bookingsky.ru

Трусость - аргументы. Трусость. Мысли умных людей о трусости Трусость делает человека нравственно слабым

Отвага и боязливость – категории нравственные, связанные с духовной стороной личности. Они являются показателем человеческого достоинства, демонстрируют слабость, или напротив, силу характера, которая проявляется в сложных жизненных ситуациях. Такими перипетиями богата наша история, поэтому аргументы по направлению «Смелость и трусость» для итогового сочинения в изобилии представлены в отечественной классике. Примеры из русской литературы помогут читателю разобраться, как и где проявляет себя храбрость и вылезает наружу страх.

  1. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» одной из таких ситуаций становится война, которая ставит героев перед выбором: уступить страху и спасти собственную жизнь, или, презрев опасность, сохранить силу духа. Андрей Болконский в бою проявляет недюжинную смелость, первым кидается в бой, чтобы подбодрить солдат. Он знает, что может погибнуть в битве, но страх смерти не пугает его. Отчаянно сражается на войне и Фёдор Долохов. Чувство страха чуждо ему. Он знает, что храбрый солдат может повлиять на исход сражения, поэтому отважно кидается в бой, презирая
    трусость. А вот юный корнет Жерков уступает страху и отказывается передать приказ об отступлении. Письмо, которое так и не было им доставлено, становится причиной гибели многих солдат. Цена за проявление малодушия оказывается непомерно высокой.
  2. Смелость побеждает время и увековечивает имена. Трусость же ложится позорным пятном на страницы истории и литературы.
    В романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» примером смелости и мужества является образ Петра Гринева. Он готов ценою жизни отстаивать Белогорскую крепость под натиском Пугачева, и страх смерти чужд герою в момент опасности. Обострённое чувство справедливости и долга не позволяет ему сбежать или отказаться от присяги. Нескладный и мелкий в своих побуждениях Швабрин представлен в романе антиподом Гринева. Он переходит на сторону Пугачева, совершая предательство. Им движет страх за собственную жизнь, судьбы же других людей ничего не значат для Швабрина, готового спастись, подставив под удар другого. В историю русской литературы его образ вошел как один из архетипов трусости.
  3. Война обнажает потаенные человеческие страхи, самый древний из которых – страх смерти. В повести В. Быкова «Журавлиный крик» перед героями стоит, казалось бы, невыполнимая задача: задержать немецкие войска. Каждый из них понимает, что исполнить долг возможно только ценой собственной жизни. Каждый должен решить для себя, что для него важнее: избежать смерти или исполнить приказ. Пшеничный считает, что жизнь дороже призрачной победы, поэтому заранее готов сдаться в плен. Он решает, что сдаться немцам намного разумнее, чем напрасно рисковать жизнью. Солидарен с ним и Овсеев. Он жалеет, что не успел сбежать до прихода немецких войск, и большую часть боя сидит в окопе. В очередную атаку он делает трусливую попытку бежать, но Глечик стреляет в него, не позволяя скрыться. Сам Глечик уже не боится умереть. Ему кажется, что только теперь, в момент полного отчаяния, он почувствовал ответственность за исход боя. Страх смерти для него мал и ничтожен, по сравнению с мыслью о том, что бегством он может предать память погибших товарищей. В этом заключается подлинный героизм и бесстрашие героя, обречённого на гибель.
  4. Василий Тёркин – ещё-один герой-архетип, вошедший в историю литературы как образ смелого, веселого и бравого солдата, идущего в бой с улыбкой на устах. Но не столько напускным весельем и меткими шутками привлекает он читателя, сколько подлинным героизмом, мужественностью и стойкостью. Образ Тёркина создавался Твардовским как шуточный, однако, войну автор изображает в поэме без прикрас. На фоне военных реалий незатейливый и такой пленительный образ бойца Тёркина становится народным воплощением идеала настоящего солдата. Разумеется, герой боится смерти, мечтает о семейном уюте, но точно знает, что защита Отечества – его главный долг. Долг перед Родиной, перед погибшими товарищами и перед самим собой.
  5. В рассказе «Трус» В.М. Гаршин выводит характеристику персонажа в заглавие, тем самым как бы заранее оценивая его, намекая на дальнейший ход повествования. «Война решительно не дает мне покоя», — пишет в своих заметках герой. Он боится, что его заберут в солдаты и не хочет идти на войну. Ему кажется, что миллионы загубленных человеческих жизней невозможно оправдать великой целью. Однако, в размышлениях над собственным страхом, он приходит к выводу, что едва ли может обвинить себя в трусости. Ему претит мысль о том, что можно воспользоваться влиятельными знакомствами и уклониться от войны. Внутреннее чувство правды не позволяет ему прибегнуть к столь мелкому и недостойному средству. «От пули не убежишь», — говорит герой перед смертью, тем самым принимая её, осознавая свою сопричастность к происходящему бою. Его героизм – в добровольном отказе от трусости, в невозможности поступить иначе.
