческой философии, как рефлексии над культурой.

Античная философия Древней Греции представляет собой обширный историко-культурный пласт учений, философских школ, которые в совокупности своей оказали большое влияние на духовное, мировоззренческое развитие научных последующих поколений ученых и философов. Совместно с древнеримской философией они составляют неоценимое культурное достижение, которое справедливо принято считать основой современной европейской цивилизации.

Первые предпосылки зарождения древнегреческой философии появились в VII-VI веках до нашей эры, однако более зрелое оформление они приобрела ко второй половине V до нашей эры. В этот период были отдельно выделены физический и умственный труд, а также такие роды занятий, как земледелие и ремесло. Кроме того, происходит культурный, экономический расцвет , именуемого городом-государством, который представлял собой оплот коллективной и индивидуальной жизни граждан в абсолютно всех ее проявлениях.

Бесспорно, возникновение, становление и развитие философии в Древней Греции было тесным образом сопряжено с ростом научных знаний и открытий. От божественного познания мира человек устремился объяснять и изучать происходящие явления природы через призму логического, рационального. Несмотря на то, что философия в ее первозданном виде еще сильно пересекалась с житейским опытом и мудростью, главным ее предназначением стало получение знания о происхождении мира и самого человека, а самое главное – определение места человека в этом огромном мире.

Этапы становления греческой философии

Историю зарождения и становления философии Древней Греции с разных точек зрения делят на три или четыре периода. Наиболее ценными представляются первые два этапа.

Первый период охватывает время VII – V веков до нашей эры. В современной литературе данный период принято называть досократовской . В основу философии первого этапа были положены учения Фалеса и его последователей – Анаксимандра и Анаксимена. Фалес выдвинул первые предположения относительности строения мира, явился основоположником математики и ряда других наук. Анаксимандр пытался установить, что является первичной материей, Анаксимен считал, что воздух является источником порождения всех вещей. Представители рабовладельческой аристократии, вступая в противоборство с такими научными течениями, основали собственное направление – философский идеализм. Первым его представителем стал Пифагор.


Классическая философия Древней Греции составляет второй этап зарождения древнегреческой философии и включает в себя время между V – IV веками до нашей эры. Наиболее выдающимися философами этого периода выступают Сократ, Аристотель и Платон. В Древней Греции усиливается развитие и влияние материалистической философии, кроме того, возникают публицистика и политические теории, что явилось следствием жестокой классовой борьбы в древнем государстве. Платон основой бытия представил идеи, которым отводилось ключевое место в мире вещей, так как именно идеи могли существовать вечно. Аристотель в противовес ему назвал материю основой всякого бытия, а в основе каждого явления лежала определенная причина. выдвигал идею, что на вопрос критериев истины вполне возможно дать положительный ответ. Истина рождается в споре – теория, которую создал Сократ и пришел к выводу, что человек, в споре отстаивающий свою точку зрения, незаметным образом внушает ее смысл своему оппоненту.

Жизнь и деятельность философов-софистов дала толчок к продолжению, развитию философских течений и школ. В завершении рассматриваемого периода зародилось такое течение, как натурфилософия Древней Греции . Основной идеей натурфилософии именно древнегреческого мира проходит ориентир на толкование исследуемых понятий и явлений о природе, противопоставляя их учениям о человеке.

Введение

Философия, как явление духовной культуры

Зарождение философской мысли. Древняя Греция

Древний Восток

Заключение

Список литературы

Введение

Возникновение философии - это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии - это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум - от божественной мудрости.

Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического) представления о мире к понятийному суждению о нем. На передний край познавательной деятельности впервые выдвигается его творческая рациональность, а разумные первоначала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Их познание уже тогда сделало философию «царицей наук», ибо она методологически понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей - на созидательную практическую деятельность.

Современное переосмысление проблемы возникновения в античности философии и ее функционального отделения от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором становления новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis - происхождение) философии как нового духовного явления и отношения ее к нефилософским формам общественного сознания позволяет лучше понять и полнее раскрыть саму сущность принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Это по сей день является предпосылкой для сравнительного осмысления людьми социально-культурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философского мышления круто изменилось отношение к научному познанию мира природы и творчеству нового мира человека - культуре. Перед свободно и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи по поиску истины, определению смысла жизни, достижению всеобщего блага (счастья). Философские проблемы осмысления общественного бытия стали будоражить лучшие умы человечества.

1.Философия, как явление духовной культуры

Термин философия образуется от двух греческих слов: филео (любовь) и софия (мудрость), букв. - любовь к мудрости. В Древние времена понятие мудрости было связано с желанием познать окружающий мир в его всеединстве с человеком, понять первоосновы мира и сущность мироздания. Мудрость человека определялась его знанием, знанием об окружающем мире, природе, знанием о смысле жизни человека и сущностью его бытия.

Зарождение философии происходит в I тыс. до н.э. в цивилизациях Древнего Востока таких, как Индия и Китай, в странах междуречья, таких как Египет и, наконец, в Древней Греции, откуда берет свое начало европейская философия.

По мнению историков философии, слово "философия" впервые было использовано древнегреческим мыслителем Пифагором в отношении отдельной категории людей, которые обладали стремлением к знанию и высоко-этическому образу жизни. Пифагор верил, что истинной мудростью обладают боги, (а в философии Пифагора их было множество), но человек может стремиться познать эту мудрость, хотеть этого и соответственно любить эту мудрость. Однако, использоваться термин "философия", как научная категория стал гораздо позже в идеалистическом учении Платона.

Существует три концепции генезиса философского знания, или другими словами откуда произошла философия:

Наиболее популярная - это мифогенная теория. В соответствии с этой концепцией философия произошла из мифа, т.е. истоками философского знания является мифология как особая форма мышления и осознание этого мира. "Миф" в переводе с греческого языка означает "предание", "логос" - "учение, наука", таким образом, мифология - это наука о преданиях. Мифы создавались с самого раннего зарождения первобытно общинного строя и были посвящены самым различным темам, начиная с космоса, мировой гармонии, природных стихий и заканчивая самим человеком. Именно с помощью мифа еще зарождающаяся человеческая мысль пыталась ответить на вопрос о создании и разрушении мира, о месте человека в этом мире, о сущности человеческой жизни и пр. Таким образом, мифология - это особая форма человеческого сознания и миропонимание первых людей древности об окружающем мире и месте человека в мире. Мифология является неотъемлемой частью культуры и включала в себя зарождающиеся знания и о природе, об искусстве, политике и, конечно, религиозной вере. Мифологическое восприятие имеет ряд особенностей, которые необходимо отметить:

·Во-первых, одушевление природы

·Во-вторых, множество богов - т.е. плюрализм. При этом боги в мифологии персонифицированные и наделены человеческими чертами. Они постоянно взаимодействуют и между собой, и, конечно, с самим человеком посредством природных предзнаменований или отдельных людей (шаманов, жрецов)

·Отсутствие абстрактных философских категорий, которые потом будут характерны для философского мировоззрения

·Ориентация мифологического мышления на разрешение определенных человеческих проблем

·Повторение и наивность мифологических сюжетов

Специфика мифологического миропонимания заключается в следующем:

1.Выражение мысли происходит через конкретные эмоциональные и чувственные персонифицированные одушевленные субстанции, такие как природные стихии или космос.

2.Единство человека и мира.

