bookingsky.ru

Матрена и игнатьич общее различное. Образ и характеристика рассказчика игнатича в рассказе матренин двор солженицына сочинение. Обоснование выбора темы

Игнатич – рассказчик и автобиографический персонаж в произведении А. И. Солженицына «Матренин двор», постоялец Матрены . Сама она называла его Игнатьичем. Судьба этого персонажа во многом перекликается с судьбой самого автора. После десятилетней ссылки в знойном Казахстане он был реабилитирован и вернулся в среднюю полосу России. Если год назад его и электриком бы не взяли, то теперь он пытался устроиться в любую сельскую школу учителем математики.

Чиновников это немало удивляло, так как все просились в город. Игнатич из тех людей, которые любят тишину и покой, сторонятся толпы и шума. По этой причине он согласился отправиться в глухой Торфопродукт. А там одна добрая женщина подсказала ему, что по соседству есть тихая деревушка Тальново, где он и решил остановиться. Несмотря на то, что квартирант он был завидный, ведь за учителей тогда платили сто рублей и давали машину торфа на зиму, жилье было сложно отыскать. В итоге он остановился на самой окраине в доме Матрены Васильевны – одинокой старушки с разными недугами, но добрым сердцем.

По характеру Игнатич – человек замкнутый и малообщительный. Однако с Матреной он сразу поладил, так как она была тихой и услужливой. Узнав о ее нелегкой доле, он жалел ее. Но по достоинству он оценил героизм этой женщины только после ее смерти. Он понял, что именно на таких как она держались села, города и вся наша земля. Именно рассказчику Игнатичу принадлежат слова: «Не стоит село без праведника».

«Не стоит село без праведника»

(по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»).

Цели: 1) показать тему праведничества в русской литературе

на примере рассказа Солженицына; раскрыть идейно-

художественные особенности произведения;

2) продолжить формирование умения выстраивать цепь

рассуждения, аргументировать, сравнивать

3) вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю; продолжить развитие коммуникативных способностей обучающихся, формирование эмоционально–ценностного отношения к миру и человеку.

Методы и приемы: метод исследовательских заданий: анализ художественного произведения, лингвистическая работа над диалектамами,

сравнение (работа с произведением Некрасова), аналитическая беседа.

Технология педагогической мастерской

Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год - Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд... Но кони всё скачут и скачут... А избы горят и горят.

Наум Коржавин (1960)

Ход:

    Индуктор

Чтение стихотворения Н. А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская…»

«Не стоит село без праведника». Такова тема сегод­няшнего урока, посвящённого знакомству с рассказом А.Солженицына «Матрёнин двор».

Создавая рассказ, писатель об­ращался не только к опыту Н.С. Лескова, но и к твор­честву Н.А. Некрасова. В ходе урока мы обязательно установим сходство героини А.И. Солженицына и её предшественниц.

2) Актуализация знаний.

Дома вы должны были поработать со словарями и выяснить значение слова «праведник».

В «Толковом словаре русского языка» С.Ожегова и Н.Шведовой:

«Праведник - у верующих: чело­век, который живёт праведной жизнью, не имеет гре­хов. Праведный - благочестивый, безгрешный, соот­ветствующий религиозным нормам».

«Полный православный богословский энцик­лопедический словарь» даёт такое толкование:

«Праведники - или праведные - название свя­тых, пребывавших в мире не в отшельничестве или монашестве, а в обычных условиях семейной и общественной жизни. Праведниками называются также лица чтимые как святые, но еще не канонизированные Церковью».

Академический словарь русского языка:

    Человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-либо религии.

    Тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности.

«Толковый словарь живого великорусского языка» В.И.Даля.

1.У верующих: человек, который живет праведной жизнью, не имеет грехов.

2.Человек, ни в чём не погрешающий против правил нравственности.

3) Самоконструкция

- Что общего в этих определениях?

(определения даются с точки зрения религиозной морали)

Выберите и запишите то определение, которое на ваш взгляд больше всего подходит для героини рассказа Солженицына Матрёны Васильевны.

Обменяйтесь в группах своими представлениями и ощущениями и подготовьте от группы первоначальное представление о том, почемуА.И. Солженицын назвал свою героиню праведником

Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века.

4) Анализ рассказа по главам. Работа в группах

Задание: в краткой форме изложить содержание главы согласно плану

I группа «Знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой».

Как случилось, что повествователь, Игнатьич, стал жильцом Матрёны?

Что же представляла собой изба, в которой довелось ему жить?

Как же устроила Матрёна Васильевна свой быт?

Ка­кие черты характера героини выявляются?

Какой мы видим Матрёну в работе?

Понаблюдаем за речью героини.

