bookingsky.ru

Тест "Период правления Александра I"

Здравствуйте, в наше время все чаще люди интересуются историей отечества и её популярность растет буквально на глазах. Многие сдают ЕГЭ по истории, которое усложняется с каждым годом и сегодня, хоть и кратко, речь пойдет, пожалуй, об одном из самых интересных и противоречивых моментов истории России – Внутренняя политика Александра 1, которое происходило на фоне эпохи революций в Европе и эпохи Просвещения.

Император Александр Первый

Детство и юношеский период

Свое детство будущий управленец провел под чутким надзором своей бабушки и личным воспитателем швейцарцем Лагарпом. Именно они познакомили его с работами великих французский просветителей, таких как Жан-Жак Руссо. В этот период у юноши уже установились в голове либеральные ценности, которые в дальнейшем и повлияли на его правление.

С чего все начиналось? «Дней Александровых прекрасное начало…»

Правление Александра 1 началось в 1801 году. Тогда, в ночь с 23 на 24 марта был убит группой заговорщиков в Михайловском замке отец будущего императора – Павел 1,причем с молчаливого согласия сына, за что тот потом будет испытывать угрызение совести всю оставшуюся жизнь. Не успев взойти на престол, молодой правитель начал бурную деятельность по изменению ситуации внутри страны.

Начались проводиться реформы по изменению всех аспектов русского государства вместе с мудрейшим управленцем М.М Сперанским, который оказал наибольшее влияние, и даже сам Наполеон отметил его грамотность и способности.

Тот самый М.М. Сперанский

Именно время с 1801—1806 год считалось пиком реформ, а период до Отечественной войны А.С Пушкин метко назвал «Дней Александровых прекрасное начало…»

  • Для помощи монарху был создан в 1801 г. Непременный совет. Молодой правитель попал в своеобразный «бермудский треугольник» из придворных Екатерины 2,Павла 1 и новоиспеченными людьми. Деятельность этого совета была направленна на отмену непопулярных реформ отца и обсуждение законопроектов, но затем утратил свою роль и был упразднен в 1810 году. За время его действия восстановили жалованные грамоты дворянства, разрешен ввоз зарубежной литературы и дворянам разрешили выезд заграницу.
  • В 1801—1803 г. был созван Негласный совет, в состав которого входили князь Кочубей, граф Строганов, Новосильцев и князь Чарторыйский. Именно здесь подготавливали важнейшие реформы.
  • 1802 г.– Министерская реформа, идеей которой была замена коллегий министерствами. Если в коллегиях выполняли работу группа людей, то в министерствах он был один. Были созданы такие министерства, как военное, морское, иностранных дел, внутренних дел, юстиции, финансов, коммерции и народного просвещения.
  • В стране было крепостное право, которое тормозило прогресс в России. Надо было решать крестьянский вопрос. Александр 1 не стал убирать его, хотя в 1804—1805 г. оно было полностью отменено в Прибалтике, и поэтому он издал в 1803 году указ о вольных хлебопашцах. Крестьяне могли за выкуп и согласие помещика становиться свободными «вольными хлебопашцами».
  • Также стоит упомянуть систему образования, ведь именно в этот период оно сформировалось как обязательное, но было сословным и делилось на 4 ступени. 1)Приходские церковные годичные школы для крестьян, где учили считать, читать и писать. 2)Уездные двуклассные школы для горожан и купцов. 3)Губернские четырехклассные гимназии для дворян. 4)Университеты для дворян и особо одаренных людей других сословий. Император всячески содействовал развитию образования в стране и считал, что именно на нем все должно строиться.С 1802 по 1819 год были открыты университеты в Дерпте, Вильно, Харькове, Казани и Санкт-Петербурге. В 1804 г. был издан «университетский устав», который устанавливал автономию высших учебных заведений, благодаря которому государство не вмешивалось в их дела.
  • 1810 г. -Учреждение государственного совета. Это был высший совещательный орган в Российской Империи и просуществовал до самого её конца. Здесь рассматривались важнейшие законопроекты. Император мог прислушиваться к советам, но принимал решение лишь он сам.
  • 1810 г. — Создание Военных поселений. Солдаты могли жить на определенной территории, заниматься своим хозяйством и жить с семьей.
  • Это позволило крестьянам сочетать службу в армии с обычной жизнью.

Середина и конец правления. «Аракчеевщина»

После победы в Александр резко поменял свое мировоззрение. Он боялся распространения революционных людей и поменял реформаторскую деятельность на «реакцию».

Фаворит царя А.А. Аракчеев

Отстранение Сперанского от власти и возвышение Аракчеева стали причиной реакционной деятельности. Этот период продолжался с 1812 г. и до смерти правителя в 1825 году. Характеризуется полицейской деспотией и палочной дисциплиной, жестким подавлением любых волнений. Неразрывно связан с военными поселениями, в которых установился железный порядок. Однако,не смотря на это, правительство предпринимало шаги по постепенному введению конституции

  • В 1815 г. была дарована конституция Царству Польскому. Польше разрешалось иметь свою армию и оставить их старинный государственный орган – сейм, а так же свобода печати.
  • Была разработана «Уставная грамота Российской Империи». Её введение означало бы колоссальные изменения в жизни граждан и, по сути, введение конституционной монархии. С возвышением Аракчеева этот план был отброшен и забыт. Началось укрепление самодержавия.