Следовательно, основной чертой мифологического мышления является включенность человека в мир. Человек в системе мифологии является неотделимой частью природы и бытия. Он отождествляет себя с природой, исходит из нее и растворяется в ней. Происходит и обратный процесс: черты природных явлений и процессов переносятся на человеческое существование, а сама природа одушевляется. Каждая стихия воспринимается не как бездушное проявление окружающего мира, но как имперсональная одушевленная сила, наделенная своим характером, волей и мышлением живое существо. С другой стороны сам человек наделялся чертами природных стихий или животных, что объединяло его с природой (как средой его обитания) и миром. Он был быстрый, как ветер, зоркий, как сокол, храбрый, как лев, могучий, как ураган, тихий, как солнечный рассвет, прекрасный, как звездное небо над головой. Весь мир представлялся тайной, загадкой, каждый камень, колосок, капля росы и все то, прекрасное и грозное, что окружало человека, было одухотворено. И эта тайна, и сказка, каждый день разворачивалась на глазах человека, меняясь и увлекая его в этот зачарованный мир, полный загадок и неразрешимых явлений. Следовательно, отличительной чертой мифологического мышления является включение человека в систему мироздания, или синергизм человека и мира. Первые философские системы были сильно подвержены такой системе представлений и также исходили из конвергентности человека и окружающего мира.

Другими концепциями возникновения философии являются:

·Гносеогенная - философия возникла как обобщение знания в результате научного стремления к предельной систематизации

·Обобщенная теория. Согласно этой концепции, на возникновение философия повлияли 3 источника: мифология, научные знания и обыденное сознание.

Однако в настоящее время большинство исследователей сходятся на том, что мифологическое мышление оказало сильное влияние на развитие философского и религиозного мышления. А значит, философское и религиозное мировоззрение исходят из первобытного мифологического мышления.

Главным различием между мировоззрением религиозным и философским является то, что в основе философского мышления лежит разум, философский поиск направлен на постижение истины о мире и бытии, пусть даже абстрактной и исключительно умозрительной истины. Совсем другое представляет из себя религиозное мышление, у истоков которого стоит вера, священное писание и авторитеты церкви. Это накладывает некоторые ограничения на религиозное мышление.

Рано или поздно, но логика, анализ фактов, аргументация и научно-обоснованные доказательства стали вытеснять мифы, догадки, вымыслы из сознания человека.

По мере научного и культурного развития человека и общества мифологическое мировоззрение стало заменяться на философское. Само отношение к философии изменилось. Философия заняла статус науки. При этом именно философию многие считают пранаукой, из которой зародилось научное знание многих отраслей. Изначально при самом зарождении философии ее проблематика была очень широка. Философия занималась вопросами первоосновы мира, происхождения земли и космоса, этики, религии, эстетики, общественно-государственного устройства и многими другими. Именно из этих направлений философии в дальнейшем и сформировались отдельные отрасли знаний. Однако, одно из центральных мест в системе философского знания всегда занимали вопросы мировоззрения и не только абстрактные, но и весьма практические вопросы, которые могли бы помочь человеку понять смысл своей жизни и обрести свое место в мире, помочь справиться с насущными проблемами существования.

С самых первых дней своего существования человеческой натуре присущ поиск, стремление к познанию и желание разгадать тайны окружающего мира, которые в большом количестве окружали его жизнь. Познание всегда стремилось изменить человеческое бытие и даже окружающий мир так, чтобы улучшить жизнь человека и сделать ее легче, удобней, интересней, в конце концов. Круг интересов научной мысли человека изначально был очень широк. Все больше знаний накапливалось для того, чтобы объяснить самые различные аспекты бытия, самые тонкие вопросы человеческого существования. Но человеческая мысль всегда стремилась перейти от частного к общему, от конкретного к единому. Так, знания о единичном являются первым актом познания, переход к обобщению - это следующая ступень человеческого познания. Уже в древние времена были попытки перейти на более высокий уровень познания окружающего мира, что означало создание системы целостного мировоззрения.

Мировоззрение - это совокупность взглядов человека на окружающий мир и на свое место в этом мире. Человеческий опыт всегда приводил людей к тому, что для того, чтобы успешно существовать в этом мире, невозможно ограничивать себя лишь знанием о частных вопросах, отдельных специфических вещах. Человеческая повседневная практика всегда подталкивала людей к тому, что нужно иметь целостное представление о мире, видеть всю систему целиком, для того, чтобы не затеряться в потоке бытия, но самостоятельно выбирать путь и курс своего движения. Именно так по всей очевидности и создавалось философское, а затем и научное мировоззрение. Был ли у самых истоков зарождения этот процесс сознательный или скорее инстинктивный как один из психологических механизмов, который помог человеку выжить - мы вряд ли можем ответить на этот вопрос. Возможно, как всегда, истина где-то посередине. Однако, совершенно, очевидно, что пытаясь ответить на извечные мировоззренческие вопросы о том каков смысл человеческой жизни, откуда произошла жизнь, куда мы идем и что мы должны делать, зачем мы здесь и кто вообще такие мы и пр. и пр., человечество накопило множество различных знаний, которые потом сформировало целую сферу философского мировоззрения. Надо отметить, что как бы далеко не ушла наука и развитие общества, к счастью или к сожалению, но эти вопросы до сих пор остаются нерешенными и каждое поколение мыслителей решает их по-разному, иногда философская мысль делает виток (как мы не раз убедимся далее), обращаясь к старым идеям и концепциям, а затем опять стремительно движется вперед. В философии проблематика и противоречия, заключенные в эти вопросы заключено в рамки так называемого основного вопроса философии, но об этом далее в следующей лекции.

Таким образом, философия есть теоретический базис, на который опирается научное мировоззрение. Философское мировоззрение охватывает знания, накопленные за многие эпохи, и пытается ответить на первоосновные проблемы бытия и человека.

Философское мировоззрение имеет свою специфику. Это можно представить следующим образом:

·Философское мировоззрение опирается на логический метод познания

·Философское мировоззрение опирается на рациональную ступень познания

·Философия имеет свой язык, состоящий из совокупности понятий, категорий, особых терминов.

·Философское мировоззрение - это система знаний. Это сближает философию и науку, поскольку любая наука есть система знаний. Это означает что философское знание логически последовательно упорядочено и каждому процессу и явлению есть свое место в этой системе

Непосредственно из специфики философского знания возникают предмет и функции философии. Предметом философии является наиболее общие законы и закономерности развития и функционирования человеческого общества, мышления и, наконец, мироздания.

В предмет философии входят наиболее общие основы, законы, связи и закономерности бытия. Главной оппозиционной категорией в системе философского знания является дихотомия "Я-МИР". Именно с выделения этой дихотомии начинается философское знания как таковое, поскольку, как было описано ранее в мифологии, человек (Я) сливался с окружающим миром. Именно путем специфики решения вопроса взаимоотношения дихотомии "Я-МИР" выделяются столь разнообразные философские концепции. Так, к примеру субъективные идеалисты 18 в. решали этот вопрос в пользу Я, считая что МИРА нет без субъекта, и МИР существует только потому что Я существует. Совершенно иной точки зрения придерживается марксизм. Человек (Я) определяется через категории окружающего мира. "Мышление исходит из бытия" - так немного перефразируя можно выразить основной тезис марксизма.

Платон определял сущность философии в познании "неизменных первооснов бытия".

Исходя из предмета философии, мы можем выделить специфику самой системы философского знания:

·Поскольку философское знание отвечает на наиболее общие и предельные вопросы бытия, то из этого мы можем сделать вывод, что философская проблематика находится на стыке нескольких духовных или научных сфер. Так, если речь идет о вопросе смысла жизни, то философский ответ будет находиться на стыке этики, эстетики, морали или религии. Такая проблематика характерна для античных философов, если вопрос стоит о происхождении жизни, то, конечно, философское решение будет лежать где-то в области астрономии, биологии, космогонии. При этом разрешение философской проблематики очень часто оказывало влияние и на научную проблематику. В частности, ньютоновская физика опиралась на идею еще античных философов о том, что движение есть атрибут материи (философия Аристотеля). Поэтому вопрос об относительности движения просто не мог возникнуть. Только несколько веков спустя именно при изменении философской концепции возможно стало по-другому поставить вопрос о движении и материи. Так возникла теория относительности.