II группа «Рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви»

Как раскрывается образ главной героини в ее рассказе о себе?

Что предвещает гибель Матрёны?

Каковы её мысли и поведение накануне трагических событий?

А как относилась к труду Матрёна?

III группа «Смерть и после смерти».

Каковы причины гибели героини? Что же погубило ее? Кто виноват в ее смерти?

Какими в рассказе предст али перед нами Фаддей Миронович и родня Матрены?

Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Каково символическое значение поезда в произведениях литературы 20-го века? У кого мы ещё встречаемся с таким символом?

5) Афиширование.

Защита письменных работ.

Примерные результаты по итогам работы в группах

«Знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой».

Шёл 1956 год. Игнатьич возвращался из лагеря, ему «хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России». (Нутряной - перен. глухой.)

Он поселился на станции «Торфопродукт» во Влади­мирской области.

(Желадный - диалектное: "жаждущий, же­лающий"; потай - диалектное: вводное слово "наверное".)

Молочница привела его в деревню Тальново. В не­скольких избах ему было отказано: «везде было тесно и лопотно».

(Лопотно - от лопотать, то есть говорить быстро, неясно. Лопотно - значит, шумно.)

А рассказчик искал тишины и покоя. И нашёл их в избе Матрёны Васильевны Григорьевой. «Здесь была кондовая Россия».

(Кондовый - исконный, сохранивший старые обы­чаи, устои - устар.)

(Некрасная сторона - северная; мосты - то же, что сени - помещение между жилой частью и крыль­цом; горница - отдельный сруб без печи, комната в верхнем этаже (устар.); подклеть - нижний, обычно нежилой, этаж дома.)

Все тяготы сносила терпеливо, не жалуясь. Была не очень опрятна, не очень приспособлена к жизни: «у неё не так уборно, в запущи живёт», у других будет «угожей». (Уборно - убрано, чисто; запущь - от запустить, то есть довести до запустения, упадка, расстройства (разг., прост.); угожей - сравнительная степень, то же, что и лучше.)

Но зато «деликатна», не вмешивалась в чужую жизнь, и это очень устраивало Игнатьича. Она была щедра ду­шой, неравнодушна к красоте (фикусы, романсы Глин­ки), незлобива. И была в ней какая-то беспритульность, блаженность.

Речь Матрены - это речь крестьянской женщины из глубинки. "Не умемши, не варёмши - как утрафишь", - пре­дупреждала она квартиранта. (Утрафить - диалектное: от потрафить - угодить).

В речи героини встречают­ся слова: "к ужоткому", то есть к вечеру (прост.); "ле-тось" - в прошлом году; "бывалоча" - бывало, рань­ше; "пособить" - помочь; "иззаботилась" - устала от забот, приставка из- придаёт значение многократности действия, слово образовано по модели "избегалась", "ис­переживалась". Очень интересно в речи героини слово "дуель". Оно образовано наложением двух слов: "дует" и "метель".

Коня Матрёна называет "стиховым", буйным, трудно поддающимся обузданию. Видимо, от слов "стихия, сти­хийный". Героиня боялась "молоньи". Это простореч­ное слово, употребляемое деревенскими людьми.

Заготовка торфа (в день шесть мешков по два пуда притаскивала (192 кг); немудрено, что "спина никогда не заживает"), помощь колхозу, помощь односельчанам ("Ни одна пахота огорода не об­ ходилась без Матрёны"). Все окружающие пользу ются её добротой, безотказностью, а сами обнару живают корысть, бессовестность, бессердечие. Как всякая крестьянская женщина, Матрё на большую часть времени проводила в работе.
Работа была для неё верным средством вернуть хорошее расположение духа.

«Рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви»

Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”. Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я … На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена.” Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден. У Матрены с Ефимом дети не стояли: “до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый”. Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью. Ей за­вещала она после смерти горницу. Из-за неё, из-за гор­ ницы, и случилась беда.

Нелегко Матрёне решиться ломать горницу, для героини это означает конец жиз­ни;

До конца Матрёна не изменит себе. Сейчас никто уже не просит её о помощи, но она бежит "пособить". Не к добру после её ухода "развозились мыши".

«Смерть и после смерти».

Трагедия случилась на железнодорожном переезде. Матрёна погибла на железной дороге. Но получается, что ее погубила людская жадность, халатность, корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”

Же­лезный" - символ: холодный, бесчувственный, бесчело­вечный. Тема роковой "железки" возникает у Н.А. Не­красова, Льва Толстого, А.А. Блока, С.А. Есенина...

