bookingsky.ru

Подросток ушел из дома что делать. Я больше не могу, предел! Почему дети убегают из дома? В розыске задействуют десятки сотрудников полиции

9 9 036 0

По статистике, около 50% семей сталкиваются с побегами детей из дома (уход на несколько часов с намерением убежать также считается побегом).

Дом, в котором ребенок растет и развивается, это не просто помещение с письменным столом и кроватью. Это место, где дитя должно чувствовать безопасность и любовь родителей. Статистика подростковых побегов (а это возраст 10-15 лет) говорит о невозможности ребенка ощущать комфорт в семье. Даже самые скромные жилищные условия могут быть «местом силы» и наоборот, замки со всеми условиями могут не задержать подростка в семье.

Побег из дома – это побег не из помещения, а уход от проблем, которые ребенок не может больше терпеть.

Материальная обеспеченность, высокий уровень физического комфорта в помещении не послужат залогом счастья и желания быть дома. Только удовлетворенные нематериальные потребности могут удержать подростка от мысли «А не пожить ли мне немного на вокзале? »

Уровень проблемы, которая подвигла подростка принять решение о побеге, может быть незначительным, с точки зрения родителей или взрослого со стороны. Большинству из нас детские трудности кажутся надуманными и мнимыми, разрешимыми. Но детская психика настолько напряжена и поглощена проблемой, что проще убежать от нее.

С точки зрения взрослого здравомыслящего человека, уход из дома – это не решение проблемы. Но убегают подростки, которые не видят иного выхода. Поэтому наши взрослые взгляды и решения такого рода вопросов не работают с детьми.

Важно осознавать, что поступки детей – это не спонтанные беспочвенные решения, а реакция на внешние раздражители. Уровень раздражителя бывает разным, но всегда значимым для ребенка. Что это за раздражители и как их устранить – рассмотрим в этой статье.

Причины подростковых побегов

Основной причиной всегда является дискомфорт. При этом неудовлетворенность достигает такого уровня, что не остается ничего другого как просто убежать.

Побеги могут быть:

  1. Мотивированные.
  2. Немотивированные.
  • Насилие в семье: физическое и психологическое. Над ребенком издеваются, используют изощренные методы наказания, кричат, скандалят, унижают, насмехаются. В эту категорию входит также поведение по отношению к ребенку, определяемое как унижение чести и достоинства человека;
  • Отсутствие внимания со стороны родителей (). Тогда ребенок принимает решение уйти, ощущая свою ненужность;
  • , когда дитя «залюбили». Подросток стремится проявить самостоятельность, выпить запрещенной кока-колы или встретиться с друзьями;
  • Авторитарное воспитание, когда ребенок воспринимается не отдельной личностью, а неким дополнением к взрослым. Исключается право выбора, собственного мнения и желаний, отличительных от взрослых;
  • Страх рассказать о проблемах, которые не касаются домашних дел. Например, мальчик влюбился в девочку из высшего общества, а родители внушают, что нужно искать ровню и т.д.;
  • Зависимости родителей. Подросток убегает от запоев родителей, сборищ наркоманов в квартире и т.д.;
  • Вступление в деструктивную группу: религиозную секту, связь с местной бандой, когда уход из дома позволит полностью посвятить себя новому сообществу.

Немотивированные побеги из дома – это неадекватная реакция на обстоятельства, когда побегом ребенок реагирует на любые трудности. Причины:

  • Отказ родителей исполнить желание (купить что-то, сводить на концерт);
  • Скука. Когда от нечего делать подросток ищет приключений на свою голову.

В отдельную категорию следует выделить побеги, как результат болезни, когда подросток не осознает своих действий (шизофрения, маниакальный психоз и другие психические расстройства). В таких случаях побеги мотивированны болезнью, а не решением ребенка. Уходить из дома могут и .

Что делать, если ребенок сбежал

Если эта беда постигла вашу семью, тогда действовать нужно незамедлительно:

Что делать

Для чего

Осмотрите дом и комнату ребенка Возможно, вы найдете записку или определите, каких вещей нет: одежда, деньги, техника. Отсутствующая, например, теплая одежда говорит о планировании побега на долгое время.
Созвонитесь со всеми друзьями подростка и их родителями Узнайте, возможно ваше чадо у кого-то из них или они знают/предполагают о местонахождении. Акцентируйте внимание детей на том, что вы не злитесь. Именно друзья подростков при таком подходе «сдают» сбежавших.
Обзвоните собственных родственников Часто дети, желающие убежать от домашних проблем, обращаются к родственникам, которые им нравятся или близки.
Свяжитесь с учителями, тренерами Возможно, вы сами упустили что-то из виду или забыли об уроке английского с репетитором. Адекватно оцените временной промежуток. Если ребенок задержался на полчаса – это не повод звонить в МЧС.
Обзванивайте больницы Уточняйте, не поступал ли к ним похожий на вашего ребенка.
Напишите заявление о пропаже ребенка в полицию Изменения в законодательстве позволяют не выжидать сутки-трое, а действовать в первый же день. Не хотят брать – звоните в прокуратуру.
Организуйте группу поиска из друзей и знакомых Ищите в наиболее вероятных местах, где он чаще всего бывает или может пойти.
Сразу же сделайте пост в социальных сетях с фото и описанием сына или дочки Максимально его распространите. Это очень действенный способ.
Совершайте вышеперечисленные действия ежедневно и без остановки Это поможет находиться в курсе событий если подростка кто-то заметит.

Подросток вернулся домой: как реагировать родителям

Первое, что стоит предпринять после возвращения – поблагодарить за то, что живой. Родителей одолевают разноплановые эмоции: злость, обида, разочарование. Хочется по приходу ребенка высказать все от негодования. И тем не менее, задача взрослых иная:

  1. Обнять.
  2. Сообщить о том, как вы рады, что подросток нашелся.
  3. Успокоить чадо, ведь момент прихода домой – это стресс. Он не знает, как вы будете реагировать, боится скандалов и разборок. Избавьте его от нравоучений и истерики.
  4. Если ребенок хочет поговорить – слушайте и внимайте каждому слово. Не перебивайте, не высказывайте мнение или недовольство.
  5. Обогрейте и накормите.
  6. Сообщите всем, что подросток уже дома, чтобы не беспокоились.
  7. Скажите ему: «Я так волновалась за тебя. Несмотря на все причины, мы все решим. Дороже тебя у меня нет и не будет. Мы найдем компромисс и все наладим ».

Самое важное – дать понять, что его семья и дом именно то место, где его действительно любят, он нужен и не хотят потерять.

Что запрещается делать, когда ребенок вернулся

Хотите все испортить и подвигнуть на новые побеги? Тогда выражайте негодование, критикуйте его умственные способности (раз решил убежать) и докапывайтесь до причин, если ребенок разговаривать не желает.

Какие бы негативные чувства вы не испытывали по возвращению подростка домой, нельзя их показывать.