Вывод

Внутреннюю политику Александра 1 можно описать как противоречивый период, который делится на два этапа. Сначала это коренные преобразования и реформы, затем реакция и укрепление самодержавной власти. Но нельзя отрицать вклад этого исторического деятеля в нашу страну.

Материалы для подготовки к ЕГЭ по теме «Российская империя при Александре I (гг.)»

Пояснительный текст к блоку

Обобщающий символ эпохи - маска. Преподаватель рассказывает об особенностях характера императора Александра I, о которых, в частности, писал и - современник императора:

Недаром лик сей двуязычен,

К противочувствиям привычен,

Но одновременно ряд масок - это и отражение господствующей тенденции развитие России, как она воспринималась мыслящими современниками: от «дней Александровы: прекрасного начала» - к отказу от реформ и аракчеевщине.

Внутренняя политика. Александр I вступил на престол с реформаторскими намерения ми. При подготовке реформ он решил опираться на своих молодых друзей (Кочубей, Новосильцев, Строганов и другие), из которых был составлен Негласный комитет (1). В комитете обсуждались различные реформы государственного управления . На практике Александр осуществил лишь преобразование коллегий в министерства (2).

После начала войн с наполеоновской Францией стало не до реформ, и комитет прекратил своё существование.

После Тильзитского мира Александр I вернулся к реформаторским замыслам, но теперь на роль главного реформатора выдвинулся, разработавший по поручению императора целую программу преобразований (3). Из этой программы были осуществлены такие меры, как превращение придворных званий в почетные отличия и введение экзаменов для получения чинов (4), а также учреждение в 1810 г. Государственного совета - законосовещательного органа власти при императоре, члены которого назначались императором (5). Эти реформы вызвали сильнейшее недовольство придворных кругов и чиновничества: в начале 1812 г. император отправил Сперанского в отставку (6).

После окончания наполеоновских войн некоторое время сохранялись надежды на продолжение реформ. Император даровал конституцию Польше (7) и туманно обещал распространить вводимые в Польше «законно-свободные учреждения» на всю Россию. Однако за тем обозначился поворот к реакции. На первую роль выдвинулся, в связи с чем этот период известен как аракчеевщина (8). Наряду с усилением цензурного гнета важнейшей составляющей аракчеевщины стало создание с 1816 г. военных поселений (поселяне сочетали сельскохозяйственный труд с военной службой) (9).

Отказ Александра I от проведения реформ, а также патриотический подъем в ходе Отечественной войны и знакомство с жизнью в Европе в ходе Заграничных походов вызвали появление оппозиционного движения, известного как декабристское. Первая (около 30 человек) декабристская организация Союз спасения (1816-18декларировала своей целью ликвидацию крепостничества и введение конституции, но не имела четкого представления о способах достижения этой цели (в качестве наиболее вероятного варианта рассматривался дворцовый переворот). В гг. действовал Союз благоденствия (около 200 членов который считал своей задачей распространять в обществе передовые идеи (11).

В 1820 г. произошли волнения в Семеновском полку («Семеновская история»), вызван­ные жестокостью нового командира (12). Под влиянием этих беспорядков, а также опыта во­енных революций в Испании и Италии многие радикально настроенные члены Союза благо­денствия пришли к выводу о возможности военной революции в России. По их инициативе Союз благоденствия был распущен, а вместо него созданы Северное и Южное общества, взявшие курс на подготовку вооруженного выступления. В обществах были выработаны и конституционные проекты будущего устройства России: «Русская правда» (унитарная республика, частичное изъятие земель у помещиков в пользу освобожденных от крепостного гнета крестьян) и «Конституция» (федеративная конституцион­ная монархия, наделение освобожденных крестьян лишь приусадебным участком) (13).

Внешняя политика. До 1815 г. важнейшим направлением внешней политики были взаимоотношения с Францией, после 1815 г. - деятельность в рамках Священного союза.

Александр вступил на престол с довольно миролюбивыми намерениями, но агрессивная внешняя политика наполеоновской Франции довольно скоро вынудила Россию стать членом 2-й антифранцузской коалиции (Россия, Англия, Австрия и др.). Однако в 1805 г. русско-австрийская армия потерпела тяжелое поражение в битве при Аустерлице (14). В гг. Россия воевала против Франции в составе 3-й антифранцузской коалиции (Россия, Пруссия, Англия и др.) и вновь неудачно (15). Итогом участия в этих двух войнах стал Тильзитский мир 1807 г. (16), по которому Россия признала все завоевания Франции в Европе и бы­ла вынуждена присоединиться к разорительной для нее «континентальной блокаде» Англии (запрету на торговлю с англичанами). Отношения с Францией на время нормализовались и приобрели внешне дружественный характер.

Параллельно Россия решала вооруженным путем свои проблемы на севере и юге. По итогам затяжной русско-иранской войны () был приобретен Северный Азербай­джан (17), по итогам очередной русско-турецкой войны () - Бессарабия (18), по итогам русско-шведской войны () - Финляндия (19).

