bookingsky.ru

Отчет по самообразованию"развитие познавательных возможностей младших школьников на основе проектной деятельности по окружающему миру". Доклад и презентация "Отчёт по самообразованию" Отчет по теме самообразования исследовательская деятельность

Людмила Савельева
Отчёт по самообразованию «Познавательно-исследовательская деятельность»

работы по самообразованию воспитателя МАДОУ «Сказка»

Савельевой Людмилы Владимировны

на 2016 - 2017 учебный год

Тема : « с детьми дошкольного возраста

Актуальность : Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию . Экспериментирование становится одним из ведущих видов деятельности .

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Именно в дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность .

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель : создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи :

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности ;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность , оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

(заполняется в процессе реализации плана)

Возникающие трудности и во-просы по ходу реализации этапа

Информационно-аналитический этап

1. Выбор темы самообразования , составление плана работы Сентябрь

2. Изучение методической литературы по данной проблеме В течение года 1. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе» , «Вентана-Граф» , 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей до-школьного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О. В. Неизведанное рядом : занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А. И. Методика организации эко-логических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Об-руч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю. И. Воз-дух : Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

8. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Менщикова. – Волго-град : Учитель, 2009.

9. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников 5-7 лет».

10. Павлова Л. Ю. «Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром 3-7 лет» . Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию ) .

3. Изучение статей в педагогических журналах.

В течение года «Воспитатель ДОУ» ,

«Дошкольное воспитание» ,

«Ребенок в детском саду» ,«Обруч» Анализ изученной литературы (в плане по самообразованию ) .

4. Изучение опыта работы педагогов В течение года

5. Прослушала вебинар «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО» Декабрь «Академия Роста»

Практический этап

Совместная деятельность взрослого и ребенка

1. Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке . Сентябрь Опыты с песком и глиной.

2. Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности , в исследовательской деятельности . Октябрь Опыты с воздухом.

3. Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности , в повседневно-бытовых ситуациях, в исследователь-ской деятельности . Январь Опыты с водой.

4. Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности , во время коллективных занятий, опыт-но-экспериментальной деятельности . Март Опыты с магнитом.

5. Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для оптимального развития и роста растений. Апрель Опыты «С водой и без воды» , «На свету и в темноте» .

6. Сбор информации для создания картотеки опытов и экспериментов. Сентябрь-май Картотека опытов и экспериментов для детей 6 -7 лет.

Практический этап

Взаимодействие с родителями

1. Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» . Октябрь Участие во всероссийском конкурсе.

2. Подготовка детей к интернет конкурсу на тему : «Что из чего сделано?» с участием родителей Октябрь Диплом детям

3. Мини проект своей семьи.

Балабанская Арина «Свойства соли»

Куницына Вероника «Свойства воды» Ноябрь Представление мини проекта перед детьми.

4. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности . Май Фотовыставка «Юные исследователи» .

5. «Свойства песка и глины» Март Мастер-класс для родителей.

Представление опыта работы

1. Конспект НОД «Юные исследователи в лаборатории соли» Апрель Победитель во всероссийском конкурсе.

3. Отчёт о проделанной ра-боте по теме самообразования .

Май Выступление на педагогическом совете.

4. Отчет по теме самообразования Май Показ открытого занятия для учителей.

Публикации по теме:

Отчет по самообразованию по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе за 2016- 2017 учебный год Воспитатель:.

Презентация «Отчёт по самообразованию «Развитие мелкой моторики через художественно-изобразительную деятельность» Отчет работы по самообразованию "Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста через художественно-изобразительную деятельность".

Отчёт по самообразованию за 2016–2017 уч. г. «Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования» Отчёт по самообразованию за 2016-2017 уч. г Тема: Игра как ведущая деятельность и ведущий метод в системе дошкольного образования и воспитания.

Говоря о познавательно - исследовательской деятельности, мы имеем ввиду активность ребенка, впрямую направленную на постижение устройства.

Отчёт по самообразованию

учителя начальных классов Бышук Веры Владимировны

МОУ «Рыбачьевская школа»

« Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Вовлеки меня и я научусь»

(Китайская пословица )

В этом году наша школа перешла в законодательство Российской Федерации, а начальная школа на новые стандарты.

Прежде всего, я начала с изучении программы, где познакомилась с темами и учебными универсальными действиями (УУД). Затем составила сама рабочую программу по предметам. Дальше познакомилась со структурой урока. На уроках я стала использовать элементы уроков нового стандарта. Столкнулась с тем, что ребята начали знакомиться со словом «проект» во время уроков.

В течение последних двух лет работаю над темой « Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе», в этом году моя тема изменилась и дополнилась в соответствии со ФГОС НОО и теперь моя тема звучит так:

« Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средства формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО

Метод проектов заинтересовал меня потому, что его основная идея состоит в стимулировании интереса школьников к учебной деятельности. Главное достоинство проектного метода – высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся.

В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе.

Проектная деятельность младших школьников способствует развитию общеучебных навыков:

- социальных – умение работать в группе; умение выполнять роли лидера, исполнителя, оппонента; умение пойти на компромисс.

-коммуникативных – слушать и слышать, принимать другое мнение, высказывать своё мнение, презентовать результат работы.

-мыслительных – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, выявление закономерностей.

В начальной школе можно выделить следующие виды учебных проектов:

- по доминирующему в проекте виду деятельности : исследовательские, информационные, практико-ориентированные, ролево-игровые, творческие;

- по количеству учащихся: индивидуальные, парные, групповые, коллективные;

- по месту проведения : урочные, внеурочные;

- по теме: монопроекты (в рамках одного учебного предмета), межпредметные, свободные (выходят за рамки школьного обучения)

- по продолжительности : краткосрочные (1-2 урока), средней продолжительности (до 1 месяца), долгосрочные.

Этапы подготовки проекта можно выразить в правиле «пять П»:

- проблема – социально значимое противоречие, разрешение которого является прагматической целью проекта.

- проектирование – процесс разработки проекта и его фиксации в какой-либо внешне выраженной форме.

- поиск информации – сбор информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации, создание собственной системы хранения информации.

- продукт проектной деятельности – конечный результат разрешения поставленной проблемы.

- презентация – публичное предъявление результатов проекта.

На всех этапах работы над проектом формируются навыки самостоятельной работы. Под руководством учителя ученики сами выбирают оптимальные пути решения данной проблемы.

Так как я сейчас работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России», работа над проектами входит в программу обучения и является обязательной как для учителя, так и для ученика.

Работу над проектами мы начали в первом классе с простых краткосрочных коллективных и групповых творческих проектов на уроках технологии и изобразительного искусства, во внеклассной работе (осеннее дерево, домашние животные, Новогодняя ёлочка, любимая игрушка). Ребята знакомились с принципами создания проекта, этапами и правилами работы над ним. Постепенно мы переходили к более сложным индивидуальным проектам. Сначала, в работе над такими проектами, ученикам помогали родители.

В конце первой четверти 1 класса мы делали коллективный творческий проект с элементами индивидуальной работы - это создание папки для уроков математики «Геометрия вокруг нас». Ребята самостоятельно рисовали рисунки с геометрическими фигурами для урока, выполняли аппликаци и всё это оформляли на альбомных листах. Вся работа была выполнена в классе. Листочки были оформлены в папку. В ходе работы над этим проектом ребята обучались под руководством учителя планировать свою работу, презентовать готовый результат, оценивать свою работу и работу одноклассников.

Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.

В этом году я поставила себе цель научить детей самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве.

Задачи:

    Познакомить со словом «проект».

    Научить находить информацию в различных источниках.

    Уметь оформлять эту информацию на разных носителях.

И поэтому темы детских проектных работ во 2 классе выбирала из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Помощниками учащихся являются учитель, родитель. Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности. С этой целью я провела родительское собрание,на котором разъяснила родителям суть метода проектов и его значимость для развития личности детей; рассказала об основных этапах проектной деятельности и формах возможного участия родителей в ней.

Первый проекты во 2 классе были по окружающему миру: «Красота воды», «Красота растений».