·Совершенно очевидна и обратная связь - а именно, влияние других наук, исторических и общественно-политических процессов на философию. Так, в 19 в. развитие капитализма индустриализма привело к обнищанию тысяч людей. Целые поколения рабочих жили в нечеловеческих условиях, работая по 19 ч в день. Такая социальная несправедливость не могла обойти стороной и философию. Так возникла философия марксизма. Думаю, не надо объяснять, какое влияние она оказала на историю человечества.

·Следовательно, существует взаимосвязь и взаимовлияние между философией и различными областями культуры, науки, искусства; между философией и общественно-историческими процессами.

·Философии присуща не только систематизация знания, но и обобщение полученных знаний. Отсюда мы можем говорить о философских концепциях тех или иных мыслителей. При этом слово концепция здесь имеет принципиальное значение. Большинство мыслителей (не все, разумеется) оставили после себя именно философские концепции, пытаясь обобщить и систематизировать как можно более предельный материал о мире и человеческом существовании. Это исходит из самой сущности философии. Так, например, философы часто пытались ответить на вопрос о наличии или отсутствии судьбы в жизни человека. Соответственно, решая этот вопрос, совершенно по-разному нужно ответить на главные этические вопросы. Это проблема в философии получила названия провиденциализма. Если судьба есть, то человеку осталось только смириться и покориться, и этическим идеалом будет аскетизм, что в частности характерно для стоиков или эпикурейцев в античной философии. Если судьбы нет, то тогда главным этическим принципом станет действие, а этическим идеалом волюнтаризм. Однако для того, чтобы решить вопрос судьбы необходимо решить вопрос об источнике судьбы. В средневековье этот вопрос решался в существовании Бога, в античности движением атомов. Так, решая вопрос этики, мыслитель переходит на вопросы космологии, космогонии, креационизма и т.д. Отсюда берут истоки философские концепции, поскольку в мире все взаимосвязано, и, объясняя одно, непременно придется объяснять другое.

·Одной из главных проблем философии является проблема человека. Эта антропологическая направленность философии привела к созданию множества этических концепций. В разные времена вопросы этики были основными в философии, и именно на них была направлена научная мысль. Как пример можно привести учения софистов, Сократа, конфуцианства или буддизма. Эти учения в основном решали вопрос о смысле человеческой жизни, сущности нашего существования. Как второстепенная проблематика у них выступала проблема мироздания или космогонии.

·Практически любая философская концепция несет в себе характер субъективизма. Для создания личной философской концепции необходимо осмыслить весь предыдущий философский опыт накопленный человечеством, критически его переработать, а затем дать свою критическую оценку и на основе этого высказать свое мнение. Это мнение может находиться в русле философского направления современности, а может ему противоречить. Так, ученики Фрейда, бесспорно, опирались на идеи своего великого учителя, но их добавили и переработали. А вот ученик Платона Аристотель фактически отверг главный принцип философии Платона об абсолютном идеализме и фактически создал свою дуалистическую концепцию, где было два начала - дух и материя. Но в любом случае надо понимать, что философ выражает свое мнение к окружающей действительности и человеческому существованию. Возможно, поэтому говорят, что каждому подходит своя философия. И бесспорно, философские концепции отдельных мыслителей имели очень сильное влияние на жизни простых людей. (Пример с марксизмом рассматривать не будем - здесь слишком все очевидно). Другой пример, философия экзистенциалиста Камю. Как писал Камю, главный вопрос, который должен решить человек в своем существовании - это "стоит ли жизнь того, чтобы прожить ее"1) <#"justify">Особое значение философии в духовной жизни человека и общества выражено и в функциях философии как науки. Бесспорно, это не полный перечень и значение философии очень велико в жизни человека, но обычно выделяют следующие функции философии:

·Мировоззренческая. Философское знание, как уже определялось выше, является следующей формой мировоззрения после мифологического. Философия - это система знаний, дает человеку представление об окружающем мире и, конечно, месте человека в этом мире. Следовательно, в этом и заключается мировоззренческая функция философии. Задача философии определяется в формировании единого представления о бытии и месте человека в мире. Мировоззренческая функция философии - это основная функция человеческого знания.

·Методологическая. Философия создает главные первоосновные правила и методы поиска научной истины для всей совокупности специальных наук. В частности великий древнегреческий философ Аристотель сформировал основные принципы формальной логики в произведении "Науки логики". Эти принципы не остались специфическим фактом, придуманным в философии, но легли в основу доказательного европейского научного мышления, которые, стоит отметить, используются и до сих пор.

·Предсказательная. Это значит, что философские концепции пытаются определить ход развития общественно-исторических или любых других процессов или явлений. Пример, опять же из марксизма. Как известно, Маркс в своей философии предсказывал пролетарскую революцию во всех развитых странах, которая должна обязательно произойти, так как коммунистическая формация - это следующая формация, после капиталистической. Да, к счастью или сожалению, это еще не произошло. Это пример неудавшейся попытки предсказать общественный процесс. Другой пример из русского космизма. Федоров - основатель русского марксизма еще вначале 20в предсказывал освоение космического пространства человеком, задолго до создания ракет и космических аппаратов. Это пример положительного предсказания.

·Критическая. Философия в процессе своего развития неизбежно дает оценку и научным открытиям, и историческим перспективам и событиям, и социальным явлениям, и отдельным политическим деятелям. Это происходит неизбежно. И на основе этой критики происходит процесс коррекции, изменения или дополнения самого философского знания. Так современная религиозная философия признала, что земля круглая и вращается вокруг солнца, однако в свое время предала Дж. Бруно инквизиции за эту идею.

·Идеологическая. Заключается в создании определенных философских концепций, которые включают совокупность преставлений о мире, этике, общественно-исторических явлениях. Такие представления могут стать мировоззрением для каких либо общностей людей и которые будут определять их жизнедеятельность, социально-политическую активность и пр.

·Ценностная функция заключается в том, что философская наука создает аксиологические взгляды человека на окружающий мир и свое место в этом мире.

·Интеллектуальная. Просветительная функция философии. Философия как наука накопила огромный пласт знаний, идей и отдельных размышлений о мире и человеке. При учете, что философию можно считать первым научным знанием или пранаукой, как отмечалось выше - это огромная система знаний, которая несет в себе интеллектуальный потенциал всего человечества за многие века.

Таким образом, из выше приведенных функций, мы можем сделать вывод, что философия тесно переплетена с духовной культурой и научным потенциалом человечества.

Чтобы охарактеризовать пути взаимодействия философии и духовно-интеллектуального потенциала человечества, необходимо определить главное утверждение. Культура представляет собой продукты духовной и интеллектуальной деятельности человека, которые зависят от уровня развития общества на данный момент, и характеризует определенный этап в развитии человечества. Это та действительность, в которой выражены результаты человеческой рефлексии и осмысления бытия.

Следовательно, можно выделить следующие каналы связи между философией и культурой.

Философия является частью культуры человечества, и философские концепции во многом зависят от уровня развития и специфики культуры данной страны, что включает в себя и определенный уровень развития науки, и отношение к религии, и национальные традиции. Так, совершенно несопоставимы философия античности и Древней Индии, к примеру, что связано с различными духовно-культурными ценностями. Действительно, для формирования первых философских систем нужно было достигнуть определенного уровня развития культуры.

С другой стороны, философия влияет на развитие культуры. Философская мысль способна преображать мышление человека, рождать в нем новые идеи, направить его деятельность к новым идеалам. Отсюда возникают и новые направления в искусстве и, конечно, новые научные открытия. Таким образом, выявляется обратная связь между философией и культурой

Было выявлено, что философия и культура развиваются синхронно. Это обусловлено, как было показано выше, взаимовлиянием философии и культуры. В период упадка культуры не наблюдается и успехов на философском поприще. И наоборот, в моменты расцвета культуры совпадают и с обилием и глубиной философских концепций, как например, в Эпоху Возрождения.

Культура в концентрированном виде воплощает в себе итог развития человека, его материальной (производственно-экономической) и идеальной (духовной) деятельности. Философия, используя аксиологический, т.е. ценностный подход раскрывает соотношение внутреннего мира человека, его мировоззренческих ориентиров, мотиваций, потребностей и интересов, достигнутого в целом уровня личностной культуры и внешних форм жизнедеятельности, направленной на создание общезначимых образов материальной или духовной культуры.