К 1812 г. отношения с Францией вновь стали обостряться из-за стремления Наполеона Бонапарта к мировому господству и нарушения Россией «континентальной блокады». Нача­лась новая русско-французская война, вошедшая в историю как Отечественная (20). Ее ито­гом стала гибель «Великой армии» Наполеона и изгнание захватчиков. В гг. русские войска вместе с союзниками (Пруссия, Австрия и пр.) вели военные действия против французов в Европе (Заграничные походы) и вступили в Париж (21). По решению Венского конгресса держав-победительниц () Россия получила центральную Польшу (22).

Еще одним решением конгресса стало создание Священного союза европейских держав для борьбы с революционным движением. Александр I считал союз своим детищем и принимал активное участие в его конгрессах, санкционировавших подавление революций в Испании и Италии в гг. (23). Однако он не был столь же решителен в желании подавить I восстание православных греков против Османской империи, так как создание самостоятельного греческого государства отвечало интересам России. Разногласия по «греческому вопросу» нанесли удар по единству Священного союза и парализовали его деятельность (24).

Важным событием второй половины царствования Александра I стало также начало Кавказской войны России против горцев Северного Кавказа (25). Эта война приобрела затяжной характер.

Хозяйство и общественные отношения. В хозяйстве России продолжают развиваться те тенденции, которые проявились в предшествующий период. Сильный удар по хозяйству нанесли события Отечественной войны, разорившие ряд западных губерний.

В общественных отношениях важнейшим становится вопрос об отмене крепостного права. В то время как в правящих верхах было немало людей, осознававших вред и опас­ность крепостнических порядков, дворянство в целом было настроено категорически против, поэтому власть проявляла крайнюю осторожность в этом вопросе. В 1803 г. в рамках реформ Негласного комитета был издан указ о «вольных хлебопашцах» (26), по которому помещики получили право отпускать крестьян на волю, предоставляя им землю за выкуп. Вышедшие на волю крестьяне образовывали новое сословие вольных хлебопашцев, однако помещики очень неохотно пользовались этим своим новым правом. В гг. получили свободу крестьяне прибалтийских губерний (27). Разрабатывались проекты освобождения крестьян и в России, но они остались нереализованными.

Культура и быт. В начале XIX в. Негласным комитетом были проведены реформы в сфере народного просвещения: создано Министерство народного просвещения, Россия поде­лена на 6 учебных округов во главе с университетами (28). В период аракчеевщины в сфере образования усилилось влияние религии, в университетах введены курсы богословия (29).

Важными достижениями отечественной науки стали первая русская кругосветная экс­педиция и (30), открытие Антарктиды экспедицией и (31), выход первого тома «Истории государства Российского» (32).

В русской архитектуре в данный период господствует классицизм (Воронихин, Захаров, Росси, Монферран и другие) (33). Напротив, в литературе, живописи, театре на смену клас­сицизму и сентиментализму приходит романтизм (34).

ТРЕНИНГ

1. Работа с хронологией

Заполните таблицу.

№ п/п

Событие

Дата

«Семеновская история»

Союз благоденствия

Союз спасения

Бородинская битва (точная дата)

Венский конгресс, создание Священного союза

Вторжение Наполеона в Россию, начало Отечественной войны (месяц)

Дарование конституции Польше

Дворцовый переворот и убийство Павла I

Деятельность Северного и Южного обществ

Заграничные походы русской армии

Изгнание Наполеона из России (месяц)

Начало создания военных поселений

Образование Негласного комитета

Окончательное включение Восточной Грузии в состав России

Пребывание французов в Москве (месяцы)

Русско-персидская война

Русско-турецкая война

Русско-шведская война

Смерть Александра I

Смоленское сражение (месяц)

Совет в Филях (точная дата)

Создание Государственного совета

Создание министерств

Сражение под Аустерлицем

Сражения под Прейсиш-Эйлау и Фридландом

Тилъзитский мир

Указ о вольных хлебопашцах

Определите последовательность важнейших событий внутриполитической истории (вы­делены жирным шрифтом):

____→____→____→____→____→____→____→____→___→___→___→___→____

Определите последовательность важнейших событий внешнеполитической и военной истории (выделены курсивом):

____→____→____→____→____→____→____→____→___→___→___→___

2. Работа с персоналиями

Заполните таблицу. (В правом столбце указано минимальное количество фактов, которые надо знать.)

Исторический деятель

Кто такой(ие)?

Что сделал? Что с ним произошло?

I

1 вариант

1. Кто был инициатором создания в России военных поселений?

А) М. Сперанский Б) А. Бенкендорф В) А. Аракчеев Г) Александр I

2. Почему Александр I отказался от введения конституции в России после войны?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала война 1812 года;

3. Указ о вольных хлебопашцах 1803 года:

А) даровал личную свободу государственным крестьянам; Б) закрепил привилегии крестьян-однодворцев; В) разрешил помещикам отпускать своих крестьян за выкуп.

4. Противостояние каких держав определяло международную обстановку в начале XIX века?

А) России и Франции; Б) Англии и России; В) Англии и России; Г) Франции и Англии.

5. Назовите дату Бородинского сражения:

6. Какие обязательства брала на себя Россия по Тильзитскому договору?

