bookingsky.ru

Особняк горького на малой никитской. Музей Горького в особняке С. Рябушинского на Малой Никитской. Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Модерн - это прежде всего красивые особняки Шехтеля в Москве. Особняк Рябушинского - архитектурный шедевр в стиле модерн. Построен в 1900-1902 годах архитектором Ф.О. Шехтелем, признанным мастером этого стиля. Заказчиком выступил известный московский меценат Степан Павлович Рябушинский.

Красивый, двухэтажный особняк, с кубическим объемом и асимметричными выступами стен, облицован светлым глазурованным кирпичем. Каждое окно индивидуально по форме, размеру и окантовочному замысловатому плетению, которое хорошо сочетается с рисунком решеток ограды и балконов. Украшением особняка является, проходящий по периметру верхней части, широкий мозаичный фриз с изображением ирисов. Выступающие арки и плиты карниза, разные по размеру и конфигурации балконы, уравновешивают асимметричность и создают гармонию. На территории особняка был построен корпус, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских.

Если сам особняк Ф.О. Шехтель проектировал с математическим уклоном (асимметричность, кубический объем и т.д.), то в оформлении интерьера в морской тематике, проявил свой талант театрального художника. Парадная лестница в холле, ведущая на второй этаж, выполнена в виде спирали. Мрамор парапета с разными оттенками зеленого и серого и сама лестница напоминают движение морских волн. На гребне волны установлен светильник в виде медузы.

Особняк Рябушинского на Малой Никитской. Интерьеры

Свет, проходя через витражный абажур и голубовато-синий витраж окна, усиливают ощущение фантастического мира, созданного Шехтелем. Уникальна каждая деталь интерьера: ручки дверей; паркет, выложенный под рыбью чешую или с волнообразной каймой; колонна с лилиями и саламандрами в капители или колонна, основание которой обвито клубками змей; обои с наскальными рисунками - все создает чувство единения с миром природы.

Шехтель Федор Осипович

Федор Осипович Шехтель величайший русский архитектор рубежа 19 и 20 столетия, кавалер орденов св. Анны и св. Станислава, работал в разных архитектурных стилях и гармонично сочетал их. Cчитается создателем русского и московского модерна, все направления которого воплотил в своих сооружениях. Многие из памятников архитектуры созданные Шехтелем в Москве вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50-ти зданий и многие из них сохранились до наших дней. Шехтель Федор Осипович (Франц-Альберт) родился в Петербурге 26 июля 1859 года в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога Осипа Осиповича Шехтеля. Из Петербурга, когда Федору было около шести лет, семья переехала в Саратов.

В 1873 году Федор был определен в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии (которая в то время находилась в Саратове), а в 1875 году окончил учебу. Дарья Карловна с детьми переехала в Москву, где стала экономкой в доме знатного купца Павла Третьякова, обладавшего уникальной коллекцией произведений искусства. Дом Третьякова являлся центром художественной жизни столицы, именно в этом доме Федор общался со знаменитыми художниками и архитекторами. И не последнюю роль в выборе профессии Шехтеля сыграл крупный архитектор А.С. Каменский, у которого в мастерской, он работал еще до училища. .

В 1875 году Федор осуществил свою мечту и поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но нужда не давала все время уделять учебе, приходилось перебиваться случайными заработками.

В 1878 году он был вынужден уйти из училища, из-за плохой посещаемости, не окончив третьего курса. В период 1880-1890 года, карьера Федора Осиповича Шехтеля была связана с театром. Ведущую роль в его творчестве играло театрально -декоративное искусство. Он был талантливым художником, создавал костюмы, декорации. Работал под руководством художника К.Ф. Вальца (Большой театр) непревзойденного мастера, прославившегося постановками красочных зрелищ. Также он работал и под руководством антрепренера М.В. Лентовского (народный театр "Скоморох"), который начинал свою карьеру в Саратове.

В 1894 году, чтобы иметь право производства строительных работ и возможность работать самостоятельно, Шехтель в 35 лет сдал экзамены на техника-строителя и получил диплом. Пик творчества одного из талантливейших зодчих рубежа 18-19 веков Ф.О. Шехтеля выпал на дореволюционный период (1894-1907). Его трудолюбию не было предела. Он проектировал и строил: особняки, вокзалы, банки, театры, гостиницы, типографии, памятники, церкви, часовни, и даже бани, создавал уникальные интерьеры. Но славу и популярность лучшего архитектора Москвы получил за строительство особняков. Одними из лучших работ Шехтеля в Москве за эти 14 лет, считаются особняки: Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дерожинской, Перестройка Московского Художественного театра в Камергерском переулке (1902) и Ярославский вокзал.

В 1893 году Шехтель получает свой первый крупный заказ от мецената Саввы Тимофеевича Морозова на строительство особняка в стиле английской готики, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны Морозовой, на Спиридоновке 17. Строительство было начато в 1894 году и продолжалось четыре года. Особняк с башнеобразными корпусами, стрельчатыми арками окон и дверей, с зубцами на стенах напоминал замок. Для совместной работы над интерьером Шехтель привлек еще неизвестного в то время, художника Михаила Врубеля, который украсил особняк скульптурами, панно и витражами. Вместе им удалось создать архитектурный шедевр. Москва получила одно из красивейших зданий, а Шехтель стал популярным московским зодчим. Считается, что особняк Морозова является одним из прообразов особняка булгаковской Маргариты, на втором этаже особняка есть большое окно из которого возможно и "вылетела Маргарита". В этом же особняке Морозов на время укрывал революционера Баумана. В настоящее время здание принадлежит МИДу.