Таким образом, взаимосвязь культуры и философии заключается в следующем:

·философия является порождением духовной культуры человека. Для ее появления общество должно было достигнуть определенный уровень культурного развития.

·процессы развития культуры и философии однонаправлены. При упадке культуры наблюдается упадок и философской мысли, и наоборот. Этому есть историческое подтверждение

·знание философии приводит к личностному росту индивида, что повышает его уровень культуры и творческий потенциал.

.Зарождение философской мысли. Древняя Греция

Научно-философские исследования природы, начатые мыслителями милетской школы, не прекращались никогда и продолжаются поныне. Можно сказать, что «философская» инициатива, предпринятая мудрыми милетцами, дала богатые интеллектуальные всходы как в научном понимании развития природы, так и в более тонких метафизических размышлениях об основных проблемах «разумного» устройства Вселенной. Осмысление «разумности» Вселенной древними мыслителями органично сопрягалось с изучением человеческого разума (греч. nus - ум), его потенциальных творческих возможностей. В поздней античности разум представлялся как наивысшая практическая ценность для общества и каждого отдельного человека. Именно тогда у культурных людей сложилась внутренняя потребность в теоретическом (умозрительном) обосновании и философском определении разума и самой мудрости при одновременном поиске их истоков и критериев.

Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью - помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).

Избрав мудрость в качестве исходной целевой задачи, античные философы осознали главную ее проблему - трудность осмысления целостности мира, его происхождения, устройства и закономерностей развития. Понять этот мир нельзя, не осознав самого себя и способ своего мышления. В XVII столетии ученый и философ

Декарт (1596-1650), не меняя существа философии, придал ей, по сути, новое звучание: на первый план им выдвигается бытие человека как субъекта познания мира - «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходным началом философ считает индивидуальное мышление, которое, безусловно, подчиняясь законам природы, само рисует картину мира. Тем самым, по резонному замечанию философа-классика Л. Фейербаха (1804-1872), «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» . Иными словами, целью философии стали критические раздумья и теоретические рассуждения о цельном, всеобъемлющем миросозерцании, формирующем общую (философскую) картину мира и оценивающем критерии теоретико-познавательной и культурно-созидательной практики человечества. Все это предполагает не просто философские взгляды на мир, но формирование новых философско-мировоззренческих позиций.

Таким образом, философия призвана развивать новые мировоззренческие взгляды, помогая людям в преобразовании стихийно сложившихся у них мнений о мире и обществе. Объект любого мировоззрения - мир в целом. Предмет мировоззрения - взаимоотношения внешнего мира и внутреннего мира человека. Мировоззренческий каркас человеческого сознания базируется на теоретически обобщенных философией знаниях и понятиях. Философское мировоззрение - это целостная совокупность знаний о вещах, предметах, явлениях и процессах их взаимосвязи. Оно отличается от простой суммы естественнонаучных знаний тем, что в центре его стоит вопрос о единстве объективной истины и ее субъективной оценки. Мировоззрение человека во многом зависит от воздействия среды и социального воспитания, уровня и качества образования. Поэтому философская культура выступает в качестве основы мировоззренческой и профессиональной зрелости личности. Это связано с тем, что на философию возлагается функция «интеллектуальной разведки», которая может служить всем людям побуждающей методологией в плане заполнения ими познавательных пробелов.

3.Древний Восток

философия генезис мифологический культура

Древний Восток представлял собой сложный конгломерат деспотичных государств. Однако древние народы Востока, населяющие Индию, Китай, Египет и Вавилон, обладали высокой духовной культурой, основанной на серьезных научных знаниях, национальных традициях, разнообразных религиозных верованиях и космогонических мифах. Здесь в конце II-начале I тысячелетия до н.э. зародились и начала протофилософской мысли. Их нельзя назвать философией в современном смысле, но, безусловно, можно считать скачком к принципиально новому мышлению. Эволюция протофилософской мысли на Востоке была довольно длительной и отличалась целым рядом противоречий в результате взаимодействия с мифологическим мировосприятием и религиозным миросозерцанием. Однако этот процесс дал начало новому духовному явлению - институту мудрецов. Отношение людей Востока к мудрецам было особенное: они не только видели в последних носителей житейского знания, но и ценили их как духовных наставников - вторых родителей.

Цель и смысл протофилософской мысли для мудреца-ин-дуса заключались в постижении высшего смысла жизни людей, или конечной истины - даршаны, то есть «видения истины». Древнеиндийские протофилософские раздумья содержались в ведах - священных книгах (санскр. - знание-откровение). Кстати, на русском языке есть аналоги этого слова: ведать - знать, разведать - узнать и т.д.

Веды собраны в четыре сборника:

) «Ригведу» (собрание религиозных гимнов и фраз);

) «Самаведу» (сборник ритуальных (жертвенных) изречений и песен);

) «Яджурведу» (список молитв и священных формул по поводу жертвоприношений);

) «Атхарваведу» (заклинания против болезней, злых духов или правила проведения празднеств).

Назначение ведической литературы - помочь человеку достичь самопознания. К ведам примыкают Упанишады - религиозно-философские учения, систематизирующие сокровенные толкования и наставления вед. В них осмысливалась высшая мудрость бытия, заключенная во внутреннем мире явлений. В Упанишадах метафизические идеи бытия, как и в Новым завете христиан, составляли основу божественного откровения и философского осмысления.

Историки философии называют три основных этапа в развитии протофилософской и философской мысли:

) ведийский - 2000-500 до н.э.;

) брахмано-буддистский - 500 до н.э.

) индуистский - 1000 н.э.

Первым источником протофилософской мысли считаются сутры (санскр. - «путеводная нить»). Их наполняют изречения, афоризмы о бытии мира и о смысле жизни. В сутрах осмысливались религиозно-племенные верования и обычаи, а также неизменные, вечные сущности. Предлагались и общественные критерии как ценности в личной жизни людей. При этом они опирались не на разум, свойственный философии, а на чувственный опыт, дающий внутреннее прозрение.

Мыслители Древней Индии (протофилософы) объясняли смысл таинственных природных явлений и всех загадочных превращений в мире вещей и предметов. Они размышляли о бытии мира и смысле жизни, комментируя разные веды. Все это и привело в итоге к появлению Упанишад как заключительной части вед. Буквально это слово означает «сидящий рядом» или «у ног учителя». Философский смысл Упанишад состоит в осмыслении «тайного учения», «сокровенного знания». Упанишады знаменовали собой появление протофилософского самосознания мыслителей. Их пытливый ум презирал догматизм мышления и основывался на критическом раздумье о знании бытия духа и материи. Работа критичной мысли протофилософов по толкованию противоречий в знаниях о внешнем мире позволяла им иначе смотреть на сам мир и понять свою роль в нем. Их мудрость неуклонно оттесняла жреческий догматизм. Постепенно зрело новое (философское) самосознание, позволяющее понимать внутреннее происхождение понятия смысла жизни.

Основополагающая философская суть Упанишад - учение о том, что же лежит в первооснове Вселенной. В то время сложились три мыслительных направления, по-разному объясняющих бытие мира и иначе комментирующие знания о нем. Первое (пожалуй, самое распространенное) в своей основе имеет мысль о том, что «все в мире имеет единое абсолютное начало» (Брахман - вселенская душа), не познаваемое сознанием, но постигаемое интуицией. Без Брахмана ничего на свете нет. Все предметы и явления заключены в нем, как в зародыше. Второе направление - плюралистическое, предполагающее множество первоначал бытия мира. И третье направление мысли - материалистическое. Материализм подразумевал мир, в котором «все состоит из мельчайших и неделимых частиц - крошечных зерен-ану» - вечных и неизменяемых, но пребывающих в непрерывном движении. При встрече двух зерен под воздействием некой неведомой силы (адристы) они соединятся воедино, образуя новую частицу - невидимую двиануку. Когда же соединяются три двиануки, появляется еще одно образование - трианука, более крупная, уже видимая. Все вещи, предметы и живые существа состоят из комбинаций, образованных из этих частиц.