А) должна была признать за Францией все территориальные изменения в Европе;

Б) становилась союзником Франции в войне против Англии;

В) обязана была вступить в войну против Англии.

7. После какого сражения французская армия вынуждена была отступать по старой Смоленской дороге?

А) под Смоленском, Б) под Калугой, В) под Малоярославцем.

8. Определите, о ком идет речь? «Родился в семье небогатого помещика. В 1808-1810 гг. занимал пост военного министра. С 1815 года фактически руководил Государственным советом и деятельностью министерств. Отличался безупречной честностью. Исполнительный чиновник. Был беспощаден и даже бесчеловечен в своей исполнительности. И именно эти черты вызывали негативное отношение к нему окружающих.

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев.

9. Какова цель военных поселений?

А) подавить волну выступлений крестьян;

Б) снизить государственные расходы на содержание армии,

В) организация массовой подготовки резервов.

10. Какой конгресс закрепил итоги победы союзников над наполеоновской Францией?

А) Венский; Б) Парижский; В) Берлинский.

11. Кто возглавлял русскую армию до назначения на этот пост Кутузова?

А) М. Барклай де Толли; Б) П. Багратион, В) И. Мюрат.

12. Определите, о ком идет речь? «Его родовой герб украшал девиз «Верность и терпение». Пользовался репутацией честного, хладнокровного и самоотверженного офицера. Командовал русскими армиями в нескольких войнах. Накануне Отечественной войны 1812 года был военным министром, командовал первой армией. Его не любили придворные карьеристы. Многие обвиняли его в отступлении русских войск и даже твердили о его измене».

13. 23 мая 1816 года Александр I утвердил положение об эстляндских крестьянах, по которому в прибалтийских губерниях:

А) усилилось крепостное право; Б) крепостное право было уничтожено;

В) были определены повинности крестьян в зависимости от количества и качества земли.

14. Первая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) сохранение крепостного права; Б) освобождение крестьян без земли;

16. Какой строй устанавливался в России по проекту П. Пестеля?

А) конституционная монархия, Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

А) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский.

Б) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

19. Как решался вопрос крепостного права в Конституции Н. Муравьева:

Россия в царствование Александра I

2 вариант

1. Кто был инициатором введения экзамена на должность в 1810 году?

А) М. Сперанский; Б) А. Аракчеев; В) Н. Новосильцев.

2. Почему Александр I отказался от введения проекта конституции М. Сперанского?

А) Помешали крестьянские бунты, Б) помешала русско-турецкая война;

В) дворянство оказывало сопротивление реформам.

3. В 1818 г. А. А. Аракчеев подал Александру I проект отмены крепостного права, по которому он предполагал:

А) начать широкую покупку помещичьих имений с крепостными в казну,

Б) ликвидировать помещичье землевладение,

В) передачу всей земли крестьянам.

4. Найдите лишнее: На Венском конгрессе основные решения принимали:

А) Англия; Б) Герцогство Варшавское; В) Россия; Г) Пруссия; Д) Австрия.

5. Отечественная война началась:

6. Как назывался договор, по которому Россия присоединилась к континентальной блокаде Англии?

А) Эрфуртский, Б) Шенбруннский; В) Тильзитский.

7. На совете в Филях решался вопрос:

А) оставить Москву без боя или сражаться за нее до последней капли крови;

Б) кто должен возглавить русскую армию;

В) как пополнить продовольственные запасы?

8. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи сельского священника. Некоторое время работал учителем. В начале правления Александра I он оказался в числе главных действующих лиц правительства. Именно ему Александр I поручил разработать проект государственной реформы. Именно о нем Наполеон сказал «Единственно светлая голова в России»».

А) Н. Новосильцев; Б) М. Сперанский; В) А. Аракчеев

9. Назовите основные причины русско-турецкой войны 1806 – 1812 года:

А) Россия вступила в этот военный конфликт в соответствии со своими обязательствами перед Францией;

Б) желание России господствовать на Черном море;

В) территориальные притязания России и Турции.

10. В каком году Александр I подписал конституцию царства Польского?

А) 1815 г,; Б) 1818 г.; В) 1820 г.

11. Кочубей, Чарторыйский, Новосильцев, Строганов. Что объединяет эти имена?

А) это герои Отечественной войны;

Б) Все они входили в кружок «молодых друзей» великого князя Александра I;

В) Все они были единомышленниками Павла I

12. Определите, о ком идет речь? «Происходил из семьи грузинских князей. Любимец армии, был бесстрашен в бою. В Отечественную войну 1812 года командовал второй армией. Настаивал на генеральном сражении. В Бородинском сражении получил тяжелое ранение»

А) М. Кутузов; Б) М. Барклай-де-Толли; В) П. Багратион

13. В 1822 году Александр I издал указ, по которому…

А) помещикам разрешалось без всяких ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

Б) запрещалось ссылать неугодных крестьян в Сибирь;

В) запрещалось продавать дворовых людей.

14. Вторая тайная организация будущих декабристов называлась:

А) «Союз спасения», Б) «Союз Благоденствия», В) «Союз офицеров»

15. «Конституция » Н. Муравьева предполагала:

А) сохранение крепостного права;

Б) освобождение крестьян без земли;

В) сохранение помещичьего землевладения.