Эти проекты делали ребята два урока: на первом уроке мы обсуждали что относится к слову «красота» и поставили себе цель «Что они хотят узнать о красоте воды и растений», ко второму уроку они находили информацию из разных источников: библиотека, интернет. Оформляли работы на кружке. Защита проектов была представлена выставкой работ учащихся.

Следующий проект «Удивительные животные» продолжительностью в неделю уже увлёк самих ребят. Они сами предлагали, что можно узнать о животных и сами себе выбрали подтемы. Оформлены работы были на альбомных листах, снова была их выставка. Но главное, что каждый ребёнок уже на уроке сам представлял свою работу, с увлечением рассказывали об удивительных животных нашей планеты.

К Новому году наш класс участвовал в общешкольном проекте «Снеговиков». Этой работой были увлечены не только дети, но и их семьи. Результатом стала грандиозная выставка снеговиков из разных материалов.

Краткосрочные проекты, которые ещё нам очень запомнились: «Сказочная птица» (по ИЗО)-продукт:выставка, «Сочиняем небылицы» (литературное чтение)- продукт книжка-малышка, «Игры на уроках русского языка»- продукт папка, «Космобиль»-продукт выставка поделок из разных материалов.

В феврале мы впервые взялись за долгосрочный проект «Моя родословная». На уроке « Окружающий мир» познакомились с понятием «родословная», обсудили значимость знаний о своей семье, о хранении семейных реликвий; разработали план сбора информации о своих родных и близких. Так же была проведена консультация для родителей по теме проекта. В каждой семье никто не остался равнодушным к созданию своей родословной. Промежуточным итогом стала выставка родословных в классе, а также на родительском собрании. По решению учеников и родителей мы решили продолжить сбор информации и усовершенствовать оформление родословных. Итогом станет семейный отчёт на совместном собрании учеников и родителей в мае.

Подготовка к празднованию 70-летия Великой Победы не оставила в стороне и наш класс. Поколение нынешних учащихся практически ничего не знает о великом подвиге советского народа в годы войны, о подвигах членов их семей. При сборе информации для создания родословной, ученики столкнулись с родственниками, которые прошли все ужасы войны и узнали небольшую информацию о них. Вот мы и решили, что узнаем всё о наших прадедушках и прабабушках-героях тех событий. Так родился проект «Я помню! Я горжусь!». И снова главными помощниками стали родители, которые поддержали нас в создании такой базы данных о своих родственника. Поднимались семейные архивы, старые фото, воспоминания близких и родных. Впервые с детьми мы работали в интернете на сайтах «Подвиг народа», «Мемориал», «Книга памяти». Сколько было радости, если там находили информацию о близком человеке.

Часть работ уже оформлена и представлена на выставке, остальные в доработке.

Продуктом нашего проекта планируем составить видео-открытку и разместить на сайте школы и в социальных сетях, а также провести урок «Я помню! Я горжусь!»

От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников. В основном у меня дети выполняют индивидуальные и групповые проекты. Темы для проектов выбираю с учетом программного материала и интересов учащихся. Это делается для того, чтобы проекты способствовали расширению знаний обучающихся и применению полученных знаний на практике.

Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном варианте, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, что бы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета. Каждый проект очень интересен.

Все материалы по проектам находятся в портфолио учащихся в классе.

Дети приходят в школу учиться, то есть учить себя. Исследовательская и проектная деятельность в образовательном процессе позволяет достичь максимального эффекта. Моя роль- помочь детям в этом.

10 заповедей творческой личности,

выведенные Полем Вайнцвайгом:

    Будь хозяином своей судьбы.

    Достигни успеха в том, что ты любишь.

    Внеси свой конструктивный вклад в общее дело.

    Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии.

    Развивай свои творческие способности.

    Культивируй в себе смелость.

    Заботься о своем здоровье.

    Не теряй веру в себя.

    Старайся мыслить позитивно.

    Сочетай материальное благополучие с духовным удовлетворением”.

Слайд 1

Творческий отчёт по теме самообразования « Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средства формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.» учителя начальных классов МОУ «Рыбачьевская школа» Бышук Веры Владимировны

Слайд 2

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ способствовать формированию УУД через внедрение технологии проектной деятельности в рамках реализации ФГОС использование технологии проектноисследовательской деятельности с целью формирования УУД, академических знаний, умений, навыков; внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся; повышение качества проведения учебных занятий на основе внедрения новых технологий..

Слайд 3

I. Общие сведения II.Перечень вопросов по самообразованию. III. Предполагаемый результат. РАЗДЕЛЫ IV. Этапы. Диагностический. Прогностический. Практический. Обобщающий. Внедренческий. VI. Заключение. V. Результативность работы.

Слайд 4

I. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ. 1. Ф.И.О: Бышук Вера Владимировна 2. Образование: высшее 3. Предмет: начальные классы 4. Педагогический стаж: 36 лет 5. Категория, звания: высшая, учитель-методист 6. Прохождение курсов: по предмету: 2013 год; по ФГОС НОО- 2014год 7. Учебная нагрузка: 17 час, 5 часов – внеурочная деятельность во2 классе 8. Программа, по которой работаю: УМК «Школа России» 9. Тема самообразования: « Развитие творческих способностей учащихся через внедрение проектной деятельности в начальной школе, как средства формирования УУД в условиях внедрения ФГОС НОО.» 10. Технологии, по которой работаю: проблемное обучение, метод проектов, обучение в сотрудничестве, игровые и здоровьезберегающие технологии 11. Внеклассная работа: планирование, подготовка и проведение внеклассных общешкольных мероприятий, олимпиад, участие конкурсах, проведение литературных вечеров, предметных недель. 12. Общественно-педагогическая деятельность: член ПК школы, председатель ШМО, член экспертной комиссии школы. 13. Творческие замыслы: Участие в районном МО, в профессиональных конкурсах, сетевых сообществах.

Слайд 5

II. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:  изучение психологопедагогической литературы;  разработка программно – методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;  проектная и исследовательская деятельность;  анализ и оценка результатов своей деятельности и деятельности учащихся;  продолжать изучать педагогический опыт других преподавателей;  планомерное и систематическое

Слайд 6

III. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ.  разработка рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС  формирование у ученика внутренней позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, понимание необходимости учения, способности к самооценке, умения планировать, контролировать свои действия, формулировать собственное мнение, сотрудничать с любым партнёром, осуществлять поиск необходимой информации;  повышение качества преподаваемых предметов;  участие в педсоветах, семинарах, в работе школьного и городского МО учителей начальных классов;  умение оказать практическую помощь коллегам.

Слайд 7

IV. ЭТАПЫ.  Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ.  Курсы повышения квалификации учителей.  Изучение ФГОС начального общего образования.  Изучение психолого – педагогической литературы: «Как проектировать УУД в начальной школе. От действия к мысли» (под редакцией А.Г.Асмолова), «Примерная основная

Слайд 8

ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ.  Определение целей и задач темы.  Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.  Прогнозирование результатов  Участие в семинарах для учителей начальных классов.  Разработка комплекса заданий по теме «Проектная деятельность в начальной школе»  Изучение теоретического материала по теме «Реализация технологии проектной деятельности в начальной школе, как средство

Слайд 9

ПРАКТИЧЕСКИЙ.  Внедрение опыта работы.  Формирование методического комплекса.  Корректировка работы.  Создание рабочих программ по предметам в соответствии с ФГОС НОО.  Участие во всероссийском мастерклассе «Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся начальной школы как основное требование ФГОС НОО»  Участие в вебинаре « Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами курса литературного чтения».  Выступление на педсовете « Проектная деятельность, как средство формирования УУД».  Выступления на заседаниях ШМО «Технология проектной деятельности» (из опыта работы),

“Учение без размышлений – тщетный труд;
Размышления без учения – пагубны”.

Конфуций

Введение

Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей - ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Для того чтобы выжить, современному человеку все чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому в образовании чрезвычайно высок интерес к исследовательским методам обучения.