На деревянную Русь наступает жестокий железный век. Фаддей и является воплощением этого агрессивно­го мира, безжалостного и бесчеловечного. Он совершен­но ополоумел от жадности: погубил сына, женщину, ко­торую некогда любил, зятя, которого должны будут су­дить, дочь, у которой помешался разум. Фаддей, алчный, озверелый стяжатель, жадный хищник, разрушил лад в доме Матрёны, силой втёрся в её жизнь и погубил.

Символично, что в эти дни и "мышами овладело безумие". Создаётся впечатление, что весь мир безумен.

Безусловно, важнейшей страницей рассказа являет­ся описание плача в день похорон Матрены.

Плач этот дорисовывает образ героини, отношение к ней окружающих . Обращают внимание глаголы, которые ис­пользует автор, описывая действия сестёр: "слетелись" (как вороньё, почуяв мертвечину), "захватили", "запер­ли", "выпотрошили". Им не жаль сестры, главное - захватить добро.

Одна Кира выглядит человеком среди этой стаи воро­нья. Одна она жалеет Матрёну - значит, сумела Мат­рёна сформировать в ней душу, способность к сожале­нию, человечность. Плач переходит в политику, ис­полнение "Достойно есть" в недостойное оживление, "Вечная память" - в беспамятство.

Только сейчас Игнатьичу, который жил бок о бок с героиней, открылся её действительный образ. И пове­ствователь воспринимает её теперь не иначе как пра­ведницу.

6) Работа с эпиграфом.

Мы уже говорили в начале урока, что у героини А.И. Солженицына есть предшественницы.
Обратимся к эпиграфу. О героине какого произведения вы вспомнили?

(поэма Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»)

Задание по группам: обучащиеся представ­ляют материал и сопоставляют образы Матрёны Ти­мофеевны Корчагиной и Матрёны Васильевны Григорье­вой.

Заполнение таблицы

Матрёна Тимофеевна Корчагина

Матрёна Васильевна Григорьева

"...Пал на сердце Филипп!" - замуж вышла, полюбив.

За любимого Фаддея "без малого не вышла... Война гер­манская началась".

Дай башмаки Олёнушке [золовке], // Жена! - сказал Филипп. // А я не вдруг ответила. // Корчагу подымала я, // Такая тягость: вымолвить // Я слова не могла. // Филипп Ильич прогневался, // Пождал, пока поставила Корчагу на шесток, // Да хлоп меня в висок!

"Меня сам ни разику не бил... То есть бил-таки раз - я с золовкой поссорилась, он ложку мне об лоб расшибил"... Все мешки были мои, по пять пудов тяжелью не считала..." (Ещё раз сосчитаем: 16 х 5 = 80 кг!)

Пять сыновей и погибший первенец Дёмушка.

Шесть детей, умерших во младенчестве. (Ср.: шестеро детей у второй Матрёны - жены Фаддея. Из них - Кира, отданная в приёмыши.)

Потуги лошадиные // Несли мы; погуляла я, // Как ме­рин, в бороне!

"Тальновские бабы установили доточно, что одной вско­пать свой огород лопатою тяжеле и дольше, чем, взяв соху и вшестером впрягшись, вспахать на себе шесть огородов. На это и звали Матрёну в помощь".

Совместно приходим к горькому выводу, что за сто лет "ключи от счастья женского" так и не отыскались, а "до­люшка женская" не стала легче.

7) Разрыв

Какой смысл вкладывал писатель в понятие «праведничество»?

Для того чтобы легче было ответить на этот вопрос, давайте обратимся к критической литературе.

«…Каждый из нас встречал необыкновенных людей, их не десятеро и не сто на Россию, - это праведники, их видели, удивлялись им, пользовались их добром… - и тут же погружались опять на нашу обречённую глубину.»

(А. Солженицын «Раскаянье и самоограничение как категория национальной жизни», 1973г.)

«Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.» А. И. Солженицын

Вывод:

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены.

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл.

Судьба героини рассказа прочно связана с судьбой русской де­ревни. Всё меньше Матрён на Руси, а без них "не стоять селу". О младшей сестре Матрёны - старухе Дарье - напишет позже В.Распутин (повесть «Прощание с Матё­рой»). Он же создаст и образ праведника. Это будет ге­рой повести «Пожар» Иван Петрович Егоров. Знаком­ство с ними у нас впереди.

8) Рефлексия.

Домашнее задание: сочинение-миниатюра «Женская судьба. Век XIX , XX , XXI …»

В 1963 год был напечатан один из рассказов русского мыслителя и гуманиста Александра Солженицына. В основу легли события из биографии автора. Публикация его книг всегда вызывала огромный резонанс не только в русскоязычном обществе, но и среди западных читателей. Но образ Матрены в рассказе «Матренин двор» уникален. Ничего подобного ранее в деревенской прозе не было. А потому и произведение это заняло особенное место в отечественной литературе.

