bookingsky.ru

Конспект по биологии экосистема 10. Как соотносятся понятия биогеоценоз и экосистема. изменение среды обитания

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про-блемного изложения, репродуктивный, объясни-тельно-иллюстративный.

Цель:

Осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные : показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные:

Воспитывать культуру поведения в природе, качества толерантной личности, прививать интерес и любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле, формировать умение видеть прекрасное.

Личностные : познавательный интерес к экологии.. Понимание не-обходимости получения знаний о многообразии биотических связей в природных со-обществах для сохранения естественных биоценозов. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе. Потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников

Познавательные : умение работать с различными источниками информации, пре-образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные : участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари-щей по классу, выступать перед аудиторией, используя мультимедийное оборудование или другие средства демонстрации

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации;анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные : связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география. Планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике и справочной литературе; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

Форма организации учебной деятельности - индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Изучение нового материала

Концепция экосистемы

Синэкология -раздел экологии, изучающий ассоциации популяций разных видов растений, животных и микроорганизмов (биоценозов), пути их формирования и их взаимодействие с окружающей средой. В отдельное научное направление синэкология выделена на Международном ботаническом конгрессе 1910 г.Термин «синэкология» предложил швейцарский ботаник К. Шретер (1902 г.).

В природе популяции разных видов объединяются в макросистемы более высокого ранга - так называемые сообщества, или биоценозы.

Биоценоз - это совокупность популяций растений, животных и микроорганизмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды. Понятие «биоценоз» было предложено в 1877 г. немецким зоологом К. Мебиусом (1825-1908 гг.), который,
изучая устричные банки*, пришел к выводу, что каждая из них
представляет собой сообщество живых существ, все члены которого находятся в тесной взаимосвязи.

Никакой биоценоз не может развиваться сам по себе, независимо от среды и вне ее. В результате в природе складываются определенные комплексы, совокупности живых
и неживых компонентов, где сложные взаимодействия их отдельных частей поддерживаются на основе взаимной неопределенности. Чтобы понять отличие синэкологического подхода к изучению живых систем от аутэкологического, приведем следующее сравнение. Так, если, скажем, изучается отношение ели сибирской (одного дерева или вида в целом) к среде или лисицы обыкновенной (одной особи или вида в целом) к среде, то эти исследования являются по сво-ему характеру аутэкологическими.

Если же изучается лес, в котором растет эта ель и живет ли-сица, то подход будет синэкологическим. В первом случае все внимание сосредоточено на отдельно взятом организме, и цель состоит в том, чтобы увидеть, как он вписывается в общую эко-логическую картину, подобно тому, как, рассматривая произведе-ние живописи, можно сконцентрировать внимание на каком-то отдельном фрагменте. Во втором случае рассматривается картина в целом (т. е., если продолжить аналогию с живописью, изучается композиция).

Пространство с более или менее однородными условиями, за-селенное тем или иным сообществом организмов (биоценозом), называется биотопом. Если определить биотоп как место существования биоценоза, то биоценоз можно рассматривать как
исторически сложившийся комплекс организмов, характерный для данного, конкретного биотопа.

Любой биоценоз образует с биотопом целостность, единство, биологическую систему еще более высокого ранга - биогеоценоз. Термин «биогеоценоз» предложил в 1940 г. В. Н. Сукачев.

По определению В. Н. Сукачева (1880-1967 гг.), биогеоценоз - «это совокупность
на известном протяжении земной поверхности однородных природных явлений (ат-мосферы, горной породы, растительности, животного мира и мира микроорганизмов,
почвы и гидрологических условий), имеющая свою, особую специфику взаимодейс твий этих слагающих ее компонентов и определенный тип обмена веществом и энергией их между собой и другими явлениями природы и представляющая собой внутренне противоречивое единство, находящееся в постоянном движении, развитии».