  6. «А зори здесь тихие…» Б. Васильева — книга отнюдь не о трусости. Напротив, о невероятной, сверхчеловеческой храбрости. Причем герои её доказывают, что у войны может быть и женское лицо, а смелость – не только мужской удел. Пять юных девушек ведут неравный бой с немецким отрядом, бой, из которого они едва ли выйдут живыми. Каждая из них понимает это, но ни одна не останавливается перед смертью и с покорностью идет ей навстречу, чтобы исполнить свой долг. Все они - Лиза Бричкина, Рита Осянина, Женька Комелькова, Соня Гурвич и Галя Четвертак - погибают от руки немцев. Однако в их молчаливом подвиге нет ни тени сомнения. Они точно знают, что другого выбора быть не может. Их вера непоколебима, а стойкость и мужество – примеры подлинного героизма, прямое доказательство тому, что человеческим возможностям нет предела.
  7. «Тварь я дрожащая или права имею?» — вопрошает Родион Раскольников, уверенный в том, что он скорее второе, чем первое. Однако по непостижимой жизненной иронии всё оказывается с точностью да наоборот. Трусливой оказывается душа Раскольникова, несмотря на то, что он нашёл в себе силы совершить убийство. В попытке возвыситься над массой, он теряет самого себя и переступает моральную черту. Достоевский в романе подчеркивает, что встать на ложный путь самообмана очень просто, но побороть в себе страх и понести наказание, которого так боится Раскольников, необходимо для душевного очищения героя. На помощь Родиону, живущему в постоянном страхе за содеянное, приходит Соня Мармеладова. Несмотря на всю свою внешнюю хрупкость, героиня обладает стойким характером. Она вселяет в героя уверенность и мужество, помогает ему побороть трусость, и даже готова разделить наказание Раскольникова, чтобы спасти его душу. Оба героя борются с судьбой и обстоятельствами, в этом проявляется их сила и смелость.
  8. «Судьба человека» М. Шолохова — ещё одна книга о мужестве и смелости, героем которой становится обычный солдат Андрей Соколов, судьбе которого и посвящены страницы книги. Война заставила его покинуть дом и отправиться на фронт, чтобы пройти испытания страхом и смертью. В бою Андрей честен и храбр, как и многие солдаты. Он верен долгу, за который готов заплатить даже собственной жизнью. Оглушённый боевым снарядом, Соколов видит приближающихся немцев, но не желает бежать, решив, что последние минуты нужно провести достойно. Он отказывается повиноваться захватчикам, его смелость впечатляет даже немецкого коменданта, который видит в нем достойного противника и доблестного солдата. Судьба безжалостна к герою: он теряет в войне самое дорогое – любящую жену и детей. Но, не смотря на трагедию, Соколов остается человеком, живет по законам совести, по законам храброго человечного сердца.
  9. Роман В. Аксёнова «Московская сага» посвящён истории семьи Градовых, которая всю свою жизнь отдала на служение Отечеству. Это роман-трилогия, представляющий собой описание жизни целой династии, тесно связанной родственными узами. Герои готовы пожертвовать многим ради счастья и благополучия друг друга. В отчаянных попытках спасти близких, они проявляют недюжинную смелость, зов совести и долга для них – определяющий, руководящий всеми их решениями и поступками. Каждый из героев по-своему храбр. Героически защищает родину Никита Градов. Он получает звание героя Советского Союза. Герой бескомпромиссен в своих решениях, под его руководством успешно проводятся несколько военных операций. Уходит на войну и приёмный сын Градовых – Митя. Создавая героев, погружая их в атмосферу постоянной тревоги, Аксенов показывает, что смелость — удел не только отдельно взятой личности, но и целого поколения, воспитанного на уважении семейных ценностей и нравственного долга.
  10. Подвиги – тема, вечная в литературе. Трусость и смелость, их противоборство, многочисленные победы одного над другим, и сейчас становятся предметом споров и поисков современных писателей.
    Одним из таких авторов стала известная британская писательница Джоан К. Роулинг и её знаменитый на весь мир герой – Гарри Поттер. Её серия романов о мальчике-волшебнике покорила сердца юных читателей фантастичностью сюжета и, конечно, храбростью сердца центрального персонажа. Каждая из книг – история борьбы добра и зла, в которой первое всегда побеждает, благодаря смелости Гарри и его друзей. Перед лицом опасности каждый из них сохраняет стойкость и веру в конечное торжество добра, которым по счастливой традиции победители вознаграждаются за смелость и мужество.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Трусость – реакция человека на страх, выраженная в неспособности или нежелании выполнить какие-либо должные действия (поступки); душевная слабость.

