bookingsky.ru

Тест в формате егэ правление петра 1. Задания в формате ЕГЭ тема "Эпоха Петра1"

Годы правления:1682- 1725

Из биографии

  • Пётр I – один из самых выдающихся государственных деятелей России.
  • Уже с детства интересовался военным делом. Создал «потешные войска» в Преображенском, где жил с матерью. Эти войска станут основой будущего Преображенского полка. Увлекался судостроением, огнестрельным делом. Много времени проводил в немецкой слободе, где жили мастера этого дела.
  • Пётр I любил свою страну, мечтал, чтобы она стала самой мощной державой, и все силы прикладывал к достижению цели. Он хотел изменить и страну, и людей, и ему во многом удалось это сделать. Россия стала одной из цивилизованных стран мира, мощным государством — империей, а он сам — императором.
  • Пётр I был противоречивой личностью. Энергия, богатство натуры, трудолюбие, активность, пытливость ума сочетались в нём с жестокостью, порой с грубостью, с праздностью. Несмотря на различные точки зрения на деятельность Петра I, нельзя не отдать ему должное как великому реформатору, преобразившему Россию.
  • В течение жизни он изучил много ремёсел, считал, что труд должен быть обязательной потребностью любого человека, независимо от положения и чина. Он мог решать важнейшие государственные дела и в то же время заниматься обычными повседневными делами. Больше таких правителей Россия не знала.
  • Пётр I обладал поистине энциклопедическим знаниями: овладел многими ремёслами и науками, был полководцем, законотворцем, дипломатом, историком, географом. Он мог легко разговаривать как с королями западных стран и их министрами, так и с простыми мастеровыми, со всеми находя общий язык. Легко говорил на немецком и голландском языках.
  • Для деятельности Петра I характерен взгляд далеко в будущее. Он стремился совершать не сиюминутные преобразования, а те, которые надолго будут способствовать расцвету России. Так многие его нововведения действовали десятилетия и более: государственные учреждения, созданные им, просуществовали весь 18 век, рекрутские наборы – до 1864 года, а Сенат, Синод, прокуратура — до 1917 года.
  • Пётр I ценил талантливых, трудолюбивых людей. Он не смотрел на различия — сословные, религиозные, национальные. Человек труда, радеющего за Россию, он превозносил и всячески поощрял таких людей.
  • Сколько талантливых деятелей страны вышло из низов при Петре I !

Исторический портрет Петра I Великого

Направления деятельности

1.Внутренняяя политика

Направления деятельности Результаты
Усиление царской власти. Дальнейшая централизация власти. Контроль царя за всеми сферами жизни.1721- царь стал называться императором, что значительно повысило его роль в стране.1722-Указ о престолонаследии: император сам назначал наследника, исходя из интересов государства.
Совершенствование системы государственного и местного управления. 1.Реформы центрального управления : вместо Боярской думы сначала создана Ближняя канцелярия, а затем в 1711 создан Правительствующий Сенат ;вместо 44 приказов- 11 (затем 14) коллегий в 1717-1721;1720- Генеральный регламент, документ, закреплявший принципы коллегиальности и определявший функции коллегий.2.Реформы местного управления : создание Ратуши в Москве и земских изб в городах в 1699-1700; административная реформа 1708-1710, по ней страна разделена на 8 губерний, во главе — губернатор.3.С 1719-трёхзвенная система местной власти: уезд-провинция- губерния.(1 провинция = 5 дистриктам,с нем. районам, так с 1719 назывались уезды, с 1727- возвращено название уездов).1714-появление фискалов — чиновников, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и лиц в финансовой и судебной деятельности.1718-учреждена Тайная канцелярия (политический сыск).1720- создан Главный магистрат, главное учреждение над магистратами других городов (это органы самоуправления в городах)
Формирование бюрократического аппарата, способного решить поставленные задачи. 1714- Указ « О единонаследии», по которому имение предавалось в наследство старшему сыну. Остальные должны служить стране.1722- Табель о рангах, позволяющий поддерживать талантливых людей из разных сословий. По нему 8 ранг давал право на потомственное дворянство.Появление коллегий, административное деление страны значительно увеличило бюрократический аппарат.
Ухудшение положения крестьян. Насильственная работа на предприятиях (приписные и посессионные крестьяне).1724- запрет крестьянам уходить на заработки без разрешения помещиков.Вводилась паспортная система.Крестьяне без паспорта не имели права удаляться далее 30 вёрст, а получить их не было возможности, так как выдавали паспорта порой за 100 км.Итогом стали многочисленные выступления народа, наиболее значительные: Астраханское восстание в 1705-1706 и восстание под предводительством К.Булавина в 1708-1709 г.
Проведение церковной реформы. 1721- создание Синода, руководящего церковью. Ликвидация патриаршества, во главе Синода — светский человек, обер-прокурор.
Укрепление обороноспособности и военной мощи страны, проведение военной реформы. 1696- создание военно-морского флота.1705- создание регулярной армии .Введение рекрутских наборов. Пожизненная служба крестьян-рекрутов.1725- сознание одновременно нерегулярной армии.Появление многих учебных заведений, готовящих офицеров армии (1701-первая артиллерийская школа в Москве, 1712- в Петербурге, 1698-первое мореходное училище в Азове. 1701- в Москве школа навигационных и математических наук, где готовили кадры для армии, и др).Для дворян служба становилась пожизненной.1716- «Устав воинский», о порядках в армии. Особенно морально – нравственных качествах солдат и офицеров.1718-1722-« Устав морской» и « Регламент адмиралтейский».1707- в Москве появился первый военный госпиталь.
Совершенствование финансовой системы. Накопление золотого запаса страны.1704- денежная реформа. Уменьшение содержания драгоценных металлов в монетах. Появились медные деньги.1711-денежная реформа, чеканка золотых, серебряных и медных монет.1718-1724-перпись населения, введение нового вида налога- подушной подати.
Дальнейшее развитие промышленности Создавались новые промышленные центры, новые отрасли(судостроение, стеклоделие, производство бумаги).1699-первый на Урале железоделательный завод Виниуса.
Создавались государственные металлургические заводы на Урале-1723-1725-казённые медеплавильные заводы.1700-начало разработок Нерчинских рудников,1716-железоделательный завод Демидовых в Тагиле.1723-1725-казённые медеплавильные заводы на УралеПоощрялось частное предпринимательство.1719- указ о передаче убыточных государственных предприятий в частные руки.
Поддержка отечественной торговли. Проводилась политика меркантилизма и протекционизма ,1703-в Санкт-Петербурге появилась первая биржа купцов.1721- торговый устав1724- первый протекционистский таможенный тариф.Строились каналы и пути сообщения, позволяющие активно вести торговлю.
Начинается формироваться государственная политика в области образования, способствующая его дальнейшему развитию. Формировалась система профессионального образования.Однако в учебные заведения, где обучались будущие офицеры, могли поступать только дети дворян.Обучение для дворян стало обязательным. Без диплома об образовании священники не могли дать право заключать брак.Усиление светских начал в образовании.1696- Указ о посылке за границу дворянских детей для учёбы.
Поддержка научных открытий, создание условий для научной деятельности в России. Подготовлено открытие Академии наук России. Однако Пётр не успел сделать этого, открыта Академия в год смерти императора – в 1725 году – Екатериной 1.1699-открытие сподвижником Петра 1 П. Брюсом навигацкой школы- там изучалась астрономия.1702- на Сухаревской башне оборудована первая в России обсерватория1700- составлена Брюсом первая в России карта звёздного неба.А с 1725 г. в Петербурге начались регулярные метеорологические наблюдения.1703- выпуск « Арифметики» Л.Магницкого, эту книгу М.Ломоносов назовёт « вратами учёности».1712-1725- А.Мартов первым в мире изобрёл и построил токарный станок.1724- первая русская подводная лодка(механик Никонов)С 1722- начался сбор материалов по истории России.
Дальнейшее открытие месторождений полезных ископаемых и их переработка 1700- создана горноразведочная служба, цель которой — поиск полезных ископаемых.1703- на Урале крестьянином Шиловым было открыто меднорудное месторождение.1714-в Петрозаводске были открыты минеральные воды мастером Рябовым.На юге России месторождение каменного угля в начале 20-хг. открыл рудознатец Григорий Капустин. Тогда же бурый уголь найден в Подмосковье.
Дальнейшее развитие культуры. Насильственное насаждение образа жизни по западному образцу.1700-переход на новое летосчисление.1708- введение гражданского, более облегчённого шрифта.1719- создание первого музея- Кунсткамеры.1702- выходит первая печатная периодическая газета « Ведомости».1702- начало массового приобщения к театру(открыт в Москве общедоступный театр)1714- открыта первая публичная библиотека.1717- появился свод правил поведения за столом и других общественных местах – « Юности честное зерцало».1718- начали организовываться ассамблеи- светские балы, встречи, приобщение дворян к европейскому образу жизни высшего света, впервые приглашались женщины.Новаторство в архитектуре: впервые Санкт-Петербург строится по плану, появились дворцово-парковые ансамбли в Петергофе.