Термин «биогеоценоз» очень близок (хотя и не тождестве-нен) к широко распространенному за рубежом термину «экосистема», который был предложен в 1935 г. А. Тенсли. Эко-система - это любая совокупность взаимодействующих живых организмов и условий среды, функционирующая как единое це-лое за счет обмена веществом, энергией и информацией.

Существует мнение, что содержание термина «биогеоценоз» в значительно большей степени отражает структурные характери-стики изучаемой макросистемы, тогда как в понятие «экосистема» вкладывается прежде всего ее функциональная сущность.

Экосистемами являются , например, муравейник, участок леса и лес в целом, кабина космического корабля, ландшафт и даже вся биосфера. В целом биогеоценоз выступает по отношению к экосистеме, как частное к общему.

Экосистема есть основная функциональная единица живой
природы, включающая и организм, и абиотическую среду, причем
каждая часть влияет на другую и обе необходимы для поддержа-
ния жизни в том виде, в каком она существует на Земле.

Таким образом, организация является ис-точником информации. Организмы получают из неорганической среды информацию об особенностях химических элементов и соединений и об их распределении. Неорганическая среда полу-чает информацию от живых организмов о продуктах их метабо-лизма (обмена веществ). Живые существа также обмениваются между собой информацией: это могут быть сигналы об опасно-сти, наличии пищи, обращение к половому партнеру, агрессия (предупреждение сопернику) и т. д. Информационные связи в природе ограничены в пространстве и во времени. Информаци-онная ценность предмета или явления зависит не от количества заключенной в нем информации (оно бесконечно!), а от того, кто или что этой информацией пользуется.

Предположим, вы - талантливый математик и написали ин-тереснейшую научную статью по высшей математике. Попытаем-ся проанализировать, как информация зависит от того, кто этой информацией пользуется.

Естественно, что информация, заложенная в статье, для вас равна нулю, коль скоро вы сами ее написали, а значит, ничего нового из ее содержания не получите. Если вашу статью прочтет человек с образованием на уровне начальной школы, он также не получит 1щя себя никакой информации (поскольку не знаком с элементарными сведениями из высшей математики), т. е. в обоих случаях информация равна нулю, хотя ее потребители имеют разный уровень информированности об изучаемом предмете.

Некоторые исследователи пытались применить метод матема-тической теории информации для оценки организованности жи-вых систем, однако пока без особого успеха. К сожалению, как справедливо отметил академик В. А. Энгельгардт, «математичес-кие аспекты теории информации еще не находят отчетливых приложений к анализу элементарных основ жизненных явле-ний, хотя имеются основания предполагать, что благодаря уни-версальности принципов этой теории дальнейшее ее развитие откроет возможности для такого рода приложений, которые будут все расширяться и углубляться».

Из вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Все объекты и процессы во Вселенной, как и сама Вселен-ная, представляют собой тройственное единство вещества, энер-гии и информации;

В процессе взаимодействия объекты обмениваются между собой веществом, энергией и информацией. В информации нахо-дят отражение особенности организации взаимодействующих объектов;

При взаимодействии объектов и процессов специфичность обмена информацией обусловлена особенностями организации взаимодействующих объектов: более организованные объекты способны извлекать из окружения большую информацию, чем менее организованные, одновременно они сами служат источни-ком большей информации;

Поскольку каждая организация может быть охарактеризо-вана бесконечным количеством свойств, постольку бесконечно и количество информации, которое в принципе может быть из нее извлечено. Отдельные аспекты информации поддаются математи-ческой обработке, и это вселяет надежду на то, что не только вещество и энергия, но и степень организованности в конце кон-цов получит удовлетворительную количественную оценку.

Вопросы и задания

1.Что изучает синэкология?

2.Что называется биоценозом, биотопом, биогеоценозом, экосистемой?

3.Почему обмен веществом, энергией, информацией явля-ется основным принципом функционирования экоси-стемы?

YouTube : https://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

Разделы: Биология

Цель: Познакомить учащихся с биоценотическим уровнем жизни на Земле.