Как стимулировать природную потребность ребенка к новизне? Как развить способность искать новое? Как научить видеть проблемы, конструировать гипотезы, задавать вопросы, наблюдать, экспериментировать, делать умозаключения и выводы, классифицировать, давать определения понятиям? Как правильно излагать и защищать свои идеи? Эти вопросы очень актуальны для современной школы. Каждому педагогу известно, что дети уже по природе своей – исследователи. Это особенно характерно для одарённых детей. Большое количество материала, усваиваемого в соответствии с традициями в основном на репродуктивном уровне, не оставляет времени для собственных научно – практических поисков. С педагогической точки зрения неважно, содержит ли детское исследование принципиально новую информацию или начинающий исследователь открывает уже известное. И здесь самое ценное - исследовательский опыт. Именно этот опыт исследовательского, творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Учебно-исследовательская деятельность учащихся – одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и творческие способности детей.

Основным принципом развития исследовательских способностей ребенка являются строки:

“Если хочешь научить меня чему-то,
Позволь мне идти медленно…
Дай мне приглядеться…
Потрогать и подержать в руках
Послушать…
Понюхать…
И может быть попробовать на вкус…
О, сколько всего я смогу

Цели и задачи темы самообразования

Цель: развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности, подготовка к написанию исследовательских работ.

Задачи.

1. Развивать у учащихся способность аналитически мыслить: классифицировать, сравнивать, обобщать собранный материал.

2. Познакомить обучающихся с методами исследования, их применением в собственном исследовании.

3. Обучить основам оформления работ.

4. Познакомить с основами применения информационных технологий в исследовательской деятельности.

5. Формировать опыт публичного выступления, способствовать формированию культуры речи.

Изучив много литературы по данной теме, я неоднократно проводила уроки с использованием исследовательской деятельности. Еще в 2007 году мы впервые попробовали запустить проект по решению задач. Класс был разделен на 3 группы. Одна группа решала в течение 2 недель задачи на движение. Они изучали разные виды транспорта, изучали их скорость движения, применение этих видов транспорта человеком. Затем составляли отчет: подбор картинок по видам транспорта с указанием их скорости. Применение формул на нахождение скорости, времени, расстояния.

Вторая группа решала задачи на нахождение периметра и площади. Они изучали, где и для чего нужно находить периметр и площадь, использование этих данных человеком. К отчету эта группа изготовила макет дома, который далее они использовали при решении задачи.

Третья группа изучали и решали составные задачи и задачи на смекалку. В течение 2 недель они находили разные задачи в разных источниках, обсуждали, пробовали найти разные решения, очень много находили заданий на смекалку в детских журналах. Итогом их работы стала математическая газета «Всезнайка», которую они выпустили для всего класса, приготовили памятки для решения задач для всего класса.

На открытом уроке каждая группа отчиталась по своей проделанной работе, показали решение задачи изученного вида.

Следующим этапом моей работы по исследовательской деятельности было выступление на районном конкурсе «Мастер – класс» по номинации – проектное обучение. Там я представляла теоретический материал по теме и практическое занятие на тему, «Какие бывают животные?».

Когда взяла этот класс, убедилась, что этот класс по работоспособности высокий, то сразу с первого класса начала применять приемы исследовательской деятельности.

Обучение школьников специальным знаниям, а также развитие у них общих умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске, - одна из главных задач современного образования.

Для формирования у ребенка основ культуры мышления и развития основных умений и навыков исследовательской деятельности можно использовать самые разные методики.

Первая из них – развитие умений видеть проблему . Поиск проблем дело непростое. Умение видеть проблему развивается в течение долгого времени в самых разных видах деятельности, и все же для его развития я подбираю специальные упражнения, начиная с первого класса.

Задания:

Составить рассказ от имени другого персонажа. «Представьте, что вы вдруг стали маленькой капелькой воды (пушинкой, снежинкой, собачкой, птичкой зимой и т.д.) » Опишите один день вашей жизни.

Составьте рассказ, используя данную концовку. Например: «Желтый листок упал на землю».

Составьте текст рассуждение «Что я думаю о женщине?»

Назовите как можно больше признаков предмета. Игра «Спор»

Почти на каждом уроке математики когда подходит новая тема, я никогда не объясняю тему сама, стараюсь подбирать такие задания, которые заставляют детей найти решение самостоятельно, путем проб, ошибок, разных способов.

Например: 45: 3, 45: 15, 45: 7

Много заданий олимпиадного характера, где обязательно есть проблема.

Совсем недавно на уроке русского языка мы решали такую проблему: «Почему слово мышь пишется с ь, а слово камыш без ь?

Как вы предлагаете это узнать?

Дети предложили выполнить ряд заданий:

Разобрать слова по составу.

Разделить на слоги.

Определить часть речи, число, род.

Найти знакомые орфограммы.

Сделать фонетический разбор.

В итоге выполняя по порядку все эти задания они выделили общий признак в словах – шипящая на конце. Когда определяли род, это им ничего не дало. Дети задумались: почему ничего не получается и нет ответа на вопрос? Тогда Петя предложил: -Может еще другие слова исследовать с шипящими на конце. Тогда я предложила им еще слова из упражнения и затем они пришли к выводу, что слова мужского рода пишутся без ь, а женского с ь. Сколько было радости у Маши, когда она первая догадалась!

Вторая методика – развитие умений задавать вопросы. Дети очень любят задавать вопросы и если их от этого не отучать, то они достигают высоких уровней в данном искусстве.

Прием «Сундучок мудрости»,

Кто такой кархародон? Что о нем интересного можно рассказать?

В честь кого был назван водопад Виктория?

Как узнать возраст дерева?

«Найди загаданное слово».

Дети задают друг другу вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».

Очень любят дети игру «Угадай, о чем спросили». Ребенок выходит к доске, берет карточку с вопросом, читает ее, и, не проговаривая вопроса вслух, отвечает на него.

Вопрос «Почему заяц зимой белый?»

Ответ ребенка - зайцу зимой очень легко прятаться в снегу, потому что у него белая шерсть.

Третья методика – развитие умений давать определения понятиям.

Описание. Описать объект, это значит ответить на вопросы: «Что это такое?», «Чем это отличается от других предметов?», «Чем это похоже на другие предметы?»

Сочинения – описания.»Деревья зимой»

Идет белоснежная зима. Рассыпала пушистый снег. Ели и сосны укутались в мягкие волнистые шубы. Поля и луга покрыты снежным ковром. Деревья похожи на волшебников чародеев. Мне нравятся деревья зимой, потому что они красивые. Боднарчук Таня.

«Наступила прекрасная волшебная зима. Она покрыла деревья и кустарники серебристым снегом. Березы переоделись в тонкие прозрачные косынки паутинки и превратились в невест. Рябина и калина надели яркие бусы и сережки. Сосны укутались в теплые шубы и шапки. Я люблю зиму потому что деревья переливаются серебристыми огнями. Сенникова Лиза.

«О чем чирикал воробей?»

Пришла весна. Когда выглядывает солнышко все птицы кричат: «Хорошо! Хорошо! Хорошо! И воробей то же кричит: «Мне нравится солнце!» Беленок Лера.

Наступил февраль. Сейчас особенно труднее всего воробьям. Сидел воробей на крыше дома и размышлял: «Почему мне не ложат в кормушку зерен?» Щепелев Вадим.

2. Сравнение.

Подберите сравнение для таких предметов как: слон, сахар, дерево, велосипед. Если в 1-2 классах, дети делают маленькие сравнения, ответы односложные, то в 3 классе дети уже сравнивают более глубоко. Здесь я часто применяю загадки с подробным обобщением «Почему ты так решил?».

Четвертая методика – умение классифицировать . Этот метод часто применяю на уроках математики, когда классифицируем разные объекты, числа, выражения по определенным признакам, на русском языке, слова предложения, на окружающем мире.

Упражнения:

«Продолжи ряды».

Раздели на две группы.

«Третий лишний»

Объединение геометрических фигур по определенным признакам.

Найди ошибку и докажи, что там ошибка.

Пятая методика – развитие умений наблюдать.

Упражнения:

Найди различия.

Убери лишний предмет.

Найди два одинаковых предмета.

Найди ошибки художника.

Разгадай ребусы.