Расцвет живописи, особенно портретной (А.Матвеев, И.Никитин)

2. Внешняя политика

Направления деятельности Результаты
Южное направление.Цель: добиться выхода к Чёрному морю, присоединить территории. 1695-первый Азовский поход , неудачный, так как не было флота.1696-второй Азовский поход . Удачный. За зиму был создан флот. Взят Азов, построена крепость Таганрог.1697-1698- Великое посольство в Европу с целью найти союзников для борьбы против Турции. Не решило задач. В состав посольства входило 250 человек, среди них Лефорт, Головин, Возницын; Пётр I под именем урядника Петра Михайлова.1699-Карловицкий конгресс, подписан мир с Турцией на два года.1700-Константинопольскиое перемирие на 30 лет.1710-1713- русско-турецкая война . Турция требует возвращения Азова.1711-Прутский поход. Русская армия окружена турками на реке Прут, около Ясс. Ясское перемирие , по которому Россия уходит из Молдавии, возвращает Азов, уничтожает Азовский флот, крепость Таганрог и другие.1724- Константинопольский договор с Турцией. Россия признала завоевания Турции в Закавказье, а Турция- завоевания России в Прикаспии.
Северное направление.Цель: добиться выхода к Балтийскому морю, присоединить территории. 1699-Северный союз (Россия, Дания, Саксония)1700-1721- Северная война со Швецией.Ноябрь 1700- поражение под Нарвой.1702-Взятие Миренбурга и Нотебурга(Шлиссельбурга)1703-взятие Ниеншанца1704-взятие Навры и Дерпта1706- Альтранштадтский мир между Швецией и Польшей, по которой Польша разрывала отношения с Россией и обязалась помогать Швеции.28 сентября 1708 — сражение у деревни Лесной, крупная победа России.27 июня 1709- Полтавская битва . Победа России.1710-взятие Риги, Выборга, Ревеля.1710- первая морская победа — Гангутский бой.

1718-1719-Аландский конгресс, по которому Швеция и Россия хотели завершить войну. Однако смерть Карла 12 и приход к власти новых лиц не позволили подписать мирный договор, хотя он был значительно мягче для шведов, чем Ништадский мир.

1720-Гренгамский бой, победа России.

1721- Ништадский мир со Швецией. По нему Россия закрепилась на Балтийском море от Выборга до Риги(это часть Карелии, Ингрия, Эстляндия — Эстония, Лифляндия- Латвия, за западные территории Россия выплатила 1.5 млн. рублей. Финляндия возвращалась в состав Швеции.

Южное направление.Цель — закрепление на берегах Каспийского моря. 1722-1723 – русско-персидская война. Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.1722- каспийский (персидский) поход Петра 1. Взят Дербент.1723- поход возобновлён, завоёваны южное и западное побережье Каспийского моря(Баку, Решт, Сальян)1723-Петербургский договор с Персией, по которому Россия закрепляет за собой завоёванные территории.
Восточное направление: стремление обеспечить торговый путь с Индией, 1716-1717- экспедиция князя А.Бековича- Черкасского в Среднюю Азию(Хивинский поход ). Неудачный, гибель князя. Завершение похода. Восточное направление не очень интересовало Петра, так как главное для него было — добиться выхода к Балтийскому и Чёрному морям.

ИТОГИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  • Продолжала укрепляться абсолютная власть царя, он стал именоваться императором.
  • Многочисленные реформы усилили аппарат государственной власти и местного самоуправления, что привело к значительному усилению всех сфер жизни общества.
  • Создана сильная армия и флот, мощное промышленно производство, что позволило добиться выхода к морю, превратиться в мировую державу, сократив отставание от стран Запада.
  • Россия стала одной из сильных цивилизованных стран мира, чему способствовали многочисленные преобразования и реформы в социальной, культурной сфере.
  • Удачная политика на западе и юге: Россия получила выход к Балтийскому морю, завоевала территории около него, завоевала и присоединила западные и южные территории Каспийского моря.
  • Значительно повысился международный авторитет России, которая стала именоваться империей.

Однако были и негативные результаты деятельности.

  • Значительно усилилось закабаление крестьян, ухудшилось их положение. Итогом чего стали многочисленные народные выступления.
  • Реформы проводились часто насильственно, без учёта традиций, веками сложившихся в стране.
  • Неудачная политика на юге и востоке: не был открыт выход к Чёрному морю и путь в Индию для торговли.