Александр Македонский заметил среди своих воинов человека по имени Александр, который во время сражений постоянно обращался в бегство. И он сказал ему: «Прошу тебя, либо преодолей трусость, либо измени своё имя, дабы сходство наших имён никого не вводило в заблуждение».

Неумение или нежелание справиться со страхом или какой-либо фобией становится движущей силой трусости. Храбрость – это дрессированная трусость. Когда человек в минуту опасности «думает» только ногами, игнорируя голос совести и разума, значит, перед нами трусость. Она всегда делает выбор в пользу удобного, неопасного настоящего в сравнении с непредсказуемым и неопределенным будущим.

Вместо решения проблемы трус прячется от нее. С подачи Плиния Старшего пришла к нам из Древнего Рима легенда о страусах, якобы прячущих от страха голову в песок: «Страусы представляют, что когда они засовывают голову и шею в землю, всё их тело кажется сокрытым». Любопытно, что это заблуждение и по сей день бытует в головах граждан. Страус – птица, которая активно защищается при опасности. У страуса длинные очень крепкие двупалые ноги, отлично приспособленные для бега и защиты от врагов. К земле страус наклоняется, чтобы поесть и проглотить песок и мелкие камешки. Это делают многие птицы – ведь зубов у них нет, их заменяет мускулистый желудок с твердыми стенками, вот и приходится страусу глотать камни, чтобы легче было переваривать свой обед.

Прятаться от страха решения жизненных проблем трусости помогают различные увеселительные мероприятия. За ширмой пирушек, половой распущенности или просто увлечений кино и спортом трусость избегает разрешения неприятных ситуаций, все больше и больше накапливая их. Трусость тянется к смешливым друзьям, жизнерадостным, бодрым людям, стараясь найти в них хотя бы психологическую поддержку. Она невольно осознала истину – смешное не опасно, и, защищаясь от страха, приобрела склонность к подсмеиванию и подхихикиванию.

Трусость не следует отождествлять с осторожностью, умеренностью, постепенностью или осмотрительностью. Трус, столкнувшись с неопределенностью, не желает рисковать, он раб страха. При этом он вполне осознает необоснованность своих страхов. Но когда человек, завидев агрессивно настроенную пьяную компанию, избегает с ней общения и зрительного контакта, конечно, это разумная предосторожность. Если он, впервые занимается подводной охотой, то разумно ознакомиться с правилами поведения под водой.

Когда трусость становится проявленным качеством личности, естественно, что она отвергает свои противоположности – храбрость, смелость, мужество и самоотверженность. В то же время легко трансформируется в пугливость, боязливость, робость и опасливость.