Сюжет

Рассказ ведется от лица автора. Некий учитель и бывший лагерник направляется летом 1956 года наугад, куда глаза глядят. Его цель - затеряться где-нибудь в русской дремучей глубинке. Несмотря на десять лет, которые он провел в лагере, герой повествования все же надеется найти работу, учительствовать. Ему это удается. Он поселяется в деревне Тальново.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» начинает складываться еще до ее появления. Случайная знакомая помогает главному герою найти пристанище. После долгих и неудачных поисков предлагает зайти к Матрене, предупреждая о том, что «она в запуще живет и болеет». К ней они и направляются.

Владения Матрены

Дом старый и гнилой. Он был много лет назад построен на большую семью, но теперь в нем обитала лишь одна женщина лет шестидесяти. Без описания деревенского бедного быта был бы не столь проникновенен рассказ «Матренин двор». Образ Матрены - самой героини повествования - полностью соответствует атмосфере запустения, царившей в избе. Желтое болезненное лицо, уставшие глаза...

Дом же полон мышей. Среди его обитателей, помимо самой хозяйки, тараканы и колченогая кошка.

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - основа рассказа. Отталкиваясь от него, автор раскрывает свой душевный мир и изображает характерные черты других персонажей.

От главной героини рассказчик узнает о ее нелегкой судьбе. Мужа она потеряла на фронте. Всю жизнь прожила в одиночестве. Позже ее постоялец узнает, что много лет она не получает ни копейки: работает не за деньги, а за палочки.

Она не обрадовалась квартиранту, уговаривала его еще некоторое время найти дом почище да поуютнее. Но стремление гостя найти место потише определило выбор: он остался у Матрены.

За то время, пока квартировал у нее учитель, вставала старушка засветло, готовила нехитрый завтрак. И казалось, в жизни Матрены появился некий смысл.

Крестьянский образ

Образ Матрены в рассказе «Матренин двор» - это поразительно редкое сочетание бескорыстия и трудолюбия. Эта женщина трудится вот уже полвека не для того, чтобы добра нажить, а так, по привычке. Потому как другого существования не представляет.

Следует сказать, что судьба крестьянства влекла Солженицына всегда, поскольку предки его принадлежали к этому сословию. И он полагал, что именно трудолюбием, душевностью и щедростью отличались представители этого социального слоя. Что и подтверждает искренний, правдивый образ Матрены в рассказе «Матренин двор».

Судьба

В задушевных беседах по вечерам хозяйка рассказывает квартиранту историю своей жизни. Муж Ефим погиб в войну, но прежде к ней сватался его брат. Она дала согласие, значилась его невестой, но во время Второй мировой войны он пропал без вести, и она его не дождалась. Вышла замуж за Ефима. Но Фаддей вернулся.

Ни один ребенок у Матрены не выжил. А затем она овдовела.

Конец ее трагичен. Она погибает по своей наивности и доброте. Этим событием и заканчивается рассказ «Матренин двор». Образ праведницы Матрены оттого печальнее, что при всех ее добрых качествах она остается непонятой односельчанами.

Одиночество

Матрена прожила в большом доме всю жизнь в одиночестве, если не считать недолгого женского счастья, которое было войной разрушено. А также тех лет, в течение которых она воспитывала дочь Фаддея. Он женился на ее тезке, и было у них шестеро детей. Матрена попросила у него девочку на воспитание, в чем он не отказал. Но и приемная дочь покинула её.

Удивителен образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына "Матренин двор". Её не разрушают ни вечная нищета, ни обиды, ни всяческие притеснения. Лучшим способом для женщины вернуть хорошее расположение духа стала работа. И после трудов она становилась довольной, просветленной, с доброй улыбкой.

Последняя праведница

Она умела радоваться чужому счастью. Не накопив за всю свою жизнь добра, не ожесточилась, сохранила способность сострадать. Ни одна тяжелая работа в селе не обходилась без ее участия. Несмотря на свою болезнь, она помогала другим женщинам, впрягалась в соху, забывая о своем преклонном возрасте и недуге, который ее мучил более двадцати лет.

Эта женщина никогда не отказывала ни в чем своим родственникам, и ее неспособность сохранить собственное «добро» привела к тому, что она лишилась горницы - единственного своего имущества, не считая старого прогнившего дома. Образ Матрены в рассказе А. И. Солженицына олицетворяет бескорыстие и добродетель, которая отчего-то не вызывала ни уважения, ни ответной реакции со стороны окружающих.