Хронология жизни и деятельности Петра I

1682-1696 Совместное правление Петра I и Ивана V.
1682-1889 Регентство Софьи
1701 Построена в Москве Сухарева башня
1695, март-октябрь Первый Азовский поход Петра I, неудачный.
1696, май-июль Второй Азовский поход Петра I.Взят Азов.
1697-1698 Великое посольство в Европу.
1697-1699 Экспедиция В.Атласова на Камчатку.
1 января 1700 Начло нового летосчисления.
1700 Константиновский мир с Турцией.
1700-1725 Северная война со Швецией .
СОБЫТИЯ СЕВЕРНОЙ ВОЙНЫ:
1700, ноябрь Поражение под Нарвой
1702 Взят Нотебург
1703 Взята крепость Ниеншанц
1708 Битва у Лесной , победа России
1709 Полтавская битва
1714 Победа русского флота при мысе Гангут
1720 Победа русского флота у острова Гренгам.
1701 В Москве открыта школа «математицких и навигацких» наук.
1702-1704 Начало создания Балтийского флота
1703 Выход первого номера газеты « Ведомости»
1703 Основание Санкт-Петербурга
1705 Введение рекрутской повинности , то есть начало создания регулярной армии.
1705-1706 Восстание стрельцов в Астрахани
1707 Учреждение 8 губерний
1707-1708 Восстание казаков на Дону под предводительством К.Булавина.
1710 Перепись населения.
1710-1713 Русско-турецкая война
1711 Учреждение Правительствующего Сената
1711 Прутский поход Петра
1711 Денежная реформа. Чеканка золотых, серебряных и медных монет.
1713 Петербург — столица России.
1714 Указ о единонаследии , уравнивание поместий с вотчинами.
1714 Устав воинский
1716-1718 Хивинский неудачный поход А.Бековича- Черкасского.
1718-1721 Создание коллегий (вместо приказов).
1718 Начало налоговой реформы, переход на подушную подать .
1719 Разделение губерний на провинции . Генеральный регламент.
1721 Ликвидация патриаршества, учреждение Синода.
1721 Ништадский мир со Швецией(Россия + Лифляндия, Ингерманландия, Эстландия, часть Карелии с Выборгом, часть Южной Финляндии)
1722 Табель о рангах.
1722 Указ о престолонаследии.
1722 Учреждение купеческих гильдий и ремесленных цехов.
1722-1723 Русско-персидская война . Персия признала право России на западное и южное побережье Каспийского моря.
1724 Указ об учреждении Академии наук(открыта в 1725, после смерти Петра 1).
  • Пётр I был высокого роста- 2м, всегда выделялся в толпе.
  • Царь за свою жизнь освоил много ремёсел. Он научился навигации, кораблестроению, изготовлению часов, брал уроки рисования и гравёрного дела, учился изготавливать бумагу, был каменщиком, плотником, садовником, посещал анатомический театр, где изучал основы анатомии и практиковался в хирургии. Одному делу так и не смог научиться Пётр I- плетению лаптей. Он говорил: « Нет ремесла мудрёнее лапотного».
  • В результате военных побед Пётр 1 стал императором Всероссийским, князем Курляндским, Эстляндским, Карельским. В военной карьере от тоже достиг больших успехов- от сержанта до капитана, полковника и адмирала флота.
  • Пётр I отличался прилежностью в обучении, усидчивостью, хотя в детстве и отрочестве мог играть сутки, причём без еды- так увлекался игрой.
  • Здоровье у царя было прямо богатырское. Кроме того, несколько раз ему приходилось избегать смерти от рук заговорщиков.
  • Пётр I очень любил кататься на коньках. Раньше коньки накрепко привязывали к обуви шнурками. Привычные нам коньки – прикреплённые полозьями к подошве- он изобрёл сам, находясь в Голландии и увлёкшись там катанием на коньках.
  • Многие сподвижники Петра I, например, его правая рука Меншиков, были полуграмотными людьми.
  • Пётр I издал множество указов за свою жизнь. Были среди них и необычные. Например, указ о том, каким должен быть подчинённый, гласил: «Подчинённый перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим начальника не смущать». Кто знает, может с этого указа пошло желание начальников видеть в своём окружении людей, значительно ниже их по уровню образования и умений?)))
  • А чего только стоит медаль « За пьянство», выпускаемая по указу Петра I! Она весила 7 кг., и носящий её волей-неволей задумывался: а не стоит ли перестать пить. Так что в каждую эпоху были свои методы борьбы с пьянством!)
  • Пётр I всеми силами стремился повысить уровень образованности в стране. Так по его указу священникам было запрещено благословлять на брак дворян, не имеющих образования.(Помните Митрофанушку из комедии Д.Фонвизина « Недоросль», слова героя: « Не хочу учиться, а хочу жениться»!- это отголосок петровских преобразований!)

При Петре I впервые

  • 1698- первый орден Андрея Первозванного. Им награждались за воинские заслуги и гражданскую службу. Первым орден получил в 1699 генерал-адмирал Ф.Головин.
  • В 1702 году в Москве на Красной площади немецкая театральная труппа дала первые общедоступные спектакли. Для этого был специально построен театр.
  • Первая газета — « Ведомости» , она стала выходить в 1702 г.
  • Именно при Петре I Россия становится морской державой. Первая морская победа одержана в устье Невы против шведов в 1703., в честь чего была выпущена медаль, на которой было написано: « Небываемое- бывает!»
  • Первый учебник математики Магницкого выпущен в 1703
  • Первая в России обсерватория на Сухаревской башне в 1702г,
  • В 1707- в Москве открыт первый военный госпиталь.
  • В 1708 выпущена первая книга, написанная облегчённым гражданским шрифтом, это была геометрия.
  • Первая публичная библиотека открыта в 1714г.
  • Знаменитая Кунсткамера — это первый музей в России, начал музей действовать с 1719г.
  • С 1 января 1700г – переход на новое летоисчисление.
  • Впервые вместо приказов стали действовать коллегии.
  • Во главе церкви впервые поставлен светский человек — во главе Синода в 1721 стоял обер-прокурор.
  • Впервые появились губернии и провинции.

Таким образом, при Петре I Великом было очень много нововведений, чего раньше не было в стране. Поистине император был ПЕРВЫМ!Не случайно в 1721 году Сенат присваивает Петру I титулы «Отца Отечества», «Великого» и Императора Всероссийского.

На сайте poznaemvmeste.ru можно найти материал по личностям, которые жили в этот период, были сподвижниками императора (см. раздел «Личности» )

На данном сайте есть материал о сподвижнике Петра 1- который можно использовать в историческом сочинении.

При описании в историческом сочинении начального периода деятельности Петра 1 можно использовать материал о его сподвижнике- первом генералиссимусе

Москва. Памятник « В ознаменование 300-летия российского флота», Зураб Церетели, 1997
Высота 98 м. Самый высокий в России и один из самых высоких в мире.