За участие во Всемирной выставке, проходившей 14 апреля 1900 года в Париже, Шехтель был награжден серебряной медалью. На Международной выставке в Глазго в 1901 году, Шехтелем были спроектированы четыре павильона русского отдела, в стиле модерна. Особенно красив был главный павильон, украшенный изысканной деревянной резьбой, башенками. А над входом в павильон были установлены гербы Москвы, Архангельска и Ярославля. В 1901 году Шехтель был удостоен звания академика Императорской Академии художеств Санкт-Петербурга.

Особняк Дерожинской. Кропоткинский переулок 13

фото на яндекс Все размеры

Фото на яндекс Все размеры

фото на яндекс Все размеры

Очаровательный особняк для А.И. Дерожинской, примы частной оперы, из семьи староверов, Шехтель построил в1901-1902 году, в Кропоткинском переулке. Композиция здания построена на классических соотношениях квадрата и диагонали, присущих для древнерусской архитектуры. Облицовочная плитка, растительный орнамент, античные маски, женские головки и художественный металл, придают особняку особый "шехтелевский" стиль.

В 1902 году Ф.О. Шехтель, отложив все заказы, безвозмездно взялся за перестройку Художественного театра в Камергерском переулке (ныне МХАТ). Работы по перестройке театра производились с марта по октябрь. Была произведена полная перепланировка и художественная отделка помещений. Особенно красиво был оформлен зрительный зал, спроектированный на контрасте темного низа и светлого верха. Орнаментальная роспись потолка в серебристо-сиреневых тонах. Стены зала украшали бледно-розовые фонарики и люстра на потолке была собрана из таких же фонариков, что придавало залу романтический оттенок. Шехтелем в театре было сделано все, от проекта до занавеса со знаменитой белой чайкой - символом Московского Художественного театра, как напоминание о постановке пьесы А.П.Чехова. Красиво оформленные подъезды освещались фонарями-светильниками с дуговыми лампами. Здание МХАТ приобрело свой нынешний, такой знакомый москвичам облик, благодаря Федору Осиповичу Шехтелю.

В 1906-1907 году по проекту Шехтеля было построено новое здание Ярославского вокзала, в неорусском стиле, в три раза больше прежнего. (С 1902-1904 здание Ярославского вокзала было построено тоже по проекту Шехтеля, интерьер вокзала оформлялся совместно с художником К.А. Коровиным).

Павильоны в стиле модерна построенные в Глазго нашли свое отображение и в архитектурном решении здания Ярославского вокзала. Главная роль в форме здания отведена композиции ассиметричных башенных объемов. Глядя на прорезанную аркой главного входа крышу с килевидным козырьком, полукруглые пилоны увенчанные крепостными башенками, металлические решетки и видишь черты средневекового замка. Обратишь внимание на панно, на фронтон над входом в вестибюля, в нише которого расположены рельефные изображения гербов. Георгий Победоносец - это герб Москвы, Святой Михаил Архангел - Архангельска, а медведь с секирой - Ярославля, увидишь черты русского Севера. В результате уникального архитектурного решения талантливейшего зодчего Ф.О.Шехтеля Ярославский вокзал стал одним из красивейших вокзалов Москвы, который является украшением столицы и в наше время.

Уже на пятом десятке, Шехтель в 1910 году строит свой небольшой двухэтажный особняк в стиле неоклассики, на Большой Садовой, 4. Гармония в планировке отражена в композиции фасада. Сам фасад украшен портиком из четырех колонн. Во дворе находился палисадник и флигель-мастерская, в которой работал знаменитый архитектор.


В 1914 году Шехтель принял христианство, при крещении ему было дано имя Федор.

С приходом весны и тепла Квартблог стал гораздо чаще и с большим удовольствием путешествовать по своему городу, как и большинство русских людей, не боящихся долгих и неторопливых прогулок. Наконец и я решилась осуществить свою давнюю мечту и записалась на экскурсию в одно из самых удивительных для меня и знаковых для всей Москвы мест – особняк Рябушинского, в котором в наши дни располагается музей-квартира М. Горького.

Особняк Рябушинского в Москве

Из всего множества творений архитектора Шехтеля этот особняк – едва ли не лучшее воплощение его неповторимого стиля, прозванного «русским модерном», потому что в своих проектах Федор Осипович зачастую следовал архитектурным традициям Древней Руси.

За два года, с 1900 до 1902, этот особняк с прилегающими постройками вырос на небольшом участке вдоль Малой Никитской улицы, а с 1903 до 1905 года целых три издательских фирмы уже выпускали большие тиражи открыток с его фотографиями.

Его форма, на первый взгляд похожая на куб, перекликается с формой стоящей напротив церкви Большого Вознесения. Вокруг особняка уже начал цвести садик, по нему разбросаны строения, предназначавшиеся для разных служащих семьи Рябушинских. Во флигеле для прислуги после революции жил А.Н.Толстой, сейчас там находится его квартира-музей.

Фасады особняка украшают оригинальные узоры оконных переплетов, сделанные по эскизам Шехтеля, и мозаика с гигантскими орхидеями, которая создана в петербургской мастерской Фролова также по эскизам архитектора (такой мотив преувеличения деталей часто встречается в его работах, например, клубники на здании Ярославского вокзала). Особенно красива эта мозаика в солнечные дни благодаря вставленным в нее кусочкам золотистой смальты. «Драгоценным мерцающим поясом, опоясывающим фасады особняка Рябушинского» назвал ее один из исследователей стиля модерн.


Мы попадаем в дом через вход, бывший когда-то черным, однако именно им обычно пользовались и Рябушинские, и семья Горького, и часто гостивший у писателя Сталин.