Необъяснимое явление, неопределенность и связанные с нею риски, всегда вызывают определенную боязнь у любого человека. Не боятся разве что умалишенные. Страх испытывают все. Трусы умирают много раз. Однако мужественный человек усилием воли преодолевает страх, принуждая себя на исполнение своих обязанностей и долга. У трусости атрофированы мускулы разума, подавлена страхом сила воли и молчит совесть. Когда минуты роковые настают, она только под сторонним принуждением, «из под палки» делает должное. Ф. М. Достоевский писал: «Трус тот, кто боится и бежит; а кто боится и не бежит, тот ещё не трус».

Все на свете относительно. Кто лучше недисциплинированный храбрец или дисциплинированный трус? В. Тарасов в «Принципах жизни» пишет: «Храбрый не наступает один, трус не отступает один. Один воин, не выдержав напряжения предстоящего боя, подбежал к вражеским позициям, отрубил две головы, и с ними вернулся. Но полководец распорядился к этим двум добавить и голову героя. Поскольку приказа о наступлении не было. Эти три головы в ряд — символ запрета на наступление без приказа. Храбрый не наступает один. Нельзя поддерживать дисциплину, если храбрый будет наступать без приказа. Вот сидят в окопе солдаты. С нетерпением ждут начала сражения. Храбрый поднялся и, не дожидаясь приказа, отправился в наступление. За ним другой, третий, и вся рота. Остался в окопе только трус. Он один дисциплинирован и ждет приказа. Но приказа нет, поскольку все уже и так ушли. Как оценить поведение труса? Как дисциплинированность, и наградить! Или как трусость, и наказать? Если год прошел, а он все сидит и ждет приказа? Если каждая вещь на своем месте, каждый человек там, где должен быть, и делает то, что должен делать — это порядок. Если порядок нарушается, то можно сказать, кто нарушитель и что нарушил — это беспорядок. Если порядок нарушен, но нельзя сказать, кто именно виноват и что именно он нарушил — это дезорганизация. Дезорганизация страшнее беспорядка. При ней страх и бесстрашие меняются местами. Страшно соблюдать порядок. И не страшно его нарушать. Вот что такое дезорганизация. Когда трус отступает один, он производит беспорядок. Когда храбрый наступает один, он производит дезорганизацию. Путь от дезорганизации к порядку лежит через беспорядок. Сперва превратить дезорганизацию в беспорядок. Затем наказать виновного в этом новом беспорядке. Вернуть картину мира, когда страшно нарушать порядок, и не страшно не нарушать».

Вот почему в условиях мирного времени работодатель предпочтет взять в крупную хозяйственную структуру исполнительного, дисциплинированного трусливого чиновника. Излишне самостоятельный инициативный смелый человек в чрезвычайных обстоятельствах может повести себя неординарно и рискованно для системы. Трус десять тысяч раз перестрахуется и поступит так, как выгодно системе.

«Трусу кажется, что и горы трясутся», — гласит монгольская пословица. Исповедуя принцип «Как бы чего не вышло», трусость закупоривается в скорлупе собственного эгоизма, ограждаясь от угроз и вызовов внешнего мира. Она замкнута в своем одиночестве, как Робинзон Крузо на необитаемом острове. Перепуганное Эго, опасаясь за свою сохранность, готово идти на предательство и подлость. Во все времена трусость была и будет кузницей предателей. Трусость, измена и предательство – неизменная троица порочности. В паре с трусостью многие отрицательные качества личности приобретают гипертрофированный вид: глупый становится невменяемым тупым «тормозом» с параличом ума, лживый превращается в обманщика и клеветника. Крылатой стала фраза последнего российского императора Николая II, записанная им в своем дневнике 2 марта 1917 года, в день отречения от престола: «Кругом измена, трусость и обман».

Трусость рождает жестокость. Посредством жестокости к более слабым или близким людям она умело маскируется и скрывает свою истинную сущность. Всю свою злобу и обиду трус выплескивает на жертву. Изуверские убийства, холодящие сердце своей жестокостью, зачастую, совершаются под влиянием страха. Страх перерастает в ужас, а последний в необузданную жестокость. Трусость лишает человека разума, и он становится воплощением бессердечности, жестокосердия и безразличия. Гельвеций точно подметил: «Жестокость есть всегда результат страха, слабости и трусости».