Этьен Фальконе
Памятник Петру 1 в Петербурге, Сенатская площадь.
Медный всадник. 1768-1770

Задания по «трудному» вопросу «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований» в формате ЕГЭ.

1.Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности в таблицу.

1) Северная война

2) учреждение Академии наук

3) указ о единонаследии

Ответ:

2. Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ ГОДЫ

Б) учреждение губерний 2) 1697-1698

В учреждение коллегий 3) 1722

Г) основание С-Петербурга 4) 1708-1710

5) 1718-1721

6) 1721 г.

3.Ниже приведён список терминов . Все они , за исключением одного , относятся к реформам Петра I.

1) подушная подать; 2) Сенат ; 3) коллегии;4) рекрут; 5) мировые судьи; 6) Синод; .

Найдите и запишите порядковый номер термина , относящегося к другому историческому периоду .

Ответ:

4.Запишите термин , о котором идёт речь .

Политика активного вмешательство государства в хозяйственную жизнь, основанное на преобладании вывоза товаров над ввозом

Ответ : ___________________________.

5.Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) ФАКТЫ

А) совершенствование аппарата управления 1) высокие ввозные пошлины

Б) реформы в области культуры

В) проведение политики 2) провозглашение Петра I императором

Протекционизма

Г) усиление власти царя 3) Правительствующий Сенат

4) первая печатная газета «Ведомости»

5) «потешные полки»

6) Великое посольство

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г

Ответ:

6. Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.

ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ

В 27 день (июля 1714 года) по утру господин наш адмирал со всем при нем бывшим флотом с полуночи пошёл и того же утра приближался к неприятелю и указ дал пробиваться сквозь оного, не огребая кругом, что с помощью Божиею и учинено. И так безвредно, что только одна скампавея (весельное судно.) стала на мель, которую неприятель взял, а прочие все суда, как и люди, без вреда прошли, хотя со всего флота шведского стреляли по нашим жестоко, от которой стрельбы у одного капитана только ногу отбили. Когда господин адмирал в то место прибыл, то, учредя флот к бою, послал генерала адьютанта Ягужинского к командующиму той шведскую эксвадрою Эреншельду, чтобы оный сдался. На что оный сказал, что того учинить не может. Тогда, видя их упорство, господин адмирал дал сигнал авангардии нашей оного атоковать. Которая атака началась в третьем часу пополудни и продолжалась даже до пятого часа.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную веру и Церковь…

А о Петре ведайте. Что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего»

1) Данный речь была произнесена перед битвой.

2) Описание морского сражения в ходе Северной войны

3) Данная битва состоялась в 1709году

4) Современником подписания данной битвы был А.В. Суворов

5) Этим сражением командовал Ф.М Апраксин

6) После этого сражения война закончилась

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Фрагмент А Фрагмент Б

Ответ:

7. Что из перечисленного относится к причинам реформ Петра I. Выберите три ответа и запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

1) Усиливающееся отставание России от стран Запада

2) отсутствие реформ в правление Софьи

3) стремление боярской аристократии к переменам

4) устаревшая и громоздкая система управления страной

5) начавшаяся Северная война

6) наличие четкой программы реформ разработанных Боярской Думой

Ответ:

8.Заполните пропуски в данных предложениях , используя приведённый ниже список пропущенных элементов : для каждого предложения , обозначенного буквой и содержащего пропуск , выберите номер нужного элемента

А) ______________ была основана в 1687г

Б) Любимцем царя из «птенцов гнезда Петрова» был_____________________

В) Первая общероссийская газета называлась _____________________

Пропущенные элементы :

1) «Куранты»

2) Б.П. Шереметев

3) Славяно- греко –латинская академия

4) «Ведомости»

5) А.Д. Меншиков

6). Ассамблея

Запишитевтаблицувыбранныецифрыподсоответствующимибуквами.

Ответ:

9.Установите соответствие между событиями и участниками этих событий: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

СОБЫТИЯ УЧАСТНИКИ

А) строительство Петропавловского 1) А. Нартов

собора

Б) изобретение токарного станка 2) Д. Трезини

В) основание русской светской живописи 3) Ф.Я. Лефорт.

Г) создание Навигацкой школы 4) А.Д. Меншиков

5) Я.В. Брюс.

6) И. Н. Никитин. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

10. Прочтите отрывок из воспоминаний и укажите фамилию автора .

«Кому ж я героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дохнет дух его - и потекут воды, прикоснется горам - и воздымятся. Но мыслям человеческим предел предписан! Божества постигнуть не могут! Обыкновенно представляют Его в человеческом виде. Итак, ».

Ответ____________

11. Заполните пустые ячейки таблицы , используя представленные в приведённом

ниже списке данные : для каждой ячейки , обозначенной буквой , выберите номер нужного элемента .

Событие

Месяц, год

Участник(-и)

Первая в России обсерватория

____________ ( А )

Я.В.Брюс

Учебник «Арифметика»

____________ ( Б )

____________ ( В )

____________ ( Г )

Петр1, А.Д.Меншиков

о. Гренгам

____________ ( Д )

____________ ( Е )

Пропущенные элементы:

1) Л.Ф.Магницкий

2) 1702

3) Ф.М.Апраксин

4) 1703

5) битва у деревни Лесной

6) 1721

7) М.М.Голицын

9) «Юности честное зерцало»

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Ответ:

12. Прочтите отрывок из Указа Петра I.

«…Всем недвижимых вещей, то есть: родовых, выслуженных и купленных вотчин и поместий, также и дворов, и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом: Кто имеет сыновей и ему же аще хощет единому из оных дать недвижимое… тому в наследие и будет; другие же дети обоего пола да награждены будут движимыми имения, которыя должен отец или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воле, кроме онаго одного, который в недвижимых наследниках будет…»

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.

Запишите в таблицу цифры , под которыми они указаны.

2) .Этот указ давал возможность служебного роста

3) Этот указ ликвидировал различие между поместьями и вотчинами

4) Этот указ вызвал восстание К. Булавина

5) Этот указ запрещал дробить дворянские имения, т.к. это приводило к их разорению

6) Исполнением указа занималась Тайная канцелярия

Ответ:

13. Рассмотрите схему и выполните задания 13-16

13.Напишите название войны, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

14. Напишите имя российского монарха, в годы правления которого шла война, события которой обозначены на данной схеме.

Ответ____________

15. Напишите название города, у стен которого произошло сражение, обозначенное на схеме цифрой «1».

Ответ______________

16. Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) В ходе войны, события которой обозначены на данной схеме, проводились рекрутские наборы.

2) Мирный договор, завершивший войну, события которой изображены на данной схеме, был подписан в городе, обозначенном цифрой «2».