Задачи:

  1. Обучающая: сформировать у учащихся представление о биогеоценозе, его структуре и обязательных компонентах;
  2. Развивающая: развивать и закреплять навыки работы с книгой и другими источниками информации;
  3. Воспитательная: формирование бережного отношения к природе, понимания необходимости её охраны.

Оборудование: таблицы по общей биологии, информационные карты на каждую парту, фотоматериалы, оформленные в виде фотовыставки (представлены различные биоценозы: лес, степь, водоёмы).

При наличии мультимедийной установки можно использовать слайдовый материал.

Тип урока: изучение нового материала. Класс можно разделить на две группы, например «Теоретики» и «Практики».

Ход урока

Организационный момент:

мотивация учащихся на изучение нового материала, объяснение задач урока:

Сегодня на уроке мы продолжим изучение материала по основам экологии. Наша задача: пользуясь вашими знаниями об экологических факторах, выяснить, что такое биоценоз и биогеоценоз, в чём заключается отличие в этих понятиях, каковы их основные характеристики. Научиться оценивать качество биогеоценозов, прогнозировать их развитие. Выяснить, какие факторы могут повлиять на смену одного биогеоценоза другим, и таким образом, оказать негативное влияние на существование всей биосферы.

Изучение нового материала:

1) Актуализация знаний (10 мин.)

  1. Что называется экологическими факторами? (Условия, оказывающие влияние на существование и географическое распространение (расселение) живых существ).
  2. Посмотрите на таблицу и назовите две основных группы экологических факторов (абиотические и биотические факторы). Что обозначают эти названия? (факторы неживой и живой природы).

Экологические факторы (Таблица №1.)

3. Учитель: сейчас мы выполним небольшое тренировочное упражнение по определению экологических факторов. Я буду читать отрывок из книги Н. Сладкова «Разноцветная земля», в котором речь пойдёт о тайге (Зелёной земле), а вам надо будет так же, в два столбика выписать все знакомые экологические факторы. (учащимся раздаётся текст на парты)

Зелёная земля (Тайга)
Тайга – самый огромный на земле лес. Царство колючей хвои. Сосны, пихты, кедры и ели. Тяжелый гул зеленых вершин. Унылый скрип обомшелых стволов. Сыро, сумрачно, глухо. Пахнет прелью и таежной водой. Корни-выворотни, словно медведи, поднялись на дыбы, растопырили косматые лапы.
Ни ярких цветов, ни пёстрых бабочек. Не видно птиц, не слышно зверей. Все прячутся и таятся. Лишь осторожная тень проскользнёт в чаще. Дрогнет задетая кем-то ветка, распрямится примятая кем-то трава. И опять тишина и безлюдье.
Тропа выбита звериными лапами и копытами. Человеку трудно идти звериной тропой. Ноги то тонут во мху, то скользят на упругой хвое. Суковатые валежины цепляются за одежду, еловые лапы бьют по лицу. И чёрные дупла старых осин следят за тобой, словно чьи-то глаза.
Хорошо смотреть на зелёную тайгу с горы.
Там светлые боры-сосняки. Тут тёмные пятна ельников. Голубые извивы рек. Чёрные гари, пропахшие дымом. Жёлтые зыбуны-болота. И синие, туманные, бескрайние дали. Самый большой лес на земле. Тайга.

Пример заполнения таблицы учащимися, после прослушивания текста:

Экологические факторы Таблица №2

2) Изучение новой темы (основные понятия: биоценоз, экосистема) – 10 мин.

Учитель : Первые понятия, с которыми мы сегодня познакомимся – это биоценоз (сообщество) и биогеоценоз (экосистема).

Термин «биоценоз» впервые ввёл в науку в 1877 году К. Мебиус.

Учащимся даётся задание:

  1. Прочитать текст в учебнике на стр. 245 «Понятие о сообществе и экосистеме»;
  2. Найти определение терминов: биоценоз (сообщество), биогеоценоз (экосистема);
  3. Найти эти термины в информационной карте (см. приложение).