В течение 3- 4 лет на уроках я часто использую элементы исследовательской деятельности. В втором классе я проводила урок чтения по теме Б.С.Житков «Храбрый утенок». Дети в классе были разделены на 4 группы. Каждая группы имела свое задание по их занятию: 1 группа сценаристы, 2 группа иллюстраторы, 3 группа режиссеры, 4 группа актеры. Цель урока – составить фильм по рассказу «Храбрый утенок». Итогом урока был разыгран рассказ 4 группой. Работу каждой группы можно было проследить на уроке. 1 группа разделила текст на части и озаглавила их, 2 группа сделали иллюстрации к этому плану под руководством 1 группы, 3 группа составляли сценарий и готовили актеров, т.е. 4 группу для показа фильма. В итоге каждая группа проработала произведение, добились своих поставленных целей путем составления плана работы, распределения заданий каждому участнику группы, составления отчета по проделанной работе. Детям этот урок очень понравился, мы неоднократно проводили такую работу на других произведениях.

И мне и ребята нравится составлять разные проекты.

В 2008-2009 году мы принимали участие и составляли проект «Безопасность при пожаре».

Детям было дано задание найти материал по этой теме. Они находили информации о пожарах самых страшных, изучали причины пожаров, которые произошли в нашем поселке, подбирали стихотворения о пожаре, о правилах безопасного поведения. В итоге составили защиту выступления на общешкольный праздник и заняли первое место.

В этом году еще в ноябре был запущен проект «Народы Сибири «Русские люди». Дети самостоятельно искали литературу, ходили в библиотеки, спрашивали у меня, искали в компьютере. В итоге 10 учащихся приготовили проекты в виде докладов, сообщений, презентаций. Защита проходила на классном мероприятии «Русский дом», но к сожалению 2 из ребят не защитили свои работы. На общешкольное мероприятие выбрали самое главное про русских людей и опять заняли первое место.

На уроке окружающего мира по теме «Как размножаются животные?» дети тоже занимались исследовательской деятельностью по группам, где каждая группа самостоятельно изучала развитие и размножение животного, составляли схемы, готовили выступление.

Сейчас мы запустили долгосрочный проект «Фразеологизмы в нашей речи», уже провели много разной работы. Сейчас учимся разгадывать ребусы, делаем рисунки связанные с фразеологизмами. На каникулы они получат задания для проведения исследований. У все детей есть карточки с методами исследования.

Методы исследования – помощники:

1. Подумать самостоятельно.

2. Спросить другого человека.

3. Посмотреть в книгах.

4. Посмотреть по телевизору (использовать видео и ДВД).

5. Получить информацию у компьютера.

6. Понаблюдать.

7. Провести эксперимент.

8. Связаться со специалистом.

Литература:

1. А.И.Савенков «Я исследователь» рабочая тетрадь. Самара: Издательство «Учебная литература», 2005

2. А.И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»

Самара: Издательство «Учебная литература», 2006

3. Г.В.Шакина «Развивающее обучение в начальной школе» Волгоград: «Учитель»

4. О.В.Рыбьякова «Информационные технологии на уроках. Волгоград: «Учитель»

5. А.И.Савенков «Ваш ребенок талантлив» Ярославль: Академия развития, 2004

6. Журналы «Начальная школа» 2001 – 2010 год

№ 12 – 2002 «Проблемы проектной деятельности»

№ 8 - 2001 «Уроки исследования»

№ 2 – 2006 «Исследовательская деятельность. Условия формирования исследовательских

умений младших школьников.

№ 2 2007 «Методы и приемы исследовательской деятельности»

Муниципальное образовательное учреждение

Алтайская средняя общеобразовательная школа №1

имени П.К.Коршунова

Алтайского района Алтайского края

Бочкарёва Любовь Валерьевна

учитель начальных классов

Творческий отчет по теме:

с. Алтайское

Аннотация к материалу:

В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты, целевые установки и педагогические средства. Современная школа ориентирована на формирование у учащихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в создании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание полноценных и необходимых условий для личностного развития каждого ребенка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально – волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу.

Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные и исследовательские методы обучения.

Проектная деятельность успешно сочетается с исследовательской деятельностью. Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний. Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для учителя – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а также привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребенка.

Дети - прирожденные исследователи, неутомимые и старательные. Только нужно по- настоящему увлечь их предметом исследования. Я предоставляю возможность детям самим выбрать интересный предмет исследования, незаметно направив их изыскательный энтузиазм в нужное русло. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей.

Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Использование материала:

Материал может быть использован учителями начальных классов и родителями, как на разных этапах урока, так и во внеурочной деятельности.

Краткая характеристика материала (план)

    Актуальность темы.

    Проектно-исследовательская деятельность младших школьников (цель, задачи, проектная деятельность, исследовательская деятельность).

    Направления работы с младшими школьниками.

    Этапы индивидуальной и групповой работы.

    Методическое обоснование опыта.

    Результативность использования проектно-исследовательской деятельности.

    Заключение (факторы успешности опыта).

    Приложения.

    Список литературы

1. Актуальность темы:

Моё кредо: Дарить детям радость!

Помочь ребёнку стать творцом!

Мой принцип: Я помогу тебе это сделать самому!

Я, Бочкарева Любовь Валерьевна, учитель начальных классов.

Преподавательской деятельностью занимаюсь 24 года. Имею высшую квалификационную категорию.

Смысл учительской жизни – учение и воспитание, неотделимые друг от друга процессы. Именно это определяет мою позицию и мои принципы как учителя. Во главе воспитания стоит личность ребёнка. Ориентация на личность с высоким уровнем формирования различных компетенций, способную к самоопределению и свободному развитию, побуждает учителя к постоянному поиску путей обновления образовательного процесса, а также выявлению и созданию социально – педагогических и организационно – педагогических условий, необходимых для полного раскрытия и развития интеллектуального потенциала учащегося.

Личностно- ориентированные технологии базируются на основе активизации деятельности учащихся и повышении активности учебного процесса.

Необходимым компонентом личностно- ориентированного урока является создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса. Роль учителя остаётся очень существенной: он ведёт дискуссию, задаёт вопросы, поддерживает, но для учащихся он партнер по обучению. Ученики получают новую роль - «исследователи».

Чтобы сделать процесс обучения личностно- ориентированным нужно: признать право каждого ребенка на индивидуальность, стремление самостоятельно добывать знания и применять их. Дети привыкают сами добывать знания, а не получать готовые выводы учебника.

Мой педагогический принцип – очень осторожно и бережно помочь раскрыться ребёнку, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою ценность. Всегда в беседе с ребенком использую открытый взгляд, улыбку, одобрение, подбадривание. Улыбка передаёт наши мысли, отношения и чувства к ребёнку. Ведь она идёт только от доброго сердца, служит поддержкой, поощрением, вдохновением и успокоением тому, к кому она обращена.

Думаю, что ученик в таких условиях будет развиваться как личность. Я убеждена, что в основе успешного развития личности лежит познавательный интерес, который является важнейшим качеством личности. Для этого я ставлю ученика в условия поиска, побуждаю интерес к победе. А отсюда стремление быть быстрым, собранным, ловким, настойчивым, уметь четко объяснять свои мысли.

У моих учеников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:

Они умеют самостоятельно работать с источниками знаний, ведут экспериментальную практическую работу;

Понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;

Умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;

Активно участвую в диспутах, грамотно ведут диалог;

А главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.

Передо мной, как перед учителем, ежедневно, ежеурочно, стоят вопросы:

Как заинтересовать ребенка учебным материалом?

Как интересно и доступно донести до учащихся новый материал?

Как создать для любимых учеников ситуацию успеха и веру в их силы?

Я решаю их путем включения учащихся в ситуацию творческой, поисковой и исследовательской деятельности. Стремлюсь строить обучение так, чтоб успеха добился каждый в меру способностей и возможностей. Даю шанс самым неуверенным ученикам. На наших занятиях воплощаются в жизнь и постоянно совершенствуются интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В результате мои ученики создают учебно-познавательные книжки – малышки, литературные газеты, рукописные журналы, создают свободные тексты, сочиняют стихи и сказки, по которым мы работаем на уроках.

Расширение кругозора является одним из факторов всестороннего развития личности.

Организация исследовательской деятельности учащихся является одним из важных условий развития познавательной активности. Главное отличие детей, способных принимать участие в исследовательской работе, - наличие у них потребности узнавать новое.