3) Одну из решающих побед в данной войне русская армия одержала в сражении, обозначенном цифрой «3».

4) Следствием войны, события которой изображены на данной схеме, стала утрата Россией статуса морской державы.

5) После завершения войны, события которой обозначены на данной схеме, Россия стала империей.

6) В результате этой войны Россия утратила заштрихованные на схеме территории.

Ответ_____________

17.Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ ХАРАКТЕРИСТИКИ

А ) картина «Петр I на смертном одре» 1) Автор -Феофан Прокопович

Б) «Песнь победная на преславную

победу Полтавскую». 2) И.Н.Никитин

В) «Гистория о российском матросе

Василии Кориотском…» 3 ) Андреас Шлютер

Г) Кикины палаты 4 ) проза эпохи Петра

5) Произведение о восстании

Кондратия Булавина

6) Сюжет и ллюстрирует путешествие

Афанасия Никитина

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

18. Рассмотрите изображение выполните задания 18-19

Какие суждения о скульптуре, изображённой на фотографии, являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1) Скульптура была создана в правление Александра I.

2) В настоящее время скульптура находится в г.Москве.

3) Эта скульптура называется еще Медным всадником

5) Скульптура символизирует величие и мощь царя преобразователя

19. Какое из зданий, представленных ниже, было построено в годы руководства страной того же

государственного деятеля, который изображен на скульптуре? В ответе запишите цифру, под

которой указано это здание


1) 2)

3) 4)

Ответ:

Ответы.

132

2

3451

3

5

4

меркантилизм

5

3412

6

А-25 Б-13

7

145

8

354

9

2165

10

М. Ломоносов

11

241583

12

135

13

Северная

14

Петр I

15

Нарва

16

135

17

2143

18

345

19

1

Эпоха петровских преобразований Предпосылки реформ Петра I Предпосылки реформ Петра I Осознание необходимости реформ с использованием европейского опыта Активно-волевая деятельность Петра I, ориентирование на преобразования в стране Отставание России в социально- экономическом, военном и культурном отношении от европейских стран Предшествующее развитие страны в XVIII в. Попытки реформ царей Адексея Михайловича и Фёдора Алексеевича Поездка Петра I в Европу – «Великое посольство» гг.


Сущность и особенности Петровских преобразований В основу преобразований Петра I были положены идеи: служения Отечеству как высшей ценности для монарха общего блага, «народной пользы» как цели этого служения практицизма и рационализма как основы деятельности Особенности реформ Петра I Масштабность реформ и распространение новшеств на различные сферы жизни Жесткий курс и быстрый темп реформ Зависимость внутренней политики от внешней Проходили на базе государственной системы крепостного права Бессистемность, отсутствие какого-либо плана реформ


Основные направления внешней политики Петра I 1. Европейское Борьба за выход в Европу через Балтийское море – Северная война Укрепление позиций России в Европе. Заграничные поездки Петра I. Начало династических связей с германскими государствами. 2. Азиатское. Борьба с Турцией за утверждение присутствия России на Чёрном море. Азовские походы гг. Прутский поход Петра I в гг. Персидский поход Петра I в гг.




Игра «Ассоциации» В этой игре может принимать участие как один человек, так и целый класс. Учитель называет какого-либо исторического героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с кем или с чем ассоциируется у них этот герой. В этой игре может принимать участие как один человек, так и целый класс. Учитель называет какого-либо исторического героя (или исторический термин). Например, Пётр I. Учащиеся класса должны назвать, с кем или с чем ассоциируется у них этот герой. В данном задании ученики давали свои ассоциации почти на все буквы алфавита и объясняли свой выбор. В данном задании ученики давали свои ассоциации почти на все буквы алфавита и объясняли свой выбор. Игра позволяет провести закрепление или повторение пройденного материала. Учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо их внимания. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания. Игра позволяет провести закрепление или повторение пройденного материала. Учитель может увидеть, что ребята хорошо усвоили, а какой материал прошёл мимо их внимания. Если учитель заметил такой пробел, то после игры целесообразно выяснить и прокомментировать материал, оставшийся без внимания.


Игра «Мнемотехника» 1 тур 1 тур 2 тур 2 тур 3 тур 3 тур редут гренадёр рекрут редут гренадёр рекрутСенатколлегииСинодабсолютизмассамблея Архангельск Крым АзовВоронежТаганрогГангутЛеснаяНиштадтСофья Иван V Карл XII Мазепа Екатерина I АпраксинШереметевЛефорт


Игра «Исторические пятнашки»


Игра «Исторические пятнашки» У кажите даты народных выступлений А Б В Г Д Е


Игра «Исторические пятнашки» Основание Санкт- Петербурга Областная реформа Полтавская битва Учреждение Сената Учреждение Сената Указ о единонаследии Указ о единонаследии «Устав воинский» Святейший Синод Провозглаше- ние России империей «Табель о рангах»


Игра «Сведения для энциклопедии» Мазепа – гетман Украины, предавший Петра и поддержавший Карла XII в гг. После поражения в Полтавской битве бежал вместе с Карлом XII в Турцию. В.В.Голицын – князь, фаворит правительницы Софьи, крупный государственный деятель 2-й половины XVII в. Отправлен в ссылку Петром I в 1689г. Франц Яковлевич Лефорт – швейцарец, обучал Петра военному делу, был одним из руководителей Великого посольства, переводчиком. Считался самым образованным человеком в свете Петра I. С его именем связаны названия Лефортово, Лефортовская слобода и появление гренадёрских полков в русской армии. Царевич Алексей – сын Петра I и Наталии Кирилловны Нарышкиной. Между отцом и сыном были серьёзные разногласия. Бежал из России в Австрию, где пытался искать поддержки в борьбе с отцом. Был возвращён, приговорён судом к смертной казни, умер в тюрьме при невыясненных обстоятельствах.


Часть 2 (В) В1 Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. В1 Расположите имена правителей России в хронологическом порядке их царствования. Запишите буквы, которыми обозначены их имена, в правильной последовательности в приведённую в тексте задания таблицу, а затем перенесите их в бланк. А) Фёдор Иоаннович А) Фёдор Иоаннович Б) Анна Иоанновна В) Пётр I Г) Василий III






СОБЫТИЯ СОБЫТИЯ 1) Ливонская война 2) Cмоленская война 3) восстание С.Разина 4) восстание И.Болотникова 5) Северная война ИМЕНА ИМЕНА А) Василий Шуйский Б) Иван IV В) Пётр I Г) Михаил Фёдорович Получившуюся последовательность цифр перенесите в бланк ответов (без пробелов и каких- либо символов).