16. Какой строй устанавливался в России по проекту Н. Муравьева?

А) конституционная монархия,

Б) демократическая республика,

В) Самодержавная монархия.

17. Кто из декабристов был казнен после поражения восстания в 1825 году?

А) С. Трубецкой, В. Кюхельбекер, М. Лунин, И. Муравьев, И. Долгоруков.

Б) П. Пестель, К. Рылеев, С. Муравьев-Апостол, М. Бестужев-Рюмин, П. Каховский

В) С. Волконский, А. Одоевский, А. Бестужев, Ф. Глинка.

18. «Русская правда» Пестеля предполагала:

А) разделение земли на общинную и частную, равенство всех граждан перед законом,

Б) передача всей земли в государственную собственность при сохранении помещичьего землевладения,

В) передачу всей земли крестьянам.

19. Как решался вопрос крепостного права в «Русской правде» П. Пестеля:

I вариант

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение среднего профессионального образования Владимирской области «Муромский техникум радиоэлектронного приборостроения»

Контрольно-измерительные материалы

по истории

для студентов 1 курса

по теме «Эпоха АлександраI»

Подготовила:

Маркелова Ирина Степановна

преподаватель истории

г.Муром,

2012г.

Пояснительная записка к тестам «Эпоха Александра 1»

Тесты разработаны для студентов 1 курса, обучающихся по специальности «Техническое обслуживание и ремонт радиоаппаратуры», «Технология машиностроения», «Компьютерные сети», «Коммерция», «Экономика и бухгалтерский учет».

Цель теста №1:

Оценка усвоения знаний по внешней политике периода правления Александра 1, упор делается на важное историческое событие, которое повлияло на дальнейший ход исторических событий: Отечественная война 1812 года.

Цель теста №2:

Оценка усвоения знаний по внутренней политике периода правления Александра 1, упор делается на важные исторические события: создание министерств, Негласного комитета который рассмотрел вопросы деятельности «Непременного совета»,Указ о Сенате. 1803 г. – указ о «Вольных хлебопашцах». Деятельность исторических личностей: Ф.С. Лагарп, М.М. Сперанский, А.А.Аракчеев, Н.Н.Новосельцев

Цель теста №3:

Оценка усвоения знаний по общественному движению периода правления Александра 1(После Отечественной войныво1812 г. - политика крайней реакции; - насаждение военных поселений; - муштра, жестокие наказания в армии. Декабристы. 1816 – «Союз Спасения» – Муравьев, Трубецкой, Муравьев-Апостол, Якушкин, Оболенский. - за ограничение самодержавия. 1818 – «Союз Благоденствия» – те же силы. - за введение конституции. - за отмену крепостного права. 1821-1822 Программные документы: Северное Южное Трубецкой Муравьев, Оболенский Конституционная монархия, федеративное устройство, двухпалатный парламент, отмена крепостного права (2 десятины на двор) Пестель, Муравьев-Апостол, Бестужев-Рюмин. «Русская Правда» 1 палатный парламент, всеобщее избирательное право с 18 лет, правительство -«Державная Дума», отмена крепостного права с наделением 50% от всей земли).

Цель теста №4:

Оценка усвоения знаний по всему периоду правления Александра 1, проведение рубежного контроля.

Текущее тестирование

На выполнение работы отводится 30 минут. Работа состоит из 2-х частей. Часть 1 содержит 10 заданий базового уровня. К каждому заданию приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении этих заданий надо указать номер верного ответа.

Часть 2 содержит задания повышенной сложности. Задания с кратким ответом представлены в следующих формах:

поиск информации в источнике

На выполнение части 2 ориентировочно отводится 8-10 минут

Часть 1 – балл за каждый верный ответ (максимальное количество баллов – 10).

Общее количество баллов за работу – 17 баллов

1-5

6-9

10-13

14-17

2

3

4

Инструкция по выполнению работы

Рубежное тестирование

На выполнение работы отводится 40-45 минут. Работа состоит из 3-х частей и содержит 39 заданий.

Часть I содержит 15 заданий базового уровня. К каждому заданию 1-15 приведены 4 варианта ответа, из которых только один верный. При выполнении надо указать номер верного ответа. На выполнение части I отводится ориентировочно 15-20 минут.

Часть II содержит 4 задания повышенной сложности. Задания с кратким ответом представлены в следующих формах:

установление соответствия (ответ должен быть записан в таблицу)

установите последовательность событий (ответ должен быть записан в таблицу)

группировка фактов (ответ должен быть записан в таблицу)

поиск информации в источнике

На выполнение части II ориентировочно отводится 8-10 минут.

Часть III содержит одно задание высокого уровня сложности, требующего развернутого ответа. На выполнение части III ориентировочно отводится 10 минут

Количество баллов за выполнение заданий

Часть 1 – балл за каждый верный ответ (максимальное количество баллов – 15).

Часть 2 – В1 –В3 по 2 балла, В4 – 1 балл (максимальное количество баллов – 7)

Часть 3 – 2 балла за полный ответ (максимальное количество баллов – 2)

Общее количество баллов за работу – 24 балла

Таблица перевода текстовых баллов в школьные оценки

1-9

10-14

15-19

10-24

2

3

4

Внешняя политика Александра I.