Запрещено:

  • Наказывать за побег. Наказание не устранит причину ухода ребенка, а лишь докажет, что решение было верным;
  • Использовать физическую силу, быть, швырять предметы в ребенка;
  • Внушать подростку, как плохо он поступил с родителями, какой он неблагодарный тиран и выступать в роли жертвы. Если ребенок ушел из семьи, значит, обстановка в семье и условия невыносимы для него. За это отвечают взрослые, а не дети;
  • Игнорировать подростка и не реагировать на произошедшее никак (как на уход, так и на возвращение). Этим вы продемонстрируете лишь безразличие к и нежелание вникнуть в его проблемы, помочь и поучаствовать. Такой подход – вклад в новые побеги.

Признаки, по каким можно предугадать побег

Уход из дома – это сложный выбор. Он дается нелегко и психологически крайне тяжел. Поэтому не заметить изменений в поведении ребенка очень трудно. Это:

  1. Игнорирование не только просьб, но и родителей как сожителей в доме в принципе.
  2. Открытая критика взглядов, мнений, действий родителей.
  3. Уход из дома под любым предлогом: к друзьям, в магазин, подышать свежим воздухом и т.д.
  4. Замкнутость, когда от подростка и слова не вытянешь. Со стороны выглядит, как будто ребенок «в космосе», думает о чем-то, погрузился в свой мир.

Ни один из признаков не гарантирует, что подросток действительно сбежит, но в комплексе с основными причинами должны насторожить. Особенно если раньше ребенок никогда себя не вел подобным образом.

Если 13-летний домосед вдруг начал больше времени проводить где угодно, но только не дома – сигнал того, что ему не комфортно находиться дома.

Что делать, чтобы дети никогда не убегали

Быть родителями непросто. Ведь главное – не накормить или шортики выстирать, а передать маленькому человеку ценности и окутать любовью. Иногда это не удается и дети уходят. Дело не в ребенке, а в системе семейных отношений, которые не выполняют своих функций. Поэтому:

  • , доверительные . Подумайте, какие качества вам важны в дружбе? И проявляйте их по отношению к чаду: выслушивайте, уважайте его позицию, смейтесь вместе, дурачьтесь, полагайтесь друг на друга.
  • Относитесь к ребенку как к личности. Некоторые родители убеждены, что их ребенок мыслит и будет действовать как они. Но это не так. У взрослых свои взгляды, у детей могут быть иные. Это нормально, поэтому дайте ребенку свободу проявляться не так, как вы хотите.
  • Никогда Это показатель слабости и неумения донести свою мысль человеческим способом. Работайте над собой, учитесь сдерживаться. Иначе – прямой путь потерять чадо.
  • Будьте динамичными. Вам не нравится пирсинг, татуировки или розовые волосы дочери? Бывает, но это ваш ребенок. Так он адаптируется к миру и самовыражается. Вместо критики, обсудите достоинства такого антуража и помогите быть красивым: купите качественную краску для волос или найдите безопасный тату-салон. В скором времени имидж ребенка изменится (только 1% людей носят кольца в носу до конца жизни), а доверие к вам и благодарность, «что вынесли внешний вид» останется.
  • Разговаривайте с ребенком, интересуйтесь его жизнью. Часто родители так заняты и устают в погоне за материальными благами, что совсем не общаются с детьми. Полагают, что физического нахождения в одном помещении достаточно.

Выделяйте каждый день время (пусть 15 минут), чтобы узнать как дела у подростка, что его волнует, чем помочь. Слушайте и реагируйте, ищите совместные решения. Это позволяет понимать «в каком мире» ребенок и вовремя реагировать на необходимость помочь.

  • Давайте свободу. Не отпускать 2-летнего малыша играть на детской площадке без присмотра правильно. Но по отношению к подростку – неправильно. 10-15 лет – период активной социализации, и общение со сверстниками важно. Отпускайте ребенка к друзьям, приглашайте к себе в гости. Но только не вмешивайтесь в разговоры, не подслушивайте у двери и, тем более, потом не сообщайте ребенку «Я тут подслушала такое… »
  • Не ограничивайте нормальные вещи. Прослушивание музыки, молодежный жаргон, манера общения – это нормальные штуки подростка, который только «прощупывает» жизнь, ищет варианты и подходы. Не нравится музыка? Попросите сделать потише, но не выключить. Не понимаете значения половины слов, которые говорит ваш ангелок? Попросите разъяснить. Ищите подход через искренний интерес и желание понять, а не через запреты.

Делитесь своими проблемами и жизнью. Это один из лучших способов выстроить доверительные отношения.

В местных СМИ информация о том, что подросток убежал из дома или просто не пришел домой, появляется довольно часто. Как правило, по просьбе родителей на поиски ребенка поднимается вся общественность, волонтеры и полиция. Но вскоре выясняется, что юноша загулял с друзьями, а девочка засиделась у подруги. Как в недавнем случае с .

В таких ситуациях в первую очередь у родителей возникает вопрос: «Как наладить контакт с чадом после его возвращения домой? Ругать или, наоборот, проявить излишнюю заботу?». Почему дети устраивают бунт против правил и родителей, как последним наладить с ними отношения, и можно ли избежать этих неприятных и тревожных ситуации в жизни семьи. На эти вопросы ИА «МариМедиа» ответила психолог Центра социально-психологической помощи населению Светлана Левенштейн:

— Есть много причин побегов детей из дома: это и желание узнать что-то новое, неизведанное. К примеру, кто-то хочет попасть в Африку, а кто-то пойти на войну — дети еще не понимают, что такое опасность, и смерть кажется им чем-то нереальным. Ребенок может убегать из дома, если игнорируются его важные базовые потребности: в любви, уважении и принятии. Бегут от пережитых трагедий, утраты близких, насилия, жестокого обращения, от отсутствия смысла жизни, а то и просто от скуки, чрезмерного баловства.

Частая причина побегов — бунт против родителей и их правил. Дети могут убежать от несправедливых наказаний, несоразмерных их поступку, и потом бояться прийти домой из-за страха очередного наказания. Они убегают из неблагополучных семей. Причем внешне семья может быть вполне благополучной и обеспеченной. Чаще всего поводом для ухода из дома в таких семьях становится конфликт, в основе которого лежит отсутствие взаимопонимания с родителями. В основном, уходят подростки 10-17 лет. Непонимание изменений, происходящих с ними приводит к тому, что родители стремятся задержать их развитие, установить контроль, стараются вернуть их детское послушание, что и приводит подростков к бунту. Последним не нравится, что к ним относятся, как к маленьким детям. Девочки могут быть недовольны, что им запрещают пользоваться косметикой, носить желаемую одежду, контролируют, с кем они проводят время.

По словам Светланы Генриховны, чтобы избежать побегов детей из дома, следует придерживаться следующих правил :

— выбирайте наказание, адекватное возрасту и проступку ребенка, старайтесь понять мотивы его поведения;

— не давайте ребенку чрезмерной нагрузки, у него должно оставаться время для отдыха, общения со сверстниками, разрешайте приводить домой друзей;

— не «отыгрывайте» на ребенке свои проблемы;

— воспитывайте в чаде ответственность и самостоятельность, в то же время принимайте его таким, какой он есть и поддерживайте его. Старайтесь, чтобы с любой проблемой он обращался именно к вам;

— никогда не угрожайте, что выгоните сына или дочь из дома, если сделают что-то не так. Допустим, будут плохо учиться, начнут употреблять алкоголь, пробовать наркотики, иметь сексуальные связи и т.д;

— старайтесь организовать досуг подростка, если он будет занят полезными делами, проблем будет меньше.