Задание на группировку фактов, характерных признаков явлений В4 Задания такого типа требуют особенного внимания при поиске верного ответа, поскольку здесь нужно выбрать не одно событие или название, а целое сочетание. Для того, чтобы избежать ошибки, желательно сначала определить и отметить для себя те из указанных элементов (А-Е), которые относятся к названному явлению, и те, которые не могут к нему относиться, а затем уже устанавливать искомое сочетание. 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I? 1. Какие из названных событий происходили в царствование Петра I? А) принятие «Соборного Уложения» Б) строительство Санкт-Петербурга В) церковный раскол Г) опричнина Д) введение коллегий Е) «Нарвская конфузия» Укажите верный ответ. 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ 1) АБВ 2) АВД 3) АДЕ 4) БДЕ


2. Что из перечисленного произошло во время правления Петра I? А) издание печатной газеты «Ведомости» Б) открытие Кунсткамеры В) открытие пролива между Азией и Америкой Г) введение ассамблей Д) строительство храма Покрова-на-рву Е) открытие Пушечного двора Укажите верный ответ. А) АБЕ 2) АБГ 3) БВД 4)БДЕ


Задание с открытым кратким ответом Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите государственного деятеля, о котором идёт речь. «…Следует сказать, что получаемые от Петра почести и звания он честно оправдывал делами, в особенности ратными. Достаточно напомнить, что в Полтавской битве со шведской армией Карла ХII. 27 июня (8 июля) 1709 года он, командуя левым крылом русской армии, разгромил наголову корпус генерала Рооса. Среди соратников Петра I наибольшие заслуги в разгроме шведов во время Северной войны принадлежали светлейшему князю. Именно за успешные действия под Полтавой царь произвёл его в фельдмаршалы». Ответ: Ответ:


Часть 3 (С) С5 Ниже приведены 2 точки зрения на предпосылки преобразований Петра I в первой четверти XVIII в.: 1. Преобразования эпохи Петра I были подготовлены всем предшествующим развитием России. 2. В XVII в. не было предпосылок, необходимых для проведения столь масштабных реформ. Укажите, какая из названных точек зрения Вам предоставляется более предпочтительной. Приведите не менее 3-х фактов, положений, которые могут служить аргументами, подтверждающими избранную Вами точку зрения.


Элементы ответа задания С5 (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла) Выпускник может выбрать одно из названных суждений, но при этом должен привести подтверждающие его аргументы, например: При выборе первой точки зрения: Возможность петровских преобразований создалась в результате тех изменений, которые произошли в стране в течение XVII в.: - отмена местничества, сближение поместного и вотчинного землевладения, увеличение числа служилых людей - появление первых мануфактур, развитие внутренней и внешней торговли - тенденции перехода от монархии сословно-представительной к абсолютной - появление полков «нового строя» - обмирщение культуры - изменения в быту части верхов общества


При выборе второй точки зрения: - в XVIII в. Россия значительно отставала от уровня развития западноевропейских государств - внешнеполитические успехи России в XVIII в. были весьма скромными; выход в Балтийское и Чёрное моря был по-прежнему закрыт - мануфактурное производство было развито слабо, мануфактур было мало - культура, быт, весь жизненный уклад страны оставались традиционно патриархальными - государственный аппарат в XVII в. оставался в целом неизменным




Задание на сравнение С7 Сравните развитие России в XVII и XVIII вв. Укажите, что было общим (не менее двух общих характеристик), а что – различным(не менее трёх различий). Примечание. Запишите ответ в форме таблицы. Во второй части таблицы могут быть приведены различия как по сопоставимым (парным) признакам, так и те черты, которые были присущи только одному из сравниваемых объектов (приведённая таблица не устанавливает обязательное количество и состав общих признаков и различий, а только показывает, как лучше оформить ответ).

Реформы в области экономики.

Петр начал с создания тяжелой промышленности – металлургии, горного дела, кораблестроения. Развитие текстильной, суконной, кожевенной, полотняно-парусной и других отраслей поначалу ориентировалось лишь на нужды армии и флота.

На средства и по инициативе государства вначале XVIII в. строились новые металлургические и железоделательные заводы в Карелии, Белозерском, Липецком и других уездах.

Другое направление, куда государство направляло свои ресурсы, было строительство верфей в Петербурге, Архангельске, в Москве, Воронеже.

Особая отрасль промышленности – оружейные заводы, построенные в Москве, Петербурге.

Петр стремился привлечь в промышленность частный капитал, использовать инициативу дворян, купцов, посадских людей, удачливых, разбогатевших крестьян. Предприниматели получали от государства ссуды и льготы, освобождение от уплаты налогов и от государственных повинностей.

Петр издал указ, по которому государственные крестьяне, жившие в районах строительства новых заводов, приписывались к ним в качестве рабочей силы в счет уплаты государственных налогов и разного рода повинностей.

Другим указом Петр разрешил владельцам предприятий покупать крестьян к своим заводам, Этих посессионных крестьян можно было продавать только с заводами.

Вывод: Петру за короткое время удалось заново создать российскую промышленность. К концу его царствования в стране работало около 200 крупных предприятий. Появились новые виды производства – химическое, шелкоткацкое и др. Постепенно формировались кадры профессиональных рабочих, мастеров, управленцев. К концу петровского царствования Россия превратилась в страну с сильно развитой тяжелой, в том числе военной, промышленностью.

Развитие ремесла и торговли.

Для увеличения объема и улучшения качества ремесленного производства Петр учредил Главный магистрат.

В начале 1720-х гг. царь издал указ об организации ремесленников в цехи. Пристальное внимание уделял Петр развитию внутренней и внешней торговли. Поощрялось создание купеческих компаний, купцам предоставлялись льготы и привилегии.

Правительство поощряло развитие ярмарочной торговли.

Петр охранял интересы молодой российской промышленности и нарождавшегося купечества, проводил политику меркантилизма, обеспечивая положительный баланс внешней торговли, превышение стоимости экспорта над стоимостью импорта. Одновременно Петр стал проводить политику протекционизма – таможенными пошлинами защищалась и поддерживалась молодая российская промышленность.

Реформа армии и флота.

Изменилась система набора в армию – введена рекрутская повинность, означавшая, что крестьяне и посадские люди должны от своих общин поставлять определенное количество будущих солдат. Солдатам предстояло служить пожизненно. Русская армия становилась регулярной.

Как и на Западе, были введены гренадерские полки – полки гранатометчиков. Ликвидирована дворянская конница и образованы регулярные кавалерийские части. Их ядром стали драгунские полки.

Впервые в мире Петр ввел в военную практику легкую кавалерию и крупные кавалерийские соединения.

1716 г. – издан «Устав воинский».

Заново создавался военно-морской флот.

В Москве открылись артиллерийские и военно-инженерные школы. К началу 1720 гг. русские армия и флот были обеспечены собственными кадрами.

Реформы государственного устройства.

Вместо Боярской думы создана Ближняя канцелярия.