А1. В каком году произошло присоединение Финляндии к России

1)1801 2) 1809 3) 1815 4)1824

А2. На Венском конгрессе решался вопрос

Устройство Европы после разгрома войск Наполеона

Присоединение России к континентальной блокаде

Вступление России в состав Третьей антифранцузской коалиции

Вступление России в состав Четвертой антифранцузской коалиции

А3. Генеральное сражение Отечественной войны 1812 года состоялось

1)под Бородино 2) под Смоленском 3) под Малоярославцем 4) под Шевардино

А4. Прочтите отрывок из воспоминаний французского военачальника де Коленкура и укажите год события, о котором идет речь

«… В Тильзите император Наполеон очень далеко пошел навстречу императору Александру. В своих словах и обещаниях он пошел горазда дальше, чем хотел идти в политике, и был раздосадован, когда встретил педантичного человека, который принял за чистую монету все то, что ему твердили и, как говорил император Наполеон, был вырублен из одного куска».

1)1803 2) 1805 3) 1807 4)1814

А5. Прочтите отрывок из донесения М.И. Кутузова Александру 1 о сражении при Бородино

«…Наполеон, видя неудачу всех своих предприятий и все его покушения на левый наш фланг уничтоженными, обратил все свое внимание на центр наш, противу коего, собрав большие силы во множестве колонн пехоты и кавалерии, атаковал Курганную батарею; битва была наикровопролитнейшая, несколько колонн неприятельских были жертвой столь дерзкого предприятия, но, невзирая на сие, умножив силы свои, овладел он батареей…»

Кто руководил этой батареей?

1) Н.Н. Раевский 2) А.А. Аракчеев 3) П.И. Багратион 4) Е.П. Ермолаев

А6. Континентальная блокада - это

1) система мероприятий по подрыву торговых отношений с Англией, проводимая Наполеоном

2) препятствия. Создаваемые США, для проникновения русских купцов на территорию Аляски

3) политика английского правительства, направленная на запрет торговли со странами континентальной Европы 4) таможенный устав, принятый в 1810 г. в России

А7. На военном совете в Филях было принято решение

1) создавать войска народного ополчения 2) издать манифест об окончании войны

3) назначить Главнокомандующим армией М. Кутузова 4) Оставить Москву и отступить на юг

А8. В.Кожина, Г.Курин, Е.Четвертаков, Д.Давыдов известны тем, что

1) спасли Кремль от взрыва при отступлении из Москвы армии Наполеона

2) они первыми записались в Петербургское ополчение под командованием М.Кутузова

3) они возглавляли партизанские отряды 4)первыми получили медали «Народное ополчение»

А9. Кто из перечисленных ниже военачальников был героем Отечественной войны 1812 г.

А)П.И. Багратион Б) Н.Н.Раевский В)Н.П. Криндер Г) И.В.Гурко Д) Д.А. Милютин Е) М.Б. Барклай –де Толли

Укажите верный ответ:

АБВ 2) ВДЕ 3) ВГД 4) АБЕ

А10. Значение победы в Отечественной войне в том, что

1) война пробудила чувства национального самосознания русского народа и вызвала патриотический подъем в стране

2) было отменено крепостное право

3) был дан мощный импульс для развития капиталистических отношений

4) было принято решение о введении в России всеобщей воинской повинности

В2. Установите соответствие между названиями мирных договоров и годами их подписания .

В3. Прочтите отрывок из книги историка Е.В. Тарле «Наполеон» и назовите сражение, которое описано в нем.

«Наполеон лично руководил сражением с начала до конца: почти все его маршалы были налицо. Поражение русских и австрийцев определилось уже в первые утренние часы, но все-таки не погибла бы русская армия так страшно, если бы русские генералы не попали в ту ловушку, которую измыслил и осуществил Наполеон: он угадал, что русские и австрийцы будут стараться отрезать его дороги к Вене и от Дуная, чтобы окружить или загнать к северу, в горы, и именно поэтому он как бы оставил без прикрытия и защиты эту часть своего расположения, отодвигая преднамеренно свой левый фланг». Ответ___________________________

В4. Какие события относятся к внешней политике России при Александре 1? Укажите два верных положения из четырех предложенных.

1) швейцарский поход Суворова 2) Семилетняя война

3) присоединение Финляндии к России 4) участие России в Венском конгрессе

Ответы:

А 1- 2;

А 2- 1

А 3 -1

А 4-3

А 5-1

А 6-1

А 7-4

А 8- 3

А 9-4

А 10-1

В 1 – ГВАБ

В 2 - 2135

В 3- Аустерлицкое

В 4- 34

Внутренняя политика Александра I

А1. Александр I царствовал в

1)1800-1812 2) 1804-1816 3) 1801 – 1825 4)1808-1868

А2. Учреждение министерств в России произошло

1)8 сентября 1802 г. 2) 12 марта 1801 г. 3) 4 апреля 1826 г. 4)1 января 1810 г.

А3. Какое событие произошло позже всех остальных?