Основным философским направлением мысли стало идеалистическое осмысление абсолютного начала мира, в котором все возникает, существует, а затем разрушается. Этим началом считался Брахман - высшее божество, творец мира. Он придавал смысл всем проявлениям духа и материи. Из него произошла вся Вселенная, включая богов. Этим же словом называли и служителей божеству, толкователей вед. Понятие «брахманизм» как течение мысли ведической религии в начале I тысячелетия до н.э. представало в виде вероучения, в основе которого лежит представление о всеобщей одушевленности природы и о постоянном перерождении всех живых существ - сансаре. В философских частях Упанишад зародилась идея о всеобщем единстве. Постепенное восхождение души к той или иной телесной оболочке, согласно учению о воздаянии, происходит в зависимости от добродетельности или греховности всей предшествующей жизни.

Философскую основу брахманизма составило признание высшей объективной реальности (абсолюта) и творческого начала. Брахманизм религиозный, насаждая в сознании людей грубые суеверия, понуждал их верить в некий «закон» всеобщего возмездия, согласно которому за неблаговидные поступки человек расплачивается посмертно мучительным блужданием души, ее переселением из одного нечистого существа в другое, еще более одиозное. И наоборот, праведная жизнь переводила душу человека в существа высшего качества, более того, он мог стать даже богом.

Отметим, что в целом брахманизм «не стал большой ценностью для философии, однако он подготовил интеллектуальную почву для зарождения метафизической мысли об абсолютном первоначале как идеальной сути бытия. Брахман - нечто безличное, являющееся объективным наполнением Вселенной, - рассматривался как вневременная тотальность, содержащая пространственно-временную развертку - феноменальный, множественный мир.

Весьма оригинальным является отношение к миру вещей, предметов и явлений в протофилософских учениях индуизма и буддизма. Их критично мыслящие представители рассматривали природу как трансцендентное проявление божественного Разума. В философской части вед (Упанишадах) провозглашалось верховенство божественного откровения. Причем человек в познании мира обязан был жестко следовать разумным установлениям Неба - божьему закону. При этом считалось, что человеческая душа, связанная с телом, не может быть свободной (см. «Махабхарату). Она все время жаждет чувственных удовольствий и потому испытывает множество перевоплощений. Борьба с разными вожделениями, порабощающими душу, ведется с помощью веданты, которая философско-этически направляет поведение человека, ибо позволяет понять и оценить себя, свои силы и слабости, одолеть внутренние противоречия и представления относительно внешнего мира. Все это и наполняет душу человека, устремленную ввысь, к истинным знаниям.

В Древней Индии впервые философски осмысливается сущность самого человека через познание его способности к мышлению. Началом (истоком) человеческой жизни считалось дыхание, которое, будучи заключенным в человеческом теле, становилось праной, то есть жизненной силой, сутью самой жизни. В учении о пране (санскр. - дыхание) указывалось на внутреннюю связь между естественным дыханием человека и его мыслями. Причем именно в пране мыслители видели и психофизиологическую энергию человека, и ее космическое происхождение, что соединяло микрокосмос с макрокосмосом. Кроме того, утверждалось, что, соединяясь с манасом (умом), прана образует жизненное «Я» человека, которое понималось как душа, самость, или Атман-субъект (чистое сознание индивида). Кстати, осмысление самой мысли и есть Атман - основа самосознания, да и любого непосредственного знания. Невозможно мыслить предмет, но можно помыслить знание и мнение о предмете, вещи, явлении. В этом уже просматривается диалектика человеческого бытия, ибо имеются четкие указания на движение и единство противоположностей.

Атман - это индивидуальная душа, всегда связанная с телом, но не умирающая с ним, а переходящее в нечто другое. Он одушевляет мир живой природы и находится во всем. Люди, животные, растения - это конкретные проявления Атмана и его внешнее раскрытие. Атман не следует путать с Брахманом - духовным Абсолютом (санскр. - священная сила), создавшим мир из ничего и являющимся его духовным началом. Однако во многих религиозно-философских учениях Древней Индии Атман отождествляется с Брахманом. Для этого есть некоторые основания. Брахман и Атман «диалектически» взаимосвязаны. Конкретный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем, находясь в вечном круговороте. При этом Брахман имеет взаимоисключающие облики: телесный и бестелесный, смертный и бессмертный, подвижный и неподвижный. Атман - самосознание Брахмана - составляет глубинную сущность индивидуального человеческого начала познающего субъекта - «Я».

Древнеиндийская предфилософия и по содержанию, и по формам существования настолько многообразна, что ее чрезвычайно трудно изложить. Проблематично даже полностью перечислить ее ведущие направления: ньяя, вайшешика, санькхья, чарвака, миманса, веданта и др. Однако осмыслить такое оригинальное и широко распространенное учение, как буддизм, просто необходимо. Это одно из интереснейших религиозно-философских учений далекого прошлого. Стержнем буддизма является проповедь Будды (санскр. - просветленный высшим знанием, пробужденный, осененный истиной) о четырех благородных истинах. В этих истинах заложены все законы нравственной жизни, ведущей к высшему благу. Данная тема в большей или меньшей степени пронизывает практически все протофилософские учения Древней Индии. Примечателен тот факт, что последние, в отличие от западных религиозно-философских учений, прекрасно сосуществуют и даже дополняют друг друга. В книге «Жизнь Будды» содержится следующий призыв: «Будьте благими к живому. Это - краткий завет. Это - основа буддистского учения» .

Учение буддизма основано на легенде о его основателе принце Сиддхартхе Гаутаме (623-544 до н.э. или 563-483 до н.э.), позднее получившем имя Будды. Современная наука не дает однозначного ответа на вопрос об исторической личности Будды. Традиционно его называют «единственно просветленным» и, более того, «высшим духовным учителем» (гуру). Будучи всесторонне развитым и высокообразованным, он обладал чутким сердцем и критическим разумом. Противоречия действительности (рождение, болезнь, смерть, разлука, богатство и нищета) вселили в его душу разлад, и он ушел в отшельники на поиск смысла жизни. Познакомившись с протофилософскими учениями и освоив школу йоги, он овладел искусством управления своим телом, умом и чувствами. Преодолев искушения жизни, он «пробудился от сна жизненной суеты», «просветлился». Ему открылась истина бытия, которая стала краеугольным камнем его учения:

) жизнь исполнена страданий;

) есть причина для возникновения страданий;

) существует возможность прекращения страданий.

Буддисты призывают человека подняться над самим собой и победить самого себя. В буддизме впервые провозглашается следующая идея: поистине нет ничего в этом мире, что в определенном смысле не было бы относительным. Сущность природы всех вещей и явлений у буддистов не имеет отношения к причинно-следственным связям. А потому она находится где-то за пределами ощущений, в сфере вечных и неизменных самостей. Буддисты в связи с этим категорично отрицают Бога-творца. Мир вечен, изменчив, несовершенен. Природа дана людям только в восприятии, - вот она-то и есть вечность. А все, что принадлежит вечности, постоянно находится в зарождении, самодвижении и изменении. Рассматривая духовность как некое конечное бытие, воспринимаемое через йогу, буддизм сближается с ведантой. Земную жизнь буддисты считают испытанием и страданием в ожидании удовлетворения. Страдание они называют непрерывным потоком состояний, связанных законом причинности - Кармой. Это объективная невидимая сила и внутренний смысл жизни, скрытый от человека.