Верховным органом управления страной в отсутствие монарха стал созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат – высший судебный, исполнительный и частично законодательный орган.

Введены должности фискалов – контролировали администрацию, выявляли случаи взяточничества и казнокрадства.

Сенат контролировали генерал-прокурор и его помощник – обер-прокурор.

Начиная с 1711 г. вместо приказов постепенно вводились коллегии – центральные распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций.

В 1721 г. Петр учредил высший орган по управлению церковными делами – Святейший Синод. По существу, он стал Духовной коллегией. Церковь была окончательно подчинена государству.

1708-1710 гг. – страна разделена на 8, позднее – 11 губерний во главе с генерал-губернаторами и губернаторами.

Позднее губернии поделены на провинции, а те, в свою очередь – на дистрикты (округа). Во главе крупных провинций – губернаторы, во главе остальных – воеводы.

Всеми городами ведал Главный магистрат. В каждом городе появился свой магистрат, которому подчинялось городское население. Магистраты – единственные выборные органы в России.

1722 г. – принятие Табели о рангах. В системе государственной службы на первый план выходили личные достоинства и заслуги, преданность государю, выслуга лет и т.д.

1714 г. – Указ «О единонаследии» - ликвидирована разница между вотчиной и поместьем.

Комплекс учебных заданий по теме:

"Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований "

(в формате ЕГЭ 2016 года)

Выполнила

учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 32

г.о. Самара

Катанина Елена Александровна

ПЕТР I .

Часть 1

    Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и историческими фактами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Процессы (явления, события)

Факты

А) реформы местного управления

1) принятие указа о единонаследии

Б) Преобразование центрального управления

2) деятельность Великого посольства

В) Закрепление дворянской собственности на землю

3) создание Сената

Г) Приглашение на службу иностранных специалистов

4) учреждение губерний

5) подписание Ништадстского мира

    Что из перечисленного относится к политике протекционизма? Выберите три ответа и запишите цифры, под которыми они указаны.

    принятие Таможенного тарифа

    введение хозрасчета на государственных предприятиях

    субсидии для производителей, выпускающий товары и услуги на внутренний рынок

    утверждение частной собственности на землю

    добровольные экспортные ограничения.

    Заполните пустые ячейки таблицы, используя представленные в приведенном ниже списки данные: для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите номер нужного элемента.

Событие

Дата

Участники

Битва при д. Лесная

А) _________________

Меньшиков А.Д., Голицин М.М.

Б) _____________

Апраксин Ф.М.

Великое посольство

1697 – 1698 г.г.

В) ____________

Прутский поход

Г)________________

П.П. Шафиров

Пропущенные элементы:

    Персидский поход

  1. П.И. Ягужинский

    Азовский поход

    Ф.Я. Лефорт

    Расположите в хронологической последовательности исторические события.

    Учреждение Сената

    Крымские походы

    Введение Табели о рангах

    Установите соответствие между событиями и годами:

События

Даты

А) Вечный мир с речью Посполитой

Б) Азовские походы

2) 1700 – 1721гг.

В) Северная война

Г) учреждение коллегий

4) 1695,1696гг.

5) 1718 – 1721гг.

    Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к правлению Петра I. 1) протекционизм; 2) сенат; 3) ассамблея; 4) кондиции; 5) фискал; 6) рекрутские наборы.

    Запишите термин, о котором идет речь.

Центральные государственные учреждения в России, созданные Петром I

Ответ_______________.

    Установите соответствие между событиями и участниками этих событий:

События

Участники

А) Гангутское сражение

1) А.Д. Меньшиков

Б) составил «Духовный регламент» 1721

2) Ф.М. Апраксин

В) восстание в Астрахани

3) Э.И. Бирон

Г) Полтавская битва

4) Б.П. Шерементьев

5) Феофан Прокопович

    Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками.

Фрагменты источников

«Его королевское величество Свейское уступает сим за себя и своих потомков и наследников свейского престола и королевства Свейского его царскому величеству и его потомкам и наследникам Российского государства в совершенное непрекословное вечное владение и собственность в сей войне, через его царское величество оружия от короны Свейской завоеванные провинции: Лифляндию, Эстляндию, Ингерманландию и часть Карелии с дистриктом Выборгского лена.

…Против того же его царское величество обещает в 4 недели по размене ратификацией о сем мирном трактате или прежде, ежели возможно, его королевскому величеству и короне Свейской возвратить… Великое княжество Финляндское…»

«Такожде уговорили и постановили есмы, что всем городам и землям, в прошедшею войну от Короны Польской и Великаго Княжесва Литовскаго завоеванным, то есть Смоленск с городами и с уездами, которые от сего краю, от Витебскаго, от Полоцкаго и от Лютинскаго уездов к Смоленску належат, Дорогобужу, Белой, Красному с своими местами и с уездами и принадлежностями, как оныя обретаются до сего времени, по перемирному договору, быть в стороне Их Царскаго Величиства, а с другаго краю Рославлю и где суть Северские городы, Чернигову, Стародубу, Новугородску-Северскому, Почепу и иным, также и всей Малой России сея стороны Днепра городом Нежину, Переяславлю, Батурину, Полтаве, Переволочне и всем, того Малороссийскаго краю, городам и землям и местам, какими ни есть прозвищи и урочищи названные, со всеми своими уездами, селами и деревнями и в них живущими всяких чинов людьми и принадлежностями, как они по се время по перемирному договору в стороне Их Царскаго Величества обретались, так и ныне оставатися имеют в стороне Их Царскаго Величества на вечныя времена…»

Характеристики

    Данный договор был подписан в Петербурге.

    По данному договору Россия получила выход в Балтийское море

    По данному договору Россия получила выход в Черное море

    Данный договор был подписан по результатам Северной войны.

    Государства, подписавшие данный договор обязались не подписывать сепаратный мир с Османской империей

    В данном договоре гарантировалась свобода вероисповедания для православных и признание за Россией права на их защиту.

    Прочитайте отрывок и укажите название документа, откуда он взят: «Воинским чинам, которые дослужатся до обер-офицерства не из дворян, то кода кто получит вышеписаный чин, оной суть дворянин и его дети, которые родятся в обер-офицерстве, а ежели не будет в то время детей, а есть прежде и отец будет бить челом, тогда дворянство давать и тем, только одному сыну, о котором отец будет просить. Прочие же чины, как гражданские, так и придворные, которые в рангах и не из дворян, оных дети не суть дворяне». Ответ___________________.

    Прочтите отрывок из статьи И.С. Аксакова. «Страна раздвоилась: в одном стане… обособленные от земли люди, т.е. вся служилая, в сущности, правящая сила, от дворян до последнего солдата и канцеляриста отрекшаяся от преданий, от народности, но ставшая орудием цивилизации и проводником образования, а впоследствии и самосознания. Все они были к тому же обязательно бритые, в немецких кафтанах и пудре. В другом стане: купцы, посадские, крестьяне, одним словом, народ со своим древним обычаем, с льготой: носить бороду и родную одежду».

Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.

    в тексте говорится о последствиях реформ Избранной рады

    реформы, приведшие к описанным в тексте последствиям, осуществлялись в конце XVII – начале XVIIIв.

    одной из реформ, последствия которых описаны в тексте, было учреждение ассамблей

    одной из причин преобразований, последствия которых описаны в тексте, стала отмена крепостного права в России

    одной из целей преобразований, последствия которых описаны в тексте, был постепенный отход от сословной системы

    Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристикам:

Памятник культуры

Характеристики

А) «Юности честное зерцало»

Б) портрет канцлера Головкина

2) первый естественно-научный музей

В) Кунсткамера

3) свод правил хорошего тона

Г) конная статуя Петра I

Рассмотрите изображение и выполните задания 13 – 14.

    Какие суждения о данном изображении являются верными. Выберите два суждения из пяти предложенных.

    Период правления этого правителя вошел в историю как эпоха просвещенного абсолютизма.

    В годы правления этого монарха Россия стала империей.

    Правление изображенного монарха приходится на вторую половину XVIII века.

    Правление изображенного монарха вошло в историю России, как «бунташный» век.

    Какое из зданий, представленных ниже, не относится к периоду правления изображенного правителя.

Рассмотрите схему и выполните задания 15 – 18.

    Напишите имя правителя России, возглавлявшего страну в это время.

    Напишите название города, обозначенного на схеме цифрой «1».

Ответ___________________________.

    Укажите название города, обозначенного на карте цифрой «2».

Ответ___________________________.

    Какие суждения, относящиеся к событиям, обозначенным на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.

    Война продолжалась около 5 лет.

    Война продолжалась 20 лет.

    Война закончилась после сражения под городом (2).

    Военные действия велись не только на суше, но и на море.

    Одним из последствий этой войны было отвоевание выхода России к морю.

    В ходе войны Россия потеряла весь флот.

    Вов Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов:

А) План немцев по захвату СССР назывался __________ .

Б) Крупнейшее танковое сражение под Прохоровкой произошло в ходе ___________.

В) Представитель литературы, писавший свои стихи в блокадном Ленинграде____________________.

Пропущенные элементы:

    «Тайфун»

    Московская битва

    О.Ф. Бергольц

    «Барбаросса»

    Сталинградская битва

    Курская битва

    К.М. Симонов

    «Цитадель»

    А.Т. Твардовский

Часть 2

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы 20 – 22

«Столетьем безумным и мудрым» назвал XVIII век А. Н. Радищев. Жизнь огромной страны, выведенной петровскими реформами из состояния равновесия, отличалась в это время какою-то всеобщей, небывалой дотоле стремительностью. На глазах одного-двух поколений родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку. Отныне не порода, не «титлы» в первую очередь, а заслуги перед страной, реальная польза, приносимая на общественный алтарь отдельной личностью, определяли ее ценность. Люди сильные, энергичные, предприимчивые выдвигались на первые роли в государстве. Стремительно рушились старые привилегии боярства и духовенства. Стремительным было возвышение дворян, «служилых людей». Стремительно разворачивали свою деятельность промышленники, купцы и иные предприниматели. И не менее стремительно росло недовольство крепостных, чьим трудом и оплачивался этот общегосударственный энтузиазм. 1

    О каком столетии идет речь в тексте? Кто был инициатором реформ, о которых говорит автор? Привлекая знания по истории, назовите не менее трех личностей, прославившихся в это столетие.

    Используя текст из источника и знания по истории, укажите, в чем состояло внешнее величие России в этом столетии. Укажите не менее трех положений.

    Первая четверть XVI 11 в. в России была ознаменована проведением широкомасштабных преобразований. Объясните, чем была вызвана необходимость проведения Петровских преобразований (приведите

три объяснения).

    В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные, часто противоречивые, точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке:

«Преобразования Петра I в области культуры и быта сводились лишь к насильственному приобщению России к культуре запада и привели к подавлению национальной культуры, разрыву между образом жизни простого народа и дворянства».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.

Ответ запишите в следующем виде:

Аргументы в подтверждение:

Аргументы в опровержение:

25. Вам необходимо написать историческое сочинение об одном из периодов правления Петра I:

1) 1682 – 1696 гг. 2) 1700 – 1721гг. 3) 1721 – 1725гг.

    1. А4, Б3, В1, Г2

      А1, Б2, В7, Г8

      А3, Б4, В2, Г5

      Кондиции

      Коллегии

      А2, Б5, В4, Г1

      Табель о рангах

      А3, Б1, В2, Г5

      Петр Первый

      Петербург

    2. XVIII столетие; - инициатор реформ – Петр I; - прославившиеся личности этого столетия: А.Д. Меньшиков, М.В. Ломоносов А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков.

      Родилось новое общество, утвердилось новое отношение к человеку; - заслуги перед страной определяли ценность личности; - на первые роли в государстве выдвигались люди энергичные, сильные; - рушились старые привилегии боярства и духовенства; - стремительно возвышалось дворянство.

      Внешнее величие России состояло в том, что: - в конце XVIII века Россия стала великой и могущественной империей, с которой вынуждены были считаться другие страны; - её пределы расширились, в состав вошли новые народы на западе, юге, востоке; - Россия тала морской державой.

      Экономическое и военное отставание России от европейских стран нарастало, что представляло серьезную угрозу национальному суверенитету;

Служилое сословие ни по своему социально-политическому, ни по культурному развитию не соответствовало требованиям общественного развития страны;

Бунташный характер XVII в. порождал необходимость укрепления и совершенствования государственного аппарата управления и армии;

Духовный кризис общества, вызванный обмирщением сознания и усиленный расколом церкви, порождал потребность качественных преобразований в сфере культуры.

    Аргументы в подтверждение:

Быт русского дворянства в значительной степени определялся западноевропейскими обычаями, следование которых стало принимать форму низкопоклонства перед западом; - многие новации в области культуры носили принудительный характер (бритье бород, ношение париков); - преобразования привели к углублению раскола общества.

Аргументы в опровержение: - реформы Петра I способствовали созданию системы учебных заведений, ориентированных на подготовку отечественных кадров (Навигационная, Инженерная, Медицинская школы, Морская академия); - благодаря петровским преобразованиям государственную поддержку получило развитие отечественной науки (научные экспедиции, открытие кунсткамеры, основание Академии наук); - процесс освоения достижений западноевропейской культуры сопровождался появлением новых стилей и направлений в искусстве.

1 Лебедев Е.Н. Ломоносов. – М.: Молодая гвардия, 1990.- 532 с.*2

Загрузка...