Различают побеги мотивированные и немотивированные. Мотивированные связаны с психологически понятными причинами и вытекают из самой ситуации, в которой оказался подросток — ушел из дома после серьезного конфликта в школе. Не зная как поступить, он выбирает крайнюю меру — уход. Задача родителей в этом случае: объяснить ребенку, что есть много выходов из конфликтной ситуации.

Мотивированные уходы могут перейти в немотивированные. Уход, как форма реагирования, может закрепиться, и в дальнейшем подросток уже на любую неприятную ситуацию может ответить бегством из дома. Подросток расценивает свою новую жизнь как свободу от ненавистной школы и дома, он может сам добывать себе средства к жизни, употреблять алкоголь и наркотики, приобретать и другой жизненный опыт.

Уходы и побеги могут быть проявлением психического заболевания, такие как эпилепсия и эпилептиформные состояния, маниакально-депрессивный психоз, шизофрения, деменция и умственная отсталость.

Что все-таки делать, если подросток ушел из дома?

В подростковом возрасте очень сильно развито стремление к противоречию. Поэтому жесткие меры, которые родители могут применять к ребенку — запирание его на замок — могут только усилить желание подростка вырваться из дома. Необходимо проанализировать, почему вашему ребенку на улице лучше, чем с вами? Для этого нужен доверительный разговор с подростком, стоит вместе сходить к детскому психологу, чтобы разобраться в ситуации.

Среди детей, уходящих из дома, можно выделить две категории. Первая — наиболее многочисленная — это дети, чаще всего в возрасте 9-14 лет, из явно неблагополучных семей.

У таких детей уходы из дома часто перерастают в склонность к бродяжничанию, в дромоманию (одержимость). Вторая категория — это дети в возрасте 13-16 лет из внешне благополучных семей, часто имеющих достаток выше среднего. У них причины ухода из дома имеют глубокую психологическую основу: отвергнутость и ненужность, отсутствие эмоциональной связи с родителями. Часто таким поступком они хотят привлечь к себе внимание.

В случае бегства ребенка не поддавайтесь панике. Для исключения несчастных случаев наведите справки в «скорой помощи», полиции. Внимательно проанализируйте поведение и высказывания ребенка за последнее время. Выясните, кто видел его и общался с ним в последнее время. Соберите сведения о его друзьях и знакомых, местах возможного пребывания. При обнаружении ребенка постарайтесь вести себя спокойно.

Побеседуйте с ребенком, выслушайте его и попросите выслушать вас. При разговоре будьте предельно откровенны и внимательны. Дайте ребенку выговориться, не прерывайте его, не упрекайте, даже если это будут сплошные обвинения в ваш адрес. Если вы действительно виноваты, признайте свои ошибки, извинитесь. Постарайтесь не обсуждать произошедшее, обговорите лишь пути выхода из сложившейся ситуации и варианты вашей дальнейшей жизни.

Делитесь с ребенком своими планами и заботами. Он воспримет это как заботу. Всегда помните, что он больше, чем вам, никому не нужен.

Если на улице вы столкнулись с чужим беспризорным ребенком, не проходите мимо, не отворачивайтесь, делая вид, что не замечаете его. Попытайтесь заговорить. Сообщите о нем в местный орган социальной защиты или полицию.

Подготовила Диляра Белова

ИА « ». При использовании материала гиперссылка обязательна.

Каждые два дня в Калужской области пропадает ребенок - такие тревожные данные приводит следственный комитет. Многим памятна история 15-летней Карины, скитавшейся несколько месяцев с друзьями по разным городам и весям. А совсем недавно маленький мальчик решил «проучить» маму и тоже инсценировал побег, исчезнув на целую ночь. Почему дети уходят из дома, как их вернуть, и, главное, что делать родителям в столь непростой ситуации - рассказывает Олеся Игнатова, кандидат психологических наук, заместитель директора по организационно-методической работе психолого-медико-педагогического центра диагностики и консультирования г. Калуги.

Замыслил я побег

Почему дети уходят из дома? Причин этому может быть, как минимум, три. Причина первая и, пожалуй, самая серьезная - пориомания, психическое расстройство, проявляющееся в немотивированной и непреодолимой тяге к бродяжничеству. Это как клаустрофобия или агорафобия, только страх вызывают не открытые или замкнутые пространства, а постоянство и однообразие обстановки. У больного периодически возникает беспокойное состояние, на фоне которого проявляется неудержимое влечение к перемене мест. Первоначально он пытается подавить возникающее стремление, но оно становится все более и более доминирующим, непреодолимым, и, наконец, достигает такой степени, что больной, не думая о последствиях, отправляется на ближайший вокзал, пристань, нередко без копейки денег, никого не предупредив, садится на поезд, пароход и едет, куда глаза глядят.

Как правило, поездка продолжается несколько дней, во время которых человек плохо питается, бедствует, но тем не менее едет дальше. Затем наступает состояние облегчения, душевного расслабления. Полуголодный, грязный, измученный человек возвращается домой сам или при помощи посторонних людей, но светлый промежуток бывает очень недолгим и через некоторое время повторяется прежняя картина.

Последние исследования свидетельствуют, что это не просто поведенческая зависимость, а один из показателей психического заболевания, например, шизофрении или невротических отклонений.

Таких людей невозможно удержать ни домом, ни отношениями, поэтому единственный выход - лечение в психиатрической больнице.

Причина вторая, менее опасная, - нарушение конструкта базового доверия к миру, которое формируется у ребенка до трех лет через общение с мамой и родными. Причем проявляется оно как недоверие к миру вообще. Для нормального человека мир и люди априори добрые, и лишь потом это мнение корректируется в зависимости от конкретной ситуации.

Но для некоторых людей мир опасен и зол, даже самые близкие люди пользуются доверием лишь до определенного времени: человек постоянно ждет подвоха.

Такие люди часто уходят из дома именно потому, что не доверяют. Это состояние немного похоже на паранойю, но заболеванием в прямом смысле слова не является. С такими симптомами человеку необходимо идти к психотерапевту, который вернет человека к нормальному состоянию путем длительной терапии, бесед.

Третье, с чем как раз и работают психологи, - ситуативное бродяжничество - когда дети, чаще всего в подростковом возрасте, уходят из дома. Почему в группу риска попадают именно подростки?

Все очень просто: бомбардировка мозга гормонами, перестройка тела, завершается поло-ролевая идентификация - все это происходит одновременно и в довольно сжатые сроки, поэтому из всех возрастных кризисов этот самый бурный и самый сложный. Дети уходят из дома не потому, что у них мания или тяга, а потому что их что-то не устраивает во взаимоотношениях с родными и близкими. Об этом и поговорим подробнее.

И у меня на это сто причин

Если подросток уходит из дома, в первую очередь, ищите причину в доме: ни один нормальный человек не покинет родное и уютное место, если его не подтолкнуть.

Чаще всего главный повод хлопнуть дверью - разрушение гармоничных родительско-детских отношений.