Фронтальная беседа по упражнению «Разноцветная земля», таблица №2:

– Как вы считаете, представленная в рассказе природная зона является сообществом живых организмов или нет? Докажите свою точку зрения.

– Тайга, о которой говорится в рассказе, это биоценоз или биогеоценоз? Докажите свою точку зрения.

– В чем разница в понятиях «биоценоз» и «биогеоценоз»?

Вывод: (записывается в тетрадь)

Биоценоз – это биосистема, представляющая собой совокупность популяций различных видов растений, животных и микроорганизмов, населяющих определённую территорию, а биогеоценоз – это биоценоз, находящийся в устойчивой связи с факторами неживой природы.

БИОЦЕНОЗ = РАСТЕНИЯ + МИКРООРГАНИЗМЫ + ЕДИНАЯ ТЕРРИТОРИЯ (БИОТОП)

БИОГЕОЦЕНОЗ = БИОЦЕНОЗ + АБИОТИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ СРЕДЫ

3) Структура биогеоценоза. Основные характеристики биогеоценоза. – 5 мин.

Схема «Структура биогеоценоза» зарисовывается в тетрадь:

Учитель: Каждый биогеоценоз характеризуется целым рядом показаний, определяющих его качество (устойчивость). Познакомьтесь с основными характеристиками биогеоценоза по таблице №3 «Основные характеристики биогеоценоза»

Основные характеристики биогеоценоза Таблица №3

Биоценоз, в котором имеется достаточно большое разнообразие видов, имеются чётко сформировавшиеся фитоценозы, достаточная биологическая продуктивность и сохраняющий эти качества достаточно продолжительное время может считаться качественным (устойчивым).

4) Основные функциональные группы организмов в сообществе. Эдификаторы – 10 мин.

Учитель: Все сообщества состоят из совокупности организмов, которые связаны между собой в основном пищевыми связями. Многообразие типов питания приводит к возникновению теснейших взаимосвязей в сообществе. Существование различных групп организмов друг без друга становится невозможным. Для того, чтобы понять, как реализуются эти связи, необходимо иметь представление о типах питания организмов. Поэтому давайте рассмотрим схему «Типы питания организмов» и сопоставим её с текстом учебника на стр. 246 «Функциональные группы организмов в сообществе».

Работа учащихся со схемой.

Учитель (продолжает рассказ) : Особое место в биоценозах занимают такие виды, которые способны влиять на условия жизни других, их называют эдификаторами, или видами-средообразователями . В еловом лесу, например, средообразователем служит ель, на верховом болоте – сфагновые мхи, в степи – травы: ковыль и типчак и т.д.

Иногда в роли средообразователей выступают животные. Например, сурки и суслики, создавая систему подземных ходов и нор, изменяют состав степной флоры, влажность почвы, рельеф. Сойки-птицы, которые питаются желудями и орехами (в том числе кедровыми). Птица прячет на зиму запасы, но забывает о своих захоронках и весной прорастают молодые кедры, дубки, ореховые кустарники. Так же можно привести множество других примеров:термиты со своими постройками, саранча, колорадский жук, бобры, перегораживающие реки и т.д.

Фронтальная беседа:

Почему куница не селится в берёзовом лесу? (Основной пищей куницы является белка. Белки селятся там, где есть орехи (шишки), например, в кедровом бору. В берёзовом лесу шишек нет, значит не будет и белки с куницей).

– На небольшом ручье, текущем из родника, в пихтовом лесу поселилось семейство бобров. Повлияет ли появление бобров на структуру биоценоза пихтового леса? Как? Что произойдёт с местностью через 3-5 лет?

– Попробуйте привести свои примеры растений или животных – эдификаторов

Вывод:

  1. Пищевые цепи являются основой любого биогеоценоза.
  2. Животные и растительные организмы могут выступать в роли эдификаторов (видообразователей).