В работе с детьми я определила приоритетную воспитательную задачу:

сформировать у учащихся потребности и желания реализации:

Самоорганизации;

Самодеятельности;

Самоуправления;

Самообучения.

Представленные возможности позволяют удовлетворить разнообразные потребности ребёнка и его реального самоутверждения. Внеурочная деятельность детей оказывает существенное влияние на учебные занятия.

Таким образом, организацию учебно-воспитательного процесса строю на трёх составляющих:

    Организацию проектно-исследовательской деятельности.

    Развитие классного самоуправления.

    Активизацию родительской общественности.

Моя задача - сделать так, чтобы большая часть детей в классе стали исследователями.

В настоящее время большое значение уделяется повышению качества образовательно-воспитательного процесса.

Для достижения положительной динамики одной из главных целей в своей деятельности я ставлю развитие познавательной активности школьников. Важнейшую роль для достижения цели играют активные творческие методы обучения. Одним из таких методов является исследовательская деятельность школьников, в основе которой лежит умение самостоятельно решать проблему, а, следовательно, развивать познавательные навыки.

В современном российском обществе возрастает потребность к людям неординарно мыслящим, творческим, активным, способным нестандартно решать поставленные задачи и формировать новые цели. Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущей целью образования и воспитания.

Современная школа должна готовить своих учеников к жизни в новом мире, где будут востребованы люди адаптированные, творческие, активные, мобильные, инициативные. Современный человек должен уметь наблюдать, анализировать, вносить предложения, отвечать за принятые решения. Задача образования - помочь ученикам освоить такие способы действия, которые окажутся необходимыми в их жизни, помочь учащимся этот выбор сделать осознанно, то есть объективно оценить свои силы и возможности, способности, интересы и склонности.

В современной школе возрастает значимость подготовки ребёнка к самостоятельной исследовательской деятельности. Особенно актуальна эта проблема для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе онтогенеза учебной деятельности является ведущей и определяет развитие основных познавательных особенностей развивающейся личности. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

В исследованиях многих педагогов, психологов подчёркивается, что оригинальность мышления, творчество школьников наиболее полно проявляются и успешно развиваются в разнообразной учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность.

Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Любой здоровый ребёнок уже рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая детская активность – естественное состояние ребёнка. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. Начальная школа - важная ступень не только базового образования. Оно является основой для формирования азов исследовательской культуры.

В связи с этим значимое место в своей педагогической практике я уделяю организации исследовательской деятельности младших школьников, как на уроках, так и в неурочное время. Свою работу я начинаю с проведения комплекса диагностик по изучению интересов детей. Исследовательская деятельность младших школьников это совместная деятельность учеников, учителя и родителей. Цель исследовательской деятельности – создание благоприятных условий для развития творческой личности.

Русский педагог Константин Николаевич Вентцель писал, что на ребёнка надо смотреть не как на ученика, а как на маленького искателя истины: опираться на собственный опыт ребёнка; обучать в действии; побуждать к наблюдению и экспериментированию.

3. Проектно – исследовательская деятельность младших школьников как условие развития творческой личности.

Выпускник современной школы должен обладать практическими знаниями, необходимыми для успешной интеграции в социум и адаптации в нём. Для решения этой задачи необходимо отойти от классического формирования знаний, умений и навыков и перейти к идеологии развития, на основе личностно – ориентированной модели образования.

Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Ведущую роль должны играть творческие методы обучения. В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская деятельность.

Решив заняться этой проблемой, я определяю цели и задачи.

Цель работы: стимулировать развитие интеллектуально – творческого потенциала младшего школьника через развитие и совершенствование исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения.

Задачи работы: обучение проведению учебных исследований младших школьников; развитие творческой активности детей; стимулирование интереса к наукам; ознакомление с научной картиной мира; вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.

Исследовательская работа для ученика – средство самореализации. Процесс работы над проектом будет продвигаться тем успешнее, чем более, личностно значимым будет его цель и результат.

Исследовательская работа - работа, связанная с решением творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Если научное исследование направлено на выявление истины, на получение нового знания, то учебное исследование имеет целью приобретения учащимися навыка исследовательской деятельности, освоение исследовательского типа мышления, формирования активной позиции в процессе обучения.

Такая работа имеет большое сходство с проектом. Однако в данном случае исследование – это лишь этап проектной работы.

Проект – работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата. Проект может включать элементы докладов, рефератов, исследований и других видов самостоятельной творческой работы учащихся, но только как способов достижения результата проекта.

Результат проекта известен заранее, а результат исследования может быть непредсказуем.

В проектной и исследовательской деятельности детей развиваются важнейшие обще-урочные, познавательные умения и навыки.

Проектная деятельность:

    Рефлексивные умения: осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний; отвечать на вопрос «Чему нужно научиться для решения задачи?»

    Поисковые (исследовательские) умения: самостоятельно находить недостающую информацию; находить варианты решения проблемы; выдвигать гипотезы.

    Оценочные умения.

    Умения и навыки работы в сотрудничестве: коллективного планирования, взаимодействия с любым партнером, деловое общение.

    Менеджерские умения и навыки: проектировать процесс, принимать решение и прогнозировать их последствия, анализировать собственную деятельность.

    Коммуникативные умения: вступать в диалог; задавать вопросы; вести дискуссию; отстаивать свою точку зрения.

    Презентационные умения и навыки: навыки монологической речи; артистические умения; использование различных средств наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

Исследовательская деятельность:

    Умение видеть проблемы. (Проблема – это затруднение, сложный вопрос, задача, требующие решения)

    Выдвигать гипотезы. (Гипотеза – это предположение, суждение о закономерной связи явлений)

    Задавать вопросы. (Вопрос играет одну из ключевых ролей и обычно рассматривается как форма выражения проблемы)

    Давать определение понятиям.

    Проводить наблюдения и эксперименты. (Эксперимент – это важнейший из методов исследования)

    Делать выводы и умозаключения.

    Классифицировать материалы.

    Работа с текстом.

    Доказывать и защищать свои идеи.

Работу во внеурочное время по организации исследовательской деятельности учащихся строю по трем направлениям.

Первое направление – индивидуальная работа. Она предусматривает работу в двух аспектах:

– индивидуальные задания отдельным учащимся по подготовке разовых докладов, устных сообщений, по проведению простейших опытов, экспериментов, наблюдений, в подборе литературы, помощи другим детям в подготовке сообщений, в изготовлении наглядных пособий для изучения новой темы и др.;

– работа с учащимися по отдельной программе: помощь в подборе темы исследования, определении круга проблем, подборе необходимой литературы, в планировании работы, которую будет проводить ребенок.

Второе направление – групповая работа. Она включает в себя работу над организацией исследований, совместных исследовательских проектов, где целесообразнее подключить к работе сразу несколько детей.

Третье направление – массовая работа с детьми. В рамках данного направления организуются встречи с интересными людьми, проводятся заседания школьного научного общества учащихся начальной школы, школьные олимпиады. Ежегодно проводятся конференции учебно-исследовательских работ младших школьников.

Индивидуальную и групповую работу с детьми по формированию у них исследовательских умений и навыков, по развитию их творческих способностей, выработке самостоятельности выстраиваю в виде следующей технологической цепочки, состоящей из нескольких этапов.

5. Этапы индивидуальной и групповой работы:

1.На первом этапе выявляется группа детей, желающих целенаправленно заниматься исследовательской деятельностью, либо дети, в которых учитель, организатор исследовательской деятельности с детьми, увидел искру исследовательского таланта. При этом немаловажную роль играет то, желают ли родители поддержать своего ребенка в исследовательском поиске. Так как опыт детей младшего школьного возраста мал, без помощи родителей ребенку бывает трудно справиться. Но при этом важно, чтобы помощь взрослых была деликатной, невидимой для ребенка, не заменяла исследовательскую деятельность детей исследованиями и выводами взрослых, а лишь направляла детей по нужному руслу.