Человек может прожить жизнь и так и не узнать из-за своей трусости, на что он был способен. Стремление к безопасности, боязнь рисков, желание иметь «крышу», отказ от принятия жизненно важных решений – все это в совокупности делает потенциально смелого человека жалким трусливым львом. «Почему же ты трус? - спросила Элли, с удивлением глядя на громадного Льва. - Таким уродился. Конечно, все считают меня храбрым: ведь лев - царь зверей! Когда я реву - а я реву очень громко, вы слышали - звери и люди убегают с моей дороги. Но если бы слон или тигр напал на меня, я бы испугался, честное слово! Хорошо еще, что никто не знает, какой я трус, - сказал Лев, утирая слезы пушистым кончиком хвоста. - Мне очень стыдно, но я не могу переделать себя…»

одно из выражений малодушия; отрицательное, моральное качество, характеризуй ющее поведение человека, к-рый оказывается не в состоянии совершить поступки, соответствующие моральным требованиям (или, наоборот, воздержаться от аморальных действий), из-за неспособности преодолеть страх перед природными или общественными силами. Т. может быть проявлением расчетливого себялюбия, когда в ее основе лежат опасения навлечь на себя неблагоприятные последствия, чей-либо гнев, страх потерять имеющиеся блага или общественное положение. Она может быть и подсознательной, проявлением стихийного страха перед неведомыми явлениями, непознанными и неконтролируемыми общественными и природными законами. В обоих случаях Т., не просто индивидуальное свойство психики того или иного человека, а социальное явление. Она связана либо с эгоизмом, укоренившимся в психологии людей на протяжении многовековой истории частной собственности, либо с бессилием и подавленным положением человека, порожденными состоянием отчуждения (даже страх перед природными явлениями перерастает в Т. лишь в определенных условиях общественного бытия и соответствующего воспитания человека). Коммунистическая нравственность осуждает Т., поскольку она ведет к аморальным поступкам: к бесчестности, приспособленчеству, беспринципности, лишает человека способности быть борцом за правое дело, влечет за собой попустительство злу и несправедливости. Коммунистическое воспитание личности и масс, привлечение людей к активному участию в строительстве об-ва будущего, осознание человеком своего места в мире, своего назначения и возможностей, подчинение ему природных и общественных законов способствуют постепенному искоренению Т. из жизнедеятельности отдельных людей и об-ва в целом.

Трусость – невозможность к действиям в период реальной (или воспринимаемой как реальную) угрозы, преступная слабость или деятельность в период невозможности контроля своего страха.

Страх – это нормальная реакция организма на угрозу для функционирования и целостности организма. Он есть всегда и встречается у всех людей, с сохранной психикой и полноценным развитием.

Однако, все мы с ним боремся как в бытовых, так и экстремальных ситуациях. Мы можем бояться знакомиться с родителями нашей избранницы, подниматься в прозрачном лифте, и идти просить повышение у руководителя, а можем – бояться идти в бой, понимая реальную угрозу нашей жизни. Но, мы берём себя в руки, и не отступаем. А вот некоторые отступают, убегают. Это и называется трусостью.

Иногда не просто «сдаются», а готовы совершить всё что угодно, осознано или нет. И одно дело, когда мы поворачиваем в сторону перед кабинетом начальника. Ну что же – будем сидеть ещё на низкооплачиваемой должности. И совсем другое дело, когда ради личного спасения трусы готовы расстреливать своих пленных товарищей, топить женщин и детей, снимая с них спасательные жилеты во время кораблекрушения. Поэтому к трусости всегда негативное отношение и она оценивается как «преступная» деятельность или бездеятельность. Отсюда хорошо прослеживаются различия между страхом и трусостью.

Различие страха и трусости

Основных различий между страхом и трусостью можно выделить несколько.