1)создание Негласного комитета 2) создание Государственного совета

3)учреждение министерств 4)указание указа о «вольных хлебопашцах»

А4. Кто из нижеперечисленных государственных деятелей был инициатором и организатором введения военных поселений

1)Н.Н.Новосельцев 2) А.А. Аракчеев 3) Г.Г.Орлов 4) А.Х. Бенкендорф

А5. «Всесильным временщиком» в годы правления Александра I называли:

1) А.А. Аракчеева 2) А.А. Чарторыйского 3) Ф.С. Лагарпта 4) Н.С. Муравьева

А6. Помещики могли отпускать своих крепостных на волю с земельными наделами за выкуп в соответствии с

1) Жалованной грамотой дворянству 2) указом о праве мещан и крестьян покупать ненаселенные земли 3) запретом публиковать в газетах объявления о продаже крестьян без земли

А7. Высшая судебная инстанция в России

1) министерство юстиции 2) Сенат 3) Синод 4) Генеральная прокуратура

А8. Особая организация войск в Российской Империи, созданная с целью уменьшения военных расходов и предполагающая совмещение военной службы с занятием сельским хозяйством, - это:

1) военные поселения 2) внутренние войска 3) военный округ 4) дивизион

А9. В 1810 г. был обнародован манифест о создании Государственного совета, который являлся

1)Высшим судебным органом 2) законодательным органом при императоре

4) указом о «вольных хлебопашцах

А10. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1) Учреждение Государственного совета 2) Указ о «вольных хлебопашцах

3) Принятие Конституции Царства Польского

4) создание проектов конституции России Н.Н.Новосельцева «Уставная грамота Российской Империи»

В3. Прочтите отрывок из «Записок» И.Д. Якушкина и укажите царя, о котором идет речь

« По возвращении императора в 1815 году, он просил у министров на месяц отдыха; потом передал почти все управление государством графу Аракчееву. Душа его была в Европе; в России же более всего он заботился об увеличении числа войск. Царь был всякий день у развода; во всех полках начались учения, шагистика вошла в полную свою силу». Ответ___________________________

В4. Какие события относятся к попыткам решения крестьянского вопроса при Александре I? Укажите 3 верных из 6 предложенных .

1) упразднение Тайной экспедиции 2) Указ о «вольных хлебопашцах

3) указ о обязанных крестьянах 4) указ о правах крепостных крестьян выкупа на свободу в случае продажи поместья их владельца за долги 5) отмена крепостного права в Прибалтике

6) запрет публиковать объявления в газетах о продаже крепостных крестьян без земли

Ответы:

А 1- 3;

А 2- 1

А 3 -2

А 4-2

А 5-4

А 6-3

А 7-1

А 8- 3

А 9-3

А 10-3

В 2 - 2431

В 3- Александр 1

В 4- 256

Общественное движение в годы правления Александра I

А1. Какое из перечисленных тайных обществ возникло раньше других?

Союз благоденствия 2) Союз спасения 3) Южное общество 4)Северное общество

А2. Восстание на сенатской площади произошло

4 декабря 1800 г. 2) 5 декабря 1815 г. 3) 14 декабря 1825 г. 4)15 декабря 1864 г.

А3. Назовите программу Северного общества

1) «Зеленая книга» 2) «Русская правда» П. И. Пестеля

3) «Уставная грамота Славяно-русской империи» 4) «Конституция» Н. Муравьева

Участников восстания 14 декабря 1825 г. на Сенатской площади в Санкт-Петербурге

Участников боев на р. Березине в декабре 1812 г.

Приговоренных к смертной казни, замененной в декабре 1849 г. на каторжные работы, петрашевцев

А5. На роль диктатора восстания на Сенатской площади был назначен

1) С.П. Трубецкой 2) Е.П. Оболенский 3) П.И. Пестель 4) А.Н. Сутгоф

А6. В программных документах тайных обществ будущих декабристов предусматривалось:

А7. Кто из перечисленных ниже исторических деятелей был членом декабристках организаций?

А) Н.М. Муравьев Б) П.И. Пестель В) А.А. Аракчеев

Г) К.Ф.Рылеев Д) Ф.Ф. Беллинсгаузен Е) Н.Н. Раевский

1) АДЕ 2) АБД 3) БВГ 4) АБГ

А8. Особенность общественного движения в России в первой четверти 19 века

1) его активными участниками были молодые офицеры

2) активная агитация и распространение своих идей среди народа

3) отсутствие организации и программных документов

4) отсутствие информации у власти о деятельности и планах тайных обществ

А9. К предпосылкам возникновения движения декабристов не относятся

1)господство крепостного права и сохранение самодержавия

2) патриотический подъем, вызванный подъем в Отечественной войне 1812 г.

3) идеи французских просветителей 4) создание министерств

А10. Историческое значение восстания декабристов состояло в том, что они…

1) положили начало освободительному движению в России

2) добились отмены крепостного права

3) принесли присягу на верность Константину

4) нашли единственно верный способ решения назревших в России проблем

В1. Расположите в хронологической последовательности

А) возникновение Южного общества Б) восстание Черниговского полка

В) восстание на Сенатской площади Г) роспуск «Союза спасения»

В2. Установите соответствие между событиями и их датами .