Кроме того, на первом этапе осуществляется помощь детям в выборе темы предстоящего исследования. Эта тема может быть близка или интересна ребенку в силу его увлечений. Например, ребенок желает исследовать поведение морской свинки потому, что в его доме появилась целая семейка животных. Тема может быть выбрана из желания узнать что-то доселе неизвестное, непонятное ребенку. Иногда мы сами, “невидимо” для ребенка выбираем тему предстоящего исследования, но так, чтобы эта тема заинтересовала ребенка, не оставила его равнодушным. При выборе темы исследования важно, чтобы работа по данной теме, в силу особенностей детей младшего школьного возраста, не занимала много времени, не требовала долговременных исследований, а предполагала быстрый и яркий результат. Еще очень важно, на мой взгляд, чтобы учащийся с первых шагов понял значимость своего исследования, возможность его практического применения.

2.На втором этапе вместе с ребенком мы формулируем проблемы, которые необходимо решить в рамках предстоящего исследования, и которые являются мощной движущей силой процесса дальнейшего исследования.

А. И. Савенков пишет, что поиск проблемы – дело непростое, а способность творчески одаренного человека видеть проблемы – особый дар.

Поэтому на данном этапе большая роль отводится учителю, помощнику, наставнику ребенка. Важно, чтобы ребенок с помощью взрослого понял, осознал проблему, но не обязательно требовать ясного словесного оформления этой проблемы. Для того чтобы у ребенка формировать умение видеть проблемы, провожу с детьми тренировочные занятия и упражнения в ходе индивидуальной и групповой работы. Эти задания и упражнения, как и многое другое по организации исследовательской деятельности младших школьников я позаимствовала из книги А. И. Савенкова “Содержание и организация исследовательского обучения школьников”.

3.Следующий этап работы – постановка целей и задач исследования, определение объекта и предмета исследования. Для того чтобы вместе с детьми сформулировать цели и задачи, также проводим предварительно тренировочные упражнения.

4.Четвертый этап работы с будущими исследователями – организация непосредственной работы самого ребенка над выбранной темой. При этом работа осуществляется под руководством учителя и при помощи консультантов, в роли которых часто выступают родители.

Конечно, участие взрослого, как и на предыдущих этапах работы, необходимо. Только при этом предоставляется как можно больше самостоятельности ребенку, чтобы он мог почувствовать радость от самостоятельно сделанных открытий, понять их значимость.

5.Пятый этап работы по формированию исследовательских умений и навыков учащихся – отбор, структурирование собранного материала, составление текста выступления, подготовка презентации. На этом этапе мы работаем с ребенком в тесном сотрудничестве. С помощью наводящих вопросов, следуя плану исследования, вместе с детьми выстраиваем текст выступления.

6.На шестом этапе учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классе. Как правило, ребята, не участвующие в исследовании, с большим интересом относятся к работам своих товарищей. Они задают множество вопросов, вступают в споры с авторами исследований. Одновременно авторы исследований получают практику общения с большой аудиторией.

7.Седьмой этап – итог исследовательской деятельности учащихся - школьная конференция учебно-исследовательских работ младших школьников, которая ежегодно проводится в конце учебного года. Проведение конференции стало одной из традиций нашей школы. Она проводится как праздник юных исследователей. На нее приглашаются дети, которые желают заниматься исследовательской деятельностью, педагоги школы, родители. При этом ребенок учится последовательно и логично излагать свои мысли, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, не останавливаться перед трудностями.

Выступление ребенка на школьной конференции учебно-исследовательских работ – венец его исследовательской деятельности, итог работы учащегося на всех этапах работы.

Но, конечно, на этом работа учителя с данным ребенком не заканчивается, а продолжается более глубоко и осознанно, и как показывает практика, при большей доли самостоятельности детей.

6. Методическое обоснование опыта.

Я начинаю исследовательскую работу с первого класса. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя: поддержание исследовательской активности, развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать.

Первичные навыки исследования ребёнок получает на интегрированных уроках «Природа и человек». Это уроки - исследования: «Свойства воды», уроки – экскурсии: «Растения лугов, лесов», «Осенний листопад», уроки – наблюдения: «Муравьи», «Первый снег», «Зимующие птицы», уроки – творчества: «Путешествие капельки воды», «Я – снежинка», практические работы: «Лекарственные растения», проведение опытов.

Мои учащиеся- «маленькие почемучки», им интересно всё! На протяжении пяти лет в нашей школе работает клуб «Я - исследователь». Занятия проходят один раз в неделю, с первого класса. Планирование курса происходит совместно с детьми и родителями.

Устное анкетирование позволяет выделить мне интересы моих учеников. В первом классе занятия носят пассивный характер (сама рассказываю детям о том, почему идет снег, как светят звезды и многое другое), а во втором классе получение знаний идет методом поиска – исследования.

Для решения задач использую коллективный учебный диалог, создание проблемных ситуаций, чтение – рассматривание, индивидуальное составление схем, выполнение моделей из разного материала, экскурсии, опыты, выставки детских работ.

Во втором классе работа нацелена: на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследования; развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, делать выводы, оформлять результаты исследования. Включение младших школьников в исследовательскую деятельность осуществляется через создание исследовательской ситуации. Ребята учатся прогнозированию, выделению основной мысли, аргументированному выражению своих мыслей.

В третьем классе в центре внимания – обогащение исследовательского опыта через дальнейшее накопление представлений об исследовательской деятельности, её средствах и способах, осознание логики исследования и развитие исследовательских умений.

В четвертом классе по сравнению с предыдущими этапами обучения увеличивается сложность учебно-исследовательских задач, достигается осознанное и развернутое рассуждение, обобщений и выводов. Формы и виды деятельности школьников- мини-исследования, уроки-исследования, групповая работа, ролевые игры, самостоятельная работа, коллективное исследование и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование, эксперимент.

7. Результативность использования проектно – исследовательской деятельности в учебном процессе.

В результате формируется личность с менталитетом: мои ученики раскрепощены, верят в себя и свои способности, учатся свободно и критично мыслить. Я отношусь к ним с уважением – на занятиях царит атмосфера сотрудничества, совместного поиска методом проб и ошибок.

Необходимо помогать детям, видеть смысл их творческой исследовательской деятельности, видеть в этом возможность реализации собственных талантов и возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

Одна из задач учителя - поощрять творческие находки ребёнка, стремление к поиску. Важно, чтоб они не боялись совершить ошибку, поддержать в любой ситуации, не подавлять желание порыва, творческой идеи учащегося, а направлять их. Каждому ученику необходимо дать возможность ощутить свои силы, проверить себя. Очень важно создать атмосферу творческой рабочей обстановки. Также важно, чтоб исследование было посильным для ребенка и доступным для детского восприятия.

Исследовательская работа – желание самих учащихся достичь нового знания, достичь какой – то цели. Следовательно, никто другой, так как он, не сможет почувствовать и оценить свой труд.

Детей, которые занимаются исследованиями, легко распознать и оценить среди сверстников. У них особый блеск глаз, виден интерес к познанию всего, что их окружает.

Созданный мной кружок «Я – исследователь» стал важной частью жизни класса и родителей. Дети и родители находятся в постоянном поиске, наблюдении, проводят опыты и эксперименты, создают презентации. Родители стали частыми гостями в классе, «маленьким исследователям» нравится перед ними выступать, защищать свои исследовательские работы и проекты. А всё это потому, что дети видят, какой результат приносит их совместный труд, как гордятся ими родители.

Весь класс работал над проектом «Машины 21 века». Был создан план, ребята решили создать домашние машины – помощники для их любимых родителей. Ведь только дети видят все трудности родителей, как они возвращаются с работы домой, а дома ещё много работы.

Дудин Влад разработали проект стиральной машины, которая сама будет собирать бельё, стирать, гладить и раскладывать бельё по полкам.

Петухов Женя придумал машину, которая будет стряпать пельмени с большим количеством мяса и сама их варить.

Ильинова Ксения и Казанцева Маша придумали машину, которая будет ухаживать за мамой: делать ей массаж, маникюр и причёску. Были разные удивительные проекты ребят: робот – полотёр, вишнесос - машина для сбора вишни, лукорезка, чтоб мама не лила слёзы, а только улыбалась, а для папы автомолоток, чтоб мама не просила его каждый день забивать гвозди.