Фаддей

Праведному женскому персонажу противопоставлен ее несостоявшийся муж Фаддей, без которого была бы неполной система образов. "Матренин двор" - рассказ, в котором, помимо главной героини, присутствуют и другие лица. Но Фаддей представляет собой яркую противоположность главному персонажу. Вернувшись с фронта живым, он не простил своей невесте измены. Хотя, следует сказать, что брата его она не любила, а лишь жалела. Понимая, что сложно его семье без хозяйки. Гибель Матрены в конце рассказа - следствие скупости Фаддея и его родственников. Избегая лишних трат, они решили перевезти горницу быстрее, но не успели, в результате чего Матрена попала под поезд. Цела осталась лишь правая рука. Но даже после страшных событий Фаддей смотрит на ее мертвое тело безучастно, безразлично.

В судьбе Фаддея тоже немало горестей и разочарований, но в том и отличие между двумя персонажами, что Матрена смогла сохранить свою душу, а он - нет. После ее смерти единственное, что его заботит, - это Матренино скудное имущество, которое он немедленно перетаскивает в свой дом. На поминки Фаддей не приходит.

Образ святой Руси, который так часто воспевали поэты, рассеивается с ее уходом. Не может село стоять без праведника. Образ Матрены, героини в рассказе Солженицына «Матренин двор», - это остатки русской чистой души, которая пока еще живет, но уже на последнем издыхании. Потому как все меньше в России ценятся праведность и доброта.

Рассказ, как уже было сказано, основан на реальных событиях. Различия есть только в названии населенного пункта и некоторых мелочах. Героиню на самом деле звали Матреной. Жила она в одной из деревень Владимирской области, где провел автор 1956-1957 годы. В доме ее предполагали сделать музей в 2011 году. Но Матренин двор сгорел. В 2013 году дом-музей был восстановлен.

Произведение было впервые опубликовано в литературном журнале «Новый мир». Предыдущий рассказ Солженицына вызвал положительную реакцию. История о праведнице породила множество споров и дискуссий. И все же критикам пришлось признать, что рассказ создан великим и правдивым художником, способным вернуть народу его родной язык и продолжить традиции русской классической литературы.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.
  4. Главные герои

    Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

    У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

    Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

    Темы и проблемы

    Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

    Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

    Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

    Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

    Идея

    Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

    Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

    Народный характер в произведении

    Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

    Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!
МОУ «Коденцовская ООШ»

« Матренин двор» А. И. Солженицына – перекресток нравственных дорог жизни

/ урок литературы в 9 классе /

Составитель

учитель русского

языка и литературы

МОУ Коденцовская ООШ

Подольная Е. М.

Каменка 2013

А.И. Солженицын

Предисловие.

Пояснительная записка.

Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно – административной системы их приучали с детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Историю переделать нельзя, а знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А. и. Солженицын. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя А. И. Солженицына, писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии, и его литературное наследие заняло подобающее место в истории отечественной литературы 20 века. Его произведения читаются, экранизируются, обсуждаются на уроках.

Рассказ « Матренин двор» – программное произведение, изучаемое в 9 классе. К сожалению, времени на изучение рассказа отведено очень мало, всего 2 часа. Несмотря на это, необходимо остановиться и оглянуться, вчитаться и понять, какие проблемы поднимает автор, увидеть, насколько велико его мастерство в изображении России 50-годов и судьбы простого русского человека, сумевшего сохранить чистоту и святость души в самых драматических обстоятельствах русской жизни 20 века.

Первый урок целесообразно посвятить изучению биографии писателя и обзору его творчества, поскольку рамки школьного занятия не позволяют нам подробно познакомиться с ним. Мы лишь обозначим вехи, этапы, назовем темы, приоткроем тайны творчества писателя. К уроку следует подготовить выставку книг и журнальных публикаций: «А. И. Солженицын: жизнь и творчество». Можно зачитать несколько миниатюр из цикла «Крохотки", подобрать и зачитать фрагменты статей Солженицына о русском языке, а также кратко пересказать рассказ «Матренин двор» и определить его место в творчестве писателя.

Второй урок следует посвятить подробному анализу рассказа « Матренин двор».

Тема урока. «Матренин двор» А. И. Солженицына – перекресток нравственных дорог жизни.

Оформление доски:

запись темы урока, эпиграфы, словарные слова.

Оборудование урока:

портрет А. И. Солженицына, выставка книг писателя, подборка газетных и журнальных публикаций о его творчестве, фотография Матрены Васильевны Захаровой, фотография ее избы, рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор” (текст на каждой парте), выставка книг писателя, словарь литературоведческих терминов,толковые словари С.И Ожегова, В.И. Даля.

Словарная работа: тоталитаризм, тоталитарный режим, кондовый, праведник, бескорыстие, нравственность.

Теория литературы : жанр эпоса, рассказ, притча, художественная деталь, эпизод.