Степан Павлович Рябушинский – известный предприниматель, банкир, коллекционер и меценат – заказал Шехтелю строительство этого дома для себя, своей жены и сына, когда ему было 26 лет. Он был четвертым братом из восьми детей П.М.Рябушинского. Все братья много учились и работали, занимались наукой и благотворительностью. Вместе с братьями Степан вел дела унаследованной ими текстильной фабрики в селе Заворове, а вместе с братом Сергеем они создали первый в России автомобильный завод АМО.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и маленький Борис

Буржуазный практицизм формировал и архитектурные концепции того времени. По-купечески экономный Рябушинский не был заинтересован в строительстве комнат, которые не будут использоваться постоянно, как, например, аристократические залы для балов. Центр дома – это большая лестница, ведущая на второй этаж, вокруг которой располагаются столовая, кабинет и остальные жилые комнаты. Проект этот оказался настолько рациональным, что по его подобию стали строить не только частные, но и многоквартирные дома.


О том, что при всей своей экономности русский предприниматель способен и на бездумные траты, говорит интересный факт, выведанный из сохранившейся книги расходов жены Рябушинского, на которую был записан этот дом. Анна Александровна скурпулезно и попунктно записывала в эту книгу каждую свою трату, включая чаевые официантам и расходы на извозчика, однако, если они выезжали за границу, в ее реестре появлялась одна суммарная запись, например, «Поездка в Париж – 5 тысяч» – забавная деталь, актуальная и для современной модели поведения в путешествиях.

Комнаты особняка – это результат огромных вложений и средств, и трудов. Дорогие породы камня и древесины украшены сложными и красивыми узорами, похожими на волны. Весь первый этаж связан с водной стихией. Находясь в гостиной, мы словно стоим на дне пруда, а на потолке мы можем увидеть большие георгины, смотрящиеся сверху в водную гладь. Заметьте, что в лепнине потолка отражается еще и рисунок оконного переплета.




Пол в парадной прихожей напоминает водную гладь, в которую брошен камень. Здесь же раньше стояли две красивые витражные ширмы, напоминающие крылья стрекозы. Их сейчас убрали в целях сохранности, но, по обещаниям экскурсовода, скоро вернут на место. А застекленный шкаф для одежды сохранился до нашего времени благодаря своим волшебным ручкам. Они не только хороши собой, но и защищали стеклянные двери, если кто-то из гостей решал на них опереться.


Украшающий эту прихожую витражный пейзаж очень важен для общей стилевой и философской концепции этого дома. Модерн, как известно, черпает вдохновение в природе и активно заимствует ее образы. Небезызвестно и то, что красавица-природа непостоянна и изменчива. В течение всего дня этот витраж меняет свой вид, изображая то вечерний, то дневной, то утренний, то ночной пейзаж в зависимости от освещения и угла зрения.


Отсюда мы попадаем в комнату, которая служила кабинетом и Рябушинскому, и Горькому. Общий ее мотив – это лавр – с античных времен символ успеха, славы и благополучия. Лавр здесь можно найти в деревянной отделке, на дверных ручках и на еще одном витраже. На первый взгляд он изображает горный пейзаж, а, приглядевшись, мы можем увидеть здесь голову бородатого мужчины, в размышлениях сидящего под лавровым деревом.


Кстати, дверные ручки в особняке, по мнению одного из исследователей стиля, составляют отдельную симфонию. В каждой комнате они так же оригинальны, как рисунок лепнины или паркета.


Модерновое архитектурное пространство – это всегда пространство, имеющее собственную философию. По задумке Шехтеля, шествие по этому дому – это путь возвышения души. Если первый этаж был подводным миром, то наверх из водных пучин нас сможет вынести невероятная лестница-волна, являющаяся центром холла и всего дома. Ее облик напоминает нам архитектуру Гауди. Кстати, Шехтель и Гауди были хорошо знакомы, не раз встречались и обменивались идеями. Гауди был почти на 20 лет старше и обладал несомненным авторитетом для Шехтеля, оба архитектора умерли в 1926 году.


Перила лестницы плавно переходят в скамейку. Впечатляющая лампа снизу похожа на гигантскую медузу, проплывающую над тобой, а сверху - на плывущую под водой черепаху.


Небезынтересный балкончик над лестницей похож на дракона или сову. Брови этого зверя образуют собой МХАТовскую чайку – символ, нарисованный Шехтелем для А.П.Чехова. Театральность, мистицизм и желание увести от реальности характерны для стиля модерн вообще, а Шехтелю удалось блестяще воплотить эти черты в архитектуре.


Противостояние добра и зла отображает и декор колонны на втором этаже возле лестницы: ее окольцовывает композиция из отвратительных саламандр и прекрасных чистых лилий.


Весь второй этаж когда-то занимала знаменитая коллекция икон С.П.Рябушинского. Его коллекция была самой большой в России, а, по словам искусствоведа Н.Пунина, снискала себе огромную славу «художественно-исторической ценностью входящих в нее икон». В этом же доме находилась реставрационная мастерская, где художники-реставраторы отец и сын Тюлины занимались восстановлением этих икон. Сейчас в комнате, где размещалась выставка икон, действует выставка, посвященная М.Горькому.


Рябушинские были старообрядцами. В мансарде их дома, куда можно попасть по черной лестнице, расположена молельня, она логически венчает этот символический мир. Старообрядцы были уравнены в правах с остальными верующими только в 1905 году, а до этого подвергались гонениям, сопровождающимися «запечатанием» культовых для них алтарей Рогожского кладбища. Поэтому молельня, построенная в 1904 году, была тайной. Вид ее максимально приближен к традиционным церквям, потому как в то время старообрядческие службы переместились в частные молельни богатых купцов. В основании купола четыре раза повторяется надпись на древнегреческом: «Истинные христианки восприимут святость за свои страдания в день страшного суда».