5) Закрепление (5-7 мин.)

1. Решение проблемных задач по группам:

А) Сгорел участок хвойного леса, где эдификатором была пихта, но имелись сосна сибирская и лиственница. Причина пожара - молния. Условия: влажно, склон северный. Какой биоценоз займёт место сгоревшего через 10-15 лет? Какая порода деревьев может стать видообразующей? Ответ обоснуйте (правильный ответ – осина).

Б) Человек на склоне горы вырубил берёзовую рощу и построил горнолыжную трассу. Условия: сухо, южный склон. Какой биоценоз займёт место предыдущего через 1-2 года? Какое растение может стать видообразователем? Ответ обоснуйте (правильный ответ – злаки, подорожник)

2. Для слабых учащихся предлагается тестовое проверочное задание (см. приложение ).

Домашнее задание:

Задание: заполните таблицу .

Развитие биогеоценоза

Подведение итогов урока (1-2 мин.)

Краткие выводы о проделанной работе, перечень полученных на уроке оценок с краткими комментариями, краткая перспектива работы на следующий урок.

«Организмы в экосистеме» - Органическое вещество. Тепловые отходы. Надвидовой уровень организации биосистем. Биогеоценоз. Энергия Солнца. Тепловая энергия. Энергия СОЛНЦА. Структура экосистемы. Характеристика Экосистемы. Приток энергии в экосистему. Ответы к кроссворду. Продуценты Консументы Редуценты. Экосистемы Земли. Биогеоценоз дубравы.

«Экосистема и биогеоценоз» - Пространственно-временные границы экосистем могут выделяться достаточно произвольно. Экосистемы могут быть естественными и искусственными. Гетеротрофные организмы получают энергию при поглощении органических веществ и называются потребителями, или консументами. Организмы, которые специализируются на добывании строго определенной пищи, называются монофаги.

«Агроценоз» - Вид – доминант – вид, преобладающий в экосистеме по численности и влиянию. Искусственные (агроценозы). Растения. Выберите ОДИН правильный ответ. Антропогенные факторы. Продуценты. Смена агроценоза на природную экосистему. Задание 1. Выберите ОДИН правильный ответ. Перепел. Пути повышения продуктивности агроценоза:

«Экосистема поле» - Короткие цепи питания из-за небольшого числа видов растений и животных; Поэтому экосистема поля не может существовать без участия человека. Преобладание организмов одного или нескольких видов (пшеница в поле); Вспахивает землю, заменяя червей и других «мусорщиков»; вносит удобрения и восполняет нехватку минеральных веществ.

«Сообщество экосистема биогеоценоз» - Живые организмы в природе объединены в сообщества, приспособленные к определенным условиям существования. Глава ХV. Характеристика биогеоценоза. 1. Источник энергии. Консументы 1-го порядка? Среда обитания. На дом: § 66. Для существования любого биогеоценоза необходима энергия. Источники энергии для существования биогеоценоза?

«Структура экосистем» - I. Экосистема, биогеоценоз, определение, свойства. А. Тенсли. Структура экосистемы. Экосистема - основное понятие экологии. Растения. Животные. Создал в 1964 г. учение о лесной биогеоценологии. Вещество, энергия, информация. Структура экосистем. Сукачев Владимир Николаевич. Биоценоз. Тема:«Структура экосистем» План.

Всего в теме 9 презентаций

Урок №1.Биогеоценоз как особый уровень организации жизни. Биогеоценоз как био - и экосистема.

Цель урока: в результате овладения содержанием модуля вы должны знать биогеоценотические уровни организации живой материи; понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «экосистема» и «биосистема».

Номер учучебного

элемента

Учебный материал с указанием заданий

Интегрирующая цель: в результате работы ты должен запомнить, что биогеоценоз особый уровень организации жизни и биогеоценоз составляет био - и экосистема; сформулировать вывод о биоценозе как био - и экосистема

Внимательно прочитай цель урока

Цель: определить понятие «биогеоценоз»

1.Что означает термин «биогеоценоз»?