СОБЫТИЯ

ДАТЫ

А) создание Союза спасения

Б) восстание декабристов

В)образование Южного общества

Г) казнь декабристов

1) 1825

2) 1821

3) 1826

4) 1816

5) 1824

В3. Прочтите отрывок из показаний капитана А.И. Майбороды и назовите общество, о котором идет речь.

«Объясните прямую или истинную цель сего известного вам общества, которое называете опаснейшим в его последствиях для всего государства и составляющим. По вашему выражению, огромное скопище. А также главные черты законов того общества и других сочинений, составляемых Юншеским, Пестелем…». Ответ___________________________

В4. Какие события относятся к восстанию декабристов? Укажите два верных положения из четырех

1) переприсяга Николаю 1 2) выстрел П.Г. Каховского в М.А. Милорадовича

3) бой за шевардинский редут 4) Морозовская стачка

Ответы:

А 1- 2;

А 2- 3

А 3 -4

А 4-1

А 5-1

А 6-2

А 7-4

А 8- 1

А 9-4

А 10 -1

В 1 – ГАВД

В 2 - 4123

В 3- Южное

В 4- 12

Итоговое тестирование по теме «Россия в годы правления

Александра I».

А1. Какое событие произошло раньше других

1)Учреждение Государственного совета 2) создание военных поселений

3) указ о запрете всех тайных организаций 4)принятие указа о «вольных хлебопашцах»

А2. Политический строй в России в XIX в. - это

1) парламентская монархия 2) конституционная монархия 3) республика 4) самодержавие

А3. Владение землей и крепостными, сословное самоуправление, освобождение от рекрутской повинности, налогов и телесных наказаний являлось привилегией

1)дворянства 2) мещанства 3) купечества 4) казачества

А4. Неофициальный совещательный орган при императоре Александре I назывался

1)Тайный совет 2) Ближняя дума 3) Тайная канцелярия 4)Негласный комитет

А5. Программный документ Южного общества, написанный П.И. Пестелем, назывался:

1) Свод законов Российской Империи 2) «Русская правда»

3) Тайная канцелярия 4) «Зеленая книга»

А6. Государственный совет - это

1) высшее законосовещательное учреждение при императоре

2) высший законодательный представительный орган власти

3) высший орган надзора и сыска 4) высшее церковное учреждение

А7. С событиями отечественной войны 1812 г. было связано понятие

1) Континентальная блокада 2) Тарутинский маневр 3) имамат 4) Тильзитский мир

А8. Какие из перечисленных событий произошли в царствование Александра 1

А) Отечественная война Б) крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

В) создание военных поселений Г) отмена крепостного гнета Д) второй и третий разделы Речи Посполитой Е) создание Царскосельского лицея

Укажите верный ответ:

1) ВГЕ 2) БГД 3) АВЕ 4) АГЕ

А9. Какие из названных событий связаны с внешнеполитической деятельностью Александра 1?

А) Венский конгресс Б) Священный союз В) оборона Севастополя Г) Полтавская битва

Д) Азовские походы Е) присоединение Финляндии к Речи Посполитой

Укажите верный ответ:

А10. Разработку проекта отмены крепостного права Александр 1 поручил

1) Н.Н. Новосельцеву 2) П.А. Строганову 3) М. И. Платову 4) А.А. Аракчееву

А11. Известными военачальниками Отечественной войны 1812 г. были

1) М.И. Кутузов, П.И. Багратион 2) А.И. Барятинский, Я. П. Бакланов

3) А.В. Суворов, Г.А. Потемкин 4) П.С. Нахимов, В.А. Корнилов

А 12. Итогом деятельности Северного и Южного общества стало(-а,-и)

1) восстание декабристов на Сенатской площади в Петербурге 2) замена коллегий министерствами

3) принятие Конституции Царства Польского 4) заграничные походы русской армии

А13. С решением восточного вопроса в годы правления Александра 1 связана война России с

1) Англией 2) Францией 3) Финляндией 4) Турцией

А 14. Правление Александра 1 в последние годы характеризовалось

1) продолжением реформаторского курса 2) отменой привилегий дворян

3) поддержкой тайных обществ со стороны правительства 4) отказом от проведения реформ

А 14. Главной причиной торможения экономического развития страны в начале 19 в. было

1) господство феодально-крепостнической системы 2) развитие внутреннего рынка

3) появление капиталистых крестьян 4) начало промышленного переворота

В1. Расположите в хронологической последовательности следующие события.

1) изгнание наполеоновских войск из России 2) учреждение Государственного совета

3) указ о «вольных хлебопашцах» 4) создание Северного и Южного обществ

В2. Установите соответствие между фамилиями исторических деятелей и разработанными ими программными документами, проектами .

Б

В3. Прочтите отрывок из документа тайного общества декабристов и укажите фамилию его автора.

«Державная дума состоит из 5 членов, народом выбранных на 5. Ежегодно один из Думы выходит и заменяется другим выбором. Председатель есть член, заседающий последний, или пятый, год. Ежегодно предлагает каждая губерния кандидата. Из числа сих кандидатов выбирает Народная веча окончательно». Ответ___________________________

В4. Какие факты препятствовали развитию экономики России в первой половине XIX в.? Укажите 2 верных положения из 4-х предложенных.


Загрузка...