После революции и эмиграции Рябушинских дом попеременно принадлежал Наркомату по иностранным делам, Государственному изданию РСФСР, Государственному психоаналитическому институту с детским домом-лабораторией, детскому саду «Дошкольная коммуна при ВЦИКе» и «Всесозному обществу культурной связи с заграницей». В 1931 году вопреки своим желаниям сюда въехала семья Максима Горького. О том, как изменился дом при жизни здесь Горького и какие сюрпризы в его стенах приготовило писателю советское правительство, на следующей неделе.

Дайджест Квартблога

В этом доме Чуковский жил с февраля 1938 по октябрь 1969 г. Сказка Бибигон так и начинается:"Я живу на даче в Переделкине..." Сегодня Квартблог знакомит вас с домом-музеем Корнея Чуковского в Переделкино.

- «Квартблог» посмотрел на рабочее место символиста Валерия Брюсова и посмотрел на вещи со столетней историей.

Продолжение судьбы Шехтелевского особняка - теперь при жизни здесь Максима Горького. Квартблог расскажет о музее-квартире Горького в Москве.

Дабы не отставать от царских особ, Квартблог посетил Петровский путевой дворец архитектора М.Ф. Казакова на Ленинградском проспекте, где когда-то отдыхали после долгой дороги русские цари перед своей коронацией.

Квартблог привез из Санкт-Петербурга рассказ о музее-квартире А.А. Ахматовой. История, фото, описание.

Фотографии Юлии Евстафьевой и из архивов Музея-квартиры М.Горького

И последняя важная ремарка: долгое время вход на второй этаж здания был закрыт. Сейчас доступ вновь открыт - в посте опишу, что происходит на втором этаже сейчас.

Адрес: Малая Никитская, дом 6/2
Время работы музея (понедельник и вторник - выходные).

Горький прожил тут последние 5 лет жизни. Он приехал в дом в возрасте 63 лет.

Дом за деревьями. Это самый центр города - дом стоит на Малой Никитской, минута до Никитского бульвара, пять минут до Тверской. В зимнее время здание хорошо видно с улицы, а в летнее оно почти скрыто от глаз зеленью.

Главный вход здания выходиит на Малую Никитскую и уже много лет наглухо закрыт.
Вход в музей происходит через черный ходл - надо обойти здание по часовой стрелке и войти во двор со стороны Спиридоновки. Из-за такой необычной точки входа в начале оказываешься в доме с непонятой стороны - под лестницей, возле маленького кабинета.
Если же смотреть на дом со стороны главного входа, то расположение комнат гораздо более понятно: слева библиотека и гостиная, справа кабинет и спальня. По центру огромная лестница-волна на второй этаж (по задумке авторов центральный объем дома с лестницей представляет собой волшебное подводное царство). И вдали, за лестницей небольшая комната-кабинет.

Уходящая натура - хорошо помню такие папки со шнурками и их запах, такие были у папы, когда я была маленькая.

Музей организован в классических советских традициях. У входа коробка с тапками, которые надо привязывать к ногам веревками. На нескольких дверях красные таблички "Служебное помещение. Вход закрыт". Сотрудницы чуть суровы. В комнатах лежат вот такие файлы с описанием экпозиции.

Но впечатление огромное.

Идем дальше и попадаем в большую чуть затемненную гостиную. В левом дальнем углу стола любимое место Горького. Это не председательское кресло, а уголок, откуда всё видно.
Здесь проходили приемы пищи и здесь же собирались писатели, гости хозяина дома. В 1935 году в гостях у Горького был Ромен Роллан, но это далеко не единственный посетитель. Горький организовывал вокруг себя творческую и дискуссионную среду, куда было вовлечено много современных ему писателей.

В дневное время главным источником света является огромное (!) окно, за которым бурлит зелень.

Комнаты первого этажа располагаются анфиладой по контуру дома. Из комнаты в комнату ведут распахнутые двери, каждая с интересным декором.

Удобные диваны и кресла. Доступные для гостей комнаты (гостиная и библиотека) спроектированы так, что там много самых разных посадочных мест.
По темноватой фотографии видно, что и здесь свет идет из огромного окна.

Вид на библиотеку от входа в дом.

Под ним огромное зеркало (в зеркале отражается главный вход и двое упорных посетителей, которые никак не могли покинуть дверь - всё трогали ручки и обсуждали, какая она тяжелая) Я понимаю их восторг - во времяпрогулки по дому неоднократно возникает это ощущение - ух ты, какие окна, шкафы, двери, ух ты, какое оно удобное для жизни).

По правую руку от главного входа личная территория Горького. Это кабинет и спальня.
Горький старался выстроить удобный для работы кабинет, где бы он ни находился. Маршак говорил, что он как будто возит кабинет с собой. Большой довольно высокий стол (специальный стол требовался из-за болезни легких), разложенные канцелярские приборы и листы бумаги.
Горький работал ежедневно с 9 до 13 без выходных. После обеда просматривал работы молодых писателей, занимался редактурой, отвечал на письма и проводил встречи.
Я только что прочитала книгу "Режим гения. Распорядок великих людей", в которой описывается режим жизни большого количества писателей и художников. Почти все сходятся в том, что работа должна быть регулярной, но лишь немногие с такой настойчивостью стремятся работать максимальное возможное время.

В дальней части комнаты коллекция миниатюр из кости, которая не смотрится бедной даже в сравнении с коллекцией Музея Востока (я была там днем раньше, воспоминания свежи:)).

В упомянутом в начале обзоре написано:
Эта коллекция считается одной из лучших, аналогичная коллекция Музея Востока в Москве уступает горьковской. Показывал её Алексей Максимович с любовью и знанием секретов мастерства. Всю жизнь писатель коллекционировал различные предметы искусств, многие из которых подарил музеям и просто людям. По его словам, он хотел бы, чтобы заключенная в них энергия рождала новую волну творчества.