Подросток - это пограничник, еще не взрослый, но уже и не ребенок. И об этом родители часто забывают, по привычке продолжая относится к своему сыну, как к маленькому мальчику: контролируют, не прислушиваются к его мнению. Уход из дома является своеобразным протестом, громким заявлением, декларацией собственный прав.

Гипоопека и гиперопека тоже могут спровоцировать ребенка. Бесконечно заботливая бабушка с вечным вопросом «А ты шарфик повязал?» или, напротив, равнодушная и безучастная мама, которой все равно, где и с кем пропадает ее дочка. Второй вариант -самый печальный. У ребенка не формируется привязанность к дому, к родителям, он, как перекати-поле, скитается из одного места в другое.

Но не всегда ребенок выступает в качестве невинной жертвы. Дети - прекрасные психологи, они понимают, что если хочется получить желаемое, нужно просто надавить на больное место. Отсюда и демонстративные заявления: не купите новый телефон или не разрешите гулять до двенадцати - уйду из дома. Родителям не стоит паниковать, это обычная манипуляция. Вспомните себя. Все мы убегали, но потом, постояв два часа в подъезде или совершив пару кругов по округе, благополучно возвращались в родные пенаты.

Дело в том, что ребенок разрывается между нежеланием находиться дома и страхом внешнего мира.

Дети младшего возраста тоже уходят из дома, но эти случаи - довольно редкое явление. И причины таких поступков, как правило, лежат на поверхности. Это может быть действительно серьезное психическое отклонение, но чаще всего обычная манипуляция. Отдельная история - бегство из неблагополучной семьи.

По своей природе дети более терпеливы, они привыкают к системе, в которой находятся. Даже если их постоянно бьют и унижают, они все равно будут держаться возле родителей.

Поэтому если маленький мальчик пускается бродяжничать - это очень тревожный сигнал; значит, дела очень и очень плохи. Представьте, насколько невыносимой должна быть обстановка в семье, если ребенку проще бродяжничать со сверстниками или подпадать под влияние взрослых, чем возвращаться к родителям.

Мама, мы все сошли с ума

Прежде всего, родители как люди взрослые, опытные, умеющие совладать со своим настроением, должны менять систему взаимоотношений, как только наметились первые признаки взросления. Необходимо поощрять ребенка, говорить, что это хорошо, правильно, так должно быть, потому что у подростка нет уверенности, что все происходящее с ним - нормально.

Видимые симптомы взросления - изменения в физиологии - зачастую проходящие довольно болезненно. Например, когда скелет ребенка растет быстрее, чем остальные системы организма, подросток постоянно испытывает ноющие боли, сутулится, этот физический дискомфорт непонятен и неприятен. На уровне психики подросток чувствует, что его никто не понимает и не принимает. Появляются немотивированные приступы агрессии, которые так же быстро пропадают, как и появляются.

Хочется то смеяться, то плакать; то побыть в одиночестве, то потусоваться с друзьями - «качели настроения» доставляют немало беспокойств не только родителям, но и самому ребенку.

У подростка проявляется стремление к завоеванию внешнего мира, утвердиться в среде взрослых и своих сверстников. Почему они такие нигилисты, почему они лезут на рожон и постоянно спорят? Именно так и вырабатывается представление о мире, формируется собственное мнение.

Родителям нужно быть очень осторожными: доверие подростка легко получить и легко потерять. Если раньше ребенок не проявлял асоциальных поступков, то в подростковом возрасте вдруг начинает убегать из дома и выставлять ультиматумы: «Если вы не прекратите заходить в мою комнату, я уйду из дома!»

Но не стоит паниковать и бежать выполнять все требования. Манипулирование - здоровый механизм избегания неприятных ситуаций.

Нездоровое манипулирование - манипулирование суицидальное, когда подросток говорит: я повешусь или порежу себе вены. Оно более опасно, так как ребенок может заиграться: даже если он картинно решил порезать вены, то он просто от незнания может, например, порезать глубже, чем планировал. Подростки совершают такие поступки на показ, как правило, пишут записки, за час до прихода родителей ложатся в ванну… Нельзя сказать, что они это делают осознанно и спланировано. Точнее, они в этот момент находятся в состоянии аффекта, он действительно хочет чего-то добиться, ему действительно плохо. Но нужно сохранять разумное хладнокровие и понимать, что это попытка манипуляции, на самом деле он не хочет себя убивать.

Как вообще отличить суицидальника эпизодического от суицидальника патологического? Последний будет вынашивать план, возможно - делиться с близкими друзьями в социальных сетях, но никогда не станет демонстративно рассказывать об этом направо и налево, и, наверняка, доведет дело до конца.

Демонстративный суицидальник ожидает, что увидит с небес, как его оплакивают близкие. Подросток верит в миф, будто его тело умрет, а душа через некоторое время переродится в другой семье у замечательных родителей, и все будет идеально. Работа с такими детьми должна идти через ключи сознания: "Во-первых, с того света никто не возвращался. Все, что будет происходить после тебя, ты не увидишь. Будущее, которое ты себе намечтал, никогда не наступит - оно невозможно. Ты не встретишь человека, который тебе дорог. Ты не полюбишь, не родишь ребенка, не будешь заниматься любимым делом".

Никому ничего не скажу

Если ребенок вдруг взял и ушел без объяснений, то либо родители что-то упустили, либо ребенок слишком хорошо скрывал свои намерения. На самом деле, если родительско-детские отношения не были разрушены в раннем возрасте, дети доверяют родителям. Да, они ссорятся и конфликтуют, нарушают запреты. Но тем не менее, родители - люди, через которых подростки познают внешний мир.

И даже если ребенок совершил нехороший поступок, он два-три дня походит, пожалуется друзьям, но потом все равно расскажет родителям и попросит совета, потому что для него мама с папой - высшая инстанция.

Это тумблер контроля: правильно я думаю и поступаю или нет, Если же ребенок не возвращается, значит, доверие ко взрослым когда-то было утрачено, ребенок испытал предательство.

Мы ведь не задумываемся, когда говорим: я тебе завтра куплю игрушку, книжку, платье... А я завтра не куплю, и послезавтра не куплю, и вообще забуду об обещании через пять минут - эти маленькие предательства накапливаются, но кредит доверия исчерпаем.

Если внешне все благополучно, ребенок ходит в школу, встречается с друзьями, то родителям все равно надо обращать внимание на так называемые продукты деятельности: рисунки, книги, музыку . Они могут быть совсем не безобидными и вызывать множество вопросов. Тревожными сигналами в рисунках являются, например, использование серых цветов, штриховка, изображение маленьких фигур на большом листе бумаги.

Родителям стоит держать ухо в остро также во время разговора :

если подросток на полуслове обрывает беседу, психует, причем немотивированно, - значит, у него есть план, который хочет сохранить с тайне.

Но, к счастью, подросток врать не умеет, поэтому раскусить его хитрости довольно легко.

О сложностях в социальной сфере говорит неожиданное появление приятелей и друзей , которых раньше не было, тем более, если начались поздние прогулки и сомнительные визиты. Например, ребенок общался-общался с одной компанией, потом вдруг со всеми рассорился и обзавелся новыми знакомыми. Это может быть безобидная компания подростков, объединенных общим интересом, а может быть секта с элементами молодежной субкультуры.