  1. Страх – это реакция организма на угрозу, а трусость – это всегда поступок (причём пассивность – это тоже ведь поступок).
  2. Отсюда идёт следующее понятие, трусость всегда связана с волевой детерминацией деятельности, вернее её недостатком.
  3. С трусостью связывают глубинные личностные установки, которые формируются каждой личностью, и не которые влияют очень многие факторы. Таким образом, на упомянутое понятие влияют все отношения, которые закладывались ребёнку, его моральные догмы, способность принимать решения, чувство ответственности, в общем — развитость его личности с психологической стороны. Поэтому, одни люди предпочтут расстаться с жизнью, если на весы положена жизнь ребёнка; а другие впитывали установку, что дети – не великая ценность и спокойно предпочтут свою выгоду, в экстремальной ситуации.

Поэтому, из этих различий, отлично выводятся причины трусости.

Причины трусости

Итак, на основании вышеперечисленного, давайте подробно остановимся на причинах формирования трусости и приведём соответствующие примеры.


Как бороться с трусостью?

Давайте разделим этот пункт на две большие части: глубинная проработка себя и ситуативные принципы борьбы с «приступами трусости».

Если мы готовы на глубинную проработку проблемы, мы просматриваем все возможные моменты, которые могли привести к формированию такого способа реагирования на ситуацию:


Ситуативные принципы борьбы также направлены на выработку контроля над собой. Это и дыхательные упражнения, уменьшающие чувства напряжённости и готовности к импульсивным действиям; и экспесс-методы, позволяющие сконцентрироваться на важном мотиве; и, наконец, методы, позволяющие «создавать» себе «помощников» или находить внутренние резервы, чтобы не струсить.

(381 слово) Человек – существо многогранное. В нём редко встречаются только положительные или только отрицательные стороны. Всё больше полутона, плавные переходы из одного состояния души в другое. Некоторые черты характера проявляются лишь в экстремальных ситуациях и служат превосходными индикаторами подлинных качеств личности. Такими чертами с лёгкостью можно назвать смелость и трусость. В сложном положении человек способен как решительно взять дело в свои руки и идти напролом, так и сбежать, поджав хвост, и оставив за собой лишь знак вопроса.

Подобное противопоставление описывает Л.Н. Толстой в своём произведении «Война и мир». Здесь смелость отдельных героев вплотную граничит с героизмом. Тушин, подающий пример своим солдатам, сам стоит у орудия с полной готовностью отдать жизнь за родное Отечество, а князь Болконский поддерживает боевой дух товарищей, гордо неся знамя вперед и подавляя врага морально. С другой стороны стоят такие персонажи, как Жерков и Долохов. Первый испытывает жуткий страх при исполнении приказа Багратиона и трусит перед лицом опасности, словно мальчишка, а Долохов, убив француза, ожидает непременной похвалы, будто он совершил выдающийся подвиг. Но всё дело в том, что подобные подвиги совершали солдаты ежеминутно, и они, всей душой радеющие за Родину, не искали признания. В этом и заключалась их отвага, проявившаяся в экстремальной ситуации, когда сложнее всего было бороться со страхом за свою жизнь.

Об истинных героях в своей повести «А зори здесь тихие…» поведал и Б.Л. Васильев. Героизм старшины Васкова и его подопечных девушек действительно поражает воображение. Эти отчаянные люди шли на верную смерть и полностью осознавали свои действия, но об отступлении или спасении собственной шкуры даже не задумывались: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно - держать…». Их вели вперед патриотизм и святая вера в победу. И ради такой великой цели они без сожаления готовы отдать самое дорогое, что у них было. В ситуации, когда даже мужчины иногда покидали боевые посты, героини Васильева проявили истинную отвагу и не отступили. Их доблесть прошла проверку смертельным риском, поэтому никто не может сомневаться в ее подлинности.

В конечном итоге, настоящая смелость – черта, которая проявляется в обстоятельствах, представляющих реальную опасность для жизни. Если человек способен на подвиг, его не остановят безвестность и страх смерти. Трус же при любом раскладе увильнёт от ответственности и найдёт себе место поуютнее, где его ничто не потревожит, даже если для этого придётся предать умное, светлое, вечное и перейти на сторону врага.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Загрузка...