Это активное желание двигать писательство, язык, организационные структуры, мир вокруг себя - причем не только двигать самому, но и создавать вокру себя созидательную волну - очень присущи Горькому. Сейчас на втором этаже работает выставка, на которой экспонируются его письма. В письмах видно горячее желание сподвигнуть и побудить.

Известно, что Горький был писателем и что он был обласкан властью. А дальше картинка теряется - положа руку на сердце, не все регулярно читают Горького. Экспозиция музея добавляет в эту картинку промежеточные звенья, показывает стремление Горького к работе и развитию мира.

Старинный паркет. Смотрительница сказала, что это единственный в Москве дореволюционный паркет, который дожил до нынешнего времени без реставрации.

Минуты досуга: на окне лежит инвентарь для работы в саду. Это составляло отдых во время перерывов.

Оформление двери, ведущей в спальню:

Спальня довольно лаконичная: кровать, тумбочки, полка для книг, шкаф, картина с вилами Италии, шкафчик с несколькими фигурками из коллекции.

Современники говорят, что Горький сдержанно относился к роскошному убранству дома, отзывался о нем, как о слишком величественном "улыбнуться не на что".

Несколько предыдущих лет Горький жил в Италии, недалеко от Сорренто. Он поехал туда лечить легкие по настоянию Ленина. Там также поддерживался высокий темп работы и огромная переписка.

Первый этаж обойден.
Перед нами лестница-волна, ведущая на второй этаж.

Над лестницей нависает небольшой декоративный балкон.

Вид на балкон со второго этажа:

Вид с лестницы на второй этаж.

В интернете немало фотографий лестницы, но не по всем можно понять, что изображено. Не потому, что фотографии плохие, а потому что формы, действительно, очень сложные, их не вместить в одну картинку.

Вот мой самый удачный кадр.
Слева снизу завиток волны и лампа-медуза. Потом сама волна и, наверху, колонна с необычной капителью.

Вид на первый этаж (шкафы на лестнице не замысел Шехтеля, это построено для не уместившихся в библиотеке книг Горького):

Сейчас на втором этаже проходит две выставки. Первая рассказывает о жизни и работе Горького во время жизни в Италии.
Вторая посвящена последним годам жизни - это период жизни в этом доме и в Горках.

Первый зал - фотографии, письма, изображения Горького - от серьезных до карикатурных.

Стенды с документами итальянского периода:

В дальней комнате документы последних лет.

Особняк Рябушинского - это, можно сказать, современный памятник архитектуры в привлекающий в эту часть Москвы туристов со всей страны. Он был построен не так давно, в начале 20-го века, и с тех пор радует глаз прохожих и приезжих своей изысканной красотой. Однако, вопреки этому факту, данный дом прославился вовсе не благодаря своему благолепию.

Особняк Рябушинского как частичное отражение внутреннего мира Максима Горького

Дело в том, что раньше эта усадьба была жилищем Максима Горького, классика русской литературы, чьи произведения воспитывают подрастающее поколение и потрясают взрослых своей глубиной и нравственностью. Отличается особняк Рябушинского еще и тем, что он полностью открыт для посещения, поэтому любой желающий может приобрести билет и осмотреть музей-квартиру не только на фотографиях в буклете, но и вживую. Несмотря на огромные размеры Москвы, в столице России можно найти совсем немного подобных домов, доступных для глаз любопытного туриста изнутри, а это еще больше подогревает интерес к этому особняку.

Красота для всех желающих

Особняк Рябушинского интересен еще и потому, что представляет собой самый настоящий музей. Многие дома в стиле модерн приютили в своих стенах посольства иностранных государств, и поэтому вход в них не такой уж и свободный, хотя осматривать их с улицы, конечно же, никто не запрещает.
Однако некоторым особым любителям архитектуры не хватает такого поверхностного осмотра, поэтому им приходится ждать подходящего момента, чтобы осмотреть здание изнутри.

В этом же частном строении расположился первоклассный музей Горького. Особняк Рябушинского интересен не только тем, что в его стенах когда-то проживал писатель-классик, но еще и своим необычным и очень красивым архитектурным оформлением. Расположен он на Малой Никитской, недалеко можно найти станцию метро. Местные жители хорошо знают расположение этого памятника архитектуры и культуры, поэтому в любой момент можно спросить у прохожего дорогу и быть уверенным, что он подскажет ее правильно.

Уютное пристанище для верующего

Многие интересуются, чем же все-таки так интересен особняк Рябушинского? Официальный сайт, предлагающий профессиональные экскурсии внутри этого частного дома, рассказывает, что сконструирован и построен он был под началом архитектора Ф. О. Шехтеля. Изначально последний просто исполнял личный заказ Степана Павловича Рябушинского, который мог себе это позволить, будучи миллионером, успешным банкиром и фабрикантом с видным положением в обществе.

Рябушинский известен тем, что всю свою жизнь коллекционировал иконы - он был свято верующим человеком. Его личность также интересна тем, что он начал одним из первых пробовать реставрировать старые поврежденные образы. Он сражался за их культурно-историческую значимость и не мог позволить, чтобы испорченные шедевры подвергались утилизации, поэтому и стал заниматься этой благородной деятельностью. Однако особняк Рябушинского в Москве привлекает туристов именно из-за факта проживания там Максима Горького.

Асимметрия и оригинальность

Даже современные архитекторы подчеркивают очень колоритный дизайн здания. Считается, что каждая черточка узора, украшающего особняк, неповторима и индивидуальна. Жилые здания, которые строятся сегодня, ориентированы больше на удобство, чем на эстетику, поэтому современному человеку такой подход к жилищному вопросу может показаться несколько диким. Однако раньше архитекторы относились к своей работе исключительно как к творчеству, поэтому каждое созданное ими строение должно было представлять собой самое настоящее произведение искусства.