В таком случае родителям нужно вытягивать информацию всеми возможными способами, причем ребенка не обязательно посвящать в тонкости разведовательной работы.

Снижение успеваемости в подростковом возрасте - закономерно и объяснимо.

Многие родители жалуются на чадо: вот в начальной школе он был отличником, а сейчас скатился на двойки. Это нормально: появляется другая мотивация и другие интересы.

У него сейчас на уме, как завоевать лидерскую позицию среди сверстников или, если есть более сильный лидер, как сохранить свое место. Отсюда заявления и ультиматумы, кажущиеся нам смешными: если ты дружишь со мной, не ходи с Надей! Это определение принадлежности к своей группе. Но все же родители должны быть в курсе школьных дел своего ребенка: ходить на собрания, общаться с учителями и другими родителями, знакомиться с одноклассниками.

Если ребенок много времени проводит в социальных сетях - тоже сигнал опасности. Конечно, лучше, если детский компьютер не будет запаролен, поэтому родителям стоит пройти компьютерную подготовку, чтобы отслеживать, где сидит их ребенок. Когда есть куча доступных источников информации, ребенку проще спросить не у мамы, а найти ответ в интернете.

Вы можете и не узнать, какие вопросы его интересуют на самом деле, вовремя не дадите нужный совет, не оградите от необдуманного поступка.

Хорошим индикатором являются младшие братья и сестры , они сразу всех сдают. Здесь даже к психологу не надо идти, достаточно поговорить с младшим ребенком. Так проявляется сиблинговое соперничество - соперничество за внимание родителей.

Но дети понимают, что существовать им все же придется вместе, поэтому они подгадывают, когда выгодно дружить с сестрой, чтобы попросить у нее юбку или помаду, а когда выгодно дружить с мамой. Маме нужно очень тонко подходить к этому моменту и брать младших детей в союзники не как доносчиков, а под флагом помощи старшей сестре.

И почему чаще всего в этом виноваты родители.

Твитнуть

Ежедневно по всей России подростки уходят из дома, и напуганные родители бегают по городу в их поисках. Когда мы слышим эти истории, нам кажется, что такое может произойти только в неблагополучных семьях. Однако это не так.

О том, по каким причинам дети уходят из дома и что можно сделать, чтобы избежать этого, мы поговорили с информационным координатором, куратором Владимирского регионального отделения поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт» Ириной Салтыковской.

Ирина, расскажите, почему дети убегают из дома?

Чаще всего основной мотив побега - конфликт в семье. И речь необязательно о том, что ребенка кто-то бьет или обижает. Часто это не какие-то из ряда вон выходящие ситуации - побег происходит в обстоятельствах, знакомых каждому: школьник получил двойку, потерял или разбил дорогой телефон и боится наказания взрослых, родители не принимают круг общения подростка, происходят какие-то перемены в статусе семьи (мама и папа разводятся, появляется отчим) и так далее.

Из благополучных семей дети тоже убегают. Они устают от опеки мамы, бабушки, няни и отправляются из дома в поисках свободы и приключений.

Дети какого возраста убегают?

«Бегунки» - это в основном подростки (от 12 до 17 лет). На конфликтную ситуацию в семье накладываются обстоятельства непреодолимой силы: буйство гормонов, подвижность нервной системы - и ребенок остро реагирует на внешние раздражители. Побеги маленьких детей происходят редко.

Но все же такие случаи есть?

Да, бывает, что убегают дети до 10 лет. Например, как-то мы искали 8-летнего мальчика, который ушел из дома после ссоры с родителями из-за оценок. Я думаю, это был эмоциональный порыв. Ребенок взял кота и ушел.

Где дети скрываются?

Все зависит от конкретного ребенка. Если побег спланированный, то ребенок, скорее всего (хотя совсем не обязательно), предусмотрел пути отступления: квартиры друзей, у которых можно отсидеться, дачи.

Если это эмоциональный порыв, подросток обычно отправляется либо в людные места, либо прячется в подъездах, подвалах, на чердаках. Не самое безопасное убежище - там можно встретить тех, кто представляет для ребенка опасность.

Многие ли хотят, чтобы их нашли?

Здесь надо смотреть на причину, из-за которой произошел конфликт. Подросток, который повздорил с мамой из-за двойки, выбежит на улицу, пошатается 3-4 часа по недружелюбному холодному городу и захочет вернуться. Дома, конечно, мама, которая поругает, но там и теплая постель, и вкусный обед. В таких ситуациях дети хотят, чтобы их нашли. Иногда дети возвращаются сами. В некоторых случаях вернуться самим им не позволяет гордость.

Если в семье затянувшийся конфликт с рукоприкладством, то подростки, скорее всего, не хотят возвращаться домой. Нечасто, но мы сталкиваемся с историями, когда находим ребенка и слышим от него: «Я хочу в детдом».

Что вы делаете в таких ситуациях?

«Лиза Алерт» никогда не работает без заявления в полицию. Любой поиск ребенка у нас проходит в контакте с оперативными сотрудниками уголовного розыска и инспектором по делам несовершеннолетних. Поэтому, если мы слышим от ребенка, что он не хочет домой, эту историю передаем инспектору и оперуполномоченному.

Вы можете вмешаться?

Нет. Мы отряд, который занимается поиском людей, а не решением семейных проблем.

А что вы делаете, если один и тот же ребенок постоянно сбегает из дома? Просто из раза в раз ищете его?

Да. Мы не имеем права вмешиваться в дела семьи. Но при этом надо понимать, что мы - сообщество неравнодушных людей. Иначе мы бы не выходили на поиски в снег и в холод, часто в ущерб собственной работе, семье…

Мы отдаем много сил и времени на помощь другим, это значит, что мы не можем закрывать глаза на некоторые ситуации. Просто по-человечески не можем.

В моей практике есть подростки, которых я искала неоднократно. И я знаю, что у них происходит в семьях. Иногда «бегунки» остаются с нами в контакте.

Добровольцы не могут никак повлиять на конфликты в семье. Я никогда не осуждаю, не критикую родителей ребенка, только аккуратно говорю, поясняю: «А может быть вот здесь стоило побеседовать с ребенком», «Возможно, не надо было так резко реагировать».

Если мы понимаем, что у ребенка есть проблема, которая не решится без внешнего вмешательства, то обсуждаем ее с социальными педагогами, инспекторами ПДН, представителями опеки.

Мимо проблемы пройти тяжело. Еще тяжелее - осознавать в некоторых ситуациях собственное бессилие.

Расскажите, как происходит поиск? Как вы контактируете с детьми, когда находите их?

Когда пропадает ребенок, заявитель должен обязательно подать заявление в полицию, и только после этого мы можем начать поисковые мероприятия. Мы выясняем подробности пропажи и, уже исходя из тех данных, которые собрали, начинаем поисковые мероприятия. Иногда поиск проходит по соцсетям: мы выходим на аккаунт ребенка и пытаемся связаться с ним. В некоторых случаях мы патрулируем районы, в которых предположительно пропал подросток. Отряд ездит по дворам, обходит торговые центры.