Цели урока:

Через прочтение и анализ рассказа «Матренин двор» пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля; познакомить с историей написания рассказа;

Расширить знания учащихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х г.г. ХХ века;

Проследив «вслед за автором» за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую отзывчивую душу, способной помогать людям, подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве;

Побудить учащихся к размышлению о том, что человек несет ответственность перед другими и перед собой за все, что происходит в жизни, и к осмыслению выбора своей нравственной дороги в этой жизни.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения, анализ эпизода художественного произведения, работа над теоретико-литературными понятиями.

Предварительное домашнее задание:

1. Классу: прочитать рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор», выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник, бескорыстный); выписать слова и выражения, наиболее характерные для речи героини, нарисовать словесный портрет героини, описать ее быт и др.)

2. Темы для индивидуальных сообщений:

а) «История написания рассказа «Матренин двор» (1959г.)

б) « Кризис русской деревни в начале 50-годов».

Эпиграфы урока:

В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя.

А. И. Солженицын

Солженицын – трудно достигаемый пример того, что писатель в ответе перед сегодняшним днем, как перед вечностью.

Владимир Соколов

Словарная работа:

Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”) .

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка;) “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля).

Кондовый – исконный, сохранивший старые обычаи, устои (Толковый словарь Ожегова).

Бескорыстный – чуждый корыстных интересов.

ХОД УРОКА.

    Организационный момент.

    Вступительное слово учителя. Сообщение темы и целей урока.

Сегодня второй урок по творчеству А. И. Солженицына. На предыдущем уроке мы наряду с другими произведениями соприкоснулись с его рассказом « Матренин двор». Нам предстоит побыть наедине ним, окунуться в чистую глубину современного русского языка. В своем рассказе писатель учит нас наблюдать за людьми и понимать их, призывает глубоко задуматься над смыслом всего происходящего, дает волю нашим мыслям, зовет за собой по дороге жизни. Автор выбирает жанр рассказа (повторить, что такое рассказ, к какому роду литературы принадлежит) , где в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой он размышляет над вечными вопросами, призывает нас подумать о смысле жизни, о той нравственной дороге, по которой мы идем . Таков выбор не случаен. Обратимся к первому эпиграфу. (Прочитать эпиграф). В рассказе « Матренин двор» все грани отточены с блеском. Чтение этого рассказа – большое наслаждение и большой труд одновременно. Чтение по сути своей – уже дорога. Каждое слово, каждая фраза, глава – шаги. Итак, в путь – по строчкам, по авторским тропкам. Навстречу писателю и самому себе…

Прежде чем приступить к анализу рассказа, познакомимся с его автобиографической основой.

3.Автобиографическая основа рассказа «Матренин двор». (Индивидуальное задание).

Рассказ «Матренин двор», написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: «Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области». Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии («на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани»). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название – «Не стоит село без праведника»; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в «Новом мире», 1963, №1. Первым из рассказов подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем был Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт («… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков, свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область).

4 . Выразительное чтение отрывков из текста. (Индивидуальное задание).

Итак, мы поняли, что в основу рассказа положены достоверные факты из жизни А. И. Солженицына. Обратимся к началу рассказа, прочитаем два отрывка из него. (Читает подготовленный ученик).

«Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад – просто в Россию… Мне просто хотелось в среднюю полосу – без жары с лиственным рокотом леса. Мне хотелось записаться и затеряться в самой нутряной России, если такая где-то была… И вдруг дали мне местечко – Высокое Поле. От одного названия веселела душа. Название не лгало. На взгорке между ложков, потом других взгорков, цельно – обомкнутое лесом, с прудом и плотинкой, Высокое поле было тем самым местом, где не обидно бы жить и умереть».

«…за бугром – деревня, и деревня эта – Тальново, испокон она здесь, « еще когда была барыня – «цыганка». И кругом лес лихой стоял. А дальше целый край идет деревень: Часлицы, Овинцы, Спудни, Шевертни, Шестимирово –все поглуше, от железной дороги подале, к озерам. Ветром успокоения потянуло на меня от этих названий. Они обещали мне кондовую Россию».

Объясните значение слова « кондовый» (Реализация домашнего задания).

Внешний сюжет нам открыт: «легла» дорога повествователя в « кондовую» Россию», т. е. в глубь ее, в деревню. В центре рассказа А. И. Солженицына – горемычная жизнь простой русской женщины, в доме которой и поселился Игнатич. Давайте, анализируя рассказ, постараемся пройти по дороге жизни Матрены Васильевны. (Здесь уместно сказать, что тема дороги впервые появилась не у Солженицына. В литературе она была композиционной основой у многих его предшественников: Лескова, Лермонтова, Пушкина, Гоголя, Тургенева, Бунина, Есенина и др.).

5.Знакомство с Матреной Васильевной. (Индивидуальное задание).

- Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло-голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка.” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой”. Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью.” (Повторить, что такое художественная деталь, подчеркнуть роль художественной детали в рассказе).

Понаблюдаем за речью героини. В чем особенность ее речи? (Реализация домашнего задания).

Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Яркую индивидуальность, выразительность придают ее языку обилие просторечной, диалектной лексики, архаизмов (“приспею, два -дни, три - дни,к ужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неу ладкой; не знато, бегма, кому часу”). Солженицын наделяет свою героиню даром словотворчества, о чем свидетельствуют ее изречения (“трогацать, дуель (метель, разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали все в деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: «И всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

Опишите быт Матрены. (Реализация домашнего задания).

Матрены поражает своей неустроенностью. “В запущи она живет”, “кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”, “часть избы была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.” В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась.” Эти скупые детали говорят о том, что хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу. Поэтому ее нехитрый быт становится и его бытом. “Комнату мы не делили.”

5. Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время? Кризис русской деревни 50-годов (индивидуальное задание).

Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства в тоталитарном государстве. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето 1956 - зима 1957 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что все происходящее в ее жизни связано так или иначе с поворотами истории : с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа . И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском, хотя « рычали кругом экскаваторы», а « только везли начальству, да тем, кто при начальстве, да по машине – учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было – и спрашивать о нем не полагалось…» « Новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся деревня волокла снедь мешками из областного города.

Вывод.

Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека в тоталитарном государстве. (Объяснить значение слова « тоталитарный». Реализация домашнего задания). Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей, их права ничем и никем не были защищены. Жизнь деревенской, «кондовой», «нутряной России» оказывается разъеденной ложью, жестокостью.

6.Аналитическая беседа .

Расскажите, что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид? Автор не сразу раскрывает историю жизни Матрены. Собрать ее можно только по крупицам, вчитываясь в авторские отступления, комментарии, в скупые признания самой Матрены.

Жизненный путь Матрены Васильевны труден. Много горя и несправедливости пришлось хлебнуть ей на своем веку. Она потеряла на фронте мужа, похоронила шестерых детей, “чужая сестрам, золовкам”, она живет тихо и одиноко. Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “Пенсии ей не платили, родные помогали мало. “Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика .”(Объяснить учащимся, что такое трудодни и что значит работать за палочки). “В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию”. Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

Что объединяет героиню и рассказчика?

Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.

В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

Способом преодоления болезни, средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой.” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое-нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью, будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить, картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, бескорыстная (даем толкование слова « бескорыстная») , старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.

Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин?

Мы узнаем, что Матрена способна по достоинству оценить искусство, уходящее корнями в народное творчество. Она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: “Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует.” Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез.

Расскажите об отношении героини к православной вере.

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна, потому что интимна, целомудренна. “Может быть, она и молилась, но не показно”, - говорит Игнатич. Религии, христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.

Что рассказала Матрена своему постояльцу о себе?

Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я …На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден.”У Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый” Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.

Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, икошка накануне пропала, видится ей дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.

7.Анализ эпизода « На переезде».

Перечитаем эпизод из текста от слов « На переезде – горка, въезд крутой» до слов «Нет Матрены. Убит родной человек» (Повторить, что такое эпизод).

Рассказ « Матренин двор» - это рассказ – притча. (Повторить, что такое притча). Попытаемся разобраться в смысле произошедшего на переезде.

Где находился переезд, на котором произошла страшная трагедия? (На горке, « въезд крутой», «шлагбаума нет».

Как же идти поездам по такому пути? (Трудно и опасно).

Проведем параллель между событиями на переезде и жизнью людей. Как жилось людям, каков был их жизненный путь? Найдите ответ на стр. 261 и зачитайте. (« Облетели листья, падал снег – и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся.»

Как вы понимаете эти слова? (Людям жилось очень трудно. На их долю в 20 веке выпало очень много испытаний).

Обратимся опять к переезду. Посмотрим на детали: « С первыми санями трактор перевалил, а трос лопнул, и вторые сани, самодельные, на переезде застряли и разваливаться начали…» «…от станции нашей, шли два паровоза сцепленных – без огней и задом… Налетели – в мясо тех троих расплющили, кто между трактором и санями. Трактор изувечили, сани в щепки, рельсы вздыбили, и паровоза оба набок».

О чем говорят эти детали в иносказательном смысле? (О жизни человеческой, о том трудном пути, по которому шла Россия до хрущевской оттепели, о том, к чему этот путь приведет – катастрофе)).

Что произошло с бревнами и досками, которые везли на вторых санях? («Рассыпались вблизи переезда», ремонтники «для обогрева», «для света» раскладывали костры.