2.Сфомулируйте определение, что такое биогеоценоз.

Работайте индивидуально с учебником.

Выпиши определение в тетрадь.

Цель: Ознакомиться особенностями биосистем биогенетического уровня, то есть с основными структурными элементами биогеоценоза.

1.Выясните основные структурные элементы биогеоценоза.

2.Определите основные функциональные группы биоценоза.

3.Определите основные процессы происходящие в биогеоценозе.

Работа в паре.

Работайте с учебником

Цель: Выяснить какое значение имеет биогеоценотический уровень.

1.Определите главную роль и стратегию биогенетического уровня.

Выпишите в тетрадь основные моменты.

Цель: Проверить знания о биогеоценозе.

1.Закончите фразу, выбрав нужную характеристику:

Основным процессом, организующим биогеоценоз, является…..

а) разнообразие популяции и видов;

б) изменение численности популяций;

в) круговорот веществ и поток энергии;

Работайте индивидуально. Оценивается в2 балла.

Цель: Выяснить и рассказать, кто такие и.

1.Ознакомьтесь по учебнику и расскажите об учёном –ботанике и экологе и его заслуге в биологии.

2. Как объясняет об экосистеме Артур Джордж Тенсли-Английский ботаник.

Выполняет 1-ый вариант.

Выполняет 2-ой вариант.

Домашнее задание



Средства обучения: таблицы «Плоские и круглые черви», влажные препараты, диск «Открытая биология».

Ход урока.

1.Мозговой штурм по вопросам учителя:

1)к какому классу относится печёночный сосальщик?

2)какова форма тела?

4)что такое кутикула?

5)Окончательный хозяин?

6)промежуточный хозяин?

7)цикл развития печёночного сосальщика?

8)цикл развития свиного цепня? Цикл развития аскариды?

9)назовите пути заражения человека аскаридами?

10)меры профилактики?

3.Выбери правильные утверждения.

4.Найди ошибки в рассказе!

физкультминутка

5.Игра «Горячий стул»: Слова на доске: аскарида, финны, малый прудовик.

6.Заполните таблицу.

7.Слово экспертной комиссии.

8.Подведение итогов урока.

Для физкультминутки: выбрать правильные и неправильные ответы (вставать и сесть)

2.Острица______________________,человеческая аскарида_______________________

печёночный сосальщик ______________, свиной цепень_____________________

Меры борьбы: 1-не есть сырое, плохо прожаренное мясо; 2.-не пить сырую некипяченую воду; 3- не есть немытые овощи и фрукты; 4- не есть щавель, дикий лук, не жевать траву с лугов;

5- держать скот в сарае; 6- систематически мыть руки перед едой, 7-защищать продукты питания от мух, тараканов; 8- не грызть ногти.

1- наличие органов чувств; 2- способность к бескислородному дыханию;3- длинное тело;

4-наличие пищеварительной системы;5-развитие со сменой нескольких хозяев; 6- плотная кутикула; 7- раздельнополость; 8-огромная плодовитость; 9- сегментация тела.

Выбери правильные утверждения: 1)Аскарида откладывает около 200 тыс. яиц в год.

2) Аскариды и острицы отравляют организм человека.

3)Промежуточный хозяин печёночного сосальщика – свинья.

4) Финны находятся в мышцах.

5)Развитие печёночного сосальщика сложное.

6)Малый прудовик окончательный хозяин свиного цепня.

7)Печёночный сосальщик на головке имеет четыре присоски.

8)Свиньи заражаются цепнем, поедая нечистоты.

Признаки

Печёночный сосальщик

Свиной цепень

Человеческая аскарида

Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Фадеева Людмила Афанасьевна

МБОУ СШ5, г. Кстово


Цель и задачи

Цель:, сформировать знания об основных закономерностях живых систем, о взаимосвязях организмов и надорганизменных живых систем с окружающей средой, о круговороте веществ и потоке энергии в биогеоценозе как необходимом условии его существования.