Если мы видим ребенка, то чаще всего не контактируем с ним. Мы не можем схватить его и сказать: «Ай-яй-яй, пойдем домой». Также существует риск, что если мы окликнем подростка, он убежит. Бывает, что мы незаметно отслеживаем передвижения ребенка и сообщаем о них родителю или в полицию. Я привела всего лишь два сценария развития ситуации, на самом деле их гораздо больше. В каждой ситуации мы разрабатываем свой план действий.

В каких случаях вы все-таки контактируете с подростком?

Иногда мы выступаем в роли переговорщиков, передаем родителям требования ребенка. Часто они очень простые и умещаются в четыре слова: «Если меня не будут ругать» (еще могут варианты: если разрешат ночевать у друга, если перестанут доставать с уроками, если будут уважать право дружить с конкретной девочкой).

Если требования разумны и выполнимы (а эти требования разумны в 99% случаев), тогда я перезваниваю родителям и мы вместе придумываем, как наладить диалог с ребенком. Я сообщаю им, что ребенок отказывается возвращаться, если вы будете его ругать, прошу их дать мне слово, что они не будут этого делать.

Врать детям нельзя, второго контакта с ними уже не будет.

Есть ли какие-то способы избежать побега? Ведь для некоторых родителей такая ситуация - шок. Им кажется, что уж в их семье такого никогда не произойдет.

Первое и главное - надо постараться подружиться со своим подростком, находить время на нормальное общение. Это сложно, но необходимо. Родитель должен слушать, слышать ребенка.

А как у нас бывает? Например, у ребенка произошел конфликт с учителем, и он идет домой за поддержкой, а получает порцию тычков и попреков.

Дети в подростковом возрасте остро реагируют на несправедливость. Если преподаватель поставил в школе незаслуженную двойку, а потом родитель, не разобравшись в ситуации, отругал за нее, это двойной удар для ребенка. Он воспринимает реакцию родителей как предательство.

Поэтому в каждой ситуации, где оказывается подросток, надо разбираться долго и досконально.

Второе - важно разговаривать с ребенком, интересоваться его жизнью.

Я мама подростка и знаю, что с ними нелегко. Но именно в возрасте от 11-12 лет происходит новое рождение человека как личности. И нам стоит поддержать детей в этот непростой период.

Удивительно, но многие родители наших «бегунков» не могут ответить на вопрос, с кем дружит их ребенок, где эти дети учатся. Мы открываем страницу их ребенка в соцсетях, и начинаем спрашивать: «Кто это?», «А это кто?» и родители молчат.

Меня поражает ответ: «Я не зарегистрирована с соцсетях, мне некогда этим заниматься». Мне тоже некогда, но я знаю, что виртуальный мир - большая часть жизни наших детей. И считаю необходимым знать об этой части жизни.

Мы же разговариваем с детьми о безопасности на улице? Почему бы не рассказать им про безопасность в интернете?

Надо знать, с кем общается ваш ребенок, еще лучше знать телефоны этих детей и имена их родителей.

Хорошо, когда у вас в семье принято правило трех «К»: куда ушел, с кем ушел и когда вернется. Единственное, для того чтобы ребенок воспринимал его нормально, родители сами должны подчиняться этому закону. Если мама уходит из дома, она всегда говорит: «Я пошла к подруге Маше, вернусь через полтора часа». Тогда ребенок привыкнет следовать этому правилу и не будет реагировать на это, как на вмешательство в личное пространство, а вам не надо будет носиться по городу в попытках понять, куда он делся.

25 мая – международный день пропавших детей. Почему дети уходят из дома, как упростить их поиск и что сделать, чтобы этого не произошло снова – рассказывает координатор ПСО «Лиза Алерт», куратор регионального отряда Ирина Салтыковская .

Возраст, когда дети самостоятельно уходят из дома, постепенно снижается, и сегодня в отряде мы сталкиваемся с заявками на поиск убежавших десятилетних детей. Это может произойти в любой семье – благополучной и асоциальной, бедной и богатой, в семье, где родители глаз не спускают с ребенка, и где до него никому нет дела.

Дети уходят из дома по разным причинам, но, как правило, это ситуации, которые они расценивают как острую несправедливость по отношению к ним (подростки особенно чувствительны к вопросам справедливости), случаи, когда родители возражают против дружбы или отношений с теми людьми, которых они считают неподходящей компанией, или когда имеет место серьезный конфликт, связанный с непониманием взрослых.

Дети уходят, получив плохую оценку, если их дома сильно ругают или бьют за двойки. Дети уходят, если они случайно потеряли, разбили телефон, порвали новые джинсы и по опыту знают, что дома из-за этого будет конец света. Редко, но бывают случаи, когда уходят дети-шантажисты: а, ты мне отказываешься купить новую приставку или отпустить меня на ночную дискотеку, ну все, тогда я ушел. Такие случаи единичны, и, к сожалению, как правило, ребенок уходит от непонимания.

Поэтому когда я ищу убежавших детей, я предупреждаю родителей, что я всегда на стороне бегунков, что бы ни происходило. Я изначально поняла, приняла и простила тех подростков, которых ищу, потому что родители – это взрослые люди, у них имеется за плечами определенный жизненный опыт, а у ребенка, который ушел из дома часто в ночь и холод, этого жизненного опыта нет – у него есть только подростковый гормональный фон, сложная ситуация и большое количество эмоций, в которых очень трудно разобраться.

Когда мы ищем ребенка, по всем признакам убежавшего из дома, мы понимаем неоднозначность этого поиска: мы ищем его, чтобы вернуть обратно в ту же ситуацию, которая для него была настолько тяжела, что он оттуда убежал. Одно дело – найти ребенка, который потерялся, и вернуть его домой – понятно, что это сделать правильно и нужно, и совсем другое – вернуть домой бегунка.

Но мы в отряде всегда исходим из того, что, находясь на улице, ребенок подвергается огромному количеству опасностей, о которых он даже просто-напросто не имеет представления.

Раз он ушел из дома, значит, ему надо что-то есть, где-то ночевать – причем не там, где его, вероятнее всего, будут искать, где-то греться, если дело происходит зимой.

Соответственно, он вынужден будет или воровать, или вступать в контакты неизвестно с кем, или находиться в каких-то местах, которые потенциально представляют для него угрозу. Кроме того, к сожалению, нередки ситуации, когда бегунки становятся жертвами несчастных случаев – на проезжей части, железнодорожном полотне, в заброшенных строениях, у водоемов.

Часто родители пытаются скрыть причины произошедшего. Когда к нам в отряд поступает заявка, мы задаем очень много вопросов, и не потому, что мы такие любопытные. У нас огромное количество заявок, и это все жизненные ситуации, человеческие беды, и у нас просто нет времени на любопытство – это информация, которая нам необходима, чтобы правильно выбрать стратегию поиска. На этапе, когда мы опрашиваем родителя о том, что случилось, нам всегда пытаются показать ситуацию немного не такой, какой она была на самом деле: «Я его немножко поругал за двойку».