Для маленькой сестрички Гасанов Рустам придумал робота-няньку, чтоб она постоянно находилась под присмотром. Очень удивлены были родители талантами и фантазией своих детей.

После выступления все «исследователи» были награждены грамотами и сладкими призами.

Всего нами было проработано 27 тем: «Птицы Алтая», «Лекарственные растения Алтая», «Праздники в нашем селе», «Памятники села Алтайского», «Имена в нашей семье», «Моя родословная», «Как вырастить растение», «Семь чудес Алтайских гор», «Легенды старого Алтая», «Домашние животные», «Реки и родники села Алтайского», «Сохраним природу», «Какие бывают камни», «Цифры в нашей жизни», «Нумерология» и другие.

Девочки класса собрали огромную коллекцию семян овощных и садовых культур. Азимов Кирилл собрал гербарий хвойных растений Алтайского района. Все ребята защитили свои проекты и награждены грамотами.

Зырянова Данила очень заинтересовали птицы: своим обликом, голосом, подвижностью, выносливостью и любовью к своей Родине. Ему хотелось понять их загадочную жизнь, научиться распознавать их по внешнему виду, пению. Он много читал литературы, вёл дневник наблюдения за птицами, их повадками, образом жизни и решил остановиться на теме: «Зимующие птицы Алтая».

Натолкнула его на эту тему суровая сибирская зима. Ведя наблюдения, он увидел, как изменилась жизнь птиц с приходом холодов. Им было холодно и голодно. Данил решил создать условия для птиц, зимующих на Алтае. Но одному справиться с такой задачей, конечно, сложно и он привлёк одноклассников, затем своих соседей и жителей села Алтайского. Ребята и взрослые мастерили кормушки, развешивали их рядом с домом, в школе, раздавали прохожим. Девочки и мальчики собирали семена, хлебные крошки, устраивали дежурство в «птичьей столовой», развешивали листовки, в которых призывали жителей села позаботиться о пернатых. Пришла весна - птицы пережили суровую зиму, им помогли люди. Так родился проект «Добрая зима для пернатых Алтая». Зырянов Данил принял участие в российском конкурсе. Его работа опубликована на сайте фестиваля исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио».

В 2009 году Зырянов Данил участвовал в краевом конкурсе исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь». Награждён Данил дипломом и сертификатом лауреата краевого конкурса.

В 2010 году Данил участвовал в муниципальном конкурсе «Твори добро своим руками»- за проектную работу был награждён грамотой и занял 2 место. Сейчас Зырянов Данил учится в пятом классе, его увлечение птицами не прошло и он работает над новым проектом.

Воронкову Ксению заинтересовала тема «Именная книга четвероногих друзей человека». Ей хотелось узнать: какими кличками, чаще всего, называют хозяева своих питомцев. Цель её проекта составить копилку кличек кошек и собак, исследовать все клички животных, провести наблюдения и найти ответ на вопрос: «Часто ли люди называют животных человеческими именами?». Ксения изучала литературу о домашних животных, провела анкетирование в классе, опрос учащихся в школе, при помощи взрослых записала клички из художественной литературы и фильмов. Она так увлекла всех вокруг этой проблемой, что быстро была создана именная книга четвероногих друзей человека. Ксения начала исследовать клички и пришла к выводу: чаще всего встречаются клички собак: Шарик, Бобик, Пушок, Малыш, Жучка, Кнопка, Дружок. Кошкам дают имена: Васька, Мурка, Барсик, Муська, Маруська, Мурёна, Пушок. А вот человеческими именами люди называют своих питомцев, но очень редко.

Воронкова Ксения была участником краевого конкурса исследовательских и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь» и награждена дипломом.

В 2010-2011 учебном году мои ребята очень активно приняли участие в исследовательских конкурсах.

На российский фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио» отправлены 2 проекта: Гудковой Елизаветы - «Кошачье счастье» и Логиновой Елизаветы исследовательская работа «Сказка о капельке воды».

Гудкова Лиза очень любит домашних животных и ухаживает за ними. Она всегда наблюдала, как рождаются маленькие, беспомощные котята и кошка за ними ухаживает, учит их делать первые шаги, охотиться.

Но однажды, как только появились у любимой кошки котята, она заболела и умерла. Утром котята плакали и просили есть. Лиза решила заменить трем маленьким котятам мамочку, выкормить их и научить всему. И вот результат проекта «Кошачье счастье»: если рядом с котятами человек, который заботится о них, готовит тёплую постельку, убаюкивает по ночам, греет их в своих ладонях и дарит им свою ласку, то даже самое маленькое существо, тянется к жизни, а потом туже ласку дарит и тебе. Наша семья справилась с поставленной задачей! Как хорошо, что у нас живут две взрослые кошечки и один котик. Наша семья не смогла расстаться с ними. Мы слушаем их мурлыканье и чувствуем, что они счастливы. Лиза создала замечательный фотоальбом о своих питомцах.

Логинова Лиза услышала сказку о капельке воды. Мама рассказывала о том, как путешествовала капелька.

Лизе захотелось проследить путь капельки. Она начала вести наблюдения за осадками, вести дневник наблюдения, изучать круговорот воды в природе, создавать рисунки – слайды для альбома, сравнивала чистоту снега в селе и за его пределами. Закончила Лиза свою исследовательскую работу рейдом «Помоги очистить воду!»

На краевой конкурс «Я – исследователь» в этом году отправлены две работы: проект «Сохраним цветы Алтая» Кудрявцевой Ирины и исследовательская работа «Как развивается растение?» Шмаковой Ирины.

Кудрявцева Ирина решила изучить цветковые растения Алтайского края, которые занесены в Красную книгу. Она собрала много материала о растениях Алтайского района, на следующий год хотела бы продолжить изучать растительный мир за пределами района. Завершила она свой проект замечательной презентацией « Сохраним цветы Алтая».

Шмакова Ирина проводила исследования вместе с папой. Они очень увлеченно рассказывали о тех растениях, которые у них выросли из косточек. Ирина вела дневник наблюдений, где записывала о первых всходах, когда появились первые листочки, как маленькие расточки тянулись к солнцу. Сделала вывод, что растениям в зимнее время не хватает света. А какие замечательные рисунки в её альбоме!

Украинцев Данил решил изучать мир планет, Новосёлова Мишу увлекают путешествия моряков, а Алексеева Софья очень хотела бы узнать о жизни первобытных людей.

Рехтин Паша увлечен миром камней. Все ребята с удовольствием посещают кружок «Я – исследователь».

Все проекты и исследовательские работы дети защитили на школьной конференции.

Лучшие проекты ребят размещены на сайте школы.

8. Заключение.

Я считаю, что у нашего кружка интересное будущее. Планируем продолжить работу, вовлекая большее количество учащихся и родителей, активней используя образовательные возможности социального окружения.

Работа кружка «Я – исследователь» сплотила детей и учителя, детей и взрослых и привела к высоким результатам взаимопонимания.

Я познакомила вас с проектно – исследовательской деятельностью учащихся и надеюсь, что мой опыт хотя бы немного поможет вам вырастить настоящих творцов, а не простых исполнителей. Ведь главный результат этой работы – не просто красивая, детально проработанная схема, подготовленное ребёнком сообщение, составленная яркая презентация или даже склеенный из бумаги робот. Педагогический результат – это, прежде всего, бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, новые знания и умения, составляющие целый спектр новообразований.


Метод проектов

В течение 4 лет моей темой по самообразованию была «Исследовательская деятельность учащихся младших классов».

Итогом работы по этой теме стало участие детей моего класса в научно – практической конференции в 2009 году с исследовательской работой «Красная книга растений Кузбасса». Мы с детьми провели колоссальную работу по добыче информации, ее обработке и подготовке к защите. А самое главное мы приобрели огромный опыт в осуществлении исследовательской деятельности, результатом которой стала, созданная своими силами «Красная книга растений Кузбасса».

В последние годы все больше уделяется внимания самостоятельной исследовательской деятельности детей, а в связи с переходом школ на новые образовательные стандарты, эта тема стала еще более актуальной.