Задачи: обучающие: развивать понятия «экосистема», «биогеоценоз», «биоценоз»;

развивающие: совершенствовать навыки самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

воспитательные: осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Конспект урока Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема подготовила учитель биологии МБОУ СОШ №44 им. В.Кудзоева Худиева Инга Константиновна


Актуализация знаний

-Фронтальная беседа:

1) Какие основные типы взаимодействия между живыми организмами вам известны?

2) В чем заключается положительная роль хищничества в природе?

  • Что такое биогеоценоз? Из каких компонентов он состоит?

Составление схемы «Состав биогеоценоза»:

- Биотоп (от био-жизнь и греч.топос-место), участок водоёма или суши с однотипными условиями рельефа, климата и др.абиотических факторов, занятый определенным биоценозом.

БИОТОП

Климатоп Гидротоп Эдафотоп

(климатические (гидрологические (почвенные

факторы) факторы) факторы)


Биоценоз – совокупность животных, растений, грибов и микроорганизмов, совместно населяющих участок суши или водоёма.

Биоценоз

Фитоценоз Микробиоценоз

Зооценоз


Изучение нового материала Биогеоценоз как многовидовая биосистема и экосистема.

Результаты взаимодействия организмов сводятся к ……?

- обеспечение пищей;

- изменение среды обитания;

- расселение видов в пространстве.


В результате сложности и переплетенности связей между видами

обеспечивается эффективное использование ресурсов биоценоза,

контроль за ростом численности организмов.

Таким образом поддерживается устойчивое функционирование сложных природных систем. Неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.


Характеристика экосистемы

(учащиеся работают с текстом учебника и иллюстрациями и находят ответы на вопросы:

1. Каким образом связаны между собой живые организмы в экосистеме? (через вещества и энергию).

2. Укажите составные части экосистемы, обеспечивающие круговорот веществ.

Ответ:- наличие продуцентов- организмов, способных создавать органические вещества из неорганических;

- наличие консументов- организмов- переработчиков органических веществ;

- наличие редуцентов- организмов- разрушителей, разлагающих органические вещества.


Таким образом, экосистема- очень широкое, безранговое, гибкое понятие, относящееся к системам любой разменности. От капли прудовой воды или пня со всем комплексом населяющих организмов, аквариума с растениями и животными до луга, леса, Мирового океана и биосферы.

Поддерживать круговорот в любой экосистеме можно только тогда, когда в нее входят совершенно различные организмы, различные по всему образу жизни и по той роли, которую они играют в природе.


На устойчивость экосистем влияют:

1) жизненное пространство- средняя площадь или объём, приходящийся на одну особь рассматриваемых популяций и видов;

2) богатство видового состава;

3) взаимодействие видов;

4) средообразующие свойства видов;

5) антропогенное воздействие.


Решение биологических задач

Задача 1.

В любом сообществе можно выделить доминантные виды. Что они собой представляют? Какой вид в еловом лесу относят к доминантным? Какова роль в сообществе доминантных видов? Многочисленных видов?

Задача 2.

В любой экосистеме обитают разнообразные насекомые. В состав какого звена (продуценты, консументы, редуценты) входят насекомые? Ответ поясните. Какую роль играют насекомые в экосистеме? Составьте цепь питания, одним из звеньев которой будут насекомые.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Задача 3.

Между обитателями аквариума существуют территориальные и пищевые связи. Отметьте связи между растениями и животными аквариума. Что произойдёт, если из аквариума удалить все растения? Моллюсков? Почему аквариумных рыб необходима кормить животным кормом? Объясните, почему рыбы в пруду живут без подкормки.

(Иванова Т.В. Сборник заданий по общей биологии: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/М.:Просвещение.-2002)


Домашнее задание

Изучить §17,

ответить на вопросы после параграфа

Загрузка...