Можно сказать, что особняк Рябушинского отличается несколько резкими, асимметричными выступами стен, которые, как ни странно, совсем не портят его внешний вид. Стилизованные растительные мотивы выполнены очень тонко и изящно, и каждый из них также исключительно оригинален. Преклоняться перед талантом Ф. О. Шехтеля начал бы любой скептик, бросивший только один внимательный взгляд на экстерьер этого особняка.

Незабываемые впечатления за небольшие деньги

Мало что привлекает туристов Москвы неразгаданными тайнами и общей атмосферой некоторого мистицизма так же сильно, как это делает особняк Рябушинского. Часы работы его стандартны: с 11 до 17 вечера. В это же время открыто большинство исторических музеев Европы.

Билет для осмотра особняка изнутри стоит совсем немного - всего лишь 200 рублей со взрослого человека. Туристы начинают свою экскурсию с черного хода, что еще добавляет ей большей колоритности. Конечно, не все предметы интерьера со времени проживания здесь Горького сохранились, многие были заменены. Общий интерьер повторяет стандартное 30-х годов.

Очень интересно то, что в музее аккуратно ведется так называемый «дневник посетителей», куда заносятся имена абсолютно всех желающих пройти экскурсию. Стоит ли говорить, что дневник этот - далеко не школьная тетрадь в клетку на 24 листа, а самая настоящая книга довольно серьезного вида.

Подходящее место, чтобы побыть наедине с собой

Особняк С. П. Рябушинского интересен не только тем, что очень точно воссоздает атмосферу, в которой проживал русский классик, но и тем, что сохранил целую личную библиотеку знаменитого писателя. Она представляет собой особую ценность, поэтому посетители могут только бегло осмотреть ее, а вот посидеть и почитать старые книги здесь уже не получится.

Если вам посчастливилось посетить музей-квартиру вечером или в пасмурную погоду, вы можете увидеть неповторимые цветочные узоры в молельне, которые тускло, но очень красиво светятся в темноте. Посетители могут наслаждаться почти этим магическим видом сколько угодно (конечно, до закрытия музея-квартиры).

Так как в музеях не принято громко разговаривать, здесь получится побыть наедине с собой и, возможно, испытать именно те эмоции, которые когда-то испытывал живущий здесь русский классик Максим Горький.

Спаситель особняка Рябушинского, Максим Горький

Посетители обязательно должны иметь в виду, что сам Максим Горький проживал только на первом этаже особняка, а на втором же этаже музея-квартиры когда-то ютилась его семья. Конечно, из-за того что особняк несколько раз менял хозяев, обстановка в нем постоянно менялась. Но посетители при желании могут увидеть изначальный интерьер здания на многочисленных фотографиях. Здесь же желающие увидят множество снимков, на которых запечатлены бывшие владельцы особняка и некоторые сцены из их жизни. Можно сказать, что Горький в свое время спас здание от полного уничтожения, а ведь эта печальная судьба постигла многие частные московские дома того времени.

Место, которое должен посетить каждый турист в Москве

Изначально особняк Рябушинского не был приспособлен к приему большого количества посетителей, и это очень сильно отражается на интерьере. Заказывать здесь экскурсии целыми группами бывает не всегда удобно, поэтому лучше посетить музей-квартиру самостоятельно. Талантливый архитектор Шехтель позаботился о том, чтобы человеку в полном одиночестве было максимально комфортно находиться в этом доме, несмотря на множество асимметричных дизайнерских решений и острых углов. В целом, впечатления после посещения особняка Рябушинского очень положительные, и этому во многом способствует цветовая гамма стиля модерн - светлые, жизнеутверждающие цвета и красивые растительные узоры.

История этого здания в центре Москвы связана с именами трёх знаменитых людей России, хотя мемориальная доска на здании упоминает только об одном. Особняк в стиле модерн построил архитектор Шехтель для миллионера Рябушинского, а жил там самое продолжительное время писатель Горький. Этот особняк связал навсегда в истории жизнь этих выдающихся людей, и рассказывая о доме, невозможно не рассказать о каждом. Жили они в одно время, а судьбы их сложились по-разному...
Вообще, в Москве не так много особняков начала XX века, открытых для посещения. Особенно таких, как особняк Рябушинского - шедевр московского модерна, классика жанра. Давно хотелось побывать внутри и посмотреть знаменитые интерьеры. Ведь, в другие особняки Москвы, расположенные в центре, попасть довольно сложно, потому что в них находятся или посольства разных стран, или другие важные государственные учреждения, да и к тому же внутреннее пространство давно переделано в соответствии с современными требованиями удобства. А в этом особняке можно увидеть то, что было задумано Мастером.

1. Особняк для С. П. Рябушинского построил Федор Осипович Шехтель (1859-1926) - величайший русский архитектор рубежа XIX и XX веков, кавалер орденов Святой Анны и Святого Станислава, создатель русского и московского модерна. Будущий архитектор происходил из семьи колонистов из Баварии, прибывших в июне 1766 года в колонию Шукк под Саратовом. Его отец был инженером-технологом, а мама Дарья Карловна, в девичестве Розалия-Доротея Гетлих, позднее работала экономкой у Третьякова. Многие из памятников архитектуры, построенные Шехтелем в Москве, вошли в Золотой фонд отечественной архитектуры и находятся под охраной государства. По его проектам в столице создано более 50 зданий, и многие из них сохранились до наших дней. Его главные сооружения в Москве: особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке (1893), Художественный театр (1902), Ярославский вокзал (1902). Прекрасным образцом стиля "неоклассика", в котором тоже работал Шехтель, служит кинотеатр "Художественный" на Арбатской площади.