Все мы должны помнить, что самые ценные и прочные знания не те, которые выучены, а те, которые добыты самостоятельно, в ходе творческих изысканий. Очень точно об этом говорит китайская пословица:

«Скажи мне – и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Вовлеки меня – и я научусь!»

Одной из важных составляющих исследовательской деятельности выступает метод проектов.

Основатель метода проектов – американский педагог Килпатрик. По его мнению, использование метода проекта не только подготавливает ребенка к деятельности его по окончании школы, но и помогает ему организовывать жизнь в настоящем.

В 20-30 годы метод проектов привлек и отечественных педагогов. Они считали, что этот метод сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности ребенка в процессе обучения, научит не просто запоминать знания, а уметь применять их на практике.

Что такое метод проектов?

Это модель обучения, которая вовлекает ученика в процесс решения сложных проблем. Для учеников, привыкших к традиционной модели обучения, он означает переход от исполнения указаний к саморегулируемой учебной деятельности; от запоминания и повторения – к открытиям; от теории – к применению теории; от зависимости от учителей – к получению самостоятельности. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, изучает, документирует свою деятельность. Проект это такая форма организации обучения, при которой учитель выступает в роли консультанта и помощника в поиске ресурсов, а ученику предстоит самостоятельно проводить реальные исследования, искать ответы на реальные вопросы и представлять конкретные результаты своей работы.

Проект – это «5П»:

^ 1П – ПРОБЛЕМА

Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы). Дальнейшая работа над проектом – это разрешение данной проблемы.

– ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, с проектирования самого проекта, в частности с определения вида продукта и формы презентации.

– ПОИСК информации

Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся. В словосочетании проектная деятельность главным является слово деятельность. Более важен с точки зрения развития ребенка не конечный результат, а процесс.

Ученик должен овладеть информационной компетенцией: уметь находить и извлекать необходимую информацию в условиях ее обилия, выделять главное, усваивать ее в виде новых знаний.

Проектная деятельность, как никакая другая служит цели формирования коммуникативной компетенции : умения продуктивно общаться со сверстниками, учителем, родителями, техникой, с интернетом и любым информационным полем. Поэтому так важно позволить ребенку выполнять работу самому, чтобы родители, которых тоже надо привлекать при выполнении проекта, не брали на себя выполнение части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помочь советом, информацией очень важно для поддержки мотивации и самостоятельности ребенка.

^ 4П – ПРОДУКТ

Выбор продукта проектной деятельности – одна из важных организационных задач участников проекта. От ее решения зависит, насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной и убедительной, а предложенные решения – полезными для решения заданной проблемы.

Для младших школьников наиболее возможными продуктами проектной деятельности могут быть: учебное пособие, выставка, газета, журнал, игра, коллекция, праздник, сказка, модель, слайд-шоу и другие.

^ 5П – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Задачей не менее, а то и более сложной, чем выбор формы продукта проекта, является выбор формы его презентации. Здесь потребуется особый полет фантазии.

Презентация – это завершение работы, анализ проделанного, самооценка и оценка со стороны, демонстрация результатов.

Для начальных классов виды презентационных проектов могут быть следующие: деловая игра, путешествие, реклама, спектакль, телепередача, ролевая игра и другие.

Для успешной работы на этапе презентации необходимо научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, анализировать свою деятельность

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, и требования к учебному проекту совершенно особые. Метод проектов предполагает:


  • Связь обучения с жизнью;

  • Развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;

  • Развитие умения адаптироваться к действительности;

  • Умение общаться, сотрудничать с людьми в различных видах деятельности.
Метод проектов помогает научить детей ориентироваться в мире информации. Добывать ее самостоятельно, усваивать в виде знания, рационально подходить к процессу познания, иными словами он учит детей учиться.

^ Ценность метода проектов заключается в развитии познавательных и творческих способностей.

Важными аспектами организации проектной деятельности являются: постепенное увеличение уровня самостоятельности младшего школьника при работе над проектом; создание условий для самооценки результатов своей деятельности.

^ Последовательность реализации проектной деятельности такова:


  1. Обучение ребенка работе с информационными источниками, проведению опросов, анкетированию. Это тот этап, который использует в работе любой учитель, давая детям индивидуальные задания по добыче информации на заданную тему: подобрать пословицы к тексту, приготовить сообщение по теме и другое;

  2. ^ Выполнение индивидуальных проектов, объединенных общей темой. Такие проекты знакомят ученика со структурой и правилами проектной деятельности. Общая тематика позволяет каждому ученику координировать и сравнивать свою деятельность с деятельностью других учащихся. Приоритетный вид коммуникативного взаимодействия- ученик-учитель. Во втором классе этот этап наиболее приемлем.
В этом году мы с ребятами провели открытый классный час на тему «Профессии разные нужны, профессии разные важны», основываясь именно на этом этапе проектной деятельности. Дети самостоятельно должны были на зимних каникулах ознакомиться с профессией своих родителей или с той профессией, которая им уже нравится, и составить свой проект на эту тему. Заранее была дана установка о приемах поиска информации: опрос родителей, справочная литература, журналы, интернет и другие информационные источники; о том какая информация необходима: о значении профессии, о должностных обязанностях, стихи, пословицы, частушки, фотографии и рисунки; о правилах оформления работы.

Справились с заданием по-разному: у одних получились проекты именно такие, как и оговаривалось; у других их сделали за детей сами родители; третьи проекты оказались с недостаточной информацией, так как их делали дети без помощи родителей. Но опыт появился у всех, так как на защите проектов мы с детьми оценили коллективно каждый проект, нашли все минусы и плюсы, выбрали на презентацию самые интересные и достойные. Все проекты объединили в папку под названием «Мир человека. Профессии», оформили выставку рисунков - это и стало продуктом проектной деятельности. Презентация проектов проведена на классном часе в виде слайд-шоу с текстовым сопровождением. Кто приходил на классный час, тот увидел результаты нашего труда.

Самое замечательное в этой работе было то, что все ушли с праздника с хорошим настроением, что дети приобрели столько интересных знаний самостоятельно, сколько не смог бы рассказать ни один учитель за урок!


  1. ^ Выполнение индивидуальных проектных заданий. Эти задания ориентированы на развитие умений учащихся организовывать свою деятельность в соответствии с общим планом работы над проектом и задачами каждого технологического этапа. При выполнении индивидуального проектного задания возрастает уровень самостоятельности детей и расширяется сфера коммуникативного взаимодействия.

  2. ^ Выполнение коллективных проектов. В этом виде проекта группа учащихся работает над выполнением общего задания. Но функции и обязанности каждого учащегося четко обозначены. Каждый вносит частичку своего труда в создание общего продукта, что определяет коммуникативное взаимодействие более высокого уровня между учащимися, сотрудничество и взаимопомощь в процессе выполнения работы.
С ребятами прошлого выпуска мы выполняли такой вид проектной деятельности к открытому городскому семинару-практикуму по теме «Экологическое воспитание детей». Мы готовили проект на тему «Грибы». Весь класс был поделен на группы по интересам: одни искали информацию о грибах, почему они получили такое название, где и как растут, какую приносят пользу или вред; другие искали стихи о грибах, частушки; третьи – пословицы и поговорки, различные приметы, связанные с грибами; четвертые искали фотографии и рисунки; пятые знакомились с правилами сбора грибов. Причем дети, без всякой подсказки с моей стороны, делились собранной информацией с другими подгруппами, если им что-нибудь в результате поиска попадалось не по их заданию. Весь собранный материал коллективно обработали, так получился совместный продукт проектной деятельности – сценарий выступления агитбригады на семинаре. Осталось только хорошо все выучить и умело провести презентацию. Естественно нам помогали родители и в поиске информации, и при приготовлении костюмов на выступление. Презентация прошла очень интересно, дети остались очень довольны, ведь они показали продукт своего коллективного труда, а не заранее приготовленный учителем сценарий выступления.

В дальнейшем мы с детьми обязательно продолжим работу с проектами. Опыт показал, что, кроме огромного влияния на формирование основных компетенций, это и отличный способ повторения и обобщения пройденного материала, и отличный способ для получения новых знаний.

МО Классных руководителей

Смышляева Р.Н.

Загрузка...