И когда мы находим ребенка, я ему говорю: «Привет, а я тебя ищу, расскажи мне, пожалуйста, что случилось». И ребенок рассказывает, что «немножко поругал за двойку» – это восемь синяков на спине от ремня. Я спрашиваю не для того, чтобы потом сказать маме и папе: «Ай-ай-ай, так нельзя воспитывать», даже если я так думаю – я не социальная служба, мое дело – найти ребенка, и все.

Мне просто изначально нужно понимать глубину конфликта, потому что ребенок, которого немножко поругали, сделает два круга по детской площадке, подуется и через полчаса вернется, а ребенок, у которого фиолетовая спина, не захочет возвращаться домой. Поэтому мы всегда просим родителей быть предельно откровенными и искренними, наша цель – найти как можно быстрее, потому что, как мы уже говорили, ребенок в подростковом возрасте один в городе – это потенциальная жертва обстоятельств в силу отсутствия жизненного опыта.

В поиске бегунков у нас есть определенные наработки и методики, и основной момент, который отличается в нашем отряде от того, что принято у сотрудников полиции и у некоторых других поисковых отрядов – это ориентировки. Часто у родителей бегунка и у окружающих срабатывает определенный алгоритм – когда человек пропал, надо сразу всех оповестить, и на каждом столбе в районе клеят ориентировки.

Я противник того, чтобы на сбежавшего из дома подростка, по крайней мере в первые несколько дней, расклеивать ориентировки по его району, по двум причинам. Во-первых, помимо всего прочего, дети в этом возрасте очень трепетно относятся к своей внешности. В одной ситуации у нас убежавшая из дому девочка уже готова была вернуться домой, но когда она увидела ориентировку на себя, она отказалась от этого, решив: «Это мама специально взяла худшую мою фотографию и сделала так, чтобы все видели, какая я некрасивая. Она мне все время говорит, что я плохая, и даже фотографию выбрала похуже».

Это нам, взрослым, кажется, что мы очень любим ребенка, мы так хотели его найти, что взяли и заклеили весь район его фотографиями – мы же хотели как лучше. А для ребенка это выглядит совершенно иначе. В подростковом возрасте многие ситуации воспринимаются совсем по-другому, не так, как их видит взрослый человек. Поэтому взрослым полезно вспоминать себя в этом возрасте – не в том смысле, чтобы считать нормой гуляния детей допоздна и тусовки в нехорошей компании, а вспоминать свои эмоции, ощущения, отношение, свое восприятие себя в подростковом возрасте.

Подростковый возраст считается сложным, потому что ребенок – уже не маленькое замечательное существо, которого все гладят по головке и радуются каждому его действию, ему уже надо чего-то добиваться в жизни, кем-то становиться, и в это время происходят перемены во внешности. Они учатся воспринимать себя, видеть себя в окружении этого мира, а это сложно.

Есть еще и вторая причина, по которой мы не клеим ориентировки. Любой ребенок, сбежавший из дома, как бы родители ни говорили, что он плохой, что он это сделал специально, чтобы их доводить, испытывает чувство вины. И тотальное расклеивание ориентировок по району воспринимается ребенком не как проявление родительской заботы, не как свидетельство того, что его бросились искать всем миром, а как объявление на весь белый свет: он – преступник, ловите его! Когда он видит эту ориентировку, он думает: «Меня все теперь ищут как преступника, и все теперь будут знать, какой я совершил плохой поступок».

И для него это кошмар, потому что вопрос «что подумают другие?» – один из основных в этом возрасте. Получается, что ситуация изначально была сложной – произошел конфликт. Далее ребенок хлопнул дверью, сбежал из дома – появилась вторая проблема.

А теперь, когда эту ситуацию выставили на всеобщее обозрение, всем рассказали, что он ушел из дома, а мы его ищем, на эту проблему наложилась еще третья – как ему потом выкручиваться, как выглядеть в глазах общественности, тех же педагогов, друзей, соседей, родителей. У него сразу появляется ощущение, что весь район теперь знает его в лицо, все теперь будут тыкать в него пальцем и говорить: «Смотрите, это он, мальчик, который убежал из дома и так расстроил своих родителей».

Если не у всех маленьких детей есть свой мобильный телефон, то с того момента, когда ребенок подрос и начал ходить в школу или на кружки самостоятельно, когда он начал говорить: «У всех же есть телефон, мне тоже надо», у него он появляется.

Когда вы покупаете ребенку сим-карту, всегда оформляйте ее на себя. Это нужно, в частности, на тот случай, если ребенок, не дай Бог, пропадет или убежит. Первое, что необходимо будет понять тем, кто будет его искать, – какие у него контакты в телефоне, с кем он созванивался, какой был трафик интернета, что вообще предшествовало исчезновению ребенка. Чтобы это сделать, нужно будет получить детализацию – это одно из первых действий, когда пропадает ребенок с телефоном. Поэтому сим-карта должна быть зарегистрирована на родителей, причем на того из них, у кого всегда есть возможность быстро подъехать с паспортом в салон связи и получить эту детализацию. В противном случае детализация будет получена только по решению суда.

В отношении телефона я всегда рекомендую родителям соблюдать несколько очень простых правил, которые помогают обезопасить ребенка и быстро его найти в случае необходимости. Во-первых, на всех смартфонах, независимо от того, на какой базе этот смартфон – у андроидов, у айфонов – есть возможность определять местоположение телефона. Для этого не надо никуда обращаться, это функция смартфона, ее просто надо правильно настроить, и лучше это сделать сразу, когда ребенок получил этот телефон в подарок, и больше к этому не возвращаться.

Во-вторых, есть множество программ и различных приложений на смартфоны, которые помогают отслеживать перемещения ребенка. Эту же услугу предлагают и все сотовые операторы «большой тройки». Попробуйте разные варианты и оставьте наиболее удобное для себя приложение, трекер.

Я против того, чтобы родители отнимали у детей телефоны в качестве наказания: «Ты сделал плохо, останешься без телефона».

Вы не ребенка наказываете – вы себя наказываете, лишая себя возможности связи с собственным ребенком, понимания того, где он находится, и элементарных способов контроля его передвижения.

Еще один гаджет для безопасности и понимания, где находится ребенок, – часы с GPS-трекером. Мы в нашем отряде ни разу не искали ребенка с GPS-трекером. Может быть, они и теряются, но родители их быстрее находят собственными силами. Не все часы бесперебойно и точно показывают местонахождение ребенка, надо искать и пробовать разные модели. Это действительно удобно – в частности, потому что это возможность позвонить ребенку на телефон в часах, который он обязательно услышит.

Когда убежал ребенок, мы ищем его в том числе и в Сети – находим его страницу, смотрим друзей, иногда я общаюсь с бегунками в социальной сети. И по нашему опыту поисков детей мы вывели несколько правил в отношении социальных сетей. Первое и, наверное, главное: не надо запрещать – все, что запрещено, очень хочется. Пусть у ребенка будет одна страница под его именем, о которой вы будете знать, чем десять страниц с фейковыми именами, и на поиск этих нужных нам для понимания, чем все-таки интересуется ребенок, страниц мы потратим огромное количество времени.