Карма определяет не только благополучное или проблемное существование (здоровье-болезнь, богатство-бедность, счастье-горе, сроки жизни, социальный статус личности и т.д.), но и, в конечном счете, прогресс или регресс бытия человека. Человеческий индивид как духовное проявление природы становится тем, кем он должен стать в результате собственных размышлений и практической деятельности. В буддизме одно из важнейших мест занимает так называемое отрицание целостности личности. Каждая личность представлена как «скопление изменчивых форм» и состоит из пяти элементов: тела, ощущения, желания (воли), представления и понимания. Путь духовного возвышения человека завершается достижением состояния нирваны - душевного спокойствия, равновесия. Нирвана -высшее, не отягощенное материей блаженство в соединении с божеством. Мистическая аскеза нирваны - достижение совершенного состояния души.

Нирвана предполагает освобождение от физических страданий и духовных мук, что достигается путем бхаваны - углубления в самого себя, в свой внутренний мир. Философски страдание человека определяется прежде всего как ожидание неудач и потерь в жизни, как переживание беспокойства, в основе которого лежит страх, не отделимый от надежды. Однако буд-диетами страдание понимается как духовное удовлетворение. Богатство, успех, власть - все это, согласно буддизму, сковывает человека, делает его беспомощным. Страдание, являясь духовной реальностью, возвышает человека, делает его нравственно чистым и совершенным. В этом и заложен религиозно-философский смысл буддизма, определяющий путь к достижению радости внутреннего, духовного спокойствия человека. Надо уметь управлять своими внутренними силами, чтобы победить самого себя - сделаться смиренным. «Строители каналов пускают воду, лучники подчиняют себе стрелу, плотники подчиняют себе дерево, а мудрецы смиряют самих себя!», - говорится в «Дхаммападе» (гл. 4). Все эти протофилософские идеи заметно повлияли на развитие религиозно-философской мысли Востока, да и всего просвещенного мира.

Итак, мудрецы буддизма учили и учат, что цель познания мира и человека в нем - освобождение последнего от физических страданий и душевных мук. В философии буддизма утверждается, что избавление человека от любых страданий достижимо не в загробной, а в реальной жизни. Такое благодатное состояние у буддистов стало называться нирваной - полным отвлечением от воздействий внешнего мира, а также и от мира мыслей. Нирваной они считают абсолютно безмятежное состояние человеческой души, ощущение невозмутимости в связи с освобождением от всего того, что может причинить боль. Но буддизм не стремится к устранению причин страданий, считая это задачей просвещения. А вот китайские мудрецы говорили, что страдания можно избежать, если следовать правилам (принципам) организации жизни на Земле. Древний Китай по духу во многом был близок Индии. И здесь также известны периоды в развитии философии, получившие наименование периодов «соперничества всех школ». Но есть и своя специфика.

Заключение

Подводя итоги, можем сделать следующие выводы. Философия есть наука о наиболее общих законах развития бытия, общества, мышления, познания, человека. Исходя из того, что философия представляет собой и особую форму мировоззрения, главными чертами которого являются рациональность, систематизированность, стремление к доказательству и аргументации. Истоками философского знания является мифологическое мировоззрение, присущее первобытному обществу и характеризующееся конвергентностью человека и мира. Однако зарождение философии как систематичного научного знания происходило в Древней Греции, Риме, Индии и Китае. Предметом философского знания являются предельные начала, принципы и связи, свойства и законы всего сущего. Основными функциями философии как науки являются мировоззренческая, методологическая, идеологическая, аксиологическая, прогностическая. Огромное влияние на философию как систему научного знания оказывает развитие культуры общества. Сам факт возникновения философии был возможен лишь на этапе определенного уровня культурного развития. Однако философия оказывает и обратное воздействие на культуру. Философия раздвигает границы мышления человека, духовно и интеллектуально обогащает, что приводит к развитию культуры.

Список литературы

1.Алексеев, П.В. Философия: учебник/ П.В. Алексеев, А.В. Панин. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: МГУ, 2008. - 588 с.

2.Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт, 2011. - 561 с

Сербиненко, В.В. Русская философия: курс лекций / В.В. Сербиненко. - М.: Омега-Л, 2006. - 464 с

Философия: учебник / под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 2009. - С. 5-356.

Мудрагей, Н.С. Античный миф и его роль в возникновении философии / Н.С. Мудрагей // Вопросы философии. - 2008. - № 11. - С. 107-121.

Асмус, В.Ф. Античная философия / В.Ф. Асмус. - 3-е изд. - М.: Высш. шк., 2003. - 400 с.

Липский, Б.И. Что такое философия? / Б.И. Липский // Философские науки. - 2010. - № 6. - С. 136-145.

Бакусеев, В.М. «Вечное возвращение» в античность / В.М. Бакусеев // Вопросы философии. - 2007. - №12. - С. 124-134.

«Философия» - слово греческого происхождения и в переводе означает «любовь к мудрости». Вопрос о предпосылках ее происхождения и даже месте возникновения философии не имеет однозначного решения.

По этому вопросу существует несколько точек зрения.

1.Философия признается порождением «эллинского гения».

Сторонником этой точки зрения является, например, крупнейший отечественный философ и знаток античности А.Ф. Лосев (1893-1988).

Многие исследователи, разделяя эту точку зрения, уточняют, что в Древнем Востоке и Древней Греции периода до VI в. до н.э. существовала предфилософия , но не философия в собственном смысле слова. Философия как таковая появляется в VI в. до н.э. именно в Греции - именно греческий мыслительПифагор (VI в. до н.э.) первым ввел термин «философия», который в последствие получил широкое распространение.

2. Однако наиболее распространенной является другая точка зрения, суть которой заключается в том, что философия действительно возникла в VI веке до н.э. и, что удивительно, почти одновременно в трех разных регионах мира - Китае, Индии, Греции.

Следует отметить, что время около 500 г. до н.э., охватывающее три века до и три века после, - уникальное время по своей культурной значимости не только в греческой, но и во всемирной истории.

Выдающийся немецкий философ Карл Ясперс (1883-1969) назвал этот период «осевым временем». Он писал, что в этот период происходит одновременное формирование и развитие многих философских учений, как на Западе, так и на Востоке. В Китае - это учение Конфуцияи Лао-цзы, в Индии - Будды, в Иране Заратустра учил о мире, где идет борьба добра со злом, в Палестине выступали пророки - Илия, Исайя, Иеримия и Второисайя. Соответственно в Греции - это время Гомера, философов Парменида, Гераклита, Платона, Фукидида и Архимеда.

Все, что связано с этими многочисленными именами и философскими школами, возникло почти одновременно, в течение немногих столетий, и независимо друг от друга. И именно в этот поворотный период истории были разработаны основные понятия и категории, которыми мы мыслим до сих пор. В это время сформировались также основы современных мировых религий, оказавших огромное влияние на культуру и жизнь всех последующих поколений людей.

Анализируя основные взгляды на время и место возникновения философии, представляется, что наиболее убедительной, из рассмотренных, является вторая точка зрения. Конечно, на Востоке и на Западе возникли разные типы философствования, однако круг проблем, способы их постановки и решения роднит философствование Запада и Востока.

По поводу причин возникновения философии также существует несколько отличающихся друг от друга концепций.

Наиболее распространенной и влиятельной является мифогенная концепция (Гегель, А.Ф. Лосев, Дж. Томсон и др.). В ней отражен тот факт, что философия не могла появиться на пустом месте. Ее возникновение было подготовлено такой универсальной формой духовного освоения мира человеком и духовой жизни первобытной эпохи, как мифология .

Поэтому необходимо остановиться на том, что такое мифология и какова ее роль в возникновении философии.

Мифология представляет собой художественно-образную переработку в сознании людей окружающей их действительности. Она носила синкретический, нерасчлененный характер. В ней переплетались и были нераздельно слиты зародыши всех последующих форм мировоззрения: религии, нравственности, искусства, философии и науки. Интеллектуальное своеобразие мифа заключалось в том, что мысль в нем выражалась в конкретно-чувственном

эмоциональном образе, в метафоре.