А что произошло с людьми? (Они погибли).

Вывод.

Разрушена горница, погибла Матрена. С ее гибелью рушится особый мир, Матренин мир – мир праведника, мир духовности, добра, милосердия. Переезд – это перекресток жизненных дорог, столкновение духовного и бездуховного. Избяная, деревянная Россия сталкивается с железным 20 веком, с железной хваткой корысти. И рассыпается она, раскатывается по бревнышку.

Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников, наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом, над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим, народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.

Именно так понимает добро Матренина родня. Совсем иначе героиня Солженицына. Для нее добро - неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит писатель духовный кризис, который охватил Россию.

А.И. Солженицын назвал свою героиню праведником, что это слово означало, какой смысл в него вкладывал писатель?

Реализация домашней словарной работы. В различных словарях по - разному дается толкование слова “праведник”. (Зачитать).

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл. Разрушить можно все, что окружает в жизни, кроме души. Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. Она сумела сохранить крестьянскую основательность, привычку к труду, терпение, выносливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободной в обстановке тотальной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. В статье “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни “ (1973г.) А.И. Солженицын обозначает “некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим ….; есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая …” Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к “дележу земных благ” О важной духовной миссии этих “прирожденных ангелов” Солженицын пишет в финале рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

Какая же она, Матрена? Какие нравственные качества она сохранила в себе?(Делаем запись на доске и в тетрадях. Называют дети, учитель дополняет.) А Фаддей и ему подобные?

Нравственные качества

Матрены

Добрая

Трудолюбивая

бескорыстная

отзывчивая

искренняя

терпеливая

милосердная

чуткая

человечная

Фаддея и ему подобных

злой

умеющий трудиться для себя

корыстный

жестокий

жадный

безжалостный

завистливый

злопамятный и др.

выносливая и др.

А как вы думаете, какими нравственными качествами должен обладать каждый из нас?

8. Выводы .

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые, сталкиваясь с реалиями жизни, обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории. Это волнует писателя. Обратимся ко второму эпиграфу. (Зачитать). По убеждению Солженицына, те нравственные идеалы, о которых мы говорили сегодня, должны быть обязательно сохранены.

Солженицына нет. Кто же должен это сделать? Кто должен сохранить мир духовности, добра и милосердия? (Дети рассуждают, учитель обобщает).

Сделать это должны мы. Каждый из нас, выбирая свою нравственную дорогу, отвечает за судьбу России. Никакие даже самые страшные потрясения не могут уничтожить духовность народа. Изуродовать, извратить – могут, но не уничтожить.

9.Выставление оценок. Домашнее задание.

Написать небольшое сочинение на одну из тем (по выбору учащихся):

    Какие представления о русском народном характере заявлены в рассказе?

    Моя нравственная дорога в жизни.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы попытались приоткрыть для себя одно из произведений Солженицына. Хочется надеяться, что после сегодняшнего урока вы прочитаете и другие произведения писателя, лучше узнаете историю своего народа. Знать историю отечества должно, чтобы не повторять ошибок прошлого.

Приложение.

Словарный диктант.

Жанр эпоса, рассказ-притча, вершина русской новеллистики, автобиографический характер, художественная деталь, словесный портрет, анализ эпизода, авторские отступления и комментарии, прототип героя.

Философское мировоззрение, нравственные идеалы, величественный и трагический образ, идея покаяния и смирения, мир праведника, милосердный человек, бескорыстный поступок, тоталетарное государство, христианские заповеди, духовный кризис.

Литература.

    Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. - М., 1990.

    Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. - М., 1991.

    Солженицын А. Рассказы. – М.: ИНКОМ НВ, 1991.

    Нива Жорж. Солженицын. - М.,1992.

    Чалмаев В. А. Александр Солженицын. Жизнь и творчество: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение,1994.

    Широкова Л. Н. Проблема нравственного выбора в рассказе А. И. Солженицына « Молодняк»//Литература в школе. – 2008. - №2.

    Левицкая Г. Н., Кононова С Н. Александр Солженицын: жизнь и творчество. Семинар – конференция. 9 класс//Литература в школе. – 2008. - №2.

    Шуралев А. М. Причастность к жизни. Приемные дети в произведениях А. П.Платонова (« Юшка»), М. А. Шолохова (« Судьба человека»), и А. И. Солженицына (« Матренин двор»).//Литература в школе. – 2007. №12.

    Мурин Д. Н. Один час, один день, одна жизнь человека в рассказах А. И. Солженицына.//Литература в школе. – 1990. №5.

    Локтионова Н. Не стоит село без праведника. К изучению рассказа А. Солженицына «Матренин двор».// Литература в школе. – 1995. №4.

Загрузка...