Фёдор Осипович Шехтель

После революции в 1918 году особняк на Большой Садовой, построенный архитектором для своей семьи, Шехтель успел продать. Он поселился на Большой Дмитровке у дочери Веры. В квартиру подселили жильцов, и в последние годы великий архитектор жил в коммуналке. Похоронен он на Ваганьковском кладбище. А его шедевр - особняк на Малой Никитской до сих пор служит украшением столицы.

2. Особняк был построен в 1900-1902 годах по заказу 26-летнего предпринимателя С.П. Рябушинского. В нём архитектор продумал все, начиная от планировки и кончая внутренней отделкой помещений. Дом совмещал в себе достижения стиля Ар Нуво (отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных линий, интерес к новым технологиям) с русской архитектурной традицией.
Небольшой особняк состоит из нескольких объемов, каждый из которых неповторим. Фасады облицованы глазурованным кирпичом светлых тонов, сверху дом украшает мозаичный фриз с изображением орхидей. Здание - двухэтажное, но разноуровневые окна различных форм создают эффект многоэтажности.

3. Внимание сразу привлекает удивительный мозаичный фриз с орхидеями, выполненный по эскизам Шехтеля. В эстетике модерна особую роль играли символ и загадка, например, бутон воспринимался как символ зарождающейся жизни . Украшение на фасаде особняка указывает на наличие какой-то тайны в доме.

4. Степан Павлович Рябушинский (1874-1942) - известный российский предприниматель, банкир, коллекционер, представитель династии Рябушинских. Известен как собиратель икон. Коллекция икон Рябушинского считалась одной из лучших в России. Во многом благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, были открыты многие шедевры иконописи. Степан Рябушинский организовывал выставки иконописи, в том числе и знаменитую выставку, приуроченную к 300-летию Дома Романовых в 1913 году.


Семья Рябушинских - Степан Павлович, Анна Александровна и Борис

После русской революции 1917 года Степан Рябушинский эмигрировал в Милан. Собрание икон Рябушинского поступило в Государственный музейный фонд, большая часть (54 иконы) находится в отделе древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереи, остальные распроданы или переданы в другие музеи.

5. После эмиграции Рябушинских здание пережило многих владельцев. В нём располагались различные государственные структуры. Были утрачены некоторые предметы мебели и осветительные приборы того времени, выполненные по эскизам Шехтеля, разрушена вентиляционная система и разобран уникальный камин из каррарского мрамора. В 1931 году в особняк въехал М. А. Горький, и теперь это здание является мемориальным домом-музеем Горького. Можно считать, что Максим Горький косвенным образом спас особняк от полного разрушения, искажения до неузнаваемости и передачи в ведение какого-либо учреждения.

6. Парадный подъезд выходил на Малую Никитскую, по другому крыльцу можно было спуститься в сад Сейчас главный вход закрыт.

7. По сравнению с началом XX века, интерьеры частично изменились, даже вход в здание сейчас расположен со стороны Спиридоновки, однако основное удалось сохранить. Кроме того, в музее есть альбомы с фотографиями и зарисовками несохранившихся интерьеров.

8. Раньше этот вход считался чёрным и был предназначен для прислуги.

9. При особняке есть довольно большой участок, обнесенный невысокой декоративной оградой в стиле модерн.

10. На территории особняка был построен флигель, где находились конюшня, прачечная, дворницкая и проживала прислуга Рябушинских. В одном из помещений флигеля с 1941 по 1945 год жил писатель А.Н. Толстой, сейчас здесь его музей-квартира.

Осенью 1913 года в особняке Степана Павловича Рябушинского на Малой Никитской произошла одна из последних встреч (без посторонних) большого семейства миллионеров Рябушинских. В то время Рябушинские были известны по всей России: от Риги до Баку, от Архангельска до Тифлиса. Происходили они из свободных крестьян-старообрядцев Боровско-Пафнутьевского монастыря. К началу XIX века Боровск превратился из первых духовных центров России в обычный провинциальный городишко на полпути меж Калугой и Москвой.Там вырос дед прославленных братьев Рябушинских, Михаил Яковлевич. В двенадцать лет он был отдан в Москву, в ученье по торговой части. Торговля шла успешно, и в 16 лет Михаил Рябушинский записался в третью купеческую гильдию, предъявив по тем временам солидный капитал в тысячу рублей. С этого и начались миллионы Рябушинских.
Его сын Павел Михайлович Рябушинский уже сильно отличался от отца, основателя династии. Он представлял второе поколение отечественных предпринимателей, которые интересовались политикой, искусствами и науками. П.М. Рябушинский избирался от своего сословия в члены Московской Думы, коммерческого суда, Московского биржевого общества. Своим сыновьям он передал отлично отлаженное и энергично развивающееся дело, а также 20 миллионов ассигнациями - огромное состояние.
Третье поколение русских предпринимателей братьев Рябушинских получило прекрасное образование. Они окончили Московскую практическую академию коммерческих наук, знали два-три европейских языка. В большинстве своем они были умны, активны, готовы к масштабной деятельности и широкой благотворительности.