Огромное историческое и культурное значение мифологии связано с тем, что в ней были поставлены важнейшие мировоззренческие вопросы, касающиеся устройства мира, возникновения человека и его места в нем, проблемы существования богов и их места в мире, исторических событий в жизни того или иного народа. В силу этого можно дать следующую классификацию мифов:

Космологические мифы. Они отражали представления древних людей о том, как устроен мир, из чего все произошло, что такое природа, как она устроена и др. При этом природные явления обожествлялись и олицетворялись;

Антропологические мифы. В них зафиксированы представления древних о возникновении человека, его своеобразии по сравнению с другими живыми существами, стадиях жизненного пути, понимание жизни и смерти, роли судьбы и богов в жизни человека. Важным вопросом был также вопрос о соотношении души и тела, происхождении души, ее природе и значении для человека;

Социально-культурные мифы. Они были посвящены культурным достижениям людей, связанным с освоением огня, различных ремесел, земледелия, обрядовой стороной жизни и т.д.;

Исторические мифы. В них образно, с участием конкретных героев и богов, описывались наиболее значимые исторические события в жизни того или иного народа.

Кроме отмеченного синкретизма мифологического сознания и художественно-образного восприятия действительности, для более глубокого их понимания необходимо отметить также, что миф соединяет в себя правду-истину с вымыслом. Реальные явления жизни в мифе причудливым и органическим образом смешивались с фантазией. В мифах также не различаются естественное и сверхъестественное. Деятельность людей и богов рассматриваются и воспринимаются как одинаково реальные, происходящие на самом деле. Души умерших людей живут рядом и влияют на ход событий.

Характерным для мифа является отсутствие линейного восприятия времени как текущего от прошлого к настоящему и будущему. Существовало круговое его восприятие, означающее вечное возращение, т.е. повторение одних и тех же циклов, что объясняется слитностью древнего человека с природой, жизнь которой и навязывает представления о цикличности времени.

Историко-культурное значение мифологии огромно. Являясь наиболее древней формой духовного освоения мира человеком, она увязывала отдельные представления о мире в единую, образную картину мира, способствовала сохранению и передаче социального опыта, культуры от поколения к поколению.

Особенно следует отметить то, что в рамках мифа развивается мышление древних людей. Прежде всего это способность к диалектическому мышлению - в мифах фиксируются устойчивые пары противоположностей: жизнь - смерть, день - ночь, свет - тьма, порядок - хаос и др. Закладываются также основы причинно-следственного (генетического) мышления - все новое рождается от брачного союза противоположностей. В рамках мифологического мышления развивается также способность к абстрагированию (отвлечению). В мифологических образах происходит слияние общего и единичного. Так, например, бог времени Хронос олицетворяет время вообще, Зевс - грозные силы природы.

Рассматривая особенности мифологии как наиболее раннего типа мировосприятия и мировоззрения, сторонники мифогенной концепции происхождения философии обосновывают свой главный тезис: «От мифа к логосу».

Действительно, все последующие формы общественного сознания зародились в рамках мифологии и были пронизаны мифологическим мировосприятием, предполагавшим безусловное доверие к мифам со стороны людей. Тем не менее, в рамках данной концепции, сложно объяснить, как из чувственного восприятия мира, характерного для мифологии, возникает качественно новый тип рационалистического восприятия мира, основанного на универсалиях и критическом отношении к знанию.

Другой духовной предпосылкой зарождения философии явилась религия. Она – одна из древних форм мировоззрения, особый способ духовного освоения мира человеком, основанный на вере. Вера – это особое чувство, переживание, эмоциональное состояние, характеризующие внутренним согласием, принятием предмета веры.

Особенность религиозного мировоззрения состоит в том, что мир в религии удваивается, он делится на естественный, видимый мир, и сверхъестественный, невидимый, мир земной и мир небесный, посюсторонний и потусторонний. Природа религии очень сложна, ее возникновению способствовали гносеологические, психологические и социальные основания.

Психологические корни религии связаны с неискоренимой потребностью человека в счастье, положительных эмоциональных состояниях, стремлении избавиться от леденящего душу страха. Несоизмеримость человека и мира порождает веру в существование могущественных высших сил, которые управляют миром и в руках которых человек – игрушка. Для того чтобы защитить себя от их произвола, человек начинает поклоняться им, молить их о пощаде.

В ощущении своего бессилия перед могуществом природы человек делал предметом своего почитания и поклонения ее стихии, окружающие вещи, растения, животных. Тень, упавшая от него на землю, наводила на мысль, что у него есть бессмертный двойник, а затем - о наличии в собственной осязаемой оболочке некого духа, души, способных покидать ее и переселяться в других людей, животных. Возникла вера в духов, пребывающих во всех неодушевленных предметах - камнях, деревьях. Эту веру в одухотворенность вещей или анимизм (от греческого anima - душа) англий­ский историк культуры Эдуард Тейлор назвал "первой философией перво­бытного человека".

В древности возникли и другие верования. Одним из наиболее распространенных верований был тоте­мизм . Тотем означает почитаемое первобытным родовым сообществом животное, от которого зависело их существование и которому поклонялись, как прародителю рода. В тотемизме отражалось своеобразие жизни первобытных общин с особенностями их охотничьего быта.

В более позднее время формируются представления о всесильных и всеведущих богах, способных стать источником благодати и одновременно - кары для тех, кто не достоин. Религия превращается в «сердце бессердечного мира», в стража и гаранта общественной нравственности.

Рассматривая мифологию и религию как формы духовной жизни первобытных людей, важно подчеркнуть, что они явились необходим этапом в эволюции человеческого сознания и познания.

Миф возникает на основе чувственного восприятия мира. Это особое мироощущение, которому была придана словесная форма. Сознание, еще не оснащенное достаточными знаниями, но наполненное мифи­ческими представлениями, уже угадывало в фактах природы и общественной жиз­ни необходимые общественные связи, вскрывало определенную упорядоченность. Подмечались периодичность физиологических процессов организма, ритмичность трудовых действий, повторяемость дня и ночи, времен года, сезонов возделывания земли, сбора урожая, охоты и рыболовства.

Восприятие людьми циклов и ритмов, с которыми они затем стали соотносить свое взаимоотношение с окружающим ми­ром, можно признать первым всеобъемлющим обобщением в истории человечества.

Многие причи­ны существования предметов и явлений природы были неизвестны древнему чело­веку, но только ощущались им, при чем с точки зрения либо пользы, либо вреда, которые они могли принести. А в таком случае невозможно было не заподозрить за любым явлением мира сознательно действующую волю. Мысль о ней наводила на предположение о наличии за всем окружающим живого, мыслящего существа - божества.

Бог - тоже обобщение, причем такое, в котором выражено признание господства над миром сверхъестественных сил. В этом вся суть религиозного сознания.

Однако чтобы проникнуть внутрь мира, постичь существо глубинных связей, его внутреннюю закономерность, причинную обусловленность вещей и событий, требовалась иная сила абстракт­ного мышления, еще не доступная в условиях первобытной жизни. Такова суть мифогенной концепции происхождения философии.

Представители другой, социогенной концепции , считают, что решающую роль в возникновении философии сыграли социально-экономические факторы. С этой точки зрения философия появилась на той ступени культурной эволюции человека, когда с развитием производительных сил начали исчезать общинно - родовые связи, и на месте первобытного коллективизма стало формироваться новое общество, основанное на частном владении и использовании рабского труда. Новые обществен­ные отношения обусловили более высокую производительность человеческой деятельности. В свою очередь это привело к отделению умственного труда от физи­ческого, резкому социальному расслоению, выделению родовой знати, возникновению городов-полисов.

Эти обстоятельства социальной жизни древнего общества способствовали возникновению и развитию новых психических функций и нового уровня мышления.