Второе важное: когда у ребенка есть собственная страница в социальных сетях, необходимо ее контролировать. Каждый родитель решает для себя сам, каким способом он будет осуществлять этот контроль без потери доверия. Я знаю мам, которые спрашивают у детей: «Можно я посмотрю твою страницу?» Иногда дети говорят: «Можно». Некоторые родители привязывают страницу ребенка к своей почте, через нее читают уведомления и контролируют действия в соцсети. Я не уверена, что это правильно.

В любом случае, родителям, во-первых, стоит знать хотя бы то, что у ребенка есть страница, и во-вторых, видеть список его друзей и периодически его просматривать – не обязательно с его страницы, можно со своей, – и понимать, что за люди у него в друзьях. Это важно. Вы представить себе не можете, с каким количеством ситуаций мы сталкиваемся, когда спрашиваем маму: «У него есть страница?» – «Ой, я вообще не пользуюсь соцсетями, я там ничего не знаю». – «Хорошо, давайте посмотрим список друзей вашего ребенка. Вы знаете, кто это?» – «Да, это одноклассник». – «А этот?» – «Ой, нет, не знаю». – «У него в друзьях мужчина 42 лет, это кто?» Мама: «Понятия не имею!» Этот мужчина же там оказался не вчера, не позавчера…

Поэтому, какой бы способ контроля вы для себя ни выбрали – или некорректное тихое влезание в жизнь ребенка, как у меня, или вы будете соблюдать все нормы и правила этикета и просматривать его страницу со своих страничек в социальных сетях, – в любом случае держите на контроле видео, фотографии, группы и людей, с которыми он состоит в дружбе.

Этого уже достаточно, вы будете представлять, что интересно вашему ребенку. Найдите наиболее подходящий вам способ. Все моменты общения с детьми, особенно подросткового возраста, должны быть обусловлены вопросами разумного сочетания: как проконтролировать и при этом не потерять доверие.

Универсальной схемы не существует, в каждой семье есть какие-то основы и постулаты, которые нельзя обходить, и доверие – это самый важный момент, но при этом не надо забывать, что ребенок 10-14 лет – еще совсем ребенок, и его действия на просторах социальных сетей нужно держать под контролем. Не потому что он плохой, глупый или потому что он обязательно, как только вы его выпустите в интернет, сразу сделает плохо. В силу своей неопытности и свойственной этому возрасту самонадеянности дети часто уверены в том, что они знают, как лучше, и сумеют безошибочно определить, кто плохой, а кто хороший, однако мы с вами понимаем, что это не так.

Третья рекомендация: хорошо бы, когда ребенок заводит себе свою первую страничку, чтобы вы сели с ним рядом и помогли ему завести аккаунт, показали, что такое спам и как на него реагировать, поставили вместе настройки приватности, сделали с ним так, чтобы доступ к информации на странице не имели все пользователи интернета, а только друзья, и объяснили, зачем это нужно.

Не разрешайте своим детям указывать город, домашний адрес и номер школы.

Поверьте: зная город и номер школы, я узнаю, где находится ребенок, в течение 10 минут – я просто просмотрю список его друзей, найду тех же, кто из этого города и из той же школы, посмотрю информацию у них, и у одного из этих детей я обязательно выясню, где они находятся и гуляют, по фотографиям увижу все, что мне будет необходимо, чтобы понимать, где ребенок чаще всего находится. Не должно быть также фотографий с привязкой к местности – это тоже надо отрегулировать в настройках: часто, когда ребенок размещает фотографию, она оказывается на карте местности, часто практически с точным адресом, вплоть до дома.

В случае, если ребенок ушел из дома, не стоит торопиться вскрывать его страницу – если, конечно, нет прямого доступа, который не предусматривает смену пароля. В противном случае, поменяв пароль, можно лишить беглеца средства связи. А это значит, что в критической ситуации у него минус один способ позвать на помощь и сообщить о себе. Тем более что в 90% случаев «крамольные» переписки перед побегом удаляются. А список друзей, групп и прочую аналитику можно увидеть и извне, не заходя непосредственно в аккаунт ребенка. Если убежавший ребенок выходит в сеть, с ним гораздо проще наладить контакт.

Почти всегда либо мы находим этих детей, либо полиция, либо они возвращаются сами. И самое важное, когда все вроде закончилось, – сделать так, чтобы эта ситуация не повторилась. Уход из дома не должен стать универсальным клише для решения любых проблем. Поэтому не стоит сильно ругать ребенка – он тоже пережил стресс, и он, конечно, уже не такой маленький, но еще и не настолько большой.

В то же время нельзя поддаваться на шантаж и угрозы со стороны ребенка. Нужно объяснять, как это для вас было страшно, как вам было тяжело, рассказать о тех ситуациях, в которые он мог попасть, о том, что могло случиться, но падать в ноги и кричать: «Только не уходи, мы теперь на все готовы!» (такое случается, взрослым тоже бывает трудно справиться со своими эмоциями) или делать вид, что ничего не произошло, тоже не надо. Если вы ругаете, объясните, за что, не унижайте, не пугайте его. Ребенок должен чувствовать уважение к себе со стороны родителей, и в подростковом возрасте это особенно важно.

Когда у ребенка это первый побег, в поиске принимает участие множество людей, и сотрудники полиции обязательно всегда ищут бегунков, независимо от того, это первый раз или второй. Но когда это происходит во второй раз, к этому уже начинают относиться как к норме: «А, она уже уходила».

Важно не допустить того, чтобы ребенок уход из дома и хлопок дверью сделал для себя единственно возможным способом решать любую проблему с собственными родителями.

К сожалению, после первого ухода очень большой процент бегунков начинает поступать так с завидной регулярностью. Что-то не то – хлопнул дверью и ушел, ищите меня. И когда дело дошло до такого, это уже решать гораздо труднее, потому что здесь должна быть коллективная работа педагогов, родителей ребенка и непосредственно самого ребенка. Кстати, в очень большом количестве ситуаций с подростками-бегунками во многих учебных учреждениях, с которыми я непосредственно общалась во время поисков, социальные педагоги оказывают большую поддержку и детям, и родителям. В этих ситуациях нужно решать проблему сообща. Если у ребенка проблема в школе с педагогами, значит, надо разговаривать, не только ругать ребенка, но еще и беседовать непосредственно с педагогами, постараться быть справедливыми и объективными.

Ксения Кнорре Дмитриева

В 2016 году в поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» поступила 1051 заявка на поиск пропавших детей. Из них 943 ребенка найдены живыми, 72 погибли, 45 не найдены до сих пор. 25 мая, в день, когда во всем мире вспоминают детей, которые так и не были найдены, в 14 часов «Лиза Алерт» открывает инсталляцию и фотовыставку «Мозаика» на ВДНХ, на площади за павильоном 62 — о детях, которых нельзя забывать, о тех, кого продолжают искать и кого ждут дома, не теряя надежды. Посещение инсталляции бесплатное, выставка продлится месяц.

Открывается инсталляция картой России и историями пропавших детей. Фотовыставка демонстрирует работу поискового отряда «Лиза Алерт». Также в этом году отряд совместно с программой Первого канала «Жди меня» и Агентством стратегических инициатив проводит акцию: 25 мая в восьми городах России в местах пропажи детей, которые до сих пор не найдены, выложат огромными буквами их имена, чтобы их можно было увидеть из космоса, и будет снят фильм.

Загрузка...