Слева направо - Павел, Михаил, Владимир, Степан, Николай, Сергей, Фёдор, Дмитрий Рябушинские

Павел Павлович Рябушинский, председатель "Товарищества", хозяин Московского банка, главный редактор газеты "Утро России", один из лидеров Партии прогрессистов - самый яркий представитель русского крупного капитала. В нем уживались своеобразная деловая этика старообрядческой среды, широкая натура русского купца и благотворителя с железной цепкостью образованного предпринимателя ХХ века. К началу десятых годов Павел Павлович возглавлял уже крупнейшую финансовую монополию. Всюду, где только возможно, его "Средне-Российское акционерное общество" противостояло иностранцам: геологическая разведка на Севере, в районе Ухты, лесозаготовка, расширяющиеся интересы в нефтяной промышленности, первые шаги отечественного машиностроения, автомобильная и авиационная отрасль и другие сферы.
Его ближайшие соратники в деле - братья Степан, Сергей и Владимир, стояли у истоков отечественной автомобильной промышленности, основали первый в России автомобильный завода АМО (ЗИЛ), и к тому же - археологи, коллекционеры и специалисты по древнерусской иконописи. Михаил - тоже был коллекционером. Его собрание русских и западноевропейских художников стало жемчужиной фондов нескольких ведущих советских музеев. Николай, известный литератор, основатель журнала "Золотое руно", публиковавший под псевдонимом Н. Шинский стихи и прозу в "Мусагете" и других модных издательствах начала века. Дмитрий, один из крупнейших в мире специалистов в области теории воздухоплавания, устроил еще в 1904 году в семейном имении Кучино единственный в мире частный "Аэродинамический институт". Впоследствии он эмигрировал во Францию, где продолжил свои исследования и стал французским академиком.
Вот такими были русские миллионеры! Наиболее яркие представители русского делового сообщества начала прошлого века Рябушинские всегда ориентировались только на русский рынок. После Рябушинских в новой России, которой они уже не знали, остались прекрасные здания, фабрики, заводы, научные учреждения.

11. Парадная прихожая была выполнена в стилистике модерна.

12. Украшали дом Рябушинского девять уникальных витражей, изготовленных по эскизам Шехтеля. Они выполняли и архитектурные задачи. Например, изображение с соснами и уходящими вдаль полями создавало иллюзию окна, тем самым зрительно увеличивая пространство.

13. Все помещения дома группируются вокруг главной лестницы высотой 12 м в виде серо-зеленой волны из мрамора, в самом начале которой выплывает медуза-светильник. На вершине лестницы стоит колонна.

14. Лестница изготовлена из эстонского вазалеммаского мрамора. Красивый камень обработали в московской мастерской М.Д. Кутырина. В начале лестницы есть очень интересная мраморная лавочка: чтобы не замерзнуть, сидя на ней, на неё направлялся поток теплого воздуха из специальной решетки, сейчас эта система подогрева уже не работает.

15. Светильник в виде медузы.

16. Между пролётами лестницы предусмотрено место для отдыха.

17. Медуза при взгляде на неё сверху превращается в черепаху (олицетворения жизни активной и жизни созерцательной ). Лестница становится не просто приспособлением для физического подъема, а символом духовного восхождения человека .

18. Степан Рябушинский одним из первых занялся реставрацией старых икон. Поэтому в его доме было предусмотрено место для реставрационной мастерской. Уже в 1914 году журнал "Русская икона" сообщил, что Рябушинский в своём доме на Никитском собирается открыть музей иконы.

19. Двери, ручки, плафоны дома - это водоросли, ракушки, морские коньки, черепахи.

20. Предусмотрел Шехтель в доме и молельню, имеющую по традиции круглый купол. Само помещение расположено в мансарде, в северо-западной стороне дома. Во время постройки здания эту комнату сделали потайной. Чтобы попасть в нее, владельцы шли по второму этажу. (Фото молельни сделать не успели - музей закрывался.)

21. Колонна с массивной капителью украшена прекрасными лилиями, символом чистоты , и отвратительными саламандрами - символом зла . Особенное значение имела и узкая галерея. Она означала, что путь к добру узок и тернист. Затем верующие шли по чёрной лестнице.

22. Декоративный балкончик внутри дома украшал подъём (вид с площадки второго этажа). Все стенные шкафы были сделаны уже по заказу Горького.

23. Кабинет секратаря А.М. Горького.

24. В пяти мемориальных комнатах (библиотеке, кабинете, спальне, столовой и секретарской) сохранилась подлинная обстановка и личные вещи А.М. Горького, который жил здесь с 1931 по 1936 годы. Личная библиотека писателя используется в научных исследованиях.

28. Окна первого этажа просто поражают воображение своей формой и размером.

29. Тонкая деревянная резьба украшает двери. Цветочные мотивы и волны - символ вечного движения в рисунке паркета холла и столовой.

30. В библиотеке открывается прекрасный вид из окна, рама окна имеет необыкновенно затейливую форму.

31. Лепнина потолка библиотеки - фантазийные водные растения, улитки.

32. Рабочий кабинет А.М. Горького.

33. Вдоль стен шкафы, где разместилась внушительных размеров коллекция резных работ из кости мастеров XVIII-XX веков (нецке).

34. Вид из окна кабинета Горького.

35. На письменном столе лежат предметы, по-видимому, принадлежащие писателю.

36. Спальня Горького на первом этаже. Писатель занимал комнаты первого этажа, а на втором располагалась семья писателя - его сын с женой и детьми.

37. Вид из окна спальни тоже радует глаз.

38. На втором этаже сейчас располагается экспозиция, посвящённая писателю А.М. Горькому - картины, подарки. В этом доме писатель провел последние годы жизни, работая над романом-эпопеей «Жизнь Клима Самгина».

39. В залах второго этажа висят оригиналы известных художников, друживших с Горьким и даривших ему свои работы.


Б. Григорьев. Портрет А.М. Горького, 1926 год


Итальянские пейзажи В. Ходасевич


В. Ходасевич. Н.А. Пешкова, 1920-е годы

42. Две картины М. Нестерова: слева Вечер на Волге (Одиночество) , 1932 год; справа Больная девушка , 1928 год.

43. В этом удивительном особняке переплелась жизнь выдающихся людей своего времени. Сложная судьба и у этого дома...

Загрузка...