Ж.-П. Вернан, сторонник концепции социогенного происхождения философии, связывает возникновение таких важных психических функций, как произвольное запоминание, активное внимание и отвлеченное (абстрактное) мышление с изменениями в общественной жизни древних греков, прежде всего с возникновением городов – государств. Важное значение имело становление демократии с ее состязательностью, борьбой мнений и свободой критики. Закономерным следствием этих социальных процессов становиться возникновение греческой теоретической мысли, а на ее основе - не только философии, но и астрономии, математики и других форм и типов рациональности.

Современное понимание происхождения философии немыслимо без решения вопроса о том, почему философия зародилась почти одновременно в нескольких регионах мира. Ответ на этот вопрос следует искать в общих закономерностях развития конкретных обществ Запада и Востока.

К таким общим закономерностям можно отнести, прежде всего, переход от первобытности к цивилизации, от присваивающей экономики к экономике производящей, породившей радикальные изменения в социальной, этнической и духовной жизни людей. При этом важное значение имеет появление городов, в рамках которых возникают принципиально новые формы жизнедеятельности, формирующие познавательные потребностей людей, и прежде всего их способности к абстрактному, рациональному мышлению, мышлению в форме понятий, преодолевающего эмпиризм и чувственную конкретность первобытного мышления.

Возникновение философии — это революционный переворот в духовной жизни всего человечества. Смысл и содержание самого термина «философия» связаны со стремлением человека выйти за пределы привычного, очевидного, найти изначальные принципы, которые объединяют Космос и человеческую жизнь в нечто целое. Зарождение философии — это своего рода интеллектуальный прорыв к осознанию смысла человеческого бытия. Это духовное событие, отделившее мифический рассудок от разума, а человеческий разум — от божественной мудрости.

Становление и развитие философской мысли значительно расширило интеллектуальные возможности человека. Он шагнул от образного (мифологического) представления о мире к понятийному суждению о нем. На передний край познавательной деятельности впервые выдвигается его творческая рациональность, а разумные первоначала бытия предстают как вечные и неисчерпаемые. Их познание уже тогда сделало философию «царицей наук», ибо она методологически понятнее и мировоззренчески точнее стала ориентировать всех исследователей природы и общества на содержательное раскрытие фундаментальных принципов человеческого бытия, а широкие массы людей — на созидательную практическую деятельность.

Современное переосмысление проблемы возникновения в античности философии и ее функционального отделения от мифологических представлений и религии стало важнейшим фактором становления новой духовной культуры человечества. Поэтому выяснение генезиса (гр. genesis — происхождение) философии как нового духовного явления и отношения ее к нефилософским формам общественного сознания позволяет лучше понять и полнее раскрыть саму сущность принципиально нового мышления, его роль и значение как специфической формы целостного общественного сознания. Это по сей день является предпосылкой для сравнительного осмысления людьми социально-культурной реальности прошлого и настоящего. С появлением философского мышления круто изменилось отношение к научному познанию мира природы и творчеству нового мира человека — культуре. Перед свободно и критически мыслящим человечеством впервые встали принципиально иные задачи по поиску истины, определению смысла жизни, достижению всеобщего блага (счастья). Философские проблемы осмысления общественного бытия стали будоражить лучшие умы человечества.

Впервые в истории духовной культуры теоретически основательно философские проблемы были сформулированы легендарным греческим мудрецом Фалесом из Милета (ок. 624-547 до н.э.), которого справедливо называют одним из первых философов. Именно он глубокомысленно вопрошал: «Что есть все?» Он же первым сделал попытку рационально объяснить первопричину мира и смысл бытия вещей и явлений, источники саморазвития космической и земной природы. Фалес высказал мысль об одушевленности первоначала. Он утверждал, что все возникает из воды и в нее же превращается: «Вода есть наилучшее». Последователи Фалеса Анаксимандр (ок. 610-ок. 540 до н.э.) и Анаксимен (ок. 588-ок. 525 до н.э.) расширили и углубили его умозрительные теории об основных элементах природы в их космическом порядке. Взгляды Анаксимандра на развитие органического мира представляют интерес и сегодня. Он полагал, что все животные возникли из воды без участия божественных сил. А по учению Анаксимена, все вещи возникли путем сгущения воздуха различной степени. У него впервые в античной философии появилась мысль о переходе количества в иное качество.

Научно-философские исследования природы, начатые мыслителями милетской школы, не прекращались никогда и продолжаются поныне. Можно сказать, что «философская» инициатива, предпринятая мудрыми милетцами, дала богатые интеллектуальные всходы как в научном понимании развития природы, так и в более тонких метафизических размышлениях об основных проблемах «разумного» устройства Вселенной. Осмысление «разумности» Вселенной древними мыслителями органично сопрягалось с изучением человеческого разума (греч. nus — ум), его потенциальных творческих возможностей. В поздней античности разум представлялся как наивысшая практическая ценность для общества и каждого отдельного человека. Именно тогда у культурных людей сложилась внутренняя потребность в теоретическом (умозрительном) обосновании и философском определении разума и самой мудрости при одновременном поиске их истоков и критериев.

Философию поныне нередко представляют как некое абстрактное знание, оторванное от повседневной жизни. Нет ничего более далекого от истины, чем подобные представления. В действительности все свои проблемы философия черпает из реальных противоречий жизни и решает их с единственной целью -помогать людям жить по-человечески, совершенствуя свой разум и чувства. При этом следует иметь в виду, что философия, как гуманитарная дисциплина, с древних времен осмысливала практические наблюдения и выводы людей о добропорядочности своей жизни, их раздумья о мире и о себе, о смысле и целях существования всего человечества. Особая ценность философских размышлений и прежде усматривалась в том, что именно они позволяли критично судить о добре и зле, служили морально-этическим руководством для нравственного поведения и здорового образа жизни. Все вышесказанное доказывает, что философия учит мудрости, сама обладая ее признаками. При этом она с самого начала заявляла о себе как о стремлении к мудрости (Пифагор) и о самоотделении от мудрости божественной (Сократ).

Избрав мудрость в качестве исходной целевой задачи, античные философы осознали главную ее проблему — трудность осмысления целостности мира, его происхождения, устройства и закономерностей развития. Понять этот мир нельзя, не осознав самого себя и способ своего мышления. В XVII столетии ученый и философ Декарт (1596-1650), не меняя существа философии, придал ей, по сути, новое звучание: на первый план им выдвигается бытие человека как субъекта познания мира — «Я мыслю, следовательно, я существую». Исходным началом философ считает индивидуальное мышление, которое, безусловно, подчиняясь законам природы, само рисует картину мира. Тем самым, по резонному замечанию философа-классика Л. Фейербаха (1804-1872), «новая философия превращает человека, включая и природу как базис человека, в единственный, универсальный и высший предмет философии» . Иными словами, целью философии стали критические раздумья и теоретические рассуждения о цельном, всеобъемлющем миросозерцании, формирующем общую (философскую) картину мира и оценивающем критерии теоретико-познавательной и культурно-созидательной практики человечества. Все это предполагает не просто философские взгляды на мир, но формирование новых философско-мировоззренческих позиций.

Таким образом, философия призвана развивать новые мировоззренческие взгляды, помогая людям в преобразовании стихийно сложившихся у них мнений о мире и обществе. Объект любого мировоззрения — мир в целом. Предмет мировоззрения — взаимоотношения внешнего мира и внутреннего мира человека. Мировоззренческий каркас человеческого сознания базируется на теоретически обобщенных философией знаниях и понятиях. Философское мировоззрение — это целостная совокупность знаний о вещах, предметах, явлениях и процессах их взаимосвязи. Оно отличается от простой суммы естественнонаучных знаний тем, что в центре его стоит вопрос о единстве объективной истины и ее субъективной оценки. Мировоззрение человека во многом зависит от воздействия среды и социального воспитания, уровня и качества образования. Поэтому философская культура выступает в качестве основы мировоззренческой и профессиональной зрелости личности. Это связано с тем, что на философию возлагается функция «интеллектуальной разведки», которая может служить всем людям побуждающей методологией в плане заполнения ими познавательных пробелов.

Загрузка...